Готовящихся к егэ по обществознанию, Олимпиадам по праву и обществознанию, а также тех, кто интересуется вопросами обществознания
Скачать 1.98 Mb.
|
Крестьянство, будучи самым многочисленным классом и главной производительной силой общества, находилось на самой нижней ступеньке социальной лестницы в средневековый период. Оно было самой бесправной частью феодального общества. Такое положение крестьянства было предопределено особым миром феодальной деревни, формировавшим своеобразный тип человека, непохожего на представителей других сословий. Крестьянство вело замкнутый образ жизни. Мир крестьянина ограничивался родной деревней, замком сеньора и сельской церквушкой. Все это предопределяло консерватизм в мышлении и поступках, отрицание любых новелл. Идеал крестьянства находился в прошлом, в сохранении старых добрых традиций (отсюда второе название средневекового общества — традиционное общество»). Отношение к крестьянству со стороны иных социальных слоев было негативным. В рыцарской литературе мужик представлялся как воплощение всего самого мерзкого и отвратительного. И это воспринималось самим крестьянством как вполне естественное. Идея равенства была, в общемто, чужда и самим крестьянам. Феодалы как высшее сословие, хотя и имели различия в имущественном положении, в количестве земель, обладали, в целом, одинаковыми политическими правами. Главенствующее положение среди феодалов занимал монарх, как правило, крупнейший землевладелец. Однако монархи играли в феодальном обществе своеобразную роль. С одной стороны, монархи зависели от феодалов и поэтому вынуждены были поддерживать их интересы. С другой стороны, монархи, стремясь обеспечить самовластие, боролись против них, опираясь на поддержку жителей городов и крестьян. Во Франции, например, Людовик IX (Святой, 1214—1270) проводил широкую кампанию по освобождению крестьян от феодальной зависимости. Таким образом, королевская власть старалась возвыситься над корыстными классовыми интересами и обеспечить стабильность всего общества. Монархи играли значительную роль в консолидации, объединении разрозненных земель в единое государство. В эпоху Средневековья появился еще один социальный слой рыцарство. Его появление было вызвано военной необходимостью. Война становилась все более профессиональной, а вооружение — до Глава 5. Типология общества Раздел I. Природа. Общество. Человек рогостоящим. В результате общество окончательно разделилось на «тех, кто работает, и тех, кто воюет. Для создания отрядов хорошо вооруженных и закованных в рыцарские доспехи воинов требовались немалые средства. Тогда феодалы (сеньоры) стали наделять военачальников землей вместе с крестьянами. За счет получаемых на этих землях доходов и формировались рыцарские отряды. Возникло рыцарство со своей системой ценностей, которая представляла собой причудливый сплав варварства и христианства. В кругу рыцарей почитались благородство, доблесть, презрение к смерти. Сложились вассальные отношения, выражавшиеся в безграничной преданности своему сеньору и исключительной заботе и щедрости сеньора к своему вассалу. Экономическая основа рыцарства состояла в том, что крупный феодал жаловал рыцарю земельное владение (феод), за что тот приносил ему присягу на верность. Однако рыцарство, как и все средневековое общество, построено на контрастах. Наряду с цивилизованностью в рыцаре оставалась изрядная доля дикости (ведь известные рыцарские традиции — утоление жажды кровью убитых врагов, поклонение оружию, вправление христианских святынь в рукоятку мечей, месть за оскорбление родича и друга — это наследие родового строя). Не лишним будет заметить, что правила чести действовали только внутри рыцарства и на иные сословия не распространялись. А известное нам рыцарское отношение к женщине распространялось только на даму своего сердца. Рыцарю ничего не стоило оскорбить «даму чужого сердца. Отсюда — частые рыцарские поединки за оскорбленную честь. Духовенство представляло собой самостоятельный социальный слой, хотя и отличавшийся большим разнообразием. От папы римского до простого сельского священника от князей церкви, имевших громадные феодальные поместья, до неимущих отшельников от подлецов и интриганов до святых. Объединяло этих людей только то, что они входили в могущественную организацию, контролировавшую все, что было связано с идеологией Средневековья — христиан ством. Вера в Бога в ту эпоху была неистовой, страстной. Она определяла все стороны существования людей, каждый их шаг в жизни. Все важнейшие моменты человеческой жизни (рождение, брак, посвящение в рыцари, смерть) были связаны с христианством. Весь мир представлялся ареной борьбы между божественными дьявольским, между верой и отступничеством. Все важнейшие события той эпохи прочно связаны с христианством. Под лозунгом защиты веры осуществлялись Крестовые походы. Христианство было духовным стержнем средневековой цивилизации Специфическую социальную группу эпохи Средневековья образовывали горожане, что было предопределено особым миром средневекового города. Отгороженный от остального мира высокой крепостной стеной, город Средневековья был замкнут в себе и жил своей, не похожей на других жизнью. Для города было характерно самоуп равление. По существу, город — это государство в миниатюре. Здесь были представлены все сословия ремесленники — потомки крестьян, знать, духовенство. Несмотря на раздиравшие их противоречия все горожане против внешней опасности выступали единым фронтом. Средневековый город представлял собой центр торговли и ремесла. Характерной особенностью городской жизни было объединение людей в различные корпорации (монахов, торговцев, ремесленников и т. п. Особую роль в городской жизни играли цехи объединения ремесленников по профессиям. Цеховые уложения регламентировали не только производственный процесс, но и другие стороны жизни до мельчайших подробностей (порядок крещения, свадебные ритуалы, виды одежды и т. п. Именно в цеховой среде вырабатывалось принципиально новое отношение к труду. Ремесленник видел в труде источники существования (дохода, и морального удовлетворения. Тем самым зарождалась идея индивидуальности человека. Итак, город в средневековом обществе был источником формирования новых ценностей — свободы, равноправия, самоуправления. Специфическими особенностями характеризовались средневековое государство и право. По форме правления средневековое государство являлось монархией, которая проходила в своем развитии этапы раннефеодальной, сословнопредставительной и развивалась в направлении абсолютизма. Раннефеодальная монархия существовала в IX—XII вв. и характеризовалась территориальной раздробленностью государства, ярко выраженным вассалитетом. Власть монарха простиралась лишь на его вассалов (баронов, герцогов, которые в своих вотчинах обладали всей полнотой власти, имели свою армию, могли чеканить свою монету и т. п. Сословнопредставительная монархия возникла в конце XIII начале XIV в. с появлением совещательных органов, созываемых монархом из представителей высших сословий. Считается, что первый такой совет был созван в Англии в 1258 г. королем Генрихом в Оксфорде. Совет был переименован в парламент (от фр. слова parler — говорить. Буквальный смысл слова парламент — говорильня. Оксфордский парламент получил прозвище Бешеный за Глава 5. Типология общества Раздел I. Природа. Общество. Человек те горячие стычки, которые происходили входе обсуждения воп росов 1 В 1302 г. французский король Филипп IV (прозванный Красивым) созвал Совет светских и духовных феодалов в связи с конфликтом с Ватиканом. Этот орган стал впоследствии называться Генеральными штатами. Аналогичные органы созывались в Испании (Кортесы), Германии (Ландтаги) и других европейских странах. Абсолютная монархия начала складываться уже в период разложения средневековой цивилизации. Апофеозом абсолютизма считается фраза Людовика XIV (корольсолнце), обращенная к парламенту Выдумаете, что государство — это вы Нет Государство это я!» 3 При абсолютизме окончательно оформились три сословия духовенство дворянство имущие слои города и деревни. Известна формула Духовенство служит молитвой, дворянство — шпагой, третье сословие — имуществом». Специфическими особенностями обладало и средневековое право. В Средние века шел процесс формирования феодального права. Его характерными чертами являлись ярко выраженная воля монарха окончательный отказ от родовых обычаев распространение канонического права. Каноническое право — это совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейнобрачные и имущественные отношения. В целом, феодальное право отчетливо выражало неравенство. Это право сильного, те. кулачное право. Сословная принадлежность предопределяла содержание правового статуса личности. Вместе стем в эпоху Средневековья закладывались основы для последующего развития правовой системы. Был принят ряд актов, имеющих непреходящее значение. Великая хартия вольностей — была дарована своим подданным английским королем Иоанном Безземельным в 1215 г. Хартия закрепляла некоторые привилегии высшего сословия, ограничивая власть монарха. В эпоху Средневековья появляется новая форма права — судебный прецедент, возникший первоначально в Англии См Федоров КГ. История государства и права зарубежных стран. Л Издво Ленинградского унта, 1977. С. 94. 2 Очень ярко отношение монарха к своему народу показал французский писатель Морис Дрюон. В своей серии Проклятые короли он раскрывает заветное желание Филиппа Красивого Я хочу, чтобы в горшке каждого крестьянина страны в воскресный день варилась курица Федоров КГ Указ. соч. С. 80. Таковы основные ценности средневековой цивилизации. Индустриальная цивилизация Предпосылки новой цивилизации стали складываться еще в эпоху Средневековья. XV век стал поворотным в истории Европы. Именно в этот период утверждается гегемония Европы в мире. Этому способствовали Великие географические открытия, ряд технических изобретений и переворот в сфере производственных отношений. В конце XV ив в. отважные мореплаватели совершили ряд важных открытий. Входе морских экспедиций, возглавляемых испанцем итальянского происхождения Христофором Колумбом, португальцем Фернаном Магелланом, были открыты Центральная и Южная Америка, новые территории в Африке, проложены новые морские пути. Эти открытия положили начало эпохе колонизации, способствовали появлению новых источников дешевого сырья и рабочей силы, новых рынков сбыта для Старого Света. К техническим предпосылкам ускорения общественного прогресса относятся изобретение огнестрельного оружия, механических часов, компаса и книгопечатания. Огнестрельное (стрелковое) оружие появилось в XIV в. (сначала фитильное, потом кремниевое. Оно способствовало завоеванию оборонительных укреплений и быстрому захвату целых территорий, населенных аборигенами, находившимися на более ранней стадии раз вития. Компас был изобретен еще в III в, но именно в XIV в. с появлением более совершенных морских судов, способных не только на каботажное плавание, но и на далекие морские путешествия, компас стал важнейшим навигационным прибором, позволявшим ориентироваться в открытом море. Часы также были известны еще в древности (песочные, солнечные, водные и т. п. Нов вв. появились часы с внутренним механизмом, действовавшим независимо от внешней среды. Сначала это были башенные, потом каминные и настольные часы. Изменяющийся ритм жизни требовал более точного хронометриро вания, что и обеспечивалось механическими часами. Книгопечатание способствовало быстрому накоплению и распространению информации, знаний, духовных ценностей. С книгопечатанием исчезла монополия церкви на книжное дело. Стали печататься книги не только религиозного содержания, но и по разным отраслям знаний. В экономической сфере развитие производительных сил привело к разделению труда и его специализации. Это предопределило пе Глава 5. Типология общества Каботаж — флот прибрежного плавания Раздел I. Природа. Общество. Человек реход от ремесленных цехов к мануфактурам, где работники специализировались на отдельных операциях, что позволяло включать в производственный процесс людей, не имевших специальных навыков. Одновременно с этим шел процесс зарождения капитала. Слово капитал происходит из поздней латыни. Первоначально оно означало ценности, запас товаров, денежную массу. Деньги, пускаемые в торговый оборот, приносили доход. Капитал изначально производился в сфере обращения. Затем пришло осознание того, что доход можно получать не только в виде ссудного процента или в сфере торговли, но ив процессе производства, приобретая товар особого рода, способный увеличивать свою стоимость в процессе его реализации. Таким товаром стала рабочая сила — способность человека своим трудом создавать новую стоимость. Рис. 5. Схема распределения рабочего времени Появлению такого товара в условиях первоначального накопления капитала способствовало освобождение крестьян от крепостной зависимости с одновременным освобождением их от собственности на средства производства. Это, в свою очередь, было предопределено еще рядом обстоятельств. Процесс непрерывного возвышения потребностей привел к появлению устойчивой потребности в шерстяных тканях. Мануфактурное производство шерстяных тканей требовало все большего поголовья овец — основного источника шерсти. Овцеводство стало более выгодным, чем иные отрасли сельского хозяйства. Феодалы стали расширять пастбища, захватывать общинные земли, сгоняя с них крестьян. Государственные земли продавались или сдавались в аренду. Крестьяне превращались в нищих, занимались бродяжничеством, грабежами, разбоем. Чтобы пресечь это, государство стало издавать законы против бродяг. Массы разоренных мелких производителей были согнаны на рынок труда и вынуждены были наниматься на работу в мануфактуры, где установившаяся специализация позволяла использовать их труд. Это коренным образом изменило производственные отношения. Вместо внеэкономического принуждения стал заключаться договор Необходимое время Прибавочное время между двумя формально равноправными сторонами — собственником средств производства и работником. В условиях разложения средневековой цивилизации постепенно складывались новые ценности. Происходил рост роли городов, разрушались прежние ремесленные связи, преодолевались феодальные ограничения, развивалась хозяйственная и политическая жизнь. Ослабление сословных связей, стремительный рост крупных состояний, сопровождавшийся и разорением, меняли социальный статус членов общества. Формировались новые идеи и представления о жизни, о личности. Значительную роль в этом сыграло Возрождение (Ренессанс) — новая эпоха в культурном и идейном развитии, сложившаяся сначала в Италии (в XIV—XVI вв.), а затем ив других странах Европы (в XV—XVI вв.). Под воздействием идей эпохи Возрождения человек стал рассматриваться не как носитель всяческих пороков, обязанный посвятить свою жизнь искуплению первородного греха, а как свободная личность, обладающая естественным правом на счастье. Взамен аскетизма утверждался идеал полнокровной духовной и плотской жизни. Еще одним важным идейным течением, возникшим в тот период и способствовавшим переходу к новым ценностям, явилась Реформация (от лат. reformatio — преобразование. Идеологи Реформации (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли) отрицали необходимость католической церкви, ее связи с государством, отвергали ее права на земельные богатства. Реформация подорвала безраздельное господство католической церкви в духовнокультурной сфере, ослабила ее влияние на сознание населения, что позволило утвердиться новым ценностям (более подробно черты Реформации будут рассмотрены в связи с анализом религии). В тоже время идеи гуманизма того времени нередко соседствовали с разгулом страстей, своеволием и жестокостью, а становление гуманистических начал сопровождалось дуэлями, казнями, убийствами и т. п. Следует вспомнить еще об одном жутком явлении той эпохи — инквизиции (от лат inquisition — розыск. Эта судебнополи цейская организация католической церкви, имевшая своей задачей борьбу с еретиками, возникла в Испании в 1480 г, затем появилась в Италии — в 1542 г. Подсчитано, что залет в Испании, Германии, Италии на кострах инквизиции было сожжено 30 тысяч «ведьм». Конец Средневековья ознаменовался существенными изменениями в социально#политическом устройстве европейских стран. Происходит отделение церковной власти от светской, вводится прямое представительство путем выборов в парламент посланцев от населения, усиливается роль права как инструмента государственной влас Глава 5. Типология общества Раздел I. Природа. Общество. Человек ти, упорядочивается вмешательство государства в социальные и экономические отношения. Наиболее ярким проявлением нового политического устройства можно считать возникновение парламентаризма. Парламентаризм это система правления, для которой характерно наличие представительного органа — парламента, занимающего строго определенное место в системе разделения властей, осуществляющего законодательную власть. Парламентаризм предполагает ответственность правительства перед парламентом, имеющим право выносить вотум недоверия пра вительству. Важное значение для становления индустриальной цивилизации имели события второй половины XVIII в, произошедшие в Северной Америке (война за независимость) и во Франции (Великая буржуазная революция, в результате которых окончательно утвердились буржуазные общественные отношения. В период индустриальной цивилизации произошло становление и развитие современных форм государственности. Получила окончательное оформление республиканская форма правления. Следует отметить, что республиканская форма правления возродилась в Европе еще в эпоху Средневековья, когда существовали аристократические республики Генуэзская (с XIII до конца XVIII в, Республика Святого Марка (Венецианская с XIII до конца XVIII в, Швейцарская республика (с конца XV в, Республика Соединенных провинций Нидерландов (с 1506 по 1797 г.). В США на основе Конституции 1787 г. утвердилась первая в мире президентская республика. В Европе шел процесс преобразования абсолютных монархий в конституционные — сначала в дуалистическую, затем в парламентарную, а также процесс становления парламентских республик. Право в эпоху индустриальной цивилизации претерпело кардинальные изменения как никакой иной социальный институт. Вопервых, на смену феодальноканоническому праву (кулачному, или праву сильного) пришло буржуазное право, основанное на формальном равенстве всех членов общества. Переход к новому праву начался с рецепции (заимствования) римского права. Еще в период Возрождения профессора университетов Франции, Италии, Германии, давая разъяснения действовавшим тогда правовым нормам, все чаще стали ссылаться на нормы права Древнего Рима, которые как нельзя более были приспособлены к регулированию складывавшихся в тот период отношений. Положения норм римского права стали воспроизводиться в новом законодательстве. Постепенно страны Центральной и Западной Европы заимствовали римское право По выражению немецкого юриста Рудольфа фон Иеринга, римляне трижды покоряли мир сначала силой оружия, потом силой религии и затем — силой права. Римское право — это удивительный феномен, большинство его положений поразительно современны. (Из интервью профессора С.С. Алексеева Российской газете 03.12.2009.) Вовторых, в рассматриваемый период произошло повышение роли нормативного правового акта как главного источника права. Появились и новые формы нормативных актов — конституция как основной закон страны. Общепризнанным считается, что первая конституция в современном ее виде появилась в США — в 1787 г. (точнее говоря — в отдельных штатах этой страны. В Европе первая конституция была принята 3 мая 1791 г. в Польше, а 3 сентября г. — во Франции. В течение XIX и первой половины XX столетий в мире было принято свыше 200 конституций. Втретьих, национальные правовые системы подверглись упорядочению путем систематизации права. Ранее уже говорилось око дификации римского права византийским императором Юстиниа ном. В эпоху индустриальной цивилизации подобную кодификацию провел во Франции император Наполеон в 1804—1810 гг. По его инициативе были разработаны гражданский кодекс (он таки называется — Кодекс Наполеона и действует до сих пор, уголовный, процессуальный кодексы. В последующем кодификация проводилась ив других странах. Таким образом, в индустриальном обществе основным регулятором общественных отношений стало писаное право. Оно стало восприниматься как одна из наиболее значимых социальных ценностей. Праву придается все более важное значение. Окончательное завершение получает концепция правового государства, выражающая принципиально новую взаимосвязь государства и права. Принцип правового государства нашел закрепление в современных конститу циях. Промышленная революция в Европе и США (конец XVIII начало XIX в) произвела полный переворот в гражданском обществе. Новый характер экономических отношений (острая конкуренция, отчуждение человека от результатов труда) обострял противоречия во всем обществе, вел к усилению классовой борьбы. Это, в свою очередь, вызвало к жизни профессиональное движение пролетариата, которое стало оказывать все большее влияние на политику госу дарства. Индустриальная цивилизация характеризуется и противоречивостью. С одной стороны, развитие парового транспорта «сокраща Глава 5. Типология общества Раздел I. Природа. Общество. Человек ло» расстояние, сделало доступными самые дальние края распространение газет облегчало обмен информацией, доступ к новостями знаниям в разных регионах Земли. С другой стороны, в качестве новых идолов выступали деньги, богатство, капитал, поклонение которым становилось смыслом жизни. Появление крупного машинного производства порождало ощущение огромных возможностей человека, веру в его способности преобразовать окружающий мир. Нов тоже время вело к ужесточению классовых битв, войн. Соперничество за влияние в мире становилось все более жестокими разрушительным. Временные рамки индустриальной цивилизации определить трудно. Повидимому, на этой стадии развития находится сейчас большинство стран планеты, у каждой из которых есть свои особенности. Но есть и общие черты, которые частично уже были отмечены. Дополним их перечень. Противоречивость этой цивилизации проявляется еще ив том, что развитая индустриальная база, давая практически неограниченные возможности для удовлетворения потребностей общества, предопределяет бешеный темп жизни, подчинение человека ритму конвейера. Отсюда — сильные психологические нагрузки, болезни. Новые технологии ведут к появлению новых форм и средств ведения войны, создают угрозу уничтожения человечества. Еще одно. Индустриальная цивилизация характеризуется повышением общей грамотности населения, ростом общечеловеческой культуры. Нов это же время рождается массовая культура, наблюдается подчинение человека определенным жизненным стандартам, подавление индивидуальности. На межгосударственном уровне можно говорить о создании международных организаций как важных форм урегулирования межгосударственных отношений. С другой стороны, непрекрещающиеся локальные конфликты уносят тысячи и тысячи жизней людей. |