Готовящихся к егэ по обществознанию, Олимпиадам по праву и обществознанию, а также тех, кто интересуется вопросами обществознания
Скачать 1.98 Mb.
|
§ 4. Формы государства. Республика и монархия Форма государства — это внешнее проявление устройства государственной власти, ее организации и функционирования, выражающее исходные начала образования высших органов государственной власти, способ территориального устройства государства, характер взаимоотношений между различными властными структурами (центральной, региональной и местной властью, а также приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Форма государства выражается через форму правления, форму политикотерриториального (государственного) устройства и политический (государственный) режим. В данном параграфе будет рассмотрена только форма правления, а иные формы рассматриваются далее. Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому. К формам правления относятся монархия и республика. М она р хи я как форма правления — это такая организация власти, при которой верховная власть в государстве формально или фактически принадлежит одному лицу, получающему эту власть в порядке престолонаследия. Само слово монархия греческого происхождения, означает буквально единовластие (от лат monos — один, единый, единственный и е — начало, главенство, власть. Власть монарха не ограничена какимлибо сроком, продолжается практически пожизненно (при отсутствии чрезвычайных обстоятельств — дворцовый переворот, отречение и т. п. Отсюда можно выделить следующие признаки монархии бессрочность властвования, несменяемость и наследуемость. Монархия имеет следующие исторические разновидности рабовладельческая, раннефеодальная, сословнопредставительная, абсолютная, дуалистическая и парламентарная. В настоящее время существуют три последние, причем абсолютной и дуалистической монархии в чистом виде нет, есть лишь черты проявления абсолютизма или дуализма власти в некоторых странах. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты власти (законодательной, исполнительной и судебной) в руках монарха. Представительный орган либо отсутствует, либо находится полностью под властью монарха. Правительство формируется монархом и несет передним ответственность. Абсолютная монархия обычно сочетается с авторитарным режимом, при котором существенно ограничены права личности, народ полностью отстранен от власти или различными способами принуждается к выражению одобрения Глава 3. Право и государство как социальные категории Раздел I. Природа. Общество. Человек любых действий правителя, демонстрируя всеобщее одобрение. В настоящее время некоторыми чертами абсолютизма обладают Оман, султанат Бруней, Свазиленд. Дуалистическая монархия характеризуется распределением законодательной власти между монархом и представительным органом при значительном преимуществе власти монарха, которому принадлежат и законодательные полномочия, разделяемые им с парламентом, и исполнительные, и некоторые судебные. Кроме того, сам представительный орган созывается и распускается по воле монарха. Отдельными чертами дуализма характеризуются Иордания, Кувейт, Марокко и некоторые другие страны. Большинство современных монархий относятся к парламентарным, когда парламент занимает четко определенное место как единственный орган, принимающий законы. Парламент избирается народом демократическими выборами, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. К парламентарным относятся Великобритания, Испания, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Япония и ряд других. Для наглядности можно предложить следующую таблицу. Таблица Виды монархической формы правления Виды монархий Призна ки монархического правления Абсолютная Дуалистическая Парламентарная 1. Законодательная власть принадлежит монарху монарху и парламенту парламенту. Главой исполнительной власти является монарх монарх формально — монарх, фактически — премьер министр 3. Судебная власть осуществляется фактически монархом от имени монарха независимым судом. Глава правительства назначается монархом самостоятельно монархом самостоятельно монархом суча стием парламента. Правительство отвечает перед монархом перед монархом и парламентом перед парламентом. Парламент может быть распущен монархом по своей воле монархом самостоятельно монархом по требованию правительства. Парламент созывается по воле монарха монархом в соответствии с конституцией в соответствии с конституцией Республика это форма правления, при которой высшие органы власти, а в ряде случаев и высшие должностные лица избираются всенародно и имеют ограниченный конституцией срок полномочий, т. е. характерными чертами республиканской формы правления являются выборность и периодическая сменяемость органов власти. В историческом плане можно выделить рабовладельческую республику (например, Афинская, феодальную или аристократическую (Генуэзская, Республика Святого Марка в Венеции) и современную, которая, в свою очередь, делится на президентскую, парламентскую и смешанную. Президентская республика характеризуется следующими основными чертами функции главы государства и главы правительства (исполнительной власти) сосредоточены у одного лица — президента глава государства избирается населением (прямыми или косвенными выборами правительство формируется главой государства самостоятельно и несет ответственность только передним существует несовместимость депутатского мандата с должностью министра у главы государства отсутствует право роспуска парламента, но есть право отлагательного вето 2 Примерами президентской формы правления являются США, а также Бразилия, Мексика. Характерные черты парламентской республики функции главы государства исполняются президентом, а исполнительную власть возглавляет премьерминистр (канцлер, председатель правительства и т. п парламентский способ избрания президента, хотя не исключается и избрание президента населением парламентский способ формирования правительства, члены которого, как правило, являются также и депутатами парламента широкие возможности парламентского контроля за деятельностью правительства с использованием вотума недоверия Можно также назвать Новгородскую боярсковечевую республику, существовавшую до 1478 года. Все высшие должностные лица в ней избирались на вече. См.: Смирнов В. Г История Великого Новгорода. М Вече, 2006. 480 с Вето (лат. veto — запрещаю) — отклонение главой государства закона, принятого парламентом. Вето может быть абсолютным, если парламент не может его преодолеть, а может быть отлагательным, если парламент преодолевает его, как правило, квалифицированным большинством голосов (две трети, три четверти и т.п.). Есть и иные разновидности вето, о чем можно прочитать в специальной юридической литературе Вотум недоверия — это своеобразная форма парламентского контроля за деятельностью правительства — см. главу 21 настоящего пособия. Глава 3. Право и государство как социальные категории Раздел I. Природа. Общество. Человек наличие у главы государства права на роспуск парламента. К числу парламентских республик относятся Австрия, Италия, ФРГ и некоторые другие. Существует и такая форма республиканского правления, в которой черты президентской республики сочетаются с парламентской. Например, президент избирается народом, самостоятельно формирует правительство, но последнее несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом, президент может своим решением отправить правительство в отставку и может распустить парламент. В таких случаях говорят о смешанной форме республиканского правления, в условиях которой к весьма значительным полномочиям главы государства, имеющимся в президентской республике, добавляются важные полномочия, характерные для парламентской (например, роспуск одной из палат парламента. К их числу можно отнести Францию, Россию, Польшу. В Конституции РФ 1993 г. также закреплена смешанная форма правления, но конституционная практика придала этой форме свои специфические черты, о чем будет сказано далее. В таблице 2 показаны особенности форм республиканского прав ления. Таблица Формы республиканского правления Виды республик Призна ки республиканского правления Президентская Смешанная Парламентская 1. Глава государства президент президент президент. Глава правительства (исполн. власти) президент премьер министр премьер министр 3. Глава государства избирается населением населением парламентским способом. Правительство формируется президентом президентом парламентом. Совместимость депутатского мандата с должностью министра недопустимо недопустимо допустимо. Правительство отвечает перед президентом президентом и парламентом парламентом. Право вето у президента есть есть как правило, нет. Право роспуска парламента (одной из палату президента нет есть есть В отдельных президентских республиках в условиях преобладающего влияния правящей партии президент, являющийся ее лидером, переизбирается на данный пост неограниченное количество рази занимает пост фактически пожизненно. Он сосредоточивает в своих руках и государственное, и партийное руководство, использует авторитарные методы властвования. В этом случае республика превращается в супер президентскую (Египет, Сирия, некоторые иные африканские страны). К самостоятельной форме правления можно отнести теократическое государство. Теократия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть сосредоточена у духовенства или главы церкви. В настоящее время имеется два вида теократических государств теократическая монархия — Ватикан, Саудовская Аравия (отдельные черты теократического государства присущи также султанату Бруней) и теократическая республика — например, Исламская Республика Иран. Есть и такие формы правления, которые сочетают в себе черты монархии и республики. Глава государства избирается, но из числа лиц, наследующих властные полномочия. Например, Объединенные Арабские Эмираты — федерация, состоящая из эмиратов. Эмиры получают власть в порядке престолонаследия. Каждые пять лет эмиры избирают из своего круга главу государства — президента страны. Аналогичная форма существует в Малайзии. Есть примеры республик, где власть фактически перешла к сыновьям умерших лидеров (КНДР, Сирия, Азербайджан, хотя выборы здесь и имели место, но значительную роль сыграла ментальность населения, видевшего правителя в представителе данного клана (семьи 5. Происхождение государства и права По поводу причини условий, приведших к возникновению государства и права, существуют различные точки зрения, отраженные в разных теориях. Рассмотрим основные из них Наиболее ранняя теория — теологическая (от theos — боги слово, учение, те. божественная теория. Она возникла еще в глубокой древности, хотя основные ее постулаты был сформулиро 1 Теократическая форма правления выделяется в отдельных научных источниках. См Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М ИНФРАМ, 1997. С. 690. См. также Салыгин Е. НО понятии теократического государства // Труды Московской государственной юридической академии Сб. статей. № 5. М Юристъ, 1999. С. Глава 3. Право и государство как социальные категории Раздел I. Природа. Общество. Человек ваны в более поздний период. Главными представителями этой теории являются Аврелий Августин, Фома Аквинский и др. Аврелий Августин (354—430) — христианский теологи философ. В католицизме он был объявлен святым, в православии признан блаженным (Блаженный Августин). В своем основном сочинении Ограде Божьем он разработал христианскую философию мировой истории, согласно которой есть два противоположных друг другу вида человеческой общности мир земной (демонический) и противоположный ему мир Божий, который представлен католической церковью. Отсюда задача церкви — одолеть мир дьявола, обратив все человечество в истинную веру Главными постулатами теологической теории являются следующие. Бог сотворил все сущее — Вселенную, Землю, человека и установил власть на Земле. Иными словами, процесс возникновения государства и права идентичен процессу возникновения всех иных социальных структур. Отсюда следует, что все социальные различия естественны, поскольку заданы Богом. Бог создал механизм регулирования жизни в обществе, в том числе и право все должны подчиняться высшим божественным законам. Ярким представителем данной теории является Фома Аквинский (1225–1274), член доминиканского ордена. Из утверждения, что все земное создано Богом, следовало, что и зло — тоже. Чтобы выйти из этого противоречия, Ф. Аквинский вводит утверждение, что Бог правит не непосредственно, а через естественные причины, которые предоставляют человеку некую свободу выбора. Отсюда и отклонения от Божьей воли. Им вводится различие между сущностью власти и ее формой (способом правления. Тем самым допускается возможность свержения тиранического правления. В правовой сфере Ф. Аквин ский различал вечное право, как совокупность божественных принципов правления Миром, естественное правоте же принципы, отраженные в сознании людей, и позитивное право — применение естественного права к общественной практике 2 В XII–XIII вв. в Западной Европе разрабатывается теория двух мечей, состоявшая в том, что основатели церкви имели два меча, один из которых они вложили в ножны и оставили при себе, поскольку не пристало церкви самой использовать мечи совершать насилие. Второй меч был вручен государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь наделялся церковью правом повелевать людьми и являлся слугой церкви 1 См Всемирная энциклопедия Философия. С. 12. 2 Там же. С. 1154. 3 Теория государства и права Учебнике изд, расш. и доп. / Под ред. М. Н. Марченко. М Зерцало, 2001. С. 54. Давая оценку этой теории, следует сказать, что она покоится на вере. Тот, кто верует в Бога, может воспринимать эти постулаты как истинные, не подвергая их никакому сомнению. Но тот, кто не уверовал в Бога, не может найти в этой теории убедительных доказательств возникновения государства или права. В тоже время эта теория выражает идею внешнего (привнесенного) источника социальной регуляции и требует дополнительного изучения. Патриархальная теория возникла еще в древности. Ее родоначальником считается Аристотель древнегреческий ученый, 384— 322 гг. дон. э. Впоследствии эта теория была развита в трудах английского мыслителя XVII в. Роберта Филмера и русского ученого Н. К. Михайловского (1842–1904). Основная посылка данной теории состояла в том, что государство — есть результат разрастания семьи. Аристотель рассматривал государство как результат взаимодействия людей, организуемого во имя общего наиболее важного блага. Такое взаимодействие осуществлялось на уровне семьи (первый вид общения, на уровне селения (второй вид) и, наконец, на уровне всех селений — всего общества, которое и образовывало государство 2 Семья образовывалась естественным путем, выделяясь и обособляясь из родовой общины. В рамках семьи возникали различного рода отношения между главой семьи и ее членами. Глава семьи выступал как хозяин, беря на себя заботу о существовании и процветании семьи, т. е. всю полноту ответственности, а члены семьи обязывались следовать указаниям главы, выполнять их. Такого рода отношения складывались ив масштабе сельской общины, глава которой выполнял те же самые функции. Далее в процессе объединения сельских общин вокруг городов возникало еще более широкое сообщество, в котором господствовали те же самые отношения, в которых глава сообщества также заботился об общем благе, а члены сообщества делали все во имя общих интересов. В этом смысл патриархальной теории. Оценивая данную теорию, следует отметить, что она не раскрывает механизм появления мощного аппарата государственного при Теологическая теория, опирающаяся на догмы (догма — это неизменные положения, принимаемые на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени — см Всемирная энциклопедия Философия. Сне остается неизменной. В последней четверти XIX — начале XX в. сформировался неотомизм как теологическое учение, нацеленное на приспособление основных положений учения Фомы Аквинского к современным реалиям жизни общества. Ярким представителем неотомизма является Жак Маритен (1882–1973), разработавший концепцию интегрального гуманизма, соединяющего в себе человеческую свободу с Божественной составляющей, те. сочетающую социальные, экономические и культурные права с христианскими ценностями (см Всемирная энциклопедия Философия. С. 607—608). 2 См История политических и правовых учений Хрестоматия / Под ред. О. Э. Лейста. М Городец, 2000. С. Глава 3. Право и государство как социальные категории Раздел I. Природа. Общество. Человек нуждения, без которого нельзя представить себе существование государства нив современную эпоху, ни, тем более, в прошлые периоды истории, когда осуществление принуждения являлось первостепенной функцией государства. Договорная теория. Возникла в Древней Греции, но наивысшее развитие получила в эпоху Просвещения (XVII—XVIII вв.), выражена в трудах Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632—1677 — голландский философ, Жан Жака Руссо (1712—1772 — французский просветитель, Томаса Гоббса (1588—1679 — английский философ) и Джона Локка (1632—1704 — британский философа также АН. Радищева (1749—1802 — российский мыслитель и писатель. Эта теория выступает против идеи божественной природы государства и права. Теория исходит из того, что государство есть результат договора между народом и властью. Сама теория основывается на идеях естественного права и народного суверенитета. Государство образуется в результате волеизъявления народа и обязуется обеспечить естественные, неотъемлемые права человека. Отсюда — народ — источник всей власти в обществе, именно ему принадлежит суверенитет. Народ уполномочивает правителей осуществлять власть, соблюдая при этом естественные и неотъемлемые права народа, а народ обязуется следовать в этом случае велениям правителей. Если же правители не исполняют условия этого договора, нарушают естественные права, то народ имеет право на сопротивление тиранам. При оценке данной теории следует отметить важнейшие ее положения о суверенитете народа и о естественных правах человека. Эти положения находят отражение во многих современных конституциях (см, например, ст. 2 и 3 Конституции РФ. В тоже время данная теория несколько идеализирует взаимоотношения народа и правителей, рассматривая государство как результат добровольного (свободного) волеизъявления сторон. В реальности процесс подчинения правителю, упрочения его власти осуществлялся, прежде всего, с помощью мер принуждения, что отрицает наличие свободы воли Теория насилия. Возникла в Германии во второй половине в. Родоначальниками считаются Карл Каутский (Евгений Дюринг (1833—1921) — в Германии, Людвиг Гумплович (1838— 1909) — в Австрии. Основные постулаты сводятся к следующему. Государство возникает в результате завоевания (порабощения) одних племен другими или одной частью населения другой, те. государство и право создаются для поддержания власти победителей. Необходимость обеспечивать повиновение военнопленных, обращенных в рабов, и населения на захваченных территориях приводит к появлению мощного аппарата принуждения и управления. Такой аппарат создается завоевателями, а в качестве регулятора отношений используются уже новые, отличные от родовых правила. Так возникают государство и право 1 При оценке этой теории следует отметить, что она правильно рассматривает принуждение как важную составную часть государственной власти, носами по себе война и насилие могут служить одним из факторов возникновения государства и права, ноне первопричиной этого |