Главная страница

билеты по древнерусской литература. сборка. Характерной чертой древнерусской литературы является историзм


Скачать 196.68 Kb.
НазваниеХарактерной чертой древнерусской литературы является историзм
Анкорбилеты по древнерусской литература
Дата22.08.2022
Размер196.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласборка.docx
ТипЛитература
#650914
страница8 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Так в повести благодаря своему уму и находчивости торжествует бедняк над сильными мира сего, торжествует «правда» над «кривдой».

Итак, здесь объектом сатиры прежде всего являются судьи-взяточники. Но в повести есть и второй, не менее важный объект сатиры. Это сам свод законов того времени (Уложение 1649 г.), позволявший судьям в рамках закона выносить приговоры в пользу того, кто больше даст. Ведь Шемяка по одной статье закона оправдал бедняка, а по другой мог бы и осудить. Слишком запутан и противоречив был сам свод законов. И народ это прекрасно видел.

Художественный строй повести определяется русской сатирической народной сказкой о неправедном судье и волшебной сказкой о «мудрых отгадчиках» — быстрота развития действия, неправдоподобное нагнетание преступлений, которые совершает «убогий», комизм положения, в котором оказываются судья и истцы. Таким образом, это повесть с фольклорным сюжетом, хотя здесь есть и некоторое влияние деловой письменности: использована форма «судебной отписки». Но внешне беспристрастный тон повествования в форме «судебной отписки» только заостряет сатирическое звучание повести.

Билет 39. Почему проблема выбора пути в жизни молодым человеком становится столь актуальной в XVII в., что раскрывается в целом ряде бытовых повестей? Проанализируйте художественные особенности и жанровые признаки этих повестей.

В XVII веке появился новый жанр – бытовая повесть, в которой ставились морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о купце», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» и др. Их герои – обыкновенные люди, купеческие и дворянские дети, но они по-разному проявляют себя в условиях патриархального быта.

Процесс пробуждения сознания личности находит отражение в появившемся во второй половине XVII в. новом жанре — бытовой повести. Его появление связано с новым типом героя, заявившего о себе как в жизни, так и в литературе. В бытовой повести ярко отразились изменения, происшедшие в сознании, морали и быте людей, та борьба «старины» и «новизны» переходной эпохи, которая пронизывала все сферы личной и общественной жизни. Предметом содержания таких повестей становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета.

• В большинстве древнерусских литературных произведений личность раскрывается статично, а не динамично. Человек действует в зависимости от обстоятельств и единственное возможное изменение — это поворот человеческого сознания от зла к добру, чаще всего – в результате чуда, которое свидетельствовало о божественном замысле о человеке. В беллетристических произведениях нового времени личность героя оказывается способной к саморазвитию, причем это саморазвитие может совершаться как от зла к добру, так и от добра ко злу, а кроме того, и это очень важно, развитие человеческой личности может совершаться безотносительно к добру и злу.

Предмет бытовой повести – индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. "Повесть о Горе-Злочастии". Герой – молодой человек, не желающий жить по законам старины и ищущий свой путь в жизни. Повесть – вольное переложение библейских десяти заповедей. Однако Молодец отвергает эту традиционную христианскую мораль, противопоставляет ей свой путь. Горе научает Молодца. Жизнь по новым правилам не складывается, забвение родительских советов приводит к катастрофе, соответственно, единственным выходом оказывается возвращение к традиционным христианским ценностям. Появление образа монастыря – решение проблемы выбора своего пути. Заповеди в начале пути и монастырь в конце – знаковые точки этого уклада. Молодец – фольклорный герой по происхождению, обобщенный представитель молодого поколения. Отсутствие имени – существенная характеристика, переход от традиционного древнерусского героя к герою нового времени. Единственная характеристика Молодца – он происходит из купеческой среды. Другой ярко обрисованный персонаж – Горе-Злочастие – альтер-эго самого Молодца. Горе-Злочастие выскакивает к Молодцу из-за камня тогда, когда он уже сам выбрал свой путь, уже ушел из дома, стал бездомным. Горе остается сторожить его у ворот монастыря.

"Повесть о Савве Грудцыне" – следующий этап в развитии главной в бытовой повести второй половины XVII в. темы поисков молодым поколением свой судьбы. Это произведение составляет полную противоположность "Повести о Горе-Злочастии" в плане бытовой конкретики. Рассказ о Молодце и Горе ведется принципиально обобщенно, без называния конкретных мест и при полном отсутствии индивидуализации героя. И это было важно для неизвестного автора этой повести, т. к. он стремился представить читателю путь молодого поколения в целом, жизненный выбор не конкретного, а обобщенного героя. "Повесть о Савве Грудцыне" дает действующим лицам русские, реальные имена и располагает события в конкретной географической, бытовой, этнографической среде. Действие в ней вполне подчинялось купеческой обстановке определенной, близкой читателям эпохи. Савва Грудцын предстает перед читателем в окружении многочисленных подробностей и деталей. В начале повести прослеживаются торговые пути отца Саввы из Казани в Соликамск, Астрахань или даже за Каспийское море. Рассказывается о прибытии Саввы в Орел и о знакомстве его с отцовским другом купцом Баженом Вторым и его женой.

Кроме того, принципиально важен образ беса – "названного брата" Саввы. Исследователи неоднократно отмечали, что этот образ противостоит всей традиционной древнерусской демонологии: дьявол внешне ни в чем не отличается от людей, ходит в купеческом кафтане и выполняет обязанности слуги. Демонологические мотивы вставлены в причинно-следственную связь событий, конкретизированы, окружены бытовыми деталями, сделаны более наглядными и легко представимыми. Первые в истории русской беллетристики автор пользуется приемом выявления скрытого значения событий: то, что ясно автору и читателю, еще неясно действующему лицу; читатель знает больше, чем знают герои, поэтому он с особенным интересом ждет развязки, которая состоит не только в торжестве добродетели, но и в выяснении происходящего для самих действующих лиц. Существенное значение в этой беллетризации демонологии имел перенос действия в купеческую среду. Тем самым сюжет о продаже души дьяволу соединился с обстановкой путешествий, передвижений по разным городам и странам, с темой верности или неверности жены – обычной для купеческих повестей. Впрочем, беспрерывные перемещения Саввы по русским городам имеют и чисто художественное значение: эти передвижения демонстрируют неспокойную совесть Саввы, невозможность для него избавиться от последствий своего греха. Эти передвижения мотивированы вовсе не купеческими делами, а лишь непоседливостью, на которую его толкает слуга-дьявол.

Билет 40,41,42. Назовите причины возникновения в XVII веке театра и драмы. В чём особенности репертуара и особенностей пьес придворного театра? Проиллюстрируйте их на примере пьесы «Юдифь». Как связана ранняя русская драматургия со стилем барокко?

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века –«потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» – «игрище», «игра». В русском средневековье были распространены синомичные им определения – «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряжение. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Комедия «Юдифь» - имела предисловие, в котором подчеркивался политический смысл пьесы: торжество Иудифи над ассирийцами и их полководцем Олоферном — символ грядущего торжества русского царя над своими врагами — «безбожными турками». Пьеса связана с традицией «английских комедий» и в то же время отражает вкусы и настроения русской придворной среды. Ее главные герои делятся на положительных и отрицательных, их характеры статичны. В ней отразились представления о переменчивости жизни, характерные для литературы переходной эпохи.

Репертуар придворного театра. Репертуар придворного театра был довольно обширен. Первое место занимали инсценировки библейских сюжетов: «Артаксерксово действо» (по книге «Есфирь»), «Юдифь» (по одноименной библейской книге), «Жалостная комедия об Адаме и Еве» (по книге «Бытие»), «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Комедия о Давиде с Голиафом», «Комедия о Товии Младшем». Большим успехом пользовалась пьеса на исторический сюжет о Тамерлане и Баязете — «Темир-Аксаково действо». Кроме того, в репертуаре театра была пьеса на античный мифологический сюжет: «Комедия о Бахусе с Венусом».

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий. Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Симеона Полоцкого – создателя двух школьных драм («Комедии о Навуходоносоре-царе» и «Комедии притчи о блудном сыне»). Наиболее известна последняя, которая является сценической интерпретацией известной евангельской притчи и посвящена проблеме выбора молодым человеком (т. е. новым поколением) своего пути в жизни. Эта тема была чрезвычайно популярна в литературе XVII века.

Содержание драмы довольно традиционно и представляет собой пересказ событий евангельской притчи, дополненный конкретно-бытовыми подробностями. Интересно, что в заключении пьесы Симеон оказывается перед довольно серьезной проблемой: он должен комментировать притчу, которую в Евангелии растолковал своим ученикам сам Христос. Однако толкование Симеона оказывается более «многослойным» и начинается с общедидактических выводов, которые должны сделать из этого сюжета представители разных поколений.

барокко в древнерусской литературе

В древнерусской литературе не существовало литературных направлений вплоть до 17 века. первым литературным направлением, сказавшимся в русской литературе, стало барокко. Это направление в России возникло и формировалось двумя путями. Естественный путь был подготовлен ходом литературного и исторического развития страны. К началу 17 века на Руси наметился кризис средневекового типа культуры, в результате происходило развитие черт, близких типологически к барокко. Такими чертами являются: Авторское личное начало;

• Новый взгляд на природу личности;

Элементы ассоциативности, параллельности поэтической образности;

• Экспрессивность;

• Контраст натуралистического и символического, возвышенного и низменного.

Но, с другой стороны, возникновение барокко в России во второй половине 17 века также объясняется непосредственным влиянием теоретического и художественного опыта других славянских народов – украинцев, белорусов, поляков. Таким образом, русское барокко – это синтез художественной системы, начавшейся формироваться в результате кризиса средневекового типа литературы, и поэтических средств, заимствованных русской литературы у европейской. Стиль барокко в древнерусской литературе ярче всего представлен в произведениях Симеона Полоцкого. Поэт незадолго до смерти собрал все написанные им произведения в сборники «Рифмологион» и «Ветроград многоцветный». Структура и содержание второго сборника отражали процесс сближения поэзии с наукой, характерный для русского барокко. Симеон Полоцкий, воспитывая уважение к научному познанию и к человеческому разуму, слагал стихи, направленные против «шептунов» и «баб» в защиту врачей и медицины. Поэт формировал у читателя понятие гражданского долга, объяснял необходимость соблюдения законов. Симеон Полоцкий считал, что первая обязанность человека – это труд на благо общества, а истинное счастье заключается в возможности заниматься любимым делом. Полоцкий обличает то, что расходится с его представлениями об идеале: пьянство, чревоугодие, нравственную распущенность. В монархе поэт видит гаранта порядка и законности в стране, успешного развития искусства и науки. С. Полоцкий выступает провозвестником идеи просвещенного абсолютизма в литературе Руси. Поэт восхваляет государя, называет его отцом нации, искренне считая, что именно в этом и заключается его «служба» России. В поэзии барокко ценились ученость и изысканность, а также культивировались многоязычные стихотворения. С. Полоцкий испытал свой талант и в этой области. Он написал стихотворение о Рождестве Христовом на польском, славянском и латинском языках. Высокое содержание поэзии барокко подчеркивалось возвышенным стилем, который был ориентирован на книжный церковнославянский язык с присущим ему пристрастием к сложным словам. Например, для стиля Полоцкого характерно использование сложных прилагательных: «светлорадстное», «добротворный», "богодухновенноцветородные". Так как барокко в России пришло на смену средневековому типу культуры, а эпохи Возрождения у нас просто не было, стиль барокко в нашей стране имел несколько другой оттенок, чем на Западе. Для литературного барокко в России характерны существенные идейно-тематические изменения. Русское барокко, подчиняясь потребностям развивающегося российского абсолютизма, утратило трагизм, пессимизм, мистическую экзальтацию, свойственные европейскому барокко. В России приоритетное значение имела другая идеологическая устремленность, связанная с усилением пафоса государственного строительства, а также с задачами просвещения. Это обусловило рассвет в российской литературе дидактико-просветительской и панегирической поэзии.

34. Какие новые явления возникли в исторической литературе о Смуте? Охарактеризуйте особенности одного из произведений об этой эпохе.

Последнее столетие в истории древнерусской литературы имеет особый характер, происходит активное обмирщение и демократизация литературы, намечается сближение русской культуры с западно-европейской (ведется переводческая деятельность, приходит силлабическая система, появляется барокко).

Веками апробированные жанры литературы в условиях XVII в. получали новую жизнь, как, например, средневековая форма видения.

Если раньше видение существовало в недрах житийной, летописной или легендарно-исторической литературы, то теперь оно обрело жанровую самостоятельность. По мнению Н. И. Прокофьева, расцвет жанра пришелся на период Смуты. Возникшие из народной легенды видения начала XVII в. имели публицистическую окрашенность. Их целью было не прославление святого или религиозной святыни, а обоснование с помощью авторитета чуда той или иной политической идеи (например, люди должны перестать грешить). Как произведения агитационной литературы, эти сочинения были рассчитаны на публичное выступление, чтение вслух, вследствие чего их авторы заботились о создании лирической атмосферы повествования, ритмического строя речи. Из трех сюжетных компонентов жанра (прегрешение – покаяние – прощение) видения Смутного времени разрабатывали преимущественно один: почти все художественное пространство произведений занимали молитва и покаяние, что должно было объединить народ в надежде на спасение. Наиболее известно - "Видение некоему мужу духовному" благовещенского протопопа Терентия.

Получает развитие плач, появляются досиллабические вирши – основанные только на рифме произведения.

Зарождается мысль о том, что люди сами могут влиять на события, которые раньше были в божественном ведении, меняется само мировоззрение, религиозное сменяется на «наивный прагматизм» – возникает интерес к человеку и его побуждениям, герой более не идеализирован.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта