Главная страница
Навигация по странице:

  • Боги с ограниченной ответственностью

  • Дневное небо и солнце

  • емифы. Египтеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf. Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых


    Скачать 7.82 Mb.
    НазваниеГэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых
    Анкоремифы
    Дата17.06.2022
    Размер7.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЕгиптеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf.pdf
    ТипКнига
    #600519
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13
    Глава 5. Мифическое пространство
    С переходом короны к смертным царям мир богов не исчез. Божества управляли силами природы и через них обозначали свое присутствие мифология глубоко проникала в ткань повседневной жизни. Вокруг поселений и свойств окружающего мира наслаивались мифы (см. ниже, в которых иногда фигурировали великие боги – например, Оси- рис, Хор или Анубис – или же низшие, связанные с определенной местностью. Культуру Древнего Египта отличала богатая мифология пространства, и благодаря ей жители любого уголка страны знали истории о богах, почитавшихся в местных храмах, а города и номы обретали уникальный духи колорит.
    Боги с ограниченной ответственностью
    У богов, как и у людей, были свои роли, обязанности
    и полномочия. За каждым закреплялась определенная зона ответственности, в которую другие богине вторгались. Они не считались всеведущими и всемогущими, однако могли одновременно представать в нескольких обличьях. Пребывая на небе или в загробном царстве и оставаясь в недосягаемости, бог отправлял на землю свои бау – проявления или жизненные сущности. Через них человек ощущал его силу. Хотя в некоторые уголки Вселенной ход был заказан даже божествам в любом обличье. Например, почти никто из богов не мог проникнуть в Нун – их полномочия лежали в пределах сотворенного мира. Не имели они власти и над дальними областями Дуата, куда не попадали лучи солнца. Кроме того,
    большинство египетских богов привязывались к определенному городу или краю. Чем дальше бог отходил от своих храмов, тем труднее местным богам было ему помочь. Иными словами, божество могло находиться где угодно – на небе или в Дуате, – но властвовало лишь над небольшой частью земли. По этой причине любой путник молился богам тех краев, в которые попадала если не знал их имени, взывал просто к нечеру. Слово «нечер» переводится как бог, нов действительности обозначает высшую силу, покровительствующую тому или иному месту
    Вселенная глазами египтян IV века дон. э. Внутренний круг – это Египет сего номами. В верхней части внешнего круга – пещера, из которой вытекают воды Нила. Богини востока (слева) и запада (справа) поддерживают ладью солнечного бога на восходе и на закате
    Боги Ра и Осирис, «умиротворившиеся» друг в друге. По
    бокам стоят Нефтида (слева) и Исида (справа)
    Каждому божеству в мироздании отводилась строго определенная уникальная роль, и никто другой не мог взять ее на себя. Благодаря Нут существовало небо. Сила Шу разделяла небо и землю. Хапи заведовал ежегодными разливами Нила.
    Осирис отвечал за переход от смерти к новой жизни – завоз- рождение природы. Бог Мин обеспечивал урожай. Если ка- кой-то бог хотел взять силу другого, ему приходилось в него
    «вселяться» – такой процесс ученые называют синкретиза- цией. Сами же египтяне говорили, что одно божество покоится в другом. Боги Древнего Египта небыли всемогущими для некоторых делим требовались способности других богов. Так, если бог Амон желал позаботиться о плодородии,
    они с Мином – богом урожая – на время становились единым божеством по имени Амон-Мин. Подобным же образом
    Амон, олицетворявший незримые и тайные силы, мог слиться с Ра – олицетворением зримой силы Солнца. Так возникал всемогущий Амон-Ра, единство зримых и незримых сил,
    «царь богов. Умирающий солнечный бог ночами сливался с Осирисом, чтобы тот помог ему возродиться. На рассвете божества разъединялись, и солнечный бог с новыми силами продолжал путь по небу
    Истинный облик божества
    Смертные не знали, как в действительности выглядят боги. Любое изображение отражало лишь отдельные их черты и свойства. Например, Хатхор,
    когда требовалось подчеркнуть ее материнское начало и заботливость, представляли в обличье коровы, а разгневанную богиню – в обличье львицы. При этом никто не считал, что боги ходят по земле именно в таких образах. Хотя их внешний вид оставался тайной, человек был способен почувствовать приход божества через природные явления – как землетрясение или дрожь небес. В Каннибальском гимне сказано:
    «покрыты небеса тучами, мечутся звезды, сотрясается небесный свод, дрожит хребет бога земли. Появлению бога также предшествует запах ладана, ослепительный свети особое ощущение в человеческом сердце.
    Смертный чувствует присутствие некой огромной,
    невидимой, бесформенной сущности, непознаваемой и неподдающейся описанию. Однако взаимодействовать с ней в силах лишь на физическом уровне – через предметы, которые может заполнить собой незримое божество, например через статуи богов в задней части Каннибальский гимн – условное название одного из фрагментов Текстов пирамид (изречения 273–274), в котором говорится о том, как царь, шествуя на небеса и обретая посмертную силу, поедает богов, что символически означало его слияние сними храма или святилища 39
    В египетских храмах в задней части основного здания часто находилось особое небольшое святилище, в котором божество, слышащее зов, было доступно молящемуся посредством отдельной культовой статуи или рельефного изображения. Главный культовый образ находился в святая святых храма, куда мог попасть лишь царь и представители верховного жречества
    Богиня Хатхор
    Сотворенный мир
    Если упростить, сотворенный мир, в котором жили египтяне и который обустроил бог Ра перед вознесением на небеса, разделялся на землю, небо и загробное царство Дуат
    (см. ниже. Нун – бескрайний простор недвижной темной воды – со всех сторон окружал этот мир. Боги, фараоны, души усопших и ныне живущие люди обитали в нем как части одного сообщества.
    У всякого природного явления было божественное объяснение. В дуновении ветра, к примеру, проявлялся бог Шу, он же владел всем воздушным пространством небо – простор для моих шагов, а ширь земная служит мне ложем. Небосвод считался телом богини Нута земная твердь – ее супругом Гебом. Все, что ни происходило в естественной среде, объяснялось физическими проявлениями египетских божеств их силы как начала природы, хотя в своем истинном обличье они могли находиться далеко оттого места, где сами проявления наблюдались. Благодаря олицетворению эти неосязаемые божественные силы обретали форму, позволяя человеку взаимодействовать сними. Кроме того, так укладывалась в упорядоченную систему сама природа – иногда благодатная, а иногда губительная. Ее компоненты получали конкретных распорядителей, которых в зависимости от
    ситуации можно было восхвалять, проклинать или молить о помощи. Если ваш дом затопляло или если его сносило ветром, вызнали, кого винить. Если надвигалась буря, вызнали, кого просить, чтобы она поскорее улеглась.
    Дневное небо и солнце
    Представьте себе древнего египтянина, который ступает на сухую землю (проявление бога Геба, погружается в полуденный зной (живительную силу Ра), чувствует на лице легкое дуновение ветра (кожи бога Шуи видит в небе одинокое облачко (кость Шу. Если в тот момент не хлынет редкий в Египте дождь (излияние Шу, наш египтянин, вероятно,
    поднимет голову и полюбуется безбрежным синим небом.
    Но как же ему осмыслить этот величественный простор и тот желтый шар, что катается по нему каждый день, – а уж тем более то, что творится в небе ночью?
    Иероглиф, которым обозначалось небо («пет»), отражает то, как видели мир древние египтяне. Это не купола скорее плоская поверхность с загнутыми вниз краями, касающимися земли. Небосвод опирается на колонны или скипетры,
    установленные повелению самого фараона. Однако главной опорой небу – то есть богине Нут – с сотворения мира служит бог Шу, которому помогают восемь богов бесконечно Представления о том, что Земля имеет форму шара, появились в Египте уже в IV веке дон. э
    сти Хех, по двое у каждой из его руки ног.
    Стоя наносу солнечной ладьи, Сетх пронзает гарпуном змея хаоса Апопа
    Главная обязанность богини Нут – делать так, чтобы небо не упало, ведь лишь оно не дает водам Нуна извергнуться на землю. Вот почему небо кажется нам голубым – за ним видны недвижные воды Нуна, нависающие над всем живым, но сдерживаемые силой Нут. Вечная угроза потопа ежедневно напоминала египтянам о хаосе, который царит вокруг. Нут считалась скорее невидимым силовым щитом, чем прозрачной стеной или другой незримой твердой преградой люди верили, что если взлететь и достигнуть пределов неба, то можно погрузить в него руку и коснуться вод – обмакнуть пальцы в огромный, перевернутый вверх дном океан. Следовательно, по небу можно было плавать, как по любому водоему, а для этого требовалась ладья. Именно так двигался от восточного к западному горизонту бог Ра, отвечавший за движение солнечного диска, – плыл в дневной ладье под названием Манеджет.
    Солнце считалось самым мощными заметным проявлением силы творца его свет нес тепло и возрождение, обеспечивал жизнь на земле, изгонял ненавистную тьму. Неторопливый ход солнечного диска по небосводу говорило том, что в мироздании все в порядке. Лучшее золото меркнет перед твоим сиянием, – гласит один из гимнов солнечному богу. Чрез тебя зрят все очи и слепнут, когда заходит Величество твое. Когда восходишь тына заре, свет твой отворяет очи стадам. Согласно мифам о сотворении мира, этот медленно плывущий по небу огненный шар – око солнечного бога,
    приглядывающего за миром с рассвета до заката. Бог принимали другие обличья помимо солнечного диска или человека с головой сокола, плывущего в ладье. По утрам он был
    скарабеем Хепри – выкатывал огненный шар на небо точно также, как жук катит по земле навозный шарик. В полдень, на пике силы, он становился Ра; в то время, когда солнце словно бы замирает (древние египтяне называли полдень словом «ахау», обозначавшим еще и неподвижность, Исида и Сетх сражались со змеем хаоса Апопом, защищая Ра; они неизменно одерживали победу, что позволяло солнечной ладье продолжить путь. По вечерам солнечный бог становился Атумом, старейшим из божеств, – это символизировало то, что к концу долгого пути дневное светило достигало преклонного возраста. Тогда шакалы начинали тянуть ладью к западным горам, за которыми солнце скрывалось вечером.
    Атон
    Атон – физический, видимый солнечный диск,
    излучающий тепло и свет, – был известен с эпохи
    Среднего царства, однако самостоятельным божеством стал лишь вовремя правления XVIII династии.
    Когда царствовал фараон Эхнатон (его имя означало
    «действенный дух Атона»), его даже объявили единственным официальным богом Египта. Эхнатон считал Атона вездесущим, в отличие от прочих богов и богинь, ограниченных временем и пространством Распространенная ошибка. Помимо Атона при Эхнатоне почитались и другие формы солнечных богов религия царя-реформатора никогда не переходила в монотеизм
    Постичь его мог лишь фараона прочие жители
    Египта, включая жрецов, – лишь соприкоснуться с ним через Эхнатона. При жизни фараона столь явную ересь кое-как терпели, но после восшествия на престол его сына Тутанхамона традиционные культы были незамедлительно восстановлены
    Солнечный диск Атон проливает лучина Эхнатона и его семью. Каждый луч оканчивается ладонью
    Ночное небо
    В конце каждого дня богиня Нут проглатывала солнечного бога, и мир погружался во мрак. В последние мгновения жизни, когда лучи исчезали, а диск уже касался горизонта, светило краснело, что символизировало опасность, а затем чернело. После этого в небе загорались звезды, становился виден Млечный Путь, а луна с планетами отправлялась в привычный путь сквозь ночную тьму. Глазам человека представал новый мир.
    Древние египтяне считали, что в небе, как и на земле,
    из воды выступают участки суши. Путь, по которому следует солнце, луна и звезды, они называли Небесной рекой сегодня он известен как эклиптика. Небесные тела двигались словно бы по одному и тому же руслу, вдоль берегов видимых краев на востоке и западе. Небесная река делила небо надвое – на Поля приношений (северная часть) и Поля тростника (южная. К северу от реки располагались
    «нетленные звезды, а к югу негасимые – те, что никогда не опускались за горизонт, то есть всегда присутствовали в небе. Некоторые думали, что звезды – это украшения богини
    Нут, чья фигура угадывалась в очертаниях Млечного Пути;
    голова находилась рядом с созвездием Близнецов, а ноги в созвездии Лебедя. Другие полагали, что звезды – это пятна на теле коровы Мехетурет (великая пловчиха, образующем Небесную реку. В Книге Нут (сборнике священных текстов эпохи Нового царства, которые сопровождены изображением богини) говорится, что звезды путешествуют по небу ночью точно также, как солнце днем, и что Нут проглатывает их на западе. Такой жестокий поступок вызывает гнев Геба, считающего звезды своими детьми. К счастью, Шу всякий раз успокаивает его Не гневайся на Нут зато, что пожирает твоих детей. Они пройдут по ее телу и живыми выйдут наружу, подобно тому, как Ра заново рождается из нее на востоке
    На Дендерском зодиаке конца Птолемеевского периода изображены двенадцать зодиакальных созвездий и тридцать шесть деканов здесь отчетливо видно влияние астрономов
    Древней Греции и Междуречья Декан – созвездие, кульминация которого связывалась египтянами с началом очередного временного отрезка ночи
    Созвездия, изображенные в гробнице фараона Сети В Древнем Египте ночное небо разделяли на тридцать шесть деканов – так называли группы звезд, что нередко изображались на сводах усыпальниц и храмов. Каждый декан ежегодно поднимался над горизонтом перед зарей в течение десяти дней. Некоторые созвездия ассоциировались с богами. Например, бог Сах был олицетворением созвездия
    Орион и супругом богини Сепедет (звезды Сириус) – ее появление на восточной части неба после семидесятидневно- го отсутствия возвещало о ежегодном разливе Нила иона- чале нового земледельческого сезона. Это событие называлось выходом Сепедет (перет Сепедет). Вероятно, из-за связи с разливом и восстановлением плодородного слоя почвы
    Сепедет иногда считали дочерью Осириса
    43
    . В очертаниях
    Большой Медведицы (Месхетиу) египтянам виделась задняя нога вола созвездие ассоциировалось с богиней Хатхор. Еще египтяне различали созвездия Обезьяны, Великана, Столбиков и Гиппопотамихи, однако ученым пока таки не удалось их идентифицировать.
    Кроме того, египтяне видели в ночном небе пять планет их они называли звездами, незнающими отдыха. Каждая ассоциировалась с божеством, плывущим в небесной ладье.
    Меркурий назывался Себегом – богом, связанным с Сетхом;
    Венера – звездой, пересекающей небо или утренним богом Марс – Хором Горизонта или Красным Хором Юпитер Хором, Освещающим Оба Царства Сатурн – Хором,
    Небесным Быком В большинстве известных текстов Сепедет (Сириус) – это небесная форма
    Исиды, супруги Осириса.

    Луна
    Когда солнце уходило за горизонт, на службу вместо него заступала луна. Ночным заместителем солнечного бога обыкновенно считался Тот. Подобно солнцу, луна плыла по небу в ладье, но хуже освещала землю. Как это можно было объяснить И почему менялась форма луны В самом распространенном из мифов, связанных с луной, говорится, что ночное светило – слабое левое око Хора, а солнце здоровое правое. В большинстве версий Сетх вырывал у Хора левый глаз и раздирал его на шесть частей, а Тот восстанавливал пальцами или же поплевав на фрагменты. Процесс восстановления повторялся каждый лунный месяц, пока серп ночного светила не превращался в диск. Из-за цикличности египтяне называли луну той, что повторяет форму и стариком, который становится ребенком, а также связывали с Осирисом; они видели в постепенном росте луны восстановление его тела, разрубленного (в этой версии мифа) на четырнадцать частей. Полнолуние символизировало возрождение на стеле эпохи Рамсеса IV выбит обращенный к Осирису гимн Ты луна в небе. Молодеешь ты пожеланию своему и стареешь ты по воле своей. Во многих сценах погребения Анубис склоняется надлунным диском,
    будто над телом усопшего при бальзамировании. Из-за свя-
    44
    Перевод В. В. Солкина. Прим. ред
    зи между луной и Осирисом считалось, что сев лучше всего проводить в полнолуние. Форма полумесяца напоминала древним египтянам рога быка – животного, которое символизировало силу и плодородие

    Анубис склоняется надлунным диском, принимая туже позу, что и над телом Осириса
    Четырнадцать богов убывающей луны (без Тота)
    С луной ассоциировались и другие божества – чаще всего Хонсу и Ях. Постепенно фигура Яха отошла на второй план, уступив место Хонсу, сыну Амона и Мут, завершающему семейную триаду (см. выше. Обыкновенно он изображался как младенец с локоном юности, на голове которого соседствовали полумесяц и полная луна. В период Древнего царства Хонсу считался свирепым богом, помогавшим фараону впитать силу других божеств, отлавливая их и пожирая их тела. Как небесное божество Хонсу представляли еще в виде мужчины с головой сокола. Иногда этот бог изображался в центре полного лунного диска в других случаях там помещали Уджат – исцеленное Око Хора. Каждый из пятнадцати дней роста луны имел своего бога-покровителя (первым был Тот, который дополнял собой лунный диск. В
    течение пятнадцати дней убывающей луны боги по очереди
    «покидали» Око.
    Дуат
    Древних египтян интересовало, где ходит солнце в ночные часы. Куда оно попадает, когда скрывается Точно ли взойдет снова История о ночном путешествии солнца обрастает разными деталями в разных версиях мифов, однако общий мотив остается неизменным опустившись за западный горизонт, оно оказывается в другой части сотворенного мира под названием Дуат. Это опасное место населяют демоны и духи усопших, которые стремятся либо помочь, либо помешать солнечному богу возродиться утром.
    Нигде точно не указано, где располагается Дуат; известно лишь, что не на небе и не на земле. По одной из версий, солнце проводит ночь в утробе Нут и заново рождается на заре,
    возвращая себе юность. В этом и некоторых других источниках говорится, что Дуат находится в небесах, но словно бы внутри тела Нут или же в каком-то невидимом тоннеле. Нов большинстве случаев Дуат все же предстает как подземное царство. Водном из мифов боги кричат в некую расселину или пещеру, желая привлечь внимание Осириса. Змеи, живущие в земле, считались посланницами Дуата. При жертвоприношениях необходимо было, чтобы вода, кровь или вино стекали на землю – так жидкость могла добраться до усопших и богов Дуата. В любом случае, Дуат безусловно воспринимался как часть сотворенного мира, поэтому не совсем правильно называть его потусторонним или загробным царством, как делают некоторые переводчики. В представлениях древних египтян он вовсе не отделялся от той земли, где обитали живые. Лучше всего было бы назвать его дальним царством. Как и любой далекий край, Дуат располагался в пределах сотворенного мира, просто попасть в него могли только боги или умершие
    45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта