Главная страница
Навигация по странице:

  • Апоп и его происхождение

  • Великий гимн Амону

  • емифы. Египтеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf. Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых


    Скачать 7.82 Mb.
    НазваниеГэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых
    Анкоремифы
    Дата17.06.2022
    Размер7.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЕгиптеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf.pdf
    ТипКнига
    #600519
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Бастет
    Поначалу она изображалась в виде львицы, затем кошки или женщины с кошачьей головой, и зачастую держала в руках систр (музыкальный инструмент),
    украшенный фигурками кошек. Бастет (что, вероятно,
    означает та, что от сосуда с умащениями»)
    выступала как божественная мать и хранительница фараона. Кроме того, она также имела отношение к женскому репродуктивному здоровью, считалась покровительницей беременных женщин и усопших. Как многих других богинь, Бастет отождествляли с Оком Ра
    и даже иногда называли его дочерью. Центром ее культа был город Бубастис в дельте Нила. Сын богини, Махес,
    представал львом или мужчиной с львиной головой.
    Человечество
    По одной из версий мифа, когда Шу, Тефнет и Око вернулись к Атуму, Око с ужасом обнаружило, что его место заняло другое – Великолепное. Из разгневанного отвергнутого
    Ока пролились слезы, и из этих слез возникли первые люди.
    Чтобы утешить его, Атум поместил Око себе на лоб, откуда она стала править целой землей. Вероятно, со временем она превратилась в урей – кобру, опаляющую огнем врагов порядка. Стилизованное изображение такой змеи крепилось к головному убору фараона.
    Существуют разные варианты древнеегипетских мифов о происхождении человечества. Водном из них утверждается, что человек – плод слепоты, постигшей бога вероятно, Око плакало так горько, что в результате ослепло
    8
    В Текстах саркофагов (изречение 80) Атум заявляет, что люди произошли из его Ока. Еще водном варианте говорит В египетском языке Око – солнечная богиня, существо женского пола. Прим.
    ред.
    8
    В египетских текстах, например из храма в Эсне, говорится о том, что бог солнца мал и ущербен по отношению к великим предвечным божествам его слепота это символически переданная невозможность зреть так далеко, как хотелось бы
    ся, что сразу после рождения бог солнца опечалился, ибо был одиноки не мог найти своей матери из пролитых им слез возникли люди. Сами же боги по этой версии возникли из смеха солнечного бога или же из его пота (что не так унизительно, как кажется, поскольку пот богов считался благо- вонным).
    Хоть человечество появилось случайно из-за гнева, горя и отчаяния божьего Ока, творец мира все же совершил четыре поступка на благо людей. Он создал четыре ветра, которые дарят дыхание жизни повелел Нилу разливаться каждый год, чтобы людям всегда хватало пищи сделал всех равными
    (кроме фараона, разумеется, – тот был существом особого рода. И, наконец, открыл людским сердцам истину о западе, загробном мире, – что после смерти человек продолжит жизнь в обществе богов. Это показывает, что создатель отнюдь не был равнодушен к своему случайному творению.
    Заботься о людях, пастве бога. Сотворил он для них
    небо и землю по их желанию, уничтожил он мрак вод,
    создал он для них воздух, чтобы жили им их носы. Это
    подобия его, которые вышли из его тела. Восходит он
    на небо по их желанию. Он создал для них растения,
    скот, птиц, чтобы их питать Он сотворил свет по
    их желанию и объезжает на ладье небо, чтобы видеть
    их. Воздвиг он для себя святилище позади них и слышит
    когда они плачут.
    Поучение царя сыну своему Мерикаре
    9
    Бог Атум одолевает змея хаоса Апопа
    В одном из гимнов Амону даже поясняется, что бог сделал для прочих обитателей мира создал пастбища, коими кормится скот сотворил рыбу жить вводе, а птицу ввоз Перевод Р. И. Рубинштейн.
    духе. Как утверждается в гимне, Амон заботится обо всякой, даже и самой ничтожной твари – ибо это он «сподобил комаров жить вместе с червями и блохами, он печется и о мыши в норе, и о жуке на дереве».
    Апоп и его происхождение
    Каждый вечер со времен сотворения мира против солнечного бога восставал Апоп – чудовищный змей длиной в 120 локтей (около 63 метров, олицетворявший собой силы хаоса. Он был самым злостным разрушителем во Вселенной и главным врагом порядка свите бога Ра приходилось отгонять его от солнечной ладьи, чтобы следующим утром,
    как всегда, рассвело и мироздание осталось таким, как есть.
    Прозванный Тем, кто сокрушает ревом, Апоп сумел завладеть Оком зла, которое повергало людей и богов в оцепенение. По этой причине фараоны проводили особый обряд били палкой Око Апопа, рассеивая его дурные чары.
    Апофис: угроза на века
    В отличие от змея Апопа, который пытался уничтожить солнце еженощно, астероид под названием
    Апофис угрожает Земле и Луне лишь время от времени Царский локоть – основная мера длины в Древнем Египте, равнялся примерно сантиметра. Прим. ред
    Как вы, наверное, уже заметили, предсказанного столкновения Апофиса с Землей в 2004 году не произошло. Однако расчеты, сделанные вскоре после этого (несостоявшегося) события, показывают, что столкновение может случиться в 2029 и 2036 годах;
    к счастью, вероятность его крайне мала. Интересно,
    что астероид назвали Апофисом вовсе не потому,
    что он угрожает жизни человечества. Просто открыли его горячие поклонники телесериала Звездные врата. Среди его персонажей есть злодей по имени
    Апофис.
    Апоп играл важную роль в древнеегипетской мифологии,
    однако до сих пор неясно, откуда он появился. Его сотворение упомянуто лишь однажды, причем в относительно позднем источнике. По этой версии, змей-разрушитель родился из плевка богини Нейт. Однако в большинстве известных нам источников нет никаких упоминаний о происхождении
    Апопа – как будто он сотворил себя сам или же существовал до начала времен.
    Второе поколение
    Шу и Тефнут породили богов нового поколения – Геба и Нут. Нут олицетворяла собой небосвод – прозрачный защитный барьер между сотворенным миром и окружающими его водами Нуна. Чаще всего ее изображали в виде обнаженной женщины, упирающейся в землю ступнями и ладонями иногда широко расставленными, а иногда сдвинутыми так, что все ее тело превращается в узкую дорожку, по которой проходят солнце, луна и звезды. Вопреки канонам древнеегипетского искусства, Нут иногда изображали анфас,
    то есть с лицом, обращенным к зрителю, – словно смотришь в небо и видишь, как она глядит на тебя с высоты.
    Геба – бога, превратившегося в земную твердь, – обычно представляли как мужчину с зеленой кожей (иногда украшенной цветами, который лежит на боку, чуть приподнявшись на локте. Если же его изображали стоящим, на голове у него нередко была красная корона Нижнего Египта, хотя в отдельных случаях ее заменял гусь – иероглифический символ имени Геб.
    Богиня Нейт (в центре) стоит между Исидой и восседающим натроне Осирисом
    В одной из версий мифа говорится, что поначалу Геб и Нут так тесно сливались в объятиях, что у Нут не получалось родить, и Шу разделил их, чтобы дети появились на свет вот почему атмосфера отделяет небосвод от земли.
    В другой версии, записанной греческим историком Плутар- хом, Геб и Нут не могли предаться любви, потому что их
    разлучил Шу, вынудив встречаться украдкой. Однако бог Ра узнал об их тайных свиданиях и проклял Нут, лишив ее способности рожать на 360 дней в году – а годна этом раннем этапе творения как рази состоял из 360 дней. Мудрый бог
    Тот (строго говоря, он тогда еще не родился, номы не станем цепляться к мелочам) решил помочь и отправился играть с луной в кости. Будучи столь же искусным игроком,
    как и писцом (см. ниже, Тот выиграл у луны семидесятую часть от всех ее восхождений. Из выигранного времени он составил пять дней и вставил их в календарь. Таким образом год стал длиннее, а богиня Нут смогла родить детей – по одному в каждый добавленный день
    Бог земли Геб
    У Геба и Нут родились в хронологическом порядке Оси- рис, Хор Великий, Сетх (вышедший из бока матери, Иси- да и Нефтида. В источниках негреческого происхождения
    Хор Великий, как правило, опущен остается традиционная египетская Эннеада – девять богов, которые отвечают за физическое сотворение мира (см. выше
    ).
    Творение завершено
    Создана Эннеада богов из тела твоего.
    Каждый бог, воссоединившийся с телом твоим, он суть образ твой.
    Ты, возникший первым, воссуществовавший сначала начал,
    Сокровенный, чье имя скрыто от пространства
    богов.
    Великий гимн Амону
    12
    11
    Хор Великий (Хор Ур) почитался как бог медицины, в частности хирургии,
    и не принимал активного участия в дальнейших событиях гелиопольской космогонии Перевод В. В. Солкина. Прим. ред
    Боги гелиопольской Эннеады (Атум, Шу, Тефнут, Геб,
    Нут и Исида с Нефтидой на двойном троне) в сопровождении Хора Великого и Хатхор. Во главе – Ра-Хорахти. Осирис и Сетх отсутствуют
    Как поведали бы нам жрецы Амона, то, что началось его одиноким зовом посреди тишины, завершилось сотворением осязаемого мира. Амон – изначальный тот, кто зачал первых богов и породил солнце, завершив себя в Атуме, единой плотью с ним. Мир возник по воле Амона, и каждое событие, каждое изменение с тех времен есть дальнейшее преображение бога-творца. Подобным же образом любое творение и любой аспект бытия есть проявление его тайной мощи.
    Они могут принимать разные формы и воплощения, однако все они едины, взаимосвязаны и пронизывают собой миро- здание.
    Эти воплощения – нечеру, или боги
    Глава 2. Правление
    царей Ра, Шуи Геба
    Прежде чем фараонами Египта стали смертные, сами боги жили среди людей и правили их царством. Первым из божественных правителей иногда называют Птаха, хотя мифы о его царствии до нас не дошли. Его имя фигурирует в Туринском царском папирусе – одном из наиболее полных списков египетских династий, который уходит в глубокую древность,
    вплоть до эпохи богов однако имя Птаха, поставленное во главе перечня, может всего лишь отображать местную традицию. Намного чаще первым царем Египта называют солнечного бога, (Атума-)Ра.
    Правление царя Ра
    Ра, один из верховных богов Египта, почитался во всей стране, хотя главное его святилище находилось в Гелиопо- лена территории современного Каира. Обыкновенно его представляли как сокола с телом человека и с солнечным диском на голове, но могли изображать и просто как солнечный диск, вокруг которого кольцом свернулась защитни- ца-кобра, иногда с крыльями, распростертыми по обе стороны диска. Как и все египетские божества, он принимал разные формы и обличья. По утрам солнечный бог был скарабеем Хепри – медленно выкатывал огромное светило из-за горизонта, в полдень становился Ра, самым могучим из своих воплощений, а к закату превращался в усталого Атума с головой овна и готовился опуститься за горизонт, в потустороннее пространство Дуат, чтобы там набраться сил для нового дня. Часто упоминалась и еще одна его ипостась – Ра-
    Хорахти («Ра – Хор Двух Горизонтов, в котором божества
    Ра и Хор объединялись и отождествлялись с восходящими заходящим солнцем.
    Тайное имя бога солнца
    Ра правил людьми и богами и каждый день являлся в мир под разными именами ив разных обличьях однако его истинное имя было известно лишь ему самому. Причина тому не в стеснительности и не в любви к псевдонимам, а в соображениях безопасности. Тот, кто знал истинное имя божества (или человека, мог им повелевать – использовать его силу и власть в собственных целях. Вот почему боги скрывали свои истинные имена глубоко во чреве – чтобы ими никто не воспользовался для ворожбы

    Сокологоловый Ра-Хорахти восседает рядом с богиней
    Хатхор

    Исида, могущественная чародейка, та, что сильнее миллионов людей, та, что хитрее миллионов богов (см. врезку ниже, знала о силе тайного имении пожелала сравниться мощью с самим Ра. Выведав его тайное имя и разделив могущество, она передала бы это знание своему еще не рожденному (и даже не зачатому) сыну Хору, и тогда он стал бы владыкой Вселенной.
    Исида и ее культ
    Богиня Исида ассоциировалась с магией,
    материнством и любовью. Ее обычно представляли как женщину в длинном одеянии, иногда с систром в руках. Над головой у нее помещали символ царского трона тот же иероглиф обозначал ее имя – его можно перевести как трон или престол, что подчеркивает тесную связь богини с символами власти.
    Из-за прочной ассоциации с Хатхор Исида порой изображалась схожим образом – с коровьими рогами и солнечным диском на голове. В отдельных случаях ее представляли в виде взметнувшейся кобры – например,
    в Книге врат, сборнике заупокойных текстов эпохи
    Нового царства.
    В древнеегипетских мифах Исида была сестрой и женой Осириса, дочерью Геба и Нут. Мифы о зачатии ее сына Хора и его долгой борьбе за престол изложены в главе 3
    и главе 4
    . Вовремя погребальных церемоний плакальщицы отождествлялись с Исидой и ее сестрой

    Нефтидой; при этом считалось, что в загробном мире
    Исида заботится об усопших. Кроме того, у древних египтян Исида ассоциировалась со звездой Сириус, чье ежегодное исчезновение и возвращение на небосвод совпадало повремени с разливами Нила и сборами урожая.
    Начиная с Птолемеевского периода культ
    Исиды распространился по всему Средиземноморью;
    в результате ее образ слился с образами других богинь до такой степени, что ее стали называть той, у которой тысяча имен. Ее почитали как великую целительницу и как добрую, сострадательную богиню- мать. С распространением культа Исиды ее сына Хора стали отождествлять с греческим богом Аполлоном и воспринимать как символ победы добра над злом.
    Дождавшись, когда Ра одряхлеет, Исида осуществила свой замысел. Постаревший солнечный бог дремал натроне, а изо рта у него капала слюна. Исида собрала немного слюны и перемешала ее с глиной, а затем вылепила из глины змею. Поскольку слюна богов полна созидательной силы,
    змея ожила, но до поры оставалась недвижима. Исида положила ее на перекрестке дорог, по которым Ра, невзирая на старческую немощь, каждый день странствовал со своей свитой, обозревая мироздание. Наследующее утро подслеповатый Ра отправился в путь и, не заметив змею, наступил на нее. Змея ужалила бога, и его тело охватила жгучая боль столь сильная, что росший неподалеку кедр воспламенился
    Крики Ра вознеслись к небесами достигли прочих богов. Яд растекся по его телу, как растекаются воды Нила, поглощая сушу. Все члены его затрепетали, а уста онемели.
    На крики Ра сбежалась его свита. Солнечный бог объяснил, что его ужалила неведомая тварь, которую глаза его не видели, сердце не знало, а рука не создавала, – не его детище (что творцу Вселенной тоже вряд ли было приятно сознавать. Прежде я не знал подобных мук нет страдания хуже сказал Ра, описывая змеиный укус. – Это не огонь и невода хотя сердце мое объято жаром, плоть моя трепещет,
    а члены сковал холод. Осознав серьезность положения, Ра призвал к себе детей богов, а также людей, что разбирались в чарах и умели колдовать

    Исида с коровьими рогами и солнечным диском – атрибутами богини Хатхор
    Дети богов вскоре откликнулись на призыв Ра; они столпились вокруг него, пытаясь найти лекарство от яда. Иси- да, стоявшая среди них, притворилась, что ничего не знает о змее, укусившей их повелителя. Она подошла к Ра испросила, что с ним случилось Змея вызвала твой недуг Одна из тварей твоих восстала против тебя Потом Исида пообещала, что изгонит зло ворожбой и заставит его впредь бежать от солнечных лучей. Ра, покрытый испариной, дрожащий и слепой, снова рассказало змеином укусе, посетовав Небо изверглось на меня дождем посреди лета Исида решила перейти прямо к делу и сообщила владыке мира, что поможет,
    если узнает его истинное имя. Ра – вероятно, в бреду – назвал множество имен, отражавших его деяния тот, кто создал небо, землю, горы и воду тот, кто сотворил часы, дабы они слагались в дни тот, кто разделил годы. Затем он добавил, что утром зовется Хепри, днем Ра, а вечером – Атумом.
    13
    Ране желая отдавать богине свое тайное имя, пытается обмануть ее и называет какие-то малозначимые имена, а не то, которое она хочет заполучить

    Хепри – бог с головой скарабея

    Исида не оценила его усилий, и Ра нисколько не полегчало отрава осталась в его теле. Богиня наклонилась к нему и сказала, что истинного имени нет среди названных. Если он хочет исцелиться, надо быть откровеннее. Яд еще глубже проник вплоть Ра, терзая его сильнее, чем языки пламени.
    Признав поражение, он велел Исиде слушать внимательно,
    чтобы истинное имя покинуло его чрево и перешло к ней.
    Затем бог разрешил ей передать это знание сыну Хору, если он поклянется никому больше его не открывать. Добившись своего, Исида исцелила солнечного бога, произнеся закли- нание:
    Прочь, скорпионы Оставьте Ра! Око Хора, оставь
    владыку! Пламя уст – я тебя сотворила, я тебя
    наслала – изыди же ныне в землю, погибель Великий
    бог раскрыл свое имя. Да будет жить Ра, ибо погиб яд!
    Турин, Египетский музей, inv. Вероятно, из-за таких драм и потрясений Ра время от времени наказывал прочих богов. Один короткий миф повествует о том, как Ра призвал к себе всех богов и богинь и всех их проглотил. Пока они бились и извивались у него во чреве, он убил их и отрыгнул в виде рыб и птиц. Однако недуги
    Ра не всегда были вызваны кознями его божественной родни. Согласно другому мифу, Ра однажды заболели исцелить его могли лишь могущественные обитатели Дуата. Опасаясь,
    что Ра навсегда останется в загробном царстве, если его болезнь не уйдет, приближенные солнечного бога отправили послание гелиопольским жрецам, в котором просили обратиться к людям запада (то есть к усопшим) через расселину в земле. Еще водном мифе рассказывается о том, как
    Ра наступил на некое безымянное существо, после чего упал наземь и забился в судорогах. На сей раз невезучему богу для исцеления пришлось раскрыть истинное имя своей матери.
    Миф об Оке Солнца
    Ра за время царствия так часто ссорился со своим Оком,
    что в конце концов оно решило покинуть его и отправилось в Ливию (подругой версии – в Нубию), гневно круша все на своем пути. Без него бог остался беззащитен перед врагами, поскольку Око содержало немалую часть его могущества. Чтобы исправить ситуацию, он послал одного из богов на поиски рассерженного Ока. У этого мифического сюжета есть множество вариантов, ив них боги-посланники разные. Водной версии говорится, что Онурис (см. врезку ниже) разыскал его и вступил с ним в брак (Око Ра у египтян считалось женским божеством. Подругой версии, беглое Око разыскал бог Шу. Однако в самом длинном из дошедших до нас вариантов в погоню за Оком пускается Тот бог мудрости (см. ниже. Здесь Око именуется богиней Теф- нут и принимает облик нубийской львицы

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта