Лекции по сик. СИК 1. Тексты лекций. glТема Введение в дисциплину Современная история Казахстана
Скачать 498.8 Kb.
|
Тема 2 Казахстан на пути к Независимости: этапы формирования идеи национального государства Цель: дать студентам необходимые знания об основных этапах формирования идеи национального государства. Основные положения: Социально-экономическая ситуация в Казахстане в начале ХХ века. Формирование казахской интеллигенции. Влияние просветительских идей джадидизма. Национально-освободительное восстание 1916 года. Февральская революция в России и ее влияние на Казахстан. Ключевые слова: джадидизм, новометодные школы, переселенческая политика, изъятие земель, Временное правительство, Советы. 1. Социально-экономическая ситуация в Казахстане в начале ХХ века. ХХ век Казахстан встретил как колониальная периферия Российской империи. Территория Казахстана была расчленена. Царизм проводил здесь колониальную политику направленную на полное слияние Казахстана с другими частями России. Туркестанское генерал-губернаторство. Центр – г. Ташкент Входили: Сыр-Дарьинская область и Семиреченская область. Степное генерал-губернаторство. Центр –г. Омск Входили: Акмолинская, Семипалатинская, Уральская и Тургайская области. Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская – в Закаспийскую область. Киргизский край. Туркестанский край. Всероссийская перепись 1897 г. На территории края проживало – 4.2 млн. чел. Из них – 3.4 млн. (82%) казахи. В 1914 году население составляло – 5.9 млн. чел., Из них - 3.8 млн. (65%) казахи. Военно-казачья колонизация. С XVIII века и до середины XIX века осуществлялась военно-казачья колонизация территории Казахстана. Из 11 казачьих войск 4 располагались в Казахстане. На западе – (яицкое) уральское и оренбургское казачество. На юге – семиреченское казачество. На севере и востоке – сибирское казачество. Казачьим войскам принадлежало 19.5 млн. десятин плодородных земель. Подушевой надел на одного казака – 180 десятин земли. Крестьянам полагалось 15 десятин земли на душу. Ликвидация казачества. Юридическая основа ликвидации казачества – декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Крестьянская колонизация. В начале ХХ в. царизм начал новой этап колонизации казахских земель. 1901 год – Закон об отводе казенных земель частным лицам. 1904 год - образование Переселенческого управления. 6 июня 1904 года – Закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев». Переселение решало следующие задачи: а) Решение аграрного вопроса в России; Утоление земельного голода в Центральных губерниях России; в)_Отвлечение от революционной борьбы; с) Создание социальной опоры на национальных окраинах. Статистические экспедиции В.Кузнецова, П.Румянцева, Ф.Щербины, А. Скрыплева, А. Переплетчикова и др. должны были определить пути и способы изъятия казахских земель, оросительных систем. Были изданы десятки томов материалов по киргизскому землепользованию. Территория Казахстана была разделена на 5 переселенческих районов: Тургайско-Уральский, Акмолинский, Семипалатинский, Сыр-Дарьинский и Семиреченский. Катализатором переселенческого процесса стала Столыпинская аграрная реформа. Ее суть состояла в разрушении общины и выделении крестьян на отруба, хутора. Выделяющимся крестьянам были обещаны земли на востоке: в Сибири и Казахстане. К 1917 г. в Казахстан переселилось 1,5 млн. крестьян и было изъято 45 млн. десятин плодородных земель. Это усилило обнищание и разорение казахов и углубило кризис кочевого скотоводческого хозяйства. В социально-экономическом отношении край являл собой обширную докапиталистическую аграрную периферию. Сосуществование патриархально-феодального и капиталистического укладов обостряли социальную напряженность и дифференциацию общества. Изменения в традиционном хозяйстве казахского общества№ Земледелие. От переселенцев переняли: Неполивное земледелие. Тяжелой степной плуг, борону с зубьями, серп и косы. Сельскохозяйственные машины, работавшие на конной тяге, - молотилки, жнейки, сеялки. Наряду с традиционными культурами - просо, джугара, получили распространение пшеница, ячмень, овес и рожь. Изменился рацион питания – хлеб, лапша, каши. По данным 1897 г. уд. вес казахов, занятых земледелием составлял – 55,4%. Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской области. В Капальском уезде Семиренской области в 1910 г. 81% казахских хозяйств занято земледелием. В Верненском -79,3%. В Кустанайском уезде – 88%. Спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовал росту посевов пшеницы, ячменя и овса. Расширялись посевы риса, бахчевых и огородных культур. Росло поголовье крупного рогатого скота. Стал изменяться социальный состав населения. Появилась прослойка богатых людей-скотопромышленников, имевших крупные суммы наличных денег. Отходники. Нельсон Фелл и бай Адамбай. Возникновение очагов промышленности, банковской системы Реформы колониального управления создали условия для экономического освоения Казахстана царизмом. К рукам стали прибираться богатейшие месторождения полезных ископаемых. Здесь орудовали купцы Ушаковы, Поповы и др. Уголь, полиметаллы, нефть и др. Купец Никон Ушаков за 255 руб. купил Карагандинское месторождение угля, за 114 руб. Саранское, Жезказганское месторождение меди за 100 руб. На их базе были основаны Спасско-Воскресенский и Успенский рудники. Большинство предприятий было кустарными, мелкими. Получили развитие горнодобывающие, горнозаводские, а также обрабатывающие предприятия. Горная промышленность развивалась на Алтае и в Центральном Казахстане. Соледобывающие промыслы в западном и северо-восточном регионах. В Западном Казахстане, в Урало-Эмбинском районе добывалась нефть. Разработкой нефтяных месторождений занимались в 1912-1914 годах: «Западно-Уральское нефтяное общество», «Урало-Эмбинское общество», «Северо-Каспийская нефтяная компания», владельцами которых были английские капиталисты. В целом, в промышленности края преобладали предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные, винокуренные, маслобойные и др. Появляются шерстяно-суконные фабрики, мясоконсервные и хлопкоочистительные заводы. Проникновение иностранного капитала. Английские, французские предприниматели. В 1850 годах в Спасске был построен медеплавильный завод. Его история тесно связана с Карагандинским бассейном, уголь которого обеспечивал нужды завода. Была построена узкоколейка. В 1904 году Карагандинские угольные копи, Успенский медный рудник и Спасский медеплавильный завод были сданы в концессию французскому предпринимателю Карно — сыну бывшего французского президента. В 1907 году угольные шахты бассейна перешли во владения «Акционерного общества Спасских медных руд», основанным в Лондоне Джимом Гербертом. Американцы были держателями акций «Спасского общества». Американский капиталист Гувер и миллиардер Морген являлись участниками русско-азиатской корпорации, учредившей в Казахстане два «дочерних» общества, монополизировавших эксплуатацию Риддерских полиметаллических месторождений и Экибастузского угольного района. В 1896 г. Зыряновское месторождение было передано французам. Учреждено «Зыряновское горнопромышленное общество». В 1904 г. австрийский князь Бурп-и-Таксис, приобрел в концессию все алтайские месторождения. 11 мая 1918 года В.И. Ленин подписал постановление СНК РСФСР о национализации Спасского медеплавильного завода и других предприятий. Спустя несколько лет завод был закрыт. Торговля. Разъедная-меновая, ярмарочная, стационарная. Наиболее крупной была Кояндинско-Ботовская ярмарка, основанная в 1848 г. недалеко от Каркаралинска (в 300 км от Караганды). Оборот 5 млн. руб. Ярмарка действовала вплоть до 1930 года. Неэквивалентный обмен. За самовар стоимостью 6-7 рублей просили 20-25 баранов. 1 баран – 2.5-3 рубля.Корова – 15-20 рублей; Лошадь – 25-30 рублей. Банковская система. Во второй половине XIX в. открываются первые кредитные учреждения, банки. Оборот Семипалатинского банка в 1895 г. составлял - 22,3 млн.руб., что свидетельствует о быстром росте буржуазии. Появляются города их число доходит до 30 К 1914 году в Казахстане действовало 44 банковских учреждения, 345 кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. Основным банком был Государственный банк. Филиалы Государственного и коммерческих банков действовали в Уральске, Омске, Петропавловске, Семипалатинске, Верном и др. городах. Наибольшее развитие получили операции по непосредственному кредитованию торгово-промышленной клиентуры – учет векселей и ссуды под залог товаров. На крупных ярмарках возникали кредитные учреждения. Вексель – ценная бумага, удостоверяющая перетекание одного обязательства в другое обязательство и дающее право векселедержателю получение от должника определенной в векселе суммы. Транспорт. Была построена ж/д Оренбург-Ташкент, через Северный Казахстан проходил участок Великой сибирской магистрали, запланировано строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. К 1917 г. было проложено всего 2793 версты ж/д. Гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам: Семипалатинск-Верный-Ташкент, Оренбург-Гурьев, Петропавловск-Кокчетав-Акмолинск и др. Речной транспорт. Грузы по Иртышу перевозили пароходные компании «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» и др. В 1911 году по Иртышу ходили 73 парохода и 214 непаровых судов и барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и Семипалатинском. В Казахстане насчитывалось 675 фабрично-заводских предприятия. Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла 75 тыс. человек, а в 1917 г. - 90 тыс. человек. Положение рабочего класса. Тяжелые условия труда. Продолжительный рабочий день. Мизерная зарплата. Отсутствие социальных гарантий. Борьба рабочих за свои права. 2.Формирование казахской интеллигенции. Влияние просветительских идей джадидизма. Во второй половине XIX века национальную интеллигенцию представляли выходцы из традиционной элиты, окончившие первые светские учебные заведения: Ч. Валиханов, Т. Сейдалин, М. Бабаджанов, С. Жантюрин. Турар Рыскулов: «До революции 1905 года среди казахского населения можно было отличить два вида интеллигенции. Одни — интеллигенты, персонально выдвинувшиеся из остальной среды в разное время, вроде Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, правда, немногочисленные, получившие русское образование, которые стремились при содействии русской власти приблизить казахов к европейской культуре. Другие — получившие воспитание в татарских, башкирских и других мусульманских школах, стремящиеся путем распространения культуры Востока просветить казахский народ». Перед Октябрьской революцией у казахов был очень тонкий слой интеллигенции: всего около 100 человек имели высшее и незаконченное высшее образование, около тысячи являлись выпускниками гимназий, прогимназий, училищ, а также несколько тысяч лиц, окончивших восточные учебные заведения. Те из них, которые получили европейское образование, формировали своеобразный политический климат в начале XX века. Алихан Букейханов: Два политических течения в казахской степи: Одно — взявшее ориентацию на Бухару и Туркестан, традиционное панисламистское течение. Это направление проповедовали различные деятели ислама, воспитанные в медресе Казани, Бухары, Уфы. Они пытались повернуть взоры казахов на Восток. Второе течение — модернистское, ориентированное в основном на цивилизованный Запад. К этому течению относились выросшие в русской среде представители казахской интеллигенции, руководимые Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мыржакыпом Дулатовым, Жакыпом Акпаевым, Алимханом Ермековым. Таким образом, в начале XX века на историческую арену выходит передовая казахская интеллигенция, которая считала главным в своей политической деятельности защиту как национальных, так и общечеловеческих ценностей. Руководители движения: Алихан Букейханов; Ахмет Байтурсынов; Мыржакып Дулатов, Жакып Акпаев, Мустафа Шокай, Мухамеджан Тынышбаев, Бахытжан Каратаев, Халел и Джанша Досмухамедовы и другие — в большинстве своем выпускники высших учебных заведений и училищ Петербурга, Москвы, Варшавы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга. Джадидизм (с араб. новый) Общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца ХIX — начала XX вв. Джадидизм - движение за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин. Просветители - Исмаил Гаспринский, Хусаин Фаизханов, Муса Бигеев и др. Прогрессивные представители татарской и среднеазиатской буржуазии и духовенства. Джадиды находились под огромным влиянием европейской политической мысли, особенно конституционных идей, а также младотурецкого движения в Османской империи. Исмаил Гаспринский и новометодные школы. Звуковой метод. Новый звуковой метод в преподавании языка во много раз увеличивал скорость усвоения материала. Эта реформа в сфере образования стала альтернативой господствовавшему долгое время в системе мусульманского образования старому методу. «Звуковой метод» («Фонемо-буквенный аналитико-синтетический метод») система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова. Пример: На первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитнопроизносимые слоги МАС-КА. Идеи джадидизма проникают в Казахстан и Туркестан. Открываются новометодные школы в Петропавловске, Акмолинске, Уральске, Верном, Актюбинске , Перовске (Кызыл-Орда). Начиная с 1900 г. отдельные старометодные мектебы и медресе постепенно преобразовывались в «новометодные». К 1917 году в Казахстане работали около 100 новометодных школ, где обучение велось по методу джадидов. Гаспринский прикладывает огромные усилия для создания светской национальной элиты. Начальная джадидская школа давала лишь первичный уровень подготовки, поэтому в конце XIX века создаются учительские курсы и джадидские медресе, как центры подготовки новой элиты. Эти школы играли большую роль и для становления казахской интеллигенции. В них обучались сотни молодых казахов, выходивших по окончании учителями (мугалимами) и составлявших кадры казахской интеллигенции. Таким образом, просветительские идеи джадидизма ставили одну конечную цель – видеть свой народ просвещенным, свободным от невежества, национальной замкнутости, достойным, равным среди других народов империи. Достижению этой цели должно было служить все новое, имеющееся в цивилизованном мире – это достижения науки, культуры. На рубеже ХІХ-ХХ веков колониальный Казахстан вступил в качественно новый этап своего интеллектуального развития. Рождение казахской интеллигенции новой формации. В общественном сознании она утвердилась под названием «оқығандар» - «образованные» и «зиялылар» - «интеллектуалы». Социальная база интеллигенции нового типа была широка. Среди «оқығандар» и «зиялылар» были вчерашние бедняки (О.Жандосов, Ж.Аймауытов, М.Дулатов), дети среднего слоя (С.Мендешев, А.Байтурсынов), потомки степной аристократии (М.Шокай, Н.Тюрякулов, Ш.Кудайбердиев), интеллигенция во втором поколении (С.Асфендиаров, А.Беремжанов, Б.Каратаев) иКазахи, которые издревле с уважением отнеслись к образованности и науке, воочию увидели преимущество знаний, полученных в русских учебных заведениях. Теперь они охотно отправляли своих детей учиться в светские школы. Просветительство стало ведущим направлением общественно-политической мысли казахского социума второй половины ХІХ века. Историческая миссия новой национальной интеллигенции – привести народ к свободе и быть во главе независимого Казахстана – осталась нереализованной. Причин тому много. Сказывались политическая неискушенность народа, незавершенность формирования национальной буржуазии, административно-территориальная раздробленность казахской земли, политические хитросплетения большевистского руководства и т.д. и т.п. Но, как бы то ни было, интеллектуальное возрождение составило главный итог развития казахского общества начала ХХ века. Национальная интеллигенция разбудила великую степь. Призыв М.Дулатова: «Оян, қазақ!» - «Проснись, казах!», отражая содержание переломного этапа, оправдал себя и исторически, и политически, и методологически, и теоретически. 3. Национально-освободительное восстание 1916 года. Участие России в первой мировой войне принесло трудящимся Казахстана тягчайшие страдания. Экономический кризис, неудачи царизма на фронте, увеличение налогов и т.д. ухудшали положение народа. Таким образом складывались объективные предпосылки борьбы за свободу и независимость. Причины восстания 1916 года: колониальный, национальный гнет, произвол местных властей, политика русификации, массовое изъятие пастбищных земель у казахов под переселенческие фонды (45 млн. десятин), мобилизация мужского населения на фронт. массовая реквизиция скота и фуража, Неимоверное возростание налогов, резкое ухудшение положение рабочих в городах, на промышленных предприятиях. Повод к восстанию 1916 г. : указ царя от 25 июня 1916 г. о реквизиции мужского инородческого населения на тыловые работы. Всего должны были мобилизовать ок.500 тыс. казахов, узбеков, таджиков и др. Восстание охватило все национальные окраины. Представители национальной либеральной и буржуазно-демократической интеллигенции руководили повстанческими отрядами: в Семиречье - Т.Бокин и Б.Ажикеев., Букеевских степях - С.Мендешев, А.Айтиев, Тургае - А.Джангильдин. и др. Позиция лидеров «Алаш»: Призвали казахов выполнить Указ царя. Во-первых, они считали, что нависшая над Россией внешняя опасность в полной мере касается и казахов, являющихся их подданными. Во-вторых, в случае победоносного для России исхода войны они надеялись на облегчение участи казахов и создании национальной автономии. Однако к осени 1916 г. оно было подавлено. 300 тыс. казахов спасаясь репрессий ушли в Китай. Другим крупным очагом восстания была Тургайская область. Руководитель Амангельды Иманов. Здесь восстание продолжалось вплоть до 1917 г. и слилось с февральской революцией. Причины поражения: слабая организация; стихийность выступления; отсутствие единого плана совместных действий; разрозненность и отсутствие единого руководства; плохое вооружение у восставших. Последствия восстания. Жестокое подавление восстания и репрессии. Комиссия А.Ф. Керенского для расследования событий. Изучив события на месте, он возложил вину за происшедшее на царское правительство, обвинил министра внутренних дел в превышении полномочий, потребовал привлечения к суду коррумпированных местных чиновников. Значение восстания 1916 года. Рост национального самосознания; Осознание национальных интересов, пробуждение активной политической деятельности; Школа вооруженной борьбы против царского самодержавия. Впервые после национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 г. имело всеказахский характер, охватив все регионы обширного края. 4. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияния на Казахстан. В феврале 1917 г. в России победила буржуазно-демократическая революция. Царское самодержавие было свергнуто. В стране установилось двоевластие: Советы и Временное правительство. Советы рабочих и солдатских депутатов были созданы в Омске, Ташкенте, Семипалатинске, Верном, Петропавловске, Перовске, Казалинске, Кустанае, Актюбинске и др. городах. Наряду с Советами были созданы и органы буржуазной власти: исполкомы, гражданские комитеты, назначены областные и уездные комиссары Временного правительства. Их опорой были Уральские, Оренбургские, Семиреченские и Сибирские казачьи войска. Буржуазное Временное правительство проводило нерешительную политику. Не решались многие вопросы: как передача земли крестьянам, ликвидация национального гнета и т.д. Продолжалась империалистическая война. Положение народов России продолжало ухудшаться. Назревал кризис власти. [kgl]. [gl] |