емифы. Египтеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf. Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых
Скачать 7.82 Mb.
|
Правление царя Геба Вскоре после восшествия на престол Геб покинул царский дворец и, пронесшись по небу вслед за отцом, прибыл в городок Иат-Небес в дельту Нила. Там Геб осведомился о местных делах и попросил богов рассказать ему обо всем, что произошло здесь с Ра, а также обо всех битвах и прочих событиях, связанных с именем Шу. Описывая великую победу Шу над детьми Апопа, боги упомянули, что прежний правитель носил на голове живой урей, то есть кобру с раздутым капюшоном. Геб этого не знали ему захотелось заполучить такой же головной убор. Увы, урей Шу хранился в запертом ларце, спрятанном где-то в Пи-Ярете (близ современной Сафт-эль-Хинны), и сначала его нужно было отыскать. Такая мелочь не охладила пыл нового царя собрав последователей, он без промедления отправился за живым уреем. Им быстро удалось найти ларец, однако, когда Геб поднял крышку ларца, кобра вырвалась наружу и дохнула пламенем ему в лицо. Вся свита божественного правителя погибла. Сам царь выжил, но получил страшные ожоги. Мучимый болью, Геб добрался до полей, заросших растением хе- ну, надеясь найти там облегчение, – но тщетно. Тогда он повелел одному из своих спутников доставить парик Ра – священный головной убор, исполненный чудодейственной силы и единственно способный исцелить его раны. Геб действительно исцелился. Позже парик Ра творили иные чудеса например, превратившись в крокодила, известного под именем Себек из Иат-Небеса. Исцелившись и набравшись силу себя во дворце в Ити- тауи, к северу от оазиса Файюм, Геб отправил войска против мятежных гиксосов 18 , и многие из них попали в Египет в качестве пленников. Затем он снова послушал рассказы оправлении Шуи попросил дать ему перечень всех поселений, основанных по указу предыдущих царей. Мятежные дети Апопа разрушили большинство из них, и Геб повелел отстроить их заново. Удалось восстановить миллионы селений, а их названия занесли в великие списки, воспроизведенные в том числе и на стенах святилища, где обнаружили этот миф. Таковы были дела, совершенные Гебом на благо Египта. Несмотря на все свои достижения, Геб видел достойного правителя Египта – и бога, который приведет страну к процветанию в своем сыне Осирисе. По причине этого он отрекся от престола, как в свое время сделали Ра и Шу. Геб передал землю Египта Осирису: ее воду, ее ветер, ее растения и скот. Все, что летает и что ходит по земле, и гадов, и тварей пустынных. Осирис взошел на престол, и началась новая эпоха царствия богов Гиксосы (от егип. «хекау хасут» – правители чужеземных стран) – племена кочевников-семитов, завоевавшие северные пределы Египта в XVIII–XVI веках дон. э. и изгнанные позже египетскими царями. Воспринимались в более поздней мифологической традиции как символ чужеземной агрессии, хотя частично были ассимилированы египтянами Глава 3. Правление царя Осириса Осирис – бог плодородия и возрождения, который после смерти (а древнеегипетские боги от нее небыли застрахованы) стал владыкой Дуата и повелителем душ усопших. Оси- рис изображается в виде стоящей или восседающей натроне мумии с кожей зеленого или черного цвета, что отражает плодородие почвы. В руках у него символы власти – скипетр и плеть, на шее – парадное ожерелье, а на голове – корона атеф. Она похожа на белую корону царей Верхнего Египта высокая, кеглеобразная, нос двумя страусиными перьями по бокам иногда корона атеф украшается солнечным диском и рогами. Коронация и царствие Ра короновал Осириса в Гелиополе, однако от короны атеф исходил столь сильный жар, что новый царь занемог; после церемонии Осирис оказался в доме Рас распухшим от ожогов лицом. Это был недобрый знак, однако Осирис вскоре проявил себя как превосходный и великодушный государь. Надо сказать, он обладал солидным опытом – прежде чем унаследовать корону, успел послужить визирем, верховным жрецом Гелиополя и царским глашатаем. Из-за одного его роста – 8 локтей, 6 ладоней и 3 пальца (около 4,7 метра его враги обращались в бегство. Его царствие называют эпохой благоденствия – в Египте царили мири достаток. Жизнь была хороша, бурные воды Нуна отступили, дул прохладный северный ветер (особенно приятный в изнуряюще знойном климате Египта, а животные плодились и размножались. Мятежники не поднимали голова богам Осирис внушал глубокое почтение. Первые годы его царствия омрачились лишь одним происшествием как-то ночью на Египет обрушилась буря с ливнем, и богине Сехмет пришлось спасать повелителя, воспользовавшись властью над водами Осирис в короне атеф, с символами царской власти – скипетром и плетью В позднейших легендах, дошедших до потомков благодаря трудам античных историков Диодора Сицилийского (I век дон. э) и Плутарха (II век н. э, Осирису приписывается создание общественного уклада и традиций египетского царства. Плутарх рассказывает о том, как бог вовремя своего правления показал египтянам, как возделывать землю. Он же дал им законы и научил почитать богов. По словам Дио- дора Сицилийского, Осирис немало сделал для того, чтобы улучшилась жизнь общества, и прежде всего – покончил с каннибализмом. Когда Исида открыла для египтян пшеницу и ячмень, они начали употреблять их в пищу и перестали пожирать друг друга Исида же установила законы. Еще Оси- рис основал Фивы и построил в новом городе храмы, посвященные его родителями прочим богам. Появились, что очень важно, медные орудия труда, которые значительно облегчили охоту и земледелие. Согласно Диодору, Осирис первым изготовили попробовал вино и по всем вопросам советовался с Тотом. В другом источнике упоминается бог Хен- тиаментиу 20 , считавшийся ипостасью Осириса, а также слу- 19 В этом стоит видеть отголосок традиции считалось, что Осирис родился в Фивах, в Карнаке; там, где сейчас стоит храм богини Опет. 20 Хентиаментиу – древний бог города Абидоса, священным животным которого был пустынный волк. Более древний, чем Осирис, он изначально почитался как защитник всех умерших и хранитель врат иного мира. Позже его культ слился с культом Осириса. живший его визирем. Бог Ху (олицетворение власти) при Осирисе был военачальником Верхнего Египта, а Сиа (бог разума) – военачальником Нижнего Египта Бог Тот с головой ибиса Осирис (туго спеленутый, словно мумия) и Исида стоят перед четырьмя сыновьями Хора И Плутарх, и Диодор сообщают, что после всего этого Осирис собрал огромное войско и отправился в дальние земли, обучая людей делать вино и выращивать злаки. В его отсутствие Египтом правила Исида (сестра и супруга Осириса, с которой он, вероятно, совокупился еще в утробе матери) с помощью советника Тота. Осирис взял с собой сыновей – Анубиса (см. ниже) и Македона (этим именем греки называли египетского бога Упуаута), а также Пана (Мина. Его войско состояло из мужей, искусных в земледелии, а также в музыке, песнях и танцах, – очевидно, Осирис любил пиры и прочие увеселения. По словам Плутарха, он покорял народы обаянием и убедительной речью, а также пленительной силой музыки и танца. Как многие путешественники, Осирис решил не стричь волос и бороды, пока не вернется домой. Сначала он отправился на юг, в Эфиопию, где основал города, открыл людям чудеса земледелия и назначил наместников – верных ему мужей, которые позже могли присылать дань. В конце концов он добрался до Индии, где основал еще несколько городов. Однако странствия Осириса былине совсем мирные во Фра- кии, например, он убил царя местных варваров. Обойдя весь свет, Осирис вернулся в Египет с бесчисленными дарами из дальних земель Дети Осириса Согласно Плутарху, Осирис по ошибке возлег со своей сестрой Нефтидой, женой Сетха, приняв ее за Исиду (а они действительно похожи. У Нефтиды родилось дитя, но она, опасаясь мести Сетха, избавилась от него – что было скорее в обычаях римлян, и вероятно, что Плутарх добавил эту деталь от себя. Несмотря на горе, причиненное изменой мужа, Исида взяла себе покинутого младенца, нареченного Ануби- сом, – разыскивать его пришлось долго, с помощью собаки сама его выкормила. Повзрослев, он стал ее хранителем. Нефтида Имя Нефтида означает госпожа обители. Эту богиню обычно изображали как женщину, но иногда и как соколицу. Нефтида – одна из четырех детей Нут и Геба, а также супруга Сетха, ее собственного брата. По одной из относительно поздних версий, она же была матерью Анубиса. Она помогла Исиде найти и возродить Осириса, вместе с сестрой оплакивала его смерть, а затем защищала Хора от Сетха. Кроме того, Нефтида считалась защитницей усопших ее изображение часто находят на саркофагах. Она же, вместе с богом Хепи, стерегла легкие усопшего, хранимые отдельно от мумифицированного тела водной из четырех каноп – ритуальных сосудов для внутренностей. Центр почитания Нефтиды находился в Ком-Мер, близ Эсны; кроме того, ее изображения наносили на амулеты со времен XXVI династии. Однако Анубис не был первенцем Осириса, как и Хор, самый знаменитый из его детей, рожденный Исидой – его сестрой и супругой (см. выше. Первой у Осириса появилась дочь, но о ней мало что известно – она упоминается лишь водном гимне конца Среднего царства. Очевидно, она пыталась накормить отца ядовитой травой джаис и медом, который горек для обитателей Дуата – посмертного дома Оси- риса. В наказание за злой умысел она была приговорена вечно лепить кирпичи из грязи. Бабаи, свирепого бога-павиа- напитавшегося человеческими внутренностями (см. ниже ), также иногда называют старшим ребенком Осириса, а Сепе- дет – олицетворение Сириуса, ярчайшей звезды в небе, – его дочерью. В Текстах саркофагов бог-шакал Упуаут, ассоциировавшийся с похоронами и усыпальницами, упоминается как сын Осириса. Сетх убивает Осириса Полная версия сюжета о гибели Осириса дошла до нас лишь в изложении двух уже знакомых нам историков – Дио- дора Сицилийского и Плутарха. В древнеегипетских источниках мало говорится об этой трагедии, поскольку описывать смерть бога во всех подробностях считалось дурным тоном. Для начала мы разберем греческую версию повествования, а затем посмотрим, насколько она подтверждается фрагментами египетских папирусов и заупокойными текстами из гробниц. Текст Плутарха написан позже, но история в нем излагается более подробно с него и начнем. Миф об Осирисе по Плутарху и Диодору После того как Осирис вернулся в Египет из путешествия по дальним землям, его брат Сетх замыслил погубить его. Он втянул в заговор семьдесят два человека и заручился поддержкой эфиопской царицы. Сетх тайно измерил тело Оси- риса, соорудил по меркам сундук, инкрустированный драгоценностями, и велел принести его на пир, чтобы гости подивились искусной работе. Пирующие пришли в восторга Сетх как бы в шутку предложил подарить сундук тому, кому он окажется точно впору. Гости стали поочередно забираться в него, однако он никому не подходил. В тот момент, когда в сундук лег Осирис, приспешники Сетха ринулись к нему, заколотили гвоздями, а сверху залили расплавленным свинцом. Не теряя времени, они сбросили его вводы Нила и стали смотреть, как он уплывает прочь. Это произошло на двадцать восьмой год либо царствования Осириса, либо его жизни Оплакиваемый Исидой (справа) и Нефтидой (слева) Оси- рис лежит на погребальном ложе Получив ужасную весть, Исида, находившаяся тогда в городе Коптосе, сразу же отрезала у себя прядь волос и облачилась в траурные одежды. Как безумная она бродила по земле, пока однажды случайно не встретила детей, которые видели, как сундук уплывает в море. Исида выяснила, что По египетскому обычаю вдова, носящая траур по супругу, сбривала с головы локон волос волны донесли его до берегов Библа 22 и оставили в зарослях вереска. Там из него выросло огромное дерево, асам сундук скрылся в его стволе. Исида поспешила в Библ однако, пока она была в путина могучее дерево обратил внимание местный царь. Он велел срубить ствол и подпереть им крышу, так что Исида обнаружила на морском берегу лишь обрубки. Подавленная ив слезах, она сидела у колодца, куда вскоре пришли служанки царицы. Исида заговорила с ними, заплела им косы и наделила их тела упоительным ароматом. Во дворце царица уловила этот аромат, немедленно повелела привести к ней Исиду и сделала ее кормилицей своего сына. Каждую ночь, пока царь с царицей спали, Исида чарами уничтожала в пламени смертную суть царевича, а сама в облике ласточки с жалобными криками летала вокруг столба, таившего в себе тело Осириса. Однажды ночью царица услышала шуми вышла из опочивальни. Увидев своего сына в огне, она закричала – чары Исиды развеялись, и царевич лишился бессмертия. Изобличенная Исида явилась царице в истинном обличии и потребовала отдать ей столб. Царица не смогла отказать богине. Исида с легкостью высвободила колонну (к счастью, она не была элементом несущей конструкции, расщепила ее и пала на гроб мужа с таким страшным воплем, что маленький царевич сразу же скончался от по Один из древнейших городов мира, Библ был крупным торговым центром и одной из столиц Финикии (современный Ливан. Издревле с Библом торговали египетские цари, здесь находились храмы египетских богов. В археологической зоне Библа и поныне есть колодец, у которого, по преданию, сидела Исида. трясения. Вернувшись в Египет, Исида спрятала саркофаг, но однажды ночью Сетх наткнулся на него, охотясь при лунном свете. Он разорвал тело братана четырнадцать частей и рассеял их по всей земле египетской. Исида узнала об этом и отправилась искать их, переплывая болота на папирусной лодке. Она нашла все части, кроме фаллоса – его съели речные рыбы, и Исиде пришлось изготовить ему замену. По словам Плутарха, в некоторых версиях мифа Исида хоронила каждую часть тела там, где нашла, и этим объясняется большое количество гробниц Осириса в Египте. В других версиях утверждается, что она всего лишь притворялась, что хоронит найденные части тела, чтобы ее мужу оказали как можно больше почестей. Кроме того, это позволило бы сбить столку Сетха и затруднить ему поиск истинной гробницы бога. Более ранний рассказ Диодора относительно краток. Ди- одор повествует о том, как Сетх убил брата и разорвал его тело на двадцать шесть частей, отдав каждую одному из своих приспешников. Но Исида и Хор – вероятно, Хор Великий (см. выше, не фигурирующий в версии Плутарха, – отомстили за смерть Осириса, убив Сетха и его сподвижников. Затем Исида отыскала и собрала воедино все части, кроме фаллоса, который оказался утрачен. Исида хотела защитить тело мужа от Сетха (смерть, видимо, усмиряла его ненадолго) и сохранить место погребения втайне. Но как народу Египта почитать Осириса, если у него не будет священной гробни- цы? Исида нашла поистине гениальное решение. Она вылепила из воска и пряностей фигуры Осириса в натуральную величину ив каждой из них спрятала одну часть его тела. Затем по отдельности призывала к себе жрецов из разных египетских родов и выдавала каждой общине одну такую фигуру. Исида говорила, что лишь им доверяет истинное тело Осириса, просила похоронить его в своих краях и каждый день воздавать ему почести. Польщенные жрецы строили у себя гробницы для умершего бога – вот почему в Египте так много усыпальниц Осириса. Диодор добавляет, что Иси- да дала обет никогда больше не выходить замуж и до конца жизни правила страной. Затем она обрела бессмертие в загробном царстве, а тело ее было погребено близ Мемфиса. Древнеегипетские источники мифа об Осирисе Скудость уцелевших источников мифа об Осирисе усугубляется еще и тем, что мифологический сюжет претерпел значительные изменения за тысячи лет египетской истории. Первая известная нам версия встречается в Текстах пирамид, начертанных на стенах гробницы царя Униса – одного из правителей эпохи Древнего царства. Гибель Осириса в Текстах пирамид» Из разрозненных упоминаний в Текстах пирамид можно понять, что Исида и Нефтида в обликах соколиц полетели на поиски тела Осириса, который был повергнут наземь» Сетхом на берегах Нила близ места Недит. Найдя тело, Ис- ида и Нефтида приняли ритуальные позы скорби Исида села, возложив руки поверх головы, а Нефтида ухватила себя за кончики грудей. Богиням удалось сохранить тело Осири- са нетленным – они не дали жидкости из его тела истечь на землю и побороли гнилостное зловоние. Наконец с помощью магии и ритуалов они возродили брата Богиня Исида в обличье соколицы Другая версия из Текстов пирамид гласит, что тело Осириса обнаружили в Гехести, краю газелей, после того как Сетх низверг его [Осириса] набок. Однако из более поздних гимнов можно сделать вывод, что Осирис утонул или был брошен вводу мертвым. Версию об утоплении подтверждают и позднейшие тексты – водной из надписей, вероятно эпохи Нового царства, приводится повеление Хора Исиде и Нефтиде крепко держать Осириса, чтобы не дать погубившим его водам сомкнуться над телом. В папирусе времен первых фараонов XXVI династии также упоминается о том, что Осириса бросили вводу и тело его проплыло до самого Имета в северо-восточной части дельты. Папирус Солт Текст папируса представляет собой описание ритуала завершения мумификации с вкраплениями мифа об Осирисе. Согласно этой версии, Осирис встретил смерть в великой земле – то есть в номе, где находился Абидос, важнейший центр его культа. Именно там Осириса настиг Сетх – близ Недит или Хатжефау (два места в Абидосе). В семнадцатый день первого месяца разлива Нила поддеревом ару Сетх напал на Осириса и швырнул его вводу. Бог Нун, став водой, поднялся, покрыл тело Осириса и унес прочь, храня его тайны. Услышав об этом, Ра тут же явился посмотреть, что произошло. Шуи Тефнут издали крики пролили слезы, ими роздание погрузилось в хаос. Боги и богини возложили руки на головы. Настала беспросветная ночь, солнце померкло, земля перевернулась так, что по рекам нельзя было плавать. Страны света перемешались, и все – люди, боги, духи проливали слезы. Расчлененное тело? В этих обрывках мифа нет прямого указания на то, что Сетх разорвал или разрубил тело Осириса на части, как сказано у Плутарха и Диодора; однако в Текстах пирамид упоминается, что Хор собрал Осириса по частям – вероятно, после того, как Сетх расчленил его и бросил останки в Нил. «Я Хор, – гласит надпись. – Пришел я за тобою, дабы омыть и очистить тебя, оживить тебя, собрать кости твои, собрать члены твои, унесенные водами, воссоединить плоть твою». В некоторых храмах указывается, что останки Осириса были погребены в разных святилищах кое-где говорится, что в каждом египетском номе захоронили по одной части его тела. Текст папируса эпохи Нового царства, где тоже излагается миф об Осирисе и Сетхе, гласит, что тело Осириса оказалось растерзано на части. Водном более позднем источнике Тефнут, Исида и Нефтида находят лопатку и берцовую кость Осириса в кустах близ Летополя. Зачатие Хора Когда Исида нашла (или собрала по кусочкам) тело Оси- риса, она заклинаниями воскресила супруга на краткое время, чтобы зачать от него сына. Как именно ей удалось оживить мужа, каждый источник объясняет по-разному. Исида в обличье соколицы парит над телом Осириса, зачиная Хора В относительно поздней версии, описанной в текстах из святилища Хатхор в Дендере, описывается обряд «отверза- ния уст (см. ниже. Исида, стоящая справа от усопшего бога, и Тот, стоящий слева, попеременно клали руки на каждую часть тела Осириса, чтобы временно оживить бога. Этот обряд египетские жрецы совершали над готовой мумией, чтобы пробудить усопшего для путешествия в загробный мир. Подругой версии, Исида, обратившись в соколицу, стала взмахивать крыльями, вдыхая в Осириса жизнь: Сестра его дала ему защиту свою, увела прочь противников его, остановившая дела супостата силой уст своих, прекрасная речью, чьи слова никогда не будут повергнуты, действенная приказаниями, Исида благая, защитившая своего брата, искавшая его неустанно, обошедшая эту землю с плачем, не знавшая отдыха до находки его, сотворившая тень перьями своими, создавшая ветер северный крыльями своими, ликующая, возродившая брата своего, поднявшая усталость утомленного, принявшая семя его, наследника давшая… Великий гимн Осирису, стела Аменмеса 23 В момент зачатия в небе сверкнула молния, напугавшая богов. Зная, что Сетх будет ее искать, Исида попросила богов защитить дитя в ее утробе, однако Атум спросила точно ли у нее во чреве бог. Богиня ответила, что она Исида, а ее дитя – семя Осириса. Этот аргумент убедил Атума, ион велел Сетху держаться подальше от беременной Исиды, а богине-змее Уретхекау (великая чарами) – охранять мать Перевод В. В. Солкина. Прим. ред и дитя. |