Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Концептульные и актуальные проблемы истории Казахстана.

  • 2. Предмет, цели и задачи курса «

  • 3. Источники и историография СИК

  • 4. Периодизация СИК.

  • Лекции по сик. СИК 1. Тексты лекций. glТема Введение в дисциплину Современная история Казахстана


    Скачать 498.8 Kb.
    НазваниеglТема Введение в дисциплину Современная история Казахстана
    АнкорЛекции по сик
    Дата19.12.2021
    Размер498.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСИК 1. Тексты лекций.docx
    ТипЗадача
    #308873
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    [gl]Тема 1. Введение в дисциплину «Современная история Казахстана»
    Цель: дать студентам представление о современной истории Казахстана как науке, ее задачах, методах изучения, целях преподавания, этапах становления и т.д.

    Основные положения: Концептуальные и актуальные проблемы истории Казахстана.Предмет, цели и задачи курса Современная история Казахстана (СИК). Источники и историография СИК. Периодизация СИК.

    Ключевые слова: предмет, метод, источники, историография, периодизация и др.


    1. Концептульные и актуальные проблемы истории Казахстана.

    В 1995 г. принята Концепция становления исторического сознания в РК.

    Цель концепции - определение основных приоритетов государственной политики в формировании исторического сознания.

    Задачи Концепции: — определить основные ориентиры исторического знания;

    — обозначить главные проблемы исторической науки в переходный период и возможные направления их решения;

    — наметить пути реформирования исторического образования и просвещения.

    Раньше, история Казахстана интерпретировалась как одна из составных частей единой истории СССР.

    Ныне, ее следует, рассматривать в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии.

    Взгляд на прошлую историю нуждается в корректировке.

    Обществу нужна подлинная история, свободная от идеологических догм, схематизации, упрощении и натяжек.

    Вместе с тем: Недопустимо нигилистическое отношение как к исторической науке в целом, так и к исследованиям отдельных периодов.

    Необходимо сохранение преемственности, использование накопленных исторических знаний, уважительное отношение к ученым прошлых поколений.

    Требует преодоления моноцентристское мировоззрение, согласно которому достижения человеческой культуры и техники приписывались исключительно европейской цивилизации.

    Богатейшее культурное и историческое наследие народов Востока оценивалось как архаичное, традиционалистское, патриархальное.

    Недооценка роли кочевых цивилизаций в мировой истории;

    Развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования.

    В то же время кочевые цивилизации дали миру искусственное водоснабжение, переносное жилище, типы одежды и утвари, мемориально-культовую архитектуру, - «звериный» стиль в искусстве, устную литературу, тенгрианство, зороастризм и многое другое.

    Программная статья Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой Степи»

    Преодоление подобных взглядов позволит определить адекватное место истории Казахстана в мировом историческом потоке.

    Она будет закономерно восприниматься как органичная часть евразийской истории, тюркской истории, как составная истории кочевых цивилизаций и стран исламского мира, как часть мировой истории.

    Требуют комплексного изучения происхождение этнонима «қазақ»;

    этногенез казахского народа;

    становление казахской государственности;

    эволюция кочевого общества;

    Отсутствует признанная периодизация истории Казахстана;

    Не проводится разграничение истории Казахстана и истории казахского этноса.

    Объективной оценки требует история присоединения казахских ханств к Российской империи.

    С позиции реализма следует рассмотреть развитие Казахстана в составе СССР.

    Ждут своего исследования проблемы, связанные с историей переселения и депортации этнических общностей в Казахстан и обретение ими здесь своей родины.

    Необходимо использование методов и приемов мировой историографии. Применение проблемного, описательного, сравнительного, структурного, феноменологического, идеографического методов, исторического и критического анализа, метода аналогий и других методов должно придать импульс исследованиям, позволив ввести в проблемное поле истории обширный фактологический материал, по-новому интерпретировать известные исторические положения.

    Историческая наука, применяя герменевтический подход к исторической реальности должна попытаться оценивать факты с позиций изучаемого времени. Исходя из цивилизованной теории необходимо опираться на идею вариативности исторического процесса, учитывать самоценность культур, историй народов.

    При описании событий прошлого не ограничиваться обращением лишь к политической истории стран, к деятельности политической элиты, а исследовать также историю духовной и материальной культуры во всем многообразии ее проявлений.

    Необходимо обновить понятийный аппарат, отказаться от устаревшей идеологизированной терминологии.

    Исторической науке Казахстана предстоит:

    — воссоздать объективную картину исторического прошлого, преодолевая, по возможности, фрагментарность и тенденциозность исторического знания;

    — усилить внимание к древней и средневековой истории;

    — переосмыслить историю Казахстана советского периода;

    — расширить исследование проблем новейшей истории страны;

    — изучать историю казахских диаспор;

    — различая историю страны и историю этносов, ее населяющих, уделять должное внимание истории этнических групп Казахстана.

    5 июня 2013 г. в ЕНУ им. Л. Гумилева под председательством Государственного секретаря М. Тажина состоялось расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан.

    М. Тажин выделил пять основных позиций по обсуждаемой теме и дал конкретные поручения.

    Первое. Национальная история должна стать центральным звеном среди общественных наук.

    Второе. Нужно выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана. Она должна быть тесно увязана со всемирной историей, четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации.

    Третье. Первостепенное внимание уделять сбору, систематизации и классификации всего имеющегося у нас и за рубежом исторического материала о Казахстане. Нужно тщательно исследовать все основные зарубежные хранилища исторических артефактов (это касается и новейшей истории), а также изучить вопрос о возможности репатриации этих исторических материалов в страну, либо, если это невозможно, осуществить их копирование с обеспечением последующего доступа для ученых и широкой публики.

    Четвертое. Среди приоритетов – изучение центрально-азиатской номадической цивилизации, хранителем которой в настоящее время является казахский этнос.

    Пятое. В повестке дня остро стоит вопрос подготовки качественных учебников по истории.

    Гос.секретарь поручил МОН РК подготовить и представить на рассмотрение Межведомственной рабочей группы план подготовки (написания) и внедрения в учебный процесс двух базовых учебников истории Казахстана: национальной истории с древнейших времен и до настоящего времени; а также новейшей истории независимого Казахстана.
    2. Предмет, цели и задачи курса «Современная история Казахстана».

    Что изучает наука история?

    История это наука, которая изучает прошлое и все, что происходило в нем.

    "Народ, забывающий свою историю, обречен повторить ее".

    "Зная прошлое, легче овладеть настоящим, еще легче строить ориентиры на будущее."

    "Историческое познание выполняет в социуме те же функции, что и память в жизни человека. Подобно тому, как индивид, лишенный памяти утрачивает способность к личностному самоотождествлению, так и общество с расстроенным историческим сознанием обрекает себя на утрату того генетического кода, без которого немыслимо его нормальное существование."

    «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Рассматривая историю с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны...» (Маркс К. и Энгельс Ф., том IV, стр. 8  — Немецкая идеология, гл. I).

    Если представить общество как систему, где отдельные элементы связаны друг с другом во времени и пространстве, то функции связи во времени осуществляются именно историей и историческим сознанием.

    Предметом курса «Современная история Казахстана» является изучение в целостном виде исторических событий, явлений, фактов, процессов, выявляющих исторические закономерности, имевших место на территории Казахстана в ХХ веке и до наших дней.

    Целью преподавания СИК является : познание основных этапов исторического прошлого отечественной истории с начала XX века до наших дней.

    Знание истории своей Родины является естественной потребностью мыслящей части общества.

    Основными задачами курса являются: сохранение исторической памяти,

    познание закономерностей общественного развития,

    консолидация общества на основе общности истории.

    Задачи курса: выявить сущность и противоречия истории Казахстана в советский период в социально-экономической, политической, культурной сферах;

    выявить исторические предпосылки возникновения независимого Казахстана;

    осветить процесс формирования полиэтнического состава населения Казахстана, судьбы депортированных народов;

    выявить историческую роль Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева в становлении и укреплении суверенного государства, в обретении Казахстаном достойного места в международном сообществе;

    проанализировать ход, этапы политического, экономического и социально-культурного реформирования в независимом Казахстане, проведения курса делимитации границ; осуществления переноса столицы и строительства города Астаны;

    раскрыть процесс вхождения страны в мировое и региональное сообщество государств как субъекта международных отношений;

    способствовать формированию гражданской позиции студентов, умения ориентироваться в событиях внутренней жизни государства и международных отношениях.

