Главная страница

билеты по древнерусской литература. сборка. Характерной чертой древнерусской литературы является историзм


Скачать 196.68 Kb.
НазваниеХарактерной чертой древнерусской литературы является историзм
Анкорбилеты по древнерусской литература
Дата22.08.2022
Размер196.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласборка.docx
ТипЛитература
#650914
страница9 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

В XVII в. происходит резкое увеличение книжной продукции, что связано с социальным и географическим расширением литературы. В это время складываются местные литературные школы на Севере и в Сибири, на Дону и в Поволжье. Если раньше литературная деятельность была в основном прерогативой духовенства, то в переходный период в сочинительстве упражняются все слои общества: от царя Федора Алексеевича, слагавшего силлабические вирши, до беглых холопов – казаков, оборонявших Азов. Демократизация писательского состава привела к возникновению литературы посада, близкой к смеховой культуре народа. Демократическая литература, часто антицерковная и антиправительственная по направленности, культивировала жанры сатиры. Объектом пародии в сатире могла стать традиционная форма светской и богослужебной литературы, деловой прозы (житие святого, челобитная, церковная служба). Таким образом, переосмысляя старые формы, сатирики создавали новые, что разрушало каноничность и иерархиям древнерусской системы жанров. Появляются, по воле царя, первые драматические произведения. Кроме того, приход новых сословий в литературу влечет за собой и новых героев, например, крестьян (повесть о Фроле Скобеев), купцов (повесть о Горе-Злочастии), казаков (азовский цикл повестей), представляющих собой типический вымышленный образ, теряется историчность, во все повести вторгается бытоописание. В литературу вливаются фольклорная стилистика и деловая письменность.

В XVII в. намечается разграничение сфер художественной и научной литературы. Если раньше книги природоведческого цикла ("Шестоднев", "Физиолог", "Христианская топография" и т.п.) входили в состав литературы, так как не столько удовлетворяли научную любознательность, сколько прославляли мудрость Творца всего сущего, то теперь культура обмирщается, освобождаясь из-под опеки церкви, и знание обретает самостоятельную ценность. На основе духовной письменности Средневековья формируется теологическая наука, необходимая для новых переводов Священных книг, ведения богословских диспутов. Псалтирь и Часослов как книги, по которым древние осваивали грамоту, заменяют азбуки и буквари, с XVII в. прочно вошедшие в репертуар печатных изданий. Профессионализация авторов и читателей приводит к тому, что произведения, посвященные проблемам медицины и военного дела, физики и географии, математики и астрономии, выводятся за рамки литературы, не только предназначенной для познавательного чтения, но и развивающей образное мышление и эстетический вкус, формирующей нравственные понятия. Профессионализация труда писателя – процесс многотрудный и длительный, выходящий в литературу Нового времени. В переходном от Средневековья к Новому времени столетии, когда авторитет человека во многом зависел от уровня образования, эрудиции, глубины научных познаний, создаются школы в Спасском монастыре и при Печатном дворе, возникает Славяно-греко-латинская академия, где преподавались гражданские и духовные науки. Крупнейшими центрами книжной культуры становятся Московский печатный двор и Посольский приказ, откуда выходит целая когорта писателей и переводчиков, для которых литературный труд становится служебной обязанностью и носит мирской характер.

Произведения о Смуте могут быть разделены на две группы. К первой относятся тексты, которые возникли до избрания на престол Михаила Романова. Они представляют собой непосредственный отклик на события. Их основная цель может быть определена как агитационная, в связи с чем, сами произведения могут быть включены в группу публицистических. Во вторую группу входят тексты, написанные уже по окончании самого Смутного времени и представляющие собой попытку исторического осмысления происшедшего.

Среди повестей, отразивших события 1604 – 1613 гг., можно выделить произведения, которые выражают интересы правящих боярских верхов. Такова «Повесть 1606 года», созданная монахом Троице-Сергиева монастыря. Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, пытается представить его всенародным избранником, подчеркивая единение Шуйского с народом. Народ оказывается той силой, с которой не могут не считаться правящие круги. Повесть прославляет «мужественное дерзновение» Шуйского в его борьбе со «злым еретиком», «расстригой» Гришкой Отрепьевым. Для доказательства законности прав Шуйского на царский престол его род возводится к Владимиру Святославичу Киевскому. Причины «смуты» и «нестроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова, который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских и «восхити неправдою на Москве царский престол».

Этой группе произведений противостоят повести, отражающие интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоев населения. Здесь следует упомянуть прежде всего о тех публицистических посланиях, которыми обменивались русские города, сплачивая силы для борьбы с врагом.

Такова «Новая повесть о преславном, Российском царстве» – публицистическое агитационное воззвание. Написанная в конце 1610 – начале 1611 г., в самый напряженный момент борьбы, когда Москва была захвачена польскими войсками, а Новгород – шведскими феодалами. «Новая повесть», обращаясь ко «всяких чинов людям», звала их к активным действиям против захватчиков. Она резко обличала предательскую политику боярской власти, которая, вместо того чтобы быть «земледержцем» родной земли, превратилась в домашнего врага, а сами бояре в «землесъедцев», «кривителей». Разоблачались в повести планы поляков и их главаря Сигизмунда III, который лживыми обещаниями стремился усыпить бдительность русских. Прославлялся мужественный подвиг смолян, самоотверженно оборонявших свой город, не давая врагу овладеть этой важной ключевой позицией. « Чаем, яко и малым детям слышавше дивитися той их граждан храбрости и крепости и великодушию и непреклонному уму», – отмечает автор. Идеалом патриота «Новая повесть» изображает патриарха Гермогена, наделяя его чертами верного христианина, мученика и борца за веру против богоотступников. На примере поведения «крепких» смолян и Гермогена «Новая повесть» выдвигала на первый план стойкость как необходимое качество поведения истинного патриота.

Характерной особенностью повести является ее демократизм, новая трактовка образа народа – этого «великого... безводного моря». К народу обращены призывы и послания Гермогена, народа страшатся враги и предатели, к народу апеллирует автор повести. Однако народ в повести еще не выступает в роли действенной силы.

В отличие от других произведений того времени, в «Новой повести» отсутствуют исторические экскурсы; она наполнена злободневным материалом, призывает москвичей к вооруженной борьбе с захватчиками. Это и определяет особенности стиля «Новой повести», в котором деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом. «Лирическую стихию» повести составляют авторское патриотические настроения, стремление поднять москвичей на вооруженную борьбу с врагом.

Автор не раз прибегает к ритмизованной речи и «речевому стиху», восходящему к народному ритмическому сказу и раешному стиху. Например: «А сами наши земледержъцы, яко же и преже рех, – землесъедцы, те и давно от него (Гермогена. – В. К.) отстали, и ум свой на последнее безумие отдали, и к ним же ко врагом пристали, и ко иным, к подножию своему припали и государьское свое прирожение пременили в худое рабское служение, и покорилися и поклоняются неведомо кому, – сами ведаете».

Кроме того, мы снова встречаемся с иронией и каламбуром: А сами наши земледержцы и правители (ныне же – землесъедцы и кривители)… (о боярах). Каламбур в русской традиции идет от фольклора.

Автор не называет своего имени из соображений личной безопасности, совершив ошибку – пойдя на службу к полякам, автор теперь кается и призывает к восстанию народ, ведь душа важнее, чем земные блага. В этом также проявляется разработка психологического начала в литературе смутного времени.

Общий патетический тон изложения сочетается в «Новой повести» с многочисленными психологическими характеристиками. Впервые в литературе появляется стремление обнаружить и показать противоречия между помыслами и поступками человека. В этом возрастающем внимании к раскрытию помыслов человека, определяющих его поведение, и заключается литературное значение «Новой повести».

Анализ повести сказание Авраама Палицына:

Выдающимся историческим произведением, ярко отразившим события эпохи, является «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, написанное в 1609-1620 гг. Умный, хитрый и довольно беспринципный делец Авраамий Палицын находился в близких отношениях с Василием Шуйским, тайно сносился с Сигизмундом III, добиваясь у польского короля льгот для монастыря. Создавая «Сказание», он стремился реабилитировать себя и старался подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захватчиками и избрании на престол царя Михаила Федоровича.

«Сказание» состоит из ряда самостоятельных воспроизведений:

1) Небольшой исторический очерк, обозревающий события от смерти Грозного до воцарения Шуйского. Причины «смуты» Палицын видит в внезаконном похищении царского престола Годуновым и в его политике (гл. 1-6).

2) Подробное описание 16-месячной осады Троице-Сергиева монастыря войсками Сапеги и Лисковского. Эта центральная часть «Сказания» создана Авраамием путем обработки записок участников обороны монастырской крепости (гл. 7 — 52 ).

3) Повествование о последних месяцах правления Шуйского, разорении Москвы поляками, ее освобождении, избрании на престол Михаила Романова и заключении перемирия с Польшей (гл. 53 — 76 ).

Таким образом, в «Сказании» дается изложение исторических событий с 1584 по 1628 г. Они освещаются с традиционных провиденциалистских позиций (т. е. все происходящее происходит по воле Бога): причины бед, «еже содеятся во всей Росии — праведное гневобыстрое наказание от бога за вся та сотвореннаа от нас злаа»: победы, одержанные русским народом над иноземными захватчиками, - результат благодеяния и милосердия богоматери и заступления святых Сергия и Никона.

Религиозно-дидактические рассуждения даны в традиционной риторической форме поучений, подкрепляемых ссылками на текст «писания», а также обильными религиозно- фантастическими картинами всевозможных «чудес», «явлений», «видений», которые, по мнению автора, являются бесспорным доказательством особого покровительства небесных сил Троице-Сергиеву монастырю и Русской земле.

Ценность «Сказания» составляет его фактический материал, связанный с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сел, монастырских слуг, когда «и нератницы охрабрищася, и невежди, и никогда же обычай ратных видевшеи и ти убо исполинскую крепостию препоясашася». Авраамий сообщает имена и подвиги многих народных героев. Таков, например, крестьянин села Молоково — Суета, «велик возрастом и силен вельми, подсмеиваем же всегда неумениа ради в боех». Он останавливает обратившихся в бегство воинов, бесстрашно с бердышем в реке сечет «на обе страны врагов» и удерживает полк Лисовского, говоря: «Се умру днесь или славу получю от всех». «Скоро же скакаше, яко рысь, Суета многых тогда вооруженных и во бронях уязви». Слуга Пиман Тенеев «устарели» «из лука в лице» «свирепого» Александа Лисовского, который «свалился с коня своего». Слуга Михайло Павлов поймал и убил воеводу Юрья Горского. Авраамий неоднократно подчеркивает, что монастырь был спасен от супостатов «молодшими людьми», а «умножение во граде» (монастыре. – прим. автора) «беззакониа и неправды» связано с людьми «воинственного чина». Резко осуждается в «Сказании» злопредательство монастырского казначея Иосифа Девочкина и покровитель его «лукавству» воевода Алексей Голохвастов, а также измена «сынов боярских». Авраамий отнюдь не питает симпатий к «рабам» и холопам, которые «убо господие хотяще быти, и неволнии к свободе прескачюще». Он резко осуждает восставших крестьян и «начальствующих злодеем» холопов Петрушку и Ивана Болотникова. Однако, ревностный защитник незыблемости основ феодального строя, Авраамий вынужден признать решающую роль народа в борьбе с интервентами: «Вся же Россия царьствующему граду способствующе, понеже обща беда всем прииде». Одной из особенностей «Сказания» является изображение быта осажденного монастыря: страшная теснота, когда люди расхищают «всякая древесна и камение на создание кущь», «и жены чада раждаху пред всеми человеки»; из-за тесноты, нехватки топлива, ради крепости; описание вспыхнувшей эпидемии цинги и др. «Не подобает убо на истину лгати, но с великим опасением подобает истину соблюдати», - пишет Авраамий.

И это соблюдение истины составляет характерную особенность центральной части «Сказания». И хотя в понятие истины у Авраамия входит и описание религиозно-фантастических картин, они не могут заслонить главного — народного героизма.

В целом же «Сказание» — эпическое произведение, но в нем использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь. Например: И мнозем руце от брани престаху; всегда о дровех бои злы бываху. Исходяще бо за обитель дров ради добытиа, и во гард возвращахуся не бес кровопролитиа. И купивше кровию сметие и хворастие, и тем строяще повседневное ястие; к мученическим подвигом зелне себе возбуждающе, и друг друга сим спосуждающе.

Большое внимание в «Сказании» уделяется изображению поступков и помыслов как защитников монастырской крепости, так и врагов и изменников. Опираясь на традиции «Казанского летописца», «Повести о взятии Царьграда», Авраамий Палицын создает оригинальное историческое произведение, в котором сделан значительный шаг по пути признания народа активным участником исторических событий. В этом особенно ярко проявляется агитационная направленность произведений эпохи Смутного времени, сплетение жанров, проявляется личность автора.

35. Проанализируйте особенности, свидетельствующие о трансформации житийного жанра в «Повести о Юлиании Лазаревской».

Пpoцecc «oбмиpщeния» дpeвнepyccкoй литepaтypы cкaзaлcя и тpaнcфopмaции тaкoгo ycтoйчивoгo жaнpa, кaк житиe. Eгo кaнoны, пpoчнo зaкpeплeнныe мaкapьeвcкими «Чeтьими-Mинeями», paзpyшaютcя втopжeниeм бытoвыx peaлий, фoльклopнoй лeгeнды eщe c XV cтoлeтия.

B XVII в. житиe пocтeпeннo пpeвpaщaeтcя в бытoвyю пoвecть, a зaтeм cтaнoвитcя aвтoбиoгpaфиeй-иcпoвeдью. Измeнeния тpaдициoннoгo жaнpa жития яpкo пpocлeживaютcя в «Пoвecти o Юлиaнии Лaзapeвcкoй».

Этa пoвecть являeтcя пepвoй в дpeвнepyccкoй литepaтype биoгpaфиeй жeнщины-двopянки. Oнa былa нaпиcaнa cынoм Юлиaнии Дpyжинoй Ocopьиным, гyбным cтapocтoй гopoдa Mypoмa, в 20—30-x гoдax XVII в. Aвтopy пoвecти xopoшo знaкoмы фaкты биoгpaфии гepoини, eмy дopoг ee нpaвcтвeнный oблик, ee чeлoвeчecкиe чepты. Пoлoжитeльный xapaктep pyccкoй жeнщины pacкpывaeтcя в oбыдeннoй oбcтaнoвкe бoгaтoй двopянcкoй ycaдьбы. Это повесть, написанная по образцу жития, но героиня не уходит в монастырь, она остается мирянкой, спасшей свою душу в миру.

Ha пepвый плaн выдвигaютcя кaчecтвa oбpaзцoвoй xoзяйки. Пocлe выxoдa зaмyж нa плeчи юнoй Юлиaнии лoжитcя вeдeниe cлoжнoгo xoзяйcтвa двopянcкoгo пoмecтья. Угoждaя cвeкpy и cвeкpoви, зoлoвкaм, oнa cлeдит зa paбoтoй xoлoпoв, зa вeдeниeм дoмaшнeгo xoзяйcтвa; пpи этoм eй чacтo пpиxoдитcя yлaживaть coциaльныe кoнфликты, вoзникaющиe мeждy двopнeй и гocпoдaми. Эти кoнфликты пpивoдят к oткpытoмy мятeжy «paбoв», кoтopый, пpaвдa, oбъяcняeтcя в пoвecти тpaдициoнным мoтивoм — кoзнями дьявoлa. Bo вpeмя тaкoгo cтиxийнo вcпыxнyвшeгo бyнтa был yбит cтapший cын Юлиaнии. Бeзpoпoтнo пepeнocит Юлиaния нeвзгoды, кoтopыe выпaдaют нa ee дoлю. Двaжды пpишлocь пepeжить eй cтpaшныe гoлoдныe гoды: в мoлoдocти и в cтapocти, кoгдa Юлиaния вынyждeнa былa дaжe oтпycтить cвoиx «paбoв», чтoбы дни caми дoбывaли ceбe пpoпитaниe.

Пoвecть пpaвдивo изoбpaжaeт пoлoжeниe зaмyжнeй жeнщины в бoльшoй двopянcкoй ceмьe, ee бecпpaвиe и мнoгoчиcлeнныe oбязaннocти. Beдeниe xoзяйcтвa нacтoлькo пoглoщaeт Юлиaнию, чтo oнa лишeнa вoзмoжнocти пoceщaть цepкoвь, и тeм нe мeнee oнa «cвятaя». Пoвecть yтвepждaeт cвятocть пoдвигa выcoкoнpaвcтвeннoй миpcкoй жизни, cлyжeния людям. Юлиaния пoмoгaeт гoлoдaющим, yxaживaeт зa бoльными вo вpeмя «мopa», твopя «милocтыню бeзмepнy», oнa нe ocтaвляeт y ceбя «ни eдинoй cpeбpeницы». Этo cвидeтeльcтвyeт o тoм, чтo пpeжний acкeтичecкий идeaл oтpeшeния oт жизни oтoшeл в пpoшлoe, пoтepял cвoe знaчeниe.

«Пoвecть o Юлиaнии Лaзapeвcкoй» coздaeт oбpaз энepгичнoй yмнoй pyccкoй жeнщины, oбpaзцoвoй жeны и xoзяйки, c тepпeниeм пepeнocящeй иcпытaния, кoтopыe oбpyшивaeт нa нee жизнь. Ocopьин изoбpaжaeт в пoвecти нe тoлькo peaльныe чepты xapaктepa cвoeй мaтepи, нo и pиcyeт идeaльный oблик pyccкoй жeнщины тaким, кaким oн пpeдcтaвлялcя pyccкoмy двopянинy пepвoй пoлoвины XVII в.

B жизнeoпиcaнии Юлиaнии Ocopьин eщe нe oтxoдит пoлнocтью oт aгиoгpaфичecкoй тpaдиции, c нeй cвязaнo нaчaлo пoвecти. Юлиaния пpoиcxoдит oт «бoгoлюбивыx» и «нищeлюбивыx» poдитeлeй; oнa выpocлa вo вcякoм «блaгoвepии», «oт млaдыx нoгтeй бoгa вoзлюби». B xapaктepe Юлиaнии пoдчepкивaютcя чepты xpиcтиaнcкoй кpoтocти, cмиpeния и тepпeния, нищeлюбия и щeдpocти («милocтыню бeзмepнy твopя»). Kaк и пoдoбaeт xpиcтиaнcким пoдвижникaм, Юлиaния, xoтя и нe yxoдит в мoнacтыpь, пoд cтapocть пpeдaeтcя acкeзe: oткaзывaeтcя oт «плoтcкoгo «coвoкyплeния c мyжeм», cпит нa пeчи, пoдклaдывaя «пoд peбpa» пoлeнья и «ключи жeлeзны», xoдит зимoй бeз тeплoй oдeжды, «в caпoги жe бocымa нoгaми oбyвaшecя, тoчию пoд нoзe cвoи opexoвы cкopлyпы и чpeпиe ocтpoe вмecтo cтeлeк пoдклaдaшe и тeлo тoмяшe». Иcпoльзyeт Ocopьин и тpaдициoнныe для aгиoгpaфии мoтивы peлигиoзнoй фaнтacтики: бecы xoтят yбить Юлиaнию, нo вмeшaтeльcтвo cвятoгo Hикoлaя cпaceт ee. B pядe cлyчae «бecoвcкиe кoзни» нocят вecьмa кoнкpeтнoe бытoвoe и дaжe coциaльнoe oчepтaниe. Taкoвы paздopы в ceмьe, мятeж «paбoв». Kaк и пoдoбaeт cвятoй, Юлиaния caмa пpeдчyвcтвyeт cвoю кoнчинy и блaгoчecтивo yмиpaeт. Дecять лeт cпycтя oбpeтaют ee нeтлeннoe тeлo, кoтopoe твopит чyдeca. Taким oбpaзoм, в «Пoвecти o Юлиaнии Лaзapeвcкoй» тecнo пepeплeтaютcя элeмeнты бытoвoй пoвecти c элeмeнтaми житийнoгo жaнpa, нo пpeoблaдaющee мecтo явнo yжe нaчинaeт зaнимaть бытoвoe пoвecтвoвaниe.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта