Готовящихся к егэ по обществознанию, Олимпиадам по праву и обществознанию, а также тех, кто интересуется вопросами обществознания
Скачать 1.98 Mb.
|
Леонардо да Винчи (1452—1519) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер — разработал проекты парашюта, велосипеда, геликоптера и других технических изделий. Коперник Николай (1473—1543) — польский ученый*астроном. Родился в г. То* рунь (Польша, учился в Краковском унте, затем в университетах Италии — в Болонье и Падуе, где изучал астрономию, математику и медицину, а также в Ферраре, где получил юридическое образование. Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский поэт, философ*схоластик, астроном. 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре за еретические высказывания 1 Следует назвать имя английского философа и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Он заложил основы рационализма (от лат. racio — разум, пришедшего на смену теологическим воззрениям, исходившим из того, что человек способен лишь созерцать окружающую действительность, заданную божественным началом. Ф. Бэкон показал, что человеческий разум способен познавать окружающий мири самостоятельно давать оценку истинными ложным идеям. Ф. Бэкон является также основателем методологии опытной науки. Он рассматривал эмпирический метод как единственно правильный метод познания природы, общества и человека. Бэ# кон разработал основные положения индуктивного метода познания. В своих трудах Ф. Бэкон предугадал возрастание роли науки в жизни общества 2 В основу современной науки положены труды итальянского уче# ного#астронома, физика#изобретателя Галилео Галилея (английского ученого#физика Исаака Ньютона (1643—1727); французского химика (юриста по образованию) Антуана Лорана Лавуазье. Нельзя не отметить и тот вклад, который внес в отечественную и мировую науку российский ученый МВ. Ломоносов (1711—1765). В XIX столетии значительный вклад в развитие науки был сделан такими великими учеными, как НИ. Лобачевский (1792—1856) русский математик Чарлз Роберт Дарвин (1809—1882) — английский естествоиспытатель, основатель теории происхождения видов; Д. И. Менделеев (1834—1907) — российский химик, открывший Периодический закон химических элементов Джеймс Клерк Максвелл) — английский физик, автор теории электромагнитного поля См Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники. М Наука, С. 121—125. 2 См Всемирная энциклопедия Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М АСТ; Мн Харвест: Современный литератор, 2001. С. 147—148. 515 ХХ столетие характеризуется стремительным взлетом науки, техники и технологии. За период, составляющий чуть более полувека, человечество прошло путь от первого полета механической конструкции на расстояние нескольких метров (аэроплан братьев Райт — 1903 г) до полетав космос (4 октября 1957 г. Перечень имен ученых мог бы занять сотни страниц. Назовем лишь некоторые. Альберт Эйнштейн. Родился в Германии, жил в Швейцарии, эмигрировал в США) — физик#теоретик — создатель теории относительности Эрнест Резерфорд (1871—1937. Родился в Новой Зеландии, затем переехал в Великобританию) — один из основателей теории радиоактивности, разработчик планетарной модели атома (являлся почетным членом всех академий наук мира Макс Планк (1858—1947) — немецкий физик, основоположник квантовой теории Нильс Бор (1885— 1962) — датский физик#теоретик, создатель теории атома ГА. Га мов (1904—1968) — американский физик#теоретик (родился и жил дог. в России, автор теории Большого взрыва и концепции генетического кода 1 Среди российских ученых назовем лауреатов Нобелевской премии в области естественных наук Иван Павлов (биология и медицина, Илья Мечников (биология и медицина, Павел Черенков, Илья Франк, Игорь Тамм (физика, Лев Ландау (физика, Николай Басов, Александр Прохоров (физика, Николай Семенов (химия, Петр Ка# пица (физика, Жорес Алферов (физика, Алексей Абрикосов и Виталий Гинзбург (физика). Параллельно с развитием естественных наук шло развитие наук об обществе (обществознания. Основы знаний об обществе были заложены еще учеными Древнего мира (Сократ, Платон, Аристотель), продолжены позже теологами Аврелием Августином и Фомой Ак# винским. Значительный вклад в развитие науки об обществе внесли Ник коло Макиавелли (1469—1527), Гуго Гроций (1583—1645), Томас Гоббс (1588—1679), Джон Локк (1632—1704), Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677), а также Адам Смит (1723—1790), Иммануил Кант (1724— 1804), Георг Вильгельм Гегель (1770—1831), Карл Маркс (Фридрих Энгельс (1820—1895), В. И. Ленин (1870—1924), Макс Вебер, Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), Уолт Ростоу (1916— 2003) и многие другие. Исторический процесс развития науки сопровождается расширением спектра выполняемых ею специальных функций. Первоначально наука выполняла культурно#мировоззренческую функцию. Эта См Канке В. А Концепции