    устранения на основе новых данных науки "белых пятен" истории;

    воспитания чувства глубокого уважения к историческому прошлому своей страны и законной гордости ее вкладом в мировую цивилизацию.

    Методология дисциплины «Современная история Казахстана» Методология — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Она исходит из цивилизационной теории, опирающейся на идею вариативности исторического процесса, учитывающей самоценность культур, историй народов.

    В процессе преподавания СИК будут использоваться проблемные, описательные, сравнительные, структурные методы, исторического и критического анализа, метода аналогий.
    3. Источники и историография СИК

    Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс  и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события

    • Источники подразделяются на:

    • Археолого-этнографические;

    • Письменные;

    • Устные .

    Археолого-этнографические источники служат основой для суждений о древнейшей, древней и средневековой истории.

    Письменные источники. По древнему и средневековому периодам есть письменные источники на китайском, античных, персидском и тюркском языках. По истории средних веков Казахстана существуют многочисленная арабо-персидская, тюркская литература (записки путешественников, политические трактаты, художественная литература, научные исследования.)

    Устные материалы: Легенды;

    Мифы;

    Предания;

    Сказания;

    Эпос;

    Шежире;

    Важно помнить, что не существует объективных исторических источников: каждый источник субъективен в силу своего происхождения – как результат деятельности человека.

    Периодические издания - наиболее оперативный источник исторической информации, которые можно разделить на три группы:

    -   специализированные научные журналы;

    -   издания общегуманитарной и непрофильной для историков тематики;

    -  популярные и узкотематические журналы.

    получили свое развитие и фонды специфических источников, к которым относятся главным образом архивные материалы и музейные экспонаты. Предпринимаются попытки публикаций архивных материалов в открытой печати, например: «История Казахстана: исследования и документы» («Политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 г: сб. документов» (сост. И.Бухонова; Алматы, 1998) и др.)

    Современная история получает отражение в новых формах исторических источников. Информация о человеческой деятельности содержится, наряду с привычными для исследователей, также и на нетрадиционных, именуемых электронными, носителях. 

    Интернетресурсы. официальные представительства Президента РК, правительства, аналитических центров, республиканских газет, акиматов, профессиональных и общественных объединений, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Научные библиотеки, включая областные универсальные, технические, вузовские, национальные и республиканского значения участвуют в создании Интернет-ресурсов исторической тематики. Это порталы и сайты с электронными каталогами, краеведческими материалами, полнотекстовыми тематическими базами данных и электронными библиотеками.

    Основные группы интернетресурсов.    представительские, где представлены сведения о различных организациях, проектах, фондах, учреждениях, включая вузы, библиотеки, архивы;

    -   научные, где размещаются текстовая, картографическая, изобразительная информация, а также электронные периодические издания;

    -  образовательные, которые включают учебные программы и курсы, полные тексты учебной и учебно-методической литературы, коллекции рефератов.

    Отечественная и зарубежная историография СИК.

    Историография — в узком смысле слова, это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе (например, историография движения Алаш), или же совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).

    Историография  в широком смысле— это  специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.

    Советская историография (1920-1991 годы) .

    Партийность.

    Заданность.

    Классовый подход.

    Закрытые темы.

    «Белые пятна» истории.

    Зарубежная историография.

    Субъективизм.

    Отечественная историография СИК. Монографии,

    научные статьи,

    диссертации,

    материалы научных конференций,

    учебники и т.д.

    Н.А. Назарбаев. На пороге ХХI века;

    В потоке истории;

    Без правых и левых;

    Критическое десятилетие;

    Эпицентр мира;

    В сердце Евразии;

    Казахстанский путь;

    Эра Независимости и др. Всего 27 трудов.

    Труды ученых-историков Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова;

    Института стратегических исследований при Президенте РК;

    Института истории государства комитета науки МОН РК;

    Исторических факультетов вузов Казахстана.

    Учебники: Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). 1935. Переиздано в 1993. А-А.

    Панкратова А., Абдыхалыков М. История Казахстана. (1943);

    История Казахской ССР. В двух томах. 1957.

    История Казахской ССР. В пяти томах. (1977-1980);

    Учебники независимого периода развития Казахстана Абилев А.К., Евдокимов В.В. Казахстан в древности. Караганда. 1991.

    История дореволюционного Казахстана. Кузембай-улы А. А-А., 1992.

    История Казахстана. Очерк. Алматы. 1993.

    Кузембай-улы А., Абил Е. История Республики Казахстан. Учебное издание. Алматы. Санат. 1998.

    Кан Т.В. История Казахстана. Пособие для студентов. Алматы. 1998.

    История Казахстана. Артыкбаев Ж.О. Алматы. 1999.

    История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. – Алматы: «Атамұра», 1996 – 2010.

    История Казахстана и Центральной Азии: Учеб.пособие. Абусеитова М.Х. и др. Алматы: Дайк-Пресс, 2001.

    Зарубежная историография СИК весьма дифференцирована и противоречива.

    Збигнев Бжезинский, Линда Бенсон и Ингвар Сванберг, Катрин Пужоль, Мари Карин фон Гумппенберг, Роберт Легволд, Ариэль Коэн, Бхавна Дэйв (Деви).

    Книга 3. Бжезинского –
    «Великая шахматная доска». США является «единственно истинной супердержавой» способной разыграть свою шахматную партию и удержать свое мировое превосходство.

    Мнение Бжезинского об идее евразийства, где он поддерживает предложенный президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым вариант умеренного и прагматичного евразийства.

    Линда Бенсон и Ингвар Сванберг-
    «Последние кочевники Китая: история и культура китайских казахов». Главная идея книги - в течение последних 150 лет казахи были объектом имперской политики России и Китая. События 1991 г. изменили не только положение казахов в их собственной республике, но и неизбежно потребовали пересмотра китайской политики в отношении казахов в Синьцзяне.

    Книга фр. востоковеда Катрин Пужоль «Казахстан». Полностью посвящена независимому Казахстану.

    «Казахстан вступил на международную арену благодаря своему президенту Нурсултану Назарбаеву, а также своему исключительному энергетическому и стратегическому потенциалу …». Будущее Казахстана связано с эволюцией казахского социума в сторону современного общества и завершения его модернизации по западному образцу.

    Книга Мари-Карин фон Гумппенберг «Строительство государства и нации в Казахстане». (Германия). Затрагивает проблемы казахстанской идентичности.

    Критическая часть книги - четыре фундаментальных мифа: «миф о завоеванной независимости, миф о единстве казахов, миф о трагической судьбе и миф о сияющем будущем». Основной вывод автора: а имело ли место на самом деле образование казахстанской идентичности?

    Р. Легволд «Мыслить стратегически: великие державы, Казахстан и центрально-азиатские связи» (США). В качестве угроз постсоветскому пространству Легволд выделяет три: русское демографическое присутствие (в первую очередь в Казахстане), российских исламистов и, наконец, собственно Россию как фактор постсоветской политики, ее вовлеченность в политику практически всех республик.

    Общими для всех центрально-азиатских государств проблемами Легволд считает уязвимость и неопределенность границ, а также нерешенность использования нефтегазовых ресурсов. Судьба поставила Казахстан в центр пересекающихся связей во Внутренней Азии. Потенциал угроз стабильности и безопасности региона еще значителен. Поэтому США и их союзники не должны допустить возникновения в Центральной Азии хаоса, экстремизма и конфликтов.

    Ариэл Коэн
    «Казахстан: дорога к независимости» (США). Данная работа охватывает всю основную проблематику постсоветской республики с упором на энергетические проблемы. Автор видит в стране будущего «евразийского тигра». Казахстан — это гораздо большее, чем источник углеводородов. Это успешная модель развития для всего евразийского пространства, для мусульманского мира и стран с переходными экономиками.

    Марта Брил Олкотт «Казахи». Книга посвящена истории казахов от ее появления в середине пятнадцатого века до наших дней. Рассматривается положение казахов в царской России, революционный и советский Казахстан, борьба за автономию. Также затрагивается проблема обретения Казахстаном независимости и его современная история.

    «Казахстан: невыполненное обещание».

    Критика за откат в вопросах демократизации страны.

    Бхавна Дэйв (Деви) —
    «Казахстан: этничность, язык, власть». (Великобритания). Первая проблема связана с процессами, сопровождавшими интеграцию казахов в советскую систему. Дэйв видит данный процесс через триаду: вхождение в империю, сотрудничество и транзит.

    Во второй главе она отмечает, что в дореволюционном Казахстане уже были заложены базовые элементы антиколониальной идентичности казахов, но одновременно происходило и формирование пророссийской части казахской элиты, которая сыграла (и играет до сих пор) столь важную роль в истории и политической жизни страны.

    Третья, открыто говорит о феномене «манкуртизма» как результате модернизации казахов на советский манер.

    Четвертая глава : автор пытается обобщить весь центрально-азиатский опыт в комплексе. Для всех обществ региона характерно крушение попыток их политических элит и местной интеллигенции обрести национальную идентичность посредством отказа от заданных в советскую эпоху параметров. Поэтому для всех без исключения республик региона характерна метаморфоза следующего содержания: это трансформация от «коммуниста к националисту».

    Пятая глава книги посвящена роли казахского языка.

    Исследовательница считает, что существует разрыв между статистическими успехами распространенности казахского языка и степенью его реального применения.

    Шестая глава затрагивает причины низкой активности и малой политической мобилизации русскоязычного населения .Причина кроется в поразительной стойкости и живучести заложенных в советское время институтах интернационализма и этнической толерантности, в полной мере сохранившихся в казахстанском обществе.

    В последней главе делается попытка выяснить истинную природу современного Казахстана в качестве «национального государства» (государства-нации).

    Исследовательница проводит сравнение между казахстанским опытом национального строительства и индийским и малазийским и приходит к выводу, что в Казахстане содержание этого процесса свелось в первую очередь к укреплению власти и могущества местной элиты.

    Зарубежные исследователи раскрывают взгляд со стороны на нашу историю. Они бесстрастно и объективно показывают некоторые стороны нашего исторического развития и эволюции. Однако в их работах существует и доля субъективности, которая зависит непосредственно от их мировоззрения, их личных взглядов и выводов. И только в нашей компетенции выбрать с работ зарубежных исследователей самые объективные моменты, согласиться или оспорить  некоторые сомнительные гипотезы и провести черту между истиной и заблуждением. 
    4. Периодизация СИК.

    Периодизация есть крупное обобщение хода истории по определенным временным отрезкам на основе их внутренней связи.

    Она носит характер условности, поскольку исходит из определенных результатов типологии и классификации исторического материала.

    К. Маркс: Формационный подход (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй).

    Формационная теория не может объяснить почему разные общества развиваются с разной скоростью, перескакивают через отдельные стадии. 

    В логику формационного подхода не вписываются проблемы человечества, психическое состояние человека, культура, быт и т.д.

    Отказ от пятичленной периодизации.

    Цивилизационный подход. Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов.

    Цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия "культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы.

    Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономическую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта.

    В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

    Арнольд Тойнби считает, что существовала 21 цивилизация, из них 14 относятся к прошлому и уже умерли, а 7 живут. Иногда они совпадают с границами государства, иногда региона. Там, где несколько национальностей, цивилизации развиваются более успешно. Иногда цивилизации объединяются религией.

    Примерный цикл существования - от 1000 до 1500 лет и распадаются.

    1. Все цивилизации он делит на: Древние

    2. Средневековые

    3. Индустриальные

    4. Восточные.

    К восточным надо подходить с другими критериями.

    Для Западных цивилизаций характерна философия действия.

    Для Восточных – философия созерцания, духовного самосовершенствования.

    I этап –Казахстан в составе Российской империи. (с начала ХХ века до 1917 года.)

    II этап – Казахстан в составе Российской Федерации (РСФСР) (1920-1936)

    III этап – Казахстан в составе Советского Союза. (1936-1991)

    IV этап – Независимый Казахстан (1991-2018) [kgl].

    [gl]
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта