Главная страница
Навигация по странице:

  • Г. В. Плеханов Д. И. Писарев М. А. Бакунин

  • Бакунин, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев.

  • В. В. Розанов С. Л. Франк

  • существование предшествует сущности

  • кн6. Г. В. Плеханов Автором произведения Первобытная культура является


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеГ. В. Плеханов Автором произведения Первобытная культура является
    Дата12.10.2022
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла400_otvetov_Filosofia.docx
    ТипЗакон
    #729597
    страница8 из 18
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

    индукцией диалектикой методологией дедукцией

    Решение:Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется индукцией. Идея индукции обсуждалась уже Сократом и Аристотелем. Систематическое изучение индуктивных процедур начал Ф. Бэкон, который рассматривал индукцию как единственно научный способ познания.

    ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

    Тема: Структура общества

    Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.

    1. Принятие антимонопольного законодательства

    2. Производство мебели

    3. Формирование рабочего класса

    1 политическая сфера

    2 экономическая сфера

    3 социальная сфера

    духовная сфера

    Решение:Общество как система подразделяется на подсистемы – сферы общественной жизни: 1) экономическую – материальное производство и отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена и потребления материальных благ; 2) социальную – взаимодействие людей в группах, классах, слоях и групп между собой; 3) политическую – деятельность организаций и социальных групп по поводу государственной власти и управления; 4) духовную – различные формы и уровни общественного сознания (моральные и правовые нормы, мифология, религия, искусство, философия, наука, образование, психология и идеология)
    ЗАДАНИЕ N 18 сообщить об ошибке

    Тема: Глобальные проблемы и будущее человечества

    Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил …

    Ф. Фукуяма М. Фуко К. Маркс Э. Капп

    Решение:Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил Ф. Фукуяма – японский футуролог. Эсхатологические идеи в ХХ веке приобрели новое звучание, так как начало столетия ознаменовалось глобальными политическими, экономическими и духовными потрясениями, повлиявшими на распространение идей пессимизма, фатализма и «конца истории». Ф. Фукуяма отмечает: «Конец истории печален. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории».

    ЗАДАНИЕ N 19 сообщить об ошибке

    Тема: Культура, цивилизация, формации

    Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.

    1. А. Тойнби

    2. К. Маркс

    3. У. Ростоу

    4. Г. Риккерт

    1 цивилизационная теория

    2 формационная теория

    3 теория стадий экономического роста

    4 теория ценностей

    теория исторического круговорота

    Решение:Цивилизационная теория общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Данную теорию разрабатывали многие мыслители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леонтьев, А. Тойнби.

    Формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, в соответствии с которой в основе общественного развития лежит материальное производство. Развитие производительных сил обусловливает смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, цельная социальная система, которая функционирует и развивается по своим законам на основе определенного способа производства. Собственность на средства производства определяет место человека в обществе.

    Теория стадий экономического роста У. Ростоу исходит из того, что по мере совершенствования технологий увеличивается доля накопления капитала в национальном доходе. В результате этих изменений общество проходит стадии: 1) традиционную (аграрное общество), 2) переходную (появление предпринимательства), 3) стадию «сдвига» (промышленная революция, социально-экономические преобразования), 4) период «зрелости» (индустриальное общество), 5) эру «высокого уровня массового потребления», идеальным типом которого является англо-американский образец.

    Согласно теории ценностей (Г. Риккерт, М. Вебер), в основе развития общества лежат ценности как осознанные интересы людей, побуждающие их к определенным действиям. Социальная система предполагает существование разделяемых всеми общих ценностей, при этом все ценностные системы равноправны. Типы ценностей: 1) целерациональные, определяемые разумно поставленной целью и лежащие в основе практической деятельности, 2) ценностно-рациональные, определяемые убеждениями о добре, красоте, чести, достоинстве и т.д., 3) аффективные, возникающие под влиянием сильных эмоций и переживаний, 4) традиционные, основанные на длительной привычке.

    ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке

    Тема: Философия Средних веков и Возрождения

    Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется …

    номинализмом теодицеей универсализмом реализмом

    Решение:Номинализм (лат. nominalis – относящийся к именам, именной, от nomen – имя) – одно из основных философских направлений в решении проблемы универсалий. Согласно номинализму, предметный мир вне мышления и сознания – это всецело эмпирический мир. Поэтому вне чувственного опыта нет никакой объективной реальности. Только конкретные вещи – индивиды – существуют в физическом смысле этого слова. Что же касается абстрактных объектов (абстрактных сущностей, универсалий), которые в чувственном опыте не даны, то они «сами по себе» (вне мышления и речи) не существуют. Своим действительным существованием и значением они обязаны их материальному носителю – языку.

    ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

    Тема: Современная философия Запада

    Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе …

    прагматизма позитивизма гегельянства постмодернизма
    Решение:Прагматизм (от др.-греч. πράγμα – дело, действие) – течение американской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа решения экзистенциальных, гносеологических, этических, религиозных (и прочих) вопросов путем сравнения «практических последствий», вытекающих из той или иной теории.

    ЗАДАНИЕ N 23 сообщить об ошибке

    Тема: Немецкая классическая философия

    Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу …

    К. Марксу

    И. Фихте

    Г. Гегелю

    Ф. Бэкону

    Решение:В работе «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс пишет: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос».

    ЗАДАНИЕ N 24 сообщить об ошибке

    Тема: Философия Нового времени

    Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ …

    Р. Декарт

    Ф. Бэкон

    Б. Паскаль

    И. Кант

    Решение:Рене Декарт – французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Декарт – один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции. При этом, в отличие от Ф. Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, он обращался к разуму и самосознанию. Декарт требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума.

    ЗАДАНИЕ N 25 сообщить об ошибке

    Тема: Отечественная философия

    Представителями материалистического направления в русской философии являются …

    Г. В. Плеханов

    Д. И. Писарев

    М. А. Бакунин

    В. С. Соловьев

    Н. А. Бердяев

    П. А. Флоренский

    Решение:

    Со смертью императора Николая I в русской жизни совершается великий перелом – внутренний и внешний. В последние десятилетия царствования Николая I возникает русский радикализм. Идейным вождем и ярким представителем этого умонастроения был Н. Г. Чернышевский. В 60-х годах XIX века он возглавил группу материалистов, в которую вошли М. А. Бакунин, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. М. А. Бакунин разрабатывает свою теорию анархизма, которая получила свое выражение в работе «Государство и анархия». Он считал государство основным источником угнетения народа, поэтому высказывался против всякой государственности. М. А. Бакунин говорит, что всем истинно свободным людям власть не нужна, так как эти люди и без того заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу (теория гуманного эгоизма). Для Д. И. Писарева характерно отрицание традиционных устоев общественной жизни (нигилизм). Нигилисты отрицали Бога, «абстрактные» ценности искусства и нормы морали. Они абсолютизировали науку, прежде всего естествознание. Такой поворот к реализму, к действительности доходит до крайности, до вульгарного материализма.

    В 40-е годы XIX века в русскую мысль входят идеи социализма. В своих работах основоположник русского марксизма Г. В. Плеханов и далее развивший его теоретические взгляды В. И. Ленин уделяли внимание материалистическому пониманию исторического процесса.

    ЗАДАНИЕ N 26 сообщить об ошибке

    Тема: Античная философия

    Первой философской школой античности считается …

    милетская софистская элейская моистская

    Решение:Древнейшей греческой философской школой, сложившейся в 6 в. до н. э., является милетская школа.
    ЗАДАНИЕ N 27 сообщить об ошибке

    Тема: Человек, индивид, личность

    Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется …

    экстравертом интровертом флегматиком астеником

    Решение:Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется экстравертом. Обоснование этой концепции представлено в работе К. Г. Юнга «Психологические типы» (1921 г.).
    ЗАДАНИЕ N 29 сообщить об ошибке

    Тема: Происхождение и сущность человека

    В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …

    разум воля интуиция талант

    Решение:В философии Просвещения главным признаком человека считался разум. Именно разум позволял человеку возвышаться над природой и миром, демонстрировал силу человека, мощь его мысли.

    ЗАДАНИЕ N 30 сообщить об ошибке

    Тема: Человек и культура

    Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется …

    семиотическим антропоцентрическим социальным культурным

    Решение: Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется семиотическим. Данной позиции придерживался Ю. А. Лотман. Культура как сложно организованный и развивающийся набор семиотических систем передает программы поведения и деятельности будущим поколениям.

    ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке

    Тема: Культура, цивилизация, формации

    Установите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками.

    1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности

    2. Равный труд равных собственников

    3. Присвоение труда зависимых крестьян

    4. Преобладание наемного труда рабочих

    1 первобытнообщинная

    2 коммунистическая

    3 феодальная

    4 капиталистическая

    рабовладельческая

    Решение:Формационный подход исходит из того, что общество развивается прогрессивно. Ступени общественного развития: 1) первобытное общество, для которого характерен низкий уровень развития производительных сил, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком; 2) рабовладельческое, где с переходом к производящему хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником; 3) феодальное, в котором используется труд крепостных крестьян, сохраняющих личную зависимость от собственников, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с появлением излишков производства; 4) капиталистическое, основанное на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые, не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников; 5) коммунистическое – общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития производительных сил, общественная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации.

    ЗАДАНИЕ N 2 сообщить об ошибке

    Тема: Структура общества

    Установите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью «открытости» общества:

    1. Закрытое общество

    2. Открытое общество

    3. Условно открытое общество

    1 кастовый строй

    2 классовое общество

    3 сословное общество

    первобытное общество

    Решение:В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации: 1) рабство – возникло еще в древности, основано на прямом насилии, а социальные группы выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав; 2) кастовый строй – характерно подразделение на касты; кастой называют такую социальную страту, членство в которой передается человеку только по рождению, переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен; 3) сословный строй, где основными стратами являются сословия – группы людей, обладающих закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные; 4) классовая система, при этом классами, с точки зрения В. И. Ленина, являются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства и по их роли в общественной организации труда. В настоящее время классами называют социальные слои, различающиеся по экономическим или политическим признакам. На протяжении своей жизни люди могут переходить из одной страты в другую. В «закрытых» обществах социальная мобильность мала или совсем отсутствует, тогда как в «открытом» обществе – высокий уровень социальной мобильности. Переход из одного сословия в другое при сословном строе в принципе допускался, но был очень затруднен. Поэтому по отношению к сословному обществу современные социологи также используют термин «условно закрытое общество».

    ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

    Тема: Общество и история

    Центральным понятием философии В. И. Вернадского является …

    ноосфера цивилизация мини-система формация

    ЗАДАНИЕ N 4 сообщить об ошибке

    Тема: Глобальные проблемы и будущее человечества

    Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как _____________ проблемы.

    интерсоциальные природно-социальные антропо-социальные надуманные

    Решение:Проблемы, связанные с миром и разоружением, предотвращением термоядерной войны, мирового социального и экономического развития, классифицируются как интерсоциальные проблемы. Интерсоциальные проблемы связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества (государствами).

    ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке

    Тема: Отечественная философия

    К философам, разрабатывавшим тему любви в русской философии, относятся …

    В. В. Розанов

    С. Л. Франк

    Л. И. Шестов

    Э. В. Ильенков

    Решение:Тема любви всегда была близка русской философии. Любовь рассматривается как одна из важных составляющих человеческого духа.

    В. В. Розанов считал, что пол – это не функция и не орган, иначе бы не было любви и целомудрия. Пол – это потустороннее, не от мира сего. Огонек новой зажигаемой жизни не от мира сего. Исходя из такой метафизики пола, В. В. Розанов создает свою картину мира, которая предстает как живая связь всех вещей: человека, природы, истории, Бога – связывает все это именно чувственная любовь. Брак должен быть основан на любви, на половом инстинкте в самом глубоком его метафизическом смысле. Пренебрежение полом ведет к вырождению, к потере связи с «землей», с «материнством».

    С. Л. Франк считает, что любовь есть религиозное восприятие конкретного живого существа, поэтому всякая истинная любовь – религиозное чувство. Основа религии – любовь к Богу. Все остальные виды любви – эротическая, родственная – лишь зачаточные формы истинной любви.

    ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

    Тема: Современная философия Запада

    По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том, что …

    существование предшествует сущности

    сущность предшествует существованию

    существование завершается смертью

    сущность предопределена изначально

    Решение:В работе «Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П. Сартр объясняет позицию атеистического экзистенциализма следующим утверждением: «есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек».

    ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

    Тема: Немецкая классическая философия

    Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как …
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18


    написать администратору сайта