Главная страница
Навигация по странице:

  • Гераклит Эфесский

  • Платон

  • Марка

  • Аврелий Августин

  • Готовящихся к егэ по обществознанию, Олимпиадам по праву и обществознанию, а также тех, кто интересуется вопросами обществознания


    Скачать 1.98 Mb.
    НазваниеГотовящихся к егэ по обществознанию, Олимпиадам по праву и обществознанию, а также тех, кто интересуется вопросами обществознания
    Дата14.08.2021
    Размер1.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаarbuzkin_obschestvoznanie_978-5-94373-192-1_1 (1).pdf
    ТипДокументы
    #226892
    страница42 из 50
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   50
    § 2. Мораль. Этика. Соотношение морали и права
    Мораль от лат. moralis — нравственный) — нравственность, форма нормативно#оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей
    2
    Важнейшей специфической чертой морали является нравственная оценка поступков и побуждений к ним. Основой такой оценки являются сложившиеся в обществе (или социальной группе) представления о добре и зле, чести — бесчестии, справедливости — несправедливости и т. п.
    В содержание морали входят:
    н р а в ст вен н ы е взгляды и идеалы это сформированные в сознании представления о добре и зле, долге, совести,
    чести, достоинстве и т. п, на основе которых и выносятся суждения о конкретных действиях людей, те. моральные оценки;
    н р а в ст вен н ы е чувства, эмоции, переживания людей, те. восприятие нравственной стороны жизни помимо рационального реагирования на нее;
    н р а в ст вен на я позиция личности это складывающиеся на основе моральных качеств людей устойчивые отношения к возможным вариантам поведения в определенных ситуациях
    (участие, сопереживание, добродетель, благотворительность и т. п.).
    Мораль проявляется в нравственных отношения х,
    представляющих собой особый тип общественных отношений, таких, как совокупность зависимостей и связей, в которые вступают См Всемирная энциклопедия Философия / Главн. науч. ред. и сост.
    А. А. Грицанов. М АСТ; Мн Харвест: Современный литератор, 2001. С. 1127.
    2
    Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАНГ. В. Осипова.
    М НОРМА — ИНФРА#М, 1998. С. 297.
    люди между собой по отношению к обществу и самим себе в процессе нравственной деятельности.
    Мораль есть продукт исторического развития, предопределяемый материальными условиями жизни общества. Мораль формируется в общественном сознании. Мораль — это отражение окружающей действительности, но лишь той ее части, которая связана непосредственно с поведением людей, их поступками.
    Важная роль морали в общественной жизни проявляется в ее функциях
    1
    :
    р е гули р у ю щ а я, проявляющаяся в утверждении некоторых норм или правил поведения, соответствующих представлениям о справедливости, добре, гуманизме;
    ц е н нос т но ориентационная, состоящая в том, что выработанные моральным сознанием идеалы добра, справедливости и т. п. служат ориентирами в нравственной деятельности людей;
    с о ц и али з и р у ю щ а я, проявляющаяся в формировании нравственной позиции личности и приобретении людьми опыта социального общения.
    Этика слово греческого происхождения, означающее касающийся нравственности) рассматривается, по меньшей мере, в двух аспектах. Во#первых, как философская наука. Во#вторых, как система норм нравственного поведения, те. норм, устанавливающих должное поведение, обязанности индивида по отношению к обществу, к другим людям.
    Этика как философская наука имеет своим объектом изучения мораль, нравственность как форму общественного сознания, одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных ценностей, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему.
    Первоначально на ранних этапах развития общественно#поли#
    тической мысли этика была слита с философией и правом. В особую дисциплину этот курс превратил Аристотель, который поместил эту науку между учением о душе и учением о государстве. Он же впервые ввел в оборот сам термин этика (труды Большая этика, «Эвдемо#
    ва Этика»).
    Вплоть до Нового времени этика совмещала в себе теорию бытия человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и учение о путях достижения благой цели (общая польза, спасение См Всемирная энциклопедия Философия / Главн. науч. ред. и сост.
    А. А. Грицанов. М АСТ; Мн Харвест: Современный литератор, 2001. С. Глава 32. Общественное сознание
    Раздел VI. Духовная жизнь общества
    И. Кант подверг критике совмещение в этике натурфилософских и нравственных аспектов.
    Этика по Канту — наука лишь о должном, она имеет основания не в природе или общественном бытии человека, а исключительно в постулатах чистого разума. Кант сформулировал категорический императив поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
    В марксистской литературе этика выступает одновременно и как теория морали, делающая нравственное сознание объектом изучения, и как само нравственное сознание в теоретической форме
    1
    Главной проблемой этики всегда был вопрос о природе и происхождении морали. В истории этических учений этот вопрос обычно ставился в виде вопроса обосновании представлений морального сознания о должном, те. о критерии нравственной оценки. В зависимости оттого, в чем усматривалось основание морали, все этические учения можно разделить на два типа. Первый включает теории,
    выводящие нравственные требования из наличной действительности человеческого бытия (естественные потребности, прирожденные чувства и т. п. Эти требования рассматривались как самоочевидное внеисторическое основание морали (представители — Аристотель,
    Спиноза, Гоббс, Фейербах).
    Другой тип учений исходил из того, что основанием морали является нечто внешнее по отношению к бытию человека. Это могут быть закон природы стоиков, высшее благо (Платон, абсолютный дух (Гегель), априорный моральный закон (категорический императив — Кант) и т. п.
    Таким образом, этика — это учение обосновании моральных позиций человека, те. о детерминантах морального и аморального поведения. В тоже время этика — это само нравственное поведение,
    соответствующее некоему моральному долгу.
    Право и мораль. Две данные категории тесно взаимосвязаны друг с другом. Поскольку мораль нормирует поведение людей, оценивая человеческие поступки через категории добра и зла, справедливости и несправедливости, она в этом аспекте сопоставима с правом. Взаимосвязь права и морали проявляется в следующем.
    Право базируется на нормах моралите. выражает непосредственно моральные убеждения. Например, ст. 51 Конституции РФ
    запрещает требовать свидетельские показания против себя самого,
    супруга или близких родственников. Здесь мораль и право совпада#
    1
    См Философский энциклопедический словарь. Т. 5. М Советская энциклопедия, 1970. С. 582—584.
    ют. Далее нормы права нередко оцениваются с позиции морали убийство — это не только противоправно, но и аморально.
    Сходство морали и права проявляется еще ив следующем:
    а) они предопределяются одними материальными условиями жизни общества;
    б) и мораль, и право обладают свойством нормативности, т. е.
    они регулируют поведение людей, устанавливая некоторые модели или масштабы такого поведения;
    в) право и мораль содержат оценку поведения людей;
    г) и мораль, и право — это средства установления и поддержания общественного порядка.
    В тоже время мораль и право имеют не только сходство, но и различия. Эти различия проявляются в следующем:
    а) в хронологическом аспекте мораль предшествует праву. Она возникает еще в догосударственный период;
    б) в источнике возникновения. Мораль — продукт деятельности общества, а право — результат правотворческой деятельности госу#
    дарства;
    в) во внутренней структуре. Право — едино во всей стране, мораль имеет территориальные и социальные (групповые) различия,
    т. е. различают мораль рабов и мораль господ, правоприменителей и правонарушителей и т. п.;
    г) в способах выражения. Право формализовано, те. выражено в каких#либо источниках, а нормы права характеризуются четкой структурой (гипотеза, диспозиция, санкция. Мораль не формализована, она существует в сознании индивида и общества в виде принципов, идеалов, норм, не имеющих четкой определенности;
    д) в способах обеспечения. Право всегда обеспечено силой государственного принуждения, мораль обеспечивается общественным мнением или субъективным фактором, так называемым угрызением совести 3. Духовная культура

    Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе 1
    См Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАНГ. В. Осипова.
    М НОРМА — ИНФРА#М, 1998. С. Глава 32. Общественное сознание
    Раздел VI. Духовная жизнь общества
    Понятие культура развивалось входе исторического процесса.
    Вначале это понятие обозначало процессы освоения человеком природы (культура земледелия, культура ремесла и т. п. Затем термин
    «культура» стал связываться с процессом воспитания и обучения.
    С XVIII в. термин культура стал рассматриваться как специфический аспект жизни общества, связанный с человеческой деятельностью, отличающей бытие человека от существования животного.
    Культура может рассматриваться, с одной стороны, как процесс развития человеческого разума, возвышающегося над периодом дикости и варварства. С другой стороны, культура рассматривается как автономная система ценностей и идей, отличающая одно общество от другого (одну цивилизацию от другой)
    1
    Культура пронизывает все области жизни общества. Она вырабатывает программы деятельности человека, хранит их и передает из поколения в поколение, образуя некое информационное поле, из которого последующие поколения черпают жизненный опыт и обогащают его.
    Различается культура материальная и духовная. Материальная культура это часть общей культуры, включающая всю сферу материальной деятельности (техника, жилище, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т. п. Духовная культура это совокупность ценностей, созданных обществом в области нравственной, художественной жизни, в науке и философии. Духовная культура выражается также в политических и правовых идеях и отношениях, включает познание, нравственность,
    воспитание, просвещение, мифологию, религию.
    Необходимо отметить тесную взаимосвязь материальной иду ховной культуры. Культура вообще не может существовать вне духовной жизни, без осмысления человеком своего труда и его результатов. То есть ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий исполняющей руки и мыслящей головы. В тоже время духовная культура может сохраняться и передаваться в материальной форме (книги, картины и т. п. Предметы материальной культуры являются средствами хранения и передачи социально значимой информации, в том числе ив сфере духовной культуры. Таким образом, деление культуры на материальную и духовную относительно, условно. Обе они образуют единство. Духовная культура формирует личность, ее мировоззрение, взгляды,
    установки, ценностные ориентации См Всемирная энциклопедия Философия / Главн. науч. ред. и сост.
    А. А. Грицанов. М АСТ; Мн Харвест: Современный литератор, 2001. С. 524.
    Составной частью духовной культуры является культура правовая, которая уже была рассмотрена 4. Наука
    Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире
    1
    Знания получаются и используются в любой сфере человеческой деятельности, но лишь в сфере науки получение новых знаний выступает не только средством, но и основной целью и основным продуктом деятельности. Научное знание отличается от других видов знания (которые дают, например, искусство, религия, простой житейский опыт. Научное знание — это знание объективное, те. оно отражает мир таким, каков он есть, а не каким представляется. Это знание — рациональное, те. обоснованное доказательствами, полученными различными научными методами. Это знание системно,
    т. е. не хаотичный набор информации, а упорядоченная система знаний о природе, обществе и человеке.
    Научную деятельность отличает стремление к объективному, истинному, обоснованному и проверенному знанию, ив связи с этим для нее присуще наличие развитого аппарата методов и процедур,
    используемых для рационального критического обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний.
    Наука характеризуется объектом, предметом и методом. Объект научных исследований — это некая, независящая от исследователя реальность (природная или социальная, на которую направлено познание. Предмет — это свойства, стороны, отношения и процессы в данной реальности, которые непосредственно подвергаются изучению. Метод (от греч. methodos — путь к чему#либо, прослеживание) — это способ достижения цели исследования, те. совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности. Метод в науке — это заданный гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения.
    Гипотеза — это предположение о некоем новом знании, о предмете или явлении,
    основанное на имеющихся данных, требующее подтверждения входе научного исследования.
    О научных методах следует сказать более подробно. Методы научного познания делятся натри группы — универсальные, общена#
    1
    Всемирная энциклопедия Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грица
    нов. М АСТ; Мн Харвест: Современный литератор, 2001. С. Глава 32. Общественное сознание
    Раздел VI. Духовная жизнь общества учные и специальные. Универсальные методы выражают общие принципы мышления и познания действительности, например, принцип диалектической противоречивости, принцип историзма.
    Диалектика в философской литературе понимается и как метод развития мира, и как метод познания. Диалектический метод состоит в обнаружении и разрешении противоречий, содержащихся в понятиях, асами противоречия понимаются как столкновения противоположных определений и разрешение их путем объеди*
    нения
    2
    Принцип историзма предполагает изучение предметов и явлений в процессе их развития с учетом конкретно*исторических условий их возникновения и последующей трансформации.
    О б щ е научные методы используются практически во всех науках, например, методы наблюдения, эксперимента, моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Специальные методы это методы, применяемые в отдельных науках. Например, метод спектрального анализа в физике, формаль#
    но#логический метод в юриспруденции, метод экономико#математи#
    ческого моделирования в экономической теории и т. п.
    Следует иметь ввиду, что наряду с методами познания в науке существуют приемы познания, выражающие способы мышления.
    К таким приемам относятся анализ и синтез, индукция и дедукция.
    А на ли з — это прием мышления, состоящий в разложении изучаемого объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Синтез противоположный прием, состоящий в объединении составных частей в единое целое с целью выявления их взаимосвязей и отношений и получения целостного знания об изучаемом предмете.
    И н д у к ц и я — прием мышления, состоящий в движении мышления от знания отдельных элементов (частностей) к познанию общего, выявлению тенденций и законов развития. Дедукция прием мышления, противоположный индукции. В этом случае из общего знания выводится заключение о частном случае.
    Наука как целостная система знаний в зависимости от объекта исследования делится на науки естественные, общественные и тех#
    нические.
    Естественные науки изучают мир живой и неживой природы.
    Это химия, физика, биология, геология и др См Алексеев П. В, Панин А. В. Философия Учебнике изд. М Проспект. С. 308—309.
    2
    См Всемирная энциклопедия Философия / Главн. науч. ред. и сост.
    А. А. Грицанов. М АСТ; Мн Харвест: Современный литератор, 2001. С. 305—306.
    Общественные науки изучают общество — социология, история, правоведение, экономика, филология и др.
    Технические науки изучают технику и технологию производства — материаловедение, гидравлика, сопротивление материалов и др.
    Выделяется также математика — наука, изучающая числа, структуры, пространственные формы и количественные отношения. Ее абстрактный, формализованный язык стал важнейшими необходимым средством исследования как естественных, таки социальных явлений
    1
    Первоначально научные знания воплощались в философских воззрениях. Поэтому наука Древнего мира выражена, в основном, в трудах философов. В Древней Греции это — Гераклит Эфесский (530—
    470 гг. дон. э) — создатель диалектики, Сократ
    (470—399 гг. дон. э) — основатель системы философского познания мира.
    Любопытно, что Сократ родился в семье каменотеса, сам был некоторое время скульптором, затем стал философом*идеалистом.
    Платон (428—348 гг. дон. э) — создатель целостной философской идеалистической концепции. Аристотель (384—322 гг. дон. э) ученик Платона, ученый#энциклопедист, охвативший своими исследованиями практически все сферы знаний современного ему периода.
    Среди философов Древнего Рима можно назвать имена Марка
    Туллия Цицерона (106—43 гг. дон. э, Тита Лукреция Кара (I в. дон. э) и Люция Аннея Сенеки (6 г. дон. э. — 63 г. н. э.).
    Нельзя не назвать имя великого философа Востока Конфуция
    (ок. 551— 479 гг. дон. э) — основателя самостоятельного философского течения — конфуцианства.
    В тоже время уже тогда выделялись некоторые ученые, владевшие познаниями в сфере естественных наук. К ним относятся Евклид в. дон. э) — математик Архимед
    (287—212 гг. дон. э) — математики естествоиспытатель (разработчик ряда инженерных проектов);
    Гиппократ (460—370 гг. дон. э) — теоретики практик медицины,
    другие ученые.
    В эпоху Средневековья наука развивалась в основном в русле теологии. Родоначальником христианского теологизма являлся епископ Аврелий Августин (354—430). Можно также назвать такие имена философов#теологов, как Ансельм Кентерберийский (1033—1109); Пьер
    Абеляр (1079—1142); Фома Аквинский
    (1225—1274) и др.
    Современная наука начала складываться в XV—XVII вв. Ее истоки были заложены в трудах таких ученых, как Леонардо да Винчи,
    Николай Коперник, Джордано Бруно.
    1
    См Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М Большая Российская энциклопедия, 1998. С. Глава 32. Общественное сознание
    Раздел VI. Духовная жизнь общества
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   50


    написать администратору сайта