Главная страница
Навигация по странице:

  • Формационный подход был разработан основоположниками научного социализма. В его основе лежит разработанная К. Марксом и последователями его учения категория «общественноэкономической

  • Освальда Шпенглера

  • Готовящихся к егэ по обществознанию, Олимпиадам по праву и обществознанию, а также тех, кто интересуется вопросами обществознания


    Скачать 1.98 Mb.
    НазваниеГотовящихся к егэ по обществознанию, Олимпиадам по праву и обществознанию, а также тех, кто интересуется вопросами обществознания
    Дата14.08.2021
    Размер1.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаarbuzkin_obschestvoznanie_978-5-94373-192-1_1 (1).pdf
    ТипДокументы
    #226892
    страница6 из 50
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
    § 3. Типы общества
    Особенности сложной и многообразной системы общества могут быть выявлены при анализе типов общества.
    Наука выработала различные подходы к типологизации общества, наиболее распространенными из которых являются формационный и цивилизационный. Рассмотрим эти подходы.
    Формационный подход был разработан основоположниками научного социализма. В его основе лежит разработанная К. Марксом и последователями его учения категория «общественно#экономической
    формации», под которой понимается общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, характеризующееся определенным уровнем развития производительных сил, совокупностью производственных отношений и возвышающейся над ними надстройкой в виде

    определенных идей и учреждений»
    1
    Рис. 4. Схема общественноэкономической формации
    Согласно данной концепции решающую роль в жизни общества играет экономическая (материальная) сфера, где производятся материальные и иные блага, необходимые для существования общества.
    Производство этих благ есть процесс взаимодействия людей со средствами и предметами труда (средствами производства, входе которого складываются экономические (производственные) отношения.
    Все это в совокупности образует способ производства как экономическую категорию, о чем уже было сказано ранее.
    ПОЛИТИКОПРАВОВАЯ
    НАДСТРОЙКА
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС (СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА)
    Глава 5. Типология общества Политическая экономия / Под ред. Э. Я. Брегеля
    и АД. Смирнова
    . е изд, пе
    рераб. и доп. М Высшая школа, 1972. С. 15.
    Раздел I. Природа. Общество. Человек
    Способ производства в силу особой значимости его для существования общества в целом (создание продуктов питания, одежды,
    жилища и т. п) является базисом (основой) для всей социальной системы и предопределяет характер всех иных отношений в обществе,
    именуемых политико#правовой надстройкой.
    В экономической сфере, как уже отмечалось, действует закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил общества. В тоже время производительные силы общества являются динамичным элементом данной системы. Они находятся в непрерывном развитии. Постоянно совершенствуются орудия труда, развиваются производственные навыки людей, накапливается производственный опыт, повышается культурный уровень. Производственные отношения, являющиеся консервативным элементом, начинают сдерживать дальнейшее развитие производства. Возникает противоречие между развитыми производительными силами общества и застоявшимися производственными отношениями. Данное противоречие, помысли К. Маркса, должно разрешаться социальной революцией, в результате которой происходит изменение отношений собственности, иных отношений в сфере производства материальных благ. Вследствие этого трансформируется и надстройка, меняется структура власти, преобразуется политическая система. Возникает новая общественноэкономическая фор
    мация.
    В соответствии сданной концепцией было выделено пять об
    щественноэкономических формаций первобытнообщинный строй,
    рабовладельческая формация, феодальная, капиталистическая и ком
    мунистическая.
    П ер во быт но общинный строй характеризовался низким уровнем развития производительных сил и производственных отношений. В основе способа производства лежала общественная (общинная) собственность на орудия и средства производства,
    которые принадлежали всем членам общества. Надстройка того периода характеризовалась примитивными формами. Социальное управление осуществлялось совместно всеми членами общества или вождем (советом вождей, власть которого основывалась наличном авторитете.
    Р а б овладел ь ческа я формация была основана на том, что орудия и средства производства, а также основные производители (рабы) находились в собственности класса рабовладельцев,
    которые жестоко эксплуатировали подневольных людей, применяя прямое физическое принуждение. В надстроечной сфере практически все элементы социальной организации выражали приоритет интересов рабовладельцев
    Пришедшая на смену рабовладению феодальная формация базировалась на том, что все основные средства производства, главным из которых была земля, были поделены между феодалами. Крестьяне, получая в собственность или в пользование надел господской земли, должны были отрабатывать такой дар путем уплаты хозяину части произведенного продукта (оброк) или отработки на полях хозяина (барщина. В сфере надстройки важную роль играла религия, определенным образом сцепляя фактически разные интересы феодалов и крестьян в некое духовное единство.
    В капиталистической формации непосредственные производители материальных благ (пролетариат) вообще были лишены права собственности на средства производства и вынуждены были продавать свою рабочую силу владельцам заводов и фабрик,
    обладая при этом возможностью выбора лучших (или более приемлемых) условий труда. Но, обладая личной свободой, они имели и большие возможности для участия в жизни общества. Надстройка данной формации характеризуется уже весьма значительной сложностью. К участию в политической деятельности допускаются все основные слои общества, возникают объединения и работодателей, и работников, появляются партии, массовые политические движения и т. п.
    Согласно формационной концепции главным противоречием в условиях капиталистической формации было противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения произведенного продукта. Данное противоречие должно было разрешиться социалистической революцией, сопровождавшейся обобществлением средств производства и ликвидацией эксплуататорских классов.
    В этих условиях отпадала необходимость в особом аппарате принуждения — государстве. В результате должна была установиться коммунистическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства и непосредственном участии всех членов общества ив производстве, ив распределении общественных благ,
    объем которых должен был полностью обеспечивать все потребности общества, а также на участии ив социальном управлении.
    Как представляется, авторы формационного подхода необоснованно обедняли социальную палитру, сводя все многообразие интересов и потребностей, существующих в обществе, к классовым интересами усматривая механизм общественного развития только во взаимоотношениях антагонистических классов.
    В тоже время процессы обобществления средств производства и допуск товаропроизводителей к распределительным отношениям имеют место в современном обществе. Это проявляется в механизме действия акционерных обществ, когда работники предприятий ста
    Глава 5. Типология общества
    Раздел I. Природа. Общество. Человек новятся акционерами и получают дивиденды. Существенное воздействие на распределительные отношения в современном обществе оказывает социальная политика государства, посредством которой перераспределяется значительная часть совокупного общественного продукта.
    Таким образом, формационный подход может быть использован при анализе современного общества, но, конечно, нуждается в совершенствовании.
    Наряду с формационным подходом к типологии общества используется цивилизационный Следует отметить, что основы концепции цивилизационного подхода к типологии общества были разработаны российским ученым Н. Я. Данилевским (1822—1885). Детально данная концепция получила отражение в трудах английского историка и философа Арнольда Тойнби (1889—1975) и немецкого философа Освальда Шпенглера (Термин цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) появился во Франции в 1775 г. Его обстоятельное толкование было дано в трудах Л. Моргана и Ф. Энгельса. Современная наука рассматривает цивилизацию как определенный исторический период в развитии человечества, связанный с существованием товарного производства, классовых отношений и государства и характеризующийся интенсивными разносторонним развитием промышленности, техники, науки, искусства, других культурных ценностей и соответствующим этому образом жизни
    1
    О. Шпенглер подверг критике концепцию единого всемирно
    исторического процесса, выдвинув собственную идею о циклической истории возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур (цивилизаций. Отрицал он также и прогрессивное развитие человечества. Любая культура, по Шпенг
    леру, движется к закату.
    В своем основном труде Исследование истории А. Тойнби,
    так же, как и О. Шпенглер, утверждал, что исторический процесс распадается на отдельные замкнутые системы, называемые цивилизациями, которые проходят в своем развитии этапы возникновения,
    роста, надлома, упадка и разложения. Отсюда каждая цивилизация представляла собой самостоятельное звено в жизни общества, не имевшее ни предтечи, ни последователей. Следует отметить при этом,
    что А. Тойнби отстаивал оптимистическую концепцию динамики цивилизации, полагая, что разум человека способен продлить жизнь цивилизации См Философия Курс лекций. М ТЕИС, 2001. С. 243—245.
    Любая цивилизация характеризуется определенным уровнем развития культуры, проявляющейся в создаваемых обществом материальных и духовных ценностях.
    Относительно видов цивилизаций сложилось несколько подходов. Так, Н. Я. Данилевский выделял 11 цивилизаций (культурно
    исторических типов общества египетскую, китайскую, ассирова
    вилонофиникийскую, халдейскую (древнесемитическую), индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, новосемитическую
    (аравийскую), романогерманскую (европейскую. А. Тойнби выделял первичные цивилизации, возникшие непосредственно из первобытных общества также цивилизации второго и третьего порядка,
    возникавшие на осколках прежних цивилизаций
    2
    В самом общем виде можно выделить древние цивилизации (например, цивилизации Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая и т. п средневековые цивилизации современные цивилизации,
    распадающиеся на индустриальную и постиндустриальную. Рассмотрим эти виды.
    Древние цивилизации можно рассмотреть на примерах Древней
    Греции и Древнего Рима.
    Цивилизация Древней Греции характеризовалась следующими чертами наличие классического рабства полисы как основная форма социальнополитической организации общества приоритет идеи суверенитета народа и демократических форм правления. Древнегреческая цивилизация характеризовалась высоким уровнем развития духовной культуры. Древняя Греция вошла в историю плеядой мыслителей (Сократ, Платон, Аристотель и др достижениями в области архитектуры (так называемая ордерная архитектура, скульптуры,
    живописи и литературы.
    Полисная организация данной цивилизации предопределила такие особенности, как общая (коллективная) форма собственности на городские земли, демократическая форма организации власти.
    Своеобразием обладали и такие ценности Древней Греции, как государственный строй и право, которые следует рассмотреть более подробно См Всемирная энциклопедия Философия. СО цивилизационном подходе см Всемирная энциклопедия Философия.
    С. 269, 1078, 1203, 1234.
    3
    Различают патриархальное рабство и классическое. В условиях патриархального рабства (примитивная форма рабства) раб обладал всеми правами младшего члена семьи. Он жил в доме хозяина, мог даже наследовать имущество хозяина, вступать в брак со свободными людьми. Классическое рабство характеризуется окончательным закабалением раба. Он уже не имел никаких прав, в брак не вступал, рассматривался как собственность хозяина (говорящее орудие»).
    Глава 5. Типология общества
    Раздел I. Природа. Общество. Человек
    По форме правления Афинское государство в V—IV вв. дон. э.
    представляло собой рабовладельческую демократическую республику для свободных граждан. Высшим органом власти являлось Народное собрание граждан (экклесия), состоявшее из свободных граждан,
    достигших 20 лет. Оно избирало высших должностных лиц, включая командование, принимало законы, решало вопросы войны и мира.
    Народное собрание избирало Совет пятисот — как исполнительный орган. Судебные дела рассматривал суд присяжных — Гелиэя.
    Примечательно, что законы начиналась словами Совет и народ решили...»
    Следует иметь ввиду, что древнегреческое государство представляло собой совокупность отдельных самостоятельных городов полисов, вокруг которых объединялись сельские поселения.
    Право Древней Греции содержало пережитки родового строя.
    Признавалось право частной собственности (в том числе на раба, но этот институт не был детально урегулирован, как в Древнем Риме. В
    уголовном праве допускались кровная месть (родовой пережиток) и смертная казнь, причем приговоренный сам приводил приговор в исполнение — ему давали яд, меч или веревку (вспомним, Сократ принял яд цикуты. За грабеж или разбой преступника продавали в рабство. Телесные наказания не применялись, но наказанию подвергались статуи, животные, камни и т. п. Таким образом, древнегреческое право характеризовалось неразвитостью, примитивизмом.
    Цивилизация Древнего Рима, также, как и Древней Греции, опиралась на рабовладельческий способ производства. Нов Риме любой труд считался уделом рабов. Поэтому даже такие виды деятельности,
    как живопись, скульптура, играна сцене, сочинение литературных произведений, осуществляли рабы, специально отбираемые по спо
    собностям.
    Главными духовными ценностями римлян были патриотизм,
    богоизбранность римского народа. Делами, достойными римлянина,
    признавались политика, война и законотворчество. Отсюда наиболее развитыми элементами римской культуры являются государственность,
    право, риторика, а история Рима ярко прослеживается через плеяду римских правителейполководцев. Политическая история Древнего
    Рима делится на два крупных периода республику и империю.
    Римская республика просуществовала с VI до I в. дон. э. Центральными органами власти в республике были сенат — высший представительный орган, с которым согласовывались все важные вопросы народные собрания собирались по территориальному признаку,
    издавали законы магистраты — исполнительные органы, состоявшие из консулов, преторов, цензоров, квесторов и т. п. Все они избирались народными собраниями
    Высшие государственные должности замещались узким кругом знатных людей — крупных землевладельцев. Среди этих должностей были консулы, созывавшие сенат и председательствовавшие в народных собраниях цензоры, ведавшие публичными делами (налогообложение, подряды на общественные работы и т. п преторы, рассматривавшие судебные дела квесторы, осуществлявшие следствие по уголовным делами иные.
    Характерным для государственного строя Римской республики было ограничение демократических начал. Существовали большие различия в правах между знатными людьми (патрициями) и малоимущими гражданами (плебеями, что нередко выливалось в конф
    ликты.
    Империя просуществовала св. н. э. до конца Древнего Рима и делилась на два периода принципат (I—III вв.) и доминат. В период принципата (27 г. дон. э. — 193 г. н. э) происходил постепенный переход от республиканского строя к империи. Ограничивалась роль сената и народных собраний, правящие функции все больше сосредоточивались в руках принцепса, расширялся бюрократический аппарат. Принципат стал оформляться при принцепсе Августе.
    Принцепс — от лат. princeps — первый. Наименование сенаторов, значившихся первыми в списке сената и первыми подававших голос. Власть принцепса проявлялась в том, что он, выступая первым, имел возможность влиять на ход собрания. Отсюда особое внимание риторике как искусству красноречия.
    Доминат — это период неограниченной монархии. Сложился в конце III в. при императоре Диоклетиане. В период домината Римское государство разделилось на две части Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю с центром в г. Константино
    поле.
    Римская государственность характеризовалась сложным иерар
    хичным, четко структурированным государственным аппаратом, элементы которого были заимствованы впоследствии другими странами.
    Римское право складывалось на протяжении нескольких веков.
    Особенности географического положения Рима (все дороги вели в
    Рим») порождали пестроту и интенсивность имущественных отношений. Существовало большое разнообразие субъектов этих отношений римские граждане — квириты, неримские граждане — пере
    грины, те. лица, не обладавшие правами римского гражданина,
    заморские купцы и т. п. Необходимость регулирования данных отношений привела к тому, что сложилась сложная и иерархичная система правовых норм, регулировавших имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности. Были
    Глава 5. Типология общества
    Раздел I. Природа. Общество. Человек установлены правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы наследования имущества.
    В тоже время были разработаны нормы, направленные на охрану публичного порядка, предусматривавшие уголовные наказания за посягательство наличность, имущество, государственные интересы.
    Значительный вклад в развитие римского права внесли римские юристы (Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестин), выводам которых впоследствии была придана обязательная сила, и эти выводы стали источником права (правовая доктрина. Ульпиан (ок. разделил право на частное (jus privatum), относившееся к пользе отдельных лиц, и публичное (jus publicum), касавшееся «состояния
    Римского государства. Такое деление сохраняется до сих пор.
    В императорскую эпоху большое значение получила законодательная деятельность императоров они издавали эдикты, декреты,
    рескрипты и мандаты, объединявшиеся общим названием конституция. Именно в Риме появилась доктрина, согласно которой воля императора — закон для всех граждан.
    Римское право, первоначально состоявшее из множества актов и норм, было потом приведено к строгой системе. В VI в. византийский император Юстиниан провел кодификацию римского права. Кодифицированное право получило название Корпус гражданского права (Corpus juris civilis) и включало Дигесты (извлечения из сочинений классических римских юристов, Институции (учебник для юристов, Кодекс Юстиниана и Новеллы (написаны константинопольским профессором Юлианом в дополнение к вышеназванным частям уже после смерти Юстиниана).
    Еще одним развитым элементом римской культуры была риторика (искусство красноречия. Искусство красноречия развивалось в непосредственной связи с особенностями политической жизни. Владение ораторским искусством было важнейшими наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноречие достигло своего апогея в трудах Цицерона. В его сочинениях обосновывался идеал всесторонне образованного философаоратора и государственного деятеля.
    Таковы основные ценности древних цивилизаций.
    Рассмотрим теперь европейскую средневековую цивилизацию Относительно временных и географических рамок цивилизации Средневековья среди ученых нет единства. Мы будем иметь ввиду Европу вв., когда основные структуры этой цивилизации уже сложились, но еще не начали размываться элементами нового — индустриального общества.
    Средневековое общество носило феодальный характер (что такое феодализм, было сказано при анализе общественноэкономичес

    81
    ких формаций. Дополнительно следует отметить, что хозяйство (экономика) того периода носило натуральный характер, те. вся продукция производилась для собственных нужд, с другой стороны, сами потребности ограничивались создававшимися в хозяйстве благами.
    Социальная структура характеризовалась четким разделением на сословия. Высшими сословиями считались феодалы и верховные слои духовенства. Низшим сословием было крестьянство.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


    написать администратору сайта