Главная страница

Лаврентьева Н.Б. Педагогическая этика. Гоу впо алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова


Скачать 1.32 Mb.
НазваниеГоу впо алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
АнкорЛаврентьева Н.Б. Педагогическая этика.pdf
Дата28.01.2017
Размер1.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛаврентьева Н.Б. Педагогическая этика.pdf
ТипУчебное пособие
#875
страница11 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Интериоризация - присвоение человеком нравственных ценностей, перевод их в личностно значимые, собственные ценностные ориентиры. Искренность — качество, характеризующее личность и ее поступки. Выражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе. Конфликт моральный - специфическая ситуация морального выбора, в которой необходимо разрешить противоречие во имя нравственной нормы и цели. Личность - это человек, способный совершать поступки и ответственно к ним относиться. Личность обладает мировоззрением, в котором центральное место занимают нравственные взгляды. Цельной личности свойственны сила характера, стремление к истине, умение отличать добро от зла, честность мыслей и поступков, искренность, верность своему слову. Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо. Устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Милосердие - принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только людям, но и всему живому. Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мири место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. Мораль лат. moralis - нравственный mores - нравы) - предмет изучения этики, форма общественного сознания. Регулирует поведение человека. Моральная свобода - свобода выбора формы и линии поведения человеком, не стесненная самореализация индивида, определяемая его внутренним
убеждением, моралью. Моральная свобода предполагает ответственность человека перед другими людьми и перед собой за мотивы и последствия выбора. Ненасилие - моральный принцип, форма общественного сознания, выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни (в труде, в быту, в политике, в науке, в педагогическом процессе, в семейных, внутригрупповых и международных отношениях. Ненасилие как моральный принцип проявляется как качество личности, неотъемлемая черта индивида, сообразно с которой он строит свою деятельность. Норма моральная лат. norma - правило, образец) - форма нравственного требования, выступающая как нравственный закон для личности. Нравственная культура - степень восприятия личностью культуры общества показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках личности, в ее поведении. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения. Общение - установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения. Обязанность — нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой жизнедеятельности. Оптимизм лат. орtimus - наилучший) - воззрение на окружающие события, явления, согласно которому существует возможность приблизить действительность к идеалу добра. Патриотизм греч. раtris — родина) — моральный принцип, включающий уважение человека к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию данной страны гордость за ее экологические, социальные и культурные достижения заботу об интересах, независимости и будущем своего народа стремление к национальной независимости и свободе страны и личности любовь к родным местам. Пенитенциарный лат. poenitentia — раскаяние) - относящийся к наказанию, преимущественно уголовному. Предрассудок - букв. - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное не- критически, без размышления иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, предубеждения неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению не основанные на критически проверенном опыте эмоционально окрашенные стереотипы. Особенно живучи национальные и расовые предрассудки. Принцип середины Аристотеля Уравновешенность - середина между гневливостью и безгневием. Щедрость - середина между расточительностью и скупостью. Благородство - середина между кичливостью и приниженностью.
Широта - середина между мотовством и мелочностью. Негодование - середина между завистью и злорадством. Чувство собственного достоинства - середина между своенравием и подхалимством. Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью. Чувство юмора - середина между шутовством и дикарством. Дружелюбие - середина между лестью и враждой. Правдивость - середина между притворством и хвастовством.
Проксемика - дисциплина, изучающая коммуникативное значение дистанции между общающимися людьми и расположения партнеров. Прощение. Простить - перестать упрекать человека за нанесенную обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок. Психологическая защита - система стабилизации личности, направленная на уменьшение чувства тревоги, связанного с осознанием внутренних противоречий, конфликтов. Релятивизм — способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и этических понятий. Репутация лат. reputatio - обдумывание, размышление) - сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике той или иной личности, основанное на ее предшествующем поведении и выражающееся в признании тех или иных заслуг личности, авторитета ее. Рефлексия - способ мышления, направленный на самопознание, осмысление специфики духовного бытия человека. Ригоризм лат. rugor - твердость, строгость) - строгое проведение кем- либо принципа в действии, поведении или мысли, исключающее какие-либо компромиссы. Нередко является своеобразным выражением этического формализма. Роль - соответствующий принятым нормам способ поведения человека, зависящий от его положения в обществе. Самооценка — нравственная оценка собственных поступков, качеств, убеждений, мотивов одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Совесть - категория этики, характеризующая способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля. Через совесть человек формирует для себя систему нравственных обязанностей, требует их выполнения, осуществляет нравственную самооценку совершаемых поступков. Сострадание — это сочувствие чужому горю истраданию, соединенное с желанием помочь. Сострадать - значит заботиться, утешать, проявлять доброту, дарить душевное тепло как друзьями близким, таки незнакомым людям. Социализация - процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении, протекающий как стихийно, таки в условиях воспитания. Справедливость - категория морально-правового исоциально-по-

108
литического сознания, понятие о должном. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. Счастье - этическая категория, выражающая полное, высшее удовлетворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни. Тактичность — вежливость, учтивость. Терпимость - качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям других людей. Толерантность лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Требовательность - предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Трудолюбие — качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии личности. Уважение - это вежливое, предупредительное отношение к людям, готовность выслушать другого, соблюдение законов и правил поведения в обществе. Вместе стем уважение - это еще и самоуважение, вера в собственные силы. Фамильярность лат. familiaris - семейный, близкий) - бесцеремонное, развязное обращение с кем-либо. Честность - качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте проводимого дела, искренность. Честь - этическая категория, выражающая общественное признание деятельности человека, чувство гордости, восхищения. Выражает осознание самим человеком своей социальной значимости и необходимости ее постоянного утверждения и поддержания. Чуткость — качество, характеризующее отношение личности к окружающим. Предполагает заботу о других, внимание к их проблемам, тактичное, вежливое отношение к людям.
Эмпатия - постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания. Этика греч. ethika - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения) — наука, изучающая мораль, ее специфику ироль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Определяет границы нравственной свободы и ответственность личности, моральную ценность ее поступков. Этика личная - способность человека наделе соблюдать те этические принципы, которые он считает истинными. Этика педагогическая - специфическое проявление нравственных позиций человека в условиях педагогического процесса, выражающееся в любви
педагога к детям, в стремлении передать им часть знаний о человеке и окружающем мире, сеять разумное, доброе, вечное. Это и наука о формировании морали в условиях педагогического процесса, исследующая этические проблемы педагогического труда. Этика социальная - сложившиеся в обществе представления о системе нравственных ценностей и традиций.
Приложение № 7 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями,
- и государственная, и научная, и художественная, и торговая — не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины.
Л.Н.Толстой Основные идеи мораль мыслителей античного общества. Этико- педагогические идеи эпохи Возрождения. Педагог-гуманист Я.А. Коменский о нравственности. Система нравственного воспитания И.Г. Песталоцци, И. Гербарта. Гуманистическое содержание учения о морали Канта, Гегеля в истории этики. Этико-педагогические идеи в истории отечественной педагогики. Теория нравственного воспитания К.Д.Ушинского. Образ нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого. Вопросы педагогической этики в трудах АС. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Этика современного учителя. Основные понятия элементы педагогической морали, сущность педагогической этики, гуманистическое содержание учения о морали этические требования, предъявляемые к личности педагога. Истории этико-педагогических учений известны имена великих мыслителей, которых волновали вопросы моральной атмосферы общества, нравственного воспитания личности, этической культуры. Так, афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношениях, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля содержатся интересные высказывания о воспитании и обучении. Обратимся к суждениям этих мыслителей. К примеру, Демокрит (460—
370 гг. до н.э.) считал необходимым в воспитании учитывать природу ребенка опираться на детскую любознательность предпочитать средства убеждения средствам принуждения воспитывать на положительном примере. Сократ (469—399 гг. до н.э.), несмотря на свое демократическое происхождение (сын сельского ремесленника-ваятеля), был идеологом консервативной земельной аристократии, что отразилось в его философских и педаго-

Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога Учеб.-метод. пособие. – Мн Унiверсiтэцкае, 1999.
– 216 с.

111
гических воззрениях. Он считал, что люди могут познать только самих себя, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Сократ - философ-трибун. Он вел беседы по вопросам нравственности на площадях ив других общественных местах, побуждал своих слушателей путем вопросов и ответов отыскивать истину самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод был назван сократовским, откуда позднее развилась сократовская беседа методом наводящих вопросов
1
В этико-педагогическом учении Платона (427—347 гг. до н.э.) все было основано на подчинении детей воле воспитателя, на послушании и благонравии. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) - ученик Платона, считал воспитание делом государственной важности. Аристотель в своих этических трудах
«Никомахова этика, «Эвдемова этика, Большая этика создал энциклопедическое содержание нравственности, лозунгом которого может служить истина Платон — мне друг, но истина еще больший друг. Этика, по Аристотелю, — это учение о морали человека как общественного существа. Нравственность дана человеку от природы лишь в возможности, и только общественная жизнь делает ее действительной. Очень современно звучит положение Аристотеля, что нравственность прежде всего сфера поведения, зависящая от самого индивида. Поэтому этику, занимающуюся изучением нравственности, в отличие от философии, Аристотель считает практической наукой. Цель этики — не познание, а поступки. Этика нужна не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку. В центре этики Аристотеля стоят понятия благо и добродетель. Благо это цель, ради которой осуществляется любая деятельность. Для одних благо - наслаждение, получаемое от богатства, для других — почести, обычно связанные с властью и общественной деятельностью, для третьих — умственная деятельность. Однако высшее благо как главная цель жизни человека не может состоять нив материальном богатстве, нив наслаждении, ни даже водной добродетели. Оно определяется назначением человека, которое воплощается в разумном выполнении профессиональной деятельности. Устремленная к высшему благу жизнь может быть только деятельной добрые качества, не обнаруженные в действии, не дают блаженства. Следовательно, благо присутствует в самих делах и поступках. Причем, самое большое удовольствие человеку доставляет нелюбой поступок, а именно добродетельный, ибо прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки.
1
Этот метод иногда называют майевтикой. Майевтика (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство, метод диалектических споров, диалогическое искусство, позволяющее активизировать мышление собеседника, влиять на его эмоциональное состояние ив конечном результате приводить к истинному решению вопроса. Сократ помогал родиться в человеке личности, способствовал раскрытию его нравственных позиций.
Аристотель отмечает, что приоритет в решении вопроса о том, что есть добродетель, принадлежит не ему. Первым взялся говорить о добродетели Пифагор, но рассуждал неправильно. Он возводил добродетели к числами тем самым не исследовал добродетели как таковые. Ведь справедливость, например это вовсе не число, помноженное само на себя. Потом пришел Сократи говорило добродетелях лучше и полнее, однако тоже неверно. И именно он приравнивал добродетели к знаниям, но это невозможно. Дело в том, что всезнания связаны с суждением, суждение же возникает в мыслящей части души, так что, если верить Сократу, то все добродетели возникают в разумной части души. Получается, что, отождествляя добродетели с науками, Сократ упраздняет внеразумную часть души, а вместе с нею и страсть, и нрав. Этим его подход к добродетели неверен. Нравственная добродетель не дается людям от природы. Природа дает человеку предпосылки быть добродетельным, а таковым он становится в собственной деятельности. Так, творя справедливые дела, человек будет справедливым, действуя умеренно, — умеренным, поступая мужественно, — мужественным. Этика и должна научить человека добродетельной жизни. Основным нравственным правилом, следование которому может обусловить моральное поведение, Аристотель считает принцип середины, названный позднее принципом золотой середины, Для Аристотеля же это — умение верно ориентироваться, выбирать среднюю линию между излишествами и недостатком. Эту линию нельзя искать только в рамках дурного, в хорошем также нужно избирать середину. Моральному выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из него. Добродетельный член общества должен избегать как чрезмерности, таки недостатка нравственность - это соблюдение известной меры во всем. Однако мера, золотая середина, по Аристотелю, не абсолютно одинаковая для всех. Она зависит от деятеля кто он таков и каковы его средства. Как и Платон, Аристотель требовал для каждой общественной группы своей меры добродетели и счастья. Чтобы жить и действовать нравственно, человек должен постичь три условия, необходимые для совершения добродетельных поступков первое — осознать свое действие второе — поступать так, чтобы действия былине средством, а самоцелью третье - твердо придерживаться определенных принципов. Для того, чтобы научиться действовать нравственно, нужны соответствующая практика, многократные упражнения в добродетели. Кто думает, что стать нравственным можно только философствуя, также не станет нравственным, как не станет здоровым больной, который внимательно выслушивает врачей, но нив чем не следует их предписаниям.
И.Р. Стремякова, философ-исследователь проблемы моральной атмосферы и нравственного состояния различных эпох, считает, что несомненный интерес представляет сегодня аристотелевский анализ десяти основных добродетелей мужества, благоразумия, щедрости, великолепия, величавости, честолюбия, ровности, правдивости, дружелюбия, любезности. Знание этих добродетелей, а главное — превращение их в состояние души обусловливает, по Аристотелю, нравственное поведение человека и
гражданина, характер общения с людьми. Позднее, в истории этики десять аристотелевских добродетелей были подвергнуты классификации и объединены в три группы 1 — добродетели, свойственные человеку как индивиду мужество и умеренность, 2 — добродетели, свойственные человеку как гражданину (щедрость, великолепие, честолюбие, величавость, ровность, 3
— добродетели, свойственные человеку как субъекту общения (дружелюбие, правдивость, любезность. Таким образом, указывает И.Р. Стремякова, в третьей группе представлены такие нравственные качества личности, которые можно рассматривать как общечеловеческие нормы общения и следование которым создает благоприятную атмосферу для этого общения. Нравственные добродетели социально и природно обусловлены, зависят от опыта общения, обычаев и представлений. Они являются своеобразной мерой господства человека над самим собой, а также общественной мерой поведения в различных сферах жизни. Следование нравственным добродетелям характеризует уровень нравственной культуры личности и общества. Целью Аристотеля было формирование нравственно совершенной личности. Этические проблемы занимали Аристотеля главным образом как проблемы этики гражданина. Государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои политические права и быть полезным обществу. В этике Аристотеля прослеживается влияние общего состояния нравов на становление моральной личности, а также обратное воздействие такой личности на характер нравственных отношений в обществе. В моральной личности Аристотель старается преодолеть противоречие между реальным бытием нравственности и должным нравственным поведением как нормой. Моральная личность стремится к высшему благу и совершенству. Высшая ценность для нее - не жизнь сама по себе, а жизнь достойная, умеренная, щедрая, великолепная, великодушная, в меру честолюбивая, кроткая, любезная, правдивая, общительная, без грубости моральная личность добродетельна по отношению к согражданам. Будучи справедливой, она не стремится обеспечить преимущества для себя. Моральная личность ищет общения с себе подобными, и только она может совершенствовать свои нравственность и характер. Изображенный Аристотелем этический идеал содержит в себе много общечеловеческих элементов, и поэтому он ценен сегодня, когда мы говорим о совершенствовании нравственных отношений. Однако в целом этот идеал отражает черты общества, в котором он сложился и был осознан. А в этическом принципе середины ярко проступают социальные черты носителя этой нормы — греческого гражданина второй половины IV в. до н.э. Вместе стем этика Аристотеля явилась величайшим достижением науки древнего мира. Рассмотрим этические ценности эпохи Возрождения (ХV-ХVI вв.). М. Монтень (1533—1592), французский философ и писатель, в своем произведении Опыты обращает внимание на качества личности учителя, наставника. Он считает ум и нравственность более ценными, чем ученость, и
рекомендует учитывать душевные склонности ребенка, развивать самостоятельность и активность. Яне хочу, — писал Монтень, — чтобы наставник один все решали только один говорил, я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца. Монтень призывает соединять строгость с мягкостью, отказываться от насилия и принуждения Пусть ученик из нескольких точек зрения сделает выбор самостоятельно или останется при сомнении. Кто рабски следует за другим во всем, тот ничему не следует, Где для детей польза, там же должно быть для них удовольствие. Более основательно вопросы педагогической морали были рассмотрены в работах чешского философа, религиозного и государственного деятеля Я.А.
Коменского (1592—1670). Отметим основные черты его системы. Как и Монтень, великий реформатор педагогического дела критикует схоластическую школу своего времени (это пугало для детей, место истязания умов, хотя и признает, что школа без дисциплины, что мельница без воды. Автор Великой дидактики уделяет огромное внимание отношениям между учителем и учеником порицает учителей за высокомерие, неуважительное отношение к учащимся, советует учить легко и радостно, чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без отвращения, словом, приветливо и приятно. Идеал учителя-гуманиста: Учителями должны быть лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью. Человек — это гармония в отношении как тела, таки души. Школу Я.А.
Коменский считал мастерской гуманности. В отличие от многих своих предшественников, Я.А. Коменский создал систему воспитания избранных не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс. По мнению Я.А. Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания познание себя и окружающего мира (умственное воспитание, управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание. В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Великий гуманист оценивал роль воспитания очень высоко. Человек делается человеком, — говорил он, — только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте — в детстве. Нравственное воспитание, дисциплина, управление человека собой, по мнению
Я.А. Коменского, является одной из трех целей воспитания. Следуя Платону и Аристотелю, Я.А. Коменский основными добродетелями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах – основа добродетели, поэтому мудрость является руководительницей добродетельной жизни. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всем меру, никогда нив чем не доходить до пресыщения и отвращения. Мужество — это добродетель, включающая такие черты, как самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда того требуют время и обстоятельства, выполнение долга. Кроме этих главных добродетелей Я.А. Коменский советовал развивать
у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Средствами нравственного воспитания Я.А. Коменский считал пример родителей, учителей, товарищей наставления, беседы с детьми упражнения детей в нравственном поведении (в частности, при воспитании мужества борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек. Большая заслуга Я.А. Коменского ив том, что он выступил против отупляющей палочной дисциплины средневековой школы, рекомендовал гуманный подход к детям, но вместе стем требовал, чтобы учитель поддерживал среди учащихся должную дисциплину. Он писал, что следует поддерживать дисциплину преимущественно хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренними откровенным благорасположением.
Я.А. Коменский протестовал против телесных наказаний детей. Яре- шительно стою зато, что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно неподходящие для людей свободных, совсем не должны иметь места в школах, должны быть изгнаны из них. В своем сочинении Законы хорошо организованной школы
Я.А. Коменский дал многоценных указаний, сформулированных в виде кратких правил, касающихся правильной организации школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, поведения учащихся. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Ф.Рабле (1494-1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Идеи педагогов-гуманистов развивались Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвецием, Д.
Дидро, П. Гольбахом, Ж. Ламетри и др.
Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), выдающийся французский мыслитель, критиковал зараженную пороками феодальную школу и воспитателей, которые могли лишь уродовать прекрасную от рождения душу ребенка утверждал, что воспитание детей возможно только в рамках семьи высокообразованным воспитателем, гуманными добрым другом семьи. К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри — великие французские просветители — проповедовали нравственные отношения между участниками учебно-воспитательного процесса подчеркивали огромную роль общественного воспитания. Д. Дидро (1713—1784) был диалектичен в вопросах воспитания. Он считал, что воспитание может многое учителя он наделял рядом необходимых качеств, основными из которых являются глубокое знание предмета, который преподается, и честная и чувствительная душа воспитателя. Условие успешного воспитательного процесса по Дидро: профессия учителя должна
быть почтенной и хорошо оплачиваться, тогда учитель будет стараться.
И.Г. Песталоцци (1746—1827) - швейцарский педагог. Он осуждал низкое положение учителя в обществе, учительствование ради заработка идеалом отношения к ребенку со стороны учителя считал отношение материк своему ребенку, отношение деятельной любви, без которой невозможно нравственное воспитание требовал соблюдения принципа природосообраз- ности, то есть в воспитании и обучении исходить из природных задатков ребенка.
Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песта- лоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. Отчий дом, — восклицает Песта- лоцци, - ты - школа нравов. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношение учителя к детям строится на основе отеческой любви к ним. В школе расширяется круг социальных отношений ребенка, и задача учителя — организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем необходимо вступать в отношения. Его социальные связи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество.
Песталоцци предпочитал живое чувство каждой добродетели разговору о ней. Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется непутем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю. Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств. ФА. Дистервег (1790—1866), учитель учителей, отводил школе большую роль в обществе. Он считал учителем того человека, благодаря которому человечество движется вперед. Требования Дистервега к учителю сводятся к следующему
- учителю необходима естественная любовь к преподаванию и занятиям с детьми, преподавание должно стать его жизнью, его пищей
- учитель должен делать учение привлекательным
- искусство обучения — не в умении сообщать, нов умении возбуждать, будить, оживлять
- учитель должен насаждать нравственность вроде человеческом. Известен постулат Дистервега: Повсюду ценность школы равняется
ценности ее учителя. Система нравственного воспитания И. Гербарта (1776— 1841) включала следующие положения
- удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию, надо установить границы поведения для детей
- определять воспитанника, то есть поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что непослушание ведет к тяжелым переживаниям
- установить четкие правила поведения
- поддерживать в душе воспитанника спокойствие и ясность, то есть не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине волновать душу ребенка одобрением и порицанием увещевать воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их. Обратимся к одному из величайших этиков И. Канту (1724—1804). В нравственности Кант видел одно из важнейших измерений человеческого мира. Исследованию ее он посвятил Критику практического разума, Основы метафизики нравов, Метафизику нравов. Актуальны, значимы и современны лекции И. Канта поэтике. В них И. Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Вот некоторые положения этики И. Канта. Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще. Мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам. Каждый должен следить затем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро. Действия наши должны быть непросто хороши, а должны служить примером для других. Обязанности по отношению к другим людям доброжелательность, доброта

долженствование, справедливость. Приветливость — нечто иное, как манера внешнего поведения в отношении других, это отвращение к любому оскорблению, которое может быть причинено другому. Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей. Приветливость в сочетании с откровенностью представляет собой искренность, столь почитаемую всеми. Дружественность, услужливость, утонченность манер, любезность уже сами по себе являются добродетелями. Вежливость означает ту самую обходительность, когда мы бываем хороши до мелочей, чтобы понравиться другим. Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому еще, что, любя других, мысами становимся добрее. Необходимо желать счастья другому. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого
и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями. Практическое пожелание — это желание, направленное не столько на предмет, сколько на действие. Сердце лишь тогда будет добрым, когда человек другому непросто желает счастья, но и что-то делает для этого. Дружба заключается во взаимном благоволении и симпатии. враждебность во взаимном неблаговолении и антипатии. Поскольку враждебность состоит из недоброжелательности и неблагосклонности, когда человек находит удовольствие в том, что доставляет неприятность другому, постольку мы не должны питать враждебных чувств ник кому. Самыми ужасными тремя пороками, которые. воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются неблагодарность, зависть и злорадство. Даже эти немногие извлечения из кантовских лекций говорят о глубоком гуманистическом содержании его учения о морали. Здесь Кант снова возвращается к реальному бытию морали, реальным нравственным отношениям, выражая самое искреннее желание видеть нормы и принципы морального сознания воплощенными в конкретные дела и поступки, в действительную нравственную практику. Он раскрывает нам содержание нравственных норм общения, следование которым создает благоприятную атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения. Надо помнить, считает Кант, и о тех нравственных пороках, которые способствуют возникновению нездоровых нравственных отношений. Кант говорит об атмосфере враждебности, вызываемой недоброжелательностью, неблагодарностью, завистью, ненавистью, злорадством. Этика Канта актуальна еще и потому, что содержит в себе те непреходящие общечеловеческие нравственные ценности, которые и сегодня должны стать главными регуляторами межличностных отношений, - убеждает нас исследователь И.Р. Стремякова, глубоко проанализировавшая этику И. Канта.
Г.В.Ф. Гегель (1770—1831), представитель немецкой классической философии, изложил этические взгляды в Энциклопедии философских наук, в Философии права, содержание которых составляет описание объективного духа. Объективный духу Гегеля — это объективная закономерность, стоящая над отдельными людьми и проявляющаяся через их связи и отношения. Объективный дух есть мир свободы. Свобода воли, в свою очередь, выступает как необходимое условие и основа нравственности. Гегель отвергает метафизическое противопоставление свободы и необходимости в области нравственности (как было присуще Спинозе, Фихте, Шеллингу) и рассматривает нравственную свободу как познание исторической необходимости.
И.Р. Стремякова обращает внимание на то, что в соответствии стремя ступенями развития понятия свободы воли Гегель делит этику натри части абстрактное право, мораль и нравственность. Обратимся к выводам этого исследования. Мораль, по Гегелю, — это вторая ступень в саморазвитии объективного
духа. Чем интересна для нас эта часть гегелевской этики Идя за Кантом, Ге- гель рассматривает мораль как принцип всеобщности практического закона, который отличает идеальность существования. Иными словами, мораль - это субъективные убеждения человека, мотивы его поведения, его цели и намерения. В морали, по Гегелю, скрыты внутренняя сущность особой воли субъекта, внутренние стимулы его внешних поступков. Гегель критически относится к моральности как субъективно-идеальной сфере, видит в ней принципиальную ограниченность и слабость. Отказываясь признать авторитет внешнего принуждения, общественных нравов и самой исторической действительности, мораль ограничивается авторитетом личной убежденности, уверенности в своей безусловной правоте, абсолютности своих истин. Однако Гегель настаивает на специфичности явлений морали. Задачу морали он видит в том, чтобы найти путь к такому согласованию действий различных субъектов, которое не было бы лишь результатом запретов, а вытекало бы из внутреннего умонастроения этих субъектов. Глубокий рациональный смысл заключен в выводе о разумности моральных принципов и категорий, ибо что разумно, то действительно. Ге- гель пытается установить связь моральных категорий с другими сторонами общественной жизни, полагая, что категории этики имеют смысли значение только в обществе. Чрезвычайно актуален сегодня гегелевский подход к морали. Он вскрывает диалектическую связь внешнего поведения с внутренней моральной убежденностью, подчеркивая, что поступок есть обнаружение моральной воли субъекта. Однако Гегель не исключает и относительную самостоятельность поступка.
Гегель показывает диалектическое взаимодействие моральных категорий умысла и вины, намерения и блага, добра и совести, добра и зла. В отличие от Канта, он видит и диалектическую природу долга, которая заключена не в замкнутости на внутренней духовной жизни, а в активном действии в обществе. Нравственность — высшая ступень в развитии объективного духа. Вот- личие от морали, нравственность есть то, что из сферы субъективного умонастроения и намерения перешло на внешнее существование, получило свою непосредственную всеобщую действительность. Поэтому под нравственностью Гегель понимает различные виды человеческих взаимоотношений семью, гражданское общество и государство. Что отличает эти части гегелевской этики Прежде всего — четкое разграничение морали и нравственности. Если мораль остается в субъективной сфере сознания, то нравственность рассматривается как ее объективное существование.
Гегель решительно отошел от абстрактных, отвлеченных моральных принципов и сосредоточил главное внимание на деятельной стороне нравственности, на тех социальных формах, которые она обретает. Современный взгляд на структуру морали как диалектической взаимосвязи морального сознания, нравственных отношений и нравственной практики восходит к гегелевскому разведению морали и нравственности и установлению их диалектического единства. Обратимся к этико-педагогическим идеям в истории русской педагогической мысли.
В.Г. Белинский (1811-1848) призывал к коренным преобразованиям школьных отношений, считал необходимым воспитывать у детей любовь к добру, неприятие зла, давать детям разумную свободу и самостоятельность. НА. Добролюбов (1836-1861) требовал от учителя хорошего отношения к ребенку Не ребенок для учителя, а учитель для ребенка. Он был противником беспрекословного послушания учащихся учителю, призывал не убивать в детях смелость характера, самостоятельность ума, уважать их волю.
Н.Г. Чернышевский (1828—1889) с восторгом писало Яснополянской школе Л.Н. Толстого, где никто не ругает детей, там интересно и весело отстаивал идею о том, что школа должна сохранять нравственную чистоту ребенка, не обманывать его, не угнетать, не утаивать от него истину, не подавлять в нем детского.
К.Д. Ушинский (1824—1871) рассматривал главную цель учителя как воспитание нравственного человека, полезного члена общества, а в нравственном воспитании главное — зажечь в учениках природу серьезного труда. Обучение и воспитание, по мнению Ушинского, во многом зависят от организации педагогического процесса и личности учителя Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Если учитель не любит учеников и не может вызвать у них симпатии, не может внушить ни уважения, ни любви к себе, то пусть лучше оставит дело воспитания, — считал ученый. Критикуя современную ему школу, К.Д. Ушинский отмечал главный ее недостаток воспитание страха к педагогу, приводящего к лицемерию и ханжеству.
К.Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определяет как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания главное место он отводил воспитанию нравственности Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума общества, наполнение головы познаниями. Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемые со скромностью. Воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой К.Д. Ушинским, главное место. Любовь к родине, - писал он, - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. Нравственное воспитание должно развивать в детях уважение и любовь
к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Протестуя против слепой палочной дисциплины, К.Д. Ушинский писал В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале - на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению к неподвижности, к классной скуке и лицемерию. Великий педагог требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая в них чувство долга и ответственности. К.Д.
Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются
- обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся
- личный пример учителя (по его образному выражению, это плодотворный луч солнца для молодой души, которого заменить невозможно
- убеждение, которому он придавал очень большое значение
- умелое обращение с учащимися (педагогический такт
- меры предупреждения
- поощрения и взыскания.
Л.Н. Толстой (1828-1910) по праву считается одним из великих педагогов ХIХ-ХХ вв. Он осуждал муштру и зубрежку, которые производят ужасное опустошение в умственных способностях и разрушение в нравственном складе учеников совершенство и мастерство учителя видел в соединении любви к делу и к ученикам.
Л.Н. Толстой говорил, что учитель подобен дроби, где числитель — то, что он собой представляет, а знаменатель - то, что оно себе воображает. И чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А если знаменатель бесконечен, то дробь равна нулю. Концепция нравственной жизни, основанная на религиозных взглядах, у
Л.Н. Толстого, по его же словам, заключалась в следующем Когда я говорю религиозный человек, я имею ввиду просто высоконравственный человек, Когда я пишу о царстве Божием, я имею ввиду до конца нравственные отношения между людьми, Когда я говорю Бог, я имею ввиду добро. Л.Н. Толстой обосновал идею о необходимости нравственного совершенствования, а затем и нравственной революции. О воспитании нравственности у детей Л.Н. Толстой пишет следующее Собрав выраженные разными мыслителями нравственные истины и изложив их доступным детям в возрасте около 10 лет языком, я разделил их на отделы и каждый день читал детям по одной мысли из одного очерка отдела и, прочтя, просил их повторить своими словами прочитанное, разъясняя непонятное и отвечая на вопросы, вызванные чтением. И далее Таких нравственных истин набралось более 700, так что если расположить их по дням, тона каждый день придется по 2».
Разработка педагогических проблем воспитания отразила основные положения нравственно-этического учения писателя. Цели воспитания состоят в формировании самосознания личности. Писатель понимал их как способность к постоянной нравственной самооценке, нравственному выбору поступков. Учить воспитанника жизни — значит помочь ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом, свести до минимума расхождения между словом и делом, добиться, чтобы активная жизненная позиция стала нормой жизни.
Л.Н. Толстой попытался найти наиболее понятную всем детям формулу обобщенного нравственного опыта человечества, выразив ее следующим образом Для того же, чтобы все люди были счастливы, есть только одно средство надо, чтобы каждый поступал с другими так, как он хотел, чтобы поступали с ним. Обобщенный нравственный опыт человечества — это наука человековедения, которую, помысли Л.Н. Толстого, необходимо знать каждому человеку для того, чтобы, пользуясь тем опытом, который приобрели прежде жившие люди, не делать тех ошибок, которые они делали. Наука человековедения, по Л.Н. Толстому, — это наука жизни, на основе которой человек должен учиться, как поступать, как пользоваться, как воспитывать, как относиться. Попытку конкретизировать содержание воспитания Л.Н. Толстой сделал в статье Беседы с детьми по нравственным вопросам. В ней он выделил отделы преподавания нравственности, связывая нравственность с пониманием смысла человеческого существования (что я такое и какое мое отношение к бесконечному миру) и со стратегией построения своей собственной жизни (как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях дурным. В числе разделов писатель называл такие, как разум, любовь, совершенствование, усилие, мысли, слова, поступки-дела, соблазны внутренние, соблазны внешние, в которых детям десятилетнего возраста рассказывалось не только о добре и зле, как вести себя, чтобы стать счастливым, но и о том, что такое смирение, самоотречение и непротивление. Самым сложным было объяснить детям на доступном языке, используя знакомые всем термины, диалектику процесса формирования сознания личности. Л.Н. Толстой использовал, например, понятие Бог как аналог понятию идеальное. Эти размышления и побудили его в 1907—1908 гг. проводить уроки морали с мальчиками в Ясной Поляне. Такое преподавание нисколько не напоминало догматический перечень норм поведения. По очень немногим сохранившимся сведениям можно судить, что педагог с присущей ему способностью живого, образного рассказа создавал жизненные, понятные детям ситуации, в которых моделировалось поведение людей. Нравственное воспитание в понимании писателя — это и есть форма нравственного развития. Нравственное воспитание в широком смысле соответствует понятию присвоение и осуществляется бессознательно и сознательно. Эффективность бессознательного пути зависит оттого окружения, атмосферы, где ребенок растет и принимает духовные ценностные ориентации своих родителей, общества. Л.Н. Толстой подчеркивал большую опасность двойной морали общества, семьи. Второй путь - путь сознательного воспитания - исходит из оценки возможностей ребенка к осознанной постановке целей, их достижению на основе волевых усилий, самостроительству личности. Еще современники Л.Н. Толстого отмечали внешнюю противоречивость его педагогических взглядов. Одним из таких противоречий является высказывание Л.Н. Толстого о том, что нравственность воспитать нельзя, и что тем не менее она - наука и должна стать основой специального учебного предмета в школе, а нравственные принципы должны быть ведущими во всех дисциплинах. Чтобы понять данное противоречие, надо стать на позиции самого Л.Н. Толстого, который исходил из того, что нравственные принципы, установки личности не могут быть привнесены в сознание догматически. Необходимо создать такие условия, которые бы этому способствовали, — отношения добра и доверия между воспитателем и воспитанниками, носящие эмоциональный характер. Чтобы показать важность альтруистического стиля общения,
Л.Н. Толстой широко использовал термин любовь. С помощью этого термина он пытался объяснить сложные проблемы формирования самосознания, понимания того, как и при каких условиях присваивается человеком нравственный опыт, как человек познает мир. Создается впечатление, что понятие любовь писатель использовал в тех случаях, когда ему необходимо было подчеркнуть, что полноценность нравственного развития человека зависит оттого, насколько выполняемая им деятельность (учебная, трудовая) доставляет эмоциональное удовлетворение, имеет особенно значимую смысловую нагрузку. Как известно, при анализе поступков героев своих произведений, для выявления огромного разнообразия мотивов Л.Н. Толстой большое внимание уделял чувствам, эмоциям, их роли в принятии решений. Он считал, что существует определенная корреляция между поверхностным, формально- правильным мышлением и укороченными, вялыми, дряблыми эмоциями. Она может привести к нравственной ущербности и аморальным поступкам. Совесть, утверждал писатель, может не шевельнуться у человека с неразвитыми чувствами. Создавая художественные образы, Л.Н. Толстой показал различные варианты взаимосвязи и взаимозависимости сознательного и бессознательного в поступках людей. Иногда у его героев чувства становились первым импульсом к мысли и действию, а иногда мысль получала в проводники чувство. Проблема отношений нравственности и чувственности решалась по- разному в философии (Кант, Гегель). Создавая незабываемые художественные шедевры — маленькие рассказы в Азбуке и Новой азбуке, Л.Н. Толстой решал по-своему еще одну философскую и практическую проблему о взаимосвязи нравственности и чувственности. Мораль в его рассказах как бы вплетена в художественную ткань произведения, воздействующего на эмоциональную сферу сознания. Тогда него- ворили об экологическом просвещении и воспитании, а Л.Н. Толстой писало вечных для человека вопросах — о любви к растениям, животным. Плачущая черемуха, которую срубили, уставший и недоумевающий по поводу бесполезных действий хозяин лошади и ряд других образов не оставляли равнодушными читателей. Смысл рассказов Л.Н. Толстого на темы морали заключается в том, чтобы при чтении у ребенка возникла нравственная самооценка. По мнению писателя, переживание нескольких ситуаций, способствующих нравственной самооценке, приведет к тому, что ребенок не поступит дурно. При разработке нравственно-эстетического учения во всей сложности и многообразии встали перед Л.Н. Толстым проблемы эстетики и определения целей и назначения искусства в жизни человека и человечества. Искусство должно быть основано на общечеловеческих чувствах, доступных всем, — самых сложных и трогательных — отношении супругов, родителей к детям, детей к родителям, иностранцам, к земле, к животным, растениям, к ненападению, обороне. Наука и искусство – как сердце и легкие связаны между собой, наука вводит в сознание истины, искусство переводит эти истины из области знания в область чувства. В трактатах Об искусстве, Что такое искусство Л.Н. Толстой сформулировал ряд идей о роли искусства в воспитании, в выработке гуманного, нравственного отношения детей к родителям, земле, животным, растениям, соотечественникам, иностранцами т.д. Анализ существующих тогда эстетических теорий позволил
Л.Н. Толстому обосновать главнейшую цель искусства как одного из средств формирования нравственного сознания, а потому и прогресса, то есть движения вперед человечества к совершенству, Искусство есть орган жизни человечества, переводящий разумное сознание людей в чувство. Писатель сосредоточил особое внимание на проблемах происхождения индивидуального сознания, выявления всех условий полноценного нравственного развития человека итого, что ему мешало. Высказывания
Л.Н. Толстого о роли нравственных принципов развития всего совокупного научного знания, направленного на единение людей, чрезвычайно актуальны и соответствуют требованиям гуманизации наук в концепции нового мышления. В дореволюционной Беларуси основу нравственности составляло христианство, которое определяло духи содержание гимназического образования. Важнейшим направлением в воспитании было формирование христианских добродетелей милосердия, терпения, благочестия, совестливости, правдивости. Важное воспитательное значение в школьной практике придавалось организации экскурсий-паломничеств, которые имели целью поклонение местным святыням. Как отмечает ЕЛ. Евдокимова, действенным средством воспитания милосердия у учащихся гимназий служило привлечение гимназистов к оказанию материальной помощи нуждающимся. Так, учителя и учащиеся гимназий Беларуси принимали активное участие в кампаниях по организации помощи семьям ветеранов Крымской войны. Вовремя Первой
мировой войны в гимназиях Беларуси получила распространение деятельность трудовых дружин, формировавшихся на добровольной основе для оказания помощи крестьянским семьям, члены которых были призваны в армию. Традиционным для гимназий Беларуси было участие гимназистов в оказании материальной помощи ученикам из малоимущих семей. Иногда суммы пожертвований служащих и учеников были достаточными для того, чтобы освободить отплаты за обучение, обеспечить учебными пособиями несколько десятков гимназистов из малообеспеченных семей. Фонд помощи нуждающимся составляли, как правило, деньги, вырученные гимназистами от проведения литературно-музыкальных вечеров, самодеятельных спектаклей икон- цертов. Вопросы педагогической морали, этики нашли свое освещение ив трудах выдающихся педагогов нашего столетия, чье творчество соединилось с глубоким теоретическими практическим осмыслением этических начал, с исследованием новых процессов в современной школе. АС. Макаренко (1888-1939) изложил педагогическую этику своего опыта, разработав вопросы нравственных отношений учителя и учащихся, в основу которых положил принципы уважения и требовательности. Требовательность АС. Макаренко рассматривал как меру уважения к личности больше, выше требовательность — выше степень уважения. Новаторство АС. Макаренко в осмыслении педагогической морали выразилось ив том, что главным нравственным отношением он считает отношение воспитателя к коллективу воспитанников, обязанность укреплять и совершенствовать коллектив и считаться сего мнением. В трудах АС. Макаренко впервые поставлена проблема педагогического коллектива как решающего фактора — субъекта учебно-воспитательного процесса. Воспитание, считал он, может быть делом только коллектива воспитателей. Связь воспитания с деятельностью целого коллектива, в свою очередь, выдвигала проблему отношений в нем. Рассматривая нравственные основы дисциплины, Макаренко предложил систему поощрений и наказаний, систему справедливых требований. Много других проблем педагогического труда и педагогической морали рассматривает АС. Макаренко — это и необходимость научного изучения личности воспитанника, и проблема взаимодействия в процессе воспитания семьи воспитанника и воспитателя и руководящая роль последнего, и особенности взаимоотношения учителя и общества, и многие другие. АС. Ма- каренко считал, что труд учителя, его профессия должны высоко оцениваться обществом, так как смысл этого труда для общества велики для выполнения социальной функции учителю необходимы условия, среди них — большое общественное внимание к педагогическому труду вообще. Особое место среди исследователей педагогической морали принадлежит выдающемуся педагогу В.А. Сухомлинскому (1918—1970). В его произведениях мы встречаемся с особым жанром исследования — раздумьем, осмыслением и описанием личного опыта и наблюдений, а также проведением в естественных условиях эксперимента.

126
В.А.Сухомлинский называл свои размышления педагогикой сердца. Во многом по-новому увидел он некоторые грани и черты педагогического гуманизма и педагогического коллектива в работе школы. Говоря об отношениях учителя и ученика, В.А. Сухомлинский тщательно проанализировал роль любви и уважения учителя к детям в учебно- воспитательном процессе хороший учитель любит детей, дружит сними, принимает к сердцу их радости и горести, знает душу ребенка, верит ввоз- можность развития каждого ребенка. Любовь сочетается с мудрой строгостью. Гуманизм учителя, считал В.А. Сухомлинский, в его умении находить и развивать в детях все лучшее через привитие им положительных качеств он подчеркивал необходимость относиться к детям с особым тактом, чуткостью. В.А. Сухомлинский призывал учителя не терять отдельного ребенка сего неповторимым духовным миром в коллективе, ибо коллективизм предполагает не растворение личности в коллективе, а развитие его в нем. Сегодня педагогическая мораль стала предметом изучения широкого круга людей. Ее исследованием занимаются специалисты разных профилей, рассматривая ее с философской, педагогической, социологической, психологической сторон. Ими на глубоком научном уровне рассматриваются такие проблемы, как сущность педагогической морали, ее содержание возможные структуры педагогической этики как науки методика воспитания детей. Серьезное внимание уделяется в них нормативной системе педагогической этики, которая регулирует отношения учителя с участниками учебно- воспитательного процесса учащимися, родителями, коллегами, администрацией школы и т.д. Вопросы и задания
1.
Каков нравственный смысл высказывания Я. Брыля: Друзья наших друзей друзья и наши
2.
Вспомните суждения великих писателей, высказанные в различные исторические эпохи по вопросам этического воспитания и обозначьте содержание педагогической этики на современном этапе.
3.
Вспомните золотое правило нравственности и обоснуйте его.
4.
А. Дистервег утверждал Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа обучения и воспитания. Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя. Согласны ли вы с таким утверждением Как вы понимаете постулат А. Дистервега: Ценность школы равняется ценности ее учителя
Приложение № 8 Этика и этикет делового общения
1
Деловое общение, входе которого складываются деловые отношения, как и любая сфера жизнедеятельности людей, регулируется определенными нормами и правилами.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


написать администратору сайта