Главная страница

поурочные разработки 5 кл. русский язык. Г. Чернышевский) Урок Тема. Лингвистика наука о языке (1). Цели урока


Скачать 1.98 Mb.
НазваниеГ. Чернышевский) Урок Тема. Лингвистика наука о языке (1). Цели урока
Анкорпоурочные разработки 5 кл. русский язык
Дата17.04.2022
Размер1.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpourochnye_razrabotki_5_klass_russkiy_yazyk.doc
ТипУрок
#479990
страница18 из 31
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31

2. Описание деталей картины.
Предложим ученикам внимательно рассмотреть и описать детали картины, постараться понять, из каких составляющих складывается поэтический образ осени на картине Левитана, ещё раз восхититься искусством художника проникать в мир природы и открывать нам красоту, которую мы часто не замечаем.

На первом плане картины изображена неширокая речка с пологими берегами. Насыщенно-синий, холодный цвет неподвижной воды контрастирует с тёплым золотом листвы берёз. В такой воде купаться уже не захочется. В реке отражаются прибрежные кусты, побуревшая за лето трава. На втором плане вода светлее, как будто в неё опрокинулось небо с лёгкими белыми облаками. Лента реки изгибается и теряется в лугах, открывая широкую панораму озимых полей.

С левого берега к реке сбегают молодые берёзки и осинки. Осинки уже почти облетели, их тонкие стволы выглядят хрупкими и беззащитными. Берёзы предстают в праздничном сиянии, их пышная листва золотом горит на солнце, они словно тихо ликуют в сознании своей красоты. Об этой красоте писал И. А. Бунин: «Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой…».

Стволы деревьев утопают в золотых грудах опавших листьев. В этот полный света ясный осенний день на траве под деревьями лежат неровные тени. Трава уже выцвела, поблёкла и увяла, и ещё ярче горят на этом бледном фоне ворохи рыжей листвы.

Большое внимание художник уделяет детали. Он замечает каждую случайную веточку, каждую тень и умеет перенести это на холст. Все эти случайности вкупе создают живой образ, который кажется перенесённым прямо из действительности. Художник видит и наклонившийся к самой воде красноватый кустик, и отражения в реке прибрежных растений, и тающее в небесной лазури облачко.

У самого изгиба реки красуется нарядная берёза в пышном осеннем убранстве. Чуть правее зеленеют ивы, неподвластные осеннему увяданию. На левом берегу вдали – золотая рощица. Контрастным ярко-зелёным пятном выделяются на заднем плане всходы озимых.
3. Описание впечатления, которое оставляет картина.
Созданный Левитаном пейзаж полон света. В картине преобладают тёплые, светлые, жизнерадостные тона. Живописное полотно Левитана – это праздник красок, пышное ликование вступившей в свои права осени. Пейзаж не навевает грустных мыслей о предстоящей зиме. Художник дарит нам счастье увидеть на полотне осень во всём её великолепии, в золотом сиянии ясного солнечного дня.

Глядя на картину "Золотая осень", мы проникаемся глубоким чувством любви к родной природе

III. Составление плана сочинения.
В сильном классе можем предложить учащимся самостоятельно составить план своего сочинения, а затем выясним, какие возникли затруднения.

Учащимся слабого класса также уже можем предоставить возможность попробовать свои силы в составлении плана сочинения самостоятельно, а затем организуем параллельно проверку и совместное составление общего плана с использованием тех предложений, которые будут поступать от пятиклассников. Один из вариантов плана может выглядеть примерно следующим образом.
I. И. И. Левитан – замечательный художник-пейзажист.

II. Картина И. И. Левитана «Золотая осень».

1. Общий план картины.

2. Деревья на картине Левитана: берёзки на первом плане, осинки, берёза у изгиба реки, ивы, золотая рощица.

3. Осенняя река. Небо.

4. Задний план картины: озимые поля, луга, деревья, домики.

5. Колорит картины.

III. Впечатление, которое оставляет картина «Золотая осень». Мастерство художника.
IV. Лексическая работа.
1. В мастерской художника (общее толкование значений специальных слов).
Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

*Контраст (на картине) – резкая противоположность яркости (освещённости) предмета или его цвета по сравнению с окружающим его фоном.

Тёплые цвета (оттенки) – жёлтая и красная цветовая гамма.

Холодные цвета (оттенки) – зелёный, синий, фиолетовый, серый.
2. Подбор лексического материала.
1) Запись и орфографический анализ словосочетаний, которые были использованы в ходе устного описания картины (взаимодиктант).
Примерный список словосочетаний.

Облитые золотом деревья, чистый и прозрачный воздух, осеннее убранство, пологие берега, озимые поля, ничем не примечательный пейзаж, удивительный поэтический образ, восхититься искусством художника, тёплое золото листвы, побуревшая трава, панорама озимых полей, праздничное сияние, горит на солнце, тихо ликуют, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы, осеннее увядание, праздник красок, пышное ликование, великолепие, золотое сияние ясного солнечного дня.
2) Анализ готового лексического материала (чтение и повторное обсуждение стихотворных строк, подобранных дома, упр. 598 (2)).
Д. з.: написать сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 15 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 12-15 мин.


Урок 103.
Тема. Словообразование имён существительных (§ 40) .
Цели урока: 1) закрепить сведения об основных способах образования существительных;

2) закрепить умение проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ имён существительных, используя справочную литературу (словообразовательный словарик, словарь значения морфем и этимологический словарь).
I. Закрепление представления о способах и средствах образования имён существительных (упр. 600, 601, 603).
В процессе работы с указанными упражнениями совершенствуются важные умения:

-- умение проводить морфемный разбор существительных;

-- умение составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки;

-- умение использовать справочную литературу в ходе проведения словообразовательного и морфемного анализа.
II. Отработка умения проводить этимологический анализ существительных с использованием этимологического словаря (упр. 602).
III. Закрепление представления о типичных моделях, по которым строятся имена существительные (упр. 605).
Учебная игра. Можно провести игру «Кто больше?» Учитель предлагает определённое время на работу с каждой моделью, по окончании которого выясняется, кто вспомнил больше существительных определённой структуры. Таким образом, выявляется несколько победителей (в соответствии с количеством предложенных для работы моделей). В слабом классе можно организовать соревнование по рядам.
Справочный материал.
∩ение – суждение, ударение, мучение, свечение, торможение, мучение, прощение, обращение, кружение, хождение, вращение, вождение, движение, жжение, горение, плетение, творение, хранение и т. д.

∩ство – детство, царство, бегство, братство, волшебство, родство, единство, рабство и т. д.

∩ица – жница, девица, сестрица, царица, вещица, водица, львица, волчица, тигрица, частица и т. д.

∩итель□ – строитель, учитель, водитель, вредитель, крушитель, любитель, мститель, мучитель, мыслитель, ценитель, правитель, хранитель, числитель, делитель и т. д.

∩ик□ – столик, винтик, болтик, братик, карандашик, ключик, коврик, халатик, хвостик, лучик, мячик, ножик, дворик, чижики т. д.

∩ушка – девушка, ивушка, дедушка, головушка, полюшко, хлебушко, силушка, зимушка, комнатушка и т. д.

∩онька – берёзонька, лапонька, кисонька и т. д.
IV. Тренировка в умении использовать нужный суффикс для образования имён существительных (упр. 606, 607).
V . Д. з.: 1) упр 599 (орфографический минимум);

2) упр. 604.
Примерное распределение времени урока: I этап – 12-15 мин., II этап –5-7 мин., III этап – 7-10 мин., IV этап – 7-10 мин., V этап – 2 мин.


Урок 104.
Тема. Словообразование имён прилагательных (§ 41).
Цель урока -- закрепить сведения об основных способах образования прилагательных и отработать умение проводить их словообразовательный анализ.
I. Проверка домашнего задания.
Выполняя домашнее задание, учащиеся должны были понаблюдать за использованием в художественном произведении (рассказе Тургенева «Муму») существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ребята выпишут следующие имена существительные: собачонка, чашечка (молока), мордочка, хвостик, собачка, Мумуня.

Очень важно, чтобы пятиклассники сумели определить роль этих существительных в тексте: они использованы в основном для описания щенка, которого автор показывает через восприятие великана Герасима, и позволяют подчеркнуть беззащитность собачки и в то же время выразить всю нежность одинокого человека по отношению к спасённому им существу. Чтобы подчеркнуть симпатию дворовых к умной и ласковой собачке, автор говорит о том, что они стали её звать Мумуней.

После обсуждения тех возможностей, которые даёт художественной литературе словообразование, учитель диктует пятиклассникам слова из орфографического минимума.
Дополнительные задания:

1. Подчеркните слова с орфограммой «Непроизносимая согласная» и, где возможно, укажите проверочные слова.

2. Запишите десять слов с орфограммой «Гласные а-о в корнях с чередованием».

3. Заполните пропуски в словообразовательной цепочке:

… -- писатель -- … ; … -- теннисист -- … ; … -- ножик -- … .

4. Укажите морфемный состав следующих существительных: укротительница, сотрудник, хвастливость.
II. Повторение и систематизация сведений о способах образования имён прилагательных (упр. 608, 609 – устное высказывание).
III. Отработка умения проводить словообразовательный анализ имён прилагательных с использованием справочной литературы (упр. 611, 612).
Учебная игра. Работу с упр. 611 можно организовать в форме соревнования рядов (игры «Кто больше?»).

Справка.

-ан- (-ян-) – ржаной, кожаный, водяной, масляный, торфяной, травяной и т. д.

-еньк-(-оньк-) – старенький, чистенький, аленький, плохонький, хитренький, слабенький, коротенький, быстренький, голубенький и т. д.

-ив- -- лживый, красивый, льстивый, ревнивый, фальшивый, учтивый и т. д.

-лив- -- счастливый, говорливый, болтливый, визгливый, крикливый, пугливый, стыдливый, приветливый, тоскливый, ворчливый и т. д.

-ист- -- бархатистый, серебристый, пенистый, пушистый, пятнистый, мглистый, ребристый, золотистый, игристый и т. д.

-оват- -- угловатый, рыжеватый, глуповатый, красноватый, голубоватый, глуховатый, дороговатый, сыроватый, виноватый, щеголеватый и т. д.
IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.
Учащиеся перечисляют основные способы образования имён прилагательных и приводят примеры.
Д. з.: упр. 610.

Думаем, в классе полезно будет выполнить задание 3 домашнего упражнения (выразительное чтение, определение настроения, которое передаёт автор).

В сильном классе можно предложить задание назвать художественные средства выразительности, которые использовал автор, и определить их роль в тексте.
Примерное распределение времени урока: I этап – 25 мин., II этап –5 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 5 мин.


Урок 105.
Тема. Словообразование глаголов. Изложение (§ 42).
Цели урока: 1) повторить сведения о способах образования глаголов;

2) тренировать учащихся в умении проводить смысловой и частичный стилистический анализ художественно-публицистического текста (термин не вводится);

3) проверить умение письменного подробного пересказа.
I. Формирование представления о приставочном способе как основном способе образования глаголов (упр. 613, 614 (1)).
II. Повторение сведений о суффиксальном способе образования глаголов и тренировка в умении правильно оформлять графически словообразовательные пары (упр. 616).
III. Смысловой и частичный стилистический анализ текста упр. 617 («Символ России»).
Прежде чем приступить к работе с текстом, пятиклассники читают и записывают загадку, которая подводит их к теме текста. После этого ученики выразительно читают текст и объясняют его название. В случае затруднения учащихся в определении значения слова «символ» прочитаем им определение этого понятия, данное в словаре С. И. Ожегова: символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи.

Частичный стилистический анализ текста включает определение его стиля и доказательство: указание на особые стилевые черты и языковые средства, которые позволяют эти особенности создать.

Доказывая, что текст представляет собой художественное описание, учащиеся отмечают эмоциональность текста, субъективность описания (мы понимаем, как автор текста относится к берёзе). Анализируя использованные автором средства художественной выразительности, указывают метафорические наименования берёзы (верный помощник, неизменный спутник человека, некопаный колодец, друг и помощник русского человека). В сильном классе можем сказать, что различные названия одного предмета в рамках одного текста называются контекстуальными синонимами. Учащиеся также называют олицетворения, которые помогают представить берёзу как одушевлённое существо (согревала, ума даёт, помогает в горе, забирает головную боль, сопровождала в горе и радости и др.).
IV. Составление плана (структурно-семантический анализ текста).
Примерный план текста:
1. Берёза – русское дерево.

2. Хранительница домашнего очага. (Польза от берёзы в доме.)

3. Целительная сила берёзы.

4. Берёза в народных обрядах.

5. Берёза – друг и помощник русского человека.
Думаем, будет полезно потренировать пятиклассников в умении подробно пересказывать текст в соответствии с пунктами плана (по абзацам). Основные требования к пересказу – точность выражения мысли, сохранение выразительности текста, выразительное произнесение.

V. Письменный пересказ текстовых фрагментов (упр. 617 (5)).
В сильном классе можно предложить всем или отдельным учащимся воспроизвести весь текст.

* Дополнительное задание. Считаете ли вы берёзу символом России? Почему? Постройте письменное рассуждение по данной теме.
Д. з. – упр. 617 (3), по желанию -- упр. 614 (2).

.

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 5 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 15 мин.

Уроки 106-108.
Тема. Правописание приставок (§ 43).
Урок 106.
Тема. Группы приставок в зависимости от написания.
Цели урока: 1) сформировать представление о трёх группах приставок в зависимости от их написания;

2) учить отличать приставки на з/с от приставки с-;

3) добиваться знания приставок на з/с и правила, регулирующего их написание.
I. Повторение сведений об основных способах образования глаголов (упр. 615).
II. Формирование представления о трёх группах приставок в зависимости от их написания (текст на стр. 21).




В сильном классе, прежде чем приступить к прочтению сведений о приставках, можно совместно с учащимися составить схему, отражающую деление приставок на группы в зависимости от написания, и затем сверить её с материалом учебника.

После этого предложим учащимся 1-го варианта подготовить для подробного пересказа 1-ую и 2-ую части текста, а учащимся второго варианта – 3-ью. По истечении отведённого на подготовку пересказа времени представители каждого варианта объясняют материал всему классу, используя составленную на доске схему.
Учебная игра.
Оправданной формой работы является приведение уже на первом уроке изучения нового материала примеров слов (словосочетаний, предложений) самими учащимися.

Предложим пятиклассникам назвать и записать по три примера слов с каждой из данных в перечнях приставок (представители каждого ряда называют по одному слову). Орфограмму ребята обозначают по образцу в учебнике. Выигрывает тот ряд, который наберёт меньше штрафных очков (меньшее количество раз пропустит свою очередь).
Необходимо также предоставить время для заучивания перечней приставок. После того как учащиеся поработают над заучиванием приставок, организуем взаимопроверку в парах или в группах по четыре человека.
III. Смысловой, типологический и орфографический анализ текста (упр. 618).
Определяя тему, пятиклассники должны понять, что в тексте речь идёт не только о конкретной ласточке. Один из персонажей текста, дед Митрий, объясняет поведение всех ласточек. Кроме того, в этом фрагменте говорится и о людях, которым интересна природа и всё живое. Таким образом, тема текста – «Ласточки и люди».

Продолжая анализ текста, пятиклассники отметят следующие мысли:

-- ласточки живут рядом с человеком и доверчиво пользуются его часто невольной помощью;

-- человек наблюдательный, способный по-настоящему любить природу многое знает о том, что в ней происходит, и может объяснить, например, поведение птиц.

Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения (Паустовский рассказывает о случае, который с ним произошёл, описывает поведение ласточек, рассуждает о том, почему ласточка так себя вела). Таким образом, в этом маленьком тексте представлены все типы речи.

Возможный заголовок – «Смышлёная ласточка».
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31


написать администратору сайта