Главная страница
Навигация по странице:

  • Мифы о восстаниях против бога солнца

  • Восстание Апопа в элефантинской космогонии (Эсна)

  • «Книга Файюма»

  • Миф о восстании (Ком-Омбо)

  • Легенда о крылатом солнечном диске (храм в Эдфу)

  • Хор Бехдетский, Сокол Хор, Хор Великий или Хор-младенец

  • Пиво спасает мир

  • Вознесение Ра

  • емифы. Египтеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf. Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых


    Скачать 7.82 Mb.
    НазваниеГэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых
    Анкоремифы
    Дата17.06.2022
    Размер7.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЕгиптеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf.pdf
    ТипКнига
    #600519
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Онурис (Инхара)
    Онурис – бог войны и охоты его культ зародился в области древнеегипетского города Абидоса. Он изображается в виде мужчины с бородкой и короткими волосами, в головном уборе, состоящем из урея и двух или четырех перьев. Его правая рука неизменно поднята, а в левой он часто держит веревку. Его имя означает тот, кто приводит издалека – это отсылка к мифу, в котором Онурис возвращает Око Ра из Нубии, а затем женится на львице-Оке, Мехит. Вероятно, именно из него выросла почти идентичная версия сюжета,
    где Шу приводит домой Око под именем Тефнут.
    Неудивительно, что Онурис часто отождествлялся с более могущественным богом Шуи считался сыном
    Ра, выискивавшими уничтожавшим врагов солнечного бога

    Онурис (слева) в головном уборе из двух перьев и его супруга богиня Мехит с головой львицы
    Тот и Герметический корпус»
    Бог Тот был лунным божеством, покровителем науки, знания и мудрости. Он изображался в виде павиана, ибиса или же мужчины с головой ибиса возможно, потому, что длинный загнутый клюв этой птицы напоминал древним египтянам полумесяц. В
    обличье павиана Тот нередко изображался с лунным серпом и диском на голове.
    Египтяне почитали Тота как изобретателя письменности и покровителя писцов. Он же был богом магии и тайного знания, отмечавшим ход времени и следившим затем, как в загробном мире взвешиваются сердца усопших. Его присутствие служило залогом справедливого суда. Как правило, Тот предстает в образе мудреца-дипломата, дающего советы другим богам однако в Текстах пирамидон жестоко карает тех, кто нарушает маат.
    По одной из версий мифа, Тот появился в результате объединения Хора и Сетха, однако в других источниках он назван сыном Ра или Хора. Его супругой считалась
    Нехметауи, а богиня искусства письма Сешат дочерью, хотя иногда объявлялась женой вместо
    Нехметауи. Центром почитания Тота был Гермополь
    (сейчас Эль-Ашмунейн) в Среднем Египте. Поучению гермопольских жрецов, Тот возник на вершине первой горы и сотворил Огдоаду – первую восьмерку богов
    Поскольку Тот считался еще и вестником богов,
    древние греки отождествляли его со своим богом
    Гермесом. У них он звался Гермес Трисмегист
    («трижды великий. Считалось, что в этой ипостаси он передал свои познания ученикам в первых веках нашей эры его трактаты были собраны в так называемый
    «Герметический корпус. Благодаря византийским писцами энциклопедистам эти ценнейшие тексты сохранились и впоследствии сильно повлияли на мыслителей эпохи Ренессанса – в частности, на их представления о магии и алхимии.
    Выследив беглянку Тефнут (она же Око, Тот решил подобраться к ней неузнанным и превратился в павиана, однако богиня разгадала хитрость и пришла в ярость. Чтобы не допустить кровопролития, Тот напомнил ей, что кара ждет любого, кто совершил злодеяние. Разгневанная богиня прислушалась к его мудрым словам. Надеясь убедить ее вернуться домой, Тот начал превозносить красоты Египта и рассказывать притчи о животных (иногда вставляя одну притчу в другую) с предельно ясной моралью мир лучше войны, а дружба со слабым благотворно сказывается на сильном. Тефнут не понравилось, что Тот пытается на нее повлиять, иона превратилась в грозную львицу, однако мудрый бог не сдался и все же уговорил ее вернуться в Египет. На границе их встретили музыкой и танцами. Когда они прибыли в Мемфис, Ра устроил в честь Тефнут праздник в храме Владычицы Сико-
    моры
    14
    – то есть в святилище богини
    Хатхор
    , – иона пересказала солнечному богу притчи, которые поведал ей Тот.
    Тогда Ра восхвалил его мудрость.
    Мифы о восстаниях против бога солнца
    В мифологических сюжетах оправлении Ра нередко возникает тема восстания, бунта против его власти. Очаги смуты в каждой версии разные, как и мятежные силы порой это род человеческий, порой змей Апоп и его последователи, порой даже бог
    Сетх
    . Разнится и возраст солнечного бога иногда он предстает ребенком, иногда старцем – в обоих случаях творец мира оказывается уязвим, и неудивительно, что восстание вспыхивает именно в это время. Младенчество и старость солнечного бога символизируют рассвет и закат опасные часы для древнего человека – или же «увядание»
    солнца по мере приближения к концу года, за которым следует перерождение и начало нового календарного цикла.
    Восстание Апопа в элефантинской космогонии (Эсна)
    Один из источников, обнаруженных в святилище натер- ритории города Эсна, повествует о мятеже, омрачившем юность солнечного бога. Возникнув из слюны богини Нейт
    (см. выше, змей Апоп незамедлительно затеял восстание и Сикомор (ранее сикомора) – плодовое дерево рода фикус, один из символов богини Хатхор. Прим. ред
    нашел союзников среди людей. Узнав о его замыслах, Ра ожесточился тогда из сердца его вышел Тот, и два бога стали решать, что делать. В итоге Ра послал Тота, как владыку божественных слов, на бой с Апопом, асам нашел защиту у матери, которая на сей раз приняла обличье небесной коровы Ихет, известной также под именем Мехетурет (великая пловчиха. Ра уселся у нее между рогами, и корова поплыла на север, в Саис, где они могли укрыться от врагов. В Саисе мать Ра выкормила своим молоком юного бога набравшись сил, он вернулся на юг и разгромил мятежников.
    «Книга Файюма»
    Это сочинение, известное с Птолемеевского периода,
    включает в себя мифы египетского оазиса Файюм; среди них есть и повесть о восстании против Ра. Одряхлевший солнечный бог узнал, что люди и божества замыслили свергнуть его с престола, и отправился на битву сними в Гераклеополь,
    крупный город к югу от Файюма. В первом бою он победил,
    однако затем был вынужден укрыться в файюмском городке
    Мерида у своей матери, коровы Ихет (здесь – олицетворение
    Меридова озера. Там бог прятался двенадцать месяцев, питаясь молодильным молоком своей матери, после чего корова посадила Ра себе на спину, вознесла на небо, а сама превратилась в небосвод.
    Миф о восстании (Ком-Омбо)
    Этот мифологический сюжет зародился в Верхнем Египте, а точнее, в городе Ком-Омбо, где располагалось святилище Себека и Хора Великого. Он тоже повествует о заговоре против Ра. Прознав о нем, Ра, Тот и Хор Великий (см. ниже) отправились на поиски врагов и проследили их до города
    Ком-Омбо. Там царь поселился в своем дворце и послал То- та наблюдать за мятежниками. Мудрый бог обнаружил на берегу большого озера лагерь и с безопасного расстояния подсчитал количество противников – 257 человек под командованием восьми военачальников. Они все стояли кругом ив разговорах клеветали на солнечного бога. Тот незамедлительно доложил обо всем Ра.
    Разумеется, Ра вознегодовали заявил, что не пощадит никого. Возможно, чересчур утомленный, чтобы сражаться,
    или же напуганный количеством противников, Тот предложил выслать на битву Хора Великого (в этом мифе – одну из ипостасей бога Шу) как опытного воина, способного уничтожить врагов Ра. Солнечный бог последовал его совету – вооруженный до зубов Хор обрушился на мятежников с такой свирепостью, что лицо его покраснело от пролитой крови.
    Легенда о крылатом солнечном диске (храм в Эдфу)
    Один из самых подробных рассказов о восстании против солнечного бога сохранился на стенах святилища Хора в Эд- фу, отстроенного на месте более древнего храма при Птоле- меях. В 363 год правления Ра Хор Бехдетский (Бехдет – изначальное название города Эдфу) выяснил, что приспешники коварного бога Сетха затевают в Нубии мятеж. Солнечный бог отправился туда, чтобы нанести упреждающий удар,
    и выслал против них Хора. Хор пролетел по небу огромным крылатым диском. Он пронесся меж них и пред ними, гласит миф, – незримый очами невнятный слуху, и каждый из них убил собрата своего в мгновение ока, и не осталось из них ни единой живой души. Оказавшись лицом к лицу с кровожадным богом, мятежники обезумели и принялись размахивать мечами и кромсать соратников вместо врагов.
    Затем Распустился на землю в своей солнечной ладье, чтобы посмотреть напавших недругов, которые лежали с разбитыми головами».
    Сетх
    Сетх – древнеегипетский бог ярости, разрушения и хаоса. Его изображали в виде животного с вытянутой остроконечной мордой, стоячими прямоугольными ушами и поднятым хвостом или же в виде человека с головой такого животного. Однако Сетх мог принимать и другие обличья – например, красного быка, антилопы,
    свиньи, гиппопотама.
    Согласно Текстам пирамид, Сетх вырвался из бока своей матери Нут, с самого рождения проявив свирепый, необузданный нрав. Он убил своего брата
    Осириса, чтобы стать царем Египта, а затем вступил в
    длительную борьбу за престол со своим племянником
    Хором (см. ниже. Супругами Сетха называли разных богинь как правило, его женой считалась Нефтида,
    однако эту же роль иногда отдавали Таурт, Нейт, Анат и Ашторет.
    Сетх был владыкой красной земли, то есть богом пустыни, но ассоциировался также с грозами (его голос – гром, тучами и морем к нему обращались с мольбами о хорошей погоде. Он же правил соседними странами. Его часто представляли врагом Рано именно
    Сетх защищал его от змея Апопа в ночном странствии солнечного бога по загробному миру. В отличие от большинства богов, у Сетха былине серебряные,
    а железные кости, поэтому его считали владыкой металлов. Из множества храмов, посвященных Сетху,
    большинство находились в северо-восточной части дельты, однако главное его святилище располагалось в Нубте (Омбосе), возле спуска в золотые копи Вади-
    Хаммамат.
    Пока Ра со свитой праздновали победу, в Нубию прибыли новые силы противника и ринулись в бой, приняв грозное обличье крокодилов и гиппопотамов. Обороняясь, Хор со своими последователями разил их гарпунами. Те, кто пережил стычку с разъяренным богом, отступили в северные земли, однако Хор бросился в погоню и почти полностью истребил их под Фивами. Горстка уцелевших мятежников продолжила путь на север, но Хор последовал за ними в солнечной ладье Ра.
    Узнав о разгроме своих войск, Сетх взревел от ярости и вступил в битву с Хором. Хор метнул в Сетха копье и поверг его наземь, а затем связал ему руки и накинул веревочную петлю на шею. Побежденный и посрамленный, Сетх предстал перед Ра и его свитой в ожидании приговора.
    Хор Бехдетский, Сокол Хор, Хор
    Великий или Хор-младенец?
    В мифах Древнего Египта фигурирует несколько персонажей по имени Хори в них легко запутаться.
    Зачастую их объявляют разными божествами с разными родителями, однако нужно рассматривать Хоров как ипостаси одной и той же божественной сущности.
    Хор Бехдетский из легенды о крылатом солнечном диске почитался в храме Эдфу (Верхний Египет)
    и, возможно, в Телль-эль-Баламуне (дельта Нила).
    Он был супругом богини Хатхор и отцом богов
    Хора Объединителя Двух Земель (Хор-Шематауи, или
    Харсомтус) и Ихи. Как и прочие ипостаси, он часто изображался в виде сокола, парящего над фараоном,
    хотя мог представать ив обличье льва. Крылатый солнечный диск, который вырезали на стенах многих египетских храмов и которым часто украшали окна и двери в домах, тоже считался его знаком.
    Сокол Хор, почитавшийся в Нехене (Иераконполе)
    на юге Египта, был богом власти и могущества,
    покровителем фараонов с древнейших времен
    Предполагалось, что солнце и луна – это его глаза.
    Хор Великий изображался в виде мужчины с головой сокола. В разных источниках он назван сыном Геба и Нут или же Ра и Хатхор. От его союза с Исидой
    (которая в некоторых версиях мифа была его сестрой)
    произошли четверо сыновей Хора (см. ниже. В ранних
    «Текстах пирамид Хор Великий помогает Исиде и Нефтиде собрать расчлененное тело Осириса, а затем отомстить за него.
    Хор-младенец – обычно дитя с локоном юности считался сыном Осириса и Исиды. Первое упоминание о нем встречается в Текстах пирамид времен династии в дальнейшем эта ипостась неоднократно появляется в гелиопольской мифологии
    Бог Хор в обличье сокола в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта
    Советник богов Тот предложил отдать приспешников
    Сетха Исиде, чтобы та поступила сними по своему усмотрению. Хори Исида – не самые милосердные божества обезглавили всех, позволив лишь Сетху (сознававшему, что в любой момент может разделить участь соратников) превратиться в змею и укрыться под землей. Позже Хор преследовал врагов до самого Средиземного моря, добивая их, а затем вернулся в Нубию, где разыскали уничтожил последнюю группу мятежников.
    Пиво спасает мир
    Когда Ра дожил до преклонных лети кости его сделались серебром, плоть – золотом, а волосы – лазуритом, род людской в очередной раз восстал против него. Однако солнечный бог раскрыл замыслы мятежников до того, как они перешли к действиям. Он призвал к себе Око, Шу, Тефнут, Геба,
    Нут, а также отцов и матерей, которые были с ним вводах Нуна (то есть восемь первородных богов, и самого Нуна со свитой. Ра желал сними посоветоваться, однако так, чтобы люди ни о чем не догадались. Именно поэтому всех их тайно провели к нему во дворец.
    Боги и их сопровождающие в два ряда встали перед Ра,
    восседавшим натроне. О древнейший бог, в коем я обрел жизнь [Нун], ивы, боги-предки! – сказал он. – Род людской,
    рожденный из моего Ока, замыслил дурное против меня.
    Скажите мне, что должно сделать, ибо я ищу совета. Яне стану карать их, пока не услышу вашего слова. Обдумав это,
    Нун сказал солнечному богу, что бояться его станут сильнее,
    если Око станет взирать на злоумышленников. Ра знал, что мятежники бежали в пустыню, боясь в сердце своем, что я
    буду держать к ним речь, и решил последовать совету Ну- на – послал Око на расправу.
    Хатхор
    Ее имя означает обитель Хора. На изображениях
    Хатхор легко узнать подлинным черным волосам,
    покрытым ажурной сетью, урею и солнечному диску меж коровьих рогов. Иногда она изображается в головном уборе в форме самки грифа. Кроме того,
    Хатхор нередко предстает в облике небесной коровы с солнечным диском между рогами. Существуют также ее изображения анфас в виде женщины в черном парике и с коровьими ушами.
    В источниках, обнаруженных в храме города
    Дендеры, Хатхор названа супругой Хора и матерью его сыновей – Ихи и Хора-Шематауи (Объединителя
    Двух Земель. В других версиях мифа она супруга солнечного бога Рано иногда считается его матерью или – в обличье Ока Ра – дочерью.
    Как небесная корова Хатхор была защитницей фараона и его божественной кормилицей – она выкормила Хора-младенца в Хеммисе. Однако у большинства египтян она ассоциировалась с любовью,
    женской чувственностью, плодородием и материнством и считалась покровительницей беременных и рожениц.
    Ее также воспринимали как богиню радости, музыки,
    танца и опьянения. В роли Владычицы Сикоморы она
    символизировала щедрость природы, дарила воздух,
    прохладу, пищу и питье усопшим в загробном мире.
    Как Владычица Запада Хатхор опекала тех, кто был погребен в Фивах, и радушно принимала их в Дуате.
    Кроме того, Хатхор ассоциировалась с минералами и прочими ископаемыми, привозимыми из пустыни и дальних земель, особенно с бирюзой и медью, и покровительствовала тем, кто работал в копях.
    Богине Хатхор посвящались многие храмы Древнего
    Египта, однако главное ее святилище – по крайней мере, в позднейший период египетской истории располагалось в Дендере.
    Око приняло гневную ипостась богини Хатхор и стало с упоением карать человеческий род – сначала уничтожило врагов в пустыне, а затем взялось за всех остальных. Наблюдая за массовой гибелью своих творений, Ра передумали убедил себя, что, если постарается, сможет вновь царствовать над людьми. Проблема была в том, что Хатхор теперь наслаждалась резней. Чтобы угомонить ее, Ра пошел на хитрость Богиня Сехмет
    Он отправил гонцов в Элефантину – на крайний юг Египта наказав им привезти оттуда красной охры, а затем велел верховному жрецу Ра в Гелиополе истолочь охру так,
    чтобы та стала похожа на кровь. Ра подсыпал порошок охры в семь тысяч кувшинов с пивом и велел ночью разлить его в полях близ того места, где расположилась на отдых
    Хатхор, теперь принявшая облик кровожадной богини Сех- мет. Проснувшись, богиня приняла бы егоза человеческую кровь – свой излюбленный напиток. Таки случилось. Утром
    Хатхор-Сехмет открыла глаза и увидела вокруг «кровавые»
    лужи. Придя в восторг, она пила, пока не опьянела, и вскоре напрочь забыла о вражде с человечеством.
    Вознесение Ра
    Хоть Ра и удалось спасти человечество, он решил, что слишком устали больше не в силах править Египтом сам.
    Боги пытались переубедить его, но тщетно солнечный бог понял, что пора уходить. Плоть моя впервые ослабла, – сказал он. – Яне стану ждать, пока меня погубит новый мятеж. Неохотно смирившись с таким решением, Нун заявил
    Шу, что Око Ра будет служить солнечному богу защитой и что Нут должна позволить Ра сесть ей на спину. Это оза-
    15
    В этом сложном тексте солнечная богиня, выступающая одновременно и как мать Ра, и как его дочь, становится по сути его женским дополнением. Око, при
    дачило богиню неба, которая оказалась неготова взять на себя такую ответственность и не понимала, чего от нее хотят. Как же Ра сядет мне на спину – спросила она у Нуна.
    «Увидишь», – ответил тот, и Нут немедленно превратилась в корову, на чьей спине было предостаточно места для дряхлого бога солнца. Когда Ра уселся на преображенную Нут, к нему подошли люди, заявив, что готовы низвергнуть любого, кто посягнет на его власть. Однако Ране стал их слушать и отправился к себе во дворец, оставив Египет в кромешной тьме.
    званное защитить Ра, превращается в богиню неба Нута та принимает облик божественной коровы
    Сцена из Книги небесной коровы. Корова Нут, поддерживаемая богом Шуи восемью формами бога бесконечности Хеха
    Проснувшись утром, Ра обнаружил, что люди изобрели луки и копья, чтобы убивать врагов. Разгневавшись, солнечный бог сказал Пусть грехи ваши следуют завами по пятам, убийцы пусть злодеяния ваши совершаются без меня. Его решимость окрепла – он повелел Нут вознести его в небо, сказав Унеси меня прочь от них На небесах Нут сопровождала Ра денно и нощно, даже помогала ему завершить созидание мира – по его велению сотворила Млечный
    Путь. Сам же он создал Поля тростника и Поля приношений области загробного царства, – а также планеты и звезды. Когда Нут затрепетала, испугавшись огромной высоты,
    Ра создал восемь форм бога бесконечности Хеха, которые помогали Шу поддерживать богиню неба.
    Затем Ра призвал к себе Геба. «Стерегись гадов, что живут в тебе, – сказал он, имея ввиду змей, обитающих в земле теле Геба. – Они страшились меня, пока я был внизу.
    Тебе же ведома их колдовская сила. Ступай туда, где отец мой Нун, и скажи ему, чтобы приглядывал за гадами земными и водными. К этому солнечный бог добавил одно поручение начертать особые письмена и разместить их на холмах, где обитают змеи, дабы предостеречь их от бесчинств».
    «Им надлежит ведать обо мне, – заявил Ра, – ибо я изливаю
    на них свет. Геб должен был все время помнить о змеиных чарах и следить за порядком.
    Отпустив Геба, Ра призвал Тота – сделал его луной и небесным визирем (своим божественным заместителем,
    какой был у фараона. Затем Ра заключил Нуна в объятия и повелел тем богам, что восходят в восточном небе, воздавать
    Нуну хвалы как древнейшему божеству, из которого родился сам Ра. Наконец, он обратился ко всему мирозданию:
    Я тот, кто создал небо и упрочил его, чтобы дать
    бау (душам) богов пребывать в нем. Я буду там сними в бесконечности. Хека (магия) – это мой ба (душа. Это
    то, что превосходит все сущее.
    Книга небесной коровы
    Ба или бау (во множественном числе, так как у богов их может быть несколько) бога – это форма, в которой люди способны его ощутить или воспринять в материальном мире, проявление божественной силы и сущности. Например,
    ветер – ба бога Шу, а дождь – ба Хеха; ночь – ба тьмы, асам Раба Нуна; крокодилы – бау бога Себека, а священный овен из Мендеса – ба Осириса. Ба любого из этих божеств обитает в змеях. Ба Апопа кроется в Восточной горе, а ба Ра проявляется в магии, распространенной по всему свету Этим средневековым арабским термином в египтологии часто обозначают вельможу, который носил титул чати и был не только заместителем царя во многих государственных делах, но и верховным судьей, жрецом богини Маат.
    Кара за восстания
    Ра покарал род людской не только тем, что вознесся прочь от земли. Он еще и сократил срок человеческой жизни:
    «Они затевают войны, они сеют смуту, они творят
    бесчинства, они восстают на владыку своего, они
    истребляют и порабощают друг друга. Хуже того,
    они превратили в малость все, что было великого
    в моем творении. Яви нам величие, Тот, – сказал
    он, Атум[-Ра]. – Сократи век их, урежь месяцы
    их, ибо причиняют они тайный урон всему, тобою
    сотворенному».
    Книга мертвых, гимн Правление царя Шу

    Ра вознесся на небеса, а царский престол занял его сын
    Шу, полноправный владыка неба, земли, Дуата, воды и ветра. Он незамедлительно покарал всех, кто восставал против его отца, и принес в жертву детей Апопа. Затем, когда воздух остыла земля высохла, Шу возвел на ней города, учредил номы (административные единицы долины и дельты Нила),
    укрепил границы Египта и построил храмы на севере и юге страны. Все складывалось хорошо, кроме отношений царя с сыном-смутьяном Гебом. Однажды Геб превратился в дикого кабана и поглотил Око Ра, которое осталось на земле,
    чтобы защищать Шу. Хотя Геб яростно отрицал вину, Око просочилось через его кожу, словно дурная кровь, и Тот вернул его на прежнее место над горизонтом. После этого Геб набросился на Шуи в наказание был принужден пить мочу. Кроме того, Геб прогневил отца тем, что, приняв обличье быка, совокупился с собственной матерью, Тефнут; как и прежде, он отказался признать вину, однако копье, пронзившее бедро, помогло развязать ему язык.
    Однажды, пребывая в Мемфисе, Шу призвал к себе великую Эннеаду богов и сказал, что им предстоит сопровождать его в путешествии на восток. Он хотел повидать своего отца
    Ра-Хорахти и немного погостить в его доме. Боги с радостью согласились, и вскоре царская свита разместилась в земном жилище отрекшегося от престола бывшего владыки. Однако визит оказался неудачным. Пока боги наслаждались обществом Рас востока прибыли дети Апопа – кровожадные воины песков. Они не захватывали земли, а несли разрушение и хаос. Где бы они ни прошли – посуше или поводе, позади оставалась выжженная, безлюдная, непригодная для жизни пустыня. Услыхав о бедствии на востоке Египта, Шу собрал своих сторонников и последователей Ра и велел им занять позиции на холмах Иат-Небес (ныне Сафт-эль-Хин-
    17
    Египтяне считали кочевников, обитавших в пустынях близ долины Нила,
    детьми хаоса, сыновьями Апопа или Сетха. В надписях они именуются презренными, теми, кто на песке
    на, пустынная местность к юго-востоку от дельты Нила. Эти холмы существовали со времен царствия Ра и отлично подходили для обороны Египта. Вскоре до них дошли дети Апо- паи началась великая битва. Шу быстро разбил войско противника и обратил в бегство врагов своего отца
    Тот (справа) записывает тронное имя царя на священном дереве Ишед (персея)
    Увы, он выиграл одно сражение, ноне войну чуть позже кучка мятежников устроила переворот во дворце. Царство погрузилось в хаос, и Шу вслед за отцом вознесся на небо,
    оставив на земле супругу Тефнут. Вероятно, желая бежать от опасности, Тефнут в полдень покинула Мемфис, чтобы перебраться в другой, более мирный дворец, однако вместо этого отправилась в палестинский городок Пехарети. В царствие Ра, когда Тефнут, она же Око Ра, попыталась бежать из Египта, ее привел обратно Онурис, Шу или Тот. На сей раз вслед за ней отправился Геб и вернул мать во дворец.
    Нельзя сказать, что в Египте было спокойнее, чем в соседних землях. Во дворце по-прежнему царила смута, а потом началась великая буря, столь мощная, что ни богини люди не могли разглядеть друг друга. Никто не покидал дворца в течение девяти дней, пока хаос не улегся и небо не очистилось. После этого Геб наконец взошел натрон своего отца, и его придворные поцеловали землю у его ног. Геб почтил отца, записав его имя на священном дереве Ишед в Гелиополе,
    где Тот указывал имена и годы царствия всех владык Египта.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта