ряжский. Григорий Ряжский. Григорий Ряжский Дом образцового содержания Моей бабушке, Елене Марковне Гинзбург Часть первая
Скачать 0.59 Mb.
|
Что же до участников самих похорон, то когда процессия добралась до Немецкого кладбища, Академик давно уже был там, поджидая остальных. В руке он держал два букета: один – свой, с белыми хризантемами, другой для бабули, с красными розами. Стали вылезать по одному. Стефан стоял у распахнутой дверцы автомобиля и лично помогал женщинам, подавая навстречу руку. Глебу Иванычу тоже подал. Тот в ответ протянул свою и благодарно глянул на добродетеля. Но встречных глаз в ответ не нашел. В это время взор Стефана устремлен был куда-то в сторону, левей автомобиля, туда, где был запаркован черный Митькин «БМВ». В том же самом направлении Томский сделал лицом вопросительный жест, слегка приподняв брови и чуть поведя головой. Машинально Чапайкин бросил взгляд туда же, куда смотрел и Стефан. На другом конце обоих взглядов, в точке их пересечения, наличествовал единственный живой объект – правнук Розы Марковны с двумя букетами цветов. Правнук едва заметно улыбнулся Стефану и сжал веки, подтверждая тем самым полное довольство. Стефан так же удовлетворенно сжал глаза… Еще минут через двадцать подъехали остальные, всего вместе с Трехпрудным собралось человек пятнадцать. Перед тем как опустить Федьку в могилу, стали говорить. Дамочка из Союза художников, та, что самоустранилась, узнав о дочке, изрекла несколько дежурных фраз и отошла. К словам дамы по паре нетвердых слов присоединил каждый из небритых мужиков, чем-то неуловимо походивших на самого покойника. Затем слово свое сказала Роза Марковна – о том, какой Федор Александрович был превосходный сосед, изумительно чуткий человек и носитель неповторимого таланта в области скульптурного мастерства. В самом конце полшага в сторону ямы сделала Гелька и, преодолев страх, промолвила, слегка заикаясь: – Федор Александрович был мне отец, но никогда об этом не говорил. А я не спрашивала, потому что не знала. Но зато он был добрый и очень меня любил. И я его тоже очень любила. И мама. И никто в этом не виноват. И я никогда своего папу теперь не забуду, потому что он так хотел. И маме об этом расскажу. И Ринатику с Петрушкой, хоть они и Хабибуллины, а не Керенские. – Она помолчала и обвела глазами присутствующих. – Лучше бы я ему ничего не говорила про себя и про маму, тогда он, может, еще б пожил, – она подошла к гробу и поцеловала Федьку в лоб, – Прости меня, пап, что я в Москву приехала, я не хотела, это так само получилось. Скорей всего, из сказанного незнакомой девушкой мало кто что-либо понял, но вникать в смысл слов никому и в голову не пришло. Небритые мужики поскорей хотели выпить, дамочка нервно посматривала на часы, желая, развязавшись с общественной нагрузкой, сейчас же испариться, а Трехпрудные, все почти, какие были, включая Фиру Клеонскую, и так знали все, что следовало знать, про Федьку и про обретенную им в день смерти житомирскую дочь. Когда Гелька закончила и отступила на полшага назад, Роза Марковна приблизилась к ней, притянула к себе и прошептала на ухо: – Умница, девочка. Отличные слова сказала. Папе бы твоему понравились, уверяю тебя. Первые дни после успешного изъятия собственного наследства Митька колебался – сказать Стефану про столкновение у квартиры Керенского или же ничего про Варьку не говорить. Сначала подумал, надо бы рассказать про такое дело, – так, на всякий случай. Но после передумал, боясь нарваться на недовольство и испортить впечатление от качественно проведенной операции по спасению собственной молодой жизни. Да и потом, честно говоря, не рассматривал это соображение как первостепенное, больше с бабулей первые после кражи дни проводил. Не то чтобы вину свою перед семьей ощущал как-то, просто жаль было бабулю по-настоящему, без дураков, видя, как тяжко переживает она утрату. То, что менты ничего никогда не узнают и не отыщут, было ясно и так – слишком мудреной оказалась задачка. Кроме того, дело осложнялось тем, что ни фотографии, ни профессионального описания украденных работ в доме Мирских не имелось: никогда и не было их, просто не требовалось никому, нужды такой не водилось. И даже приблизительной ценой ни Семен Львович при жизни, ни Роза Марковна за все годы так и не поинтересовались. Один лишь Вилька, довольно реально чувствуя рынок, интуитивно предполагал, что на стенках-то миллионы висят, не меньше. Роза Марковна условно соглашалась, но ни это, ни какое-либо другое соображение так ни разу и не сподвигло ее на поступок. Этому она предпочитала усесться за неизменный «Зингер» и приняться за еще одну ненормативную грацию с лыжной палкой. Или полуграцию – с бамбуком или без. Или сложный бюстгальтер с кружевной оторочкой. Или два. Или еще больше. И так далее. И так не один десяток лет. Три дня Мирская просидела почти не выходя из спальни, глядя перед собой. Она думала о том, как предстанет теперь перед Семой, когда придет срок объясняться. То, что похищение было совершено людьми не случайными, понимала даже она. На это же намекали и следователи, закидывая вопросы так и эдак. И все равно, лишних людей вокруг, как ни всматривайся, не получалось. Те, кто приходил в дом чаще других, если выкинуть из рассмотрения домашних, были наперечет: Танечка Кулькова, считай, родня, Фира Клеонская, ну и Глеб Чапайкин – редко, больше от одиночества, чтобы лишний раз поведать Розе о том, с каким нетерпением внучка Варвара желает его скорейшей смерти, а он, старый пень, никак намека не понимает. Далее, Керенский, покойник, – не часто, но заглядывал на чаек, но всегда один, без дочки, про которую молчал, как партизан. Ну и Стефан, милейший человек, сосед, интеллигент в седьмом, наверное, каком-нибудь поколении, богатый и солидный бизнесмен с собственной охраной. Остальные – так, разовые, случайные. В общем, все три дня Митька был поблизости от прабабки, и, быть может, поэтому уже на четвертый день ей стало существенно легче: отмякло немного внутри, отпустило. Подумала, живы все, в конце концов, и, слава Богу, здоровы. Даже сама она, старая корова, тьфу-тьфу не заболела от случившегося удара судьбы, лишь немного побыла один на один с собственной памятью. К опросам свидетелей следствие приступило в тот же час, и в этом надо было отдать им должное. Прочесали оба подъезда, выспросили всех до единого, кого смогли, конечно, найти. Всех и отыскали, кроме последней возможной свидетельницы, которая отбыла в тот же день в оплаченный матерью солнечный Таиланд. Но это так, на всякий случай – никто из милицейских на показания гражданки Варвары Бероевой особенно не рассчитывал. Решили сосредоточиться на поиске красного микроавтобуса и для этого стали методично переворачивать город: автомастерские, комиссионки, подозрительные гаражи, отстойники. Делать – делали, но и понимали тоже: давно автобусик тот в утиле, и даже там, скорей всего, уже далеко не красного он цвета. Мужчина, какого похоронные участники засекли на водительском месте, тоже, вероятно, был в гриме: что борода, что пышные усы явно служили не для украшательства внешности, а для камуфляжа. А пока следователи, не надеясь на успех, отрабатывали одну за другой версии преступного замысла, эксперты тоже успели поработать. Самый усердный из них не поленился, сделанное владелицей, гражданкой Мирской, подробное описание картин сопоставил с данными мировых каталогов по искусству и поразился. «Женщина с гитарой», одна из пропавших работ, на мировом рынке живописного искусства, оказывается, отлично известна, будучи занесенной во все основные каталоги, а ориентировочная цена ее может вполне измеряться десятками миллионов долларов. Про «Кукушку» сведений не имелось, но, коли это подлинный Шагал, то деньги за него могли быть вполне даже соизмеримы. Или около того. Во всяком случае, завершив работу, эксперт подписал соответствующий акт, сделав категорический вывод о том, что обе картины принадлежат к шедеврам мировой живописи и по именам, и по возможной оценочной стоимости. Узнав об этом, следователь заскучал, сообразив, что раскопки на этом можно смело прекращать. Наверняка, подумал он, те, кто брал, исключили саму возможность раскрытия преступления, предусмотрев последствия кражи самым серьезным образом, – слишком велика ставка. И вообще, их, наверное, давно уже нет в живых. Картины всплывут конечно же, рано или поздно, но не при его, следовательской, жизни и не в этой хреновой стране. Но тем не менее порядок есть порядок и с актом экспертизы Розу Марковну ознакомили. Старуха внимательно прочитала, шевеля губами, но совершенно не удивилась. – А как вы думали, голубчик? – пожала она плечами, обращаясь к следователю. – Это же было дано Семе от всей души, лучшее из лучшего. Так и должно быть, молодой человек, пусть это вас не удивляет. Сема заслужил это, как никто. Встала, поклонилась и пошла вон из кабинета, держа спину прямо. «На Раневскую похожа, – подумал следак, провожая старуху до двери, – на артистку. Та похоже говорила и глазами делала…» Этим же вечером Роза Марковна, шутя, поведала, как удивился следователь тому, что не окочурилась бабуська, узнав про обладание долларовыми миллионами. – А что, – поинтересовался Митька, – эксперт суммой поделился? – Ну да, Митенька, – отозвалась прабабка, – акт предъявили искусствоведческой экспертизы. Пишут, десятки миллионов валюты стоит один только Пикассо. И Шагал, если бы достоверно подлинность подтвердилась, то и он мог так же оцениваться, таким же порядком. Правнук ничего не ответил. Он решил тогда, что про Варьку чапайкинскую все же расскажет, а заодно задаст и Стефану деликатный вопрос. Вопрос этот откуда-то снизу подкатил к самому горлу, неудобным комком, пережав дыхание и перебив другие мысли. Про Бероеву Стефан выслушал и ничего не сказал. Ему надлежало очень подумать. Про Таиланд Митька тоже знал, докатилось до Мирских от следствия, а теперь от него об этом узнал и Томский. – Когда она обратно? – справился он у Академика, думая уже о другом. – Дедка ее говорил бабуле моей, дней через десять будет, – пожал плечами Митька. – Думаешь, стукнет? – Раньше думать надо было, – с неприязнью отозвался Стефан, – когда драл ее, как шлюху, а потом бросил, как использованную тряпку. – А что, жениться надо было? – огрызнулся Митька, удивившись своей же реакции на слова Стефана. – Она сучка натуральная, вон дедка своего так и мечтает урыть. И урыла, если б умела. – Ладно, – прекратил дискуссию Стефан. – Время есть. Приедет – решим с ней, – и глянул на Академика внимательней, чем до этого смотрел. Мирский взгляд этот отметил про себя, и отчего-то ему вдруг стало холодно. Он подумал и сказал: – И вот еще, Стефан. Я, пожалуй, должок сам закрою. Думаю, до конца месяца, что измайловские дали, картинки эти пристрою. Без особого труда. Сам… – и глянул на Томского вопросительно. Тот молчал, слушая Митьку. – Двушник отдам: хочешь через тебя, хочешь напрямую, как скажешь. Но я, знаешь, подумал, не фартово выйдет. Эксперт написал, обе лимонов так на семьдесят тянут, не меньше. Так что, согласись, херня получается полная, а не расчет, да? Стефан в лице не изменился. Он просто пожал плечами и ответил: – Митенька, ты сам своей жизни хозяин. Я одного хочу лишь, чтобы ты был счастлив и жив, потому что я тебя люблю, как сына. А насчет лавэ не бери в голову, есть купец – работай, мне чужого не надо, тем более семейного, – он сделал озабоченное выражение лица. – Только смотри, Митька, помни – времени у нас до конца месяца. Дальше – помнишь? Труба! – Помню, Стефан, – Мирский-младший кивнул на прощание и резко ушел не оборачиваясь. Как он будет продавать картины – понятия не имел. Но по-любому такая неизвестность была все же лучше, чем сучья определенность. Стефан закрыл за ним дверь, в легкой задумчивости пожевал губами, затем взял трубку и набрал номер. Тот же самый… Звонок, которого Митька и ждал, и не ждал, раздался на третий день после того, как он твердо решил пристроить украденную у себя живопись собственными силами. К этому дню обида на Стефана была все еще сильней, чем упреждающий сигнал от разума. Главное, что не понравилось ему в разговоре с Томским это то, что Стефан даже не подумал придумать подходящее объяснение прошлым раскладам насчет картинок, в смысле, по бабкам. Он просто принял к сведению услышанное и легко согласился на Митькин вариант. Это и было подозрительным. Сначала Митьке показалось, что сыграла роль встречная обида, что, мол, не доверяешь, пацан, ну и катись отсюда, скатертью дорога. Но сами глаза-то Стефановы в обидку не отъехали: это тоже было видно, он хорошо про это знал. Другое там было в них, нехорошее какое-то, неласковое. Тайно Митька надеялся, что передумает Стефан, не то чтобы повинится в приготовленном им кидняке, но попробует как-то сгладить проскочившую между ними неясную затыку, переведет дело в шутку или же уведет саму тему в неожиданный край, о каком молодой Мирский и знать не подозревал, но готов бы поучиться, да забыть нелепую обиду. Однако ничего такого не происходило: ни в ту сторону, ни в другую. Сам он, как обычно, был на связи, но его пока не хотели, телефон молчал, по крайней мере, от Стефана никто не сигналил, как бывало раньше. С купцом он решил пару-тройку дней повременить, пока не закроет взятый в отношениях со Стефаном тайм-аут. После этого, подумал, буду действовать: пусть за столько засажу, как и Стефан давал, но – сам, по доброй воле, поэтому и не останусь в лохах до конца жизни. В тот день он лег поздно, около двух, и еще какое-то время не мог провалиться в сон, перебирая варианты со Стефаном. «Зачем же ему так было надо? – думал Мирский, ворочаясь с боку на бок. – Ведь если бабки такие, всем бы хватило, на жизнь вперед, да не на одну жизнь-то, на сто жизней, твою мать…» Звонок разбудил его, когда за окном было уже светло, как бывает в полный разгар дня. На том конце была бабуля. – Митенька, – вкрадчивым голосом сказала она, – ты меня ради бога извини, если я тебя разбудила, но мне необходимо сказать тебе нечто весьма важное. Митька протер глаза и встряхнул головой, сгоняя остатки сна: – Да ты чего, бабуль, какой там разбудила – день-деньской уж на дворе, все нормально. – Спасибо, миленький, – вежливо поблагодарила Роза Марковна правнука за разрешение поговорить и продолжила: – Понимаешь, Митя, звонили с киностудии нам домой, тебя искали очень… – Митька слегка напрягся и приподнялся на руке. – Сказали, будут кино с тобой делать, про нашу семью про всю, про прадедушку, про домик наш, про картиночки, про все, все, одним словом… – Митька слушал, мало чего понимая, думая, что, возможно, у бабули слегка поехала крыша. Но это же его и удивило, поскольку надежно знал про нее – голова у Розы Марковны – поди другую такую сыщи… – Так вот, золотой мой, на заглавную роль, чтоб меня сыграть в молодости, хотят Юлечку Стукалину звать, маму твою, а самого тебя будет Виленька играть, отец. – Почему так? – удивился Митька. – С какой еще стати? Роза Марковна замялась: – Видишь ли, родной, бухгалтерша оттуда звонила и призналась по секрету, что ты у них в черном списке состоишь, как начальник по сборам и налоговой политике всей их студии. Поэтому они боятся, что ругаться станешь, пока снимать будут про нас, и сорвешь им весь финансовый план. Хотя, с другой стороны, просила рецепт «наполеона» факсом выслать, а то вафельный замучил их, покупной, типа «Рот-Фронт». Есть у нас факс-то на Можайке? – Ч-черт! – выругался Митька. – Ерунда какая-то! При чем здесь я-то вообще? – А им тебя папа рекомендовал, Митюш. В том смысле, чтобы, наоборот, не снимали, как главного артиста. Он оператором еще дополнительно согласился, а не только тебя играть, и без всякой оплаты, если тебя совсем не будет. – Отец? – переспросил Митька. – Отец так сказал? – И отец, и мама Юлечка. Они с папой скоро поженятся опять, не слыхал? – Зачем? – поразился Митька. – Они что, с ума там все посходили? – Папа сказал, еще одного рожать будем, нового, – с серьезной интонацией в голосе пояснила бабуля. – Этот, сказал, – подонок, каких следует убивать, чтобы не лез в кинопроизводство, если ничего в нем не смыслит. Лучше уж, сказал, пусть Шуня снимется, а не этот Академик. Митька открыл рот: – Так он и про это знает? Прабабушка поцокала языком: – Митюша, это вовсе не важно. Важно, что я сама про все знаю больше других и одобряю тебя в полной мере. И еще, милый. Плюнь на них на всех, пусть себе рожают кого хотят, пусть Шуню снимают, черт с ним. Ты лучше козью морду Стефану сделай, чтобы разобрался, как следует, что сегодня где и почем берут. Мне, думаешь, картинок этих жаль? Да мне Стефанчика больше жаль, что он в искусстве, как и в делах ваших, так же дурно разбирается. – Роза Марковна перешла на агрессивный тон: – Удава кто тебе подставил? – И сама же ответила: – Он! А лоханулся кто? Ты! А отчего, спрашивается? А оттого, что не знает ни хера, как человека нормально валить, если тот личность. А Удав человек был – можешь мне поверить. У Митьки пошли круги перед глазами, все спуталось и поплыло, словно космонавтские предметы на борту неведомого корабля, которым теперь управляла прабабка, Роза Марковна Мирская. Только зачем вот слова такие изрекла, которые, думал он всегда, она и знать никогда не знала, не употребляла сроду. Все больше «отнюдь», да «милейший, да „голубчик мой“. И тут понял он, что кораблем-то она управляла всегда, давным-давно вертя рулем, словно простой сковородкой, так же ладно и прямоходно, как выкладывала когда-то шуструю затейливую строчку на семейном «Зингере» по краю дамского аксессуара… – В общем, так, – подвела черту под базаром Роза Марковна, – поступим следующим образом: или он – я имею в виду Стефанчика – просит у нас прощения за все хорошее и полностью финансирует кинопроизводство… – Она выдержала паузу. – …Или ж мы с тобой падаем в обидку и строим ему козью морду. Все, время пошло! А времени – до конца месяца. Что берем, милый? – Козла! – не задумываясь, выкрикнул Митька. – Козла берем, бабуль! – Тогда встречай, – коротко сообщила прабабка и дала отбой. Где-то в коридоре хлопнула дверь, но Митька не мог оторваться от кровати, он словно прилип к простыне, ставшей окончательно мокрой после разговора с бабулей. Затем он услыхал протяжное «м-м-м-ме-е-е!» И снова то же – «м-м-м-ме-е-е, м-м-м-ме-е-е!». Он в страхе дернулся раз, другой, но с тем же результатом – кровать и сам он сделались неразъемными. А козел этот, тряся мордой, все приближался и приближался к Митьке, трезвоня все громче и громче, и страх, что поднялся из-под прилипшей к телу кровати, обволакивал его все сильней и сильней, и теперь уже не только простыня, но и сам он стал мокрый весь, мокрый и липкий, такой же липкий, как и страх, такой же страшный, как и сама козья морда за дверью его съемного жилья… |