емифы. Египтеская мифология, Гэрри Шоу (тг Цветок Папоротника).pdf. Гэрри Шоу Египетские мифы. От пирамид и фараонов до Анубиса и Книги мертвых
Скачать 7.82 Mb.
|
Пещеры Дорога через Дуат проведет вас мимо двенадцати пещер, населенных многочисленными и на редкость услужливыми божествами. Боги восьмой пещеры загадочны на вид и дышат воздухом. Среди них есть те, что следуют за Осирисом; те, что даруют покой вашей мумии а также Тот, Кто Поднялся он позволяет вам поклоняться Ра, когда восходит солнце Тот, Кто Сокрыт, Кто Наделяет Силой В Чертогах Геба и многие другие. Шерем, к примеру, защищает вас от злых сил в странствиях по Дуату. Боги десятой пещеры владеют священными тайнами и вопиют в голос. Здесь ваш путь озаряют чада солнечного света. В других пещерах вы встретите бога Икеха, который поможет предстать перед Ра, чтобы вы вечно плыли по небу в его свите Икена, который избавит вас от любой скверны Сокрушителя, который откроет вам глаза и даст узреть солнечного бога, и Ту, Чья Голова Красна – она подарит вам власть над водами Пещеры Дуата и их обитатели Передвижение В Книге мертвых мало сказано о том, как вам предстоит перемещаться по Дуату, – по всей вероятности, пешком или же по реке на ладье. Однако если вас одолеет усталость или морская болезнь, вы сможете волшебным образом сменить обличье. Изречение 13 превратит вас в сокола или феникса, изречение 77 – в золотого сокола длиной в четыре локтя с крыльями из зеленого камня, изречение 79 – в старейшину суда, изречения Аи В – в водяную лилию. Изречения с 83 по 88 помогут вам стать фениксом, цаплей, живой душой, которая не войдет в чертог уничтожения, ласточкой, змеей или крокодилом. Выбудете способны даже принять обличье богов – таких как Атум или Птах. Наконец, чтобы не мучиться выбором, стоит обратиться к изречению 76 – оно научит вас принимать любой облик по собственному жела- нию. Однако ваши планы может спутать небесный лодочник Махаф. В Книге мертвых сказано, что при первой встрече вы должны послать его разбудить Акена, который заведует переправой. Махаф начнет придумывать разные отговорки и объяснять, почему его лодка неготова к плаванию, – тогда велите ему спустить на воду прочную барку Хнума из Озера ног. Махаф заявит, что барка развалилась на куски иле- жит на берегу. Когда Махаф сообщит, что у барки нет ни обшивки, ни оконечностей, ни бархоутов, ни уключин, обязательно напомните ему Ее обшивка – влага на губах Бабаи; ее оконечности – волосы под хвостом Сетха; ее бархоуты пот на ребрах Бабаи; ее уключины – руки супруги Хора. Око Хора построило ее и будет править ею для меня». Если верить книге, Махаф спросит, кто же станет стеречь его собственную лодку, – вы должны предложить на роль сторожа неведомого (науке) зверя сенемти. Махаф заявит, что погода ветреная, а на лодке у него нет мачты, – скажите ему, чтобы взял фаллос Бабаи, который отлично подойдет для этой цели. Через некоторое время Махаф сдастся и пойдет за Акеном. (В чем дело – спросит тот. – Я спал».) Акен, однако, не поспешит вам на выручку, а начнет жаловаться на собственные беды – например, отсутствие черпака вам же, как обычно, придется предложить решение. Даже когда барка наконец найдется, не спешите вздыхать с облегчением прежде чем отплыть, вы должны будете назвать каждую ее деталь. Местные жители (обитатели Дуата) После смерти вам придется не только осваиваться в незнакомом пространстве Дуата и разбираться с демонами-при- вратниками, но и привыкать к жутковатым местным жителям. Когда вы идете тропами загробного царства, освещая себе путь с помощью волшебных чар, вам могут встретиться создания с глазами на коленях и затылком вместо лица это демоны, которые всегда не прочь срубить кому-нибудь голову. Также следует остерегаться злокозненных мятежников, так что в придачу к одеяниям, сандалиям, посоху и набедренной повязке в Книге мертвых рекомендуется взять в загробный мир побольше оружия. Любое существо может представлять опасность, но, зная имя демона, вы способны получить власть над ним, превратить из врага в защитника. Благодаря этому боги с именами вроде Испепеляющий Непокорных, Пожирающий Сердца, Пляшущий в Крови и Разрубающий Тела становятся несколько менее страшными. Путникам в Дуате также докучают демонические животные от них придется обороняться с помощью заклинаний, для большего устрашения потрясая кинжалом или копьем. В частности, крокодилы могут лишить вас магической силы если вас окружат восемь крокодилов во главе с Тем, Кто Живет На Негасимых Звездах, нужно будет разогнать их копьем. Как всегда, при встрече с неприятелем желательно знать его имя. Изыди Ступай прочь Прочь от меня, грозная тварь – так следует сказать крокодилу, если верить изречению Не приближайся ко мне, не тронь мои чары, дабы не пришлось мне назвать твое имя Великому Богу, который послал тебя имя тебе – Посланник, имя же богу – Бедти». Бог Бабаи Бабаи – свирепый павиан с красными ушами и багровым задом, который питается человеческими внутренностями и даже крадет подношения у малоизвестной богини паланкина. Иногда его отождествляли с Сетхом; считалось, что он волшебными чарами может отгонять змей и прочих опасных тварей. Его фаллос служил засовом на небесных вратах, а также мачтой на лодке, перевозившей души в Дуате. Официального культа бога Бабаи в Египте не существовало, однако в силу фаллических ассоциаций и легендарной мужской удали к нему обращали заклинания, призванные защитить и исцелить детородный орган. Бабаи уже появлялся в главе 3 в качестве старшего сына Осириса» ив главе в качестве бога, оскорбившего Владыку Всего Сущего (в истории о тяжбе Хора и Сетха). В Дуате водятся и злобные змеи – к примеру, змею-рере- ку нужно сказать О змей-ререк, поди прочь, ибо Геб хранит меня изыди, ибо ты пожрал мышь, мерзкую Ра, и глодал кости гниющей кошки. Другой змей зовется Поглотившим Осла – видимо, тоже задело. На одном из этапов пути вам придется принять облик Ра и вступить в схватку с Апопом. Кроме того, на вас может напасть жук-апшаи, но его прогонит заклинание Прочь от меня, Кривые Уста Я Хнум, владыка Пешну; я приношу повелителю Ра слово богов и весть об их деяниях В Дуат лучше не ступать безоружным. Здесь изображено как умерший Нахт разит кинжалом докучного жука-апшаи, трех крокодилов и змея по имени Проглотивший Осла В загробном царстве есть демоны, которые не станут убивать вас (повторно, а предпочтут совратить с праведного пути. Так, следует остерегаться служителя злокозненных мертвецов черного ворона по имени Гебга. Он питается испражнениями и захочет угостить ими вас, объясняя, что это – испражнения Хора и Сетха (а значит, не так ужи плохи. Подобное искушение – частый мотив в Текстах саркофагов» усопшему предлагают вкусить испражнений Осириса. В мире Дуата многое перевернуто, верхняя часть тела меняется местами с нижней, но вам необходимо устоять перед соблаз- ном. Вероятно, вам встретится и демон Иаау, живой символ перевернутого мира. Он питается экскрементами и пьет мочу, язык у него между ногами, а фаллос – во рту. Считается, что Иаау находился в чреве бога-творца еще до возникновения мира, однако затем был исторгнут вместе с испражнениями и стал воплощением скверны. Шесему Шесему – божество, с которым лучше не ссориться, а дружить. Как бог вина и маслоделия он, казалось бы, должен быть душой компании в Дуате. Возможно так оно и есть, однако Шесему использует свои орудия труда не только для отжима масла – его пресс расплющивает головы проклятых. Кроме того, он убивает богов и готовит блюда из их плоти, чтобы повелитель вместе седой вобрал в себя их силу. Впрочем, он же снабжает богов благовониями Глава 8. Загробный суди жизнь аху Итак, вы успешно справились со всеми испытаниями, что ждут усопшего на пути через Дуат, и прибыли к месту назначения в Зал Двух Истин, то есть зал, где заседает суд Оси- риса. Сначала вас допросят, а врата Зала потребуют, чтобы вы назвали по имени каждую их деталь (притолоки, например, остановят вас и скажут Не пройдешь ты мимо нас, пока не назовешь имена наши, – на что вам полагается ответить Имя тебе – Отвес Тота»). Наконец, врата спросят, какому богу следует о вас доложить Толмачу Двух Царств, – должны сказать вы Кто есть Толмач Двух Царств Тот. Заслышав свое имя, перед вами немедленно предстанет Тот и продолжит допрос самолично Итак, – скажет он, – зачем ты пожаловал Я пришел на суд, – ответите вы Каков ты есть Яне творил зла. Я бежал от распрей. Яне с теми, кто сеял смуту Кому возвестить о тебе Тому, чья крыша – пламя, стены – живые кобры, а пол вводах реки – Кто он таков Осирис. – Следуй далее, – говорят тебе. – Око – твой хлеб, Око твое пиво, Око – твое подношение на земле. Суд Осириса и совет сорока двух Всякого бога, какому служил на земле, узришь ты лицом к лицу. Песнь арфиста из гробницы Неферхотепа Осирис (крайний слева) наблюдает за взвешиванием сердца усопшего (крайний справа, в молитвенной позе) Итак, пришло время суда. В белых одеждах и белых сандалиях, умащенный миррой, с глазами, подведенными черной краской, вы заходите вслед за Анубисом в Зал Двух Истин и сразу же замечаете, что внутри он выглядит в точности как святилище его свод подпирают колонны, а верх стен украшают перья богини Маат и живые кобры с раздутыми капюшонами. По сторонам Зала стоит вооруженный караул – сорок два божества в обличьях мумий с человеческими, крокодильими, змеиными и львиными головами в париках, также увенчанных перьями Маат. Их суровые взгляды устремлены вперед, руки стискивают ножи. Из центра Зала за вашим прибытием торжественно наблюдают другие, более известные божества. Ближе всех к вам стоит Тот – его легко узнать по голове ибиса. Он держит палетку писца, чтобы вскоре записать ваш приговор. Впереди высится трон под балдахином на нем восседает зеленокожий, обвитый белыми пеле- нами Осирис с крюком и плетью в руках. Он молча наблюдает за происходящим. Позади стоят его сестры Исида и Неф- тида. От одного лишь присутствия столь высоких особу кого угодно разгуляются нервы однако при виде свирепой богини Аммут у вас начинают дрожать руки и ноги. Чудовище с пастью крокодила, телом полульва-полубарса и задними лапами гиппопотама (в ней соединились образы самых опасных тварей на свете) сидит около весов, готовясь пожрать вас, если злодеяния, совершенные вами при жизни, перевесят перо Маат. Богиня грозно щерит зубы. Кажется, она проголодалась Аммут (справа) терпеливо ждет, пока Тот запишет приговор умершему Под пристальным взором Осириса вы заверяете его, Владыку Истины, в своей невиновности. Вы клянетесь, что никого не предавали, не отнимали имущества у сироты, не делали того, что противно богам, не убивали и не повелевали убить. Затем вы в молитвенном жесте поднимаете руки и по очереди подходите к каждому из сорока двух младших божеств – тех, что пожирают плоть лелеющих зло и пьют их кровь. Вам нужно обратиться к каждому по имении назвать тот грех, в котором вы неповинны. О, Быстроногий, приходящий из Гелиополя, я не грешил вероломством, говорите вы первому. О Пламенный, приходящий из Хера- хая не запятнал себя воровством, – сообщаете второму, итак далее. Любознательному из Гермополя надо сказать, что вы не чревоугодник Свирепому Оку из Летополя – что вы не мошенник Костолому из Гераклеополя – что вы не лжец; Пожирателю Кишок из Дома Тридцати – что вы не клятвопреступник. Среди сорока двух прегрешений числятся пустая болтовня, угрюмый нрав, кража хлеба, дурное поведение, подслушивание, нетерпение и громогласность, а также более серьезные проступки – убийство священного быка, кощунство, совершенное в стенах своего города, и ворожба, направленная против царя. Наконец, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений на ваш счет, вы еще раз клянетесь в невиновности перед всеми богами и бодрым – может быть, даже чересчур бодрым – голосом напоминаете им, что пребываете на воде Истины Сердечный скарабей царя Себекемсафа с человеческой головой Теперь, когда сорок два божества удовлетворены, вам пора вновь предстать перед Осирисом. Анубис готовит весы, а Тот, на сей разв обличье павиана, вспрыгивает на их опору в центре (или садится подле них. Ваше сердце покидает тело, не причиняя боли, и, проплыв по воздуху, опускается на левую чашу весов. Некоторым усопшим в этот момент становится не по себе, но вам-то не о чем волноваться. Вашу мумию как следует к нему подготовили. Заклинание 30, начертанное на фигурке скарабея – амулете, который лежит над сердцем в вашем физическом теле, – волшебным образом скрывает все прегрешения, и Осирис узнаёт вас с лучшей стороны. Не свидетельствуй против меня на суде, – гласит заклинание, обращенное к сердцу, – не восставай против меня, не очерняй меня перед Владыкой Весов Итак, вы с довольной улыбкой наблюдаете, как ваше сердце покачивается навесах вровень с пером Маат; вам обеспечена долгая и счастливая загробная жизнь. Бог Тот, вернувший себе облик человека с головой ибиса, заносит вердикт в папирусный свиток и объявляет Великой Эннеаде, что он взвесил ваше сердце и признал ваши деяния праведными. В частности, отмечает он, выпри жизни не крали подношений из храмов и не лгали. Убежденная его словами Эннеада соглашается с оправдательным приговором, Хор вновь подводит вас к Оси- рису и сообщает, что ваше сердце оказалось праведными не грешило против богов. Итак, Тот записал вердикт, Эннеада его услышала, а богиня Маат засвидетельствовала. Вам нужно выдать пива и хлеба, чтобы вы могли провести вечность как подобает спутнику Хора. Теперь настал ваш черед обратиться к богам. Вот я стою пред тобою, о Владыка Запада. Нет скверны в теле моем, не говорил я заведомой лжи, не пятнает меня иная вина. Даруй мне, чтобы стал я одним из избранных, тех, что следуют за тобой, о Осирис, и да буду я одарен милостью великого бога любимым Господином Обеих Земель… Книга мертвых, гимн 30В 54 Затем боги объявляют вас «правогласным» спутником Осириса и любезно возвращают вам сердце. Бог Атум, воплощение сотворенного мира, возлагает вам наголову венок из цветов. Наконец, усталый, но ликующий, вы обретаете свободу и выходите через врата в дальнем конце Зала, напротив тех, в которые вошли Перевод В. В. Солкина. Прим. ред Жизнь аха – преображенного духа Нефертари играет в сенет, символически одерживая верх над невидимой противницей – смертью Оправданный на суде Осириса, вы покидаете его чертоги становитесь одним из блаженных усопших. Ваши духовные начала ка и ба воссоединились отныне вызоветесь ахом (см. врезку ниже. Сан аха получает не всякий усопший, а лишь тот, кто с честью проходит испытание судом. Ка и ба того, кто не сумел добраться до Осириса, не воссоединяются он навеки остается непреображенным – мут, «мертвым». Того, кто признан недостойным, ждет вторая смерть – в чудовищной пасти богини Аммут или же в руках «карателей Осириса… чьи пальцы остры, на божественной бойне». Аху и «враги» Каждый египтянин стремился после смерти стать ахом, а не «врагом». Слово ах сложно перевести скорее всего, оно означает не новую ступень духовной эволюции, а высокий сан, которым жалуют усопших. Считалось, что аху достигают единения со светом и пребывают в состоянии благодати, свободные и преображенные. Они вольны странствовать или обитать в любой части сотворенного мира – с богами на небе или со смертными на земле. Враги миропорядка – скорее некая группа существ, чем простоте, кого сочли недостойными благодати. Они существовали вовсе времена и олицетворяли собой силы хаоса. Вместо второй смерти «врагов» ждали вечные пытки и казни к примеру, их заставляли поедать собственные испражнения и ходить перевернутыми. Боги пили их кровь и готовили яства из их плоти. Очевидно, в Дуате было принято швырять врагов в котлы – в Книге пещер описаны три вида котлов, которые поддерживают растущие из земли руки Места Уничтожения. В первом котле горят головы и сердца врагов порядка во втором – они сами, обезглавленные и связанные в третьем – плоть, баи тени врагов Ра и Осириса. Два котла в левом пылают обезглавленные тела, а в правом сердца и головы Что дальше? Итак, суд позади. Осирис и сорок два младших божества убедились в вашей невиновности. Вы провозглашены ахом. А что же дальше Выбор богатый, ведь вы теперь можете пребывать в любой точке сотворенного мира. Причем необязательно выбирать что-то одно. К примеру, есть вариант провести загробную жизнь в свите солнечного бога – плыть в его ладье по небу, отражая атаки неприятеля, ив тоже время делать подношения и навещать негасимые звезды. Или вступить в чертоги Эннеады и стать подобным девяти великим богам, или мирно выпивать на берегах озера Двух ножей, а затем любоваться священными рыбами, плавающими в бирюзовой воде. Кроме того, у вас будет возможность поглядеть на Хора, вздымающего штандарты Тота и Маат. Трансформировавшись в аха, вы получите шанс некоторое время пожить ив царстве Осириса, деля с ним трапезы в чертогах Прекрасного Запада. Если хотите, можете на рассвете покидать Дуат, отправляться в окрестности своей гробницы, чтобы, скажем, поиграть в шашки, а на закате возвращаться в загробный мир. Есть и еще вариант – присоединиться к тем богам, что пытаются рассудить тяжбу Хора и Сетха. Однако в Книге мертвых не сказано, что вы сможете проводить время в обществе других усопших, даже ваших родных и друзей (разве что навещать родителей на Полях тростника см. ниже. Компанию вам составят лишь боги, которым вы уподобитесь в загробной жизни. Пребывающий среди богов сам обретает божественную природу. Ваше тело теперь сделано из лазурита, а волосы черны как смоль, но тоже с лазуритовыми прядками. Ваше лицо сияет, словно лик Ра, потому что покрыто слоем золота и инкрустировано лазуритом. Отныне вам предстоит носить белоснежные одежды из тончайшего льна и золотые украшения. После смерти каждая часть вашего тела впитывает священную силу и отождествляется с одним из богов. Вы становитесь Осирисом и Ра и вечно восходите над горизонтом, заливая землю светом Поля тростника и Поля подношений Пожалуй, самое известное место из тех, что доступны после смерти, – Поля тростника, изображенные и описанные в Книге мертвых (гимны 109 и 110). На этих полях есть уголок специально для вас. Проникнув за высокие железные стены, преграждающие путь недостойным, вы доберетесь до Полей тростника на лодке – в составе процессии, где движется и солнечная ладья самого Ра. Высадившись на берег, вы увидите два огромных дерева из бирюзы – меж ними каждый день восходит солнце – и сможете лично засвидетельствовать почтение всем богам великой Эннеады. Затем вы отплывете по течению реки к полям, которые будете возделывать. Река пронесет вас мимо гори водоемов – в том числе и Потока белых гиппопотамов. В Книге мертвых сказано, что длина этого озера – тысяча лига ширь его неведома. В нем нет рыбы в нем не водятся змеи. Обратите внимание и на другое озеро – то, что называется Рога госпожи очищения. Оно достигает тысячи лиг в длину и ширину. Некоторое время спустя вы доберетесь до своего земельного надела. Разумеется, вам не придется самому гнуть спину в полях. С помощью волшебных чар вы призовете ушебти (или шауабти) – работников, способных справиться с любым Около 5 тысяч километров в метрической системе. Прим. ред делом. Чтобы ушебти трудились на совесть, в вашей гробнице должны храниться их статуэтки, на которых вырезан текст шестого изречения из Книги мертвых. Ваши работники будут пахать, сеять и собирать урожай в присутствии душ востока благодаря их усилиям на полях взойдет ячмень в пять локтей высотой, а колосья пшеницы вытянутся и до семи локтей. В этом волшебном царстве, где все исполнено животворной силы, вы и сами подрастете до девяти локтей. Тут царит изобилие, нонет ни единой твари из тех, что докучали вам на земле. Как и при жизни, здесь можно пахать, жать, есть, пить и совокупляться вот только отчего-то нельзя кричать. Отправив ушебти работать в полях, вы должны отыскать цаплю изобилия – она снабдит вас всем необходимым, включая пищу и питье. Теперь вы снова можете пуститься в путь он проведет вас мимо городов с необычными названиями город Великой богини, Топь, город Праведных подношений, город Снеди, город Млечной богини, город Единения. Затем вы попадете в Кенкенет, где сможете почтить своих родителей. Теперь вам предстоит вернуться к богам Эннеады, ведь они готовы бесконечно слушать хвалы в свой адрес Работы на Полях тростника Ушебти работают в загробном царстве вместо усопших |