Готовящихся к егэ по обществознанию, Олимпиадам по праву и обществознанию, а также тех, кто интересуется вопросами обществознания
Скачать 1.98 Mb.
|
выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически Всемирная энциклопедия Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грица нов. М АСТ; Мн Харвест: Современный литератор, 2001. С. РАЗДЕЛ ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО. ЧЕЛОВЕК Раздел I. Природа. Общество. Человек изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общностей и групп, а также отдельных индивидов» 1 Общество в таком понимании представляет собой обособившуюся от Природы часть Мира. Обособление общества от природы проявляется в следующем. Вопервых, в различии движущих сил (или источников развития. В природе действуют стихийные силы, в силу чего она развивается по своим собственным законам. В обществе первичным элементом всей социальной системы является человек, обладающий сознанием и волей, они является источником (движителем) исторического процесса. Человеческая деятельность выступает как сознательный целенаправленный процесс создания материальных и духовных благ. Вовторых, в различии общих направлений развития. Природа развивается спонтанно (самопроизвольно, в силу действия естественных законов. В этом случае нельзя говорить о какойто направленности развития. Общество выступает в качестве творца, преобразователя не только себя, но и природы — создателя культуры. Само слово культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком — это сотворенная человеком вторая природа, которая надстроена над природой естественной. Культура — результат деятельности общества (отдельного человека. Более подробно эта категория рассматривается в разд. Сознательная деятельность людей всегда имеет какуюто цель, следовательно, общественное развитие имеет ту или иную направленность, например, в сторону совершенствования или в сторону ухудшения. Обособление общества от природы нельзя абсолютизировать. Самостоятельность общества весьма относительна. На самом деле общество неразрывно связано с природой, является ее составной час тью. Взаимосвязь природы и общества проявляется в следующем. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают определенное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темпы. Это отмечалось в трудах известных российских и зарубежных исследователей (ВО. Клю чевский, Ш. Л. де Монтескьё и др.). Вряд ли допустимо говорить о жесткой детерминированности (т. е. предопределенности) общества природными факторами. В то Всемирная энциклопедия Философия. С. 726. же время нельзя отрицать и зависимость общества от природы. Особенно ярко такая зависимость наблюдалась в период древности. На начальных этапах развития общества зависимость человека от сил природы предопределила появление антропоморфизма — системы верований и обрядов, связанных с убеждением в кровном родстве человека с природой. Первобытные люди считали своими сородичами животных, птиц, растения, одушевляли объекты неживой природы и природные явления (грозу, землетрясения и т. п.). С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. Это влияние может быть и благотворным (преобразование пустынь или болот в цветущие сады, и вредным, разрушающим природную среду, о чем будет сказано в связи с экологическими проблемами. Взаимосвязь природы и общества выражена в такой категории, как ноосфера Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар) означает сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Понятие ноосферы было введено в научный оборот вначале ХХ в. французскими учеными П. Тейяр де Шарденом и Э. Леруаи детально разработанороссийским ученым В. И. Вернадским (1863—1945). Он считал, что ноосфера — это новая высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход природных процессов. Категорию общество можно рассматривать ив более узком смысле, как исторически конкретный тип социальной системы, например, древнее общество, или как отдельный социальный организм — французское общество, российское общество и т. п. При таком подходе общество раскрывается через внутренне присущие ему признаки. Один из таких признаков состоит в том, что общество представляет собой объединение людей Но это непросто объединение людей по какимлибо признакам (например, старики, молодежь и т. п, в этом случае говорят оном и на льном объединении людей, а объединение людей, связанных осознанием необходимости совместного удовлетворения своих разнообразных интересов и потребностей (в пище, одежде, жилище, духовном общении и т. п. То есть объединение, основанное на взаимодействии, решающее общие задачи. Такое объединение называется реальным Большой энциклопедический словарь. е изд, перераб. и доп. М Большая Российская энциклопедия, 1998. С. Глава 1. Общество как целостная система Раздел I. Природа. Общество. Человек Следующим признаком общества является многообразие и единство интересов. В обществе существует множество объединений, например, общество филателистов, общество охраны животных, объединения фанатов Спартака, ЦСКА и т. п. В каждом из этих объединений приоритетным является какойлибо один интерес. Когда же мы говорим об обществе в целом, то имеется ввиду множество разнообразных и равнозначных интересов (экономические, политические, духовные и т. п.). Единство интересов проявляется в том, что все эти многообразные интересы могут быть удовлетворены совместной деятельностью всех членов общества. Интересы могут полностью совпадать либо характеризоваться противоречивостью и даже антагонизмом, но все они объединяют, связывают людей, осознающих свою взаимообусловленность и взаимную необходимость. Еще одним признаком общества является самодостаточность. Самодостаточность выражается в том, что объединение людей способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования. Иными словами, в обществе создаются все необходимые социальные блага, обеспечивающие жизнь каждого человека и всего общества, — возводятся жилые дома, производятся продукты питания, обеспечивается досуги т. п. В процессе создания этих социальных благ ив процессе их потребления люди вступают во взаимную связь друг с другом, между ними складываются общественные отношения, что является еще одним признаком общества. Данные общественные отношения характеризуются устойчивостью. Это означает, что люди постоянно находятся во взаимоотношениях друг с другом. Могут меняться участники отношений. Например, при перемене места работы трудовые отношения работника с одним работодателем прекращаются, но возникают вновь уже с другим работодателем. Может меняться содержание этих отношений. Так, отношения между сотрудниками одного отдела претерпевают изменения, когда один из них становится руководителем этого отделано отношения не прекращаются в обществе ни когда. Еще одним признаком общества является организованность, упорядоченность всей социальной жизни. Общество — это не хаотические действия множества людей, а целенаправленная сознательная деятельность человека и человеческих коллективов, хотя при первом на Антагонизм — противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил Общественные отношения как одна из важнейших категорий обществознания рассматриваются далее более подробно 17 блюдении можно увидеть некоторую разрозненность в поведении людей (даже на уроке ктото слушает учителя, ктото смотрит журнал мод, ктото пишет записочки, шлет кии т. дно в целом и отдельный школьный класс, и город, иной населенный пункт, вся страна живут организованной жизнью работает транспорт, изготавливаются, продаются и приобретаются потребительские товары, люди учатся, работают, создают произведения искусства, охраняются государственные границы, парламент принимает законы и т. п Организованность обеспечивается различными социальными институтами, что является следующим признаком общества. С учетом рассмотренных признаков можно дать следующее определение общества. Под обществом понимается определенным образом организованное самодостаточное реальное объединение людей, связанных единством экономических (материальных, духовно#культурных, исторических, национальных и иных интересов и потребностей, характеризующееся устойчивостью общественных отношений при их многообразии. Общество и человек. Общество представляет собой целостную, непрерывно развивающуюся систему. Слово система греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, соединение. Это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Отсюда анализ системы (системный анализ) предполагает выделение составных элементов изучаемого предмета или явления и раскрытие взаимосвязей между ними. Структурными элементами общества являются субъекты, объекты и социальные связи. Субъект — это активный участник социальной деятельности. В качестве субъектов выступают индивиды и объединения людей. Объекты или предметы социальной деятельности это все тона что направлена эта деятельность, а также то, с помощью чего деятельность осуществляется. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействие людей в процессе социальной деятельности. Данные связи могут выражать отношения людей к предметам социальной деятельности, а также отношения между людьми по поводу этих предметов. Важнейшим элементом является субъект и прежде всего человек, как первичный элемент общественной системы. Субъектный состав общества следует рассмотреть более подробно. Человек — неотъемлемый элемент общества. В тоже время рассматриваемое нами общество не может состоять из одного человека. Отсюда следующим структурным элементом социальной системы являются объединения людей. В социологии они называются социальными группами. Глава 1. Общество как целостная система Раздел I. Природа. Общество. Человек Рассмотрим эти элементы более подробно. Человек — это и структурный элемент общества, и, как уже было отмечено, важнейшая категория обществознания. Человек является предметом изучения многих наук, каждая из которых имеет свой подход к пониманию этой категории. Для определения любого понятия следует, прежде всего, выяснить его сущность. Сущность — это философская категория, представляющая собой совокупность основных свойств предмета (или явления, предопределяющих его качественное своеобразие. Еще в глубокой древности мыслители пытались выявить сущность человека. Философы древности воспринимали человека как микрокосм, отражавший в себе определенное сочетание различных космических элементов, стихий (вода, твердь, огонь, воздух и т. п.). В средневековой философии, носившей ярко выраженный теологический характер, человек рассматривался как образ и подобие Бога», обладающий определенной самостоятельностью в рамках божественной предопределенности. Теологи усматривали как единство трех начал — Дух (Божественное начало тело – материальный субстрат Душа — субстанция, опосредствующая связь человека с Божественным началом. В эпоху Возрождения человек воспринимался как самодостаточная ценность, обладающая творческим потенциалом и стремящаяся к гармоничности бытия. Философия Нового времени, выделив в человеке два основных начала — разум и тело, — стала усматривать сущность человека как результат воздействия природных и социальных факторов. Однако разные философские школы делали акцент или на природных (биологических) факторах, или на социальных. Ярким представителем со циологизаторского подхода был немецкий философ Карл Маркс, который определял сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Биологизаторский подход к пониманию сущности человека выражен в трудах немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844—1900) и австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856—1939). В самом общем виде этот подход состоит в том, что биологическое начало преобладает в человеке и предопределяет все его поведение. У Фрейда — это желания, влечения, у Ницше — инстинкты. Современная наука рассматривает человека как высшую ступень развития живых организмов на Земле. Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и благоприобретенного Единство физического и духовного проявляется в том, что человеческий организм функционирует вследствие действия физических (точнее, физиологических) законов природы (например, обмен веществ. Но все это осмысливается самим человеком. Кроме того, жизнь человека не ограничивается удовлетворением чисто физиологических потребностей (инстинктов) — она включает и духовные начала (потребность в познании, общении и т. п.). Единство природного и социального выражено в том, что любые свои потребности, даже чисто физиологические, человек удовлетворяет в соответствии с установленными в обществе правилами (прием пищи, отправление естественных надобностей и т. п.). Единство наследственного и благоприобретенного состоит в том, что человек наследует от своих родителей и иных родственников по прямой восходящей линии характер, способности, иногда и талант, но его поступки, образ жизни во многом предопределяются всей системой навыков, приобретенных в процессе воспитания. Отсюда сущность человека современная наука видит в том, что человек есть существо биопсихосоциальное. Своеобразие человека состоит в том, что он является одновременно и частицей общества, и частицей Природы, причем частицей динамической, те. не пассивной, а активной. Он, конечно же, испытывает на себе ее влияние и подчиняется законам Природы, нос другой стороны, он сам может воздействовать на Природу, изменяя ее (хотелось бы, чтобы в лучшую сторону. Далее человек будет рассматриваться в системе общественных отношений, проявляющим себя как индивид, индивидуальность, личность. Следующим элементом общества являются объединения людей. Среди этих объединений можно выделить социальные общности стихийно сложившиеся объединения людей и социальные организации — сознательно создаваемые объединения для реализации тех или иных социальных задач. Высшей формой социальной организации является социальный институт. Социальный институт — это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается ус См Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М НОРМА — ИНФРАМ, 1998. С. 338. 2 Там же. С. 348. 3 Термин институт (от лат. institutum — установление, устройство) используется в нескольких значениях, вопервых, как название специализированных научных и учебных заведений, вовторых, как обособленная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных отношений. См Добреньков В. И, Кравчен ко АИ Социология Краткий курс. М ИНФРАМ, 2003. С. Глава 1. Общество как целостная система Раздел I. Природа. Общество. Человек тойчивость связей и отношений в рамках социальной организации об щества 1 Более подробно социальные общности, организации и социальные институты будут рассмотрены в разделе пятом в связи сана лизом структуры общества. Общество характеризуется взаимоотношениями индивидов внутри социальных общностей и организаций, а также взаимодействием последних друг с другом. Данные отношения складываются враз личных сферах общественной жизни, представляющих собой подсистемы общества. Подсистемы общества Можно выделить следующие сферы общественной жизни экономическую, в которой производятся необходимые для существования всего общества материальные блага политическую, связанную с осуществлением социального управления духовную сферу, ориентированную на внутреннюю интеллектуальную самоорганизацию человека и всего общества, а также социальную сферу, связанную с воспроизводством самого человека, тес его развитием, воспитанием, поддержкой и защитой. Все выделенные сферы образуют подсистемы общества, что можно выразить графически. Рис. 1. Схема системы общества Пояснения к рисунку Данные сферы на схеме могли бы располагаться как угодно. Но традиционно принято считать, что экономика является основой существования общества, поэтому данная сфера показана в нижней части круга. Духовная и социальная сферы, конечно же, весьма значимы и поэтому могли бы располагаться наверху, номы знаем, как много зависит от политики государства в сфере Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера Экономическая сфера См Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М НОРМА — ИНФРАМ, 1998. С. 157. социального обеспечения и духовно-культурной жизни, поэтому автор и предлагает именно такое расположение. Именно эти сферы общественной жизни и будут предметом изучения курса обществознания. В политической сфере мы рассмотрим политическую систему общества, центральным звеном которой является государство, осуществляющее социальное управление посредством такого важного инструмента, как право. В экономической сфере будут раскрыты основные структурные элементы экономики, важнейшим из которых является производство социальных благ. Будут показаны сущность и содержание имущественных отношений, прежде всего отношений собственности, правовое регулирование имущественных, а также иных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В социальной сфере будет раскрыта структура общества, показаны роль и значение семьи как первичной клеточки социальной организации, дана характеристика системы социальной защиты населения. Наконец, в духовной сфере будут рассмотрены формы общественного сознания, выявлены роль и значение морали, науки, атак же религии в жизни общества 2. Общественные отношения и общественный строй. Общественные отношения Общественные отношения — это многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них Общественные отношения являются важнейшим специфическим признаком общества и придают обществу качество системы. Через многообразие общественных отношений и проявляются связи между элементами социальной системы. Специфика общественных отношений заключается в том, что люди непросто встречаются друг с другом и, как модно сейчас говорить, тусуются, а это — связь индивидов как представителей определенных социальных групп (классов, профессий, организаций и т. п. Иными словами, общественные отношения строятся не на основе симпатий или антипатий индивидов, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе. Таким образом, сущность общественных отношений состоит не во взаимодействии конкретных людей, а во взаимосвязи выполняемых людьми социальных ролей 1 Глава 1. Общество как целостная система О социальной роли будет сказано далее Раздел I. Природа. Общество. Человек Общественные отношения объективно обусловлены и связывают индивида с социальной группой, обществом, включают его в общественную практику 1 Субъектами общественных отношений являются индивиды и объединения людей, а объектами общественных отношений могут быть те или иные социальные блага, по поводу которых они возникают, например, имущество, политическая власть, духовные блага и т. п Содержание общественных отношений составляют те действия, которые совершаются в целях удовлетворения интересов и потребно стей. Все множество общественных отношений можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера объекта выделяют материальные и нематериальные отношения. По видам социальных общностей — участников отношений выделяются классовые, национальные, профессиональные, семейные и иные. По характеру деятельности социальной группы различают отношения: служебные, учебные, театральные, спортивные и т. п. Если взять за основу классификации сферы общественной жизни, тов экономической сфере складываются экономические отношения. Объектами этих отношений являются материальные блага (сырье, ресурсы. Субъектами — собственники средств производства, производители и потребители благ, иные лица. В политической сфере складываются политические отношения, объектом которых являются публичная власть, политические интересы, а субъектами могут быть классы, народ, институты политической системы (государство, партии и т. п. В духовной сфере возникают духовные отношения по поводу духовных благ, например, таких, как религия, искусство, наука и т. п. Участниками этих отношений являются индивиды, религиозные объединения, различные творческие коллективы и т. п. Наконец, в социальной сфере устанавливаются отношения, связанные с социализацией личности, обеспечением социальной защиты населения. В них участвуют социальные службы, благотворительные организации и т. п. Общественный строй При характеристике общества как целостной системы используется категория общественный строй. При существующем множестве подходов к определению этого понятия, в самых общих чертах общественный строй можно рассматривать как систему общественных отношений, сложившихся во всех сферах жизнедеятельности общества на томили ином конкретном историческом этапе его развития, обусловленную определенным уровнем развития про См Всемирная энциклопедия Философия. С. 726. 23 изводства, распределения, обмена и потребления материальных благ и соответствующими этому уровню формами социальной организации. Иными словами, общественный строй и есть само общество в целом, рассматриваемое как целостный социальный организм, характеризующийся слаженностью всей общественной жизни. Общественный строй выражает характер способа производства материальных и духовных благ, формы организации социального управления. В этом смысле характеристику общественного строя можно дать через раскрытие основных черт всех указанных ранее сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной). В тоже время категория общественный строй имеет и более узкое значение. В конституционном праве, например, данная категория определяется как выражающая сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Российской Федерации эта категория воплощена в конституционноправовом институте основы конституционного строя 3. Общество и личность. Индивид—индивидуальность—личность. Как уже было отмечено, первичным элементом всей общественной системы является человек. Человек, в свою очередь, может рассматриваться как индивид, индивидуальность и личность. Под |