Главная страница

Лр. Фридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)


Скачать 4.53 Mb.
НазваниеФридрих Энгельс АнтиДюринг. Диалектика природы (сборник)
Дата16.05.2023
Размер4.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаYengels_F_Bibliotekavsem_Anti_Dyuring_Dialektika_P.a6.pdf
ТипСборник
#1135323
страница30 из 42
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42
Естествознание в мире духов
281
Существует старое положение диалектики, перешедшее в народное сознание крайности сходятся. Мы поэтому вряд ли ошибемся, если станем искать самые крайние степени фантазерства, легковерия и суеверия не у того естественнонаучного направления, которое, подобно немецкой натурфилософии, пыталось втиснуть объективный мир в рамки своего субъективного мышления, а, наоборот, у того противоположного направления, которое, чванясь тем, что оно пользуется только опытом, относится к мышлению с глубочайшим презрением и, действительно, дальше всего ушло по части оскудения мысли. Эта школа господствует в Англии.
Уже ее родоначальник, прославленный Фрэнсис Бэкон, жаж-
281
Так озаглавлена эта статья на первой странице рукописи. В оглавлении третьей связки, в которую ее поместил Энгельс, статья называется
«Естествознание и мир духов. Статья написана, по всей вероятности, вначале года. Такое заключение можно сделать на основании того, что в тексте статьи (см. настоящий том, стр. 380)//Энгельс как о новейших сообщениях»
говорит о сведениях относительно опытов Ф. Цёльнера с завязыванием узлов на припечатанной к столу нити эти опыты Цёльнер проделал в Лейпциге декабря 1877 года. Статья Энгельса была впервые опубликована, уже после его смерти, в социал-демократическом ежегоднике «Illustrirter Neue Welt-Kalender fur das Jahr 1898», Hamburg, 1898, S. 56–59 (Новый иллюстрированный альманах на 1898 год, Гамбург, 1898, стр. 56–59).
дет применения своего нового эмпирического, индуктивного метода прежде всего для достижения следующих целей:
продление жизни, омоложение в известной степени, изменение телосложения и черт лица, превращение одних тел в другие, создание новых видов, владычество над воздухом ивы- зывание гроз он жалуется на то, что такого рода исследования были заброшены, и дает в своей естественной истории форменные рецепты для изготовления золота и совершения разных чудес. Точно также и Исаак Ньютон много занимался на старости лет толкованием Откровения Иоанна
283
Поэтому нет ничего удивительного в том, что за последние годы английский эмпиризм в лице некоторых из своих, далеко не худших, представителей стал как будто бы безвозвратно жертвой импортированного из Америки духовыстукива- ния и духовидения.
Из естествоиспытателей сюда прежде всего относится вы Речь идет о задуманном Ф. Бэконом энциклопедическом труде Великое восстановление наук («Instauratio magna»), в особенности – о его третьей части Явления природы, или Естественная и опытная история, могущая служить основанием для философии («Phaenomena universi, sive Historia naturalis et experimentalis ad condendam philosophiam»). Замысел Бэкона был реализован лишь частично. Материалы, относящиеся к третьей части его труда, были изданы под общим названием «Historia naturalis et experimentalis» в Лондоне в 1622–
1623 годах Наиболее известным сочинением И. Ньютона на богословские темы является его книга Замечания на Книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна, изданная посмертно в 1733 году.//Откровение Иоанна или Апокалипсис, одна из книг Библии
сокозаслуженный зоологи ботаник Альфред Рассел Уол- лес, тот самый, который одновременно с Дарвином выдвинул теорию изменения видов путем естественного отбора. В своей книжке О чудесах и современном спиритуализме, Лондон, изд. Бёрнса, 1875 284
, он рассказывает, что первые его опыты в этой отрасли естествоведения относятся к 1844 г.,
когда он посещал лекции г-на Спенсера Холла о месмеризме, под влиянием которых он проделал на своих учениках аналогичные эксперименты.
«Я крайне заинтересовался этой темой и стал заниматься ею с большим рвением (ardour)». (стр. Он не только вызывал магнетический сон с явлениями окоченения членов и местной потери чувствительности, но подтвердил также правильность галлевской карты черепа A. R. Wallace. «On Miracles and Modern Spiritualism». London, Burns, Страницы этой книги Уоллеса, которые Энгельс цитирует в данной статье, указаны в квадратных скобках Месмеризм – антинаучное учение о некоем животном магнетизме, названное по имени его родоначальника австрийского врача ФА. Месмера (1734–
1815). Месмеризм получил широкое распространение в конце XVIII в. и явился одним из ранних предшественников спиритизма Согласно френологии – вульгарно-материалистическому учению, созданному вначале в. австрийским врачом ФИ. Галлем, – каждое психическое свойство человека имеет свой орган оно локализуется в определенных участках головного мозга развитие того или иного психического свойства вызывает рост его органа и образование выпуклости на соответствующем участке черепа, так что по конфигурации черепа якобы возможно судить о психических особенностях человека. Псевдонаучные выводы френологии были широко использованы различного рода шарлатанами, в том числе и спиритами
ибо, прикасаясь к любому галлевскому органу, вызывал у замагнетизированного пациента соответствующую деятельность, выражавшуюся в оживленной и надлежащей жестикуляции. Он далее установил, что когда он просто прикасался к своему пациенту, то последний переживал все ощущения оператора он доводил его до состояния опьянения стаканом воды, говоря ему, что это коньяк. Одного из учеников он мог даже в состоянии бодрствования доводить до такого одурения, что тот забывал свое собственное имя, – результат, которого, впрочем, иные учителя достигают и без месмеризма.
И так далее.
И вот оказывается, что я тоже зимой 1843/44 г. видел в Манчестере этого г-на Спенсера Холла. Это был самый обыкновенный шарлатан, разъезжавший по стране под покровительством некоторых попов и проделывавший над одной молодой девицей магнетическо-френологические опыты, имевшие целью доказать бытие божие, бессмертие души и ложность материализма, проповедовавшегося тогда оуэни- стами во всех больших городах. Эту даму он приводил в состояние магнетического сна, иона, после того как оператор касался любого галлевского органа ее черепа, угощала публику театрально-демонстративными жестами и позами, изображавшими деятельность соответствующего органа так, например, когда он касался органа любви к детям, она ласкала и целовала воображаемого ребенка и т. д. При этом бравый Холл обогатил галлевскую
географию черепа новым островом Баратарией
287
, а именно:
на самой макушке черепа он открыл орган молитвенного состояния, при прикосновении к которому его гипнотическая девица опускалась на колени и складывала руки, изображая перед изумленной филистерской аудиторией погруженного в молитвенный экстаз ангела. Это было высшим, заключительным пунктом представления. Бытие божие было доказа- но.
Со мной и одним моим знакомым произошло тоже, что и с гном Уоллесом: мы заинтересовались этими явлениями и стали пробовать, в какой мере можно их воспроизвести.
Субъектом мы выбрали одного бойкого двенадцатилетнего мальчугана. При неподвижно устремленном на него взгляде или легком поглаживании было нетрудно вызвать у него гипнотическое состояние. Но так как мы приступили к делу с несколько меньшим легковерием и пылкостью, чем г-н Уол- лес, то мы и пришли к совершенно иным результатам. Помимо легко получавшегося окоченения мускулов и потери чувствительности мы могли констатировать состояние полной пассивности воли в соединении со своеобразной сверхвозбу- димостью ощущений. Если пациента при помощи какого-ни- будь внешнего возбуждения выводили из состояния летаргии, то он обнаруживал еще гораздо большую живость, чем в Баратария (от испанского слова barato – дешевый) – название несуществующего острова, служащее водном из эпизодов романа Сервантеса Дон Ки- хот (ч. II, гл. 45–53) для обозначения небольшого городка, мнимым губернатором которого был назначен оруженосец Дон Кихота Санчо Панса.
состоянии бодрствования. Мы не нашли и следа таинственной связи с оператором всякий другой человек мог с такой же легкостью приводить в действие нашего загипнотизированного субъекта. Для нас было сущим пустяком заставить действовать галлевские черепные органы мы пошли еще гораздо дальше мы не только могли заменять их друг другом и располагать по всему телу, но фабриковали любое количество еще других органов – органов пения, свистения, дуде- ния, танцевания, боксирования, шитья, сапожничания, курения и т. д, помещая их туда, куда нам было угодно. Если пациент Уоллеса становился пьяным отводы, то мы открыли в большом пальце ноги орган опьянения, и достаточно нам было только коснуться его, чтобы получить чудеснейшую комедию опьянения. Но само собой разумеется, что ни один орган не обнаруживали следа какого-нибудь действия,
если пациенту не давали понять, чего от него ожидают благодаря практике наш мальчуган вскоре усовершенствовался до такой степени, что ему достаточно было малейшего намека. Созданные таким образом органы сохраняли затем свою силу раз навсегда также и для всех позднейших усыплений,
если только их не изменяли тем же самым путем. Словом,
у нашего пациента была двойная память одна для состояния бодрствования, а другая, совершенно обособленная, для гипнотического состояния. Что касается пассивности воли,
абсолютного подчинения ее воле третьего лица, то она теряет всякую видимость чего-то чудесного, если не забывать, что
все интересующее нас состояние началось с подчинения воли пациента воле оператора и не может быть осуществлено без этого подчинения. Самый могущественный на свете ча- родей-магнетизер становится бессильным, лишь только его пациент начинает смеяться ему в лицо.
Итак, в то время как мы при нашем фривольном скептицизме нашли в основе магнетическо-френологического шарлатанства ряд явлений, отличающихся от явлений в состоянии бодрствования в большинстве случаев только по степени и не нуждающихся нив каких мистических истолкованиях,
рвение (ardour) г-на Уоллеса привело его кряду самообманов, благодаря которым он подтвердил во всех подробностях галлевскую карту черепа и нашел таинственную связь между оператором и пациентом. В простодушном до наивности рассказе г-на Уоллеса видно повсюду, что ему важно было не столько исследовать фактическую подпочву спиритического шарлатанства, сколько во чтобы тони стало воспроизвести все явления. Уже одного этого умонастроения достаточно для того, чтобы человек, выступавший вначале как исследователь, в короткое время, путем простого и легкого самообмана, превратился в адепта. Г-н Уоллес закончил верой в магнетическо-френологические чудеса и очутился уже Как уже сказано, пациенты совершенствуются благодаря упражнению. Поэтому вполне возможно, что, когда подчинение воли становится привычным,
отношение между участниками сеансов делается интимней, отдельные явления усиливаются и обнаруживаются в слабой степени даже в состоянии бодрствования одной ногой в мире духов.
Другой ногой он вступил в него в 1865 году. Опыты со столоверчением ввели его, когда он вернулся из своего двенадцатилетнего путешествия по жарким странам, в общество различных медиумов. Вышеназванная книжка свидетельствует о том, как быстры были здесь его успехи и с какой полнотой он овладел этим предметом. Он требует от нас, чтобы мы приняли за чистую монету не только все мнимые чудеса Хомов, братьев Давенпортов и других медиумов, выступающих более или менее за деньги ив значительной своей части неоднократно разоблаченных в качестве обманщиков, но и целый ряд якобы достоверных историй о духах из более ранних времен. Прорицательницы греческого оракула, средневековые ведьмы были по Уоллесу медиумами, а
Ямвлих в сочинении О прорицании уже очень точно описывает поразительнейшие явления современного спиритуализма Приведем лишь один пример того, как легко г-н Уоллес относится к вопросу о научном установлении и засвидетельствовании этих чудес. Когда нам предлагают поверить тому,
что господа духи дают себя фотографировать, то от нас хотят очень многого, и мы, конечно, вправе требовать, чтобы такого рода фотографии духов, прежде чем мы признаем их подлинность, были удостоверены самым несомненным образом.
И вот г-н Уоллес рассказывает на странице 187, что в марте г. г-жа Гаппи, урожденная Никол, главный медиум
снялась вместе со своим мужем и своим маленьким сыном у г-на Хадсона в Ноттинг-Хилле
289
и что на двух различных снимках за ней была видна в благословляющей позе высокая женская фигура с чертами лица несколько восточного типа,
изящно (finely) задрапированная в белый газ.
«Здесь, стало быть, одно из двух являются абсолютно
290
достоверным
291
. Либо перед нами здесь живое, разумное, но невидимое существо, либо же гни г-жа Гаппи, фотограф и какая-нибудь четвертая особа затеяли постыдный (обмани с тех пор всегда поддерживали его. Ноя очень хорошо знаю г-на и г-жу Гаппи и абсолютно убежден что они также мало способны на подобного рода обман, как какой-ни- будь серьезный искатель истины в области естествознания».
(стр. Итак, либо обман, либо фотографии духов. Отлично. А в случае обмана либо дух был уже заранее на пластинках, либо в организации его появления должны были участвовать четыре лица или пусть три, если мы отведем в качестве невменяемого или обманутого человека старика Гаппи, умершего в январе 1875 г. в возрасте 84 лет (достаточно было отослать егоза ширмы. Нам нечего доказывать, что фотографу было Ноттинг-Хилл – район в западной части Лондона Подчеркнуто Энгельсом. – Ред «Here, then, one of two things are absolutely certain». Мир духов стоит выше грамматики. Однажды какой-то шутник попросил медиума вызвать дух грамматика Линдли Марри. На вопрос, присутствует ли он, дух ответил «I are» (по- американски – вместо «I am»). Медиум был из Америки
бы не особенно трудно раздобыть модель для духа. Но фотограф Хадсон был вскоре после этого публично обвинен в систематической подделке фотографий духов, в связи с чем г-н Уоллес успокоительно замечает:
«Одно во всяком случае ясно если где-нибудь имел место обман, то его тотчас же раскрывали сами спириты. (стр.
189)
Таким образом, на фотографа не приходится особенно полагаться. Остается г-жа Гаппи, аза нее говорит абсолютное убеждение доброго Уоллеса – и больше ничего. Больше ничего Нет, не так. В пользу абсолютной правдивости г-жи Гаппи говорит ее утверждение, что однажды вечером,
в начале июня 1871 гона была перенесена в бессознательном состоянии по воздуху из своей квартиры в Highbury Hill
Park на Lambs Conduit Street 69 – что составляет три английских мили по прямой линии – и была положена в названном домена стол вовремя одного спиритического сеанса. Двери комнаты были заперты, и хотя г-жа Гаппи одна из дороднейших дам Лондона, – а это кое-что да значит, но все же ее внезапное вторжение не оставило ни малейшего отверстия нив дверях, нив потолке (рассказано в лондонском от 8 июня 1871 г. Кто после этого откажется верить в подлинность фотографии духов, тому ничем не поможешь «The Echo» (Эхо) – буржуазно-либеральная газета, выходила в Лондоне с 1868 по 1907 год
Вторым именитым адептом спиритизма среди английских естествоиспытателей является г-н Уильям Крукс, тот самый,
который открыл химический элемент таллий и изобрел радиометр (называемый в Германии также Lichtmuhle)
293
. Г-н
Крукс начал исследовать спиритические явления приблизительно с 1871 г. и применял при этом целый ряд физических и механических аппаратов пружинные весы, электрические батареи и т. д. Мы сейчас увидим, взял ли он с собой главный аппарат, скептически-критическую голову, и сохранил ли его до конца в пригодном для работы состоянии. Во всяком случае, через короткий срок г-н Крукс оказался в таком же полном плену у спиритизма, как и г-н Уоллес.
«Вот уже несколько лет, – рассказывает этот последний как одна молодая дама, мисс Флоренс Кук, обнаруживает замечательные медиумические качества в последнее время она дошла до того, что производит целую женскую фигуру, которая, судя по всему, происходит из мира духов и появляется босиком, в белом развевающемся одеянии, между тем как медиум, одетый в темное и связанный, лежит в глубоком сне в занавешенном помещении (cabinet) или в соседней комнате. (стр. Дух этот, называющий себя Кэти и удивительно похожий Таллий был открыт У. Круксом в 1861 году.//Радиометр («Lichtmuhle» световая мельничка») – прибор для измерения энергии световых лучей путем определения, угла отклонения закручивающейся тонкой нити, на которой укреплены легкие крылышки, вращающиеся под действием излучения. Радиометр был сконструирован Круксом в 1873–1874 годах
на мисс Кук, был однажды вечером схвачен вдруг за талию гном Фолькманом – теперешним супругом г-жи Гаппи, – который держал его, желая убедиться, не является ли он вторым изданием мисс Кук. Дух вел себя при этом как вполне материальная девица и энергично оборонялся зрители вмешались, газ был потушена когда после некоторой возни восстановилось спокойствие и комната была освещена, то дух исчез, а мисс Кук оказалась лежащей связанной и без сознания в своем углу. Однако говорят, будто г-н Фолькман и поныне утверждает, что он схватил именно мисс Кук, а не кого-либо другого. Чтобы установить это научным образом,
один знаменитый электрик, г-н Варли, перед одним из дальнейших сеансов так провел ток электрической батареи через медиума – мисс Кук, что последняя не могла бы изображать духане прервав тока. Но дух все же появился. Таким образом, это было в самом деле отличное от мисс Кук существо.
Г-н Крукс взял на себя задачу установить это с еще большей несомненностью. Первым шагом его при этом было снискать себе доверие дамы-духа.
«Доверие это, – повествует он сам вот июня 1874 г, – возросло постепенно до того, что она отказывалась от сеанса, если я не распоряжался всем устройством его. Она высказывала пожелание, чтобы я всегда находился поблизости от нее, поблизости к кабинету я нашел,
что после того, как установилось это доверие иона убедилась, что я не нарушу ни одного данного ей обещания все
явления значительно усилились, и мне добровольно были предоставлены такие доказательства, которых нельзя было бы получить иным путем. Она часто советовалась со мной
по поводу присутствующих на сеансах лиц и отводимых им мест, ибо за последнее время она стала очень беспокойной) под влиянием кое-каких неблагоразумных намеков на то, что наряду с другими, более научными методами исследования надлежало бы применить также и силу
294
».
Барышня-дух вознаградила в полной мере это столь же любезное, сколь и научное доверие. Она даже появилась это теперь уже не должно нас удивлять – в доме г-на Крук- са, играла сего детьми, рассказывала им анекдоты из своих приключений в Индии, угощала г-на Крукса повествованиями также о некоторых из горьких испытаний своей прошлой жизни, позволяла ему обнимать себя, чтобы он мог убедиться в ее осязательной материальности, давала ему определять у себя число биений пульса и дыханий в минуту и под конец согласилась даже сфотографироваться рядом с гном Круксом.
«Эта фигура, – говорит г-н Уоллес, – после того как ее видели, осязали, фотографировали и беседовали с ней, абсолютно исчезла из одной маленькой комнаты, которая не имела другого выхода, как через соседнюю, переполненную Эта и две следующие цитаты взяты из статьи У. Крукса Последнее появление «Кэти Кинг»».//«The Spiritualist» (Спиритуалист) – еженедельник английских спиритов, издавался в Лондоне с 1869 по 1882 год с 1874 г. выходил под названием «The Spiritualist Newspaper» (Спиритуалистический вестник
зрителями комнату, (стр. 183) в чем не следует видеть особенного искусства, если допустить, что зрители были достаточно вежливы и обнаружили по отношению к Круксу, в доме которого все это происходило, столько же доверия, сколько он обнаруживал по отношению к духу.
К сожалению, эти вполне удостоверенные явления кажутся не совсем правдоподобными даже самим спиритам.
Мы видели выше, как настроенный весьма спиритически г- н Фолькман позволил себе весьма материальный жест. Далее, одно духовное лицо, член комитета Британской национальной ассоциации спиритуалистов тоже присутствовал на сеансе мисс Кук и без труда установил, что комната, через дверь которой приходили уходил дух, сообщалась с внешним миром при посредстве второй двери Поведение присутствовавшего там же г-на Крукса нанесло последний, смертельный удар моей вере, что в этих явлениях может быть нечто серьезное (Мистический Лондон»,
соч. преподобного Ч. Мориса Дэвиса, Лондон, изд. братьев
Тинсли)
295
. К довершению всего в Америке выяснилось, как происходит материализация таких «Кэти». Одна супружеская чета, по имени Холмс, давала в Филадельфии представления, на которых тоже появлялась некая «Кэти», получавшая от верующих изрядное количество подарков. Но один скептик не успокоился до тех пор, пока не напал на след названной Кэти, которая, впрочем, однажды уже устроила забастовку из-за недостаточно высокой платы он нашел ее водном (гостиница-пансион) и убедился, что это – молодая дама, бесспорно из плоти и крови, имевшая при себе все полученные ею в качестве духа подарки.
Между теми континенту суждено было приобрести своих духовидцев от науки. Одна петербургская научная корпорация не знаю точно, университет ли или даже академия делегировала господ статского советника Аксакова и химика Бутлерова для изучения спиритических явлений, из чего, впрочем, не получилось, кажется, больших результатов. Но зато, – если только верить громогласным заявлениям господ спиритов, – и Германия выставила теперь своего духовидца в лице г-на профессора Цёльнера из Лейпцига.
Как известно, г-н Цёльнер уже много лет интенсивно работает в области четвертого измерения пространства, причем он открыл, что многие вещи, невозможные в пространстве трех измерений, оказываются само собой разумеющи-
296
Речь идет о Комиссии для рассмотрения медиумических явлений, учрежденной Физическим обществом при Петербургском университете 6 мая 1875 г.
и закончившей свои занятия 21 марта 1876 года. В состав комиссии входил Д.
И. Менделеев и ряд других известных ученых. Комиссия обратилась к лицам,
распространявшим спиритизм в России, – АН. Аксакову, А. M. Бутлерову и Н.
П. Вагнеру – с предложением доставить сведения о подлинных спиритических явлениях. Комиссия пришла к тому заключению, что спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие, и опубликовала свои выводы в газете «Голос»
от 25 марта 1876 года. Материалы комиссии были изданы Д. И. Менделеевым в виде книги Материалы для суждения о спиритизме, С.-Петербург, 1876.
мися в пространстве четырех измерений. Так, например, в этом последнем пространстве можно вывернуть, как перчатку, замкнутый металлический шар, не проделав в нем дыры;
точно также можно завязать узел на не имеющей с обеих сторон концов или закрепленной на обоих концах нитке можно также вдеть друг в друга два отдельных замкнутых кольца,
не разрывая ни одного из них, и проделать целый ряд других подобных фокусов. Теперь, согласно новейшим торжествующим сообщениям из мира духов, г-н профессор Цёль- нер обратился к одному или нескольким медиумам, чтобы сих помощью установить дальнейшие подробности относительно местонахождения четвертого измерения. Успех при этом был поразительный. Спинка стула, на которую он опирался верхней частью руки, в то время как кисть руки ни разу не покидала стола, оказалась после сеанса переплетенной с рукой на припечатанной с обоих концов к столу нитке появились четыре узла и т. д. Словом, духи играючи произвели все чудеса четвертого измерения. Заметьте при этом refero
297
, я не отвечаю за правильность того, что сообщают бюллетени духов, и если в них имеются неправильные сообщения, то г-н Цёльнер должен быть благодарен мне за повод исправить их. Но если предположить, что эти сообщения верно передают результаты опытов г-на Цёльнера, то они безусловно знаменуют начало новой эры как в науке о духах,
так ив математике. Духи доказывают существование четвер-
297
Я рассказываю рассказанное. – Ред
того измерения, как и четвертое измерение свидетельствует о существовании духов. А раз это установлено, то перед наукой открывается совершенно новое, необозримое поле деятельности. Вся математика и все естествознание прошлого оказываются только преддверием к математике четвертого и дальнейших измерений и к механике, физике, химии, физиологии духов, пребывающих в этих высших измерениях.
Ведь установил же научным образом г-н Крукс, как велика потеря веса столов и другой мебели при переходе ее, – мы можем теперь сказать так, – в четвертое измерение, а г-н Уо- ллес объявляет доказанным, что огонь не вредит там человеческому телу. А что сказать о физиологии этих одаренных телом духов Они дышат, у них есть пульс, – значит, они обладают легкими, сердцем и кровеносной системой, а следовательно, ив отношении остальных органов тела они без сомнения одарены по меньшей мере столь же богато, как и наш брат. Ведь для дыхания необходимы углеводы, сжигаемые в легких, а они могут доставляться только извне. Итак, духи имеют желудок, кишечник, совсем сюда относящимся, а раз все это констатировано, то и остальное получается без всяких трудностей. Но существование этих органов предполагает возможность их заболевания, а в таком случае гну Вир- хову, может быть, еще придется написать целлюлярную патологию мира духов. Атак как большинство этих духов удивительно прекрасные молодые дамы, которые ничем, реши- тельно-таки ничем, не отличаются от земных женщин, разве только своей сверхземной красотой, то долго ли придется ждать до тех пор, когда они предстанут перед мужами, которые чувствуют любовь А если здесь, как установил по биению пульса г-н Крукс, не отсутствует и женское сердце»,
то перед естественным отбором открывается тоже четвертое измерение, где ему уже нечего опасаться, что его будут смешивать с зловредной социал-демократией
299
Но довольно. Мы здесь наглядно убедились, каков самый верный путь от естествознания к мистицизму. Это не безудержное теоретизирование натурфилософов, а самая плоская эмпирия, презирающая всякую теорию и относящаяся с недоверием ко всякому мышлению. Существование духов доказывается не на основании априорной необходимости,
а на основании эмпирических наблюдений господ Уоллеса,
Крукса и компании. Так как мы доверяем спектрально-ана- литическим наблюдениям Крукса, приведшим к открытию металла таллия, или же богатым зоологическим открытиям Начало дуэта Памины и Папагено из оперы Моцарта Волшебная флейта (действие I, сцена 18). Слова этого дуэта обыгрываются ив следующем предложении Энгельс намекает нате реакционные выпады против дарвинизма, которые получили в Германии особенное распространение после Парижской коммуны года. Даже такой крупный ученый, как Вирхов, ранее приверженец дарвинизма, выступил в 1877 г. на Мюнхенском съезде естествоиспытателей с предложением запретить преподавание дарвинизма, утверждая, что дарвинизм тесно связан с социалистическим движением и поэтому опасен для существующего общественного строя (см. R. Virchow. «Die Freiheit der Wissenschaft im modernen
Staat». Berlin, 1877, S. 12).

Уоллеса на островах Малайского архипелага, то от нас требуют того же самого доверия к спиритическим опытами открытиям обоих этих ученых. А когда мы заявляем, что здесь есть все-таки маленькая разница, а именно, что открытия первого рода мы можем проверить, второго жене можем, то духовидцы отвечают нам, что это неверно и что они готовы дать нам возможность проверить и спиритические явления.
Презрение к диалектике не остается безнаказанным.
Сколько бы пренебрежения ни выказывать ко всякому теоретическому мышлению, все же без последнего невозможно связать между собой хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними связь. Вопрос состоит только в том, мыслят ли при этом правильно или нет, – а пренебрежение к теории является, само собой разумеется,
самым верным путем к тому, чтобы мыслить натуралистически и тем самым неправильно. Но неправильное мышление, если его последовательно проводить до конца, неизбежно приводит, подавно известному диалектическому закону, к таким результатам, которые прямо противоположны его исходному пункту. И, таким образом, эмпирическое презрение к диалектике наказывается тем, что некоторые из самых трезвых эмпириков становятся жертвой самого дикого из всех суеверий – современного спиритизма.
Точно также обстоит дело и с математикой. Обыкновенные математики метафизического пошиба горделиво кичатся абсолютной непреложностью результатов их науки. Но к
этим результатам принадлежат также и мнимые величины,
которым тем самым тоже присуща известного рода реальность. Однако если только мы привыкнем приписывать корню квадратному из минус единицы или четвертому измерению какую-либо реальность вне нашей головы, то уже не имеет особенно большого значения, сделаем ли мы еще один шаг дальше, признав также и спиритический мир медиумов.
Это – как Кеттелер сказало Дёллингере:
«Этот человек защищал в своей жизни так много нелепостей, что он, право, мог бы примириться еще также и с догматом о непогрешимости!»
300
Действительно, голая эмпирия неспособна покончить со спиритами. Во-первых, высшие явления всегда показываются лишь тогда, когда соответствующий «исследователь»
уже достаточно обработан, чтобы видеть только то, что он должен или хочет видеть, как это описывает с такой неподражаемой наивностью сам Крукс. Во-вторых, спириты нисколько не смущаются тем, что сотни мнимых фактов оказываются явным надувательством, а десятки мнимых медиумов разоблачаются как заурядные фокусники. Пока путем разоблачения не покончили с каждым отдельным мнимым чудом, у спиритов еще достаточно почвы под ногами, как об этом и говорит определенно Уоллес в связи с историей В 1870 г. в Риме был провозглашен догмат о непогрешимости папы.
Немецкий католический теолог Дёллингер отказался признать этот догмат. Епископ майнцский Кеттелер вначале тоже был против провозглашения нового догмата, но очень скоро примирился сними стал его ревностным защитником
о поддельных фотографиях духов. Существование подделок доказывает, дескать, подлинность подлинных фотографий.
И вот эмпирия видит себя вынужденной противопоставить назойливости духовидцев не эмпирические эксперименты, а теоретические соображения и сказать вместе с
Гексли:
«Единственная хорошая вещь, которая, по моему мнению, могла бы получиться из доказательства истинности спиритизма, это – новый аргумент против самоубийства.
Лучше жить в качестве подметальщика улиц, чем в качестве покойника болтать чепуху устами какого-нибудь медиума,
получающего гинею за сеанс 301
Эти слова взяты из письма Т. Гексли от 29 января 1869 г. лондонскому Логическому обществу («Dialectical Society»), пригласившему его принять участие в работе комитета по изучению спиритических явлений. Гексли отклонил это приглашение, сделав ряд иронических замечаний о спиритизме. Письмо приводится в книге Дэвиса Мистический Лондон, стр. 389.

1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   42


написать администратору сайта