Порядки помощи. ПОРЯДКИ ПОМОЩИ. Хеллингер Б. Порядки помощи
Скачать 0.86 Mb.
|
Участница: Клиентка два года назад разошлась с мужем и живет с детьми. В профессиональном и материальном плане у нее дела идут очень хорошо. Но она все время плачет, и все время испытывает давление в груди... Хеллингер перебивает: Понятно. Обращаясь к группе: Она из таких помощников, которые все время сочувствуют. Обращаясь к участнице: Ты сочувствуешь клиентке. Участница: Я думаю, что ты не можешь об этом судить. Хеллингер (обращаясь к группе): Мы это заметили. Это было упражнение на восприятие для вас всех. Она сможет ей помочь? Обращаясь к участнице: Как ты сама думаешь, ты сможешь ей помочь? Участница: Если я буду сочувствовать, то нет. Хеллингер: Ты не сможешь ей помочь. Своим сочувствием ты исключаешь самого важного персонажа. Участница: Себя саму. Хеллингер: Мужа. Участница смеется. Хеллингер: Мое сочувствие принадлежит ему. Я думаю, судя по тому, что ты сейчас описала, давно пришло время, чтобы он ее покинул. Участница: Да это действительно так. Хеллингер: Да. Теперь ты играешь эту клиентку, а я играю тебя. Участница садится рядом с Хеллингером. Участница: Я совершенно не понимаю, что со мной происходит. Я чувствую себя хорошо. У нас с детьми прекрасный дом, чудный сад, работа мне в радость (плаксивым голосом), но я все время плачу, я почему-то все время плачу. Хеллингер: Это хорошо, что ты плачешь. Знаешь, почему ты плачешь? Если бы ты не плакала, то могло бы оказаться, что ты опасна. Длительное молчание. Хеллингер (обращаясь к группе): Что теперь с терапевтическими отношениями? Они стали невозможными. Теперь она пойдет вперед. Участница: Ну, если ты так считаешь... Хеллингер: Я тебе это покажу. Хеллингер выбирает заместительницу для клиентки и ставит ее. Хеллингер (обращаясь к этой заместительнице): Теперь соберись и, что бы ни происходило, передавай это точно, как есть, не больше и не меньше. Заместительница клиентки: Без слов? Хеллингер: Без слов. Клиентка смотрит на пол. Хеллингер просит женщину из группы лечь на пол. Клиентка опускается к женщине и садится рядом с ней. Потом она ложится рядом с ней на пол. Хеллингер: Да. Обращаясь к клиентке: Теперь еще раз посмотри на умершую и скажи: «Я убила тебя». Клиентка: Я убила тебя. Клиентка встает, отходит на несколько шагов назад и отворачивается. Хеллингер (обращаясь к участнице): Почему клиентка в депрессии? Потому что она не смотрит туда. В принципе она хочет умереть. Поэтому она сразу легла рядом с умершей. Ты знаешь, кто эта умершая? Участница: Клиентка? Хеллингер: Нет, ты ее путаешь. Участница: Да, это сестра... Я запуталась. Хеллингер: Это абортированный ребенок. Продолжительное молчание. Хеллингер (обращаясь к заместителям): Хорошо, этого достаточно. Спасибо вам обеим. Обращаясь к заместительнице клиентки: Что ты чувствовала, когда говорила: «Я тебя убила»? Клиентка: Это было правдой. Это было облегчением. Хеллингер: Да. Именно. Обращаясь к участнице: Депрессия означает: я не хочу туда смотреть. За этой депрессией скрывается агрессия. Если ее вскрыть, ей придется действовать. Участница улыбается и кивает. Хеллингер (обращаясь к группе): Но если с такой клиенткой долго говорить, то это не проявится. Если сделать расстановку, даже если поставить только ее одну, сразу видно, в чем дело. Она смотрела на пол. Это значит, что там лежит умершая. Когда мы положили умершую, клиентка сразу легла рядом с ней. Это значит, что она чувствовала себя виноватой по отношению к умершей. Иначе она бы не стала ложиться рядом с ней. Потом я попросил ее сказать: «Я убила тебя». И тогда все выявилось. Обращаясь к участнице: Вопрос теперь вот в чем: что ты будешь делать, когда она придет к тебе? А она еще придет? Участница: Да. Я расскажу ей о том, что мы делали. Хеллингер: Нет, не так. Мы сделаем это более искусно, Я сделаю с тобой одно упражнение. Ты клиентка. Обращаясь к группе: Вы можете делать его вместе с нами. Обращаясь к участнице: Мы сделаем это элегантно. Она смеется. Хеллингер: Итак, закрой глаза. Я буду говорить с тобой так же, как я бы говорил с клиенткой. Недавно я был на кладбище. Я ходил от могилы к могиле и смотрел на имена. Между двумя могильными камнями был промежуток. Я подумал: возможно, тут тоже кто-то лежит, но без имени и без могильного камня. Потом я подумал: я приму этого умершего в свое сердце. Я встану на колени и поклонюсь. Потом на меня нахлынули воспоминания, разные воспоминания. И мне стало грустно. Я спросил себя: почему мне так грустно? И тогда я начал плакать. Продолжительное молчание. Хеллингер (через некоторое время): Хорошо? Участница: Очень хорошо. Хеллингер (обращаясь к группе): Наш курс — обучающий курс, и я разъясняю, что делаю. Это было в некотором роде гипнотическое упражнение. К самой клиентке мы здесь не обращались. И поэтому она не должна себя чувствовать задетой. То есть я ставлю нечто между ею и мной. Но она не может поступить иначе, как отправиться на кладбище вместе со мной. Так я привожу ее к тому, чего ей не хватает, не называя этого. Так я вхожу в чувство, которое уместно для нее. Я вспоминаю, я грущу и начинаю плакать. Ее душа идет вместе со мной. Ее душа идет вместе со мной, сама не понимая, как это происходит. Обращаясь к участнице: Это все. Когда ты с этим справишься, ты ей скажешь: «На этом мы на сегодня закончим». Хорошо? Участница: Да. Хеллингер: Всего тебе хорошего. Отношения троих Участник: Я работал с одной парой, но теперь я работаю только с женой. Два года назад у них в браке был кризис... Хеллингер перебивает; Этого достаточно. Итак, речь идет о супружеской паре, которая пережила кризис, и теперь ты работаешь только с женой. Я правильно понял? Участник: Да. Хеллингер (обращаясь к группе): А что произошло с того времени? Участник: Мне показать, что произошло? Хеллингер ставит заместителей мужа и жены напротив друг друга, а самого участника несколько в стороне от них. Хеллингер (обращаясь к группе): Теперь понаблюдаем за тем, что происходило. Участник попеременно смотрит то па мужа, то на жену. Он подходит немного ближе к мужу. Муж начинает мелкими шажками передвигаться к жене. Та остается неподвижной. Через некоторое время Хеллингер отворачивает участника. Хеллингер (обращаясь к мужу): Как ты теперь себя чувствуешь, лучше или хуже? Муж: Лучше. Смех в группе. Хеллингер (обращаясь к жене): Как ты теперь себя чувствуешь, лучше или хуже? Жена: Пока я вся дрожу. Пока я не знаю. Хеллингер (обращаясь к группе): Это треугольник. То, что он работает с ней одной, означает, что у них сложились отношения троих — треугольник. Он встал между ними в их отношениях. Хеллингер (обращаясь к заместителям): Спасибо вам. Участник смеется. Хеллингер (обращаясь к участнику): Мы видим, как опасна может быть помощь. Когда участник хочет что-то сказать: Подожди, я еще кое-что объясню тебе. У нас достаточно информации. Больше мне знать не надо. Обращаясь к группе: Что же именно произошло? Он сочувствует жене (поэтому она к нему и ходит), а муж исключен. Жена ведет себя по отношению к нему как ребенок, а он ведет себя по отношению к жене как мать. Если бы он вел себя как отец, то ее муж получил бы место в его сердце. Но он ведет себя как мать. Многие терапевты ведут себя как матери по отношению к своим клиентам. Все, кто так поступает, не уважают мужчин и исключают отцов и мужей. Это последствия терапевтических отношений. Так называемых терапевтических отношений. Обращаясь к участнику: Ты видишь, как она опасна. Обращаясь к группе: И как нужно быть осторожным с самого начала, чтобы не угодить в такие отношения. Риск установить такие отношения существует, когда клиент представляется нуждающимся. Обращаясь к участнику: Так пробуждаются твои материнские инстинкты. Это, конечно, великолепно, но ничему не поможет. Участник смеется. Участник: Когда я стоял здесь, мне хотелось подойти к мужу. Хеллингер: Я это видел, но ты этого не смог. Жена утянула тебя в сферу своего влияния. Нельзя сказать, чтобы ты исключил мужа совсем, но в этих отношениях ты выступал как соперник. Такие отношения структурно напоминают треугольник. Обращаясь к группе: Когда терапевт в процессе терапии пары работает только с одним из супругов, то практически неизбежно отношения превращаются в треугольник, что препятствует решению. Обращаясь к группе: Если бы ты дальше работал с этой парой, с кем нужно было бы работать дальше? Обращаясь к участнику: Кто клиент? Однозначно, жена. Муж был обращен в сторону жены. Можно было бы предположить, что причина лежит в родительской семье жены. Хеллингер снова ставит заместительницу жены, ставит напротив заместительницу ее матери. Хеллингер (обращаясь к участнику): Теперь я все-таки сделаю с тобой одно упражнение. Встань за спиной матери. Жена и ее мать смотрят на пол. Хеллингер просит участника подойти ближе к матери и положить ей руки на плечи. Жена делает крошечный шажок в сторону матери. Хеллингер (через некоторое время, обращаясь к матери): Ляг на пол. Мать ложится на пол. Жена кладет левую руку себе на живот и начинает дрожать. Она делает два крошечных шажка в сторону матери. Своей левой рукой она держит правую. Хеллингер просит участника отойти немного назад. Жена, преодолевая большое сопротивление, все же подходит ближе к матери, но не решается прикоснуться к ней и ложится рядом с ней. Участник еще дальше отошел назад и отвернулся. Хеллингер просит участника сесть снова рядом с ним. Хеллингер (обращаясь к участнику): Совершенно ясно, что это все никак не связано с партнерскими отношениями. Жена хочет умереть. Мы видели, что ее мать вообще здесь не присутствовала. Может, она хотела умереть или умерла слишком рано, Мы этого не знаем. Сначала женщина была зла на свою мать. Возможно, потому, что она подавляла в себе любовь к ней. Но мы видели, что она хочет быть с матерью и хочет умереть. Теперь я вижу проблему совершенно в другом свете. Теперь речь идет о жизни и смерти, теперь мы видим проблему системно. Мы исходим не из того, что люди чувствуют. Это системно. Теперь посмотрим, сможем ли мы найти решение. Согласен? Участник: Да. Хеллингер снова ставит заместителя мужа и жены друг напротив друга. Хеллингер (обращаясь к матери): А ты встань за спиной своей дочери — там, где ты чувствуешь себя хорошо. Мать отходит немного назад, потом еще немного. Хеллингер (через некоторое время, обращаясь к жене): Скажи своему мужу: «Меня тянет к моей матери». Жена: Меня тянет к моей матери. Хеллингер (через некоторое время, обращаясь к мужу): Скажи: «Пожалуйста, останься». Муж: Пожалуйста, останься. Жена тяжело дышит. Затем муж и жена маленькими шажками идут друг другу навстречу. Они протягивают друг другу сначала по одной руке, потом по второй. Муж подходит ближе и берет жену за предплечья. Оба долго смотрят друг на друга. Жена не решается подойти совсем близко. Потом они нежно обнимаются. Хеллингер: Как теперь себя чувствует мать? Мать: Я чувствую облегчение. Хеллингер (обращаясь к участнику): Я думаю, этого достаточно. Участник: Спасибо. Хеллингер (обращаясь к заместителям): Спасибо вам всем. Обращаясь к участнику: Я двигался медленно, шаг за шагом, чтобы вы видели, как развивается помощь. В конце все стало ясно. Но что ты будешь делать, когда она снова придет к тебе? Я скажу, что мне приходит на ум. Ты, конечно, можешь изменить это в любое время. Ты можешь ей сказать, что хочешь поговорить наедине с ее мужем. Заместитель мужа смеется. Хеллингер (обращаясь к группе): Вы видели реакцию мужа? Обращаясь к участнику: Когда муж придет, скажи ему, что тебе кажется, что его жена хочет уйти, даже что она хочет умереть и пусть он тебе расскажет что-нибудь о ее родительской семье. Тем самым ты привлечешь его на свою сторону. Он снова будет на твоей стороне. Тогда ты, возможно, выяснишь что-то важное и сможешь сделать что-нибудь для обоих. В том же ключе, как мы делали это сейчас. Было очевидно, что жена все же колебалась. Но тяга к смерти в ней очень сильна. Доверься происходящему. Ты должен знать: то, что здесь происходило, будет действовать на них обоих. А теперь я покажу тебе твое высокое искусство. Помогать системно Помощь, которая рассчитывает на то, чтобы стать успешной, должна быть системной. Это значит, что, работая с клиентом, я должен держать в поле зрения всю его систему. Традиционная психотерапия основана на следующем: приходит клиент, и начинаются отношения между клиентом и терапевтом. Если терапевт (или помощник), глядя на клиента или клиентку, видит за ним его родителей и принимает их в свое сердце, принимает в свое сердце и его предков, внутренне склоняется перед судьбой клиента и уважает ее и если он за всем этим чувствует свою собственную судьбу и своих родителей, и своих предков, тогда он уже не один, и тогда терапевтические отношения в том смысле, о котором мы говорили, становятся невозможными. Тогда это отношения двух взрослых людей, которые вместе ищут решение и которые действуют совместно. Вот в чем различие. Обвинения Хеллингер: Может быть, есть какие-либо вопросы? Участник: То, что ты только что сказал, связано с тем, что ты говорил, что наихудшее место для терапевта за спиной у клиента? Хеллингер: Большинство клиентов на что-то или на кого-то жалуются: на определенного человека, на определенную ситуацию. Если ты мысленно находишься за спиной клиента, ты участвуешь в движении обвинения вместе с ним и ты вместе с ним исключаешь то, что исключает он сам. Тогда ты сразу становишься бессилен. Если ты встанешь за тем, на кого или на что он жалуется, все сразу становится по-другому, вот где кардинальное различие. Терапевтические отношения Участница: Ты говорить, что тогда нет терапевтических отношений. Под терапевтическими отношениями ты всегда понимаешь такие отношения, когда клиент ищет в терапевте мать или отца? Хеллингер: Терапевтические отношения — это такие отношения, когда клиент рассказывает о себе как о слабом и нуждающемся в помощи (в принципе как о ребенке) и когда терапевт сразу поддается контрпереносу и ведет себя так же, как мать или отец. Вот что такое терапевтические отношения. Такие отношения 1гужно пресекать в самом начале при помощи определенных техник (таких, как я вам демонстрирую), тогда это принесет облегчение всем. Русский |