Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметом исследования

  • Цель исследования

  • Задачи исследования

  • Для реализации поставленных целей и задач использованы следующие методы исследования

  • Практическая часть работы

  • Теоретическая база исследования

  • Новизна исследования

  • Практическая значимость

  • Выпускная квалификационная работа состоит из

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

  • 1.1. Поэтический текст и его методическая интерпретация

  • 1.2. Психофизиологические механизмы текстовой деятельности учеников

  • ВКР-Папилина-Е.В. Формирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка


    Скачать 75.73 Kb.
    НазваниеФормирование дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка
    Дата28.04.2023
    Размер75.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР-Папилина-Е.В.docx
    ТипДокументы
    #1096417
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Объектом исследования является изучение теоретических основ формирования дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста на уроках русского языка.

    Предметом исследования являются методика применения и использования поэтического текста для лингвистического анализа на уроках русского языка.

    Цель исследования состоит в совершенствовании методики, развивающей познавательную деятельность учащихся 5-9 классов на уроках русского языка, с использованием дидактических материалов, построенных на основе поэтического текста, а также экспериментальной проверке эффективности новой методики на уроках русского языка в средней школе.

    Задачи исследования:

    1. установить степень разработанности различных аспектов проблемы в психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе;

    2. выявить состояние исследуемой проблемы в практике обучения русскому языку;

    3.создать программу опытного обучения для проведения уроков объяснения нового материала, обобщения и систематизации знаний при изучении различных разделов русского языка с целью анализа лингвистического материала и определить место этих уроков в системе обучения русскому языку;

    Для реализации поставленных целей и задач использованы следующие методы исследования:

    описательно-аналитический (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);

    социолого-педагогический (анкетирование учителей и учащихся, беседы, целенаправленное наблюдение за учебным процессом, анализ творческих работ (изложений и сочинений), программ и учебников по русскому языку;

    экспериментальный (организация и проведение педагогического эксперимента (констатирующего, обучающего, контролирующего).

    Практическая часть работы будет заключаться в создании упражнений с поэтическим текстом на уроках русского языка. Подобрана база дидактических материалов для лингвистического анализа поэтического текста В.В. Маяковского на уроках русского языка («Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте», «Тучкины штучки», «Театры», «Ешь ананасы, рябчиков жуй…», «Облако в штанах», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Шумики, шумы и шумищи», «Скрипка и немного нервно», «Прозаседавшиеся»).

    Теоретическая база исследования.

    Поэтический текст - один из самых действенных факторов, обогащающих эмоциональную сферу юного читателя, так как он соединяет в себе познавательное с эстетическим. Такие ученые, как Буслаев Ф.И., Бунаков Н.Ф., Востоков А.Х., Стоюнин В.Я., Водовозов В.И., Острогорский В.П., Ушинский К.Д. видели необходимость обращения к поэтическому тексту на уроках русского языка.

    Работа с поэтическим текстом на языковом уровне может представлять собой расшифровку индивидуальных авторских символов и лексем [Виноградов, 1963: 38], размышления над «различного рода архаизмами и историзмами, а также индивидуально-авторскими неологизмами в лексике, .инновации в области .фразеологии и сочетаемости слов» [Шанский, 1979: 57]. На материале лирики легче осваивать технику выразительного чтения. О совмещении первоначального чтения с работой над языковым материалом писали такие ученые-литературоведы, как Гуковский Г.А., Лотман Ю.М., Степанова Г.В., Храпченко М.Б., а также методисты Буслаев Ф.И., Данилова В.В, Рыбникова М.А., и другие.

    Работа по изучению художественного текста на уроках русского языка велась многими учеными-методистами: Шанским Н.М., Пахновой Т.М., Дейкиной А.Д., Львовой С.И. и другими. Поэтический текст всегда применялся на уроках русского языка и, как показывает анализ современных учебников по данному предмету, продолжает использоваться в качестве дидактического материала для упражнений довольно часто, поэтому методика, представляющая поэтический текст как основу для построения поисковых задач с целью развития познавательной деятельности, будет актуальна и востребована.

    Новизна исследования состоит в разработке методического материала для применения в школе на уроках русского языка лингвистического анализа на примере произведений В. В. Маяковского

    Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения исследуемого материала в школе на уроках русского языка 5-9 классов с включением произведений Маяковского

    Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

    1.1. Поэтический текст и его методическая интерпретация

    В языке закреплены следующие нормы:

    1. орфоэпические (нормы произношения звуков, постановки ударений, соблюдения правильной интонации),

    2. лексические (нормы употребления слов, в зависимости от их

    значения),

    1. фразеологические (нормы употребления фразеологизмов в

    свойственном им лексическом значении),

    1. словообразовательные (правила создания новых слов по известным языку моделям),

    2. морфологические (правила образования и изменения частей речи)

    3. синтаксические (нормы построения синтаксических конструкций словосочетаний, предложений),

    4. стилистически нормы (владение языковыми средствами и умение их использовать в том или ином функциональном стиле).

    Литературная норма характеризуется обязательностью для всех

    носителей языка, употреблением во всех сферах общественной жизни,

    относительной устойчивостью, распространенностью на все ярусы языковой системы. [Ожегов, 1974: 51]

    Главная функция нормы охранная, ее назначение - в сохранении

    богатства литературного языка. Источники изменения норм литературного языка различны: живая, разговорная речь, местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, другие языки. Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка. Историческая смена норм литературного языка - закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, функционирование литературы приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

    Поэтический текст, по мнению многих исследователей, не только средство выражения мысли и чувства, но и средство познания мира.

    Он несет в себе информацию о человеке, обществе, мире. В нем отражена духовная жизнь человека, его миропонимание. Посредством поэтического текста мы познаем мир. Поэтому для нас важно понять, что же такое поэтический текст.

    Поэтический текст - это выражение мыслей и чувств автора в художественной форме. Он создается по законам поэзии. Поэтический текст можно сравнить с музыкой - он создается по определенным законам. Эти законы можно изучать и постигать, они являются предметом изучения литературоведения. [Лотман Ю.М., 1972: 47]

    При анализе художественного текста необходимо учитывать его композицию.

    Композиция художественного произведения – это не только расположение отдельных частей произведения в определенной последовательности, но и внутренняя взаимосвязь частей между собой. В литературном произведении можно выделить три основных вида композиции: 1) повествовательная (рассказ, новелла, повесть); 2) композиция, основанная на действии или событии; 3) композиция, связанная с развитием характера (психологическая композиция). [Карпов Д.Л.,2015: 43]

    Поэтический текст, как и любой другой, основан на композиции повествовательного характера.

    Повествование может быть основано на последовательном описании событий (событийная композиция) или же на развитии действия (сюжетная композиция). При этом в каждой ситуации автор должен представить себе будущее состояние дела.

    Рассказ же, наоборот, как правило, имеет в начале какой-то сюжет. Развив в себе определенный сюжет, автор рассказанного раскрывает его последующее развитие.

    Сюжет, в свою очередь, должен быть построен так, чтобы его было интересно читать. Например, самый хороший сюжет – это тот, в котором есть хотя бы небольшой конфликт.

    Но чтобы мы прочли рассказ, нужно, чтобы в нем присутствовали события. Необходим какой-либо конфликт в сюжете, чтобы читатель заинтересовался событиями и захотел дочитать до конца.

    В повествовании-рассказе, когда автор описывает событие, происходящее в начале какого-то действия, еще нет четко выраженного сюжета, нам показывают лишь, где и когда оно произойдет. Повествовательные тексты используются в основном для того, чтобы описывать не события, а изменения, которые произойдут в результате тех или иных событий. Герои могут испытывать какие-то чувства, но они еще не становятся самостоятельными действующими лицами. Повествовательные повествования имеют тенденцию в повествованном изображении избегать действия.

    Сюжетная и психологическая композиции в повествование-рассказы отличаются, прежде всего, тем, что сюжет предполагает определенное развитие событий, а психологическая композиция – нет.

    При создании психологического повествования автор должен увидеть связь между событиями, явлениями, характерами и мыслями героев. То есть, текст должен быть наполнен мыслями и чувствами, вызывающими определенные эмоции. А это уже можно осуществить, только учитывая композицию. Поэтому, когда мы анализируем поэтические произведения, нужно рассматривать композицию как способ связи между строчками в поэтическом тексте.

    Для построения сюжета мы должны добиться того, что главный герой не только должен быть хорошим, но также и не должен быть плохим. Главный герой – не абстрактный, а конкретный человек, который получает конкретное задание.

    Если мы попытаемся проанализировать текст по теме, то нам будет необходимо определить, какова должна быть тема данного произведения.

    Различные авторы по-разному воспринимают тему текста. Изучая, содержание, мы можем прийти к заключению, что в целом тема должна быть эмоционально выразительна и жизненна.

    В конечном итоге, это возможно только тогда, когда объединены и сюжетная, и психологическая, и эмоциональная композиции.

    Нарисуем метафору: жизнь после жизни – это «овощной холодильник». В том случае, если бы некоторые обитатели «овощехранилища» были живыми людьми, то они могли бы испугаться, когда их вынесли на свет. Но, к счастью, после того как только один заглянул в этот «холодильник», все остальные, в том числе и он сам, совершенно не боятся.

    Таким образом, принципы композиции можно сформулировать так:

    1) принцип единства;

    2)принцип соподчиненности;

    3) принцип изоморфизма.

    1.2. Психофизиологические механизмы текстовой деятельности учеников

    В процессе общения с учителем и другими учениками происходит не только формирование их личности, но и усвоение ими определенных знаний и способов умственной деятельности. Изучение психологических аспектов обучения и развитие личности ученика предполагают, прежде всего, анализ тех процессов, которые происходят в психике человека при овладении учебной деятельностью.

    В психологии принято различать два вида учебной деятельности: деятельность ученика и деятельность учителя. Учащиеся – это субъекты учебной деятельности, учитель же – субъект деятельности. При этом, как известно, в учебной деятельности всегда участвуют и три субъекта: учитель – ученик – предмет. У каждого из них свои специфические роли. Учитель – это человек, который обучает, передает ученику знания, умения и навыки, а также воспитывает его.

    Ученик – человек, усваивающий знания, навыки и умения в процессе обучения, а также развивающий свои способности и формирующий свою личность. Предмет – то, что ученики изучают в школе. В учебной деятельности участвуют все субъекты, но каждый из них выполняет свои особые роли. В частности, роль учителя заключается в том, чтобы направлять и контролировать деятельность учеников, создавать для них ситуации успеха, проверять знания и умения учеников, вести их к нужному результату.

    Роль ученика заключается в сознательном выполнении учебной деятельности, в активном поиске знаний, в самостоятельной постановке целей и задач, в самоконтроле и самопроверке. Роль преподавателя заключается в создании условий для усвоения знаний и умений, в подготовке к уроку, во введении и объяснении нового материала, в проверке знаний учащихся, в обобщении результатов и анализе учебного процесса.

    На уроке учитель организует деятельность учащихся по усвоению новых знаний и способов действий, а также контроль и оценку их деятельности. Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями, которые позволят им свободно ориентироваться в жизни, правильно воспринимать явления окружающей действительности, успешно взаимодействовать с людьми в коллективе, решать учебные задачи, выбирать профессию.

    Эти процессы протекают в условиях общения человека с другими людьми, в ходе усвоения знаний, умений и навыков. А. Н. Леонтьев указывал, что общение выступает как один из основных факторов, определяющих развитие психики человека. Оно дает материал для развития тех сторон психической деятельности, которые в первую очередь связаны с предметными действиями и деятельностью. [Леонтьев, 1976: 44]

    Эти стороны психики могут быть представлены в виде определенных форм интеллектуальной деятельности. В частности, А. Р. Лурия отмечал, что умственное развитие ребенка определяется прежде всего тем, насколько он способен к деятельности с предметами, к действиям с ними. На основе предметной деятельности складывается умение ориентироваться в пространстве. Развитие речи предполагает овладение языком, а овладение речью — это не только использование языка, но и овладение средствами общения. [Лурия, 1979: 48]

    Вместе с тем для ребенка, как и для взрослого, характерно использование тех же психических процессов, что и для других людей. Все эти процессы, их развитие и функционирование — очень тонкий механизм, который требует контроля со стороны сознания. Овладение этими процессами, их применение в новых условиях требует целенаправленного контроля сознания. Этот контроль осуществляется на основе определенных знаний, которые получает ребенок.

    Знания позволяют ребенку ориентироваться в новой ситуации и применять свой опыт, накопленный в прошлом. В процессе усвоения знаний ребенок овладевает способами выполнения действий. Он учится не только воспринимать и воспроизводить то, что ему уже известно, но и применять эти способы в новых ситуациях, требующих от него не просто воспроизведения, а умения действовать творчески. Так постепенно у ребенка появляется способность мыслить, решать проблемы, т. е. способность к творчеству.

    Творческое мышление – это способность человека к изобретательству, к созданию новых идей, открытий. Для этого необходимо развивать у детей способность к анализу и синтезу, абстрагированию и конкретизации. В этом заинтересованы родители и учителя, так как творческий человек всегда найдет выход из любой ситуации, а значит, достигнет успеха. Чтобы ребенок мог успешно учиться, необходимо предоставить ему возможность самостоятельно решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.

    В этом случае необходимо выделить те процессы, которые непосредственно связаны с обучением и развитием учащихся. К числу таких процессов относятся: 1) восприятие учебного материала; 2) запоминание; 3) переработка информации и ее хранение; 4) формирование понятий; 5) обобщение и систематизация; 6) применение знаний; 7) мышление; 8) память; 9) эмоции; 10) воля; 11) темперамент; 12) характер.

    Для того чтобы учащиеся могли успешно усвоить новые знания, им необходимо приложить определенные усилия. При решении задач, требующих от учащихся умственного напряжения, применяются методы обучения, в основе которых лежат методы активного и сознательного усвоения знаний. В ходе решения задач у учащихся развиваются способности к самостоятельному обучению, к логическому мышлению, к усвоению новых знаний, умений, навыков. Эти способности развиваются при использовании методов активного обучения.

    Методы активного обучения – это способы организации познавательной деятельности учащихся, при которых они самостоятельно добывают знания в процессе решения практических задач или проблем, выполнения творческих заданий. Одним из важных средств активизации познавательной деятельности является применение различных форм организации учебной работы. В зависимости от характера познавательной деятельности выделяют следующие формы организации обучения: фронтальную, групповую, индивидуальную, парную.

    В зависимости от характера учебной деятельности и характера усвоения знаний выделяются следующие стадии: 1) ознакомление с новыми понятиями; 2) осмысление и запоминание полученных сведений; 3) применение понятий в знакомой ситуации; 4) обобщение; 5) использование понятий в незнакомой ситуации. На первой стадии человек, как правило, не осознает и не запоминает получаемые знания. На второй стадии усваиваются только те понятия, которые необходимы для решения данной проблемы. Именно в этот период формируются умения использовать полученные знания в конкретной ситуации, в новых условиях. Третья стадия характеризуется тем, что человек начинает применять полученные ранее знания к новым ситуациям. В этот период он уже может не только применять знания, но и анализировать их, а также строить предположения о решении поставленной задачи. На четвертой стадии происходит обобщение полученных знаний, формирование новых понятий, т. е. накопление новых знаний.

    При этом следует иметь в виду и то, что усвоение знаний является не единственным и не самым важным моментом в формировании личности школьника. Важнейшим является развитие его мышления, в частности формирование умений и навыков умственной работы, без чего невозможно овладение никакими знаниями. В связи с этим анализ процесса усвоения знаний необходимо дополнить анализом тех умственных действий, с помощью которых ученики овладевают знаниями и навыками.

    Поэтому в данном случае речь идет об умственном развитии детей. Умственное развитие детей есть сложный и длительный процесс, обусловленный различными сторонами их личности, и прежде всего развитием их сознания. Если развитие сознания детей изучать по отдельным психическим процессам, то можно увидеть, что на каждом возрастном этапе оно развивается в своем направлении, т. е. в связи с наиболее важными сторонами личности.

    Например, если рассматривать развитие ребенка с точки зрения развития его речи, то легко убедиться, что этот процесс идет по линии обогащения и усложнения его словарного запаса, развития грамматического строя речи и т. д. Но в то же время при этом развитии постоянно расширяется и его кругозор, его «мир», он приобретает все более широкий и глубокий круг представлений, которые, в свою очередь, обусловливают развитие его мышления. И все это – по мере того как развиваются его сознание и мышление.

    Умственная работа по усвоению знаний и навыков представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных этапов. К ним относятся: 1) ознакомление с изучаемым материалом; 2) обобщение и систематизация знаний; 3) применение знаний в знакомой и новой ситуации; 4) закрепление и углубление знаний. На каждом этапе умственной деятельности учащиеся выполняют те или иные операции, т. е. имеют место различные виды умственных действий.

    Для этого следует рассмотреть этапы процесса усвоения. Процесс усвоения знаний и умений состоит из ряда этапов: 1) осознания знаний и представлений; 2) их запоминания; 3) воспроизведения знаний и действий; 4) применения знаний и навыков; 5) обобщения, систематизации и доведения знаний до уровня навыков. При этом на каждом этапе учащиеся в основном выполняют одно и то же действие (или группу действий), но в разных условиях и разными способами.

    Наблюдая за работой учащихся, учитель может определить, какой тип мыслительной деятельности преобладает у них при решении той или иной задачи. Например, если учащиеся, работая над задачей о движении тел, решают ее разными способами, то их мыслительная деятельность оказывается различной. Если они решают задачу, пользуясь методом проб и ошибок, — это свидетельствует о недостаточно развитом мышлении, так как такой способ решения задачи не может быть назван рациональным. Но если они решают ту же задачу по-иному, вырабатывая определенные правила, которые позволяют им использовать тот или иной способ для решения данной задачи, то такая деятельность свидетельствует об очень высоком умственном развитии учащихся. Таким образом, мыслительные процессы, протекающие в мозгу человека, имеют огромное значение для его умственного развития. Овладение мыслительными операциями является необходимым условием всякого умственного действия.

    Наблюдая за деятельностью детей, стоит отметить, что они с самого раннего возраста начинают пользоваться такими мыслительными приемами, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.д. Эти операции они выполняют, опираясь на зрительную и двигательную наглядность. Но уже на более поздних ступенях развития дети начинают использовать более сложные способы умственных действий, и в частности такие, как абстракция, классификация. Важной задачей является развитие у детей способности к классификации.

    Для того чтобы успешно выполнять это задание, необходимо научить детей выделять существенные признаки предметов, которые объединяются в группы, а также устанавливать отношения между предметами, входящими в группу. Это задание предполагает развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения, связи между событиями. В этом случае дети должны уметь различать предметы по существенным признакам, находить общие, характерные для них признаки. Например: к группе «сухофрукты» относятся яблоки, груши, чернослив, изюм, финики, курага. Какие еще сухофрукты есть в доме? Назовите их. (Сушеные абрикосы.) В этой группе может быть несколько подгрупп. Например, яблоки бывают разные по цвету и вкусу. Их можно разделить на синие, красные, желтые. А груши бывают разных видов: с красными боками и белыми, с желтой мякотью и черными точками. Подгруппы могут быть разные. Дети должны научиться выделять существенные признаки и устанавливать отношения.

    Это связано с тем, что психофизиологические процессы, лежащие в основе познавательных процессов, тесно связаны с психологическими процессами, которые влияют на поведение человека в школе, в классе и на уроке. Психологические процессы, непосредственно связанные с овладением учебной деятельностью, - это восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Под восприятием понимается отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, явлений, событий, а также связей между ними.

    Восприятие, являясь основой познания, выступает и как цель деятельности. Воспроизведение - процесс запоминания и сохранения в памяти следов прошлого опыта. В ходе воспроизведения человек не только актуализирует в памяти свой прошлый опыт, но и осуществляет сознательную деятельность по созданию образа предмета, события, явления.

    Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или деятельности. Оно может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание возникает неожиданно, без усилий человека, непроизвольное. Произвольное - требует волевых усилий. Регуляция внимания осуществляется с помощью таких психических процессов, как память, мышление, воображение. Память - способность человека к сохранению, закреплению и воспроизведению впечатлений, знаний, умений, навыков, мыслей и чувств. Она бывает произвольной и непроизвольной. Простая память - удержание в сознании прошлого впечатления на короткий промежуток времени.

    Восприятие, являясь основным познавательным процессом, имеет сложную структуру. Оно включает в себя ряд элементов: 1) объект восприятия; 2) субъективный образ этого объекта, его характеристику; 3) отношения между объектом и субъективным образом. Объектом восприятия является то, на что направлено внимание. В зависимости от того, каков объект, он может быть воспринимаемым или не воспринимаемым. Если не воспринимается, значит, не является объектом восприятия.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта