Главная страница
Навигация по странице:

  • Ораторское искусство и деятельность софистов

  • Историография. Творчество Геродота (ок. 484-425), Фукидида (460-396), Ксенофонта (ок. 430-после 355)

  • В исторических сочинениях Фукидида, посвященных истории Пелопоннесской войны, прослеживается

  • Исторические сочинения Ксенофонта

  • Философская проза. Творчество Платона (427 - 347)

  • "Поэтика" Аристотеля (384-322)

  • Вопрос № 26.

  • Историческая основа и идейный смысл.

  • Жанр, характеры и развитие действия.

  • Греция. Зачет Вопрос 1


    Скачать 295.98 Kb.
    НазваниеГреция. Зачет Вопрос 1
    АнкорGretsia_Zachet.docx
    Дата24.12.2017
    Размер295.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGretsia_Zachet.docx
    ТипДокументы
    #12790
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Вопрос № 25. Основные тенденции развития прозы классического периода древнегреческой литературы.

    В классическую эпоху происходит формирование и становление прозаических жанров - ораторского выступления, исторического повествования и философского диалога.

    1. Развитие красноречия связано с деятельностью софистов, "учителей мудрости", обучавших добиваться необходимого результата, выступая в суде или народном собрании. В качестве лучших образцов аттического красноречия последующие эпохи признали речи Лисия и Демосфена.

    2. Исторические сочинения Геродота, Фукидида и Ксенофонта не формируют единой традиции жанра, демонстрируя не только разную художественную манеру авторов, но также их разные представления об историческом процессе и разные политические пристрастия.

    3. Классическую форму жанр философского диалога обретает в творчестве Платона, ученика Сократа.

    Классическая эпоха - время оформления и расцвета прозаических жанров - ораторского выступления, исторического повествования и философского диалога.

    Ораторское искусство и деятельность софистов

    Ораторское искусство (совещательное, судебное, торжественное) играет важнейшую роль в общественной жизни.

    Софистика отвечает потребности афинского государственного устройства: учит правильно и красиво говорить в суде и народном собрании, а значит, открывает возможность любому обучившемуся влиять на политические процессы и управлять государством.

    Главная софистическая задача - доказать любую позицию - в своей основе восходит к известному положению Протагора "Человек есть мера всех вещей", то есть опирается на представление об относительности истины.

    Позиция Сократа противостоит софистической: истина останется истиной, даже без риторического оформления.

    Выдающиеся ораторы V в. до н.э. речей не записывали, в отличие от ораторов и логографов (зд., профессиональных составителей речей) IV в. до н.э.

    К IV в. до н.э. относится деятельность Лисия, Исократа и Демосфена, стиль которых стал образцом для ораторов-аттицистов эллинистической эпохи.

    Историография. Творчество Геродота (ок. 484-425), Фукидида (460-396), Ксенофонта (ок. 430-после 355)

    Геродот посвящает свой труд главному политическому событию эпохи - Греко-персидским войнам.

    • Рассказ о современных событиях начинается с истории мифологической эпохи, превращаясь в рассказ о мире в целом, обо всем интересном в этом мире.

    • В форме повествования Геродот близок эпическим поэтам и логографам (зд., писателям архаической эпохи, первым прозаикам, запечатлевшим сведения, полученные в эпоху колонизации VIII-VI вв. до н.э.): часто отвлекается от основной линии повествования, чтобы рассказать мифы, легенды или занимательные истории новеллистического характера.

    • Ход истории, по Геродоту, обусловлен осуществлением божественной справедливости: человек несет ответственность за свои поступки (наказывается и награждается за них).

    В исторических сочинениях Фукидида, посвященных истории Пелопоннесской войны, прослеживается

    • последовательный отказ приводить мифы и легенды, (Фукидид - стратег эпохи Пелопоннесской войны

    • обращался только к реально произошедшим событиям);

    • стремление к объективности (Фукидид даже приводит фиктивные речи участников событий);

    • углубление исторического анализа (Фукидид не прибегает к идее судьбы и вмешательства богов, его историю направляют люди, действующие в соответствии со своей "природой" и личными интересами, которые раскрывающиеся в фиктивных речах);

    • прагматический подход (человеческая "природа" неизменна, значит, историк может не только осмыслить прошлое, но и предугадать будущий ход событий).

    Исторические сочинения Ксенофонта

    • лишены объективности (приверженец Спарты, тенденциозен)

    • и не направлены на анализ исторических закономерностей (Ксенофонт увековечивает значительные, с его точки зрения, события).

    • В качестве идеальных правителей в сочинениях Ксенофонта ("Агесилай", "Киропедия") выступают спартанец Агесилай и персидский царь Кир Старший.

    Философская проза. Творчество Платона (427 - 347)

    Афинская философская школа (Академия) основана в 388-387 гг. до н.э. Запрещена императором Юстинианом в 529 г. н.э. как последний оплот языческой культуры.

    Эстетические воззрения Платона основаны на его теории идей.

    • Идея Платона - образец вещи, совершеннейшее выражение вещи, абсолютный (предельный) смысл вещи.

    • Сущность прекрасного - это идея красоты. Вещь прекрасна настолько, насколько в ней воплощена идея красоты.

    • Прекрасное - это цель страстного любовного стремления (Эроса). В диалоге "Пир" Платон намечает ступени восхождения Эроса как путь к постижению истинной красоты. (См.: Лосев А.Ф. "Эрос у Платона".)

    • Всякий истинный Эрос - сила, творящая прекрасное. Но все созданное человеком - это лишь тень тени, подражание (mimesis) подражанию.

    • Источник вдохновения для поэта - одержимость музами.

    Платон считается создателем литературного жанра философский диалог, в форме которого написаны почти все его сочинения.

    Платон демонстрирует мастерство литературного портрета.

    Мифологические рассказы в диалогах Платона имеют символический смысл и используются в качестве средства выражения философских воззрений.

    "Поэтика" Аристотеля (384-322)

    "Поэтика" Аристотеля впервые в античности научно анализирует и описывает поэтическое искусство.

    Отличительный признак поэзии (также как иной творческой деятельности) - подражание (mimesis), объект которого находится в самих вещах.

    Подражание у Аристотеля связывается с интеллектом.

    Поэзия (и другие искусства) подразделяется на роды и виды в зависимости от того, в чем, чему и как происходит подражание.

    Исходя из тезиса о подражательной природе поэзии, Аристотель исследует пропорции, а также основные характеристики трагедии и эпоса.

    Особый этический эффект трагедии, по Аристотелю, - очистительное наслаждение (катарсис).
    Вопрос № 26. Новоаттическая комедия и ее отличие от древнеаттической комедии Аристофана. «Третейский суд» Менандра.

    ! Менандр жил и творил в конце 4 в. и начале 3 в. до н.э.Уже замолкала политическая комедия. Греческая общественность уже переставала волноваться политическими событиями. Между Аристофаном и Менандром действует несколько комедиографов, которые обычно объединяют под названием средней комедии. Уже считается, что аристофановская комедия слишком груба, слишком близка к деревне, далека от повседневной жизни, слишком прямо разоблачает политические ситуации и полна непристойностей.Менандр стал принципиально избегать изображения условных характеров . У него мы располагает только сравнительно небольшим числом типических характеров ; и все его искусство заключается только в наделении этих характеров разными жизненными деталями. Обычно в этих комедиях фигурируют : молодой человек, легкомысленный или серьезный, отец,тоже легкомысленный или скупой, девица, кем-нибудь обиженная и добродетельная, женщина легкого поведения или с благородными чувствами, рабы, жулики. Комедия "Брюзга":

    Действие другой комедии "Третейский суд" возникает благодаря одному случаю, происшедшему за несколько месяцев до того. Богатый юноша Харисий на празднике вступил в связь с некоей Памфилой, причем они друг друга не успели даже хорошенько заприметить. Вскоре после этого Харисий вступает в законный брак с Памфилой, не зная того, что это та самая девица, с которой он был на празднике. В отсутствие Харисия он рождает через пять месяцев после заключения брака ребенка, не зная, что это ребенок от Харисия. Вернувшись же Харисий тоже не знает, что это ребенок от него, бросает свою жену и не хочет с ней жить. Он проводит время в кутежах со своими приятелями и с арфисткой Габротонон.Памфила же подкидывает ребенка чужим людям . ребенок попадает к рабу Харисия и то узнает по перстню подлинного отца ребенка, и Габротонон, беря ребенка к себе вместе с перстнем, доказывает Харисию,что это именно их ребенок. Тут же оказывается ,что Габротонон тоже была на этом празднике и видела там Памфилу. В куртизанке зарождается благородное чувство, и она все открывает Памфиле, передавая ей ребенка с перстнем.Харисий , аеря Габротон, раскаивается в преступлении, в котором сам обвинял Памфилу, но Габротон открывает тайну и ему.

    Менандр стоит за нормальную семейную жизнь, он явно осуждает Кнемона. В пезренных маленьких людях Менандр склонен видеть часто человеческие и даже благородные люди. Женщина у Менандра такой же равноправный член общества.

    Жанр комедий - жанр комедии нравов и интриги.

    Действие комедии "Третейский суд" - возникает благодаря одному случаю, происшедшему за несколько месяцев до того. Богатый юноша Харисий на празднике Таврополий вступил в связь с некоей Памфилой, причем они друг друга не успели даже хорошенько заприметить. Вскоре после этого Харисий вступает в законный брак с Памфилой, не зная, что это та самая девица, с которой он вступил в связь на празднике. В отсутствие Харисия она рождает через пять месяцев после заключения брака ребенка, не зная, что это ребенок от Харисия.

    Вернувшийся же Харисий тоже не знает, что ребенок от него, бросает свою жену и не хочет с ней жить. Он проводит время в кутежах со своими приятелями и, между прочим, с арфисткой Габротонон. Памфила же, удрученная тяжелыми семейными обстоятельствами, подкидывает своего ребенка чужим людям.

    Ребенок попадает сначала к рабу Харисия, а раб Харисия отдает его рабу приятеля Харисия, с которым этот последний ведет веселый образ жизни. Рабы между собой ссорятся, так как раб Харисия хочет оставить у себя те вещи, которые были при ребенке, и между прочим перстень, потерянный Харисием и найденный Памфилой. В качестве третейского судьи оба раба зовут Смикрина, отца Памфилы, то есть тестя Харисия. А тот присуждает вещи вместе с ребенком рабу, взявшему ребенка на воспитание. Но раб Харисия узнает по перстню подлинного отца ребенка, то есть Харисия, а Габротонон, беря ребенка к себе вместе с перстнем, без труда доказывает Харисию, что этот именно их ребенок, Харисия и Габротонон. Оказывается, Габротонон тоже была на злополучном празднике Таврополий и даже помнит в лицо Памфилу. В этой гетере вдруг зарождается благородное чувство, и она все открывает Памфиле, передавая ей ребенка с перстнем. Что же Харисий? Вполне веря Габротонон, он раскаивается в том преступлении, в котором сам обвинял Памфилу, но Габротонон открывает тайну и ему.

    Историческая основа и идейный смысл. Историческая основа обеих комедий ясна без всяких комментариев. Это изображение быта средних и низших слоев, которых уже не интересует политика и которые далеки от древней мифологии и от героизма периода классики. Это - люди, исключительно преданные своим узко личным интересам. Однако идейный смысл в этих комедиях вовсе не такой мелкий, как это иной раз себе представляют.

    Конечно, комедии эти вполне аполитичны, как и другие произведения эллинистической литературы. Созданные вскоре после смерти Александра Македонского, в атмосфере грандиозных событий мирового масштаба, они ровно ничем на них не откликаются. Тем не менее, изображая мелкого и среднего человека, Менандр все же проводил здесь некоторые свои принципы, и принципы эти, несомненно, были прогрессивными.

    Менандр, во-первых, стоит за нормальную семейную жизнь. Он явно осуждает мизантропа Кнемона, который осыпает руганью и всех близких людей, и чужих, вечно раздражен и даже ни с кем не хочет иметь никакого дела. В уста своего Харисия Менандр вкладывает такую покаянную речь, которая заставляет видеть в нем незаурядного и благородного человека, несмотря на допускаемые им глубокие жизненные ошибки. Во-вторых, в презренных и маленьких людях Менандр склонен видеть часто человеческие и даже благородные чувства. Пасынок Кнемона Горгий, всегда терпящий от него, первый бросается спасать его, когда тот попадает в колодец. Этот же Горгий, видя любовь и честные намерения Сострата, помогает и ему, несмотря на постоянную разгневанность и злобность Кнемона. В гетере Менандр тоже видит человека с благородными чувствами, а не относится к ней с холодным и безусловным осуждением, как это делает общество, которое само же ее порождает. В-третьих, женщина у Менандра вполне равноправный член общества, иной раз даже превосходящий мужчину по своим душевным качествам. В-четвертых, рабы для него тоже люди, и притом самого разнообразного склада, то эгоистического, а то и мягкого, доброго, отзывчивого. В-пятых, просветительство у Менандра сквозит и в его деистических мотивах, несомненно, заимствованных у Эпикура.

    Из комедий Менандра сама собой вытекает мораль, хотя он и никого не бичует и никого не принуждает к добродетели каким-нибудь строгим авторитетом. Мораль эта заключается в том, что все люди имеют разного рода слабости и совершают разного рода погрешности, но что у всех людей есть и хорошие стороны. Есть мягкость и доброжелательность, сознание своих погрешностей и желание от них избавиться. Мы едва ли ошибемся, если назовем эту мораль гуманизмом или гуманностью.

    К этому необходимо прибавить, что Менандр глубоко чувствует и общественные язвы настоящего времени. В "Человеконенавистнике" имеются целые монологи, посвященные тяжкой участи бедных людей, критике стяжателей богатства, обездоленности крестьянина. Да и сам Кнемон обрисован не просто как мизантроп, но как человек, которого довела до такого озлобления его неудачная, бедная и тяжелая трудовая жизнь.

    Жанр, характеры и развитие действия. Жанр обеих рассматриваемых комедий - очевидно, жанр комедии нравов и интриги. Но так как нравы выражаются в характерах, то данные комедии состоят из талантливой обрисовки ярких бытовых характеров. Эти характеры являются здесь уже не отвлеченными идеями, хотя бы и выраженными в пластической форме (как у Аристофана). Но это всегда те или иные психологические типы, характеры которых раскрываются с ярко выраженной динамикой. Весьма характерно обрисован Кнемон, с которым боится иметь дело вся округа, с его постоянной ипохондрией, грубой руганью, априорной ненавистью ко всему и ко всем. Но "даже характер этого героя в конце концов смягчается. Можно предполагать, что по натуре своей Кнемон не злодей, тяжелым человеком его скорее всего сделали неудачная жизнь и гордость. Дикое упрямство Кнемона, о котором так выразительно говорит Горгий (250-254), относится скорее к людям состоятельным, к их прихлебателям и рабам, а не к таким же, как он, труженикам. Так, он готов забросать землей и выругать богатого юношу Сострата, праздно бродящего около его дома. Но если он видит, что Сострат в бедной одежде работает на поле, что он беден и должен зарабатывать на жизнь, тогда он заговаривает с ним как с равным, так как он готов отдать свою дочь в жены только человеку, такому же по образу мыслей, как он сам. Если бы Кнемон злобно ненавидел людей, он никогда бы не признал, что жизнь его тяжела, что он несчастен и одинок. После случившейся с ним катастрофы, когда на помощь ему пришли Горгий и Сократ, Кнемон с большом монологе (713-748) поверяет своим ближним все свои сокровенные мысли, помогающие понять нам характер этого одинокого, угрюмого человека. Оказывается, Кнемон, видя, что люди живут только одним стремлением к собственному обогащению, глубоко страдал от этого и полагал, что нет на земле человека, желающего добра своему ближнему. Именно это делало его слепым. Особенно потрясли Кнемона помощь и сочувствие Горгия, благороднейшего человека, который не ответил злом на неприязнь старика. Кнемон поручает ему выбрать мужа для своей дочери и просит быть ее защитником. Однако нельзя преувеличивать морального перерождения Кнемона после катастрофы. Такой резкий перелом для Менандра слишком груб и примитивен. Кнемон, несмотря на все благородство чувств, проявленное им в отношении Горгия и дочери, все-таки хочет жить в полном одиночестве и даже отпускает от себя старую служанку. Замечательны заключительные слова этого монолога: "Если бы все люди обладали добрыми намерениями, то не было бы судов, люди не сажали бы друг друга в тюрьмы, не было бы войн и каждый был бы доволен своей скромной долей". Таким образом, оказывается, что в формировании человеконенавистника большое значение имели социальные причины, которые обостряли в отношениях с людьми присущие герою отрицательные черты его характера.

    Выпуклыми чертами обрисован в той же комедии повар Сикон. Это - скептик, циник, проницательный знаток человеческих слабостей и весьма острый на язык. С его слов вырисовывается любопытный образ матери Сострата, которая сама на сцене не появляется, но выступает как богатая, взбалмошная, суетливая и суеверная женщина. Ловкачом и остряком изображен раб по имени Гета.

    Харисий - в "Третейском суде" - богатый молодой человек, легкомысленный, но искренний. Он возмущен мнимым распутством жены, бросает свой дом и обращается с горя к кутежам. Но когда он узнает, что распутство его жены не больше, чем его собственное, он опять так же искренне хочет вернуться к ней; к сожалению, до нас не дошел конец комедии, где это возвращение, вероятно, рисовалось в благодушных и правдивых тонах. Характер Габротонон тоже дан в развитии. Сначала она вступает в связь с Харисием ради корыстных целей, но в этой гетере шевелится благородное чувство, и она, забывая свою корысть, великодушно отдает ребенка его подлинной матери. Скупой Смикрин и оба раба - эгоист и добросердечный альтруист - тоже обрисованы в комедии достаточно ярко. Потеря окончания комедии не дает возможности полностью охарактеризовать всех персонажей "Третейского суда". Но, например, относительно Габротонон можно догадываться, что и она получила достойное вознаграждение, соответствующее благородству ее поступка. Что касается развития действия, то обе комедии свидетельствуют о том, что тут была не только комедия нравов, но и комедия интриги, напряженной и властно захватывающей всех героев. Элементы такой интриги налицо в обеих комедиях. Она ясна из быстро следующих одна за другой перипетий, живых и острых, которые заставляют действующих лиц менять всю свою жизнь. При этом основание и следствие таких перемен максимально естественны и понятны; они глубоко захватывают героев, с которыми эти перемены происходят. Присвоение себе гетерой Габротонон ребенка Харисия и Памфилы нисколько не задерживает развитие действия, а только необходимо усложняет. Менее остро поданы перипетии в комедии "Человеконенавистник". Но и здесь происходит перемена в поведении и жизни такого упрямого человека, как Кнемон.

    ! Самым значительным вкладом эпохи эллинизма в мировую литературу является создание новоаттической комедии, отличающейся бытовым характером, наличием определенного круга сюжетных мотивов и ситуаций, а также соответствующих им устойчивых персонажей и масок. К литературным достижениям новой комедии следует отнести искусство ведения интриги, углубленную разработку характеров действующих лиц, искусно построенный диалог. Фантастические элементы и политическая злободневность, свойственные «древней» комедии, теперь отсутствуют. «новая» комедия — бытовая драма, по мнению некоторых буржуазных литературоведов, — даже «реалистическая» драма. в частный быт знаменует здесь отход от проблем более широкого охвата. Поле поэтического зрения «новой» комедии — семейные конфликты в состоятельной рабовладельческой среде.Единственным представителем новоаттической комедии, на основании творчества которого мы судим о жанре в целом, является МЕНАНДР (342-291 гг.). Его комедии пользовались в античности большой популярностью, но впоследствии были забыты. Благодаря папирусным находкам в начале века и открытиям, сделанным в середине ХХ столетия, творчество Менандра стало доступно современному читателю. По своей структуре комедии Менандра делятся на 5 актов. Хор исключен из участников действия, его подменяют хоровые интермедии, которые выходят за пределы комедийного сюжета, однако наличие пролога связывает структуру новоаттической комедии с образцами ее древнеаттической предшественницы. В комедии “Дискол” (“Брюзга”) еще отсутствует целый ряд типичных для более позднего периода в развитии этого жанра мотивов и персонажей. Характеры Менандра не развиваются; проблема динамики развития личности осталась в античной литературе неразрешенной. Произведения Менандра держались дольше других, но и они были утеряны в ранне-византийскую эпоху. Греческая бытовая драма сохранилась в веках только в той форме, которую ей придали римские поэты. И нам снова придется встретиться с новоаттической комедией и ее корифеями при рассмотрении римской драмы.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта