Лр. Фридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)
Скачать 4.53 Mb.
|
Введение 243 Современное исследование природы – единственное, которое привело к научному, систематическому, всестороннему развитию, в противоположность гениальным натурфилософским догадкам древних и весьма важным, но лишь спорадическими по большей части безрезультатно исчезнувшим открытиям арабов, – современное исследование природы, как и вся новая история, ведет свое летосчисление стой В составленном Энгельсом оглавлении третьей связки материалов «Диалектики природы это Введение называется Старым введением. В тексте Введения имеются два места, позволяющие определить дату его написания. На стр. 355 Энгельс говорит, что клетка открыта менее сорока лет тому назад. Если принять во внимание, что в письме к Марксу от 14 июля г. Энгельс указывает 1836 г. как приблизительную дату открытия клетки, то можно прийти к выводу, что Введение написано до 1876 года. С другой стороны, на стр. 357 Энгельс пишет, что только примерно лет десять как стало известно, что совершенно бесструктурный белок выполняет все существенные функции жизни, имея ввиду монеры – простейшие организмы, которые Э. Геккель впервые описал в своей книге Общая морфология организмов», изданной в 1866 г. (см. примечание 52). Отсюда можно сделать вывод, что Введение написано примерно в 1876 году. Первоначальный набросок «Введения» (см. настоящий том, стр. 508–510) был сделан в конце 1874 года. Из сопоставления всех указанных фактов следует, что Введение можно датировать 1875 или 1876 годом. Возможно, что первая часть Введения была написана в 1875, а вторая часть – впервой половине 1876 года великой эпохи, которую мы, немцы, называем, по приключившемуся снами тогда национальному несчастью, Реформацией, французы – Ренессансом, а итальянцы – Чинквечен- то и содержание которой не исчерпывается ни одним из этих наименований. Это – эпоха, начинающаяся со второй половины XV века. Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество ив то время как горожане и дворянство еще продолжали между собой драку, немецкая Крестьянская война пророчески указала на грядущие классовые битвы, ибо в ней на арену выступили не только восставшие крестьяне, – в этом уже не было ничего нового но за ними показались предшественники современного пролетариата с красным знаменем в руках истребованием общности имущества на устах. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир греческая древность перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше неуда- валось достигнуть. В Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература. Англия и Испания Буквально пятисотые годы, те. шестнадцатое столетие. – Ред пережили вскоре вслед за этим классическую эпоху своей литературы. Рамки старого orbis terrarum 245 были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм, между тем как у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм века. Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-огра- ниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не толь Буквально круг земель так назывался у древних римлян мир, Земля. – Редко великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и, кроме того, изобрел систему фортификации, содержавшую в себе некоторые идеи, которые много позднее были вновь подхвачены Монталамбером и новейшим немецким учением о фортификации. Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени. Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал Марсельезой XVI века. Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и теми другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми. Кабинетные ученые явля- 246 Энгельс имеет ввиду хорал Лютера «Ein' feste Burg ist unser Gott» (Господь наш истинный оплот. Марсельезой Реформации называет эту песнь Г. Гей- не в своей работе К истории религии и философии в Германии, книга вторая лись тогда исключением это или люди второго и третьего ранга, или благоразумные филистеры, не желающие обжечь себе пальцы. И исследование природы совершалось тогда в обстановке всеобщей революции, будучи само насквозь революционно ведь оно должно было еще завоевать себе право на существование. Вместе с великими итальянцами, от которых ведет свое летосчисление новая философия, оно дало своих мучеников для костров и темниц инквизиции. И характерно, что протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы. Кальвин сжег Сервета, когда тот вплотную подошел к открытию кровообращения, и при этом заставил жарить его живым два часа инквизиция по крайней мере удовольствовалась тем, что просто сожгла Джордано Бруно. Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеров- ское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил – хотя и робко итак сказать, лишь на смертном одре – вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий затяну Экземпляр своей только что напечатанной книги «De revolutionibus orbium coelestium» (Об обращении небесных кругов, в которой излагалась гелиоцентрическая система мира, Коперник получил вдень своей смерти – 24 мая (стар. стиль) 1543 года лось до наших дней ив иных головах далеко еще не завершилось даже и теперь. Нос этого времени пошло гигантскими шагами также и развитие наук, которое усиливалось, если можно так выразиться, пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта. Словно нужно было доказать миру, что отныне для высшего продукта органической материи, для человеческого духа, имеет силу закон движения, обратный закону движения неорганической материи. Главная работа в начавшемся теперь первом периоде развития естествознания заключалась в том, чтобы справиться с имевшимся налицо материалом. В большинстве областей приходилось начинать с самых азов. От древности в наследство остались Эвклид и солнечная система Птолемея, отара- бов – десятичная система счисления, начала алгебры, современное начертание цифр и алхимия, – христианское средневековье не оставило ничего. При таком положении вещей было неизбежным, что первое место заняло элементарнейшее естествознание – механика земных и небесных тела наряду с ней, на службе у нее, открытие и усовершенствование математических методов. Здесь были совершены великие дела. В конце этого периода, отмеченном именами Ньютона и Линнея, мы видим, что эти отрасли науки получили известное завершение. В основных чертах установлены были важнейшие математические методы аналитическая геометрия главным образом Декартом, логарифмы – Непером, дифференциальное и интегральное исчисление – Лейбницем и, быть может, Ньютоном. Тоже самое можно сказать оме- ханике твердых тел, главные законы которой были выяснены раз навсегда. Наконец, в астрономии Солнечной системы Кеплер открыл законы движения планета Ньютон сформулировал их под углом зрения общих законов движения материи. Остальные отрасли естествознания были далеки даже от такого предварительного завершения. Механика жидких и газообразных тел была в более значительной степени разработана лишь к концу указанного периода. Физика в собственном смысле слова, если не считать оптики, достигшей исключительных успехов благодаря практическим потребностям астрономии, еще не вышла за пределы самых первых, начальных ступеней развития. Химия только что освободилась от алхимии посредством флогистонной теории. Гео- 248 Пометка на полях «Торричелли в связи с регулированием альпийских горных потоков. – Ред Согласно господствовавшим в химии XVIII в. взглядам, считалось, что процесс горения обусловлен наличием в телах, способных к горению, особого вещества флогистона, который выделяется из таких тел вовремя горения. Поскольку, однако, было известно, что при прокаливании металлов на воздухе их вес увеличивается, – сторонники флогистонной теории пытались приписать флогистону физически бессмысленный, отрицательный вес. Несостоятельность этой теории показал выдающийся французский химик А. Л. Лавуазье, который дал правильное объяснение процесса горения как реакции соединения горящего вещества с кислородом. О той положительной роли, которую в свое время сыграла теория флогистона, Энгельс говорит в конце Старого предисловия к Ан- ти-Дюрингу». Подробно о теории флогистона Энгельс говорит в предисловии ко тому Капитала логия еще не вышла из зародышевой стадии минералогии, и поэтому палеонтология совсем не могла еще существовать. Наконец, в области биологии занимались главным образом еще накоплением и первоначальной систематизацией огромного материала, как ботанического и зоологического, таки анатомического и собственно физиологического. О сравнении между собой форм жизни, об изучении их географического распространения, их климатологических и тому подобных условий существования почти еще не могло быть и речи. Здесь только ботаника и зоология достигли приблизительного завершения благодаря Линнею. Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так это – выработка своеобразного общего мировоззрения; центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы Согласно этому взгляду, природа, каким бы путем она сама ни возникла, раз она уже имеется налицо, оставалась всегда неизменной, пока она существует. Планеты и спутники их, однажды приведенные в движение таинственным первым толчком, продолжали кружиться по предначертанным им эллипсам вовеки веков или, во всяком случае, до скончания всех вещей. Звезды покоились навеки неподвижно на своих местах, удерживая друг друга в этом положении посредством всеобщего тяготения. Земля оставалась от века или со дня своего сотворения (в зависимости от точки зрения) неизменно одинаковой. Теперешние «пять частей света существовали всегда, имели всегда те же самые горы, долины и реки, тот же климат, туже флору и фауну, если не говорить о том, что изменено или перемещено рукой человека. Виды растений и животных были установлены раз навсегда при своем возникновении, одинаковое всегда порождало одинаковое, и Линней делал уже большую уступку, когда допускал, что местами благодаря скрещиванию, пожалуй, могли возникать новые виды. В противоположность истории человечества, развивающейся во времени, истории природы приписывалось только развертывание в пространстве. В природе отрицали всякое изменение, всякое развитие. Естествознание, столь революционное вначале, вдруг очутилось перед насквозь консервативной природой, в которой все и теперь еще остается таким же, каким оно было изначально, ив которой все должно было оставаться до скончания мира или вовеки веков таким, каким оно было с самого начала. Насколько высоко естествознание первой половины века поднималось над греческой древностью по объему своих познаний и даже по систематизации материала, настолько же оно уступало ей в смысле идейного овладения этим материалом, в смысле общего воззрения на природу. Для греческих философов мир был по существу чем-то возникшим из хаоса, чем-то развившимся, чем-то ставшим. Для естествоиспытателей рассматриваемого нами периода он был чем- то окостенелым, неизменным, а для большинства чем-то созданным сразу. Наука все еще глубоко увязает в теологии Она повсюду ищет и находит в качестве последней причины толчок извне, необъяснимый из самой природы. Если притяжение, напыщенно названное Ньютоном всеобщим тяготением, и рассматривается как существенное свойство материи, то где источник непонятной тангенциальной силы, которая впервые только и осуществляет движение планет по орбитам Как возникли бесчисленные виды растений и животных И как, в особенности, возник человек, относительно которого было все же твердо установлено, что он существует не испокон веков На все подобные вопросы естествознание слишком часто отвечало только тем, что объявляло ответственным за все это творца всех вещей. Коперник вначале рассматриваемого нами периода дает отставку теологии Ньютон завершает этот период постулатом божественного первого толчка. Высшая обобщающая мысль, до которой поднялось естествознание рассматриваемого периода, это – мысль о целесообразности установленных в природе порядков, плоская вольфовская телеология, согласно которой кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца. Нужно признать величайшей заслугой тогдашней философии, что, несмотря на ограниченность современных ей естественнонаучных знаний, она не сбилась столку, что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего. Я отношу к этому периоду еще и материалистов XVIII века, потому что в их распоряжении не было иного естественнонаучного материала, кроме описанного выше. Составившее эпоху произведение Канта осталось для них тайной, а Лаплас явился много времени спустя после них. Не забудем, что, хотя прогресс науки совершенно расшатал это устарелое воззрение на природу, вся первая половина XIX века все еще находилась под его господством и по существу его преподают еще и теперь во всех школах 251 Первая брешь в этом окаменелом воззрении на приро- 250 Пометка на полях Застывший характер старого воззрения на природу создал почву для обобщающего и подытоживающего рассмотрения всего естествознания как единого целого французские энциклопедисты, еще чисто механически одно возле другого – затем водно и тоже время Сен-Симон и немецкая натурфилософия, завершенная Гегелем». – Ред Как непоколебимо мог еще в 1861 г. держаться этих взглядов человек, научные работы которого доставили весьма многоценного материала для преодоления их, показывают следующие классические слова:«Весь механизм нашей солнечной системы направлен, насколько мы в состоянии в него проникнуть, к сохранению существующего, к его продолжительному неизменному существованию. Подобно тому, как ни одно животное, ни одно растение на Земле с самых древнейших времен не стало совершеннее или вообще не стало другим, подобно тому, как мы во всех организмах встречаем последовательность ступеней только одну подле другой, а не одну вслед за другой, подобно тому, как наш собственный род со стороны телесной постоянно оставался одними тем же, – точно так же даже величайшее многообразие существующих водно и тоже время небесных тел не дает нам права предполагать, что эти формы суть только различные ступени развития напротив, все созданное одинаково совершенно само по себе (Медлер, Популярная астрономия, Берлин, 1861, изд. е, стр. 316). ду была пробита не естествоиспытателем, а философом. В г. появилась Всеобщая естественная история и теория неба Канта Вопрос о первом толчке был устранен Земля и вся солнечная система предстали как нечто ставшее во времени. Если бы подавляющее большинство естествоиспытателей не ощущало того отвращения к мышлению, которое Ньютон выразил предостережением физика, берегись метафизики – то они должны были бы уже из одного этого гениального открытия Канта извлечь такие выводы, которые избавили бы их от бесконечных блужданий по окольным путями сберегли бы колоссальное количество потраченного в ложном направлении времени и труда. Ведь вот- крытии Канта заключалась отправная точка всего дальнейшего движения вперед. Если Земля была чем-то ставшим, то чем-то ставшим должны были быть также ее тепереш- 252 Имеется ввиду мысль, высказанная И. Ньютоном в заключении ко второму изданию его основного труда Математические начала натуральной философии, кн. III, Общее поучение. До сих пор, – пишет Ньютон, – я изъяснил небесные явления и приливы наших морей на основании силы тяготения, ноя не указывал причины самого тяготения. Перечислив затем некоторые свойства тяготения, Ньютон продолжает Причину же этих свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю [hypotheses non Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою гипотезам же метафизическим, физическим, механическим, скрытым свойствам, не место в экспериментальной философии. – В такой философии предложения выводятся из явлений и обобщаются помощию наведения (те. индукции).Имея ввиду это высказывание Ньютона, Гегель в своей Энциклопедии философских наук, § 98, Добавление е, отмечал Ньютон прямо предостерегал физику, чтобы она не впадала в метафизику нее геологическое, географическое, климатическое состояние, ее растения и животные, иона должна была иметь историю не только в пространстве – в форме расположения одного подле другого, но и во времени – в форме последовательности одного после другого. Если бы стали немедленно и решительно продолжать исследование в этом направлении, то естествознание продвинулось бык настоящему моменту значительно дальше нынешнего его состояния. Но что хорошего могла дать философия Сочинение Канта оставалось без непосредственного результата до тех пор, пока, долгие годы спустя, Лаплас и Гершель не развили его содержание и не обосновали его детальнее, подготовив таким образом постепенно признание небулярной гипотезы. Дальнейшие открытия доставили ей, наконец, победу важнейшими из них были установление собственного движения неподвижных звезд, доказательство существования в мировом пространстве среды, оказывающей сопротивление, установление спектральным анализом химического тождествами- ровой материи и существования таких раскаленных туманных масс, какие предполагал Кант 253 Но позволительно усомниться, скоро ли большинство естествоиспытателей осознало бы противоречие между представлением об изменяемости Земли и учением о неизменности живущих на ней организмов, если бы зарождавше- 253 Пометка на полях Открытое тоже Кантом тормозящее действие приливов на вращение Земли понято только теперь. – Ред муся пониманию того, что природа непросто существует, а находится в процессе становления и исчезновения не явилась помощь с другой стороны. Возникла геология и обнаружила не только наличность образовавшихся друг после друга и расположенных друг над другом геологических слоев, но и сохранившиеся в этих слоях раковины и скелеты вымерших животных, стволы, листья и плоды несуществующих уже больше растений. Надо было решиться признать, что историю во времени имеет не только Земля, взятая в общем и целом, но и ее теперешняя поверхность и живущие на ней растения и животные. Признавали это сначала довольно-та- ки неохотно. Теория Кювье о претерпеваемых Землей революциях была революционна на словах и реакционна на деле. На место одного акта божественного творения она ставила целый ряд повторных актов творения и делала из чуда существенный рычаг природы. Лишь Лайель внес здравый смысл в геологию, заменив внезапные, вызванные капризом творца, революции постепенным действием медленного преобразования Земли 254 Теория Лайеля была еще более несовместима с допущением постоянства органических видов, чем все предшествовавшие ей теории. Мысль о постепенном преобразовании Недостаток лайелевского взгляда – по крайней мере в его первоначальной форме – заключался в том, что он считал действующие на Земле силы постоянными постоянными как по качеству, таки по количеству. Для него не существует охлаждения Земли, Земляне развивается в определенном направлении, она просто изменяется случайным, бессвязным образом земной поверхности и всех условий жизни на ней приводила непосредственно к учению о постепенном преобразовании организмов и их приспособлении к изменяющейся среде, приводила к учению об изменчивости видов. Однако традиция является могучей силой не только в католической церкви, но ив естествознании. Сам Лайель в течение долгих лет не замечал этого противоречия, а его ученики итого менее. Это можно объяснить только ставшим в то время господствующим в естествознании разделением труда, благодаря которому каждый исследователь более или менее ограничивался своей специальной отраслью знания и лишь немногие сохраняли способность к обозрению целого. Тем временем физика сделала огромный шаг вперед, результаты которого были почти одновременно резюмированы тремя различными людьми в 1842 году, составившем эпоху в этой отрасли естествознания. Майер в Хейльбронне и Джоуль в Манчестере доказали превращение теплоты в механическую силу и механической силы в теплоту. Установление механического эквивалента теплоты покончило со всеми сомнениями поэтому поводу. В тоже время Гров 255 – непрофессиональный естествоиспытатель, а английский адвокат доказал посредством простой обработки уже достигнутых в При работе над Диалектикой природы Энгельс пользовался книгой У. Р. Грова «The Correlation of Physical Forces». 3rd ed., London, 1855 (Соотношение физических сил. 3 изд, Лондон, 1855). Первое издание этой книги вышло в Лондоне в 1846 году. В основу ее положена лекция Грова, прочитанная им в Лондонском институте в январе 1842 г. и вскоре после этого опубликованная физике отдельных результатов, что все так называемые физические силы – механическая сила, теплота, свет, электричество, магнетизм и даже так называемая химическая сила переходят при известных условиях друг в друга без какой бы тони было потери силы, и таким образом доказал еще раз, путем физического исследования, положение Декарта о том, что количество имеющегося в мире движения неизменно. Благодаря этому различные физические силы – эти, так сказать, неизменные виды физики – превратились в различным образом дифференцированные и переходящие по определенным законам друг в друга формы движения материи. Из науки была устранена случайность наличия такого-то и такого-то количества физических сил, ибо были доказаны их взаимная связь и переходы друг в друга. Физика, как уже ранее астрономия, пришла к такому результату, который с необходимостью указывал на вечный круговорот движущейся материи как на последний вывод науки. Поразительно быстрое развитие химии со времени Лавуазье и особенно со времени Дальтона разрушало старые представления о природе еще и с другой стороны. Благодаря получению неорганическим путем таких химических соединений, которые до того времени порождались только в живом организме, было доказано, что законы химии имеют туже силу для органических тел, как и для неорганических, и была заполнена значительная часть той якобы навеки непреодолимой пропасти между неорганической и органической природой, которую признавал еще Кант. Наконец, ив области биологического исследования систематически организуемые с середины прошлого века научные путешествия и экспедиции, более точное изучение европейских колоний во всех частях света живущими там специалистами, далее успехи палеонтологии, анатомии и физиологии вообще и особенно со времени систематического применения микроскопа и открытия клетки – все это накопило столько материала, что стало возможными в тоже время необходимым – применение сравнительного метода. С одной стороны, благодаря сравнительной физической географии были установлены условия жизни различных флор и фауна с другой – было произведено сравнение друг с другом различных организмов в отношении их гомологичных органов, ипритом не только в зрелом состоянии, но и на всех ступенях их развития. Чем глубже и точнее велось это исследование, тем больше перед взором исследователя расплывалась охарактеризованная выше застывшая система неизменно установившейся органической природы. Не только все более и более расплывчатыми становились границы между отдельными видами растений и животных, но обнаружились животные, как ланцетники чешуйчатник 257 , которые точно Пометка на полях Эмбриология. – Ред Ланцетник (амфиокс) – небольшое рыбообразное животное, представляющее собой переходную форму от беспозвоночных к позвоночным водится в ряде морей и океанов.//Чешуйчатник (лепидосирен) – животное, принадлежащее к подклассу двоякодышащих рыбу которых имеются и легкие, и жабры водится издевались над всей существовавшей до того классификацией и, наконец, были найдены организмы, относительно которых нельзя было даже сказать, принадлежат ли они к животному миру или к растительному. Пробелы палеонтологической летописи все более и более заполнялись, заставляя даже наиболее упорствующих признать поразительный параллелизм, существующий между историей развития органического мира в целом и историей развития отдельного организма, давая, таким образом, ариаднину нить, которая должна была вывести из того лабиринта, в котором, казалось, все более и более запутывались ботаника и зоология. Характерно, что почти одновременно с нападением Канта научение о вечности Солнечной системы К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции. Но то, что у него было в Южной Америке Пометка на полях «Рогозуб. Тоже самое археоптерикс и т. д Рогозуб (цератод) – двоякодышащая рыба, водится в Австралии.//Археоптерикс – ископаемое позвоночное животное, являющееся одним из древнейших представителей класса птиц и имеющее в тоже время некоторые черты пресмыкающих- ся.//Энгельс использовал здесь книгу ГА. Николсона Руководство по зоологии, первое издание которой вышло в 1870 году. При работе над Диалектикой природы Энгельс пользовался одним из первых изданий, вышедшим не позднее года. Имеющееся в Институте марксизма-ленинизма пятое издание вышло в Эдинбурге и Лондоне в 1878 г. (Н. A. Nicholson. «A Manual of Zoology». 5th ed., Edinburgh and London, 1878). – Ред В 1759 г. К. Ф. Вольф опубликовал свою диссертацию Теория зарождения, в которой он опроверг учение о преформации и научно обосновал теорию эпигенеза.//Преформация – предобразование взросло только гениальным предвосхищением, приняло определенную форму у Окена, Ламарка, Бэра и было победоносно проведено в науке ровно сто лет спустя, в 1859 г, Дарвином 260 Почти одновременно было установлено, что протоплазма и клетка, признанные уже раньше последними составными частями в структуре всех организмов, встречаются и как живущие самостоятельно в качестве низших органических форм. Благодаря этому была доведена до минимума пропасть между органической и неорганической природой и вместе стем было устранено одно из серьезнейших затруднений, стоявших перед учением о происхождении организмов путем развития. Новое воззрение на природу было готово в его основных чертах все застывшее стало текучим, все неподвижное стало подвижным, все то особое, которое считалось вечным, оказалось преходящим, было доказано, что вся природа движется в вечном потоке и круговороте. го организма в зародышевой клетке. С метафизической точки зрения сторонников преформизма, господствовавшей среди биологов в XVII и XVIII веках, все части взрослого организма уже имеются в зародыше в свернутом виде, и, таким образом, развитие организма сводится к чисто количественному росту уже существующих органов, а развития в собственном смысле, развития как новообразования (эпигенеза) не происходит. Теория эпигенеза была обоснована и развита рядом крупнейших биологов от Вольфа до Дарвина 24 ноября 1859 г. вышел в свет основной труд Ч. Дарвина О происхождении видов |