Главная страница
Навигация по странице:

  • Осирис – владыка царства мертвых

  • Рождение Хора в зарослях папируса

  • Недуги и злоключения юного Хора

  • Исида и Хор в христианской символике

  • Насилие и кровосмешение в годы правления Сетха

  • Плутарх о торжестве Хора

  • Возвращение Сетха к власти

  • емифы. Египтеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf. Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых


    Скачать 7.82 Mb.
    НазваниеГэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых
    Анкоремифы
    Дата17.06.2022
    Размер7.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЕгиптеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf.pdf
    ТипКнига
    #600519
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Сетх похищает тело Осириса из уабет
    Даже собранное по фрагментам, тело Осириса приходилось охранять от Сетха. Поначалу Нут сама простерлась над
    Осирисом, чтобы скрыть его от врага. Сетх представлял для него угрозу даже тогда, когда к работе приступил Анубис
    (в число его обязанностей входило бальзамирование. Однажды Сетх выведал, когда Анубис оставит тело Осириса в уа- бет (мастерской бальзамировщика) и уйдет. Едва день стал клониться к закату, коварный бог принял облик Анубиса и прошел мимо стражи. Похитив тело Осириса из уабет, он отплыл с ним по реке на запад. Однако Анубис вскоре узнало случившемся и пустился в погоню вместе с богами из своей свиты. Настигнутый, Сетх превратился в быка, чтобы напугать псоглавого бога, однако Анубис схватил его, связал по руками ногами оскопил. Потом Анубис взвалил тело Оси- риса себе на спину и вернулся с ним в уабет, а Сетха оставил в пыточной близ города Сака, в семнадцатом номе Верхнего
    Египта.
    В другой раз Сетх посягнул на тело Осириса, превратившись в огромного дикого кота, однако был пойман и многократно клеймен этими объясняются пятна на шкуре леопарда. Позже Сетх опять похитил тело, обернувшись Анубисом
    (в конце концов, один раз прием сработал, почему бы не попробовать снова. Как и прежде, его поймали, но теперь приговорили всю оставшуюся жизнь служить троном Осириса.
    Сетху, вероятно, не хотелось целую вечность провести под седалищем Осириса, ион бежал в пустыню. В погоню за ним пустились Анубис и Тот, который одолел Сетха с помощью чар. Боги решили сжечь Сетха, чтобы избавиться от него рази навсегда. Запах горящей плоти поднялся до небесно «Ра и прочие боги сочли его весьма приятным. Затем
    Анубис содрал с Сетха кожу, надел ее на себя ив этом жутковатом костюме встретился с приспешниками Сетха. Они до ночи пировали на склоне горы, после чего Анубис единственным взмахом меча обезглавил их всех и оставил тела на горе, чтобы реки крови стекали по склону.
    Осирис и клан Борджиа
    В 1493 году папа римский Александр VI (Родриго
    Борджиа) заказал живописцу Пинтуриккьо серию фресок для своих личных покоев в Ватикане. Помимо крылатых сфинксов и нильских пальм папа желал видеть картины из мифа об Осирисе и священном быке Аписе. Обращение главы римско-католической церкви к языческому сюжету может показаться странным, однако выбор на него пал из-за изысканий папского секретаря Джованни Нанни. Он утверждал,
    что родословная Александра VI восходит к Осирису и Исиде – якобы вовремя своих странствий Осирис
    принес мудрость Египта на землю Италии. Связь подтверждалась еще и тем, что на гербе рода Борджиа присутствовал бык. Этот геральдический символ был истолкован как изображение священного быка Аписа;
    таким образом папа Александр объявил себя потомком
    Осириса – наставника человечества.
    Однако бальзамированию Осириса мешали не только козни Сетха. Похоже, что этот случай оказался едва лине самым сложным в карьере Анубиса. Одна из версий мифа повествует о том, как псоглавый бог, пребывая в подавленном состоянии, превратился в ящериц, которые поспешили прочь из уабет – рассказать людям об ужасах, что Анубис увидел внутри – судя по всему, когда нашел безжизненное тело Оси- риса. Услышав о них, боги содрогнулись и пролили слезы.
    Погребение Осириса
    Когда процесс бальзамирования наконец завершился, Ра повелел с почестями похоронить убитого бога. Распорядителем церемонии назначили Анубиса, а Геб должен был помочь с приготовлениями. Пока похоронные ладьи плыли вниз по течению Нила, скорбящие несли караул, высматривая приспешников Сетха, и однажды подверглись нападению рептилий, прикинувшихся домашним скотом. Однако погребальная процессия избежала опасной встречи и благополучно доплыла до Абидоса, где совершилось погребение –
    на протяжении всей церемонии Исида с Нефтидой плакали.
    Затем последовала череда празднеств, умиротворившая богов. Чтобы защитить усыпальницу, Анубис окружил ее змеями это стали боги, которые охраняют Осириса».
    Осирис – владыка царства мертвых
    Хотя чары Исиды ненадолго воскресили убитого бога,
    позволив ей зачать сына, Осирис таки не вернулся в царство живых. Вместо этого он отправился в Дуат, где стал повелителем умерших. Покидать пределы Дуата он не мог, так что поддерживал общение с миром живых при помощи вестников. Каждую ночь Осирис – как божество, отвечающее за возрождение, – сливался с одряхлевшим солнечным богом и наполнял его силой, чтобы Ра снова взошел на востоке и продолжил путь по небосводу. Он также возглавлял загробный суд, где наблюдал затем, как сердце усопшего кладут на одну чашу весов, а перо богини Маат – на другую (см. главу Глава 4. Правление царя

    Сетха и торжество Хора
    После смерти Осириса на престол взошел Сетх. Источники расходятся в оценке длительности его царствия. Туринский папирус отводит ему не менее ста лета в «Истории
    Египта», составленной Манефоном в Птолемеевский период и дошедшей до нас в виде отрывочных и не всегда верных цитат из более поздних сочинений, обозначен срок то ли в двадцать девять, то ли в сорок пять лет. За это время
    Сетх наводнил землю египетскую своими злодеяниями»,
    заручившись поддержкой сторонников из городов и номов,
    где процветал его культ, в особенности девятнадцатого нома
    Верхнего Египта и одиннадцатого нома Нижнего Египта

    Рамсес III, коронуемый божественными соперниками –
    Хором (слева) и Сетхом (справа)
    Одним из первых указов новый царь повелел бросить Ис- иду и Нефтиду в темницу в городе Саис. Там сердце Исиды отяжелело, а глаза запали от плача. Неизвестно, как долго богини находились в заточении, ноне меньше нескольких месяцев, потому что Сетх каждые тридцать дней давал Иси- де какую-то работу. По другим версиям мифа, Сетх заточил
    Нефтиду у себя в доме, однако она отвернулась от него и бежала, чтобы помочь Исиде, причем сына, которого родила от кровожадного супруга, бросила. Имя ребенка неизвестно можно предположить, что это злобный крокодил Мага,
    откусивший Осирису левую руку. За совершенное зло и за нежелание в нем признаться ему отрезали языка его родной город прокляли. Позже Нефтида рожала Сетху и других детей, но испытывала тайное влечение к Осирису – вероятно,
    отчасти поэтому Сетх пошел на братоубийство. После измены Нефтида жила в постоянном страхе, что Сетх из-за мести убьет и ее. Тем не менее она, скрываясь от мужа, помогала защищать тело Осириса.
    Рождение и юность Хора
    Рождение Хора в зарослях папируса
    О злокозненный [Сетх], деяние твое обратится
    против тебя.
    Владыка наш в своем доме и не убоится. Младенец
    превыше тебя. Да живет они да живет его отец.
    Нью-Йорк, Метрополитен-музей, inv. Бежав из заточения, беременная Исида укрылась в местечке под названием Хеммис в северо-восточной части дельты. По словам греческого историка Геродота, это был плавучий остров неподалеку от Буто (хотя Геродот уточняет, что при его жизни остров никуда не плыл. После десяти месяцев беременности Исида родила Хора, о чем, увы, Сетх прознал незамедлительно в тот момент ложе его содрогнулось, ион пробудился. Исида вырастила Хора в уединенном, месте укромном где-то в тростниковых болотах дельты. В отрочестве его защищали материнские чары, а прислуживали ему боги и богини, включая Нефтиду, Уаджит и Нехбет. Кормилицами Хора были небесная корова Хатхор и Нефтида.
    Хор с головой сокола ив двойной короне Верхнего и Нижнего Египта
    Сетх много лет разыскивал юного Хора, с корнем выдирая папирус и выжигая тростниковые заросли на своем пути. Исида чувствовала смертоносную ярость Сетха издалека,
    поэтому успевала подхватить сына на руки и бежать, прежде чем их обнаружит злобный царь. Один раз Хор Бехдетский
    (см. выше, который еще до рождения Хора, сына Исиды, дал обет его защищать, пришел со своим боевым флотом на выручку Исиде, и последовало великое речное сражение между двумя богами. Сетх принял облик гиппопотама, однако
    Хор Бехдетский превратился в сильного молодого воина и гарпуном пронзил врага.
    Недуги и злоключения юного Хора
    Несмотря на поддержку богов, юность Хора была тяжелой, его преследовали то болезни, то опасные твари (подробнее эти мифы описаны в главе 6
    ). Одна из его напастей хорошо знакома и детям, и взрослым даже в наши дни – кошмары. Приди ко мне, приди ко мне, мать Исида, – взывал
    Хор. – Смотри, я вижу нечто далеко от меня, словно нечто коснулось меня Исида же отвечала Здесь я, сын мой Хор, не открывай того, что Перевод В. В. Солкина. Прим. ред
    видел ты, да продлится неподвижность твоя, уходят
    сны твои и восходит пламя против того, что напугало
    тебя. Смотри, я пришла, чтобы могла я увидеть тебя,
    чтобы могла я прогнать прочь от тебя вещи злые,
    чтобы могла я устранить нездоровье всякое. Привет
    тебе, о добрый сон, который видят ночью и днем.
    Уйдите прочь, недомогание и все зло, которое создал
    Сетх, сын Нут Как защищен Ра от врагов своих, так
    я защищен от врагов своих!
    Папирус Честер-Битти Хора мучили и физические боли, которые порой объясняли кознями демонов или же червями. В нескольких источниках упомянуты боли в животе. К примеру, полакомившись золотой рыбкой абду из кристально чистого озера Ра, Хор испытал столь мучительную резь в желудке, что пролежал целый день. В другой раз Исида дала сыну меру масла, чтобы изгнать боль из его чрева.
    Иногда боли в виде демонов входили в тело Хора с материнским молоком. Водном из таких случаев сердце Хора изнемогло, а губы побелели Исида, Нефтида и ослабевший
    Хор отправились говорить с мужами, женами и девами, надеясь узнать, чем они лечат своих детей от подобных недугов. Иногда Хора мучили головные боли:
    Вот, пришла она, Исида эта, пришла она,
    развеваются волосы ее, словно у плакальщицы, она, чей Перевод В. В. Солкина. Прим. ред
    облик растрепан, словно волосы сына ее Хора, когда
    была разбита голова его, когда растрепан был локон
    его Сетхом, сыном Нут, вовремя битвы в Великой
    Долине.
    Будапештский папирус Страдал Хори от жара:
    Был Хор-младенец в гнезде. Запылало пламя в теле
    его. Не знал он его, и оно не знало его. Не было
    матери его, той, что стала бы защитой его Был
    мал младенец, было могуче пламя. Не было никого,
    кто спас бы его от него. Пришла Исида из дома
    ткачих в час, когда потеряла она нить свою. «Приди,
    моя сестра Нефтида! Яви мне путь мой, чтобы
    могла я сотворить то, что могу сотворить, чтобы
    смогла я затушить пламя ради него своим молоком,
    истечениями целебными, что промеж грудей моих.
    Умащу я ими тело твое, чтобы стали здоровыми
    сосуды твои. Потушу я пламя, что напало на тебя!»
    Британский музей, inv. Случались в жизни Хора и более прозаические неприятности. Водном мифе рассказывается, как он вскричал, увидев, что в полена его скот напали дикие звери львы, шакалы и гиены Перевод В. В. Солкина. Прим. ред Перевод В. В. Солкина. Прим. ред

    Исида и семь скорпионов
    Сходные мотивы появляются ив более пространных мифах о юности Хора самый подробный из них – миф об Ис- идеи семи скорпионах. Он повествует о том, как Исида бежала из заточения в доме ткачих в Саисе и встретилась с То- том, который предупредил ее, что Сетх замышляет погубить ее дитя. Он посоветовал Исиде скрываться до тех пор, пока
    Хор не возмужает и не сможет одолеть коварного царя. Наслышанные о мудрости Тота, Исида и Хор немедленно пустились в бегство. Их носилки охраняли семь скорпионов
    (воплощений богини Серкет): три спереди, два внутри и два сзади. Скорпионам велели не заговаривать по дороге ни с кем, будь то знатный или простолюдин, и не привлекать к себе внимания, чтобы Сетх не проведало путниках прежде,
    чем они доберутся до обители крокодила в городе двух сестер на окраине дельты.
    Исида и Хор в христианской символике
    В IV веке н. э. христианство, ставшее официальной религией Римской империи, частично вобрало в себя элементы языческой культуры, что облегчило переход к новой системе ценностей и убеждений.
    Однако в Египте христианство распространялось
    со II века н. это есть древнеегипетские верования и традиции проникли в ткань молодой религии намного раньше. Египтянам, как и остальным жителям римского мира, были хорошо знакомы статуи и прочие изображения Исиды, держащей на руках или кормящей Хора, – к тому времени богиня почиталась во всем Средиземноморье. Есть вероятность, что через коптских христиан или новообращенных римлян эти изображения трансформировались в столь привычные нам образы Мадонны с младенцем. Точно также прообразом Георгия Победоносца мог отчасти послужить популярный у римлян Хор, пронзающий гарпуном Сетха в обличье крокодила или гиппопотама
    (или же сам Сетх, убивающий змея Апопа и побеждающий силы хаоса).
    В один из дней Исида, Хори скорпионы приблизились к дому богатой замужней женщины, которая увидела их издали и приказала закрыть все двери. Разгневанные скорпионы решили наказать негостеприимную хозяйку. Один из них,
    Тефен, напитал свое жало ядом всех семерых. Пока Исида и остальные скорпионы отдыхали в доме некой молодой крестьянки, он пробрался к богатой женщине и ужалил ее сына. Женщина запричитала так, словно в доме начался пожар.
    Она не понимала, живее сын или умер, и, рыдая, выбежала на улицу, но никто не пришел ей на помощь

    Серкет в образе женщины с символом скорпиона наголо- ве
    Исиду взволновала судьба мальчика, который не был виноват в скупости своей матери. Она окликнула безутешную женщину и сказала, что у себя в городе славится умением
    изгонять смертельную отраву силой слова. Придя в богатый дом, Исида возложила руки на тело мальчика и поочередно произнесла имена всех семи скорпионов – поскольку богиня их знала, она имела власть над самими скорпионами. Она повелела яду оставить ребенка, и мальчик тут же выздоровел. Тогда Исида пристыдила скорпионов, напомнив, что им было запрещено вступать в разговоры, и добавила, что они не должны настраивать противнее народ Египта. Затем она велела им вести себя осторожнее, пока процессия не доберется до укрытия в Хеммисе. Увидев все это, богатая женщина раскаялась и отдала свое добро Исиде и крестьянской девушке, которая ее приютила.
    Отравление Хора
    Спрятав Хора в тростниковых болотах Хеммиса, Исида целыми днями просила подаяния, собирала пищу для сына и заботилась о нем. Однако как-то раз, возвратившись в укрытие, она обнаружила божественного младенца в беспамятстве. Слезы из очей его и слюна из его уст оросили берега
    Нила. Его тело обмякло, сердце ослабело, ион не мог высосать ни капли молока из материнской груди. В отчаянии Ис- ида пошла к людям в ближайшую деревню, нотам никто не знал заклинания, которое исцелило бы Хора. Затем на помощь пришла некая знатная женщина. Она напомнила Иси- де, что Хор надежно укрыт от глаз Сетха в Хеммисе (то есть
    недуг вызван не его кознями, и предложила поискать нате- ле младенца следы скорпионьих или змеиных укусов.
    Склонившись над сыном, Исида почуяла запах, исходивший изо рта сына, и сразу же поняла, что случилось. Обняв
    Хора, она воскликнула О Ра! Хор ужален На ее крики явилась Нефтида, и обе богини возрыдали так, что стенания их разнеслись по округе. Вскоре прибыла богиня Серкет.
    Узнав о ядовитом укусе, она посоветовала Исиде воззвать к небу, чтобы ее услышали на солнечной ладье. Гребцы замрут сказала она, – и ладья Ране поплывет дальше, пока
    Хор-младенец лежит бездыханным!»
    Исида незамедлительно окликнула Ра, и солнечная ладья остановилась. С нее сошел Тот, чтобы узнать, что случилось.
    Увидев Исиду у ложа больного Хора, он заверил ее, что благополучие младенца важно для всех богов из свиты Ра, как и для него самого. Однако Исиде этого было недостаточно. Как велика твоя мудрость, Тот, но как медленны дела твои – посетовала она и рассказала, что они с сыном уже пережили бесчисленные несчастья. Видишь, Хор отравлен и корчится в муках Это злодеяние моего брата. Пришла по- гибель!»
    Выслушав Исиду, Тот успокоил ее и велел ничего небо- яться. Он спустился на землю, принеся Хору дыхание жизни, затем произнес длинное заклинание, в котором назвал защитниками Хора целый ряд богов, священных животных и мест. Его слова побороли яд, вытянули его из тела младенца. Тот велел деревенским жителям расходиться по домам,
    а затем по просьбе Исиды навел чары, чтобы никто больше не узнавал в ней богиню. Отведя беду, Тот вернулся на небо,
    и солнечная ладья продолжила путь. Хори Исида остались неузнанными в безопасном месте.
    Насилие и кровосмешение
    в годы правления Сетха
    Не только юный Хор жил в страхе перед Сетхом; постоянной опасности подвергалась также жизнь и честь его матери.
    Сетх отнял у Исиды все имущество и неоднократно насиловал, пока был у власти. Один из мифов повествует о том,
    как в девятнадцатом номе Нижнего Египта Сетх надругался над ней, после чего Исида забеременела и родила недоношенного ребенка – наполовину ибиса, наполовину павиана.
    В другой раз Сетх связал Исиду и вновь попытался изнасиловать, однако она так стиснула его фаллос своими внутренними мышцами, что он не смог довести дело до конца.
    Решив восстать против Сетха, Исида превратилась в свирепую богиню Сехмет и затаилась в гебеле (каменистом нагорье. Оттуда она обрушила поток огня на вражеское войско, испепелив его полностью. Однако Сетх заметил Исиду,
    узнал ее в чужом обличье и превратился в дикого быка, чтобы выгнать ее из укрытия и овладеть ею. Исида, в свою очередь, обернулась собакой с хвостом-кинжалом. Ей удалось
    убежать от Сетха, и возбужденный бог излил семя на землю.
    Насмехаясь, Исида сказала Это кощунство – понапрасну тратить семя твое, о Бык Богиня превратилась в змею и,
    оставив Сетха далеко позади, вползла на гору, откуда могла наблюдать за его союзниками. Когда они выдвинулись из девятнадцатого нома, она по очереди укусила каждого воина, впрыскивая свой яд. Все они умерли в муках, и кровь их обагрила склоны гор.
    Возвращение повелителя
    Покинул Хор перевязь свою для тебя, чтобы мог
    он схватить тех, кто следует за Сетхом. Схвати
    их, отрежь головы их, отдели части тел и кишки
    их, возьми сердца их, поглоти кровь их.
    Тексты пирамид, изречение В заключительной части мифа о Хоре юный бог достигает зрелости и наконец вступает с Сетхом в борьбу за престол,
    объявив себя законным наследником Осириса. Как всегда,
    у мифологического сюжета много вариантов самый подробный, известный как тяжба Хора и Сетха, можно найти в папирусе эпохи Нового царства из собрания Честер-Битти.
    28
    Перевод В. В. Солкина. Прим. ред
    Тяжба Хора и Сетха
    Как нетрудно догадаться, когда Хор предстал перед Владыкой Всего Сущего Ра-Хорахти и заявил свое право на корону, Сетх отказался отречься в пользу племянника. Многие боги его поддержали, однако другие встали на сторону
    Хора, и началась тяжба, которой суждено было продлиться восемьдесят лет
    Бог Банебджедет
    С первых же дней стороны стали вести ожесточенные споры. Шу, сам прежде носивший корону, заявил, что она должна принадлежать Хору. Мудрец Тот с ним согласился, отчего
    Исида преждевременно обрадовалась победе сына. Она велела ветру отнести добрую весть на запад, в загробный мир,
    чтобы ее услышал Осирис. Шу был доволен поддержкой То- та, но Владыке Всего Сущего не понравилась их самонадеянность ведь он еще не успел высказаться.
    «Что это значит, что вы судите одни – вскричал она затем долгое время сидел молча, гневаясь на Эннеаду. Почуяв возможного союзника, Сетх спросил дозволения отойти с Хором в сторону, уверяя Ра, что его рука сильнее его руки. По всей видимости, ему хотелось решить дело кула- ками.
    Дипломатичный Тот спросил Неужели сан Осириса будет отдан Сетху, в то время как здесь сын его, Хор?»
    Владыка Сущего разгневался еще сильнее. Он хотел отдать корону Сетху, однако дело безнадежно запуталось. Что же делать нам – вскричал Онурис. Атум предложил вызвать бога Банебджедета, чтобы он помог принять решение.
    Остальные согласились, но тот, явившись на суд в сопро-
    29
    Здесь и далее текст Тяжба Хора и Сетха» приводится по переводу из издания Липинская Я, Марциняк М. Мифология Древнего Египта. – МС и далее. Прим. ред
    вождении Птаха-Татенена, отказался принимать решение
    30
    ,
    а предложил написать богине Нейти поступить по ее совету. Мудрец Тот незамедлительно составили отослал ей письмо с вопросом. К счастью, Нейт оказалась решительнее, чем
    Банебджедет. Она ответила Отдайте сан Осириса его сыну
    Хору. Не совершайте столь большой несправедливости, не то я так разгневаюсь, что небо упадет на землю. И пусть скажут
    Владыке Всего Сущего, Быку, пребывающему в Гелиополе:
    “Удвой владения Сетха, дай ему Анат и Ашторет, твоих дочерей, но посади Хора на престол отца его Осириса”».
    Послание Нейт попало в руки Тота, заседавшего с богами
    Эннеады в зале Хор, увенчанный рогами. Он прочел его вслух, и все они согласились с богиней, но Владыка Всего
    Сущего снова рассердился и излил свой гневна Хора, назвав его презренными никчемным юнцом со смрадным дыханием. Онурис пришел в ярость, как и вся Тридцатка богов 30
    Банебджедет, великий священный овен из города Мендеса, считался одним из главных оракулов Древнего Египта. Именно поэтому здесь к нему взывают как к верховной инстанции Богиня Нейт, чрезвычайно древняя, почиталась как божественный андрогин и великая праматерь, поэтому ее мнение могло перевесить мнение бога солнца,
    ее сына Текст записан в XII веке дон. э, когда в египетский пантеон активно входили иноземные божества. Культ Анат и Ашторет, сиро-финикийских богинь,
    пришел в Египет вместе с финикийскими купцами. Они почитались как жены
    Сетха, поскольку тот был покровителем чужеземных стран и ассоциировался с
    Баалом и Сутехом – сиро-финикийскими богами-громовержцами.
    33
    Великая Тридцатка – высшая судебная коллегия в Египте фараонов. Этот
    Бог Бабаи в сердцах заявил Владыке, что его святилище пусто это значило, что ему больше не поклоняются, страшное оскорбление для божества. Униженный и опечаленный,
    Владыка Всего Сущего лег и не вставал до конца дня. Боги Эннеады, осознав, что Бабаи зашел слишком далеко, пристыдили его и велели удалиться, а затем разошлись по своим обиталищам.
    Хатхор, дочь Владыки, пробралась в шатер к отцу и неожиданно обнажилась передним, желая его насмешить.
    Это помогло – Владыка приободрился и вернулся к богам
    Эннеады. Он велел Хору и Сетху по очереди рассказать, почему каждый из них считает, что достоин царского титула.
    Сетх заявил, что превосходит всех богов мужской силой, и напомнило том, что именно он каждую ночь убивает змея
    Апопа – врага Ра. Нет другого бога, который сделает это, прибавил он. Боги прониклись к нему должным уважением и решили, что он прав, но Тот и Онурис обратили их внимание на то, что дяде не подобает наследовать престол, если жив сын покойного властителя. Банебджедет наконец определился и встал на сторону Сетха, а Владыка Всего Сущего сказал нечто столь ужасное, что его слова даже не записали;
    известно только, что они повергли прочих богов в глубокое уныние.
    Тогда настала очередь Хора. Он объяснил, как это дурно эпитет применен здесь к Эннеаде, чтобы показать ее верховные судебные функции и несправедливо, что на глазах у богов Эннеады его лишили отцовского наследства. Увы, его речь вскоре прервала возмущенная Исида, заявив, что дело нужно отдать на суд Атума
    Гелиопольского и «Хепри в своей ладье. Боги согласились и дружно попросили Исиду не сердиться, потому что будет воздана справедливость правому. Разъярившись, Сетх поклялся убивать своим исполинским скипетром по богу вдень и отказался посещать заседания, если на них будет присутствовать Исида. Владыка Всего Сущего, горячий сторонник Сетха, постановил, что боги должны отплыть на остров посередине (вероятно, посередине Нила) и продолжить слушания там, оставив Исиду на другом берегу. Он запретил лодочнику – богу Немти – перевозить на остров женщина точнее, женщин, похожих на Исиду.
    Боги переправились на остров и расположились под сенью деревьев, чтобы вкусить хлеба. Исида не собиралась отступать. Она превратилась в сгорбленную старуху с золотым кольцом на пальце и стала умолять лодочника Немти перевезти ее через реку. Она сказала, что хочет отнести миску муки голодному юноше, который уже пятый день пасет на острове ее скот. Немти заколебался. Он помнил наказ Владыки, однако видел перед собой всего лишь безобидную старушку. Богиня напомнила ему, что на остров запрещено перевозить только Исиду, а Исиды нигде поблизости не видно.
    Она предложила ему хлеб в уплату за переправу, но Немти им не соблазнился, и тогда она протянула ему золотое кольцо. Утолив свою алчность, Немти смилостивился и отвез ее на запретный остров.
    Высадившись, Исида обнаружила, что Владыка Всего Сущего делит трапезу с прочими богами. Чтобы привлечь внимание Сетха, она обернулась прекрасной женщиной и сразу же разожгла в нем страсть. Увлеченный бог подошел к ней.
    Она рассказала, что была женой крестьянина и родила ему сына, а когда муж ее умер, сын унаследовал все хозяйство и скот. Однако в деревню пришел чужаки поселился в их доме. Он пригрозил избить ее сына, отнять скот и выгнать их из деревни. Исида спросила у Сетха, что он думает обо всей этой ситуации, отметив, что надеется на его помощь и защиту. Бог, очарованный красавицей, суверенностью заявил Неужели следует отдавать стадо чужеземцу, когда существует сын хозяина – и прибавил, что захватчика надо бы избить палками и вышвырнуть вона наследство вернуть крестьянскому сыну
    Статуэтка фараона Тутанхамона на челне в образе Хора
    с гарпуном
    Исида, очень довольная, что Сетх угодил в расставленную ловушку, превратилась в птицу и вспорхнула на ветку акации, где ее нельзя было достать. Она пристыдила Сетха он сам рассудил спори вынес себе приговор. Разрыдавшись,
    Сетх кинулся к Владыке Всего Сущего, но тот признал, что приговор действительно вынесен. Тогда Сетх потребовал наказать Немти зато, что переправил Исиду на остров лодочника силой притащили на суди отрубили ему большие пальцы ног. С того дня Немти возненавидел золото.
    По настоянию Атума и Ра-Хорахти боги провозгласили
    Хора царем, однако разъяренный Сетх вызвал его на поединок. Они оба должны были превратиться в гиппопотамов и броситься в глубины моря достойным царского венца считался бы тот, кто продержался бы под водой три месяца. Когда соперники скрылись в пучине вод, Исида сделала гарпун и метнула его в море. В первый раз она нечаянно задела сына и ужаснулась. Со второй попытки ей удалось поразить Сетха,
    однако тот напомнил ей об узах родства и уговорил его отпустить. Хора возмутило предательство со стороны матери.
    Он вышел из воды, свирепый словно барс, обезглавил Иси- ду – та превратилась в статую из кремня, – а затем укрылся на вершине некой горы, забрав с собой голову богини.
    Владыка Всего Сущего разгневался и решил, что Хор должен понести кару. Прочие боги поднялись на гору и стали
    разыскивать юношу. Сетх первым набрел на него, когда Хор лежал в тени поддеревом, и вступил с ним в схватку. Будучи намного сильнее, Сетх положил сына Осириса на обе лопатки, а затем вырвал ему глаза и зарыл их в землю позже они превратились в два цветка лилии. Довольный собой, Сетх оставил слепого Хора в одиночестве, вернулся к остальным богами заявил Владыке Всего Сущего, что нигде не нашел своего юного соперника. Поиски Хора продолжились. Наконец Хатхор наткнулась на него, рыдавшего от боли поддеревом. Богиня поймала газель, подоила ее и наполнила молоком пустые глазницы юного бога, отчего к нему вернулось зрение.
    Эти приступы кровавого насилия стали последней каплей. Владыка Всего Сущего повелел Сетху и Хору мирно разрешить спор за трапезой или кувшином вина, чтобы все остальные могли отдохнуть. Сетх согласился и позвал Хора отобедать у него в доме. Они долго ели, пили ив конце концов уснули вдвоем на одном ложе. Среди ночи Сетх ощутил вожделение и поместил фаллос меж бедер Хора. Удивленный Хор собрал его семя в ладони и отправился к матери,
    рассказать о случившемся. Исида отрезала ему кисти руки швырнула их вводы Нила, а затем своими чарами вырастила сыну новые руки. Она заподозрила, что Сетх затеял нечто Хори Сетх равны по силе – это важная парадигма египетского мировоззрения Сетху удается повалить Хора навзничь потому, что схватка происходит в земле Оазиса – в родовых владениях Сетха, где он особенно силен
    недоброе, и решила действовать на опережение. Богиня возбудила Хора, втирая благовонные масла в его фаллос, собрала его семя и полила им сад около дома Сетха. Она рассчитывала, что позже, когда Сетх захочет полакомиться свежей зеленью, его тело впитает в себя семя Хора.
    Вскоре Эннеада снова призвала Хора и Сетха и велела каждому еще раз обосновать свои притязания на корону. На сей раз Сетх заявил, что он должен быть царем, потому что
    «овладел Хором. Боги стали кричать и плевать Хору в лицо,
    однако тот лишь усмехнулся. Все, что здесь сказал Сетх, ложь. Вызовите семя Сетха, и мы посмотрим, откуда оно ответит. Бог Тот положил руки на плечи Хору и воззвал:
    «Семя Сетха, выйди наружу. Семя отозвалось откуда-то из окрестных болот. Тогда Тот положил руки на плечи Сетху и воззвал Семя Хора, выйди наружу. Семя спросило, откуда ему показаться, и Тот велел ему выйти из ушей Сетха.
    Семя вылетело в виде золотого солнечного диска. Сетх пришел в ярость и попытался ухватить диск, однако Тот невозмутимо взял его и возложил себе наголову как царский венец. Эннеада объявила, что правда на стороне Хора, а Сетх солгал.
    Тайное имя Сетха
    На время позабыв о раздорах, Хори Сетх вместе отправились в плавание на золотой ладье Хора. Пока
    два бога наслаждались речной прогулкой, на ладью взобралось неизвестное существо и ужалило Сетха,
    отчего он занемог. Как Исида у ложа больного Ра, Хор попросил Сетха назваться истинным именем, чтобы исцелить его при помощи магии Действенны чары человека через его имя, – уверил
    Хор своего злодея-дядю. Подобно Ра, Сетх не горел желанием называть свое тайное имя даже для спасения своей жизни Я День Вчерашний, я День Нынешний, я День
    Грядущий, который еще не настал, – сказал Сетх.
    Однако Хор не обманулся и заявил, что это чужие имена. Сетх подумал еще немного и назвался Колчаном,
    Полным Стрел, и Котлом, Полным Смуты. Хор снова покачал головой Я исполин в тысячу локтей, чья сила неведома. Я
    гумно, твердое как бронза, которое не топтала корова.
    Я Кувшин Молока из сосцов Бастет.
    Хор отвергал ответ за ответом, пока Сетх не сдался Я исполин в миллион локтей, чье имя – День Зла.
    Что же до дня рождения или зачатия, нет мне рождения и не приносят деревья плодов.
    Узнав истинное имя Сетха, Хор изгнал из его тела яд, и бог снова поднялся на ноги.
    Взбешенный Сетх снова вызвал Хора на поединок. В этот раз он потребовал устроить гонку на каменных ладьях, заявив, что победитель взойдет на престол. Хор вырезал себе ладью из кедра и обмазал ее глиной, чтобы она походила на
    каменную никто не заметил его уловку. Сетх же снял верхушку с горы и выдолбил ладью из нее. Вся Эннеада собралась на берегу, чтобы посмотреть, как Сетх спустит свое судно на воду, однако ладья сразу же затонула. В гневе и отчаянии Сетх превратился в гиппопотама и набросился на ладью
    Хора. Хор в ответ метнул в Сетха гарпун, однако Эннеада велела ему остановиться. Хор отправился на поврежденном судне в Саис – поговорить с богиней Нейт. Ей он пожаловался, что тяжба длится уже восемьдесят лети богам давно пора бы принять окончательное решение. Каждый день он подтверждает свои права на престол, однако Сетх не спешит исполнить волю Великой девятки
    Тексты пирамид в гробнице царя Пепи Тем временем Тот предложил Владыке Всего Сущего написать письмо Осирису, чтобы он разрешил спор между Хором с Сетхом. Опечаленный Осирис написал в ответ Почему обманут мой сын Хор Ведь я сделал вас могущественными, я создал ячмень и полбу, чтобы питать богов, равно как и стада, сотворенные после богов. Ни один бог, ни одна богиня не сумели этого сделать Владыке Всего Сущего не понравились его слова – он написал в ответ, что эти злаки появились бы и без Осириса. Осирис решил высказаться прямо и гневно заявил, что Владыка Всего Сущего превратил беззаконие в добродетель, а правосудие теперь вершится только в Дуате. К этому он прибавил едва скрытую угрозу:
    Страна Дуат, где я пребываю, полна свиреполикими
    посланцами. Не боятся они никакого бога и никакой
    богини. Я велю им выйти из преисподней и принести
    сердце любого, кто поступает дурно, ион пребудет
    здесь вместе со мною.
    Тяжба Хора и Сетха
    Вслух Тот прочел письмо Осириса Эннеаде, и боги сразу согласились с ним – видимо, опасаясь за свои сердца. Однако
    Сетх снова бросил вызов Хору, потребовав, чтобы племянник отправился с ним на остров посередине для очередной схватки. Хор таки сделали опять одолел дядю.
    Дело безнадежно запуталось, ив конце концов богам надоело наблюдать за борьбой между Хором и Сетхом. Атум повелел, чтобы Сетха доставили к нему в оковах, испросил у пленника, отчего тот не подчиняется решению богов и почему решил отнять у Хора престол. Сетх наконец уступили согласился, чтобы Хору отдали корону Осириса. Хор незамедлительно был призван и коронована Исида вскричала от радости. Птах спросил, как надлежит поступить с Сетхом,
    и Ра-Хорахти – Владыка Всего Сущего – ответил, что возьмет его в свой дом как сына. Сетх станет небесным громом,
    его будут бояться и уважать. Вся земля и боги Эннеады возрадовались тому, что дело улажено
    Альтернативные версии
    Прочие рассказы о соперничестве Хора и Сетха предельно кратки. В Текстах пирамид сказано, что Хор захватил
    Сетха в плени привел к Осирису. Сетх предстал перед судом
    Геба и ответил за злодеяния против Осириса. В этой версии
    Хор играет весьма скромную роль, а тяжба идет между Сет- хом и Осирисом. В итоге Осирис получает царства на земле и на небе, а Сетха в наказание приговаривают носить Оси- риса на себе. Затем Сетх служит Хору на благо убитого царя:
    они объединяют силы, чтобы убить некоего змея, и строят лестницы, чтобы Осирис мог подняться на небо.
    Око Хора
    Сюжет о том, как Хор теряет глаз (или даже оба, а потом исцеляется, часто встречается в древнеегипетских религиозных текстах он символизирует восстановление гармонии после эпохи смуты и беспорядков. Вот почему во многих храмах
    Египта изображалось, как боги вручают фараону Око
    Хора, или Уджат, – ведь земной властитель должен поддерживать порядок в мире.
    В разных версиях мифа по-разному показывается,
    как именно Хор лишается зрения. Где-то Сетх отнимает у него один или оба глаза, а затем уничтожает их или
    хоронит. Где-то Хор исцеляет себя сам, но чаще ему помогают Исида, Тот или Хатхор.
    Око Хора упоминается ив заклинаниях, особенно в тех, что призваны исцелить от слепоты. В них описано его сотворение (Душами Гелиополя) или то, как Тот принес его в Гелиополь. Око Хора часто изображали на амулетах в качестве защитного символа Распростерта его защита над тобою, повергает оно всех врагов твоих для тебя, и воистину враги твои пали пред тобою…
    Око Хора выходит, целостное и сияющее, словно Ра в горизонте. Затмевает оно силы Сетха, алчущего им владеть…».
    Глаза Хора играли также вполне самостоятельные роли в устройстве мироздания. Правое око служило богу солнца ночной ладьей, а левое – дневной.
    Иногда правое называли солнцем, а левое – луной. С
    ночным светилом Око Хора ассоциировалось особенно прочно растущая луна символизировала постепенное исцеление Ока вплоть до полного восстановления.
    Кроме того, в Текстах пирамид неоднократно упоминаются раны и увечья, которые Сетх и Хор получают вовремя распри. Яички Сетха – символ его мужской силы – возвращает ему посланец точно также Хор получает обратно свои глаза, символ ясности восприятия. Страдает даже Тотему приходится восстанавливать руку. Еще один гимн повествует о том, как Сетх вырвал Хору око и поместил его в восточной части неба. Тогда боги полетели через Небесную реку
    (см. ниже) на крыльях Тота и стали просить Сетха сжалиться и вернуть око Хору. Сетх растоптал око и пожрал его, однако Хор в конце концов не то забрал глаз силой, не то вытребовал через суд богов. В Текстах саркофагов говорится, что Осирис раздавил яички Сетха, добытые Хором согласно более позднему источнику, за похищение яичек Хору пришлось предстать перед судом богов в Великом чертоге
    Гелиополя.
    «Камень Шабаки» – памятник времени XXV династии
    Согласно Великому гимну Осирису», сложенному в период Нового царства, Исида привела Хора в чертоги Геба.
    Боги Эннеады возликовали при виде него, провозгласили
    его наследником Осириса и короновали повелению Геба. Во власти Хора оказался весь мири ему также выдали Сетха вероятно, на расправу Сеявший смуту познал муки, кара настигла творившего зло. Наконец везде восстановился порядок Законы его несут изобилие, дороги открыты, пути свободны благоденствуют оба берега Зло повержено, беззаконие отступило, покой и довольство царят на земле повелителя Подобным же образом в Книге победы над Сетхом» Пто- лемеевского периода Геб возглавляет судебные заседания,
    собранные для определения законного царя Египта. Вовремя разбирательства перечисляются злодеяния Сетха, и Хор
    (при поддержке Тота) становится полноправным властителем. Он получает отцовское наследство и корону, тогда как
    Сетха изгоняют в азиатские земли. В другой версии мифа,
    начертанной на Камне Шабаки» (ныне в Британском музее, события представлены несколько иначе. Здесь Геб, исполняя роль судьи, разводит Хора и Сетха в разные стороны и запрещает им продолжать распри. Сетха он объявляет владыкой Верхнего Египта, а Хору отдает корону Нижнего Египта линию разделения земель велит провести там,
    где утонул Осирис. Однако впоследствии Геб отменяет собственный указ и решает отдать все царство Хору как наследнику Осириса.

    Плутарх о торжестве Хора
    Плутарх излагает миф не только о гибели Осириса, но и о торжестве Хора. В его версии Осирис восстал из мертвых,
    чтобы подготовить сына к великой битве с Сетхом. Он спросил Хора, какое деяние считает самым достойными Хор ответил мщение за отца и мать, если им причинили зло. Еще до начала битвы часть союзников Сетха перешла на сторону Хора, пополнив его войско. В конце концов злодея Сетха оставила даже его наложница – богиня Таурт, которую обыкновенно представляли в виде самки гиппопотама
    35
    Супруги Хора
    Хор, сын Исиды, отличается от прочих богов
    Древнего Египта тем, что у него нет постоянной супруги. В мифах он предстает вечным холостяком,
    хотя в магических заклинаниях ему иногда приписывают неких малоизвестных жен – например,
    владычицу скорпионов и змей по имени Табитит. В
    более поздние времена Хор Бехдетский (почитавшийся в храме Эдфу) был объявлен супругом Хатхор
    Дендерской. В текстах из храма Эдфу богиня Маат
    35
    Таурт – богиня беременности, родов и родильной магии, изображалась в облике синкретического существа тело самки гиппопотама дополняли львиные лапы и крокодилий хвост
    названа дочерью Хора.
    Несмотря на предательство в стане Сетха, битва продолжалась несколько дней, но Хор в конце концов одержал победу. Захваченный Сетх был приведен к юному царю в оковах, однако Исида отказалась послать его на казнь, отчего
    Хор разгневался и сорвал с нее царский венец. Как всегда невозмутимый Тот молча заменил его убором в виде коровьей головы. Сетх назвал Хора незаконнорожденным – впрочем, Тот вступился за юного бога и доказал его право на пре- стол.
    Возвращение Сетха к власти
    После воцарения Хора Сетх попытался вернуть себе корону. Он захватил дельту Нила и творил там всевозможные бесчинства осквернял храмы, изгонял жрецов, похищал священную утварь и изображения богов, портил или уничтожал храмовое имущество, срубали выкорчевывал священные деревья, ловили ел священных животных и рыб, кощунствовал, прерывал обряды, убивал верующих и крал жертвоприношения. Ране ведал об этих злодеяниях, пока Иси- да не обратилась к небу и не заявила, что Сетх без дозволения вернулся на землю. В конце концов Хор снова победила Сетх был изгнан
    Последние божественные правители
    После окончательной победы над Сетхом Хор правил
    Египтом триста лет. Он покарал всех приспешников врага,
    уничтожив их номы и города, так что кровь Сетха пала на них. Изображавшие Сетха статуи были разрушены, а имя его – стерто с каждого камня. Стенает Су, рыдает Унес, гласит миф. – Плач стоит в Сепермеру, вопиет Южный оазис и оазис Бахария, ибо зло обитает в них. Скорбит Хесеб, ибо нет в нем его повелителя. Опустел Уаджу, разрушен Омбос.
    Обители их покинуты и лежат в руинах, ибо нет более их господина».
    После Хора во главе Египта 7726 лет стоял Тот. Затем престол перешел к Маат, а далее страной в течение лет по очереди правили одиннадцать полубогов свесь- ма необычными именами например, «[…] не Жаждет, Глыба Берега, Владыка Знатных Женщин и Защитник Знатных
    Женщин. После них настал черед низших божеств, или духов (аху), которых разделяли на девять групп и связывали с определенными местами – например, Иераконполем, Бу-
    36
    Сетх – очень древнее божество царской силы, борец с ужасами ночи, бог грозы и беспорядков. Как божество зла он стал восприниматься только на закате истории Древнего Египта. Страну неоднократно завоевывали иноземцы, которые ассоциировались с Сетхом. Многие центры его культа действительно пострадали в это время
    то и Гелиополем. На смену им пришли спутники Хора»
    37
    ,
    а затем – смертные цари. Безвестные фараоны, правившие
    Верхним и Нижним Египтом в Додинастический период, собирательно именовались духами Нехена и Пе и рассматривались как бау (души) нижнеегипетского города Буто (Пе)
    и верхнеегипетского Нехена (Иераконполя). Властители Пе изображались с соколиными головами, а властители Нехе- нас шакальими. Они считались могущественными богами,
    которые помогали фараону при жизни и после смерти.
    Фараон
    Итак, мыс вами достигли эпохи исторических правителей
    Древнего Египта. При жизни каждый из египетских царей становился Хором, восседавшим натроне богов и владевшим наследством Геба. Он же считался сыном Ра, наместником солнечного бога на земле, и первейшим долгом его было поддерживать миропорядок, установленный самим Рана заре времен. Рожденный от союза смертной женщины с богом, фараон обретал божественную сущность лишь после коронации. Вовремя пышной церемонии ка – царственная жизненная сила – входила в тело смертного и преображала его. Через такой обряд смертный перерождался и становил Шемсу Хор, или спутники Хора, в египетской традиции – полулегендар- ные цари древности, борцы за миропорядок, эталонные правители, имена которых забыты за давностью лет
    ся фараоном его тело наполнялось божественной силой.
    Однако эта сила ограничивалась возможностями телесной оболочки – она старела и была подвержена тем же недугам,
    от которых страдали простые смертные. Когда повелитель умирал, его царственная сущность продолжала жить и переходила в тело преемника. Таким образом, фараон был не совсем богом и не совсем смертным он обитал в особых сферах ниже истинных божеств, но выше своих подданных.
    Он служил посредником между богами и людьми – ублажал богов ради процветания рода человеческого, надеясь снискать божественную милость. Фараон обеспечивал расположение богов – приносил им жертвы, заботился о том, чтобы в Египте царила маат, защищали расширял границы страны и убивал ее врагов
    Фараон Рамсес I между духами Пе (слева) и Нехена (спра- ва)
    Несмотря на наличие очевидных человеческих слабостей и персональных черт, фараон считался фигурой мифологического масштаба. Потомкам его решения должны были представляться мудрыми и прозорливыми, а облик – вечно юными полным сил. В битвах он выступал впереди всего войска, в одиночку уничтожая противников и защищая соратников от малейшей опасности. Его деяния всегда были успешны, а манеры исполнены благочестия и справедливости. Этот идеализированный мифологический фараон смотрел на подданных со стен каждого храма, повергая в прах врагов Египта или принося жертвы богам о его великих свершениях повествовали надписи в гробницах вельможи на царских стелах. Правитель как несовершенная и уязвимая личность был сокрыт от потомков под роскошной мантией идеологии, зато мифический фараон присутствовал всюду,
    почти не изменяясь со временем, – отрадный символ порядка в непредсказуемом мире
    Часть 2. Мир живых (или как
    устроена наша вселенная)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта