Главная страница
Навигация по странице:

  • «Тексты пирамид»

  • Греческие боги в Египте

  • емифы. Египтеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf. Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых


    Скачать 7.82 Mb.
    НазваниеГэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых
    Анкоремифы
    Дата17.06.2022
    Размер7.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЕгиптеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf.pdf
    ТипКнига
    #600519
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Ночные странствия солнца
    Хотя усопшим в Дуате хватало собственных дели забот
    (см. главу 7
    ), почивший владыка Осирис каждую ночь присоединялся к солнечному богу и помогал ему возродиться.
    Возрождению всегда угрожал змей хаоса Апоп и его присные, с которыми солнечный боги его свита еженощно вступали в великую битву. Эти события занимали все двенадцать ночных часов, причем проходы из одного часа в другой были разделены высокими вратами. Каждые врата охранял грозный страж – чаще всего в обличье змея.
    Итак, каждый вечер изнемогший, слабый и одряхлевший Попасть в Дуат также могли маги вовремя ритуалов, связанных с осознанным сновидением, а иногда и простые смертные, также через пространство сна
    солнечный бог опускался за западный горизонт и попадал к огромным вратам – входу в Дуат под названием Поглотитель сущего. Там его встречала ликующая свита и приветствовали павианы. Вместе с сопровождающими, многие из которых плыли в собственных ладьях, бог солнца пересекал водный поток Урнес, протекавший через край изобилия, чьи жители вплетали в волосы стебли злаков. Всякий, кто выходил навстречу процессии, получал от солнечного бога пищу и участок земли.
    «Амдуат»: в четвертый час пустыню Ро-Сетау пересекает
    извилистая тропа
    В четвертый час ночи, после того как боги оставляли позади Воды Осириса, ландшафт менялся. Солнечная процессия попадала из цветущего и дышащего влагой края в сухую,
    выжженную пустыню Ро-Сетау, землю Сокара, чьи угодья пески. Через эту суровую местность вела извилистая тропа на пути богов вставали запертые врата и стены пламени.
    В песках обитали крылатые змеи с ногами, и сама солнечная ладья при необходимости превращалась в змею, чтобы преодолеть пустыню (хотя свите Ра все равно приходилось тащить ее через пески. В пятый час ночи ладья попадала в Обитель умерших, где Исида с Нефтидой охраняли гробницу Осириса, а Огненное озеро пожирало врагов порядка и даровало очищение тем, кто прожил праведную жизнь. Через этот край текли воды Нуна, которые приносили тех, кто утонули не был погребен надлежащим образом. В шестой час ночи торжественная процессия подплывала к источнику,
    до краев наполненному водами Нуна. Тело Ра, принявшее форму жука, клали вводу, где бог соединялся с Осирисом.
    Это был главный момент всей ночи живительная мощь Оси- риса питала одряхлевшего солнечного бога, чтобы он мог вернуться на восток и вновь начать путь по небу. Цари Египта выстраивались вряд и наблюдали, а Тот исцелял солнечное Око.
    В седьмой час ночи Ра под защитой змея Мехена побеждал своих врагов. Сетх и Исида разили Апопа, а прочие боги с помощью Серкет связывали его. Разгромив силы хаоса,
    сподвижники солнечного бога карали своих врагов, а змее- головый демон связывали обезглавливал врагов Осириса. В
    восьмой час торжествующий солнечный бог раздавал одежды (благодарным) усопшим. Подобным же образом в девятый час он давал усопшим полотно, а прочие боги подносили им зерно в пищу. В этот час враги Осириса тоже несли кару, только теперь они сначала представали перед судом.
    Сокар
    Первоначально Сокар был одним из богов мемфисского некрополя, однако со временем стал ассоциироваться с загробной жизнью и с Дуатом.
    В четвертый и пятый час ночи он царствовал в своих пустынных угодьях, как сказано в книге
    «Амдуат» (см. ниже. Сокара представляли в виде мужчины с головой сокола в белой короне Верхнего
    Египта или в короне Осириса атеф. Иногда его рисовали с человеческим лицом ив парике с длинными прядями. Он стоял или сидел, укутанный в плаща в руках обычно держал скипетр и плеть. Кроме того, Сокара изображали как сокола в двойной короне
    Верхнего и Нижнего Египта и ассоциировали с богато разукрашенной погребальной ладьей Хену: его сокол сидел у нее наносу В Текстах пирамид Сокар назван создателем
    «царских костей, который принимает почившего фараона в загробной жизни и с помощью Хора отправляет на небо в ладье Хену; ему же отводилась ключевая роль в возрождении усопших нецарских кровей. Кроме того, Сокар изначально был покровителем ремесленников, особенно тех, что работали с металлами.
    Еще Сокар почитался как единое божество
    Птах-Сокар-Осирис, олицетворявшее созидание,
    преображение и возрождение – понятия, связанные с этими тремя богами. Семейный статус Сокара неясен – иногда ему приписывают спутницу Сокарет и сына по имени Ресуджа, а иногда его супругами называют богинь Нефтиду и Сешат. Не до конца понятно, какое место он занимает в египетском пантеоне. В мемфисской теологии его объединяют с богами Хнумом, Хором Ременуифи и Шесему, тогда как в своей солнечной форме он ассоциируется с
    Нефертумом и пятью божественными дочерьми Ра».
    Статуэтка бога Птаха-Сокара-Осириса

    «Амдуат»: пещера Сокара в пятом часу ночи
    Затем ладье освещали путь богини со змеями на головах,
    и в десятый час процессия прибывала к Месту с глубокой водой и высокими берегами. Там, в прямоугольном бассейне, Хор спасал утонувших, даруя им подлинную загробную жизнь. В одиннадцатый час боги готовились к возвращению солнца на восточный горизонт враги Ра были уничтожены, а некоторые из них повергнуты в огненные ямы. Исида и Неф- тида в обличье змей относили царские короны в город Саис,
    а другой змей – гигантский Тот, Кто Окружает – возвращал
    юность солнечному богу. Вначале двенадцатого, последнего часа ночи боги входили в тело этого змея. Ладью влекли старцы, однако из пасти змея они выходили новорожденными младенцами. Занималась заря, и Хепри – юный и полный сил солнечный скарабей – взлетал в небо с помощью бога
    Шу, который закрывал за собой врата Дуата. Солнце восходило над двуглавым львом Рути, и начинался новый день.
    «Тексты пирамид»
    За три тысячи лет истории Древнего Египта представления о загробной жизни царей сильно изменились. Древнейшие из известных нам описаний посмертия фараонов приводятся на стенах пирамиды
    Униса в Саккаре и датируются периодом правления династии. Эти надписи, ныне объединенные под названием Тексты пирамид, воспроизводились в усыпальницах царей и некоторых цариц эпохи Древнего царства. Заупокойные тексты должны были помочь царю взойти на небо и встретиться с богами, чтобы провести вечность в свите солнечного бога и стать негасимой звездой.
    Попасть на небо покойный царь мог по- разному воспользовавшись лестницей, превратившись в кузнечика или же обратившись к богу Шу. Чтобы успешно пройти свой путь, царю нужно было знать географию царства мертвых и иметь представление обо всех тяготах и опасностях. Ему предстояло говорить
    с привратниками и с лодочником, назвать им верные имена и обнаружить должную глубину познаний.
    «Тексты пирамид содержат подробные инструкции о том, как получать необходимое, как передвигаться, а также защищаться от врагов и злобных сил, в том числе змей и скорпионов. Уже упомянутые области Дуата Поля тростника и Поля приношений – фигурируют ив позднейших источниках однако в Текстах пирамид»
    названы и менее известные места, например Озеро шакала и Небесная река. Благополучно взойдя на небо,
    усопший царь примыкал к свите солнечного бога и плыл за ним в своей ладье.
    Описание выше почерпнуто из «Амдуат» (Книги того,
    что есть в Дуате») – заупокойного текста из гробниц, принадлежащих фараонам эпохи Нового царства. Однако стечением времени на стенах царских усыпальниц стали появляться и другие книги, в которых странствие солнечного бога по Дуату представлено несколько иначе. Например, в Книге врат особое внимание уделено вратам, которые солнечная ладья должна миновать по пути к новой зарев ней же сказано, что ба солнечного бога с головой овна плывет в ладье под защитой змея Мехена, а по бокам стоят боги Ху и Сиа.
    Также там изображен суд Осириса между пятыми шестым часами ночи. В сцене суда изгоняется свинья как символ хаоса, асам Осирис попирает ногами невидимых врагов. Вше- стой час свита несет тело солнечного бога, однако тело это невидимо, и от соприкосновения с ним руки несущих его тоже становятся невидимы. В седьмой час врагов Ра привязывают к кольям Геба с головами шакалов и отдают на пытку демонам. В заключительной сцене Книги врат солнце возрождается из Нуна, а не поднимается в небо с помощью бога Шу. Книга пещер, в отличие от более ранних текстов, в первую очередь посвящена наказанию проклятых духов в Дуате. В Книге земли ключевую роль в возрождении солнца играют Геб, Акер (страж восточного и западного горизонтов) и Татенен.
    Земля
    Древние египтяне воспринимали родной край как узкую ленту пахотной земли, тянущуюся по плоскому миру. Плодородная черная почва этого региона дала стране самое распространенное из ее имен – Кемет, черная земля. Неслучайно иероглиф со значением страна представлял собой полосу, под которой часто рисовали три кружка (комья земли. Из-за богатейших традиций земледелия Осирис играл важную мифологическую роль в повседневной жизни египтян. Этот бог, олицетворявший возрождение и обновление,
    отвечал за рост всего живого и за урожай. В целом же земля была проявлением Геба, хотя мемфисский бог Татенен мог иногда символизировать не только первый холм творения,
    но и всю плодородную почву, что выступала из-под воды после разлива, и даже сам Египет
    Египтяне делили свою страну на дельту и долину Нила Нижний и Верхний Египет, – которые, в свою очередь, состояли из сепатов, административных единиц, более известных под своим греческим названием – номы. Их количество стечением времени менялось в поздние периоды древнеегипетской истории насчитывалось 42 нома, 20 в Нижнем Египте ив Верхнем. К каждому приписывалось свое божество,
    которое его олицетворяло и изображалось сего символом на голове
    Бросается в глаза резкий контраст между зеленой полосой плодородной земли и выжженной желтой пустыней
    В крупных храмах каждого нома поклонялись либо местным божествам, либо специфическим формам общеегипет- ских – таким как Хор. К примеру, в Верхнем Египте Тот был верховным богом пятнадцатого нома (с центром почитания в Гермополе), Анубис – семнадцатого, а Немти – восемнадцатого. Со временем вокруг божеств, их номов и храмов
    возникло множество мифологических сюжетов. В папирусе
    Жюмильяк записаны мифы семнадцатого и восемнадцатого номов Верхнего Египта, на наосе из Эль-Ариша – двадцатого нома Нижнего Египта. В Бруклинском папирусе собраны мифы из разных номов дельты, причем некоторые не встречаются больше нигде. Зачастую в основе этих историй лежит расхожий сюжет, подогнанный под местные реалии. Например, считалось, что многие храмы построены на изначальном месте творения – первом холме земли, поднявшемся из Нила. Так что в каждом отдельном случае общееги- петская версия сотворения мира адаптировалась так, чтобы главную роль в ней играли местные божества.
    Греческие боги в Египте
    Древние греки отождествляли многих египетских богов и богинь со своими. Они проводили такие параллели:
    Зевс = Амон
    Гефест = Тот
    Дионис = Осирис
    Деметра = Исида
    Тифон = Сетх
    Аполлон = Хор
    Гермес = Тот
    Афродита = Хатхор
    В силу таких ассоциаций многие религиозные
    центры Египта получали названия, связанные с именами эллинских, а не египетских божеств.
    Например, центр почитания Тота, древний Хеменну
    («град восьми, в честь Огдоады), ныне Эль-Ашмунейн,
    у греков превратился в Гермополь (град Гермеса»).
    Пер-Небет-Теп-иху (дом владычицы первой коровы»),
    ныне Атфих, неподалеку от Файюмского оазиса, был известен грекам как Афродитополь.
    Кроме того, мифологические сюжеты лежали в основе многих праздников и обрядов. Так, специфический праздник освящения палок, проходивший в Летополе в дельте
    Нила, напоминало сражении Хора и Сетха, некогда разыгравшемся в этом номе. Водной из версий мифа Хори его сподвижники ловят своих врагов, обернувшихся птицами, в сеть и забивают до смерти Осириса, который случайно в нее попал вместе сними. Входе праздничного обряда освященными палками, судя по всему, били изображения врагов Хора вероятно, в виде птиц, запутавшихся в сети.
    Привязка божества или мифологического сюжета к территории могла меняться. К примеру, в Верхнем Египте в эпоху
    Нового царства культ богини Бат из седьмого нома слился с культом Хатхор из шестого. Иногда местный миф выходил заграницы региона Книги Осириса», где перечислялись даты посвященных богу праздников и сопутствующие обряды,
    разошлись из девятого нома Верхнего Египта по всем городам страны
    Бог Немти в мифах восемнадцатого
    нома Верхнего Египта
    Немти – лодочник богов, часто изображавшийся в виде сокола, и верховный бог восемнадцатого нома
    Верхнего Египта – во многих текстах страдает от разнообразных наказаний. Уже говорилось, как в истории о тяжбе Сетха и Хора Исида подкупила
    Немти золотом и уговорила перевезти ее на остров,
    куда удалился Сетх в компании прочих богов. В
    наказание боги отрубили ему пальцы ног, из-за чего он возненавидел золото и запретил его обороту себя в городе. Подругой версии, злокозненный Сетх заплатил
    Немти за переправу к уабет, где лежало тело Осириса.
    В тот раз Немти, по всей видимости, отрезали язык.
    В папирусе Жюмильяк рассказывается, что с Немти содрали кожу – вероятно, за похищение головы богини-коровы из Афродитополя (впрочем, Тот чарами вернул ее на место. Он лишился кожи и плоти,
    которые обычно связывали с материнским молоком,
    однако его кости – как считалось, возникшие из семени отца – остались нетронутыми. Затем боги пустились в путь, унося с собой плоть Немти.
    Самого Немти перебинтовали с ног до головы, но, к счастью для него, божественная корова Хесат (иногда называемая матерью Анубиса) вскоре вновь нарастила ему плоть с помощью собственного молока. Такие
    сюжеты возникали из попыток объяснить, почему статуя Немти в посвященном ему храме была сделана из серебра, ассоциировавшегося с костями богов, а не из привычного золота – плоти богов.
    Хотя у каждого нома были свои божества, ау каждого храма – свои мифы, пусть и основанные, как правило, на определенных базовых сюжетах, некоторые географические объекты несли особую символическую нагрузку. Согласно
    «Текстам пирамид, Сетх убил Осириса на земле Гехести
    Верхнего Египта – вероятно, на месте нынешнего Ком-Мера,
    близ Эсны. Там же, если верить папирусу Жюмильяк, Иси- да обороняла тело Осириса от Сетха, превращаясь тов бо- гиню-львицу Сехмет, тов собаку с хвостом-кинжалом, тов змею, спутницу Хатхор. В последнем обличье богиня поднялась на гору в северной части нома, чтобы следить за воинами Сетха. Когда они спустились с горы, богиня набросилась на них и отравила своим ядом. Их кровь оросила горный склони превратилась в ягоды можжевельника. В том же папирусе представлена и другая версия событий, в которой Исида превращалась в урея, то есть в кобру, кусала и разила копьем своих врагов, а Нефтида сражалась бок о бокс ней. Кроме того, земля Гехести считалась местом погребения богов, в том числе Шу, Осириса, Хора и Хатхор Ге- хестийской; впрочем, в поздние периоды древнеегипетской истории многие храмы объявлялись местами божественных захоронений

    Нил
    Нил пересекает Восточную Сахару и несет воды с юга на север, к Средиземному морю, питая все живое на своих берегах. От истока почти до самого устья Нил держится водном русле, однако в районе современного Каира и древнего Мемфиса разветвляется, образуя обширную болотистую дельту. В наши дни у Нила всего два рукава, однако в древности их было пять. Дуализм, которым проникнута культура
    Древнего Египта, во многом порожден разительным контрастом между долиной и дельтой Нила. Страну нередко называли двумя царствами, и власть над каждым символизировала своя корона красная – над Нижним Египтом и белая над Верхним. Кроме того, их олицетворяли разные богини:
    Нехбет – Верхний Египет, Уаджит – Нижний. Нехбет, чье имя означало та, что от Нехеба» (современного Эль-Каба),
    обыкновенно изображалась в виде самки грифа с белой короной на голове, а Уаджит – в виде змеи с красной короной
    Диадема Тутанхамона с Нехбет в виде грифа и Уаджит в виде кобры
    Главным событием года в Древнем Египте был разлив Нила. Он длился около трех месяцев, с июля по сентябрь по нашему календарю. Река выходила из берегов, покрывая почву густым слоем плодородного аллювия. И египтяне, и чужестранцы живо интересовались этим специфическим явлением природы и пытались его объяснить. Со временем ежегодный разлив реки стал символом циклического возрождения, который определил самосознание египетского народа.
    Он лег в основу многочисленных мифов и внушил египтянам незыблемую веру в милость и щедрость богов. Одним
    из предвестий скорого подъема воды было появление в небе звезды Сириус после семидесятидневного отсутствия, другим шум, доносившийся из пещеры под храмом богини Са- тет на острове Элефантина на южной границе Египта, где,
    как считалось, находился исток Нила. Боги (если верить мифам, даже сам Распускались в эту пещеру, чтобы умилостивить Нуна. По представлениям древних египтян, вся вода в мире вытекала из Нуна, и главная река не была исключением высокий Нил струил свежую влагу Нуна». Недвижные воды недосягаемого и беспредельного океана, окружавшего землю, вечно грозили прорваться в мири затопить его.
    Выкопай колодец – ив него просочится влага из Нуна.
    Хотя сам Нил не почитался как божество, его разлив называли приходом бога Хапи». Именно благодаря Хапи земля вновь становилась плодородной. Обыкновенно на рисунках у него голубая кожа, большой живот и отвисшие груди, что символизирует плодородие. Изображается он в набедренной повязке его длинные волосы украшены пучком тростника.
    В руках он нередко держит жертвенник, полный даров. Считалось, что Хапи, как и Нун, живет водной из пещер Эле- фантины; однако место это никому неведомо, и пещеру его не найти в свитках с письменами».
    Хапи не имел мест культа, однако египтяне славили его пением и музыкой. Он был тем, кто затопляет поля, сотворенные Ра, кто утоляет всякую жажду когда он разливается, ликует земля, радуется всякое чрево, смеется всякий рот
    обнажается всякий зуб. Египтяне полагали, что любая пища существует из-за усердных трудов Хапи, равно как свитки и одежда – их можно изготовить лишь потому, что благодаря разливу вырастает лени папирус. Стада кормятся травами, которые поднимаются по воле Хапи. Изобилие, наступавшее вслед за появлением Хапи, было дороже любых сокровищ нельзя набить руку золотом, нельзя допьяна напиться серебром, нельзя насытиться лазуритом. Увы, если этот бог ограничивался кратким визитом в земли Египта, наступал хаос – людей ожидали голод, нищета и войны.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта