Главная страница

билеты по древнерусской литература. сборка. Характерной чертой древнерусской литературы является историзм


Скачать 196.68 Kb.
НазваниеХарактерной чертой древнерусской литературы является историзм
Анкорбилеты по древнерусской литература
Дата22.08.2022
Размер196.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласборка.docx
ТипЛитература
#650914
страница7 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

33. Дайте характеристику новых явлений в литературе XVII века. Как изменяются в это время существовавшие жанры и какие новые появляются?

Начало XVII века осталось в памяти русского народа как «смутное время»: Убийство царевича Дмитрия, сложная политическая ситуация в стране и своеволие бояр, неустойчивое положение Московского царства на мировой арене; привели к тому, что страны-соседи попытались воспользоваться слабостью огромной державы. В этот период русская литература становится на службу интересам своей страны, и именно слово помогло способствовать консолидации разрозненного общества.

В это время актуальной стала публицистическая литература, содержащая: размышления о политике, пламенные призывы бороться с захватчиками, прославление мужества героев и укрепление авторитета новой царской династии.

Такой жанр, как историческая повесть, в это время трансформируется. Теперь в повестях описываются не только конкретные события общегосударственного значения, но и факты из жизни отдельно взятых людей, используется художественный вымысел, развивается сюжетная линия и система образов.

Традиционное житие как жанр в это время тоже впитывает в себя мирские мотивы.

В житие упоминаются факты из быта, прослеживается связь с фольклором. Все это превращает его в автобиографическую исповедь.

Во второй половине XVII в. появляются бытовые повести.

Общечеловеческие мотивы, борьба нового со старым, задушевность самого автора проявляются в обобщенном рассказе о судьбе молодого поколения.

Таким образом, в XVII веке в русской литературе:

трансформировались жанры, которые раньше были традиционными (житие, историческая повесть);

в центре повествования оказались люди с их непохожими характерами и проблемами;

были заложены основы для дальнейшего развития беллетристической прозы (сюжет, композиция, образы);

было уделено внимание устному народному творчеству как самостоятельный литературный жанр выделилась сатира.

Драматическая сатира в литературе XVII века представлена такими повестями: «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Азбука о голом и небогатом человеке». Авторы того времени смелее стали смотреть на происходящие события и, высмеивая, обличать зло. Объектами сатиры стали и все феодально-крепостническое общество, и социальное неравенство, господствующее в нем, и несправедливый суд, и лицемерие духовного сословия.

Именно в сатире впервые для русской литературы был изображен убогий быт нищих и голодных.

Билет 34. Какие новые явления возникли в исторической литературе о Смуте? Охарактеризуйте особенности одного из произведений об этой эпохе.

Первая половина XVII века

Бурные события начала XVII столетия, получившие у современников название «смуты», нашли широкое отражение в литературе. Литература приобретает исключительно злободневный публицистический характер, окликаясь на события времени, отражая интересы различных социальных групп, участвующих в борьбе. Общество, унаследовав от предшествующего века горячую веру в силу слова, в силу убеждения, стремится в литературных произведениях пропагандировать определенные идеи, добиваясь конкретных действенных целей.

• К новым чертам литературы Смутного времени следует, несомненно, отнести появление виршеписания. Это предшествующие силлабике вирши, в которых пока еще нет упорядоченности ни в количестве слогов, ни в количестве ударений в строке.

• Д.С. Лихачев отмечал в свое время, что новаторской чертой периода начала XVII столетия следует считать открытие литературой человеческого характера – характера не только общественно значимого, но и обычного человека, рядового, иногда даже заурядного, современника. Еще в XVI в., по мнению исследователя, в исторических произведениях появляются два противостоящих традиции признака: единство точки зрения и единство темы.

• К традиционным чертам литературы эпохи Смуты следует отнести идейную направленность, тематику, проблематику, жанровые характеристики и большую часть стилистических черт произведений этого времени.

По-своему осмысляются исторические события тех лет в народном сознании, о чем свидетельствуют записи исторических песен, сделанные в 1619 году для англичанина Ричарда Джемса. Это песни «О собаке-воре Гришке-расстрижке», «О Маринке - злой еретице», о Ксении Годуновой. В песнях обличаются интервенты и их пособники «бояре кособрюхие», возвеличиваются народные герои богатырь Илья, Скопин-Шуйский, стоящие на страже интересов родной земли.

Среди повестей, отразивших события 1604-1613 годов, можно выделить произведения, которые выражают интересы правящих боярских верхов. Такова «Повесть 1606 года» - публицистическое произведение, созданное монахом Троице-Сергиева монастыря. Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, пытается представить его всенародным избранником, подчеркивая единение Шуйского с народом. Народ оказывается той силой, с которой не могут не считаться правящие круги. Повесть прославляет «мужественное дерзновение» Шуйского в его борьбе со «злым еретиком», «расстригой» Гришкой Отрепьевым. Для доказательства законности прав Шуйского на царский престол его род возводится к Владимиру Святославичу киевскому. Впоследствии «Повесть 1606 года» была переработана в «Иное сказание».

«Повесть 1606 года» и «Иное сказание» написаны в традиционной книжной манере. Они построены в контрасте благочестивого поборника православной веры Василий Шуйского и «лукавого, пронырливого» Годунова, «злохитрого еретика» Григория Отрепьева. Их поступки объясняются с традиционных провиденциалистских позиций.

Обращает на себя внимание публицистическое агитационное воззвание - «Новая повесть о православном Российском царстве и великом государстве Московском». Написанная в конце 1610 - начале 1611 года, в самый напряженный момент борьбы, когда Москва была занята польскими войсками, а Новгород захвачен шведскими феодалами.

Характерной особенностью повести является ее демократизм, новая трактовка образа народа - этого «великого… безводного моря». К народу обращены призывы и послания Гермогена, народа страшатся враги и предатели, к народу апеллирует автор повести. Однако народ в повести еще не выступает в роли действенной силы.

В отличие от других произведений того времени, в «Новой повести» отсутствуют исторические экскурсы; она наполнена злободневным материалом, призывает москвичей к вооруженной борьбе с захватчиками. Это определяет особенности стиля «Новой повести», в котором деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.

Непосредственным откликом на события явилась «Повесть о преставлении и о погребении князя Михаила Васильевича Шуйского.Своими победами над Лжедмитрием II Скопин-Шуйский стяжал славу талантливого полководца. Его внезапная смерть в двадцатилетнем возрасте (апрель 1610г.) породила различные толки о том, что якобы из зависти он был отравлен боярами. Эти толки отразились в народных песнях и сказаниях, литературной обработкой которых и является повесть.

В «Повести» нетрудно обнаружить характерные элементы былинной поэтики. Они отчетливо выступают и в диалоге матери с сыном, вернувшегося преждевременно с пира. Вторая часть повести, посвященная описанию смерти героя и всенародного горя по поводу его кончины, выполнена в традиционной книжной манере. Здесь использованы те же приемы, что и в «Житии Александра Невского» и «Слове о житии Дмитрия Ивановича». Автор повести передает соотношение к смерти Скопина различных групп общества.

• Выдающимся историческим произведением, ярко отразившим события эпохи, является «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына, написанное в 1609 - 1620 годах.

Умный, хитрый и довольно беспринципный делец Авраамий Палицын находился в близких отношениях с Василием Шуйским, тайно сносился с Сигизмундом III, добиваясь у польского короля льгот для монастыря. Создавая «Сказания», он стремился реабилитировать себя и старался подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захватчиками и избрании на престол царя Михаила Федоровича.

«Сказание» состоит из ряда самостоятельных произведений:

1. Небольшой исторический очерк, обозревающий события от смерти Грозного до воцарения Шуйского. Причины «смуты» Палицын видит в незаконном похищении царского престола Годуновым и его политике (гл. 1-6).

2. Подробное описание 16-месячной осады Троице-Сергиева монастыря войсками Сапеги и Лисовского. Эта центральная часть «Сказания» создана Авраамием путем обработки записок участников обороны монастырской крепости (гл. 7-52).

3. Повествование о последних месяцах правления Шуйского, разорении Москвы поляками, ее освобождении, избрании на престол Михаила Романова и заключении мира с Польшей (гл. 53-76).

Таким образом, в «Сказании» дается изложение исторических событий с 1584 по 1618 года. Они освещаются с традиционных провиденциалистических позиций: причины бед, «еже содеяся во всей России - праведное гневобыстрое наказание от бога за вся та сотворена от нас злаа»; победы, одержанные русским народом над иноземными захватчиками, - результат благодеяния и милосердия богоматери и заступления святых Сергия и Никона.

Религиозно-дидактические рассуждения даны в традиционной риторической форме поучений, подкрепляемых ссылками на текст «писания», а также обильными религиозно-фантастическими картинами возможных «чудес», «явлений», «ведений», которые, по мнению автора, являются бесспорным доказательством особого покровительства небесных сил Троице-Сергиеву монастырю и Русской земле. Одной из особенностей «Сказания» является изображение быта осажденного монастыря: страшная теснота, нехватка топлива, описание вспыхнувшей эпидемии цинги: «и всяк смерти прося со слезами… И аще бы кто и каменно сердце имел, и той, видя сия тесноты и напасти, восплакался…»

Билет 35. Проанализируйте особенности, свидетельствующие о трансформации житийного жанра в «Повести о Юлиании Лазаревской».

Изменения традиционного жанра жития ярко прослеживаются в «Повести о Юлиании Лазаревской». Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией женщины-дворянки. Она была написана сыном Юлиании Дружиной Осорьиным, губным старостой города Мурома, в 20—30-х годах XVII в. Автору повести хорошо знакомы факты биографии героини, ему дорог ее нравственный облик, ее человеческие черты. Положительный характер русской женщины раскрывается в обыденной обстановке богатой дворянской усадьбы.

На первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки. После выхода замуж на плечи юной Юлиании ложится ведение сложного хозяйства дворянского поместья. Угождая свекру и свекрови, золовкам, она следит за работой холопов, за ведением домашнего хозяйства; при этом ей часто приходится улаживать социальные конфликты, возникающие между дворней и господами. Эти конфликты приводят к открытому мятежу «рабов», который, правда, объясняется в повести традиционным мотивом — кознями дьявола. Во время такого стихийно вспыхнувшего бунта был убит старший сын Юлиании. Безропотно переносит Юлиания невзгоды, которые выпадают на ее долю. Дважды пришлось пережить ей страшные голодные годы: в молодости и в старости, когда Юлиания вынуждена была даже отпустить своих «рабов», чтобы дни сами добывали себе пропитание. Повесть правдиво изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье, ее бесправие и многочисленные обязанности. Ведение хозяйства настолько поглощает Юлианию, что она лишена возможности посещать церковь, и тем не менее она «святая». Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям. Юлиания помогает голодающим, ухаживает за больными во время «мора», творя «милостыню безмерну», она не оставляет у себя «ни единой сребреницы». Это свидетельствует о том, что прежний аскетический идеал отрешения от жизни отошел в прошлое, потерял свое значение.

«Повесть о Юлиании Лазаревской» создает образ энергичной умной русской женщины, образцовой жены и хозяйки, с терпением переносящей испытания, которые обрушивает на нее жизнь. Осорьин изображает в повести не только реальные черты характера своей матери, но и рисует идеальный облик русской женщины таким, каким он представлялся русскому дворянину первой половины XVII в. «Повести о Юлиании Лазаревской» тесно переплетаются элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладающее место явно уже начинает занимать бытовое повествование. Повесть лишена традиционного для жития вступления, плача и похвалы. Стиль ее довольно прост. Он отражает канцелярскую практику муромского губного старосты.

Билет 37. Как видоизменяется жанровая традиция в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном»? Проанализируйте жанровые определения, которые дают исследователи этому произведению. Какие отрывки из «Жития» вы считаете нужным обсудить со школьниками и почему?

Билет 38. Почему в XVII в. широко распространяются сатирические повести? Какие типы их выделяют? Дайте анализ содержания и литературных особенностей одной из повестей. Какую из повестей вы считаете нужным разобрать в школе и почему?

Сама русская действительность XVII века явилась той почвой, на которой возникла сатира. Как считают многие исследователи, авторами сатирических произведений в большинстве случаев были подьячие (писцы в многочисленных «приказах», т.е. государственных учреждениях). Эти подьячие были представителями демократических слоев общества, поэтому в своих произведениях отражали точку зрения народа. Они прекрасно знали фольклор и, создавая свои произведения, широко использовали его богатства, особенно народные сатирические сказки.

С другой стороны, в своей работе в «приказах» они постоянно имели дело с различными документами, с деловой письменностью. В результате в демократической сатире преимущественно разрабатываются две жанровые формы: повести с фольклорным сюжетами, различного рода пародии.

Пародируются различные формы деловой письменности («судное дело», протокол судебного заседания, челобитная), церковной литературы (церковная служба, житие), формы различных «лечебников», «азбуковников», популярных в то время. Основными средствами сатирического обличения являлись пародия, гротеск, преувеличение, иносказание. На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена "Повесть о Шемякином суде": чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре.

В сатире XVII века есть два вида "героя": первый герой - страдалец от гнета притеснителей; другие герои - непосредственные объекты сатирического обличения, это "богатые мужики", "ябедники", «целовальник», "кабак", являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи и тд. Сатира всегда показывает своих героев в будничной обстановке их повседневного быта, с его мелкими заботами и тревогами.

В сатирических произведениях XVII века впервые в русской литературе с такой выразительностью показывается, во всем его не прикрашенном убожестве, быт "голеньких" - обездоленных феодально-крепостническим строем людей. У "голенького" "балахонишко в полденьги", "лаптишки", "платье худое и то чужое".

Объекты сатиры. Сатирическому обличению подвергались самые существенные стороны жизни феодально-крепостнического общества:

1) несправедливый и продажный суд, судьи-взяточники («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»);

2) социальное неравенство ( «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Ерше Ершовиче»);

3) безнравственная жизнь монашества и духовенства, их лицемерие, ханжество и корыстолюбие («Калязинская челобитная», «Повесть о Куре и Лисице», «Сказание о попе Саве»);

4) «государственная система» спаивания народа через «царев кабак» («Служба кабаку», «Повесть о бражнике»).

«Повесть о Шемякином суде».

В основе повести лежит сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, богатого и бедного. Повесть изобличает неправедный суд на Руси в XVII веке, рассказывая о поведении судьи-взяточника по прозвищу Шемяка.

Жили два брата — богатый и бедный. Однажды бедный брат пришел к богатому с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богатый лошадь дал, но не дал хомута, пожадничал. Пришлось бедному брату привязывать дровни к хвосту лошади. Стал бедняк проезжать через ворота, дровни зацепились за воротину, которую он забыл выставить, и хвост у лошади оторвался. Богатый брат идет в город к судье Шемяке жаловаться, а бедный идет следом за ним. По дороге на ночь они останавливаются в доме попа. Поп богатого брата усадил за стол ужинать, а бедный забрался на полати и тянется хотя бы посмотреть, что они едят. Двигался, двигался, упал с полатей прямо на люльку с младенцем попа и задавил его до смерти. Теперь уже двое идут жаловаться на бедняка судье Шемяке. Бедный брат, не ожидая для себя ничего хорошего от предстоящего суда, решает покончить жизнь самоубийством. Они проходят по мосту, и он бросается с моста прямо в ров. А в это время под мостом какой-то горожанин вез своего больного отца в баню. Бедняк упал на старика и задавил. Теперь уже трое ведут его к судье Шемяке. Бедный брат задумался, поднял с дороги камень, завернул его в платок, положил в шапку и решил, что, если судья его осудит, то он его этим камнем прибьет.

Начинается суд. Истцы по очереди излагают свои жалобы, бедняк каждый раз показывает судье узелок с камнем, а взяточник Шемяка думает о том, что узелок большой, значит там много золота, хорошая взятка. И выносит приговоры: оставить у бедного брата лошадь до тех пор, пока у нее не вырастет хвост, отдать ему попадью, пока он с ней не приживет ребенка, и того ребенка вместе с попадьей вернуть попу, а сыну убитого старика самому прыгнуть с моста на бедняка, когда тот будет стоять под мостом, и задавить его, если удастся.

Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа.

Конечно, такой приговор не удовлетворяет ни одного из жалобщиков, и, выйдя из суда, они торопятся откупиться от бедного брата, чтобы он не требовал исполнения приговоров. Шемяка посылает слугу за обещанной взяткой, а, узнав, что в платке было не золото, а камень, начинает «бога хвалити, что по нем судил».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


написать администратору сайта