Главная страница

Лаврентьева Н.Б. Педагогическая этика. Гоу впо алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова


Скачать 1.32 Mb.
НазваниеГоу впо алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
АнкорЛаврентьева Н.Б. Педагогическая этика.pdf
Дата28.01.2017
Размер1.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛаврентьева Н.Б. Педагогическая этика.pdf
ТипУчебное пособие
#875
страница12 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
1. Этика делового общения В каждой культуре в любую историческую эпоху существует специальная система правил, предписывающих человеку определенное поведение. Эта система правил включает жесткие законодательные правила, за нарушение которых накладываются предусмотренные законом санкции (вплоть до смертной казни, и мягкие этические правила, рекомендующие совершать или не совершать определенные поступки, поддерживаемые силой общественного мнения. Золотое правило нравственности, сформулированное еще в глубокой древности, гласит Не делай другим ничего такого, чего бы ты сам не хотел претерпеть со стороны других. Золотое правило является универсальными в различных формулировках представлено во всех религиях Что ненавистно тебе самому, не делай никому (Евангелие от Матфея); Что вредно тебе, не делай другому (Талмуд Чего не хочешь себе. Не делай другому конфуцианство. Этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей, выступают одним из главных регуляторов деловых отношений. Можно говорить о неизбежности столкновения с вопросами этики входе деловой практики. Для решения сложных неоднозначных задачи управления деловыми ситуациями нужно определить систему ценностей и осознать для себя лично, что означает понятия честность, порядочность, справедливость. Осознание своей системы ценностей всегда поможет принять верное решение, а для этого нужно обратиться к изучению этики в целом и деловой этики в частности. Слово этика (греч. etika от etnos - обычай, нрав) обычно понимается в двух значениях этика - это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность их принципы, развитие, нормы, роль в обществе. Слово этика впервые было введено Аристотелем, изложившим в систематизированном виде основные понятия этики в своем труде «Никомахова этика
2)
этика в широком смысле - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
2
Важнейшие категории этики - добро, зло, справедливость, долг, совесть.
1
Чернышова ЛИ. Деловое общение Учеб. пособие для студентов вузов- М ЮНИТА-ДАНА, 2008.- 415 с.
2
См Кибанов А.Я., Захаров К, Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М ИНФРА-М, 2003. С. 5.
Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, те. соответствует неким законам человеческого бытия.
Иммануил Кант в предисловии к Критике практического разума предложил замечательный образ, сопоставив величие и незыблемость морального закона внутри нас и звездного неба над головой. Действительно, и то и другое свидетельствует об эфемерности человеческого бытия по сравнению с космическими и моральными законами и вместе стем о способности человеческого разума постигать их и восхищаться ими. Глубинный смысл этики состоит в том, что при решении практических задач она заставляет считаться с чем-то, далеко выходящим за пределы этих задач. Казалось бы, сточки зрения достижения цели удобнее не считаться с моральными ориентирами. И не считаются, чему несть числа в нашей сегодняшней действительности. Хороший сточки зрения морали поступок, как подсказывает здравый смысл, очень часто противоречит сиюминутной выгоде. Как возлюбить ближнего как самого себя, если ближний - конкурент Не проще ли конкурента убрать Зачем придерживаться норм нравственности, если другие их постоянно нарушают И все же исторический опыт подсказывает, что отказ от нравственных требований в конечном счете пагубно сказывается на всей жизни отдельного человека и общества в целом. Афоризмы великих мыслителей, раскрывающие сущность этических понятий Без любви добра не бывает. Нужно первее добрым сделаться и тогда добро творити. (Святитель Тихон Задонский). Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни (А. Швейцер). Всяк, кто добро творит, не убегает света и не ищет тьмы не боится до обличения, яко права дела его. Но кто зло творит, убегает света и ищет тьмы темные бо дела во тьме совершаются (Святитель Тихон Задонский). Зло есть неосуществленное добро (Н. Бердяев). Зло есть грубейшая форма невежества (Н.К. Рерих). Закон, живущий в нас, называется совестью (И. Кант. Совесть есть голос Божий, отвращающий от зла (Святитель Тихон Задон- ский). Справедливость - это право совести (И. Кант. Благом называется то, что является лучшим для каждого существа, те. нечто по самой своей природе достойное избрания (Аристотель. Этика есть безграничная ответственность за все, что живет (А. Швейцер). Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен (А.
Бергсон). Страшен не грех, но бесстыдство после греха (Иоанн Златоуст. Нравственное достоинство - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице (И. Кант. Противоречие между должным, определяемым требованиями нравственного закона, и сущим, определяемым интересами и потребностями реальной жизни, пронизывает всю сферу человеческих отношений. Но особенно остро это противоречие проявляется в этике деловых отношений.
Этика делового общения, представляющая собой частный случай этики в широком смысле слова, включает в себя конкретные этические принципы, регулирующие деловые отношения. Все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.
1.1. Этические принципы делового поведения В работе П.Н. Шихирева
3
приведены современные этические принципы делового поведения, сформулированные американским социологом Л. Хос- мером, в которых в обобщенном виде представлены аксиомы мировой этической мысли. Этические принципы делового поведения (по Л. Хосмеру) Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан научении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.) Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий, призывающих к добру и состраданию. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на концепциях Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма, разработанной И. Бентамом и Дж.С. Миллем). Никогда не делай того, чего тыне желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем
3
См Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М Новости, 2000. С. 51.
обществе (принцип основан на теории распределительной справедливости американского философа Дж. Ролса).
10.
Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории американского философа Р. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества. Приведенные принципы обобщают достижения западной деловой культуры, ив той или иной степени признаются справедливыми в различных деловых культурах. Однако в каждом конкретном случае каждая страна проходит свой путь, имеет свою культурно-историческую специфику. Русские духовно-нравственные основы делового поведении были изложены, наверное, впервые еще в Поучении Владимира Мономаха, обращенном к его сыновьям (начало XII в) и Домострое (XVI в. В более близкие нам времена весьма показательны принятые в 1912 г. российскими предпринимателями Семь принципов ведения дел в России. Этот документ с полным основанием можно считать отправной точкой формирования современного этического кодекса России Уважай власть. Будь честен и справедлив. Уважай право частной собственности. Люби и уважай человека. Будь верен своему слову. Живи по средствам. Будь целеустремлен. Конечно, Россия начала третьего тысячелетия отличается от России начала века. Изменилась не только страна, изменился весь мир, что наложило отпечаток на всю деловую культуру. Однако, несмотря на все происходящие изменения, основные идеи, сформулированные в Семи принципах, сохраняют свое значение и сейчас. Возможно, они даже обретают особое значение, ибо в условиях нарастающей криминализации бизнеса и многих сфер общественной деятельности стало ясно, что нужны твердые этические нормы, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности ив конечном счете, крах общества. Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд Российская деловая культура разработал документ Двенадцать принципов ведения дел в России, призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений»
4
Двенадцать принципов ведения дел в России
I. Принципы личности Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли. Уважай участников общего дела - это основа отношений сними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.
4
См Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М Новости, 2000. С. 189.

131 Воздерживайся от насилия и от угрозы применены насилия как способов достижения деловых целей.
II. Принципы профессионала
4. Всегда веди дело сообразно средствам
5. Оправдывай доверие - в нем основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер тот, который тоже выигрывает от сделки.
III. Принципы гражданина
России
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся действующей власти.
8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания. Принципы гражданина
Земли
10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
11. Найди в себе силы противостоять преступности коррупции. Способствуй тому, чтобы Они стали невыгодны всем.
12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они - просто другие. Конечно, свод любых этических принципов - это некий идеал. Было бы наивно рассчитывать, что достаточно опубликовать его, ион станет руководством к действию. Этот результат может быть получен только входе продолжительной, систематической и кропотливой работы.
1.2. Неэтичное поведение и его причины Современное общество выработало сложную систему обязательных этических правил, позволяющих людям взаимодействовать. Однако они далеко не всегда соблюдаются в практических отношениях между деловыми партнерами. Примеры неэтичного поведения в деловых отношениях может привести каждый как из своего собственного опыта, таки средств массовой информации. Оцените типичность следующих ситуаций и подумайте, как эти действия характеризуют уровень нравственного развития личности Окружающие (а может, ивы в том числе) бездумно нарушают законы и нормы поведения, особенно зная, что не будут пойманы и наказаны несут, мусорят на улицах или незаконно копируют компьютерные программы Родители и другие уважаемые вами люди любыми способами пытаются уйти от уплаты налогов, скрывая часть своих доходов Студенты на экзамене пользуются шпаргалками, чтобы получить хорошую оценку Человек, ищущий работу, приписывает себе те качества, которые у него отсутствуют Авторы издающихся ныне учебников допускают плагиат, списывая у других авторов и не делая обязательных ссылок Реферат курсовой работы списывается из Интернета. Список подобных действий, направленных на соблюдение собственных интересов вне зависимости от законов и интересов других людей, можно продолжить. Типичность и безнаказанность такой ситуации свидетельствуют о том, что подобное поведение принимается обществом. К сожалению, это и есть та существующая ныне система ценностей, распространенная в деловых отношениях. Точно также, как и процесс отравления мышьяком, аморальное поведение впитывается в нашу кровь небольшими ежедневными дозами. Такое поведение может перерасти от присваивания денег, выданных по ошибке при расчете за покупку в магазине, дополучения крупных взяток за устройство в вуз. Каковы же причины неэтичного поведения людей в процессе делового взаимодействия Почему люди ведут себя аморально Такова их природа или они поставлены в такие условия, что вынуждены нарушать общественные нормы Очевидно, что причины неэтичного поведения людей носят многоплановый характер. В литературе по деловому общению выделяется ряд причин неэтичного поведения в современном деловом общении Слишком большой акцент на прибыль приводит к действиям по принципу цель оправдывает средства. Неправильно понимание верности интересам компании приводит кто- му, что работники думают, что их действия, хотя и имеющие сомнительный характер, идут на благо компании. Чрезмерное увлечение личными амбициями, стремление к карьерному росту часто ведет к нарушению этики, поскольку такие работники стремятся достичь успеха любой ценой. Расчет на то, что тебя не поймают при совершении неэтичных поступков, что, к сожалению и происходит в большинстве случаев. Поэтому эта причина неэтичного поведения трудно поддается исправлению. Рассчитывая на то, что никто никогда не выяснит правду, работники склонны искажать некоторые данные, например, такие, как статья расходов в командировках. Типичный пример - использование служебного телефона в личных целях. Работники, приходящие на работу вовремя, но проводящие время в перекурах и болтовне, не сомневаются, что получат зарплату. С другой стороны, некоторые предприятия, побуждая работников действовать согласно нормам де См Зарецкая ЕЛ. Деловое общение. Т. 1. М Дело, 2002. С. 457-459

133
ловой этики, позволяют себе месяцами не выплачивать им зарплату, уверенные, что те никуда не денутся. Нравственный уровень высшего руководства. Если высший руководитель действует, нарушая определенные этические нормы, то среднее и низшее звено руководства их тоже нарушает. Нежелание занять этическую позицию. Некоторые ситуации не воспринимаются как этически двусмысленные. Проблема здесь состоит в том, что многие этические нормы неочевидны, и создается впечатление, что они просты. Однако это ложное впечатление, поскольку психологический механизм, лежащий в основе как этичного, таки неэтичного поведения, очень сложен и противоречив. Неслучайно английский писатель Г. Честертон писал, что когда честно изучаешь человеческую душу, приходится отбросить пустые вымыслы, гласящие, что нельзя одновременно быть и черными белым. Вообще, находясь в среде совершения неэтичных поступков, устоять перед искушением самому совершить неэтичный поступок неимоверно трудно. Всегда существует единый дух группы людей, нарушающих этические нормы. Еще Сократ в своей речи на суде, когда афиняне обвиняли его в том, что он не почитает богов и развращает юношество, сказал, что самое трудное - это противостоять мнению толпы. Таки здесь стоит дилемма либо поступай как все, либо будешь белой вороной со всеми вытекающими последствиями.
1.3. Выбор модели поведения в этически сложных ситуациях Как же поступать в этически напряженных ситуациях делового общения Ключ к решению чисто практических проблем делового общения - этика. Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, понимая, что ему предстоит нелегкий выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать нив коем случае. Здесь требуется неконкретный просчет вариантов, а ясное понимание того, что я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать. Такая предварительная установка помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться. Великий моралист И. Кант в Критике практического разума писало том, что нравственность проявляется не только в действии, но ив бездействии, когда человек, исходя из требований нравственного императива, отказывается от определенных поступков. Моральная реакция на действительное или замышляемое отклонение от нравственных норм - голос совести. КГ. Юнг в работе Аналитическая психология прошлое и настоящее дает весьма ценный совет для практики делового общения при коллизиях долга и совести следует отдавать предпочтение своему внутреннему голосу совести как первичному, более древнему, феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка. Человеку свойственно путем рассудка оправдывать свои неэтичные поступки. Если же поставить себя вне- двусмысленную позицию к злу, то добро найдет себя само. Главное - избавиться от искушения рассудка, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространенная и опасная приманка.
В конкретном деловом общении необходим выбор инструментов для анализа этичности поведения в определенной ситуации. В работе Е.Н. Зарецкой
6
предлагается алгоритм этического рассмотрения деловой проблемы, включающий несколько шагов. Первый шаг при принятии решения - поиск этической основы, другими словами, следует определить, являются ли данные действия легальными и отвечают ли они своду законов компании и требованием договора. Необходимо сразу определить так называемую черную сферу, те. решения, которые не соответствуют определенным нормам. Следующие шаги определяются вариантом ответа Если ответ положительный, то нужно определить, соответствуют ли данные действия стандартам профессионального этического кодекса. Этот письменный документ суммирует нормы этического поведения. В некоторых компаниях этот документ называется кредо, или нормы этического поведения. Обычно такой документ включает в себя правила управления предприятием, а также все, что связано с конфиденциальной информацией включаются также положения об обязанности работников честно вести бизнес и быть объективными в принятии решений, о способах разрешения внутрифирменных конфликтов. При принятии решения обращение к этическим нормам профессиональной деятельности - насущная необходимость.
2)
Если предлагаемое решение соответствует профессиональному этическому кодексу то нужно использовать принципы этики для того, чтобы оценить, являются ли действия этичными. Если эти действия этичны, то остановите свой выбор на данном варианте и примите меры для его выполнения. При отрицательных ответах на первые три вопроса необходимо выработать альтернативу. При определении этичности поступка весьма действенной является следующая модель принятия решения. В соответствии с этой моделью нужно ответить на шесть следующих вопросов Легально ли ваше решение Какие выгоды оно приносит окружающими какой ущерб будет им нанесен Хотите ли вы, чтобы это действие стало одним из универсальных стандартов поведения, относящихся ко всем Удовлетворяет ли ваш поступок тесту дневного света (вспомним высказывание Святителя Тихона Задонского!), что означает, будете ли вы чувствовать гордость за свой поступок, если его покажут по телевидению или о нем узнают знакомые Соответствует ли ваше решение золотому правилу Проходит ли ваше действие тест на обсуждение Спросите мнение ум См Зарецкая Е.Н. Указ. соч. С. 460-466.

135
ного друга, не втянутого в ситуацию, считает ли он, что ваш вариант решения проблемы этичен Как мы уже говорили, самый простой и древний принцип золотого правила- Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали сто- бой, - до сих пор остается наиболее эффективным критерием при принятии решений. Хотя многочисленные примеры указывают на то, что в деловых отношениях допускается нечестность и недобросовестность, существует масса других примеров, показывающих, что миллионы решений, принимаемых в деловой практике, основаны на принципах честности и благополучия окружающих. Многим деловым людям становится ясно, что длительные последствия этического поведения, несомненно, намного лучше, чем кратковременные выгоды, полученные в результате аморального поведения. Как высказался один крупный российский предприниматель Репутация - это не деньги, а очень большие деньги. Этикет делового общения Общество вовсе времена различало понятия добра и зла, справедливого и несправедливого, должного и недопустимого. Эти представления воплощались в нормах и этикетных правилах, регулирующих отношения между людьми во всех сферах жизнедеятельности, в том числе ив области деловых отношений. Современная культура делового общения определяется знанием и выполнением) основных норм и требований деловой этики и делового этикета.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


написать администратору сайта