билеты по древнерусской литература. сборка. Характерной чертой древнерусской литературы является историзм
Скачать 196.68 Kb.
|
Пoвecть лишeнa тpaдициoннoгo для жития вcтyплeния, плaчa и пoxвaлы. Cтиль ee дoвoльнo пpocт. Oн oтpaжaeт кaнцeляpcкyю пpaктикy мypoмcкoгo гyбнoгo cтapocты. «Пoвecть o Юлиaнии Лaзapeвcкoй» — cвидeтeльcтвo нapacтaния в oбщecтвe и литepaтype интepeca к чacтнoй жизни чeлoвeкa, eгo пoвeдeнию в бытy. Эти peaлиcтичecкиe элeмeнты, пpoникaя в жaнp жития, paзpyшaют eгo и cпocoбcтвyют пocтeпeннoмy eгo пpeвpaщeнию в жaнp cвeтcкoй биoгpaфичecкoй пoвecти. «Пoвecть o Юлиaнии Лaзapeвcкoй» нe иcключeниe. K нeй пpимыкaeт «Cкaзaниe o явлeнии Унжeнcкoгo кpecтa», пocвящeннoe лeгeндapнoй иcтopии coздaния кpecтa для Mиxaилoapxaнгeльcкoй цepкви нa peкe Унжe. Oнa cвязывaeтcя c cyдьбoй любящиx cecтep Mapфы и Mapии, paзлyчeнныx ccopoй иx мyжeй. 3aвязкa cюжeтa — «бpaнь o мecтex» cвoякoв: бeднoгo, нo знaтнoгo и бoгaтoгo, нo нeзнaтнoгo. Oнa oтpaжaeт oднy из ocoбeннocтeй жизни XVII в.: ocкyдeниe знaтныx poдoв и вoзникнoвeниe нoвoй знaти. Cюжeт пocтpoeн нa cимвoличecкoм пapaллeлизмe. Cecтpы oднoвpeмeннo выxoдят зaмyж, oднoвpeмeннo yмиpaют иx мyжья, и oни peшaют вcтpeтитьcя. Cecтpы видят oдин и тoт жe coн, в peзyльтaтe кoтopoгo aнгeл пepeдaeт Mapфe зoлoтo, a Mapии — cepeбpo, кoтopoe cecтpы вpyчaют тpeм cтapцaм, пpишeдшим из Цapьгpaдa. Baжнoe мecтo в cкaзaнии зaнимaют бытoвыe peaлии. Bce этo cвидeтeльcтвyeт o пpoцecce paзpyшeния кaнoничecкиx aгиoгpaфичecкиx жaнpoв. Блaгoчecтивoгo пoдвижникa-мoнaxa — цeнтpaльнoгo гepoя жития вытecняeт cвeтcкий гepoй, кoтopый нaчинaeт изoбpaжaтьcя в peaльнoй бытoвoй oбcтaнoвкe. Cлeдyющий шaг пo пyти cближeния жития c жизнью cдeлaeт пpoтoпoп Aввaкyм в cвoeм знaмeнитoм житии-aвтoбиoгpaфии. 37. Как видоизменяется жанровая традиция в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном»? Проанализируйте жанровые определения, которые дают исследователи этому произведению. Какие отрывки из «Жития» вы считаете нужным обсудить со школьниками и почему? Автобиографическое произведение XVIII в., в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора. "Житие" представляло народно-обличительное направление публицистики. Было написано протопопом Аввакумом, в Пустозёрской тюрьме в 1672-1675. Аввакум, вдохновитель движения старообрядцев, проповедует идеи сохранения старины, отстаивает древнее благочестие, резко критикует произвол властей. Проповедь сочетается с бытоописанием и это отражается и в языковых средствах, выбранных автором. «Житие» - это первое в истории русской литературы произведение автобиографического жанра, в котором особенно ярко выразились тенденции к реализму. Описывая свою жизнь Аввакум отказывается от традиционных схем, что находит выражение в новом подходе к изображению человека, в обилии бытовых зарисовок, в пейзажных описаниях в диалогах героев, в языке произведения с его просторечием и диалектизмами. «Житие» проникнуто духом борьбы, полемичностью произведения определяются сатирические выпады Аввакума против своих противников. В «Книге бесед» полемическое рассуждение Аввакума направлено против новых, реалистических изысканий в искусстве 17 века. Выступление Аввакума объясняется стремлением уберечь православную Русь от влияния католического Запада. Деятельность Аввакума была направлена на защиту старого, отжившего. Однако большое дарование, литературное новаторство делают творчество Аввакума выдающимся явлением в древней русской литературе. Новаторство Аввакума сказывается прежде всего в том, что он традиционное житие с его стилистическими и тематическими шаблонами деформирует в полемически заостренную автобиографию, в повествование не о каком-то постороннем угоднике, а о самом себе. Старая русская литература да Аввакума ничего похожего не знала. Житие изобилует сообщениями о чудесных исцелениях и людей и животных, и одержимых бесами, лед расступается перед ним и он утоляет свою жажду, в воде он и его семья не тонут Так высоко возносился он в своих собственных словах, считая себя отмеченным перстом божьим и учителем верных. Житие Аввакума — это первая в истории нашей литературы автобиография-исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной жизни сочетается с гневным сатирическим обличением правящих верхов, с публицистической проповедью «истинной веры». Тесное переплетение личного и общественного превращает житие из автобиографического повествования в широкую картину социальной и общественно-политической жизни своего времени. Житие вбирает в себя и этнографические описания далекого сибирского края, его рек, флоры и фауны. Религиозная традиционная фантастика под пером Аввакума приобретает реальные бытовые очертания. Вот, например, «чудо, которое происходит в темнице Андрониева монастыря: три дня сидит здесь в темнице на цепи томимый голодом Аввакум, и перед ним предстает то ли ангел, то ли человек, и дает ему похлебать щей — «зело привкусны, хороши!» Или пищаль, из которой пытается убить Аввакума «начальник», трижды не стреляет, и протопоп объясняет это промыслом Божиим. И еще «чудо»: Бог помогает Аввакуму наловить много рыбы там, где ее никто не лавливал и т. п. Таким образом, все «чудеса», описываемые Аввакумом, не выходят за пределы реального бытового плана. Новаторство жития Аввакума особенно ярко обнаруживается в его языке и стиле. Он пишет «русским природным языком», о своей любви к которому заявляет во вступлении: «И аще реченно просто, и вы, Господа ради..., не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русский природной язык, виршами философскими не обык речи красить». Говорить «природным языком» призывает он и царя: « Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком, не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах». В стиле жития протопоп использует форму сказа, т. н. «якания» — неторопливого рассказа от первого лица, обращенного к старцу Епифанию, но в то же время подразумевающего и более широкую аудиторию своих единомышленников. Но, как отметил В. В. Виноградов, в стиле жития сказовая форма сочетается с проповедью, и это обусловило тесное переплетение церковно-книжных элементов языка с разговорно-просторечными и даже диалектными. Для стиля Аввакума характерно отсутствие спокойного эпического повествования. Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка. Эти драматические сцены соединены между собой лирическими и публицистическими отступлениями. Аввакум либо скорбит, либо негодует, либо иронизирует над противниками и самим собой, либо горячо сочувствует единомышленникам и печалится об их судьбе. Житие — это мастерский изустный рассказ, не связанный никакими условностями. Рассказчик часто любит забегать вперед, возвращаться к ранее рассказанным эпизодам; он не следит за точной хронологической последовательностью повествования. Аввакум использует народные пословицы, поговорки, каламбуры, в которых подчас скрыта тонкая ирония. Например: «Любил протопоп со славными знатца, люби же и терпеть, горемыка, до конца»; «Бес – от веть не мужик: батога не боится. Очень интересно наличие ритма и рифмы, звуковых повторов, аллитераций и ассонансов. Например: «У церкви за волосы дерут, и под бока толкают и за чепь торгают и в глаза плюют». Или: «Среди улицы били батожъем и топтали и бабы были с рычагами». Теоретически отвергая «живство» в иконном писании, Аввакум в своих сочинениях постоянно к нему обращался. Он предельно конкретизировал абстрактные религиозные понятия и представления, наполнял их реальным бытовым содержанием, которое позволяло ему делать психологические и морально-философские обобщения. Тексты «священного писания» в истолковании Аввакума приобретают бытовую конкретность, которая сочетается с широкими обобщениями. Так, в толковании книги «Бытие» Аввакум изображает грехопадение Адама и Евы. Особенности стиля жития и других сочинений Аввакума позволяют говорить о неповторимой творческой индивидуальности этого писателя второй половины XVII в., ярко отразившего характерные черты переходной эпохи. Начав изложение своего «Жития» чистой церковнославянской речью, Аввакум вскоре меняет ее на живую русскую, лишь изредка вкрапливая в нее церковнославянизмы. С церковнославянскими цитатами контрастируют обильные вульгаризмы, присущие речи Аввакума. Они проявляются в бранных эпитетах, расточаемых в адрес противников. Для оживления речи Аввакум вводит в нее поговорки, присловья, пословицы, часто рифмованные (у бабы волосы долги, а ум короток, отольются медведю коровьи слезы). Многоуровневость «Жития» порождает дискуссии о его жанровой принадлежность, из-за сложностии его определяют как преимущественно автобиографическую повесть, но есть еще два взгляда на этот вопрос. Андрей Николавич Робинсон, говоря о художественности Жития Аввакума, прямо назовет аввакумовский текст “исповедь - проповедь” . А.Н.Робинсон подчеркивает, что в свое время Житие Аввакума воспринималось как религиозно-полемический документ истинный или ложный, а мировоззрение автора соответствовало средневековому самосознанию. Автор Жития четко осознает двойную сущность человека (грешный человек - пророк) и поэтому пишет торжественную проповедь и покаянную исповедь. Аввакум создает свою биографию с поучительной целью, каждый эпизод начинается, как правило, с сентенции, представленной цитатой из Библии, и завершается молитвой автора, обращенной к силам небесным, которые, в конечном счете, и решают своим заступничеством исход конфликта. Все эпизоды в целом показывают постоянную борьбу человека с дьяволом за торжество “дела Божьего”. В данной работе меньше обращено внимания на исповедальное начало аввакумовского текста, совершенно не оговариваются принципы христианской исповеди, ее отличие от исповеди как литературного жанра и исповедальности как качества русской литературы7 . Исповедь сводится в основном к воспоминаниям мемуарного характера, а исповедальные тенденции способствуют появлению лирического материала в повествовании. Исповедь всегда имела дидактическую направленность, совмещалась с проповедью, обращенной к духовным детям, в процессе передачи духовного опыта от учителя к ученику. Итак, можно сказать, что Житие Аввакума соединяло в себе черты исповеди и проповеди в христианском значении. Постепенно оно превратилось в символический сакральный текст, который способствовал просвещению христиан, ввиду близящегося конца света разъяснял смыслы и значения различных явлений жизни с христианской точки зрения. Текст Жития Аввакума советающий в себе исповедь и проповедь, должен был убедительно показать всем православным христианам истинность того, о чем говорили и писали старообрядческие учителя Однако важным проявлением тяготения Жития к жанру романа является охарактеризованное выше впервые осуществленное Аввакумом изображение человека как средоточия общественных противоречий, его попытка собрать в фокусе частной жизни и личной психологии события большого общественного значения, судьбы и психологию целого социального слоя. "Роман..., – пишет А. И. Белецкий, – преломляет сквозь призму индивидуальной психологии даже события общенародного значения, растворяя общее в частном". Сходную характеристику романа мы можем встретить еще в высказываниях А.Н.Веселовского. Именно это принципиально и отличает роман от средневековых эпических форм, в том числе от апокрифической и житийной литературы. Но именно эта тенденция так ярко проявилась в Житии Аввакума. Наконец, весьма существенным признаком Жития как произведения, отступающего от средневековой эпической традиции, является повышенный интерес Аввакума в этом произведении к "обыкновенному, повседневному, домашнему", о чем писал В. Г. Белинский как о характерной особенности романа. Однако в Житии это внимание к повседневному и «домашнему» сочетается с героикой подвига, с пафосом борьбы. Смелость сочетания героического и обыденного, трагического и комического выделяет Житие даже в ряду других современных ему произведений, выражавших ту же тенденцию в более слабой степени. Все отмеченные признаки Жития Аввакума дают основание говорить о его сложной, синтетической жанровой природе, наиболее удобно, таким образом, назвать Житие автобиографической повестью. Одним из наиболее интересных образов в Житии является образ спутницы жизни Аввакума, его жены Анастасии Марковны. Безропотно идет она вместе с мужем в далекую сибирскую ссылку: рожает и хоронит по дороге детей, спасает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище — московскую однорядку (верхнюю одежду из шерстяной ткани), а затем копает коренья, толчет сосновую кору, подбирает недоеденные волками объедки, спасая детей от голодной смерти; Марковна помогает мужу морально переносить все невзгоды, которые обрушивает на него жизнь. Изображая себя в обстановке семейно-бытовых отношений, Аввакум стремится подчеркнуть неразрывную связь бытового уклада с церковью. Интересно обратить на это внимание детей, чтобы проанализировать то, влияние, которое церковь оказывала на вс жизнь людей той эпохи. Обсудить то, как Аввакум стремится доказать, что старый обряд тесно связан с самой жизнью, ее национальными основами, а новый обряд ведет к утрате этих основ. Страстная защита «древлего благочестия» превращает житие в яркий публицистический документ эпохи. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум так определяет рамки своего повествования: «...предлагаю житие свое от юности до лет пятидесят пяти годов». Он отбирает лишь самые важные, самые главные вехи своей биографии: рождение в семье сельского священника-пьяницы («...отец же мой прилежаше пития хмельнова»), первые испытания во время пребывания в Лопатицах и Юрьевце-Повольском; начало борьбы с Никоном и ссылка в Тобольск, а затем в Даурию; возвращение на Русь («...три года ехал из Даур»), пребывание в Москве и подмосковных монастырских темницах и, наконец, лишение сана и последняя ссылка в Пустозерск. Центральная тема жития — тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за «древлее благочестие» против Никоновых новшеств. Она тесно переплетается с темой изображения жестокости и произвола «начальников»-воевод, обличения «шиша антихристова» Никона и его приспешников, утверждавших новую веру «кнутом и виселицами». На страницах жития во весь свой гигантский рост встает образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного. Стоит обратить внимание читателей на то, как характер Аввакума раскрывается в житии как в семейно-бытовом плане, так и в плане его общественных связей. Аввакум — поборник справедливости: он не терпит насилия сильного над слабым. Он заступается за девицу, которую «начальник» пытался отнять у вдовы; защищает двух престарелых вдов, которых самодур-воевода Пашков решил выдать замуж. Выступая защитником слабых и угнетенных, Аввакум переносит, однако, решение вопроса социального в область религиозно-моральную, развивая евангельскую идею равенства всех людей «в духе», идею одинакового их подчинения богу. Обличает Аввакум сребролюбие никонианского духовенства: дьяк тобольского архиепископа Иван Струна за полтину оставляет безнаказанным «грех» кровосмесительства. Изображает в житии Аввакум и представителей светской власти. Один из них избивает протопопа в церкви, а дома «у руки отгрыз персты, яко пес, зубами. И егда наполнилась гортань его крови, тогда руку мою испустил из зубов своих». Этот же «начальник» пытается застрелить протопопа из пищали и, пользуясь своей властью, изгоняет его, «всего ограбя и на дорогу хлеба» не дав. За отказ благословить «сына бритобрадца» боярин Шереметев приказывает бросить строптивого попа в Волгу, где его в студеной воде, «много томя, протолкали». Жестокостью превосходит всех остальных «начальников» воевода Пашков — «суров человек»: «...беспрестанно людей жжет, и мучит, и бьет». Он нещадно избивает Аввакума, нанося ему три удара чеканом (боевым топориком с молотком вместо обуха) и 72 удара кнутом, после чего в Братском остроге протопоп «все на брюхе лежал: спина гнила». Пашков «выбивает» Аввакума из дощаника и, издеваясь над ним, заставляет идти пешком через непроходимые таежные дебри. Подчиненных ему людей суровый воевода морит на работе. Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя царскую власть он считает незыблемой. С царем Аввакум познакомился еще в молодости, когда, изгнанный воеводой из Лопатиц, он «прибрел» к Москве. Проходя часто мимо монастырского подворья, где жил Аввакум, царь раскланивается «низенько-таки» с протопопом. В то же время он дает приказ боярину Стрешневу уговорить Аввакума, чтобы тот молчал. Но это было не в характере «огнепального» протопопа, и он «паки заворчал», подав царю свою челобитную, чтобы тот взыскал «древлее благочестие». Это вызвало гнев и раздражение Алексея Михайловича. Сосланный в Пустозерск, Аввакум в своих посланиях переходит к обличению «бедного и худого царишки», который ко всем поддерживает «еретиков». Не считаясь с авторитетом царской власти, Аввакум предрекает Алексею Михайловичу адские мучения. Характерно, что царь Федор Алексеевич, принимая решение о казни Аввакума в 1682 г., выносит постановление: сжечь его «за великая на царский дом хулы». Если Аввакум непримирим и беспощаден к своим противникам, то он ласков, отзывчив, чуток и заботлив по отношению к своим сподвижникам, к своей семье. Иван Неронов, Даниил Логгин, Лазарь, Епифаний, дьякон Федор, юродивый Федор, «христовы мученицы» Федосья Прокопьевна Морозова и Евдокия Прокопьевна Урусова изображаются протопопом в житии с большой симпатией и любовью. Он образцовый семьянин. Он любит «своих робяток», печалится об их горькой участи и о своей разлуке с ними (семья протопопа была сослана на Мезень). С грустью говорит Аввакум о своих сыновьях Прокопии и Иване, которые, испугавшись смерти, приняли «никонианство» и теперь мучаются вместе с матерью, закопанные живыми в землю (т. е. заключенные в земляную темницу). С любовью говорит протопоп и о дочери своей Аграфене, которая вынуждена была в Даурии ходить под окно к воеводской снохе и приносить от нее иногда щедрые подачки. 38. Почему в XVII в. широко распространяются сатирические повести? Какие типы их выделяют? Дайте анализ содержания и литературных особенностей одной из повестей. В литературе XVII в. происходит процесс социальной дифференциации, деления на официальную, культивировавшую новые формы поэзии и драматургии, и демократическую, близкую к фольклору, сатирически заостренную. Появление сатиры – одна из основных примет литературного развития в России XVII в., что было связано с обострением классовых противоречий, ростом антифеодальных выступлений, которые достигли апогея в народной стихии Разинщины. Рождение русской сатиры неотделимо от утверждения идеи внесословной ценности человека, от потребности в аккумуляции опыта сатирического изображения, накопленного в фольклоре и литературе предшествующих столетий. Достаточно вспомнить "Моление" Даниила Заточника с его сатирическими выпадами против богатой, но "злообразной" жены, против "верных" друзей, что "в напасти аки врази обретаются". У истоков русской сатиры стояли публицисты XVI в. – Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, митрополит Даниил, широко использовавшие иронию в борьбе с идейными противниками, царь Иван Грозный, послания которого отличались "кусательным" стилем. |