современного естествознания Учебник для вузов. М Логос, 2001. С. 115, Глава 32. Общественное сознание Раздел VI. Духовная жизнь общества функция проявляется в том, что наука, вырабатывая новые знания, внедряет их практически вовсе сферы жизни общества, повышая тем самым культурный уровень человечества. Предлагаемые наукой систематизированные и обоснованные объяснения тех или иных аспектов действительности воздействуют на сознание общества. В XIX и ХХ столетиях наука превратилась в непосредственную производительную силу. Это означает, что сам процесс современного производства требует глубоких научных знаний. Кроме того, многие продукты производства получаются на основе чисто научных методов (компьютерные технологии, ядерная физика, химические технологии и т. п. Еще одна функция присуща науке — прогностическая. Научно обоснованные прогнозы позволяют предвидеть те или иные ситуации, складывающиеся в жизни общества, своевременно предотвращать социальные конфликты, иные негативные процессы. В современный период наука стала одной из социальных сил, способных познавать и изменять мир. Именно науке отводится ведущая роль в разрешении глобальных проблем современности. В ходе развития науки выделилась самостоятельная область познания — науковедение, те. отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру иди намику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. В РФ отношения в сфере науки регулируются, помимо Конституции РФ, Федеральным законом № 127#ФЗ 1996 г. О науке и государственной научно#технической политике, который регулирует отношения между субъектами научной и научно#технической деятельности и потребителями научной и научно#технической продукции, а также определяет функции и полномочия органов государства в соответствующей сфере. Одной из общественных наук является правоведение. Данная наука изучает право как особую систему социальных норм, институтов и отраслей и различные аспекты правотворческой и правоприменительной деятельности. Она, в свою очередь, делится на отрасли в соответствии с отраслями права. Кроме того, выделяются прикладные юридические науки судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика, криминология и др. Самостоятельной отраслью правоведения является теория государства и права, разрабатывающая такие важнейшие правовые категории, как понятие, функции и формы права формы правотворче# ства; формы реализации права формы и функции государства и т. п. В рамках данной науки сложились различные школы права теологическая, естественно#правовая, психологическая, нормативист# 517 ская и иные. Теологическая теория, естественно#правовая и психологическая уже были рассмотрены в разделе первом настоящей работы. Рассмотрим основные положения социологической школы права и нормативистской. Социологическая школа права выкристаллизовалась из научных разработок социологов конца XIX — начала XX в Макс Вебер, Тол котт Парсонс (1902—1979), Жорж (Георгий Давыдович) Гурвич (1894— 1965) и др. Родоначальниками социологического правоведения считаются американский юрист Роско Паунд (1870—1964), германский юрист Рудольф фон Иеринг (1818—1892), французский ученый Леон Дюги (1859—1958), российские юристы ММ. Ковалевский (1851— 1916) и С. А. Муромцев (1850—1910). Сторонники социологической школы подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву, призывали рассматривать право во взаимосвязи с другими социальными регуляторами. Социологическая школа исходит из прагматизма, оценивая право сточки зрения его практического значения. Закон уподобляется пустому сосуду, наполняемому решениями судов 1 Нормативизм как научная теория возник вначале ХХ в. Родоначальником этой школы является австрийский юрист Ханс Кельзен (1881—1973). Согласно этой теории право рассматривается исключительно как объективная логическая форма, абстрагированная от социального, исторического, психологического и иного содержания, т. е. словно в чистом виде. Отсюда эту теорию называют еще чистой теорией права (по названию основного теоретического труда ученого. Нормативизм рассматривает право как иерархическую систему норм в виде пирамиды, на вершине которой располагаются нормы конституции, далее идут нормы текущего законодательства и обычаев, а низовое звено — юридические прецеденты. Нижестоящие нормы должны соответствовать вышестоящим 5. Образование Образование — это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в образовательных учреждениях по образова# 1 См Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М Юрист. С. 87—88; Теория государства и права / Под ред. МН. Марченко. М Зерцало. С. 364—366. 2 См Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М Юрист. С. 85; Теория государства и права / Под ред. МН. Марченко. М Зерцало, С. Глава 32. Общественное сознание Раздел VI. Духовная жизнь общества тельным программам. Образование является, с одной стороны, важным средством воспитания человека, подготовки его к жизни в обществе. С другой стороны, образование — важное средство повышения духовной культуры общества. В России отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, закладывающей основы такого регулирования. Так, ст. 43 гласит «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Детально данные отношения регулируются Законом РФ 1992 г. «Об образовании, Федеральным законом № 125#ФЗ 1996 г. О высшем и послевузовском профессиональном образовании, иными ак# тами. В зависимости от уровня различают образование дошкольное, начальное, основное, среднее и высшее. По содержанию выделяют общее образование и профессиональное. О б щ ее образование это система знаний об основах науки навыках, необходимых для их применения в практической деятельности. Общее образование включает три ступени начальное общее, основное общее и среднее (полное) 2 П ро ф е с си она ль но е образование это система знаний, предопределяющих подготовленность человека к определенному виду деятельности, профессии, засвидетельствованная документом (аттестатом, дипломом) об окончании соответствующего образовательного учреждения. Профессиональное образование делится на начальное, среднее и высшее. Высшее образование, в свою очередь, делится на разные ступени — бакалавриат (летнее обучение, дипломированный специалист (летнее обучение) и магистратура (летнее обучение). Существуют специфические формы подготовки специалистов высшего уровня (аспирантура, докторантура, а также переподготовка и повышение квалификации специалистов См Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАНГ. В. Осипова. М НОРМА — ИНФРА#М, 1998. С. 327. 2 Статья 19 Закона РФ от 10 июля 1992 г. Об образовании Образовательная система в РФ перманентно (те. постоянно, непрерывно) находится в развитии. Министры образования приходят и уходят, а реформы продолжаются (кстати, наименование данного министерства также периодически меняется). В 2000 г. был принят специальный Федеральный закон № 51#ФЗ «Об утверждении программы развития образования, которая была рассчитана на 2000—2005 гг. Данная программа предусматривала введение профильного обучения старшеклассников и введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В соответствии с этим в старших классах (10 и 11) введено профильное обучение по таким основным профилям, как гуманитарный, естественно#математический, соци# ально#экономический и информационно#технологический, в рамках которых образовательные учреждения могут вводить дополнительные градации. ЕГЭ является одновременно и выпускными вступительным в высшие учебные заведения. С 2001 г. проводился эксперимент по введению в России ЕГЭ. Начиная с 2009 г. ЕГЭ стал применяться повсеместно. Вместе стем отдельные вузы, перечень которых утвержден Правительством РФ, получили право проводить дополнительные испытания наряду с ЕГЭ. Дополнительные испытания устанавливают и два ведущих российских университета, статус которых определен самостоятельным Федеральным законом 2009 г. Это Московский государственный университет имени МВ. Ломоносова и Санкт#Петербургский государственный университет. В обязательном порядке сдается ЕГЭ по русскому языку и по математике. До 1 февраля вузы определяют перечни вступительных испытаний по каждому направлению подготовки, а школьники до марта должны подать в школу заявление с указанием выбранных ЕГЭ. В 2005 г. был также одобрен инициированный Президентом РФ Приоритетный национальный проект Образование, направленный на укрепление материальной базы образовательного процесса, обеспечение доступности высшего образования для всех жителей страны, улучшение качества образования и повышение конкурентоспособности выпускников. Глава 33. Основы религии 1. Религия в жизни человека и общества Слово религия имеет несколько значений. Religio (лат) — благочестие, набожность, святыня. Religare (лат) — связывать. Есть не# Глава 33. Основы религии Раздел VI. Духовная жизнь общества сколько подходов к пониманию религии. Один из них — богослов# ско#теологический. Он раскрывает данное понятие изнутри, определяя религию как связь между человеком (обществом) и Богом (Божественной сущностью, благодаря которой человек может постигать высшую сущность, вечные истины. Этот подход основан на принятии религиозного учения в качестве исходной и безусловной истины. Другой подход — философско#научный характеризуется многообразием взглядов. В самом общем виде можно считать религию одной из форм общественного сознания, отражающей окружающий мир через мифологические (религиозные) образы. В философской литературе религия определяется как мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное сними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы. Религия рассматривается также как особый тип духовно#практической деятельности, представляющей собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания и действия, основывающиеся на вере в священное. Священное — это вид сверхъестественного, включающий в себя признание безусловной ценности для человека. В содержание религии входят три основных элемента религиозное сознание, культовая система, религиозные организации. Р ели г и о зное сознание это совокупность представлений, идей и чувств религиозного характера. Религиозное сознание включает религиозную веру, те. веру в существование сверхъестественного и связанные с этим религиозные переживания и религиозные чувства религиозную идеологию — те. систематизированное и канонизированное вероучение, разработанное теологами (религиозная дог# матика). К ул ь тов а я система это система определенных религиозных обрядов, под которыми понимается совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией, какой# либо социальной группы и символизирующих определенные идеалы, нормы и представления. Обряды могут носить примитивный характер (жертвоприношение, например. Высшей формой обряда является молитва. В развитых религиях обряды образуют довольно сложную систему. Р ели г и о з н ы е организации создаются в процессе развития религии и ее институционализации. Первоначально создавались религиозные группы — коллективы для совместного отправления обрядов. Постепенно стали выделяться специалисты по проведению обрядов (колдуны, шаманы и т. п. Затем стали создаваться жреческие корпорации. В современных государствах статус религиозных объединений определяется нормативно#правовыми актами, прежде всего законами. В РФ — это Федеральный закон № 125#ФЗ 1997 г. О свободе совести и о религиозных объединениях, характеристика которого уже была дана. Роль религии в жизни человека и общества проявляется через ее функции, к числу которых относятся • • • • мировоззренческая функция (смыслополагающая). Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения. Мировоззренческая функция способствует познанию смысла жизни, своего места в ней функция интеграции и стабилизации социальной системы. Религия является духовным стержнем общественной жизни, связывающим воедино всех верующих, устанавливающим общие цели, общие интересы регулирующая функция. Религия через систему религиозных норм (канонов) воздействует на поведение людей. Значение религии в жизни общества проявляется в том, что она закладывает духовные начала социальной организации, способствует развитию гуманизма, человеколюбия, является регулятором общественных отношений, воплощающим высокие нравственные на# чала. Но есть в религии и некоторый дезинтегрирующий фактор. Религия воздействует на сознание людей и может настраивать их на нетерпимость к иной вере, что приводит к конфликтам на религиозной почве. Примерами могут служить фундаменталистское движение «Талибан»; палестино#израильский конфликт и др. В жизни отдельного человека религия также играет немаловажную роль. Она способствует самоутешению в трудные жизненные периоды (войны, национальные бедствия ведут к увеличению числа верующих, обращающихся в лоно церкви. Кроме того, религия через высокие нравственные идеалы способствует самосовершенствованию человека, укреплению моральных начал 2. Мировые религии Религиозное сознание проходит в своем развитии путь от ранних (примитивных) форм через политеизм к монотеизму. Глава 33. Основы религии Раздел VI. Духовная жизнь общества Подробно о ранних формах религии см Радугин А. А Введение в религиоведение теория, история и современные религии Курс лекций. М Центр, С. Первоначально религиозные верования воплощались в таких формах, как анимизм, тотемизм, фетишизм и иных. Анимизм (от лат. anima — душа) — одухотворение природных объектов и явлений. Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души. Тотемизм вера в существование родственной связи между какой#либо группой людей и определенным видом животных, растений, явлений природы. Тотем (животное, растение и т. п) являлся родоначальником какой#либо социальной группы, а представители этого вида животных (растений) считались кровными родственниками. Ф е тиши з м (фетиш — талисман, амулет) — почитание отдельных природных объектов (камней, костей и т. п, которым приписывались сверхъестественные свойства 1 В более поздний период возникло такое явление, как идол о лат р и я (от греч. eidolon — образ, подобие) — поклонение предметам, являвшимся символами неких духовных существ, впоследствии — богов. Идололатрия знаменовала этап зрелого политеизма. Вспомним римских богов во главе с Юпитером, греческого отца богов Зевса, верховного бога скандинавов — Одина и др. Политеизм сменился монотеизмом. Но исторический процесс привел к тому, что на планете возникла не единая религия (слово моно от греч. monos означает один, единый, единственный, а враз ное время ив разных местах сложились три мировые религии буддизм, христианство и ислам. Первой монотеистической религией считается иудаизм. Следует рассмотреть основные ее постулаты. |