емифы. Египтеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf. Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых
Скачать 7.82 Mb.
|
Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых» Серия МИФ Культура» Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=64278376 Гэрри Шоу. Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и «Книги мертвых Манн, Иванов и Фербер; Москва 2021 ISBN 9785001694434 Аннотация Эта книга о египетской мифологии и о том, как древние жители долины Нила объясняли окружающий их мир. Автор рассказывает о сотворении и эволюции мироздания и царствовании богов на земле, знакомит нас с проявлениями египетских божеств в природе, изобретательными способами, с помощью которых египтяне общались с витающими повсюду невидимыми силами, сих представлениями о жизни после смерти. Вы узнаете о похождениях самых знаменитых божеств и о малоизвестных, ноне менее захватывающих мифах. На русском языке публикуется впервые Содержание Введение 11 Восстановить египетскую мифологию 16 Понять богов 22 Часть 1. Время богов (или откуда взялись мы все) 25 Глава 1. Хаос и творение 25 Творцы мира 29 Творения 55 Творение завершено 68 Глава 2. Правление царей Ра, Шуи Геба 71 Правление царя Ра 71 Правление царя Шу 102 Правление царя Геба 105 Глава 3. Правление царя Осириса 108 Коронация и царствие 108 Дети Осириса 116 Сетх убивает Осириса 117 Зачатие Хора 127 Сетх похищает тело Осириса из уабет 129 Погребение Осириса 131 Осирис – владыка царства мертвых 132 Глава 4. Правление царя Сетха и торжество Хора 133 Рождение и юность Хора 136 Насилие и кровосмешение в годы правления Сетха 146 Возвращение повелителя 147 Возвращение Сетха к власти 168 Последние божественные правители 169 Фараон 170 Часть 2. Мир живых (или как устроена наша вселенная) 174 Глава 5. Мифическое пространство 174 Боги с ограниченной ответственностью 174 Сотворенный мир 182 Дневное небо и солнце 183 Ночное небо 189 Луна 194 Дуат 198 Ночные странствия солнца 199 Земля 208 Нил 215 За пределами долины 220 Глава 6. Невидимые силы 226 Мифология и храмы 226 Связь с богами 229 Празднества и оракулы 237 Календарные мифы 240 Боги жилища Рождение и судьба 248 Сон 255 Магия и мифология 257 Демоны и призраки 261 Часть 3. Мифология смерти (или что ждет нас в загробном мире) 269 Глава 7. Путеводитель по Дуату 269 Смерть 269 Вступление в Дуат 276 Магия в Дуате 281 Достопримечательности 288 Местные жители (обитатели Дуата) 300 Глава 8. Загробный суди жизнь аху 306 Суд Осириса и совет сорока двух 307 Жизнь аха – преображенного духа 314 Что дальше? 316 Поля тростника и Поля подношений 318 Истории о загробном царстве 322 Смертны даже боги 329 Грядет конец света (новы не волнуйтесь) 331 Эпилог. Миф о Древнем Египте 334 Благодарности 342 Рекомендованная литература 343 Источники иллюстраций Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых» Оригинальное название Egyptian Myths: A Guide to the Ancient Gods Научный редактор Виктор Солкин Издано с разрешения автора и THAMES & Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав by arrangement with Thames & Hudson Ltd, London, Egyptian Myths: A Guide to the Ancient Gods and Legends © 2014 Thames & Hudson Ltd, London This edition first published in Russia in 2021 by Mann, Ivanov & Ferber, Moscow Russian edition © 2021 Mann, Ivanov & Ferber © Издание на русском языке, перевод, оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер», Посвящается Шону Маккенне Боги Сетх (слева) и Хор (справа) оплетают иероглиф, обозначающий единство, стеблями лилии и папируса, которые символизируют Верхний и Нижний Египет соответственно Бог Анубис – проводник в загробное царство – ассоциировался с мумификацией и погребением Введение Что было до меня Что происходит вокруг меня Что будет со мной после смерти Как и мы, древние египтяне пытались разгадать загадки бытия как и мы, они выдвигали гипотезы, наблюдая за окружающим миром. То, что мы сейчас называем мифологией Древнего Египта, родилось в результате таких наблюдений и размышлений со временем из них сложилась уникальная картина мироздания. Ра – божество с головой сокола – плывет по небу на солнечной ладье Мифология – непросто свод историй о богах и героях, а способ осмыслить мироустройство. Каждое утро из-за горизонта появляется огромный светящийся шар весь день он катится по небу, а затем тонет на западе. Что это за шар? Куда он пропадает Каким образом он движется Считаете ли вы солнце богом Ра, плывущим по небу в своей дневной ладье, или сгустком ядерных реакций, заставляющим нашу планету двигаться по орбите, – вы имеете ввиду одно и тоже природное явление. Древние египтяне изучали Вселенную, не зная о физике элементарных частиц, и делали из наблюдений свои выводы. Из их гипотез и теорий родилась оригинальная картина мира, сформировалось особое восприятие действительности миф стал стержнем общества, сеткой культурных представлений, наложенной на карту природных явлений. Проникнутая внутренней логикой, жизнь обретала смысл на место хаоса приходил порядок беспомощность сменялась уверенностью знание изгоняло невежество. Мир, с его жестокими песчаными бурями и смертельно опасными скорпионами, становился менее страшным Хор-младенец, сын Осириса и Исиды Для древних египтян мифы были частью обычной жизни. Они разыгрывались на протяжении каждого дня и ночи, укладываясь в вечный цикл созидания, разрушения и возрождения, управляемый божественными силами. Сводить события в единое повествование никто не считал нужным. Каждый человек был героем собственного мифа. Боги – олицетворенные силы природы – присутствовали в каждой частице мироздания в мифе находилось объяснение и чрезвычайными заурядным происшествиям – так возникал мост из мира людей в мир богов. Более того, ссылаясь на мифические события, египтяне отождествляли себя с богами. Страдающий головной болью становился младенцем Хором, за которым ухаживает мать – воплощение Исиды; усопший, странствуя по загробному царству, на время обретал силу и полномочия каждого божества. Древнеегипетские мифы вписывались в любые обстоятельства любой человеческой жизни и помогали каждому понять, как устроен мири почему в тот или иной момент происходит плохое или хорошее. В мифах и деяниях богов, изложенных в них, крылся ответ на вопрос Почему это со мной случилось. Отсылка к ним бывает утешительной Хор (др. – егип. вышний, горний, устаревшая форма имени – Гор) – один из самых древних и распространенных богов Древнего Египта, почитался более чем в 30 ипостасях в разных городах страны. Прим. ред Холмы Дуата – загробного мира Восстановить египетскую мифологию В наши дни египтологам приходится иметь дело с разрозненными, фрагментарными ссылками на мифы и легенды, почерпнутыми из разнородных источников. Разброс дат при этом огромен от 3050 года дон. э. до первых веков н. э. Как мы видим, эпоха Древнего Египта продлилась чрезвычайно долго – около трех тысяч лет, в зависимости от того, где проводить хронологические границы. Поскольку установить конкретные даты событий теперь крайне сложно, ученые предпочитают ориентироваться на времена правления известных нам царей или даже целых династий. В III веке дон. э. историки жрец Манефон насчитал тридцать династий египетских фараонов (позднейшие авторы добавили к ним еще одну. При династическом подходе должны четко выделяться эпохи правления определенных семейств, однако в своей периодизации Манефон использовал также крупные события – строительство первой пирамиды или перенос столицы в другой город. Современные египтологи объединили династические периоды Манефона в более крупные хронологические единицы, выделив эпохи единовластия (Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство и Позднее царство) и годы геополитической раздробленности (Первый, Второй и Третий переходные периоды). За этими этапами Династического периода последовал Пто- лемеевский период, когда Египтом правили греко-македон- ские властители, а затем Римский период. В своей книге я придерживаюсь общепринятой датировки. Не существует единого источника, где были бы внятно и последовательно изложены древнеегипетские мифы, так что ученым приходится по крупицам собирать их из фрагментов, дошедших до нас из глубины веков. Многие мифы встречаются на папирусах, обнаруженных в захоронениях или храмах другие упоминаются на погребальных стелах, которые устанавливали в усыпальницах. Источники называли по месту, где их нашли. Тексты пирамид – те, что высекались с V династии на внутренних стенах пирамид, где хоронили царей Древнего царства. Тексты саркофагов те, что рисовали на стенках саркофагов богатых египтян во времена Среднего царства. Отрывки из Книги мертвых (ее называли Речениями о выходе в свет дня) появлялись на папирусах и на стенках саркофагов. С конца Второго переходного периода она в течение тысячи лет служила египетским мертвецам чем-то вроде путеводителя по загробному царству. Почти во всех источниках мифологические сюжеты предстают в сокращенном виде или же обозначены пунк- тирно, намеком – порой из соображений этикета. Например, в заупокойных текстах египтяне избегали упоминаний о гибели Осириса: считалось, что отсылка к этому трагическому событию может каким-то магическим образом навредить покойному. В иных случаях излагать миф полностью не было нужды – предполагалось, что читатель прекрасно знает, о чем идет речь. Два царства Египет – край ярко выраженных контрастов. Река Нил петляя течет с юга на север, окаймленная двумя узкими полосками более или менее пригодной для обработки земли у древнего Мемфиса (неподалеку от современного Каира) она распадается на множество рукавов, образуя огромный район плодородной дельты. Из-за резкой смены ландшафта древние египтяне делили свою страну на два царства. Власть над Верхним (южным) Египтом, располагавшимся в долине Нила к югу от Мемфиса, символизировала белая корона, а над Нижним (северным, в дельте Нила) красная. Двойную красно-белую корону носил фараон, правивший объединенной страной. Египтян удивлял также контраст между песками безжизненной сухой пустыни, которую они называли красной землей», и плодородной почвой дельты, или черной землей». Кроме того, египтяне придавали особое значение самим сторонам света. Восток, где вставало солнце, они ассоциировали с новой жизнью и возрождением, а запад, где солнце каждый вечер «умирало», в их воображении становился царством мертвых. Вот почему кладбища обыкновенно располагались в пустыне к западу от Нила. На протяжении всей своей долгой истории Древний Египет подвергался влиянию средиземноморских и ближневосточных культур. В отдельные периоды им правили ассирийцы, персы, македоняне и римляне. Из-за культурного контакта египетские мифы менялись от эпохи к эпохе, подхватывая новые мотивы и обретая новые формы. Кроме того в разных областях Египта (номах) бытовали свои вариации мифологических сюжетов. Получается, что единой, правильной их версии попросту не существует – досадный и отрадный факт. Досаден он потому, что адекватно отобразить систему верований египтян водной книге не получится, однако меня радует, что не придется ограничиваться сухим пересказом. Эта книга ближе к трудам Плутарха, чем к строгим научным исследованиям. По примеру древнего историка, сложившего элементы мифа об Осирисе в единый рассказ для греков, я беру фрагменты мифов – порой из разных исторических периодов – и свожу их в единое повествование надеюсь, мне простят такой монтаж, как его простили Плутарху. Древнегреческий историк Плутарх записал немало египетских мифов Понять богов Египетские божества – колоритная и многоликая компания они ссорятся, дерутся, убивают друг друга, завязывают отношения, могут даже умирать от старости (прежде чем переродиться, что еще раз показывает, как остро древние египтяне ощущали цикличность времени. Они способны одновременно появляться в разных обличьях ив разных местах, тогда каких подлинная сущность остается недосягаемой и невидимой в небесной выси. Эти мастера перевоплощения, однако, не считались вездесущими или всеведущими. Наделенные божественными обязанностями (Осирис, к примеру, отвечал за возрождение, а Мин – за плодородие, они были жестко ограничены в возможностях. Если одному божеству требовалось сделать что-то, что выходило за рамки его полномочий, ему приходилось на время сливаться с другим божеством и заимствовать его силу. Бог солнца неспособен сам восстановить жизненную силу и потому вынужден каждую ночь сливаться с Осирисом, чтобы его мощь помогла ему заново родиться утром. Порой, принимая силу другого божества, бог сам в него превращался. Когда богиня неба Хатхор в образе Ока Ра напала на людей, безудержная ярость превратила ее в откровенно кровожадную богиню войны Сехмет. Современному человеку нелегко разобраться в этих хитросплетениях, но надеюсь, что по мере чтения вы станете чуть лучше понимать сложную природу египетских богов. И еще один момент. Я постарался обойтись без подробного анализа эволюции божеств и их разнообразных культов. Кто-то счел бы такую информацию полезной, но она отвлекает внимание от самих богов, от человеческих черт, которые им придавались. Полагаю, такой подход облегчит знакомство с мифологией Древнего Египта тем, кто с ней ранее не сталкивался или кто просто интересуется темой. Я стремился в первую очередь вдохнуть жизнь в истории, а потому позволял себе делать вставки с аналитической информацией только там, где это необходимо. Читать мифы и узнавать о том, как египтяне воспринимали окружающий мир, должно быть приятно и интересно, ведь мифы служили древним людям еще и для развлечения. Чтобы разобраться с вопросами, заданными в самом начале, я разделил книгу натри части 1) Время богов (или откуда взялись все мы 2) Мир живых (или как устроена наша вселенная 3) Мифология смерти (или что ждет нас в загробном мире. Надеюсь, что вовремя чтения вы мысленно примерите сандалии древнего египтянина – или египтянки и постараетесь взглянуть на жизнь его или ее глазами. Попробуйте, изучив их мифологические представления, вообразить себе, каково видеть и осмыслять мир таким вот образом. Анализ мифов помогает нам отчасти понять психологию древнего человека и воспринять мир новым – хоть и очень древним – способом Часть 1. Время богов (или откуда взялись мы все) Глава 1. Хаос и творение Изучать древнеегипетские представления о создании мира, да и вообще восстанавливать египетскую мифологию все равно что пытаться сложить пазл, когда большинство кусочков потеряно, а коробку с рисунком кто-то выбросил. В прошлом, сталкиваясь с разрозненными, бессистемными и откровенно противоречивыми фрагментами мифов о создании мира, египтологи сортировали их по географическому принципу – согласно тому, где, по их мнению, зародился (или обрел узнаваемые формы) тот или иной культ. Была мемфисская теология (по названию города Мемфиса, гелиопольская теология (по названию Гелиополя). Существовала даже точка зрения, что эти религиозные центры каждый со своей версией сотворения мира – конкурировали друг с другом иными словами, что египетские жре- 2 Египетская религия – генотеизм – предполагала сосуществование единого Предвечного божества и множества богов, которые являются ипостасями творца цы с презрением поглядывали на иногородних коллег, если тек примеру, ставили бога Амона в обличье Великого Го- готуна выше небесной коровы, породившей бога Ра. Возможно, так оно и было, однако у различных версий мифа о происхождении Вселенной есть сходные мотивы и структуры. Похоже, что каждый региональный культ в своем варианте мифа подчеркивал значимость определенных фигур, этапов и действий и заменял одних богов другими. Таким образом жреческие сообщества Египта предоставляли скорее альтернативные, чем конфликтующие интерпретации, и риск внутренних стычек был невелик. Религиозные центры никогда не конкурировали между собой, а их теологические системы дополняли друг друга. Часто выделялось учение того города, который становился столицей, но и оно не было доминирующим Бог Нун поднимает в небо солнечную ладью Несмотря на отсутствие универсальных трактовок, в основе древнеегипетской мифологии все же лежала некая сюжетная канва – общее представление о том, с чего начался мир. В глубинах бескрайнего первозданного океана по имени Нун некое божество пробудилось или же замыслило творение. По собственной воле оно само или его отражения разделились на множество стихий и граней сущего, сотворив первых богов и первую твердь, выступившую из-под вод океана. После этого в небе воссияло солнце по одной версии око создателя, подругой самостоятельное божество, вылупившееся из яйца. Его свет рассеял тьму первоначального хаоса. Огдоада Гермополя возле солнечной ладьи, по четверо богов с каждой стороны В период Нового царства, около 1200 года дон. э, в Фивах предпринимались попытки свести все ветви египетских религий в единый культ с богом Амоном в роли верховного творца. Источники этого периода особенно ценны для изучения древнеегипетской версии зарождения Вселенной. В них подробно изложены представления о том, как возник мир согласно версиям крупнейших религиозных центров Египта в первую очередь, Гермополя, где чтили восьмерых изначальных божеств (Огдоаду); Мемфиса, где считалось, что Вселенная сотворена по слову бога-демиурга Птаха и Гелио- поля, где был силен культ бога Атума(-Ра), из которого вышел мир, словно из семени или яйца. В этой главе мы изучим версии мифа о сотворении всего сущего, опираясь на труды ученого-египтолога Джеймса Аллена и анализ фрагментов из гимна Амону времен Рамессидов – уникального текста с теологическими выкладками одной из самых влиятельных жреческих школ Египта. |