поурочные разработки 5 кл. русский язык. Г. Чернышевский) Урок Тема. Лингвистика наука о языке (1). Цели урока
Скачать 1.98 Mb.
|
Тема. Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». I. Создание словесного портрета героини «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина (проверка домашнего задания). Прежде чем приступить к проверке домашнего задания, полезно будет дать ребятам целевую установку на внимательное отношение к ответам одноклассников, поскольку их удачные высказывания могут быть использованы в ходе работы над собственным сочинением. Ребята читают текст упражнения 18 и рисуют словесный портрет героини сказки А. С. Пушкина. II. Описание картины (чтение текста задания 2 упр. 19 и совместное рассмотрение картины). Чтение этого текста также имеет целью получение информации для написания творческой работы, для лучшего понимания произведения живописи. В дополнение к содержанию текста расскажем пятиклассникам, что опера "Сказка о царе Салтане..." написана к столетию со дня рождения А. С. Пушкина. Образы, которые создал поэт, и музыкальное произведение Н. А. Римского-Корсакова увлекли М. Врубеля и вдохновили на создание декораций к опере, а также эскизов костюмов для исполнителей главных партий. Под сильным впечатлением от поэзии и музыки Врубель создаёт полотно «Царевна-Лебедь», с которого смотрит на нас его волшебная муза – исполнительница партии Царевны-Лебеди Надежда Забела. Предложим учащимся подумать, как художнику удалось создать этот сказочный образ: в какой момент изображена царевна; что восхищает в её облике; на каком фоне она изображена. Пятиклассники могут предположить, что царевна запечатлена художником в момент её волшебного превращения. Она предстаёт в сказочном одеянии из белоснежных крыльев, которые словно излучают жемчужный свет, на голове её блистающий драгоценными камнями кокошник. Царевна уплывает вдаль и в последний раз, обернувшись, дарит пленительное видение. Действительно, лицо её и весь облик поражает сказочной, «неописанной» красотой. Взгляд ее таинственно мерцающих больших глаз проникает в душу. Она словно видит то, что недоступно взору человека. По свидетельству художников-современников, Врубель писал многие свои полотна особенным образом: он начинал творить, заполняя пространство листа с краёв. Стороннему наблюдателю были непонятны те наброски, которыми художник заполнял полотно, и только на последнем этапе работы начинал проступать тот замысел, который стремился выразить творец в художественном произведении. И на картине «Царевна-Лебедь» сказочная героиня словно выступает из полотна; магически притягивающий взгляд её больших печальных глаз является душой произведения и хранит главную тайну притягательной силы этого художественного творения. Фантастические и литературные образы, воплощённые Врубелем в картинах, немыслимы без изображения природы. Она гармонирует с обликом персонажей, раскрывая их сущность. Вдалеке багряными отсветами горит замок на волшебном чудо-острове. Морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках на картине «Царевна-Лебедь» тоже проникнут волшебством. Светлая полоска неба над горизонтом бросает отблеск на морскую гладь. Розовым светом вечерней зари окрашены гребни волн и полувоздушное оперенье Царевны-Лебеди. Эти отблески призрачным светом словно окутывают тонкие черты бледного лица сказочной героини. М. Ф. Гнесин так отзывался об исполнительнице партии красавицы-царевны в опере Римского-Корсакова Н. Забеле: «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки». Римский-Корсаков увидел певицу в собственной опере «Садко» и был тоже ею очарован. Красавицей Забелу никто бы не назвал, но ее грациозность, хрупкость и трогательность в сочетании с необыкновенным голосом покоряла всех. Врубель пленил нас волшебным очарованием своей дивной музы. Художник создал образ царственно-прекрасный, загадочный своей глубиной. Украшенный драгоценными камнями узорчатый кокошник, сияющая жемчужная пόднизь, лёгкая прозрачная дымка окаймлённой серебристым кружевом фаты обрамляют этот образ, подчёркивают красоту Лебеди. Тонкой изящной рукой поддерживает она край фаты, готовясь ускользнуть от людского взора. Но восхитительное видение уже очаровало нас и напоило гармонией высокой поэзии. III. Анализ плана сочинения (стр. 14). При работе над планом сочинения обращаем внимание учеников на наличие необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения, а также на то, что основная часть разделена на микротемы, и напоминаем, что каждая микротема должна быть записана с красной строки. Учитель также даёт рекомендации ученикам, в каком объёме и в какой форме во вступлении можно использовать информацию, содержавшуюся в устных ответах, в тексте учебника и в высказываниях учеников в ходе обсуждения художественного полотна. Предлагаем ученикам дать свои варианты вступления, которые обсуждаются в классе. После этого обсуждается содержание пункта 2, а затем выслушиваются возможные варианты заключительной части сочинения. IV. Словарная работа. 1. Объясняем значения устаревших слов, которые необходимо будут использованы в описании картины. Пόднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе). Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью. Предложим также выяснить по толковому словарику (см. справочник) значение слов скатный, яхонт. 2. Обращаем внимание учеников на необходимость использования синонимов (языковых и контекстных) во избежание повторов. Отметим также, что эти синонимы необходимо выбирать, имея в виде контекст. О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины. О картине: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение. О процессе создании картины: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в). О Царевне-Лебеди: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ, воплощение образа дивной музы художника. 2. Пятиклассники называют и записывают те эпитеты, яркие глаголы и сочетания слов, которые были использованы в ходе обсуждения художественного полотна. О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение, тайна притягательной силы этого художественного творения. О царевне: волшебное превращение, сказочное одеяние, белоснежные крылья, полувоздушное оперенье, жемчужный свет, блистать, драгоценные камни, узорчатый кокошник, жемчужная пόднизь, серебряное кружево фаты, таинственное мерцание больших печальных глаз, магически притягивающий взгляд, тонкие черты бледного лица, собольи брови, сомкнутые губы. О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, призрачный свет, багряные отсветы, огни волшебного чудо-острова. V. Написание сочинения. VI. Определение домашнего задания. В качестве домашнего задания можно предложить упр. 16 (для выполнения ученикам первого варианта) и упр. 24 (для второго варианта). Содержание этих упражнений представляет собой работу с омофонами (термин не вводится) и закрепляет представление о необходимости знаний фонетики для правильного применения правил написания безударных гласных в корне слова и написания парных согласных. Как дополнительное задание для закрепления умения проводить фонетический разбор слова можно предложить охарактеризовать звуки в одной из транскрипций. По усмотрению учителя упр. 12 и 19 можно предложить отдельным учащимся для подготовки сообщения. Д. з.: упр. 16 и 24 (по вариантам), фонетический анализ одного из слов (на выбор). Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 15-20 мин., V этап – 30-35 мин., VI этап – 3 мин. Молодому учителю. 1. Очень важно обеспечить при проведении творческих работ успех каждому ребёнку. Успех детей должен быть подготовлен учителем: правильной установкой на выполнение домашнего задания, готовящего к творческой работе; чёткими, понятными рекомендациями по её выполнению; подробным обсуждением содержания композиционных частей и микротем. Дети очень нуждаются в поощрении их творческих устремлений. Поэтому при проверке работ постарайтесь отметить положительные стороны работ каждого ученика: может быть, это будут удачные микротемы, может быть, отдельные мысли, а может быть, и отдельные удачно найденные определения. Именно об этих успехах и стоит сказать при анализе сочинений в классе. Наверное, не нужно выставлять неудовлетворительные оценки за первые творческие работы: дайте ребёнку возможность поработать над ошибками и выставьте оценку с учётом этой работы. Скажем также пятиклассникам о том, что в течение года у них будет возможность потренироваться в написании сочинений по картине, чтобы успешно справиться с контрольной работой (контрольным сочинением) в конце второго полугодия. 2. Рекомендуемый примерный объём классного сочинения в 5-ом классе -- 0,5 – 1,0 страницы (80 - 130 слов), но необходимо иметь в виду стиль и жанр сочинения, характер темы. Сочинение (в том числе миниатюра) оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за умение в рамках продуманной композиции раскрыть тему и выразить главную мысль (реализовать свой замысел), а также за умение правильно и уместно использовать с этой целью соответствующие языковые средства; вторая – за соблюдение языковых норм. Схема оценивания может быть следующей: Л – Ф – Р, где Л – логические ошибки, Ф – фактические, Р – речевые ошибки и недочёты; І – ν – Г, где І – количество орфографических ошибок, ν – количество ошибок пунктуационных, Г – грамматические ошибки. При проверке учитель также обращает внимание на нарушения последовательности в изложении содержания, на соответствие всех частей сочинения теме и задаче выражения главной мысли и на полноту раскрытия темы. При анализе речевого оформления работы учитываем разнообразие и выразительность использованных языковых средств и грамматического строя речи, стилевое единство сочинения. Урок 6. Тема. Звукопись в художественном тексте. С русским языком можно творить чудеса. (К. Г. Паустовский) Цели урока: 1) закреплять умение проводить фонетический анализ слова; 2) дать представление о звукописи как художественном приёме; организовать наблюдение за использованием звукописи в литературных произведениях. I. Анализ выполнения творческих работ. Во время анализа учитель отмечает достижения учащихся и даёт рекомендации по выполнению работы над ошибками. II. Проверка домашнего задания. Учащиеся рассказывают о выполнении домашних упражнений и делают вывод о том, что в русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, поэтому при выборе написания необходимо учитывать знания фонетики и обращать внимание на значение слова, чтобы правильно подобрать проверочное слово или форму. После этого на усмотрение учителя предлагается тем, кто выполнял дома упр. 16, выполнить упр. 24, и наоборот. Задание упражнений будет целесообразно в данных условиях дать сокращённом варианте: предложить учащимся составить не предложения, а словосочетания, которые помогают понять значения одинаково звучащих слов и, следовательно, выбрать соответствующее написание. III. Формирование представления о звукописи как приёме художественной выразительности и наблюдение за использованием этого приёма в стихотворных текстах ({ф}упр. 23, {ф}упр. 26, вниматель-ное чтение текста на стр. 15, упр. 27). Конкурс. После внимательного чтения текста и в ходе работы над упражнением 27 можно провести конкурс «Кто выразительнее?» среди представителей каждого ряда. Оценку выступлений можно перепоручить ребятам и рекомендовать им для объяснения своих предпочтений использовать выражения «эмоциональный настрой», «настроение поэта»; понятия «темп», «паузы», «интенсивность (громкость) произнесения». Работа с заданием 2 упр. 27 позволит закрепить умение проводить фонетический разбор. V. Подведение итогов урока (обсуждение эпиграфа к уроку и определение домашнего задания). Подводя итоги урока, ребята опираются на высказывание К. Г. Паустовского, вынесенного в эпиграф к уроку, и ещё раз доказывают его справедливость. В ходе подготовки к выполнению домашнего задания это обсуждение будет продолжено: эпиграф к уроку является первым предложением текста К. Г. Паустовского, который пятиклассники будут учить наизусть для письма по памяти. Д. з.: 1) работа над ошибками, допущенными в сочинении; 2) упр. 31; 3) по желанию – упр. 29 или 30. Примерное распределение времени урока: I этап – 10-15 мин., II этап – 7-10 мин., III этап – 15-20 мин., IV этап – 5 мин. Примечание. Если по каким-то причинам на данном уроке анализ сочинений невозможен, используем это время для написания сочинения-миниатюры (упр. 30). Перед проведением первого сочинения-миниатюры учитель даёт рекомендации по его написанию: определяет желательный объём -- 3-5 предложений, время написания -- 10-15 минут. Резерв – упр. 22, 25, 28. Упражнение 22 можно выполнять на отдельных листочках, которые предварительно подготовит учитель, с использованием только ручки или карандаша в течение строго ограниченного времени: 3-5 минут. Учение может выбрать одну из транскрипций и поучаствовать в одном из туров конкурса. Победителя можно выбрать путём оценки аплодисментами. 1. Необходимо серьёзно подготовить ребят к выполнению работы над ошибками. Именно на первых уроках нужно начинать вырабатывать у учеников привычку к ежедневному выполнению этого вида работы. Без регулярного анализа своих ошибок ученик не сможет преодолеть те трудности, которые возникают в силу присущих именно ему особенностей восприятия, а также в связи с особыми ситуациями, в которых он может оказаться (пропуск урока по болезни и т. д.). При подготовке учащихся к выполнению работы над ошибками, допущенными в сочинении по картине Врубеля, необходимо раскрыть значение сделанных при проверке помет, а также подробно объяснить, как нужно анализировать каждый тип ошибок. 2. Выслушивая на уроках сочинения-миниатюры учащихся, обязательно выскажите слова одобрения по поводу отдельных удачных высказываний, или формы работы, или даже удачно использованных определений. Но в то же время нельзя забывать о том, что основное назначение таких прослушиваний – помочь учащимся в дальнейшем избежать ошибок в создании творческих работ подобного рода. Поэтому необходимо после прочтения указать и на неточности, неудачные выражения, а также показать на примерах, как можно их исправить или заменить. После выполнения работы ребята по желанию или по просьбе учителя читают сочинения вслух. Ученикам, стремящимся улучшить качество своей работы, советуем поработать дома. Урок 7. Тема. Слог. Ударение (§3). Цели урока: 1) повторить известные учащимся сведения о слоге, ударных и безударных слогах; 2) дать представление об особенностях и роли ударения в русском языке. I. Проверка домашнего задания (самостоятельная работа – письмо по памяти текста упр. 31). Прежде чем пятиклассники приступят к письму по памяти, предоставим им возможность ещё раз перечитать текст и выслушать два-три выступления одноклассников с выразительным прочтением высказывания К. Г. Паустовского наизусть. Другой вариант повторения – хоровое выразительное чтение текста наизусть по рядам или всем классом. II. Повторение сведений о слоге и совершенствование умения определять количество и особенности звукового состава слогов (устное высказывание -- упр. 32; {ф}упр. 33, упр. 34, 35). Перед тем как пятиклассники приступят к работе по подготовке к устному высказыванию, обратим их внимание на сведения, данные в рамке, и предложим учесть их при составлении высказывания: сопроводить выраженные в плане мысли своими примерами. Отвечая на вопрос упр. 34, пятиклассники вспомнят, что количество слогов в словах соответствует количеству гласных звуков. Таким образом, в словах, которые имеют один слог, всегда один гласный, поэтому нет необходимости ставить знак ударения при составлении транскрипции: вариантов неправильной постановки ударения при произнесении быть не может. В сильном классе после выполнения упр. 35 попросим учеников сделать вывод об особенностях русского ударения, который можно сделать на основе приведённых ими примеров слов. Примеры слов, соответствующих схеме № 5: У чебная игра. Работу с упражнениями 33 и 34 можно провести в форме игры «Аукцион» (см. урок № 2), а работу с упражнением 31 – на время. III. Формирование представления об особенностях и роли русского ударения (внимательное чтение и анализ содержания текста на стр. 17). В качестве первого задания к тексту предлагается составление его план и пересказ текста по частям. Прежде чем приступить к составлению плана, в сильном классе зададим ребятам вопрос, какие типы планов им известны. Они могут при ответе опереться на классификацию по структуре (планы простой и сложный) и на классификацию по содержанию: план в форме вопросов, план на основе понятий (в каждом пункте называется микротема), план в форме тезисов (такой план представлен в упр. 32). Предложим пятиклассникам устно или письменно составить план любого типа и напомним, что формулировка его пунктов должна быть однородной. Задание пересказать текст станет частью домашней работы. IV. Закрепление сведений об особенностях и роли русского ударения и отработка навыка правильного произношения слов ({ф}упр. 36, упр. 37, 38, 40). После ответа на вопрос 2 упр. 37 попросим пятиклассников подумать, какие ещё особенности русского ударения можно проиллюстрировать данными в упражнении примерами. Выполнение упр. 38 подтверждает тезис о смыслоразличительной роли ударения в русском языке и подготавливает к этапу определения домашнего задания. V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания. В заключение урока учащиеся ещё раз дают определение слога, перечисляют основные особенности ударения в русском языке и говорят о его роли, подчёркивая важность правильной постановки ударения. Д. з.: 1) подготовить пересказ теоретических сведений § 3; 2) на выбор – упр. 29, или упр. 30, или упр. 43; 3) по желанию – упр. 39. Примерное распределение времени урока: I этап – 10-15 мин., II этап – 7-10 мин., III этап – 7- 10 мин., IV этап – 10 мин. V этап – 3 мин. Резерв – упр. 42. М атериал для учебных игр (из книги И. Р. Калмыковой «Таинственный мир звуков»). «Выучи наизусть»: Выполняя договоры, Инженеры и шофёры, Столяры и маляры – Потрудились все на славу, Чтоб за месяцы зимы Возвести домов кварталы. «Отгадай загадки»: Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный …….. (каталог). Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, А называется всё …… (алфавит). 1. Очень важно помнить о целесообразности включения в процесс урока того или иного игрового задания и уметь вовремя переключить внимание учащихся на учебные цели: дать им возможность самим подвести итоги игры и сделать учебные выводы. 2. Не стоит перенасыщать урок игровыми заданиями. Основное их назначение – эмоциональная разрядка, а также активизация интереса учащихся к процессу изучения родного языка. Урок 8. |