I четверть Урок 1 Тема Музыка души Цели урока Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека
Скачать 1.4 Mb.
|
Тема: Тембры. Тембры – музыкальные краски. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание). Н. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане»; Музыканты. Немецкая народная песня (пение). М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Работа по теме урока. Тембры – музыкальные краски Цель: познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра. Задачи: формировать художественную культуру учащихся: слушательское внимание, исполнительскую деятельность, как самовыражение переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах); Развивать музыкальный слух; Оптимизировать созидательные качества личности. СЛАЙД № 1 Учитель: Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более выразительная, яркая, красивая? А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты? С помощью КРАСОК. Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?.. Конечно, говорить мы будем об окраске голосов музыкальных инструментов или о тембрах. В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр… Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная. Тема нашего урока: «Тембры – музыкальные краски»(слайд№2) А наши задачи … (читаем на слайде№3): Сегодня мы познакомимся с тембрами духовых и ударных инструментов и постараемся доказать, что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску. В этом мне помогут не только ребята, которые подготовили информацию об инструментах, но и все вы. Слушая голоса инструментов, вам нужно подобрать «цвет», соответствующий тембру инструмента: например, звонкий – яркий цвет, глухой – темный. Можно использовать оттенки цветов, можно и соединять несколько цветов... Учитель: Итак, познакомимся с группой деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом извлекается звук из этих инструментов…. Правильно, в них дуют. А деревянными их стали называть потому, что делали из дерева… СЛАЙД №4 Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, например из пластмассы, металла и даже из стекла. СЛАЙД № 5 Флейта Ученик: ФЛЕЙТА – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании мира природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки. Её звук – легкий, звонкий, светлый и подвижный СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу флейты). СЛАЙД № 6 Гобой Ученик: Войдя в состав оркестра в 17 веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов. Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания. Звук более теплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу гобоя). СЛАЙД № 7 Кларнет Ученик: Появился лишь в 18веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно все: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств. Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу кларнета). СЛАЙД № 8 Фагот Ученик: Последний участник группы деревянных инструментов – фагот. Появился в 17 веке, как самый низкий по звучанию инструмент. Это бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают» пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка». Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека. Он может быть ворчливым, насмешливым, может быть и грустным, печальным. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу фагота). СЛАЙД №9 МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА Учитель. Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью. Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы. СЛАЙД №10 Труба Ученик: В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ». Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу трубы). СЛАЙД № 11 Валторна Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии.Звук – мягкий, «ленивый», теплый. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу валторны). СЛАЙД №12 Туба Ученик: Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке. Звук – густой и глубокий, «неповоротливый». СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу тубы). СЛАЙД №13 Ударные инструменты Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные. Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры. СЛАЙД №14 Литавры Ученик: Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником. Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр). СЛАЙД №15 Ксилофон Ученик: Ксилофон – инструмент, с набором деревянных пластин, по которым ударяют двумя молоточками. Звук – резкий, щёлкающий, сильный. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр). Учитель: А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов СЛАЙД №16 (Выразительно читаем) Флейта: легкий, звонкий, светлый и подвижный. Гобой: теплый и густой с «носовым» оттенком. Кларнет: чистый, прозрачный и округлый, благородный. Фагот: сдавлен, ворчлив, «хрипун». Труба: яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный. Валторна: мягкий, «ленивый», теплый. Туба: густой и глубокий, «неповоротливый». Литавры: от еле слышного шороха до мощного грохота (руками постукиваем по парте с нарастанием). СЛАЙД № 17 (Вывод) ? Почему музыкальные тембры сравнивают с красками. ? Что можно сказать о голосах музыкальных инструментов: похожи ли они друг на друга. Учитель: да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно можно сравнить с красками в живописи и ваши рисунки демонстрируют насколько разнообразна гамма цветов, а значит и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные. БЛОК №2 ИГРА на инструментах СЛАЙД № 18 Учитель. Оркестр – особая страна. Она живет по своим законам. Любой инструмент в руках музыканта имеет свои обязанности и если он их не выполняет, то разрушает целое, нарушает ГАРМОНИЮ. ЗАДАНИЕ: Сейчас несколько учеников попробуют придумать своё ритмическое сопровождение на ударных инструментах (бубен, ложки, флейта и маракас). ВЫЗВАТЬ 2-3 раза и дать оценку исполнению. Учитель. Ребята очень хорошо исполнили ритм на ударных инструментах, и почувствовали, что это не очень-то легко создать ГАРМОНИЮ В ОРКЕСТРЕ. Блок №3 СЛАЙД № 19 КРОССВОРД (каждое слово кроссворда открывается по щелчку) Учитель. А теперь настало время проверить, как вы запомнили инструменты духовой группы, одной из самых разнообразных по окраске голосов. У вас на партах есть Лист №2 (приложение 2), в который вы вписываете ответы, а затем все вместе проверяем. СЛАЙД №20 Древнегреческий театр. Учитель. Вокально-хоровая работа. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Музыка настраивает на размышления, будит фантазию… Представим, что мы в Древней Греции и наш класс - это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА ЗВУЧИТ», а ваши работы к этой песне можно посмотреть на экране. СЛАЙДЫ с 21 – 37 рисунки учащихся к песне «Музыка звучит». Кроссворд
По горизонтали. Он руководит всем оркестром. В средние века игра на этом медном инструменте сопровождала рыцарские турниры, военные церемонии. В Древней Греции так называли место для хора. Этот деревянно-духовой инструмент имеет низкий голос. Название этого медного инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог». Деревянно-духовой инструмент. Предки этого деревянно-духового инструмента – тростниковые дудки и свирели. Домашнее задание. Рисунки учащихся к песне «Музыка звучит». Урок 29 Тема: Соло и тутти. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: С. Рахманинов. Вокализ (слушание). И. С. Бах. Скерцо. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание). Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание). Музыканты. Немецкая народная песня (пение). М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Работа по теме урока. Тутти (итальянское tutti, буквально — все) исполнение музыки полным составом оркестра, хора; противоположность Соло. В оркестре и хоре часто противостоит звучанию их отдельных групп. СОЛО (ит. один). Часть музыкальной пьесы или целая пьеса, исполняемые одним, в отличие от tutti, все - хора и дуэта. В балете: танец исполняемый одним. ВОКАЛИЗ. Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это – рассказ о чем-то очень дорогом и близком. Это "Вокализ" Рахманинова. Слово вокализ происходит от латинского vocalis -- звучащий, поющий. Так называют пьесы для голоса без слов. Кроме рахманиновского, известен вокализ М. Равеля, который имеет еще название "Хабанера", так как написан в характере этого танца. По существу вокализом является и такое крупное произведение, как Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра. Есть у этого термина и более специальное значение. Так называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приемов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений. Их знают певцы, но на эстраде они никогда не исполняются. Скерцо — музыкальное произведение, чаще всего оживленного, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным, а также входить в симфонию или другое крупное произведение. Сюита — музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, первоначально — танцевального характера. Число частей в сюите не является строго определенным, обязателен лишь контраст соседних частей. С. Рахманинов. Вокализ (слушание). И. С. Бах. Скерцо. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание). Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание). Вокально-хоровая работа. Музыканты. Немецкая народная песня (пение). М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пение). Итог урока. Мы познакомились с новыми терминами: соло, тутти, вокализ, скерцо, сюита. Выучите определения. Домашнее задание. Выучить песни. Урок 30 |