Главная страница
Навигация по странице:

  • Первичные жанры

  • Хронограф

  • эволюция жанра

  • Служебные Минеи

  • билеты по древнерусской литература. сборка. Характерной чертой древнерусской литературы является историзм


    Скачать 196.68 Kb.
    НазваниеХарактерной чертой древнерусской литературы является историзм
    Анкорбилеты по древнерусской литература
    Дата22.08.2022
    Размер196.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласборка.docx
    ТипЛитература
    #650914
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Вопрос 1

    1. Охарактеризуйте мировоззрение древнерусской литературы и её основные особенности

    Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения X-XVII веков. Древнерусская литература, с одной стороны, связана с церковной и деловой письменностью, с другой стороны – устным поэтическим народным творчеством.

    Характерной чертой древнерусской литературы является историзм: героями произведений являются известные исторические лица, писатели стремятся не допускать «самомышления» (вымысла), строго следовать фактам.

    Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений не сохранило имен своих создателей. И в этом отношении она сходна с устным народным творчеством. Произведения чаще всего были анонимными. В средневековом обществе не 2 существовало понятия авторского права, индивидуальные особенности личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени.

    Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников

    2. Какую роль в истории древнерусских текстов и в наших знаниях о них сыграли их анонимность и рукописный характер? Приведите примеры.

    Богатая и сложная литература Древней Руси имела рукописный характер, поэтому на сегодняшний день мы знаем ее далеко не полно. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели русской земли» и некоторые другие дошли до нас в единственных списках. В 1812 году сгорел и единственный список «Слова о полку Игореве». По случайным упоминаниям мы знаем также, что существовало, например, «Житие Антония Печерского», до нас не дошедшее, что существовали не дошедшие до нас летописи: «Летописец великий русский» (он упоминался в так называемом «Тверском сборнике»), различные хронографы и другие памятники. Книги гибли во время нашествий половцев, во время страшного разгрома русских городов ордами Батыя, в период набегов золотоордынских ханов и «крымчаков». Характерные события разыгрались при нашествии на Москву хана Тохтамыша в 1382 году. Жители Москвы, «загородья» (пригородов) и окрестных сел снесли книги в московские каменные церкви, где думали уберечь их от пожаров и разграбления. Книг было так много, что они были навалены до самых сводов, но татары разбили церковные двери, разграбили и уничтожили все, что в церквах было, книги же «все без вести сътвориша».

    Книги также гибли от небрежения хранителей рукописных собраний – особенно в XVIII – XIX вв. Характерен случай с митрополитом Евгением Болохвитиновым, который однажды, направляясь в Юрьев монастырь под Новгородом, встретил по дороге воз с монастырскими книгами, предназначенными к уничтожению.

    Автор большинства произведений не известен, биографические сведения о древнерусских писателях незначительны. Индивидуальные особенности личности писателя не получили в древней литературе яркого проявления. Поскольку древнерусские произведения переписывались, с течением времени переписчики вносили в них изменения: менялась идейная направленность, характер и стиль, сокращался или распространялся текст. Таким образом, авторские тексты произведений сохранились лишь в последующих списках.

    3. Что представляла собой система жанров древнерусской литературы? Приведите примеры основных жанров и охарактеризуйте их особенности.

    Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

    Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.

    Первичные жанры:

    - Житие;

    - Слово;

    - Древнерусское красноречие

    - Дидактическое (поучительное);

    - Политическое;

    - Торжественное;

    - Поучение.

    К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

    Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

    Житие

    Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни.

    Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

    Поучение

    Разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

    Повесть

    Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

    Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

    Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

    Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.

    Патерик – описание жизни святых отцов.

    Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.

    4. Какие гипотезы существуют о возникновении русского летописания? Расскажите о редакциях «Повести временных лет»

    Первой по времени возникновения является гипотеза русского ученого А.А. Шахматова (1864-1920). Он считал, что наиболее ранние записи исторических событий делались при Киевской митрополии в Софийском соборе (см. схему №1). Исследователь предположил существование Древнейшего свода 1039 года, доведенного до 1037 года и составленного на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. Параллельно первым киевским записям появляется и Новгородское летописание (1036 года). На их основе возник Древний Новгородский свод 1050 года. Затем путем дополнения этих источников записями исторических событий после Ярослава Мудрого (1054 год) оформляется Первый Киево-Печерский свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Никоном Великим и доведенный до 1073 года. В результате расширения исторического повествования греческим хронографом, Паремийником, рассказами Яна Вышатича был составлен Второй Киево-Печерский свод 1095 года.

    Свою гипотезу о начале русского летописания А.А. Шахматов изложил в книге «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908г.) и ряде других работ, а также попытался восстановить тексты первой редакции ПВЛ и свода 1095 года, который ученый назвал Начальным.

    Наиболее верным последователем А.А. Шахматова был его ученик М.Д. Приселков, который стремился прежде всего подкрепить систему дополнительными аргументами. В 1940 году вышла его большая работа «История русского летописания XI-XVI веков», где разрабатывались вопросы возникновения исторического повествования на Руси. Исследователь предложил ряд конкретных имен сводчиков-летописцев (Иларион-Никон для свода 1073 года, печерский игумен Иоанн для Начального свода 1095 года). Но в отличие от А.А. Шахматова М.Д. Приселков датировал Древнейший свод 1037 годом (сам А.А. Шахматов с поправкой не соглашался) и не принимал во внимание новгородское летописание.

    Одна группа ученых полагает, что летописание возникает позднее, чем это определил А. А. Шахматов. Так, С. А. Бугославскийв работе «“Повесть Временных лет” (Списки, редакции, первоначальный текст)» (1941 г.) свел весь процесс к составлению ПВЛ после 1113 года и ее редактированию. В 1971 году, М. Х. Алешковский предложил схему, согласно которой в 70-е годы XI века было записано не разбитое на годы повествование, легшее в основу первой редакции ПВЛ (1115 год) и отразившееся в новгородском летописании. В 1119 году появляется вторая редакция, которая и представлена в летописях, содержащих ПВЛ.

    Другая группа исследователей относит начало русской историографии к более раннему периоду. Н. К. Никольский находил, что повести о полянах складывались еще в дохристианский период. М. Н. Тихомировне пересматривал всей схемы А. А. Шахматова, но указывал на складывание первых исторических сочинений еще в конце X – начале XI столетий в виде Сказаний о князьях. К тому же периоду относил начало Киевского летописания и Л. В. Черепнин Он предлагал и некоторый пересмотр гипотезы А. А. Шахматова, полагая, что летописные своды возникали в связи с крупными событиями государственной жизни Руси: княжескими съездами 1072, 1097, 1115 годов.

    Академик Б. А. Рыбаков посвятил этой проблеме книгу «Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи». Он допускает возможность появления начального летописания уже в IX веке (так называемая «Летопись Аскольда»). В конце X века, по его мнению, хронологические записи событий ведутся во многих центрах. В ПВЛ, таким образом, отражается сведенный воедино, но разнородный по своим тенденциям материал. Начиная с 1073 года, гипотеза Б. А. Рыбакова в основном следует схеме А. А. Шахматова (см. схему №3).

    В настоящее время наиболее разработанной и достоверной является гипотеза академика Д. С. Лихачева (см. схему №4).

    С его точки зрения, зарождение русского летописания произошло в 30-40-е годы XI века, когда по распоряжению Ярослава Мудрого, проявлявшего большую заботу об официальном обосновании равенства Руси и Византии, были записаны народные предания, названные Д. С. Лихачевым «Сказаниями о первоначальном распространении христианства на Руси». Сюда вошли рассказы о крещении Ольги, смерти двух мучеников-варягов, испытании вер Владимиром I, об убиении Бориса и Глеба. Запись производилась книжниками Киевской митрополии при Софийском соборе. Тщательный анализ текста этих рассказов позволяет говорить о близости их стиля к «Слову о Законе и Благодати» митрополита Илариона и тем самым предположить, что русский ставленник Ярослава Мудрого на митрополичьем престоле был автором и редактором «Сказаний о первоначальном распространении христианства на Руси».

    «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» И ЕЕ РЕДАКЦИИ


    В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет - пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

    В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.

    5. Раскройте особенности содержания и формы «Повести временных лет» как летописного свода. Какие отрывки из произведения изучаются в школе и почему?

    Центральные герои летописи-князья. Летописцы 11-12 вв. изображали их с точки зрения сложившегося княжеского идеала: хороший воин, глава своего народа, щедрый, милостивый. Князь также-это добрый христианин, справедливый судья, милосердный к нуждающимся, человек, не способный на какие-либо преступления. Но в «Повести временных лет» идеальных князей немного. Прежде всего, это Борис и Глеб. Все остальные князья представлены более или менее разносторонне. В летописи дружина поддерживает князя. Народ чаще всего изображён как сила страдательная. Герой появляется из народа и спасает народ и государство: Никита Кожемяка; отрок, который решается пробраться через вражеский лагерь. У большинства из них нет имени (их называют по возрасту), неизвестно ничего об их прошлом и будущем, каждый имеет гиперболизованное качество, отражающее связь с народом-сила или мудрость. Герой появляется в определённом месте в критический момент. На изображении героев начальной летописи очень сказывается влияние фольклора. Первым русским князьям (Олегу, Ольге, Игорю, Святославу, Владимиру) летопись даёт немногословные, но яркие характеристики, выделяя доминирующую черту в образе героя, причём индивидуального порядка. В образе Ольги поэтизируется мудрость государственного деятеля, которая выражается в поиске единой веры и в мести древлянам. Эпически лаконична характеристика Святослава. Это прямодушный и мужественный человек, простой в общении с воинами, он предпочитал победу в открытом бою военной хитрости. Он всегда предупреждал врагов о том, что готовит на них поход. Характеристика Святославу даётся через его поступки, совершённые подвиги. В более поздних фрагментах летописи на 1-ый план выходит изображение князя-доброго христианина. Характеристики этих князей официальны, лишены индивидуальных примет. Князь-убийца мог превратиться в праведника; Ярослав Мудрый из непокорного сына превращается в орудие божественной кары для Святополка Окаянного. В летописи происходит смешения стиля монументального историзма, эпической стилистики и церковной стилистики. В рассказах, выполненных в стиле монументального историзма, всё известно заранее, судьба героя предопределена. А в эпических частях часто используется эффект неожиданности. Также особенностью стилистики является смешение различных жанров в одной летописи, нередкое стяжение к одному году разных событий (особенно если это событие длилось несколько лет).

    6. Какие жанры возникли в литературе Киевского периода? Покажите своеобразие жанра торжественного поучения на примере «Слова о законе и благодати» Илариона

    Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть – и религиозно-дидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования «по былинам сего времени». Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий.

    Cyщecтвyeт пpeдпoлoжeниe, чтo «Cлoвo o зaкoнe и блaгoдaти», нaпиcaннoe киeвcким cвящeнникoм Илapиoнoм (бyдyщим митpoпoлитoм), «былo пpoизнeceнo в чecть зaвepшeния киeвcкиx oбopoнитeльныx coopyжeний в цepкви Блaгoвeщeния нa глaвныx 3oлoтыx вopoтax вo втopoй дeнь пocлe ee пpecтoльнoгo пpaздникa и в пepвый дeнь Пacxи — 26 мapтa 1049 г.». Ho знaчeниe «Cлoвa»выxoдит дaлeкo зa paмки жaнpa тopжecтвeнныx пpaздничныx cлoв, пpoизнocимыx c aмвoнa пepeд пacтвoй. «Cлoвo» Илapиoнa — cвoeгo poдa цepкoвнo-пoлитичecкaя дeклapaция, пoдчepкнyтo пoлeмичecкoe — пepeд лицoм Bизaнтии — пpocлaвлeниe Pyccкoй зeмли и ee князeй. «Cлoвo» нaчинaeтcя пpocтpaнным бoгocлoвcким paccyждeниeм: пpoтивoпocтaвляя Beтxий и Hoвый зaвeт, Илapиoн пpoвoдит мыcль, чтo Beтxий зaвeт — этo «зaкoн», ycтaнoвлeнный для oднoгo лишь иyдeйcкoгo нapoдa, тoгдa кaк Hoвый зaвeт — этo «блaгoдaть», pacпpocтpaняющaяcя нa вce бeз иcключeния нapoды, пpинявшиe xpиcтиaнcтвo. Илapиoн нecкoлькo paз вoзвpaщaeтcя к этoй вaжнoй для нeгo мыcли; для ee пoдтвepждeния oн pacкpывaeт cимвoликy библeйcкиx oбpaзoв, нaпoминaeт изpeчeния cвятыx oтцoв, paзными дoвoдaми и apгyмeнтaми пoдкpeпляeт cвoй тeзиc o пpeвocxoдcтвe xpиcтиaнcтвa нaд иyдeйcтвoм, o выcoкoм пpизвaнии xpиcтиaнcкиx нapoдoв. Этa пepвaя, дoгмaтичecкaя чacть «Cлoвa» пoдгoтaвливaeт к вocпpиятию цeнтpaльнoй идeи пpoизвeдeния: князь Bлaдимиp пo coбcтвeннoмy пoбyждeнию (a нe пo coвeтy или нacтoянию гpeчecкoгo дyxoвeнcтвa) coвepшил «вeликoe и дивнoe» дeлo — кpecтил Pycь. Bлaдимиp — «yчитeль и нacтaвник» Pyccкoй зeмли, блaгoдapя кoтopoмy «блaгoдaтнaя вepa» и «дo нaшeгo языкa pyccкoгo дoидe».

    7. Расскажите о рукописной судьбе, содержании и стилистике «Поучения чадам своим» Владимира Мономаха. Почему это произведение относят к типу дидактического поучения? Какие идеи, содержащиеся в тексте, вы считаете актуальными для обсуждения с современными школьниками?

    8. В чём особенности жанра хождений? Какие его разновидности возникли в разные периоды? Какие явления и с помощью каких приёмов описывает игумен Даниил в произведении?

    Особенностью «хождений» является их историческая достоверность. В целом произведения в этом жанре описывают события и места достаточно точно и иногда весьма подробно, хотя в религиозных текстах могут встречаться описания различных чудес. Фактически хождения представляют собой путевые записки и записи впечатлений от посещения тех или иных иностранных земель, но не только, в них сочетаются элементы личного мировоззрения авторов: нравственные, художественные, политические и так далее. Проще говоря, произведения в этом жанре имеют субъективную эмоциональную и личную оценку того, кто их писал.

    В путевой литературе Древней Руси Н. И. Прокофьев выделял пять групп хождений:

    • 1) документально-художественные произведения очеркового характера, составленные на основе личных впечатлений (хождения игумена Даниила, Добрыни Ядрейковича, Игнатия Смольнянина и др.);

    • 2) путники – краткие практические указатели маршрута ("Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму");

    • 3) "скаски" – записи устных рассказов русских людей, побывавших в чужих странах, или приезжавших на Русь иноземцев ("Хождение Арсения Селунского");

    • 4) статейные списки – отчеты русских послов о поездке за границу с дипломатической миссией;

    • 5) легендарные или вымышленные рассказы о путешествиях, составленные с публицистической целью (летописное хождение апостола Андрея по Руси, "Путешествие новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим").

    С течением времени происходит эволюция жанра средневековых хождений. В XII–XIV вв. в русской путевой литературе преобладали паломнические хождения, где главным было описание достопримечательностей Ближнего Востока. Начиная с XV в. кроме благочестивых паломников в среде русских путешественников появляются новые типы: "гость торговый", посол по государственным или церковным делам. Резко расширяется география путешествий: это и мусульманский Восток, и католическая Европа, и сказочно богатый мир Индии. Путевые очерки писатели посвящают не только памятникам культового искусства, но и экономике, торговле, культуре, природе, быту чужих стран и народов. Происходит процесс постепенного и неуклонного обмирщения жанра, что сказывается и на содержании, и на форме путевых записок. В XVI–XVII вв. формируется новая жанровая разновидность – землепроходческие хождения, авторами которых являются предводители военных отрядов, посланных русским правительством для колонизации необъятных просторов Урала и Сибири, Дальнего Востока и Камчатки. Это были люди, одержимые жаждой неизвестного и желанием послужить делу "прирастания" Московского государства, наделенные пытливым умом и по-русски широкой, свободолюбивой душой.

    9. Расскажите о происхождении и главных чертах жанра жития. Какие типы житий представляют собой «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского»? Какими приемами изображены герои в них?

    Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь».

    Необходимо подчеркнуть важность жанра жития, вследствие того, что именно в житие на протяжении всего средневековья России описывалась жизнь человека, его судьба, движение души, стремление к религиозному подвигу.

    Житие - это целое литературное сооружение, некоторыми деталями напоминающее архитектурную постройку. Оно начинается обыкновенно пространным, торжественным предисловием, выражающим взгляд на значение святых жизней для людского общежития. [4]

    Жития описывают жизнь святых князей и княгинь, высших иерархов русской церкви, потом подчиненных ее служителей, архимандритов, игуменов, простых иноков, всего реже лиц из белого духовенства, всего чаще основателей и подвижников монастырей, выходивших из разных классов древнерусского общества, в том числе и из крестьян

    В византийской литературе жития сформировались на основе традиции античного исторического жизнеописания, эллинистического романа и похвальной надгробной речи.
    I. По объему излагаемого биографического материала, как правило, выделяют два вида жития :

    1) биографическое (биос),

    2) мученическое (мартириос).

    Биос дает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма - более древняя, связана с гонениями на первых христиан. В основе этого типа житий лежат “протоколы” допросов христиан, поэтому они как бы документированы.
    II. В соответствии с обликом центрального персонажа и типом его подвижнической деятельности, то есть типом святого, можно выделить жанровые разновидности житий биографического характера. Разновидности подвига и соответственно разновидности святых выстраиваются в иерархическую систему в соответствии с их авторитетностью:

    Мученик - мученическое житие, биографическая мартирия, “страсти”.

    Исповедник - исповедническое житие, святой не принял мученического венца.

    Святитель - святительское житие, житие архиерея, епископа.

    Преподобный - преподобническое житие, святой, подобный Христу, пострадавший за веру, принявший смерть за веру, часто создатель монастыря или пропагандист христианства.

    Столпник - столпническое житие; способ подвижничества, когда святой усердно молится на специально для этих целей воздвигнутом столпе, умерщвляя плоть, возвышает дух.

    Христа ради юродивый - жития Христа ради юродивых; особый тип подвижничества, когда человек налагает на себя обязательство жить подаянием и терпеть унижения, притворяясь умалишенным, юродивым.
    III. По определенному назначению:

    а) Для домашнего чтения (Минеи);

    Великие Минеи - Четьи (иногда Четьи Минеи) - огромный по масштабам XVI века (отсюда и название “великие” - большие) свод произведений, найденных, отобранных и частично обработанных под руководством митрополита Макария. Представлял собой Минею - собрание житий святых, их чудес, а также разнообразных поучительных слов на каждый день года. Макарьевские Минеи были четьими - предназначались для домашнего поучительного чтения.
    б) Для богослужений :

    Служебные Минеи - сборники для публичного чтения во время церковной службы, где тот же материал, что и в Минеях Четьих, излагался более сжато.

    Пролог - книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники назывался синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукописи Порфирия Успенского 1249 г [7]

    Патерики — специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: синайский ("Лимонарь" Мосха), азбучный, скитский (несколько видов), египетский (Лавсаик Палладия). [7]

    Синаксарии – внебогослужебные церковные собрания, которые посвящались псалмопению и благочестивому чтению (главным образом, житийной литературе).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта