Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткий курс египетской магии: вызываем Имхотепа

  • Боги домашнего очага Бэс

  • Краткий курс египетской магии: пивной экзорцизм

  • емифы. Египтеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf. Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых


    Скачать 7.82 Mb.
    НазваниеГэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых
    Анкоремифы
    Дата17.06.2022
    Размер7.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЕгиптеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf.pdf
    ТипКнига
    #600519
    страница9 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Себек
    Как правило, Себек изображался в виде мужчины с головой крокодила, увенчанной рогатым солнечным диском и перьями. В Текстах пирамидон назван сыном богини Нейт. Храмы Себека строились в опасных местах, где вероятность нападения крокодилов была особенно высока, – таких как Ком-Омбо в Верхнем Египте и Файюмский оазис. Этот бог ассоциировался с речными берегами и болотами, а некоторые источники говорят оводах Нила как о «поте
    Себека». Он выловил руки Хора, которые Исида отрубила и выбросила в реку (согласно мифу, руки все время выскальзывали у Себека из пальцев, ион изобрел невод. Несогласный довольствоваться речными просторами, Себек прозывался еще и властителем

    Баху – мифической горы горизонта, где он жил в храме,
    сложенном из сердолика.
    Бог Себек с головой крокодила и фараон Аменхотеп III
    Подъем воды в Ниле также связывали со слезами Исиды и влагой, которая истекала из мертвого тела Осириса, – она питала выжженную пустыню животворной божественной силой и возвращала земле плодородие. Когда воды отступали или же когда египтяне делали Осирису водное подношение считалось, что влага снова входит в иссохшую плоть убитого бога и оживляет его точно также, как дух (или ка),
    возвращаясь после смерти в тело, придает усопшему сил для загробных странствий.
    Река не только даровала жизнь, но и часто несла погибель.
    В ней легко было утонуть или попасть в зубы крокодилами гиппопотамам, скрывающимся на глубине и всегда готовым утащить человека подводу. Вокруг опасных животных,
    обитавших в реке и на ее берегах, возникло немало мифов,
    некоторые из них почитались как боги – например, Себек.
    За пределами долины
    Любую местность, лежавшую за пределами плодородной черной долины и дельты Нила, древние египтяне считали пустыней, царством хаоса и страха, и называли словом «деш- рет» (красная земля. Резкий контраст между благодатным зеленым краем и суровым, негостеприимным, опасным пространством вокруг него производил на древних людей не менее сильное впечатление, чем на нас. С одной стороны от долины Нила тянулись желтые дюны и зеленые оазисы Западной пустыни, с другой – вздымались нагорья и холмы Восточной пустыни. Еще дальше лежали чужие земли, где люди жили в горах, совсем непохожих на привычные египтянам низины. В целом природные границы Египта – пустыни на западе и востоке, Средиземное морена севере и опасные пороги Нила (теперь поглощенные озером Насер) на юге внушали его жителям чувство неуязвимости и обособленности. Противопоставление мы – они усиливалось оттого,
    что захватчики – или даже мирные торговцы – без предупреждения являлись из марева пустыни, представая такими же враждебными ее порождениями, как песчаные бури, змеи и скорпионы. Они угрожали миру и уюту того кокона, в котором жил Египет. По причине этого образ фараона, разящего условных иноземцев, символизировал царское (а значит, и египетское) могущество и возвращение мира к привычному, упорядоченному состоянию
    Для древнеегипетского искусства характерны условные изображения людей. Вот, например, враги Египта (слева направо ливиец, нубиец, азиат, северянин и хетт
    Пустыня была для египтян основным источником природных богатств. На Синайском полуострове добывали бирюзу, а в Восточной пустыне – золото и полудрагоценные камни. При выборе материалов ключевую роль играло значение цвета зеленый ассоциировался с жизнью, здоровьем и благоденствием, черный – с плодородием и возрождением. Прожилки серпентина напоминали египтянам змей вот почему из этого минерала делали амулеты и статуи, призванные защищать от змеиных укусов и ядов. Красные камни символизировали человеческую плоть, а золото считалось плотью богов и ассоциировалось с солнцем.
    Некоторым дарам природы приписывали божественное происхождение. Водном из мифов сказано:
    Хор опечалился, и влага из ока его оросила землю;
    так возникла мирра. Геб занемог, и кровь из ноздрей его
    оросила землю. Там, где упали капли, выросли сосновые
    деревья, а из их сока возникла смола. Шуи Тефнут
    горько возрыдали, и влага из очей их оросила землю так
    возник ладан.
    Папирус Солт Скалистые земли Синайской пустыни богаты бирюзой
    В восемнадцатом номе Верхнего Египта добывали красный минерал, который, как считалось, был обагрен кровью приспешников Сетха, обезглавленных Анубисом на склонах местных гор. В Бубастисе ходил миф о том, как кровь богини Бастет оросила землю и превратилась в бирюзу.
    Пустыня считалась угодьями Сетха», нос ней ассоциировались и другие божества. Аш, обычно изображаемый в виде человека или сокола, был богом Западной пустыни и ее оазисов, а также покровителем Ливии. Кроме того, Аш помогал умилостивить богов, которые чинили препятствия усопшим в Дуате. Пустыня имела и другого покровителя бога Ха. Узнать его нетрудно вместо головного убора у него три холма – иероглиф, означающий дальние земли. Его изображали вооруженным кинжалом или луком, ведь он защищал путников в Западной пустыне и жителей оазисов от любых врагов – в первую очередь от кочевников и ливийцев.
    Западная пустыня – земля заката – прочно ассоциировалась со смертью.
    Мин и Хатхор считались покровителями пустынных дорог Мин был связан с Восточной пустыней, хотя от него в основном требовалось обеспечивать размножение рода людского. Его изображали с кожей такого же черного цвета, что и плодородная почва Египта, вздыбленным фаллосом и грозно поднятой рукой, готовой отразить нападение. Считалось,
    что именно он посылает пустыне дождь. Сопду, Повелителя
    Востока, тоже связывали с восточными границами Египта –
    он защищал воинов, которые несли службу в дальних крепостях и на рудниках. В человеческом облике его представляли с длинными волосами и остроконечной бородой (как у воина из племени бедуинов, с копьем или боевым топором вру- ках ив головном уборе из длинных перьев. Иногда он изображался ив виде сидящего сокола с церемониальной плетью на плече. Свирепая богиня Пахет (царапающая или разрывающая) считалась покровительницей вади (пустынных русел пересохших рек. Рудники и копи тоже связывались с определенными божествами. Бирюзовые копи близ современного Серабит-эль-Хадим в Синайской пустыне охраняла
    Хатхор, Госпожа Бирюзы ее же называли Госпожой Малахита и ассоциировали с золотом и медью
    Глава 6. Невидимые силы
    Мифология непросто помогала египтянам осмыслять природные явления – она пронизывала все аспекты их повседневной жизни. Мифологические сюжеты объясняли причины и значение болезней, удач, неудач, снов. В этом сверхъестественном мире магия была мощным бытовым инструментом, пригодными для преобразования окружающей среды, и для защиты от враждебных сил однако ее действенность нередко зависела от связи с неким мифическим прецедентом. В жизни древних египтян тесно переплеталось мифическое, сверхъестественное и земное.
    Мифология и храмы
    Идет 1200 год до новой эры. Вы подходите к мощным стенам, за которыми прячется святилище Амона в Карнаке. Отбрасывая длинную тень, перед вами высится прямоугольной формы преграда, сложенная из серого сырцового кирпича.
    Эти стены, укрывающие от глаз храмовый комплекс, отделяют шумный, суматошный город сего скученными домами, крикливыми торговцами и грязными улицами от чистого, просторного, священного жилища богов.
    Вы шагаете во врата и видите светлые стены храма Амо- нас величественными пилонами при входе и высокими кедровыми шестами для флагов у фасада на плитах из песчаника вырезаны сцены фараон восседает в обществе богов.
    Пилоны значительно превосходят размерами любой дом в вашем родном городе – уже это наполняет вас благоговением, ивы возносите хвалу богам, столь милостивым к Египту. Одни паломники пытаются выцарапать из стены кусочек камня, впитавшего божественную силу, желая привезти его домой. Другие потирают статуи древних вельмож, которые сидят или стоят на коленях у врат, словно каменные стражи, устремив незрячие взоры в вечность. Эти манящие деревянные врата ведут в священный дом Амона, но вам туда хода нет. Лишь по особым дням их открывают настежь и пускают в святилище обычный люди тоне далее внешних дворов. Там удачливые паломники могут взглянуть на изваяния первых вельмож Египта – тех, кто с царского дозволения воздвиг внутри собственную статую, чтобы вечно участвовать в священных обрядах, принимать храмовые подношения и пребывать подле бога Амона. Однако если сегодня самый обычный день, если вы не жрец и не фараон (который фактически тоже жрец, только верховный, вас туда не про- пустят.
    Древнеегипетский храм непохож на церковь или мечеть:
    верующие не могли собираться там в любой день для общей молитвы. Он считался жилищем бога, его земным пристанищем местом, где соприкасались небо и земля мирозданием в миниатюре. Кроме того, пространство храма было нагружено мифическим смыслом. Его внешние стены служили границей между хаосом и порядком волнообразная кладка кирпича, вероятно, символизировала воды Нуна, омывавшие сотворенный мир. Вход с пилонами обозначал горизонт место, где одна грань бытия подступала к другой. Его двойные башни напоминали о скалистых холмах, между которыми восходит солнце. Ось храмового комплекса пролегала с востока на запад, в соответствии с направлением движения солнца. Гипостильный зал считался тростниковыми болотами – переходным пространством, где из вод Нуна поднялся первый холм творения. Его колонны были стеблями болотных растений, а капители – связками бутонов или единичными цветками папируса. Кроме того, на колонны будто бы опирался небосвод – такую метафору подчеркивали рисунки созвездий на сводах храма. Святилище в задней части храма – первый холм творения – вместе стем символизировало небо, так что его божественный обитатель обретал частичку дома на земле. В храмовом ансамбле находили отражение и различные царства сотворенного мира своды и верхняя часть стен выполняли роль небес нижняя часть стен и пол – земли, а подземные крипты – Дуата.
    46
    Локализация храма могла также зависеть оттого, как в конкретном городе тек Нил, и располагаться перпендикулярно местному течению реки либо строиться во взаимодействии с более значимым святилищем. Так, ось Луксорского храма приблизительно соответствует направлению север – юг. Точная, астрономически выверенная планировка была характерна только для храмов солнечных и лунных божеств
    Внутри святилища бог пребывал в виде статуи, сделанной из камня, золота, серебра или позолоченного дерева и украшенной драгоценными камнями. Его присутствие не было постоянным, однако он мог явиться в любой момент, слившись со статуей, и тогда верховный жрец вступал в контакт с прежде невидимой силой. Там, в святая святых, жрецы совершали обряды во славу бога, на рассвете, в полдень и на закате (то есть в ключевые моменты жизненного цикла солнца подносили ему еду, одевали его и умащали благовонными маслами в надежде добиться его расположения. К этим обрядам допускалась лишь горстка избранных только царю и верховному жрецу дозволялось входить в святилище, а их помощники оставались в соседних залах и коридорах.
    Итак, обычный человек не имел доступа к богам в святилище как не мог и прийти во дворец к фараону. Чтобы налаживать отношения с божественными силами, египтянам приходилось прибегать к иным средствам.
    К каким именно?
    Связь с богами
    Изваяния, установленные во дворе храма и перед его вратами, помогали обыкновенным египтянам обращаться к богам. Некоторые ихних, изображавшие вельмож или царей,
    служили посредниками – они передавали молитвы паломников божествам внутри храма, в награду их имена зачитывались вслух вместе с ритуальными формулами подношений.
    Одна из надписей, выбитых на статуе высокопоставленного чиновника Аменхотепа сына Хапу, которая некогда стояла перед десятым пилоном Карнакского храма, гласит:
    О вы, люди Карнака, пришедшие, дабы узреть
    Амона. Подойдите ко мне, чтобы смог я передать о
    делах ваших. Я посланник этого бога, ибо Небмаатра
    [Аменхотеп III] поставил меня, чтобы сообщать о
    словах Обеих земель. Поднесите мне жертвы, что
    дает царь, повторяйте имя мое день каждый, как
    делают это для того, кто хвалим…
    Каир, Египетский музей, inv. Е 44862
    47
    47
    Перевод В. В. Солкина. Прим. ред
    Статуя высокопоставленного вельможи Аменхотепа сына
    Хапу
    Кроме того, к внешней задней стене храма пристраивались специальные молельни слышащего призыв в них стояли большие статуи богов и царей, к которым можно было обратиться с просьбой, причем в любое время, поскольку они располагались снаружи. Молитвы также обращали к изображениям богов, вырезанным на внешних стенах храма они передавали просьбы в святилище. Подобным же образом остроконечные шесты с привязанными к ним полотнами, на которых писались послания, устанавливались внутри кирпичных стен святилищ и молелен или позади храмовых вороти дверей. Тогда бог мог прочесть адресованные ему просьбы
    Ушная стела эпохи Нового царства из Мемфиса
    Помимо крупных официальных храмов с мощными стенами, в Египте строили небольшие святилища. Они были разбросаны по всей стране, причем открыты для всех и зачастую посвящены божествам, игравшим важную роль в повседневной жизни, – например, Хатхор, богине любви, брака и материнства. В ее святилище в Фивах приносили фигурки женщин или глиняные фаллосы, молясь о зачатии ребенка.
    В таких местах оставляли также особые стелы с начертанными на них благодарственными или покаянными молитвами если человек полагал, что некое божество вмешалось в его жизнь, он таким образом восславлял его силу навесь мир. Еще в святилищах или вблизи храмов размещали стелы с изображениями огромных ушных раковин – они служили своего рода божественной связью молящийся мог напрямую обратиться к богу или богине в полной уверенности, что его просьба будет услышана.
    Бог Имхотеп
    Имхотеп – один из немногих древнеегипетских богов, начавших жизнь как простые смертные.
    Строитель шестиступенчатой пирамиды Нечерихета
    Джосера – первой в истории Египта – Имхотеп жили умер во времена III династии, однако в эпоху Нового царства (более тысячи лет спустя) стал
    считаться покровителем писцов, а к началу Позднего царства был уже полностью обожествлен. К нему обращали молитвы об исцелении, поэтому древние греки отождествляли его со своим богом Асклепием.
    Пожалуй, в современной культуре Имхотеп лучше всего известен как мумия из фильма с молодым
    Борисом Карлоффом, а также из его ремейков, где роль
    Имхотепа сыграл Арнольд Вослу.
    Краткий курс египетской
    магии: вызываем Имхотепа
    Если хотите, чтобы Имхотеп явился вам во сне,
    следуйте инструкциям из Греческого магического папируса III века н. э, ныне хранящегося в Британском музее. Найдите «геккона из полей. Утопите его в чаше с маслом лилий. Начертайте имя «Асклепий Мемфисский (то есть
    Имхотеп) греческими буквами на железном кольце,
    сделанном из цепи от кандалов. Окуните кольцо в масло с утопленным гекконом.
    5. Поднимите кольцо и направьте его на Полярную звезду. Семь раз скажите «Менофрий, сидящий на керубе, пошли мне истинного Асклепия, а не лживого демона вместо бога. В комнате, где будете спать, сожгите три зерна ладана и проведите кольцо сквозь дым

    8. Семь раз призовите Владыка Асклепий, явись. Отходя ко сну, наденьте кольцо на указательный палец правой руки. Дождитесь, пока во сне вам явится Имхотеп.
    Бог Имхотеп
    Священная ладья Амона-Ра на стене храма Сети I в Аби- досе
    Празднества и оракулы
    Во время некоторых празднеств жрецы забирали статую своего бога из храма и ставили ее в переносное святилище на церемониальной ладье, обыкновенно хранившейся водном из храмовых помещений. Жрецы поднимали ладью на носилки и несли на плечах в торжественной процессии. Сначала и до конца шествия статую божества скрывала завеса,
    оберегая святыню от нечистых глаз. (Любопытное исключение представляла статуя бога Мина, которая, судя по всему,
    оставалась открытой взорам вовремя любой процессии.)
    Сонники
    Те, кто предпочитал ночевать дома, могли обратиться к профессиональному толкователю снов при храме. Древнеегипетские жрецы вели специальные сонники, куда заносили толкования всевозможных видений. Если человек увидит во сне бога, который в вышине, – гласит одна запись, – то это добрый знак:
    его ждет пир. Другая учит Если человек увидит себя во сне пьющим вино, то это добрый знак сей человек блюдет маат». Однако не все сны толковались в положительном ключе Если человек увидит себя во сне пьющим теплое пиво, то это дурной знак его ждет страдание. Если человек увидит себя во сне снимающим ногти у себя с пальцев, то это дурной знак:
    плоды трудов его отнимутся у него. Те же, кому было лень смотреть сны, платили жрецам, чтобы те спали В Египте существовало разделение на мужские и женские сонники. Мужские сонники также различались были те, что предназначались для человека Хора»,
    живущего согласно устоям общества, и человека Сетха», смутьяна и бунтаря.
    Приведены цитаты из знаменитого мужского сонника, записанного в XIII веке дон. э. для царского писца Кенхерхепешефа. Папирус хранится в Лондоне, в
    Британском музее
    вместо них.
    В случаях, когда по улицам города проносили статую местного божества или же усопшего и обожествленного царя например, Аменхотепа I в Дейр-эль-Медине
    49
    , – обыкновенные люди получали возможность обратиться к богу за советом. Проще всего было задать закрытый вопрос – бог отвечал да, заставляя жрецов наклонить церемониальную ладью вперед, или нет, заставляя их сделать шаг назад. Если же требовалось, чтобы бог выбрал решение из нескольких возможных вариантов, их писали на глиняных черепках, обломках известняка или на кусках папируса и клали на землю перед процессией. Ознакомившись с делом, божественная сущность подсказывала жрецам, какой из черепков или свитков пододвинуть вперед. Иногда список вариантов зачитывался вслух, и бог каким-либо движением давал понять, на чем нужно остановиться. Как ни странно, к божественным вердиктам прислушивались не всегда. Во времена ХХ династии некий обвиняемый поочередно представлял свое дело на суд трехместных форм Амона. Впрочем, они все подтвердили его вину.
    В более поздние периоды древнеегипетской истории при храмах появились специальные помещения, где паломники Дейр-эль-Медина, в древности Сет-Маат (др. – егип. место истины) – поселок строителей царских гробниц, располагавшийся на западном берегу Нила в Фивах. Известен огромным количеством письменных источников, найденных среди руин домов жителей – мастеров и художников, ив их некрополе
    могли поспать в надежде, что бог во сне пошлет им ответ на вопрос в сновидении. Эта практика называлась инкубацией. Чтобы излечиться от бесплодия, к примеру, требовалось прийти в храм, провести там ночь, а утром описать свои сны жрецу-толкователю. Он обдумывал их и объяснял, какие надо принять меры. Пожалуй, самым известным таким святилищем считался храм Имхотепа в Саккаре. В эпоху Позднего царства египтяне молились Имхотепу об исцелении и приходили в его святилище, надеясь, что обожествленный зодчий явится им во сне и излечит от недуга (или хотя бы подскажет лекарство. Инкубацию практиковали ив расположенном неподалеку храме бога Бэса (см. ниже, чьи стены были украшены эротическими образами. Вероятно, туда приходили в надежде исцелиться от бесплодия и полового бессилия или для облегчения родов.
    Календарные мифы
    В официальном древнеегипетском календаре было три времени года. Они назывались в честь главных событий в жизни земледельцев – перет (всходы, шему (засуха) и ахет (половодье. Сезон включал в себя четыре месяца,
    каждый месяц – 30 дней, разделенных натри десятидневных недели (их называли первой, средней и последней. В конце к каждому году прибавлялись пять дополнительных (эпаго- менальных) суток, в которые отмечались дни рождения верховных божеств. Таким образом всего в году насчитывалось дней. Поскольку сточки зрения астрономии год длится чуть дольше, календарь понемногу отставал от него, и названия сезонов со временем перестали соответствовать событиям. К примеру, новогодний праздник (упет ренепет, открытие года) отмечался в первый день года по официальному календарю однако начало солнечного, земледельческого года египтяне отсчитывали от восхождения над горизонтом звезды Сириус. Это явление совпадало с календарным новым годом лишь разв лет.
    Каждое время года приносило свои беды и хлопоты. В
    жаркие летние месяцы вода в Ниле убывала, ив Египте наступала пора эпидемий – большой мор. Жертвы эпидемий и эпизоотий считались павшими от семи стрел Сех- мет – так называли посланцев этой богини. Начиная с III века дон. э. их возглавлял бог Туту (его обычно изображали в виде сфинкса. С помощью обрядов яростную Сехмет можно было умилостивить и превратить в одну из более дружелюбных богинь – Бастет, Хатхор или Мут. Тогда, вместо того чтобы сеять недуги, она несла исцеление. Эпидемии египтяне пытались унять заклинаниями. Например, хозяин ходил вокруг дома с дубинкой, вырезанной из дерева дес, и повторял Прочь, о убийцы Не достигнет меня дуновение ветра, проходящие да пройдут мимо, не коснется их гнев лица моего. Ибо я Хор, обходящий рыщущих духов Сехмет. Хор,
    дитя Сехмет. Я единственный, сын Бастет, не умру я из-за
    вас Это одно из многочисленных заклинаний для защиты жилища.
    Не меньший страх вызывали и пять эпагоменальных дней,
    стоявших за последним истинным днем официального календаря. Египтяне опасались, что мироздание замрет и новый год попросту не настанет. Считалось, что в последний эпагоменальный день Сехмет подчиняет себе двенадцать по- сланников-убийц (хаити), вышедших из Ока Ра. Они носятся по всему Египту, выпускают стрелы изо рта, сеют смерть и насылают болезни укрыться от их взора невозможно. Стоит ли удивляться, что египтяне встречали новый год бурным ликованием и праздновали его, обмениваясь подарками?
    В официальном календаре отмечались дурные и добрые дни, причем каждый привязывался к некоему мифическому событию. Чтобы добиться успеха или избежать беды, человеку требовалось вести себя в эти дни строго определенным образом. Иногда события в календаре описывались в настоящем времени, как будто происходили циклично, в один и тот же день каждый год. Во многих случаях египтянам запрещалось покидать жилище, или есть конкретную пищу,
    или отправляться в плавание на лодке в другие дни нельзя было вслух произносить имя Сетха. Водном календаре четырнадцатый день первого месяца сезона перет помечен так:
    «Плач Исиды и Нефтиды. В этот день они рыдали по Оси- рису в Бусирисе, вспоминая увиденное. Нельзя слушать му-
    50
    Перевод В. В. Солкина. Прим. ред
    зыку и песнопения. В седьмой день третьего месяца сезона перет не велено выходить из дома до захода Ра. В этот день
    Око Ра созвало спутников, и они явились к вечеру. Берегись этого!»
    Боги жилища
    В большинстве своем древние египтяне кормились тем,
    что получали от сельского хозяйства, жили в глинобитных домах и возделывали поля. В крупных храмах божества были столь же недосягаемы для простых смертных, как и фараон в его дворце однако сами они и связанные сними мифы всё же играли заметную роль в обустройстве любого жилища. Подтверждения этому можно найти в хорошо сохранившемся поселении эпохи Нового царства в районе Дейр-эль-
    Медины. Изначально там жили мастера, которые возводили и украшали гробницы в Долине царей и которых полностью содержало государство
    Бюсты предков, подобные этому, считались связующим звеном между живыми и усопшими
    Богини Таурт (слева) и Меретсегер (справа
    Вот мастер-каменотес возвращается из Карнакского храма, где, вероятно, наблюдал за праздничным шествием или рассказывал жрецам свои сны. Он входит в дом – узкое прямоугольное строение – через деревянные двери, выкрашенные в красный цвет (он отпугивает силы зла, и попадает в первую из четырех комнат. В углу возвышается нечто вроде кирпичной платформы со ступеньками – святилище плодородия, украшенное изображениями бога Бэса, танцующих женщин и переплетенных лоз – подобный орнамент ассоциировался с родильными павильонами. В следующей комнате, где потолок поддерживает колонна, можно отдохнуть на низкой кирпичной скамье. В стенах обеих комнат устроены прямоугольные и стрельчатые ниши в них стоят стелы и каменные бюсты, посвященные предкам – тем, кого считают превосходными духами Ра». Сам мастери его домочадцы поклоняются этим святыням – оставляют подношения на каменных жертвенниках и кладут передними цветы, прося помочь недавно усопшим. В некоторых нишах стоят статуэтки кого-то из главных египетских богов – Себека, Птаха или Амона (того, кто встречает добром. Статуи богов и богинь домашнего очага – таких как Хатхор и Таурт – расставлены в нишах по всему дому при них, как и при бюстах предков, стоят жертвенные столы для подношений и ритуальные стелы. В кухне у мастера есть уголки, посвященные богиням-змеям – к примеру, Меретсегер (кобре – защитнице некрополя) и Рененутет (госпоже урожая, – а в спальне он держит фигурки богов плодородия, чтобы наделяли его мужской силой и помогали с зачатием. Совершая обряды,
    мастер воскуривает ладан – его запах считается ароматом богов. Египтяне называют ладан словом «сенечер», что в буквальном переводе значит делать божественным. Ароматный дым струйками растекается по всему дому вдыхая его,
    простой ремесленник становится ближе к богами теперь может соприкоснуться с незримыми силами мироздания.
    В этих стенах, сложенных из камня и кирпича, проходит вся жизнь мастера – они помнят рождение его детей мирные вечера в кругу друзей и родных ссоры несбывшиеся или позабытые сны кошмары старение смерть. Сначала и до конца его земной путь отмечен присутствием богов. Он молится им в тяжелые времена утешается и вдохновляется рассказами о том, как боги справлялись – и вечно справляются со своими бедами успокаивается от осознания того, что они неизменно присутствуют в каждой комнате взывает к ним в надежде повлиять на события в этом непредсказуемом ив основном безразличном, но иногда враждебном мире. Их благосклонность побеждает безразличие и помогает преодолеть враждебность. Египтянин непросто верит – он твердо знает, что таки есть. В конце концов, божественным вмешательством вполне логично объясняется все то, что происходит в обычной жизни. Например, как формируется человеческий характер куда мы попадаем, когда спим почему мы
    болеем кто решает, когда нам умереть почему одни живут долго, а другие умирают молодыми. То, что мы называем мифологией, когда-то было объяснением.
    Рождение и судьба
    Мастеру-каменотесу было прекрасно известно, что боги играют ключевую роль в человеческой жизни буквально с момента его зачатия. Некоторые египтяне считали, что богов и людей создал Птах, причем богов – из драгоценных камней и металлов, а смертных – из глины или земли. Другие полагали, что богов, людей и животных вылепил Хнум, бог с головой овна, раскрутив ком глины на гончарном круге каждый человек рождался с ка (духовным двойником или жизненной силой).
    Боги домашнего очага
    Бэс
    Бэса изображали анфас, глядящим прямо на зрителя, что нехарактерно для древнеегипетского искусства. Его лицо похоже на львиную морду, убога есть грива и хвост он всегда стоит подбоченясь.
    Ноги у него короткие, словно у карлика, а на голове корона из высоких перьев. Его имя, вероятно
    происходит от глагола «бсу» – защищать, ведь главной его обязанностью было отгонять злых духов.
    В частности, Бэс защищал детей, беременных женщин и роженица заодно отпугивал змей. Чтобы призвать на помощь Бэса, египтяне рисовали его или вырезали его изображения на предметах домашнего обихода,
    особенно на мебели в спальне.
    Бог Бэс

    Рененутет
    Рененутет часто представляли как кобру с солнечным диском и рогами на голове или же как змееголовую женщину. Она обладала способностью питать поля и побуждала молодые растения разрастаться, поэтому ей поклонялись как богине материнства, плодородия и жатвы. Она же считалась божественной кормилицей и защитницей фараона,
    разящей его врагов единственным взглядом. В
    поздние периоды древнеегипетской истории Рененутет ассоциировалась с судьбой.
    Мафдет
    Эта богиня была яростной защитницей и часто представала в облике самки африканского мангуста.
    Мафдет раздирала врагов зубами и когтями – в особенности врагов солнечного бога Ра. Египтяне обращали ее свирепый нрав себе на пользу. Мафдет изображали на амулетах к ней взывали в заклинаниях,
    желая изгнать призраков. Она помогала живым,
    однако к усопшим относилась с куда меньшей благосклонностью в суде Осириса ей иногда отводилась роль карательницы…

    Таурт
    Таурт, которую до конца эпохи Среднего царства часто называли Опет, считалась одним из главных божеств домашнего очага. Ее представляли в виде грозной самки гиппопотама с отвисшими грудями,
    круглым животом и толстыми львиными ногами. Спина и хвосту нее были крокодильими. На голове рисовали модий (цилиндрическую корону с плоским верхом),
    два пера и солнечный диск. В руках она часто держит защитный символ са или символ жизни анх. Амулеты с изображением Таурт защищали египтян от злобных сил и помогали женщинам при родах. Фигуру Таурт рисовали на кроватях и вырезали на изголовьях, чтобы богиня охраняла спящих.
    В момент рождения ребенка защищали магией – в первую очередь от призраков умерших женщин, считавшихся особенно опасными. Отгонять их помогали Бэс и Таурт. Другие божества – Хекет, Месхенет и Шаи (см. ниже) – намного теснее связывались с процессом родов. Когда подходил этот момент, требовалось, чтобы в домене было ни единого узла – нив одежде отца, нив прическе матери, – поскольку считалось, что они неким образом затрудняют появление ребенка на свет. В Берлинском папирусе № 3027 приведены Заклинания в помощь материи младенцу, которые читал специально приглашенный жрец-заклинатель (см. врезку ниже. Одно из них отгоняет демонов, способных причинить зло ребенку другие защищают дитя от болезней и обеспечивают материнским молоком. Отдельные заклинания полагалось читать на утренней и вечерней заре, а потом снова на рассвете и закате следующего дня. Опасных для новорожденного демонов отваживали чесноком и медом – считалось, что их вкус невыносимо горек для беспокойных усопших. Предметы, которые ребенку предстояло использовать в повседневной жизни, например посуду, украшали грозными изображениями Таурт с кинжалами или Бэса со змеями в руках – они отгоняли силы зла.
    Срок человеческой жизни отмерял бог Тот, тогда как судьбу еще при рождении определяли и возвещали семь
    Хатхор. В Истории обреченного царевича – тексте эпохи
    Нового царства – эти богини объявляют, что сын фараона примет смерть от крокодила, змеи или собаки. В Повести о двух братьях (примерно того же времени) они предупреждают, что жена Баты погибнет от меча. В Истории обреченного юноши, записанной в I веке н. э, отцу говорят,
    что сын его умрет в том возрасте, когда возляжет с женщиной. Однако боги при желании могут изменить удел человека. Амон «продляет жизнь или же сокращает ее. Он добавляет дни к отмеренному строку по заступничеству тех, кого любит. Кроме того, египтяне верили, что Месхенет определяет общественное положение человека, а Рененутет – материальное Боги рождения и судьбы
    Хекет
    Богиню Хекет представляли в виде лягушки или женщины с лягушачьей головой. Она считалась женской ипостасью бога Хнума или же его супругой,
    хотя в некоторых источниках ее называют женой
    Хора Великого или бога Хеха. Хекет была связана с деторождением – в период Среднего царства ее изображение вырезали на магических защитных жезлах, а в эпоху Нового царства женщины носили амулеты в форме ее фигурки.
    Хнум
    Хнума изображали с головой овна, иногда в короне атеф с перьями и трехчастном парике. Этот бог, вместе с супругой Сатет и дочерью Анукет, почитался на острове
    Элефантина, на южной границе Древнего Египта. Там он управлял разливом Нила. Ил, остававшийся после спада воды, образовывал глину, и египтяне считали,
    что Хнум вылепил все живое, включая людей, на гончарном круге. Ему же приписывали сотворение растений, цветов и плодов, а также драгоценных камней
    в недрах земли.
    Бог Хнум создает человека на гончарном круге
    Месхенет
    В Древнем Египте женщины рожали на корточках,
    устроившись на специальных кирпичах. Богиня
    Месхенет, как олицетворение этих родильных
    кирпичей, надзирала зарождением младенца ее необычный головной убор трактуют как стилизованное изображение коровьей матки. Однако иногда ее представляли и с родильным кирпичом на голове или в виде кирпича с головой женщины. Месхенет считалась одним из божеств, определяющих судьбу человека.
    Кроме того, в Дуате она могла участвовать в церемонии взвешивания сердца (см. ниже) – стояла подле весов,
    определявших участь усопшего. Иными словами, она присутствовала не только при рождении, но и при возрождении.
    Шаи
    Изображения Шаи – бога, олицетворявшего судьбу или участь, – встречаются нечасто на них он предстает в виде мужчины с загнутой бородкой или же в виде змея.
    Шаи был известен лишь со времен XVIII династии;
    в Египте его почитали как благосклонного защитника,
    олицетворявшего милость богов к человеку. Считалось,
    что Шаи исполняет волю других божеств. Его противоположностью, воплощением гнева богов, был
    Па Джеба («воздающий»).
    Сон
    Бессознательное состояние человека – например, сон считалось подобным смерти. Заснув, можно было попасть виной мир, где острота восприятия многократно повышается и человек становится способен узреть события, происходящие в самых отдаленных местах – даже в загробном мире.
    Такое инобытие осмыслялось через метафору пространства между миром людей и Дуатом, где встречаются и живые, и те, кто обычно невидим для смертных (боги и усопшие, хотя вступить сними в контакт нельзя. Иными словами, сон не был для египтян действием сам по себе закрыв глаза, человек вскоре пробуждался в особом состоянии.
    Во сне смертный мог встретиться с богами однако существовала опасность, что в это время к нему в обычном мире подберутся злые духи или призраки и запугают его или даже надругаются над его бесчувственным телом. Так что на кроватях и прочей мебели нередко изображали Бэса и Таурт.
    Наиболее уязвимые места в доме и предметы утвари также связывали с определенными божествами. Охранять дверные ручки поручали Птаху, а углы ложа – четырем крылатым богиням, которых обыкновенно вырезали по углам саркофага.
    В каждом углу спальни египтяне помещали глиняного урея
    (кобру, готовую к броску) с пламенем в пасти – чтобы отогнать кошмары и злых духов. К стенам прибивали специальные стелы, отпугивающие змей и скорпионов, а также исцеляющие от их яда. Даже в опочивальне фараона Аменхоте- па III во дворце Малькатта близ Фив стены были украшены образами Бэса-защитника, а потолок – изображением богини Нехбет в виде грифа с распростертыми крыльями
    Ночные кошмары считались порождением Сетха. Чтобы прогнать их, следовало совершить обряд, защищавший от любых злых сил, какие могут сесть на грудь спящему. (Образ злого духа, сдавившего человеку грудь, встречается у разных народов и передает ощущение паралича или удушья,
    которое нередко сопутствует кошмарам. В китайской культуре считается, что на человека ночью наваливается призрака в некоторых мусульманских странах эта роль отводится злобному джинну. В современном Египте – на западном берегу Нила в районе Луксора – подобное существо называют кабус.) Вовремя обряда египтяне произносили заклинания вроде тех, что собраны в Книге изгнания ужасов, что приходят обрушиться на человека в ночи (ныне Лейденский демотический папирус, inv. 1348, v. 2). В этих ритуальных формулах человек отождествлял себя с богами или же исполнял роль Хора. На помощь можно было призвать и других богов – Осириса или Сиа. Злобным духам приказывали отвернуться, чтобы дурной глаз не глядел на спящего.
    Магия и мифология
    В той или иной форме магия играла важную роль в повседневной жизни Древнего Египта. Любой мог воспользоваться амулетами с изображением Бэса или Таурт для защиты от злых духов вероятно, большинству египтян были известны и простые заклинания, помогавшие в домашних делах. Однако в более сложных случаях люди звали специалиста жреца-заклинателя, который знал множество ритуальных формул и мог совершать весьма затейливые обряды.
    Благодаря своим магическим силам жрецы-заклинатели часто фигурировали в сказаниях и легендах. Они приставляли на место отрубленные головы, превращали восковые фигурки животных в настоящих диких зверей, повелевали морям расступиться и оживляли глиняные статуи. В действительности же это были грамотные, хорошо образованные служители храмов, которые имели доступ к обширному корпусу магических текстов и применяли специфический метод – запугивали богов. Заклинатель объявлял, что имеет над ними власть и что если они не подчинятся его воле, тов мир вернется хаос. Не станет ни небес, ни земли, – гласит одно из заклинаний. – Не станет пяти дней, что завершают год. Померкнет солнце. Вода в реке не поднимется в назначенный срок. В тоже время жрец полностью отождествлял себя с кем-то из богов – с Хором или Тотом. Отождествляясь с ним, жрец получал такую же власть над мирозданием.
    В древнеегипетских ритуальных формулах содержится множество отсылок к мифам. Заклинание, в котором текущая ситуация, например болезнь, связывалась с мифологическим сюжетом, обретало особую силу. Считалось, что если некий обряд однажды помог божеству, то он окажется не менее действенными в новых обстоятельствах. Нередко заклинания черпали волшебную силу в истории Исиды, прятавшей младенца Хора от Сетха (см. выше водном из таких заклинаний, призванных облегчить боль, страдалец отождествляется с Хором, и лишь затем приводится магический рецепт:
    Начертай эти девятнадцать знаков острием
    двузубого гарпуна добавь (?)] катышки ячменя,
    начертай свежими чернилами и приложи к больному
    месту. Пусть недуг выйдет ветром из зада твоего Это
    заклинание следует произнести над имя, начертав
    свежими чернилами на животе его, на больном месте.
    Лейденский папирус, inv. Мифы, в которых Хор-младенец страдает от ядовитых укусов или нуждается в защите от скорпионов и змей, записывали на стелах, называемых циппи. На такие стелы наносили заклинания и изображения Хора, держащего вру- ках опасных животных или стоящего на спинах крокодилов.
    Жрец лил воду на стелу стекая по надписям, вода вбирала в себя их чудодейственную силу. Затем воду нужно было выпить, чтобы чары вошли в тело

    Хор-младенец с опасными животными в руках
    Демоны и призраки
    Древние египтяне верили, что демоны и призраки насылают болезни, а потому нередко использовали магию для защиты. Этих существ отгоняли амулеты с изображением богини Сехмет, а также чеснок, золото, слюна и пиво из более экзотических – желчный пузырь черепахи. Демоны в первую очередь считались посланцами могущественных богов и исполняли их поручения – к примеру, покарать кого-то за святотатство. Они обитали в местах, откуда из Дуата существовал переход в царство живых водоемах (там можно было встретить злокозненную демоницу, которую египтяне назвали урет, великой, усыпальницах и пещерах. Чаще всего демонов изображали в виде змей с кинжалами, крокодилов или быков с человеческим телом, однако попадались и откровенно жуткие существа, например демон мигрени Сех- акек: Глаза у него в голове, а язык – в анусе он тот, кто пожирает хлеб ягодиц своих правая рука у него развернута прочь от тела, а левая лежит на лбу пища ему – нечистоты,
    и боги некрополя трепещут передним .Шемаиу (бродячие демоны) и суау (странники) могли вызывать инфекционные болезни в иных случаях демон вселялся в тело смертного по поручению одного из богов.
    В демотической Сказке об Инаросе» Осирис отправляет
    двух демонов – Любящего Раздор и Хора-Мстителя? – дабы заронили злобу в сердце Пимаи-младшего, сына Инароса,
    против Уртиамонниута, сына Инароса». Демоны вселяются в Пимаи, когда тот пирует в окружении сорока сподвижников, отчего тот забывает о пире и внезапно начинает рваться в битву, ошибочно полагая, что его вдохновляет бог Атум.
    Призраки также могли навредить живущим. В тексте под названием Наставление Ани говорится:
    Умиротвори духа, сделай то, что возжелал он,
    избегай того, что неприятно ему. Да будешь ты
    избавлен от многих бед, от любого зла, что исходит
    от него. Скот ушел с поля Это он – тот, кто творит
    такие вещи. Гумно повреждено в полях Это дух, говорят опять. Раздоры в доме Ожесточены сердца?
    Все это его дела…
    Наставление Ани
    51
    И доброжелательные, и злокозненные духи были привычным элементом мифологического пейзажа Египта общение с усопшими считалось естественной частью жизни. В конце каждой недели египтянам полагалось относить еду и питье к усыпальницами гробницам предков. Вовремя праздника
    Опет, ежегодно проходившего в Фивах, целые семейства отправлялись в некрополь, чтобы пообедать в обществе усопших, и оставляли в гробницах подношения своим предкам или же просто известным деятелям прошлого. Умершие по Перевод В. В. Солкина. Прим. ред
    коились у границ поселения, но навсегда оставались частью сообщества.
    Желая вступить в контакт с загробным царством, древний египтянин писал письмо усопшему. Эти письма часто выводили чернилами на внутренней стороне чаши для подношений и оставляли в гробнице окончив трапезу, усопший непременно бы его заметил. Таким образом живущие, к примеру, призывали на помощь покойных родителей (напомнив о заботе, которой окружали их при жизни, чтобы они хорошенько прониклись чувством долга) или возлагали на усопших ответственность за постигшую их беду. Если у живущего появлялось подозрение, что за его несчастьями стоит злокозненная мертвая родня, он мог даже пригрозить обращением в суд Осириса в Дуате. Иногда нового покойника просили связаться стем, кто умер намного раньше.
    Нашим представлениям о призраках в древнеегипетской картине мира частично соответствуют аху – действенные духи или блаженные усопшие, которым Осирис на своем суде вынес оправдательный приговор. Аху имели доступ в любую часть сотворенного мира, и при желании они способны были являться в некрополях. Своим домом ах считал усыпальницу его иногда призывали на помощь для борьбы с врагами. Кроме того, аху могли проникать в жилища,
    насылать кошмары и вредить тому, кто навлек на себя их гнев. Однако самыми злокозненными из усопших были мут те, кто не попал на суд Осириса (убитые, казненные, безвременно умершие или не погребенные должным образом).
    Их называли неотмщенными или проклятыми. Подобно аху,
    они иногда причиняли вред живыми, как считалось, отнимали детей у родителей. Кроме них египтяне опасались еще
    «недругов» и противников – незваных гостей из Дуата, которые могли прорваться к живым, чтобы сеять страхи творить дурные дела. Вселяясь в тело человека, они провоцировали боль и кровотечение или же по-другому вредили ему.
    В частности, дух по имени Неси вызывал лихорадку. Однако эту веру во взаимодействие живых с усопшими разделяли не все египтяне, как свидетельствует знаменитая Песнь арфиста Никто не приходит оттуда из загробного царства],
    чтобы рассказать, что сними, чтобы рассказать об их пребывании, чтобы успокоить наше сердце до того, как вы пойдете туда, куда ушли они».
    До наших дней дошло немало древнеегипетских историй с участием призраков. Например, такая рассказана в Сказании о Петеисе», известном из фрагментов демотических папирусов и записанном, вероятно, в I веке н. эВ ней жрец
    Атума по имени Петеисе, который ищет знахаря, способного исцелить его от болезни (насколько можно судить по уцелевшим фрагментам текста, встречает призрака водной из гробниц Гелиополя. Жрец и призрак прогуливаются рука об руку и беседуют, причем призрак даже смеется. Однако когда Петеисе спрашивает у дружелюбного призрака, сколько ему осталось жить, тот просто велит ему дожить отмеренные
    годы. Разгневанный Петеисе читает заклинание и снова требует ответа, но призрак говорит, что ответить не может. Тогда Петеисе решает сменить тактику и через призрака обратиться к Осирису в надежде, что повелитель усопших скажет ему больше. Однако назойливые расспросы Петеисе и нежелание оставить бога в покое, пока он не даст ответ, приводят Осириса в ярость. В итоге призрак говорит, что жрецу осталось жить всего 40 дней – судя по всему, это наказание зато, что он украл золото и серебро, принадлежавшие
    Исиде. Опечаленный Петеисе идет домой и сообщает жене дурную весть (после чего делит с ней ложе, а затем проводит пять дней, выпрашивая у собратьев-жрецов 500 серебряных монет на собственные похороны – возможно, в качестве компенсации за их роль в его несчастьях. Как и прежде,
    он в конце концов добивается своего. Затем Петеисе создает нескольких волшебных существ, которые должны помочь ему записать 35 радостных и 35 печальных историй, по одной радостной и печальной на каждый из оставшихся ему дней. Истории он пишет не для того, чтобы скрасить остаток жизни, а как дар потомкам. Через 35 дней Петеисе умирает,
    и его вдова делает подношения Ра. Солнечный бог говорит с нею голосом Петеисе, так что слова звучат у нее прямо в сердце. Заключительная часть истории сохранилась плохо,
    однако возможно, что Ра возродил Петеисе и позволил ему воссоединиться с женой.
    В Сказании о Сатни-Хаэмуасе и мумиях (Каир, Египетский музей, папирус 30646, начало Птолемеевского периода)
    царевич Сатни встречает трех призраков – царевича Нане- феркаптаха, его супруги Ахуры и их сына Мериба – в мемфисском некрополе, куда приходит в поисках магического тайного свитка Тота. При жизни Нанеферкаптах нашел этот свиток в ларце на дне реки близ Коптоса, чем навлек на себя гнев Тота, не желавшего делиться тайным знанием. Чтобы покарать похитителя свитка, бог послал демона-убийцу, ион подстроил так, что царевич, его жена и сын утонули в Ниле. После смерти Нанеферкаптах был погребен в Мемфисе,
    а жена с сыном – в Коптосе; их бренные останки разлучили навсегда.
    Краткий курс египетской
    магии: пивной экзорцизм
    Пиво – сладкое, выдержанное или особое – было непросто любимым напитком египтян. Для лечебных или магических целей его смешивали с другими продуктами (чаще всего с молоком, растительным маслом или вином прежде чем выпить, получившуюся смесь обыкновенно настаивали в течение ночи. К
    примеру, чтобы изгнать боль из чрева, следовало разжевать семена или плоды клещевины и запить их пивом. Кроме того, можно было опустить в пиво папирус с заклинаниями и держать в нем до полного растворения, а затем выпить, разбавив водой, чтобы
    чудодейственная сила перешла в тело. Однако пиво не всегда предназначалось для питья – чесночно-пивной смесью окропляли дом или гробницу, чтобы отпугивать призраков, змей и скорпионов в ночные часы. С
    помощью того же напитка изгоняли вселявшихся демонов. Если вам нужен весомый предлог выпить еще одну кружечку под конец дня, объявите, что вам срочно требуется сеанс экзорцизма, купите пиво и научите друзей такому заклинанию:
    Это пиво Хора в Хеммисе, основа для него была
    истерта в городе Пе и смешана в городе Депе, выпей его пенным Жрец сем готов исполнить долг
    свой. Ты создание ловчего, который изрыгнул растения
    зенсет, опий и цветы нимфеи. Пей же пиво, что я
    принес, – выведет оно то, что в чреве твоем от
    умерших, мужчины или женщины…
    Папирус Хёрст [216] 14: Царевич Сатни отмахивается от горестной повести и, не боясь прогневить Тота, требует у Нанеферкаптаха свиток, но получает отказ. Нанеферкаптах предлагает Сатни сыграть в некую настольную игру, поставив свиток на кон. Сатни проигрывает партию за партией, и при каждом поражении призрак бьет его игральной доской по голове, вколачивая в землю под конец над землей остается лишь его макушка. Попав в отчаянное положение, Сатни призывает своего приемного брата, и тот приносит ему волшебные амулеты. Сих помощью Сатни выбирается и выхватывает свиток из руки

    Нанеферкаптаха. В отместку призрак насылает на него бесчисленные несчастья. В конце концов посрамленный царевич возвращает свиток в усыпальницу. В знак покаяния Сат- ни отправляется в Коптос за телами Ахуры и Мерибы. Он находит их мумии под южным углом дома местного судьи и,
    привезя их в Мемфис, хоронит в гробнице Нанеферкаптаха.
    Так воссоединяется семья
    Часть 3. Мифология смерти (или
    что ждет нас в загробном мире)
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта