Главная страница

I четверть Урок 1 Тема Музыка души Цели урока Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеI четверть Урок 1 Тема Музыка души Цели урока Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека
Дата20.09.2022
Размер1.4 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmuzyka_6_klass.doc
ТипУрок
#687378
страница6 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Балет "Щелкунчик"


Сюжет: 1 акт. Председатель с женой и приглашенными украшает елку. Все готово, время звать детей. Елка зажигается, как по волшебству. Дети входят и замирают, полные удивления и восторга. Начинается раздача подарков. Общее увлечение прерывается приездом советника Дроссельмайера. Дети председателя с нетерпением ждут подарков Дроссельмайера - их крестного. Последний заставляет внести две коробки: из одной он извлекает большой кочан капусты - для Клары, из другой - большой пирог - для Фрица. Увидев такие подарки, дети и их родители разочарованы. Дроссельмайер приказывает поставить подарки перед собой, заводит их, и из капусты появляется большая кукла, а из пирога - солдат. Еще из двух больших табакерок Дроссельмайера появляются черт и чертиха. Клара и Фриц в восторге, благодарят крестного и просят позволения унести игрушки. Родители запрещают - такими прекрасными игрушками не играют. Клара плачет, Фриц капризничает. В утешение советник достает из кармана еще подарок - Щелкунчика. Им играть можно.




Клара сразу восхищена им и спрашивает советника о предназначении подарка. Он берет орех и раскалывает его Щелкунчиком. Фриц, заинтересовавшись, тоже хочет колоть им орехи. Родители указывают маленькой Кларе, что она должна поделиться с братом. Фриц колет им орехи - и у Щелкунчика ломаются зубы. Клара поднимает брошенную Фрицем игрушку, утешает и укладывает в кукольную колыбельку. Фриц с товарищами шумно дразнят девочку. Чтобы покончить с этим, председатель предлагает всем протанцевать "гроссфатер" ("танец дедушек"). Гости благодарят председателя и его супругу и уезжают. Детям приказывают идти спать. Клара просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, родители отказывают. Она в горе уходит, закутав потеплей своего любимца. Ночь. Клара в ночной рубашке еще раз возвращается взглянуть на своего дорогого больного. Ей страшно. Она подходит к кроватке Щелкунчика, от которого, как ей кажется, исходит таинственный свет. Бьет полночь. Клара смотрит на часы и с ужасом видит, что сова на них превратилась в Дроссельмайера, который смотрит на нее с насмешливой улыбкой. Она хочет бежать, но силы оставляют ее. В ночной тишине она слышит, как скребутся мыши и делает усилие, чтобы уйти, но мыши появляются со всех сторон. Тогда, в ужасе, она хочет забрать Щелкунчика и бежать, но это ей не удается. Все исчезает. Задняя дверь открывается, елка становится огромной. Часовой на часах окликает: "Кто идет?" Мыши не отвечают. Часовой стреляет, куклы перепуганы. Часовой будит зайчиков-барабанщиков. Происходит битва, мыши побеждают и пожирают пряничных солдатиков. Появляется мышиный царь, приветствуемый своими войсками. Щелкунчик вызывает свою старую гвардию, раздается призыв к оружию, снова разгорается битва. Чтобы защитить Щелкунчика, Клара бросает в Мышиного короля свой башмак и затем падает в обморок. Мыши исчезают. Щелкунчик превращается в благородного принца и бросается на помощь Кларе, которая приходит в себя. Еловый лес зимой. Начинает идти снег, поднимается вьюга, кружатся в танце снежинки-танцовщицы.

Па-де-де из II действия «Щелкунчика» – танцевальная мелодия живого и яркого чувства, которую выдающийся балетмейстер М. Петипа назвал «потрясающей по своему воздействию».

Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей своей точки. Такой тип начала получил название «вершина-источник»: он, подобно водопаду, зарождается на высоте, а затем уже мелодия движется только вниз, «растворяясь» в пассажах аккомпанемента.

Как это часто бывает в музыке, в диалог вступает другая тема, вносящая в развитие музыкального повествования учащённое биение ритмического пульса, на фоне которого звучит её взволнованная мелодия.

Слушая мелодию Па-де-де из балета «Щелкунчик», удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом её свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодий от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточие…

Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нём присутствует всё многообразие эмоционального высказывания. Но есть в ней и то, о чём великий романтик Г. Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка»

Вокально-хоровая работа

  • М. Яковлев, стихи А. Дельвига «Элегия» (пение).

  • Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далёко (пение).



  1. Итог урока.

Мелодия – это язык, который близок и понятен всем – людям, живущим в различные времена, говорящим на разных языках, детям и взрослым. Ведь для любого человека везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они ни звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то минуты, когда звучит волнующая нас мелодия, они становятся более яркими, живыми, осязаемыми.

Мелодия угадывает нас самих – наши затаённые чувства, наши невысказанные мысли.

  1. Домашнее задание.

Выучить текст песен.







ЭЛЕГИЯ

Музыка М. Яковлева
Слова А. Дельвига

Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
В тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слез
Из чаши бытия, -
Зачем тогда в венке из роз
К теням не отбыл я!

Зачем вы начертали так
На памяти моей
Единой молодости знак,
Вы, песни прошлых дней!
Я горы, долы и леса
И милой взгляд забыл;
Зачем же ваши голоса
Мне слух мой сохранил!

Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
Простился я давно.
Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей;
И слова страшного – люблю –
Не повторяйте ей!

Урок 20

Тема: Гармония. Что такое гармония в музыке.

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание).

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Гармония. Что такое гармония в музыке.

  1. Работа по теме урока.

Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем

сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь

проявление некоей божественной любви,

узнать её происхождение и установить связь

с другими силами, которыми держится Вселенная.

Птолемей
В размеры стройные стекались

Мои послушные слова

И звонкой рифмой замыкались.

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шепот речки тихоструйный.
Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей…
…Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Проверил

Я алгеброй гармонию.

- Я прочитала вам строки из разных стихотворений одного и того же поэта, не догадались какого? (А.С. Пушкина)

- Какое слово присутствовало во всех отрывках? (слово «гармония»)

- Что, на ваш взгляд, оно означает? (ответы детей)

- Давайте поразмышляем, в каком значении употребляется это слово в каждом из отрывков. Для этого вы поработаете «в парах».

  1. Работа «в парах»:

  2. Прочитайте внимательно фрагменты стихотворений, обратите внимание на слово «гармония», в каких значениях оно употребляется в каждом из фрагментов.

  3. Соедините «стрелками» стихи и значения слова «гармония», в котором оно употребляется в этих стихах.


frame3
Значения слова «гармония»:

  1. Гармония – наука об аккордах и музыкальных созвучиях.



  1. Под гармонией подразумевается поэзия.



  1. Гармония – стройность, соразмерность, красота.




Проверка:

- И так, в смысле стройности, соразмерности, красоты, в каком отрывке употребил слово «гармония» поэт? (во втором, это стихотворение «Красавица»)

- А где под гармонией подразумевается поэзия? (в первом, стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»)

- Близко к этому значение и третьего отрывка (это слова Сальери из «Маленькой трагедии»). Недаром поэт далее произносит тост:
…за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери,

Двух сыновей гармонии.

– Только речь тут идет уже не о поэзии, а о музыке.
Сообщение темы урока:

- И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о гармонии не только в музыке, но и в искусстве, и в окружающей нас жизни.
Тема урока: «Гармония в мире и музыке».
– Эпиграфом к уроку будут слова известного древнего мыслителя Птолемея: «Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?»

– Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя не проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческого тела. Древние греки словом «гармония» даже определяли периоды мирной жизни, свободной от войн и потрясения. И это же слово было избрано для выражения глубинного смысла музыки. Итак, гармония – это искусство музыкальной красоты.

Гармонию в музыке можно определить словами: светлая, темная, напряженная, резкая, изысканная, красочная и т.д.

«Гармония» – одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя не проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. И это же слово – такое богатое смыслами, такое многозначное – из множества других было избрано для выражения глубинного смысла музыки, того главнейшего, что отличает её от других видов искусства.

Однако в человеке – творце языка – всегда присутствовало стремление опоэтизировать мир вещей, особенно вещей прекрасных и возвышенных. В некоторых понятиях заключена целая сказка, огромный мир образов, связующих между собой самые разные явления: стройность, порядок, небосвод, космос…

Поэтому не случайно слово «гармония», включающее в себя все эти значения, в музыке относятся к выражению её коренного и основного свойства – благополучия. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований – это и есть музыкальная гармония: не универсальная «гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты.

Подобно всякому искусству, музыка имеет свой собственный «материал»: то, из чего состоит и на чём строится её звучание. Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре – так звук в музыке есть её ядро, «первоэлемент», из которого рождается музыкальное произведение.

Однако наличие первоэлементов ещё не есть красота, точно так же как не является красотой любой произвольный порядок звуков. Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по законам гармонии – естественным природным законам, которым неизбежно подчиняется музыкальное произведение. Эти законы обязательны не только для музыки: ведь и в других искусствах художник непременно учитывает природные свойства каждого материала. «Лишь то ваятель создавать способен, что мрамор сам в себе таил» – эти слова великого скульптора Микеланджело в равной степени относятся к музыке, сила воздействия которой в немалой степени зависит от её подчинения законам природы и особенностям человеческого восприятия.

Когда мы говорим о мелодии, мы неоднократно сравниваем её с интонацией человеческого голоса. Красота голоса, выразительность голоса – эти свойства, воспринятые и многократно усиленные мелодией, во многом составляют секрет её очарования. Но ведь мелодия – часть гармонии! В том как она рождается и из чего состоит, можно увидеть не только воздействие речи или пения, но и подчинение её тем же законам благозвучия, которые идут из глубин самой музыки проистекают из свойств звуков и только благодаря этому воздействуют на человеческую душу.

Присутствие гармонии ощутимо в любом произведении. В самых высших, в самых гармоничных своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором, несомненно, присутствует отблеск неземной, божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии. Есть у многих композиторов – и у Баха и у Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия. Это не означает, конечно, что в них отсутствует драматическое развитие, не ощущается горячий пульс жизни. В музыке вообще редко возникают абсолютно безмятежные состояния. Выдающийся пианист В. Сафроницкий верно заметил: «Настоящее великое искусство – это раскалённая, кипящая лава, а сверху – семь броней». В его словах заключена мысль о том, что в подлинном искусстве покой и равновесие свидетельствуют скорее о присутствии духа, о могучей сдерживающей воле, чем о неомрачённой безмятежности. И всё же музыке известны гармоничные просветлённые состояния, далёкие от конфликтности, пронизанные светом и покоем. Одно из таких произведений – Прелюдия до мажор И.С. Баха, открывающая его фортепианный цикл «Хорошо темперированный клавир».
Вслушайтесь в звучание Прелюдии до мажор.

Вопросы:

- Отчего музыка прелюдии кажется такой светлой, такой умиротворённой, отрешённой от всего мелкого, суетного?

- Каков характер произведения?

- Каков ритм?

- Какова фактура произведения?

- Какова гармония? Только ли мажорные созвучия слышны?



Наверное, прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения – ни ритм, равномерно пульсирующий от начала до конца произведения, ни фактура, столь же неуклонно «распевающая» каждый аккорд по звукам… И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами, вновь умиротворяясь. В этих чуть уловимых мерцаниях, в этой игре созвучий со всей очевидностью обнаруживает себя движущая сила гармонии, построенная на противоположности светлого и затемнённого, зыбкого и твёрдого, печального и радостного.

Гармония как единство противоположных начал заложено ещё в мифологии. В одном древнегреческом мифе рассказывается, что Гармония была дочерью Ареса – бога войны и раздора и Афродиты – богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и всеобъемлющей силы вечно юности, жизни и любви – такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией. Поэтому гармония в музыке – искусстве временном, движущемся – почти никогда не предстаёт в своём законченном виде, а, наоборот, достигается в развитии, борьбе становлении.

Наверное, противоречивая природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласованным звучанием противостоит диссонансу с его угловатой напряжённостью; неустойчивое созвучие к разрешению в устойчивое – таков вечно напряжённый, динамичный и изменчивый мир музыкальной гармонии.

Произведений, подобных Прелюдии до мажор Баха, в музыке не так много. Гораздо чаще встречаются сочинения, в которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья – всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как, например, в живописи, где самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощён только каким-нибудь одним гармоническим средством.

Гармония во все времена опиралась на лады, различные по своему выразительному значению. Существование двух огромных эмоционально-образных сфер музыки порождено её разделением на мажор и минор, основные аккорды которые отличаются друг от друга одним-единственным звуком!

Вокально-хоровая работа

  • Разучивание песни Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка.

– исполнение партии хора на два голоса.

Разучивание песни по партиям.

  1. Итог урока.

Гармония – слово греческого происхождения, которое означает «стройность», «соразмерность», «пропорциональность», «созвучность». В русском языке для соответствующих понятий существует слово «лад». Сегодня на уроке мы рассмотрели это понятие, имеющее несколько значений.

  1. Домашнее задание: Выучить текст песни Г. Струве «Музыка».



Урок 21

Тема: Два начала гармонии

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

  • В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть (слушание).

  • Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Два начала гармонии

  1. Работа по теме урока.

«Моё убеждение таково, – писал великий немецкий писатель и мыслитель И. В. Гёте, – мажорный лад пробуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает всё невыразимое и томительное».

В этой противоположности выражения, заложен секрет не только естественности и искренности музыкальных звучаний, но и их способности быть всегда динамичными, непредсказуемыми, волнующими.

Выразительное противопоставление мажора и минора непременно присутствовало в крупных классических композициях – симфониях, сонатах, концертах. Ведь произведение значительной протяжённости должно быть особенно динамичным. Увлекательным, многообразным. Поэтому ладовый контраст использовался при чередовании крупных частей и их внутренних разделов, при сопоставлении главной и побочной партий.

Противоположность мажора и минора важна не только для организации крупной музыкальной формы. С наименьшей яркостью обнаруживает она себя и в миниатюрах – прелюдиях, ноктюрнах, вокальных сочинениях.

Вспомните симфонии Моцарта – одного из самых гармоничных композиторов: как естественно в них гармоническое дыхание, соотношение «света» и «тени», как органично переплетение мажора и минора в их сопоставлении, чередовании, изящной игре!
Моцарт – это молодость музыки,

вечно юный родник, несущий человечеству

радость весеннего обновления и душевной гармонии.

Д. Шостакович

Симфония соль-минор (№40) написана композитором в период рассвета его таланта, после создания опер «свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».

Моцарту шёл тогда 33-й год. В этот период условия жизни композитора были особенно тяжёлыми, его семья жила в бедности, ему доводилось исполнять частные заказы. Он работал дни и ночи напролёт, обгоняя время, преодолевал возрастающую физическую усталость. Преодолевая тысячи преград и сомнений.

За шесть недель он закончил три симфонии. Среди которых была и соль-минор.

Главная тема (наиграть) – нежная, лиричная, с некоторым оттенком печали.

Побочная тема (наиграть) – чистая, светлая.

  • В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть (слушание).

  • Какая тема имеет преобладающее развитие в разработке? (Главная. Она постепенно наталкивается в своём развитии на драматические препятствия. Смягчается лишь при появлении побочной темы.)

  • Как появляется реприза? Чем она отличается от экспозиции? Обратите внимание на лад побочной темы. Есть ли в музыке контрасты? Что это означает?

  • Оставила ли в вашей душе полный покой эта музыка? (Нет, что вызывает потребность в дальнейшем движении, дальнейшем её развитии.)

Вокально-хоровая работа.

  • Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).

  1. Итог урока.

Выразительное противопоставление мажора и минора сегодня было рассмотрено как два начала гармонии.

  1. Домашнее задание.

Исполнять песню.

Урок 22

Тема: Эмоциональный мир музыкальной гармонии

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» (слушание).

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).

Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасова, обработка В. Попова (пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора Ж. Бизе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Эмоциональный мир музыкальной гармонии

  1. Работа по теме урока.

Каждая эпоха оставляет свои памятники – произведения, образы, сюжеты. В них находит воплощение то характерное, в чём с наибольшей силой проявил себя дух времени: идеалы и стремления, жанры и выразительные средства искусства. Это характерное впоследствии становится своеобразным символом времени, к которому снова и снова обращаются поэты и мыслители, пытающиеся понять, угадать, угадать тайну его притягательности.

Среди образов-символов искусства XIX века – цыганка Кармен, прелестная, непредсказуемая, неудержимая героиня новеллы французского писателя П. Мериме и оперы Ж. Бизе «Кармен».

Вместе с Кармен в музыку пришла тема роковой любовной страсти, столь мощной и сокрушительной, что отзвуки её можно обнаружить даже в искусстве нашего времени.

А. Блок в своём цикле «Кармен», написанном через полвека после первого появления этой героини на страницах новеллы П. Мериме, неоднократно признаётся в том непостижимом воздействии, какое оказывал на него образ роковой цыганки.

Бушует снежная весна.

Я отвожу глаза от книги...

О, страшный час, когда она,

Читая по руке Цуниги,

В глаза Хозе метнула взгляд!

Насмешкой засветились очи,

Блеснул зубов жемчужный ряд,

И я забыл все дни, все ночи,

И сердце захлестнула кровь,

Смывая память об отчизне...

А голос пел: Ценою жизни

Ты мне заплатишь за любовь!
«Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Опера открывается увертюрой, в которой сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба Кармен.

В увертюре, традиционно отражающей все ключевые моменты сюжета и связанные с ними музыкальные характеристики, после жизнерадостных, мажорных мелодий главных тем, обещающих на первый взгляд очень весёлый музыкальный спектакль, внезапно вторгается тема Кармен – напряжённая, тревожная, поддерживаемая грозными минорными аккордами, утверждающими неотвратимость грядущей трагической развязки. Важно подчеркнуть и то, что тема Кармен – единственная в увертюре оперы, отступающая от царящего в ней мажорного лада и построенная на звуках цыганской гаммы.

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!

В ожесточенном пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Душа не чует стройных голосов.


  • Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» (слушание).


Вокально-хоровая работа.



  1. Итог урока.

Музыка Ж. Бизе воплощает в себе всю роковую силу Кармен, всю выразительность и яркость драмы, весь её красочный национальный и природный колорит. Множество разнохарактерных персонажей, событий и сцен требуют столь же многообразного гармонического решения. Гармония, прикоснувшись к тайнам человеческой души, сама научилась быть многоликой, изменчивой, текучей.

  1. Домашнее задание.

Выучить текст песен. Ознакомиться с биографией и творчеством Жоржа Бизе.

Урок 23

Тема: Красочность музыкальной гармонии

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

  • Н. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание).

  • Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).

  • Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Весёлая история (пение).

  • Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасова, обработка В. Попова (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: Красочность музыкальной гармонии

  1. Работа по теме урока.

Н. А. Римский-Корсаков создал целую галерею причудливых сказочных персонажей, образов, пейзажей. Их поистине захватывающее эмоциональное воздействие связано со многими особенностями музыкального воплощения – красочностью гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий, наконец, характером музыкальной фактуры, передающей таинственное движение сказочных музыкальных картин.

«Шествие чуд морских» из VI действия оперы «Садко» - один из примеров необыкновенной фактурной выразительности. Рисуя волшебный мир подводного царства – загадочного, невидимого для людей, композитор выбирает такие музыкальные средства, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности, романтичности, сказочной красоты. «Шествие…» необыкновенно статично, даже само движение «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не открытая стихия моря, это неведомые его глубины, не согретые человеческим взглядом.

Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины — повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. В либретто выдержан народный былинный и песенный стиль, широко использованы фольклорные тексты, традиционные обороты и «формулы» эпических жанров. В «Садко» картинная музыкальная драматургия сочетается с особенно глубоким и широким симфоническим дыханием, с развитием собственно инструментального начала.

Шествие чуд морских – великолепная оркестровая музыкальная картина. Все размещаются по отчинам, чинам и званиям, как поясняет Н. А. Римский-Корсаков. Это целая балетная сюита.

"Из темной темени выступает прозрачный, лазоревый терем. Посредь его ракитов куст. Царь морской, Окиан-Море, со царицею Водяницею сидят на престолах..." – так композитор описывает подводное царство.

В «Шествии» — торжественное «дефилирование» чуд морских перед своим владыкой. Это красочная музыкальная мозаика, состоящая из множества лейтмотивов. Музыка передает очарование подводного мира. В конце «Шествия» движение замедляется до полной его остановки — гармоническая неустойчивость сменяется прояснением тональности си мажор, длительным органным пунктом, как бы «застывают» в многократных повторениях лейтмотив Морского царя, «плещущиеся» фигурации флейты. Мелодические фигурации, словно унося последние всплескиводы – и на короткое время застывает в созданной ею картине беспредельной сказочной красоты.

Вокально-хоровая работа.

  • Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).

  • Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Весёлая история (пение).

  • Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасова, обработка В. Попова (пение).

  1. Итог урока.

Гармония – подлинная душа искусства, его красота и правда. Подлинному искусству присуще милосердие, безграничная любовь ко всему, к чему оно прикасается.

  1. Домашнее задание.

Выучить песни. Нарисовать рисунки к прослушанному музыкальному фрагменту Н. Римского-Корсакова. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко».


Урок 24

Тема: Полифония. Мир образов полифонической музыки.

Цели урока:

  • формирование представлений об особенностях композиторского творчества И. С. Баха. закрепить понятия полифония, фуга;

  • способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;

  • научить определять многоголосие в фуге;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся;

  • выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха.

Музыкальный материал урока:

  • И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание).

  • (пение).

  • В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (пение).

  • Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).

  • Во поле берёза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве (пение).

  • В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Полифония. Мир образов полифонической музыки».

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А.Усачев «Звуки»

Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта