I четверть Урок 1 Тема Музыка души Цели урока Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека
Скачать 1.4 Mb.
|
Тема: Диалог метра и ритма. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание). М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мери Поппинс, до свидания» (пение). Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. Три белых коня (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Работа по теме урока. В музыкальной Европе ещё ходили слухи о ребёнке-гении – Моцарте, когда в Бонне родился Людвиг ван Бетховен. Ребёнка крестили 17 декабря 1770 года и назвали в честь деда. Начал обучать музыке будущего композитора его отец, который хотел, чтобы тот стал «вторым Моцартом», и даже заставлял заниматься по ночам. Хоть Бетховен и не стал вундеркиндом, но он в раннем возрасте обнаружил у себя талант композитора. Из-за бедности семьи Бетховену пришлось пойти на службу в 13 лет, его зачислили в капеллу в качестве помощника органиста. Затем он работал концертмейстером в Национальном театре Бонн. В 1787 году он приехал в Вену и познакомился с Моцартом, который заметил в нём большой талант. Бетховен не смог стать учеником Моцарта: из-за смерти матери ему пришлось возвратиться в Бонн, где он обрёл духовную поддержку в семье Брейнингов. Идеи Французской революции с ажиотажем встретили боннские друзья композитора, они оказали на него сильное влияние. Хоть юношеские произведения Бетховена и были свежими и яркими, он понимал, что нужно серьёзно учиться. В ноябре 1792 года он навсегда покинул Бонн, переехав в Вену. Там он занимался у Гайдна, Шенка и Сальери. Учился он ревностно и потом с благодарностью отзывался о своих учителях. Также Бетховен выступал в качестве пианиста и завоевал славу импровизатора и виртуоза. На гастролях в 1796 году он покорил Прагу, Берлин, Дрезден и Братиславу. Гордый и независимый Бетховен никому не позволял унижать своё достоинство. Известны слова Бетховена оскорбившему его меценату: "Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один". Не любя преподавать, он всё же стал учителем Черни и Риса по фортепиано, скоро они стали известны всей Европе, а также эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции. В 1797 году появились первые признаки неизлечимой болезни – глухоты, что привело Бетховена к душевному кризису. Вышел из кризиса композитор благодаря творчеству. 1802-1812 года стали периодом расцвета творчества Бетховена. Его идеи преодоления страдания силой духа и победы светы над тьмой после борьбы оказались схожими с главными идеями Французской революции. Также его вдохновляли философские и этические идеи эпохи Просвящения. Стиль классицизма 1812 – 1815 года стали переломными в политической и духовной жизни Европы. Последовал Венский конгресс, после которого изменилась и внутренняя, и внешняя политика европейских стран. Стиль героического классицизма, выражавший дух революции и патриотические настроения начала 19 века, должен был необратимо превратиться в помпезно-официозное искусство, или уступить место романтизму. Последние десять лет жизни композитора были омрачены гнетущей политической и духовной обстановкой в Австрии и личными потрясениями. Он полностью оглох и с 1818 года был вынужден использовать для общения «разговорные тетради». Он потерял надежду на счастье и стал опекуном племянника Карла, который был сыном его умершего в 1815 году брата. Это привело к долгим судебным разбирательствам с матерью мальчика о правах на опекунство. Хоть и способный, но очень легкомысленный племянник огорчал Бетховена. Он посылает Карла в лучшие пансионы и поручает своему ученику Черни заниматься с тем музыкой. Бетховен желал, чтобы племянник был учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а игры в карты и бильярд. Набрав долгов, он попытался застрелиться. Но у него это не получилось: пуля только чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен сильно переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У него развивается тяжёлое заболевание печени. Бетховен умер 26 марта 1827 года. Больше двадцати тысяч человек прошли за гробом композитора. Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание). Стр. 48 – 50 по учебнику. Симфония № 5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1804—1808 годах, — одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний. Впервые исполненная в 1808 в Вене, симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения. Э. Т. А. Гофман назвал симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи». Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов: Симфония и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы») стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки. “Его надо было бы звать не Бахом (Bach — ручей), а морем”, — говорил Бетховен. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист. Родился 21 марта 1685 года в городе Лейпциг. В биографии Иоганна Себастьяна Баха изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами. После смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. Затем Бах Себастьян Иоганн поступил учиться в певческую школу в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 годов была написана первая органная музыка Баха. Закончив учебу, Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Затем его пригласили быть смотрителем в органном зале церкви города Арнштадт, после чего он стал органистом. За это время было написано множество произведений Баха. Позже он стал органистом в городе Мюльхаузен. В 1797 году Бах женился на Марии Барбаре – своей кузине. В биографии Баха тех времен было отмечено множество положительных сдвигов. Власти были довольны его работой, за издательство сочинения композитор получил вознаграждение.. Однако, Бах снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются трое детей. Музыка Баха наполняется лучшими веяниями того времени благодаря учению у других композиторов. Следующим нанимателем Баха, высоко ценившим его талант, был герцог Анхальт-Кётенский. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры). В 1920 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на певице. Счастливая семья имела 13 детей. Во время пребывания в Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха. В 1923 году музыкант стал учителем при церкви, затем – музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал светскую, духовую музыку. За свою биографию Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»). В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Однако сейчас по всему миру открыты музыкальные школы имени Баха, а на произведениях великого композитора выучили не одно поколение. Хора́л (от греч. χορός — хор, первоначально — хоровод, сопровождающийся пением) Хора́льная прелю́дия — короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве какого-нибудь хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С. Баха, написавшего 46 хоральных прелюдий (и ещё одну незаконченную), объединённых в цикл «Органная тетрадь». В службе хоральная прелюдия использовалась в качестве вступления перед хоралом с тем же мотивом, который пели прихожане (обычно это происходило в протестантских церквях, а изначально — только в лютеранских), отсюда появилось название «прелюдия». Хотя такие произведения обычно были полифоническими, мелодия хорала всегда была отчётливо слышна. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание). Стр. 51 – 53 по учебнику. Вокально-хоровая работа. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мери Поппинс, до свидания» (пение). Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. Три белых коня (пение). Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером произведения. Итог урока. «Музыка симфонии так могуча и сильна, что оказалась способной воплотить борьбу всего человечества со всеми несправедливостями, вставшими на его пути. И не только борьбу, но и образ грядущей победы!» - Д.Б. Кабалевский. Каждое музыкальное произведение, каждая известная песня обязательно написана в каком-нибудь определенном размере. Однако заданный размер очень редко совпадает с ритмическим рисунком музыки, который намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации. Домашнее задание. Исполнять песни. Краткие сведения о Бетховене записать в тетрадь. Урок 15 Тема: От адажио к престо Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание). Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. Три белых коня (пение). М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: От адажио к престо. Работа по теме урока. “Его надо было бы звать не Бахом (Bach — ручей), а морем”, — говорил Бетховен. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист. Родился 21 марта 1685 года в городе Лейпциг. В биографии Иоганна Себастьяна Баха изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами. После смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. Затем Бах Себастьян Иоганн поступил учиться в певческую школу в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 годов была написана первая органная музыка Баха. Закончив учебу, Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Затем его пригласили быть смотрителем в органном зале церкви города Арнштадт, после чего он стал органистом. За это время было написано множество произведений Баха. Позже он стал органистом в городе Мюльхаузен. В 1797 году Бах женился на Марии Барбаре – своей кузине. В биографии Баха тех времен было отмечено множество положительных сдвигов. Власти были довольны его работой, за издательство сочинения композитор получил вознаграждение.. Однако, Бах снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются трое детей. Музыка Баха наполняется лучшими веяниями того времени благодаря учению у других композиторов. Следующим нанимателем Баха, высоко ценившим его талант, был герцог Анхальт-Кётенский. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры). В 1920 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на певице. Счастливая семья имела 13 детей. Во время пребывания в Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха. В 1923 году музыкант стал учителем при церкви, затем – музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал светскую, духовую музыку. За свою биографию Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»). В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Однако сейчас по всему миру открыты музыкальные школы имени Баха, а на произведениях великого композитора выучили не одно поколение. Хора́л (от греч. χορός — хор, первоначально — хоровод, сопровождающийся пением) Хора́льная прелю́дия — короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве какого-нибудь хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С. Баха, написавшего 46 хоральных прелюдий (и ещё одну незаконченную), объединённых в цикл «Органная тетрадь». В службе хоральная прелюдия использовалась в качестве вступления перед хоралом с тем же мотивом, который пели прихожане (обычно это происходило в протестантских церквях, а изначально — только в лютеранских), отсюда появилось название «прелюдия». Хотя такие произведения обычно были полифоническими, мелодия хорала всегда была отчётливо слышна. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание). Стр. 51 – 53 по учебнику. Итог урока. Домашнее задание. Подготовить свои рассказы о Бетховене. Урок 16 Тема: От адажио к престо Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Дж. Россини, стихи Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание). Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. Три белых коня (пение). М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: От адажио к престо. Работа по теме урока. ДЖОАККИНО РОССИНИ (Rossini) (1792-1868) Родился в городе Пезаро в семье музыкантов: трубача театральной труппы и певицы. Обладая прекрасным голосом, маленький Джоаккино поет в церковных хорах Пезаро и Луго, в 12-летнем возрасте начинает систематические занятия музыкой. 14-летний Россини – дирижер и хормейстер оперной труппы, а спустя 2 года – автор кантаты. В 1810 году он заканчивает музыкальный лицей в Болонье и дебютирует оперой "Вексель на женитьбу", принесшей автору широкую известность. С этого времени, согласно контрактам с антрепренерами Болоньи и Венеции, ежегодно он пишет по несколько опер (в том числе - "Танкред" и "Итальянка в Алжире"). C 1818 года Россини живет в Неаполе, где по договору для театра Сан-Карло пишет по 2 оперы в год ("Елизавета Английская” (1815), “Отелло” (1816), “Моисей в Египте” (1818) и др.) В это же время в Риме ставят “Севильского цирюльника” (1816), а в Милане с успехом проходит премьера “Сороки-воровки” (1817); для Милана же сочинена опера-комедия “Золушка”. В 1824 году композитор обосновывается в Париже, где занимает должность директора придворной музыки и генерального инспектора пения. В 1829 году он создает "Вильгельма Телля" – первую в западноевропейском искусстве народно-патриотическую оперу. После июльской революции Россини лишается всех занимаемых должностей; отойдя от активной деятельности, он живет в Италии и Франции. Все, что создано им за последние 38 лет, - это романсы, "Stabat Mater" (1841), "Торжественная месса" (11863) и сборник "Грехи моей старости" (1857 - 1868). Скончался Россини 13 ноября 1868 года в Пасси, близ Парижа. Дж. Россини, стихи Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание). "Солнцем Италии" назвал Генрих Гейне композитора Джоаккино Россини и был прав. Россини завершает период классицизма в итальянской музыке и одновременно является представителем только зарождающейся национальной школы, тесно связанной с народными традициями. Дж. Россини, стихи Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание). Совсем по-иному звучат в музыке быстрые темпы. Быстрые темпы – это мир живых и радостных эмоций, стремительных танцев, движений, душевных порывов. Завязалась, закипела, Всё идёт живей, живей, Обуяла тарантелла Всех отвагою своей… Эй, простору! Шибче, скрипки! Юность мчится! С ней цветы, Беззаботные улыбки, Беззаветные мечты! Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Дж. Россини. Тарантелла – один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев Италии. Быстрый темп – Allegro con brio (быстро, возбуждённо) – кажется ещё более стремительным благодаря непрерывному движению трёхдольных фигур, а также многочисленным подбадривающим возгласам и повторам, особенно ярким в итальянском оригинале: «Frinche, frinche, frinche, frinche, frinche, frinche, mamma mia!». Вокально-хоровая работа. Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. Три белых коня (пение). М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение). Итог урока. Единый темп редко сохраняется на протяжении всего произведения. Только в маленьких пьесах может быть выдержано одно настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко следует поворотам и нюансам музыкального развития, то чуть ускоряясь, то замедляясь. Домашнее задание. Выучить песни. Урок 17 Тема: Мелодия. «Мелодия – душа музыки» Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание). В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент (слушание). Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение). Дополнительный материал: Портреты композиторов: Ф.Шуберта, В.Моцарта. Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: Мелодия. «Мелодия – душа музыки» Работа по теме урока. Мелодия всегда будет самым чистым Выражением человеческой мысли. Ш. Гуно «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору…» П.И. Чайковский В каждом музыкальном произведении живёт душа – это мелодия. Мелодия – последовательность музыкальных тонов, имеющая определенный темп и ритм. Слушатель должен воспринимать мелодию не как набор звуков, а как единое целое. Мелодия – (от греч. melodia – пение - напев, песня), одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия – ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. Специфический компонент мелодии – звуковысотная линия. Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание). Это одна из самых проникновенных мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной. В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта – о счастливой любви: наступит день, возлюбленные встретятся, и всё же её мелодия нам открывает очень многое – то, чего нет в словах и о чём вообще рассказывать очень трудно. Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, – вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости. В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент (слушание). Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма. Кому не знакома прелестная и грациозная «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи! В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи. Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом; слушая её, мы не думаем о том, что это всего лишь бытовая музыка, написанная по заказу для ночного концерта. Напротив, в её звуках оживает для нас облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке, причём даже самая лёгкая музыка была необыкновенно прекрасной – ведь её писал Моцарт! «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт». – Ф. И. Шаляпин. Вокально-хоровая работа. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение). Итог урока. М.Глинка основой своего творчества считал мелодию. П. Чайковский. «Мелодия – душа музыки», ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья… Домашнее задание. Выучить текст песни. Урок 18 Тема: «Мелодией одной звучат печаль и радость» Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза (слушание). Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение). Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение). П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение). Дополнительный материал: Портрет композитора В.Моцарта. Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость» Работа по теме урока. БУЛАТ ОКУДЖАВА МОЦАРТ НА СКРИПКЕ ИГРАЕТ (Из путевого дневника) Моцарт на старенькой скрипке играет, Моцарт играет, а скрипка поёт, Моцарт отечества не выбирает – Просто играет всю жизнь напролет. Ах, ничего, что всегда, как известно, наша судьба - то гульба, то пальба. Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба. Где-нибудь на остановке конечной скажем спасибо и этой судьбе. Но из грехов своей родины вечной не сотворить бы кумира себе! Ах, ничего, что всегда, как известно, наша судьба - то гульба, то пальба... Не расставайтесь с надеждой, маэстро, не убирайте ладони со лба. Коротки наши лета молодые: миг - и развеются, как на кострах, красный камзол, башмаки золотые, белый парик, рукава в кружевах. Ах, ничего, что всегда, как известно, Наша судьба - то гульба, то пальба.... Не обращайте вниманья, маэстро, Не убирайте ладони со лба. Жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья. Которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн назвал Гелиосом – богом солнца музыки, о которой восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» – создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений – свой Реквием. Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершённой». Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы. Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Мне день и ночь покоя не даёт Мой чёрный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третий Сидит. Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. Зюсмайром, который был досконально посвящён Моцартом в замысел всего сочинения. Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности? Моцарт остановился в начале «Lacrimosa»? дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби. Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основа на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства. Вокально-хоровая работа. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение). Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение). П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из «Детского альбома» (пение). Итог урока. Мелодии, как и ритмы, отличаются глубоким своеобразием. В них находят яркое воплощение национальный колорит страны и творческая личность композитора, красота пейзажа и характер персонажа… Домашнее задание. Исполнять вокальные произведения. Урок 19 Тема: Мелодия угадывает нас самих Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: П. Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание). Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение). М. Яковлев, стихи А. Дельвига «Элегия» (пение). Дополнительный материал: Портрет композитора П. Чайковского. Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: Мелодия угадывает нас самих Работа по теме урока. Чем более музыкальное понимание распространяется в массах публики, тем меньшую привлекательность представляет для нее виртуозность в тесном смысле, т. е. гимнастика пальцев, применяемая к выделыванию пассажей, фиоритур, скачков, следовательно, того элемента музыки, в котором - нет мысли, а имеется лишь преодоленная физическая трудность. Музыкальный материал, т. е. мелодия, гармония и ритм, безусловно неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут все еще служить источником новых музыкальных мыслей. .[вдохновение] - это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, что вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение. Раскроем томик Пушкина: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет. Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет славится во всем мире. Что же это такое - балет? Французское слово «ballet» произошло от итальянского baletto – танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет - пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было еще очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами! Во второй половине XVII века великий французский комедиограф Мольер написал несколько комедий-балетов - «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» и др., - музыку к которым создал замечательный композитор Люлли. Он же был и балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры труппы Мольера. Правда, профессиональными танцовщиками они еще не были, но уж актерами-то были вполне профессиональными. В дальнейшем французские балетмейстеры, среди которых появились выдающиеся мастера, создали специальный «хореографический язык», которым классический балет пользуется до сих пор. В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна страна не может сравниться с Россией. В ней существуют непревзойденные балетные труппы. В ней возникли балеты Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева, А. Хачатуряна. Балет - это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете три составные части – классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец – тот, что в основных чертах сложился еще во Франции XVII века, - очень красив, грациозен. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны. Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де. Вы, наверное, видели па-де-де Одетты и принца Зигфрида из «Лебединого озера» Чайковского, Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон-Кихота» Минкуса. Это популярные балетные номера, которые часто исполняются в концертах. Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер. Кроме солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Не всегда они построены на классической основе. Вспомните то же «Лебединое озеро»: в его третьем действии испанский и неаполитанский танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы называются характерными. И, наконец, не менее важна еще одна составная часть балета - пантомима. Греческое слово пантомима означает «все воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передается собственно содержание спектакля, развитие его сюжета. В современном балете, наряду с классическими танцевальными элементами, широко применяются движения, заимствованные из гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и тактично, они чрезвычайно обогащают старинное искусство, омолаживают его, делают современным. |