Формирование морально-нравственной сферы современной молодежи. 00 Диплом Формирование морально-нравств ценностей совр молодежи.. Формирование моральнонравственных ценностей современной молодежи
Скачать 227.72 Kb.
|
Диаграмма 2. Результаты повторной проверки по серии «Д» «Смысл жизни»: Обозначения: 1 – “Потребительская модель”. 2 – “Созидательная модель”. 3 – “Гармоничная модель”. На основании всего третьего этапа исследования особенностей моральных убеждений учащихся можно сделать общий вывод: у старших школьников сформированы морально-нравственные убеждения, что способствует их выбору таких ценностей как воспитанность, образованность, ответственность, честность. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. В конце экспериментального исследования нами был проведен опрос в письменной форме среди учащихся. Необходимо было ответить на такие вопросы: • Какие тесты Вам понравились больше всего? •Ваши пожелания? В результате письменного опроса учащимся была дана следующая обратная связь: - мне всё понравилось. Только иногда тяжело выбрать. Мне, кажется, необходимы побольше объяснений; - вообще мне понравился тест, само содержание и идея заключавшаяся в нём, но некоторые вопросы были поставлены некорректно; - в принципе было интересно, но вопросы были некорректны, некоторые мне были непонятны; - на мой взгляд, единственный недостаток - некорректность, неточность вопросов. Проводите тесты на уроках русского языка, алгебры, геометрии, физики, химии; - с одной стороны было интересно отвечать на эти вопросы, а с другой стороны было долго и нудно. Интереснее было бы, если вопросы и ответы были разные, а то одно и тоже надоедает; - мне понравились тесты. Но, может, нужно побольше вопросов по другим темам жизни; - понравилось то, что я узнаю, что-то о себе; - может, если бы тесты не были такими однообразными, было бы интересно. Вы с нами тестирование проводите не в лучшее время. Надо было не на 6 -7 уроках, а раньше. Запомнился тест «со Шмелевым» - там были более жизненные ситуации; - понравилось только то, что освобождаешься от урока; - конечно же, тесты по психологии, которые проводятся в школе, интересны, но: по-моему, они немного трудны и скучны, несмотря на то, что раскрывают наши личности. По-моему, стоит заменить эти тесты другими. Пожалуйста, сделайте их интересней, ведь такие тесты помогают молодежи раскрыть и понять себя. По-моему, самыми удачными были тесты о «смысле жизни» и про «Андрея Шмелева». Были и устные ответы: - нам понравилась дискуссия на «смысл жизни». Хотелось бы обсудить эту проблему ещё раз; - понравилась дискуссия «о Шмелеве». Таким образом, «обратная связь» учащихся показала, что сам процесс исследования первоначально вызвал интерес. Тестирование по методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича, с целью выявления ценностного «ядра», было проведено в первой половине дня по 20 минут в конце урока в каждом классе (9-10). Тестирование особенностей убеждений учащихся путём применения ценностно-нормативной методики «смысла жизни» Г.Е. Залесского также проводилось в первой половине дня. Начало данного исследования учащиеся поддержали аплодисментами. Время предоставленное на это исследование - урок (45 мин). Сюда же вошло дополнительное исследование: дискуссия в письменном виде на тему: «Ваше личное понимание «смысла жизни»». Дискуссия вызвала повышенный интерес среди учащихся с просьбой о продолжении. Но время было ограничено, поэтому нами было предложено продолжить дискуссию в письменной форме. Дальнейшее исследование было направлено на изучение особенностей моральных убеждений учащихся путем применения ценностно-нормативной методики «общественный долг» серия «К» Г.Е. Залесского. Материалом послужил ряд типичных моральных ситуаций описанных в книге А. Адамова «Таможенный досмотр», главный герой книги А. Шмелев. Нами зачитывались тесты № 1 - № 13, а учащиеся отвечали на листах-заданиях. Эксперимент проходил в течении 45 минут (в 9 классе занял 50 минут). Объем тестов был объемным, учащиеся в конце урока устали. На серию «Д» №1 - № 6 «общественный долг» было отведено 20 минут во второй половине дня на 6-х - 7-х уроках. Интереса у учащихся это исследование не вызвало, было трудным по содержанию для их понимания. Отсюда «обратная связь» учащихся с выражением негативной реакции. В дальнейшем было проведено дополнительное исследование для получения сведений об особенностях прошлого опыта, характеризующего степень готовности руководствоваться нормой «общественный долг». Данное исследование проходило 30 минут, учащиеся были разделены по количеству, что осложнило проведение самого процесса работы. Его мы проводили в два этапа в первой и во второй половине дня. Последнее дополнительное исследование этой серии «общественный долг»: «Вопросник 1 -13» вместе с «обратной связью» у учащихся занял целый урок (45 мин.) Задачи «общественный долг», начиная с серий: «К», «Д», «ситуаций I-V», «вопросника 1-13» усложнялись по содержанию, что также вызвало негативные ответы среди «обратной связи» учащихся. В итоге проведенного исследования, учитывая пожелания учащихся, нами выявлены отрицательные стороны эксперимента: Ограничение во времени. Исследование должно проводиться только в первой половине дня. К сожалению, в школе не отведено достаточного времени для проведения уроков психологии в виду загруженности программ по основным предметам. Процесс исследования проходил согласно времени, предоставленного администрацией школы, отсюда, нарушение правил проведения экспериментального исследования. В результате нашей работы, тем не менее, нами была найдена взаимосвязь неустойчивого, не сложившегося, потребительского характера убеждений учащихся относительно смыслообразующих мировоззренческих взглядов с их «конкретными ценностями», такие как: здоровье, наличие хороших и верных друзей, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь. Отсюда следует, что наша гипотеза подтвердилась: 1. Формирование ценностной системы у старших школьников является предпосылкой и психологическим условием формирования убеждений; 2. Характер и уровень сформированных убеждений старших школьников соответствует содержанию их морально-нравственного ценностного «ядра». Выводы и практические рекомендации Предметом нашего исследования служило выявление закономерностей выявления ценностных ориентаций на особенности формирования убеждений у старших школьников. Для этого нами был проведен теоретический анализ проблемы формирования убеждений и ценностно-ориентационной сферы учащихся. На основании теоретического исследования нами были сделаны следующие выводы: 1. Убеждение как некоторый компонент сознания личности, как часть мировоззрения человека есть уверенность в истинности тех или иных знаний, утверждений, идей, которая побуждает к деятельности. 2. Убеждение является одним из способов преднамеренного влияния на сознание личности, с целью сформировать у нее нужные взгляды и убеждения, а также мотивировать к определенной деятельности. 3. Направленность личности определяется теми или иными ценностными структурами, а отношение личности к ценностям определяет её социальную активность. 4. Наиболее значимыми ценностями для учащихся являются конкретные жизненные ценности, а именно здоровье, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, а также воспитанность, честность. Такие ценности как любовь, активная деятельная жизнь, жизнерадостность, независимость, свойственны данному возрасту утверждения себя как личности. 5. Характер сформированности личностного смысла, придаваемого способу мировоззренческой ориентировки в основном неустойчивый, не сложившийся, потребительский, что соответствует отсутствию абстрактных ценностей в ценностной структуре учащихся и определяет их выбор конкретных жизненных ценностей. 6. На формирование убеждений учащихся влияют прямые диалоговые методы воздействия: дискуссия изменила и расширила представление школьников о гармоничном развитии духовной и материальной сторон жизни. 7. У учащихся сформированный уровень знаний о содержании и способах моральных норм относительно чувства долга, но не сформировано понимание самой роли и нормы. 8. У старших школьников сформированы нравственные убеждения, что соответствует их выбору конкретных жизненных ценностей. Практические рекомендации: Формирование морально-нравственных ценностей должно начинаться не в школе, а значительно раньше, в семье, когда приблизительно в 4 года начинает формироваться сочувствие, чувство справедливости, совесть. Ни в каком возрасте нельзя избегать разговора с ребенком на трудные смысложизненные темы. Любые объяснения должны быть понятны ребенку или подростку и сопровождаться примерами из жизни. У подростков и юношей очень велик интерес к обсуждению морально-нравственной стороны жизни, но часто они просто не умеют это делать или стесняются. Задача взрослых наставников и учителей помочь им начать разговор на трудную тему. В юности, когда морально-нравственные ценности еще не устоялись, можно повлиять на их направленность, поэтому выявление состояния системы ценностей и работу с ней необходимо включить в обычный список работ, проводимых психологами в школе. Любая диагностика ценностной сферы и работа по формированию морально-нравственных ценностей должна проходить в первой половине дня, когда учащиеся еще не устали. Желательно учесть влияние факторов, повышающих тревожность: голод, перспектива контрольных работ, присутствие посторонних взрослых (учителей, администрации). Нарушение процедур в процессе диагностики морально-нравственной сферы личности недопустимо и об этом надо ставить в известность администрацию учебного заведения с целью получить разрешение и протекцию. Список использованной литературы Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ I Анкета инструментальных ценностей Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в скобках СЛЕВА от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.
Анкета терминальных ценностей. Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.
ПРИЛОЖЕНИЕ II Содержание систем задач на социальную ориентировку СЕРИЯ «Д» Содержание ценностно-нормативной методики, применяемой для выявления характера убеждений учащихся, которыми они руководствуются в решении проблем «СМЫСЛА ЖИЗНИ» (ориентированы ли их убеждения на потребительскую или созидательную «модель» ) Инструкция; «Прочитайте текст № 1-5 и ответьте на вопрос: «Как бы Вы стали действовать, если принимали участие в данной дискуссии. Отвечайте в строгой последовательности» Содержание систем задач на социальную ориентировку «Смысл жизни» СЕРИЯ «Д» Ф.И.О._____________________________________________ Возраст______ Пол ______ Класс__________ Дата________ Текст 1 Острым вопросом дискуссии, вокруг которого развернулись споры, явилась проблема о смысле жизни, о тех целях, к которым должен стремиться современный человек в условиях все усложняющейся общественной жизни, в эпоху бурного научно-технического прогресса. Первый выступающий так сформулировал свою позицию в этом вопросе: «Смысл жизни человека в условиях современного общества должен заключаться, по-моему, мнению, в потреблении. Человечество накопило и продолжает создавать столь огромное количество материальных благ, что задача теперь состоит в том, как воспользоваться этим с наибольшей выгодой для себя. Современный человек должен уметь обеспечить себя материальным достатком и комфортом, хорошими бытовыми условиями. Уровень его способности обеспечить потребление материальных благ, возможность «иметь, что хочу» является целью человеческих устремлений, важнейшей формой личного самоуважения человека». Задание №1 Как бы Вы стали действовать, если принимали участие в данной дискуссии. Выделите соответственно один из приведенных ниже вариантов: A) Воздержусь от собственного выступления. Б) Попрошу слово с целью поддержать точку зрения первого выступающего. B) Попрошу слово с целью опровергнуть точку зрения первого выступающего. Текст 2 Второй оратор решительно возразил против такой точки зрения. Он заявил: «То, о чем говорил предыдущий выступающий - это пустое, бездуховное потребительство, существование недостойное человека, его места в жизни. Именно «вещизм» - главный враг людей, уродующий, искажающий человеческую сущность. Независимо мыслящий человек должен протестовать против слепой погони за потреблением вещей, отказаться от материального благополучия, ограничиваясь потреблением только самого необходимого для поддержания жизни. Богатство духовной жизни - вот высшая цель, к которой должен стремиться человек». Задание № 2 Как бы Вы стали действовать, если принимали участие в данной дискуссии. Выделите соответственно один из приведенных ниже вариантов: A) Воздержусь от собственного выступления. Б) Попрошу слово с целью поддержать точку зрения второго выступающего. B) Попрошу слово с целью опровергнуть точку зрения второго выступающего. Текст 3 Однако большинство участников дискуссии поддержало точку зрения первого выступающего: «Именно материальное благосостояние, - заявили они, - определяет «качество жизни» общества и человека, уважение к нему, его престиж в глазах окружающих людей. Об этом говорят нам реклама, средства массовой информации: «Потребление - главный способ самоутверждения личности». Призыв к аскетизму никого не может увлечь. Наш век - это время господства общества «массового потребления» материальных благ». Задание № 3 Как бы Вы стали действовать, если принимали участие в данной дискуссии. Выделите соответственно один из приведенных ниже вариантов: A) Воздержусь от собственного выступления. Б) Попрошу слово с целью поддержать точку зрения большинства. B) Попрошу слово с целью опровергнуть точку зрения большинства. Текст 4 Против такого мнения решительно выступила другая, меньшая часть участников дискуссии. «Позиция большинства неприемлема, антигуманна по своей сути, - заявили они. Мерилом достоинства человека должно выступать внутреннее содержание личности, ее направленность не только на материальные блага, но, что особенно важно - на развитие своих духовных запросов и потребностей. И поэтому вопрос о выборе между аскетизмом и жаждой потребительства является надуманной, ложной альтернативой. Подлинно научное решение проблемы дает действительность нашего общества. Она убеждает людей в том, что полнота духовной жизни не ведет непосредственно к отказу от разностороннего удовлетворения материальных потребностей, а напротив, предполагает их гармонию. Экономический рост общества, развитие материальных потребностей человека и накопление материальных благ для их удовлетворения должны служить необходимым условием для духовного развития личности, её самосовершенствования, служить ориентирами социальной жизни, в которой высокие духовные общественные идеалы составляют магистральную «перспективную линию» развития человечества. Способствовать своей деятельностью такому подлинно прогрессивному развитию общества - в этом смысл жизни современного человека. Задание №4 A) Воздержусь от собственного выступления. Б) Попрошу слово с целью поддержать точку зрения меньшинства. B) Попрошу слово с целью опровергнуть точку зрения меньшинства. Текст 5 Аргументы, на которые опиралась меньшая часть участников дискуссии, были настолько убедительными, и примеры, которые они приводили в защиту своей позиции, такими яркими, что после продолжительного спора большинство участников было вынуждено признать ошибочность своей позиции и перейти на сторону меньшинства участников. Задание № 5 Как бы Вы стали действовать, если принимали участие в данной дискуссии. Выделите соответственно один из приведенных ниже вариантов: A) Воздержусь от собственного выступления. Б) Попрошу слово с целью поддержать точку зрения большинства. B) Попрошу слово с целью опровергнуть точку зрения большинства. Ответы учащихся по ходу дискуссии на тему: «Ваше личностное понимание «смысла жизни» жить для других - это радость; мой смысл жизни - это прожить бурную, полную эмоций, насыщенную разнообразными событиями жизнь, найти хорошую работу, иметь верного и любящего мужчину; смысл жизни есть у каждого человека, без смысла в жизни нельзя жить, у тебя должно быть что-то такое ради чего надо жить, это (по моему мнению) и есть смысл жизни; моя позиция: я считаю, что всё в человеке должно быть гармонично, чтобы он стремился развивать свои духовные способности, а материальные блага только помогали человеку совершенствоваться и жить разумно. Люди должны жить в мире и согласии и помогать друг другу. И еще надо уважать себя и мнение других. Среди ответов учащихся были и такие: смысл жизни для меня заключается в том, чтобы стремиться: 1) хорошо учиться; 2) научиться хорошо заниматься любимым занятием (конный спорт); 3) постараться слушаться родителей. А главное заставлять себя делать вещи, которые ты не хочешь, но это надо сделать ради родителей, друзей, и, конечно, ради себя, т.к. никто в этой жизни не станет за тебя учиться, работать растить детей и т.п.; я думаю, что смысл жизни для меня: получить всё возможное от нашей земной жизни (придерживаюсь христианского мировоззрения) и иметь шанс на жизнь после смерти. В своём будущем хотелось бы, конечно, достичь материального благополучия, успеха в личной жизни, но также нельзя забывать про духовную жизнь; в принципе мне уже всё равно жить или не жить. Просто у меня проблемы с родителями, в школе и мне уже всё надоело, и я уже отношусь к жизни просто пофигически (юноша армянской национальности). ПРИЛОЖЕНИЕ III |