Главная страница

I четверть Урок 1 Тема Музыка души Цели урока Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеI четверть Урок 1 Тема Музыка души Цели урока Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека
Дата20.09.2022
Размер1.4 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmuzyka_6_klass.doc
ТипУрок
#687378
страница7 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

"Музыка возвышает и облагораживает человека"


Тип урока – закрепление материала.

Жанр урока – тематический.

Приемы музыкальной деятельности:

  • практические упражнения;

  • анализ конкретной ситуации;

  • активное слушание, вокализация;

  • размышление о музыке.

«Человек – это звучит гордо».

М. Горький.

«Если представить всех композиторов
в виде длинной горной цепи, то этот
своею вершиной высоко уходит в небо».


М. Горький.

Ход урока

Вступление

Учитель: Сегодня наш урок будет полностью посвящен творчеству одного великого композитора. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке; выясним, чем музыка этого композитора отличалась от произведений других авторов.

Учитель: Посмотрите, два эпиграфа перед вами. В конце урока вы скажете, какой из этих эпиграфов, по-вашему, подходит к уроку и почему. На доске не хватает темы. Ее вы сформулируете в конце урока. Прослушаем музыкальное произведение и определим его автора.

(Звучит Токката ре минор.)

Учитель: Кто автор этого произведения?

Ученик: Автор этого произведения И. С. Бах.

Экспозиция

Учитель: И. С. Бах – это одна из величайших высот музыкального искусства, к постижению которой человек может стремиться всю жизнь. Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман. Вот как он обратился к Баху в стихотворении «Господину капельмейстеру И. С. Баху»:
«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит
Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружен.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».
Прошло более 200 лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При жизни он не получил заслуженного внимания. Этому есть свои причины. Кто мне их назовет?

Ученик: Бах жил в сложное и трудное время – в эпоху распада феодального общества. Тридцатилетняя война, принесшая народам Европы страдания и нищету, особенно тягостно сказалась на судьбе Германии.

Учитель: Давайте вспомним, что же представляла собой духовная музыка до Баха.

Ученики: Это была церковная музыка, где мелодия отходила на второй план, уступая главную роль словам. Ничего не должно было отвлекать людей от смирения, поклонения церкви.

Учитель: И Бах, как истинный творец, не мог этого вынести. Что же он сделал?

Ученик: Он наполнил церковные произведения человеческими чувствами – страданием, борьбой, радостью, гордостью.

Учитель: Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение И. С. Баха. С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; определите – какие чувства возникают у вас при слушании этого произведения.

(Звучит органная Фуга соль минор.)

Разработка

Учитель: Что такое полифония? Какие полифонические жанры вам известны?

Ученик: Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово в переводе с греческого означает «многозвучие». С полифонией ассоциируется особый мир музыкальной образности. Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам. Существуют следующие полифонические жанры – мессы, мотеты, хоралы, фуги.

Учитель: В словах великого композитора заключен глубокий философский смысл. В них подчеркивается истинный характер полифонической музыки, рожденной не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Какие же законы отличают полифоническую музыку?

Ученик: Прежде всего, в ней присутствует несколько голосов, каждый из которых ведет свою собственную мелодическую линию, столь же яркую и столь же самостоятельную, как и другие линии. Время вступления последующего голоса подчинено закону их благозвучного взаимодействия: при этом один голос, не нарушая самостоятельности другого, как бы аккомпанирует ему, обогащает его звучание.

Учитель: Какой полифонический жанр И. С. Бах развил до совершенства?

Ученик: Бах развил до совершенства фугу.

Учитель: Давайте посмотрим, что же говорится о фуге в учебнике.

Работа с учебником.

«При всем многообразии полифонических жанров и приемов высшего своего выражения полифония достигла в фуге.

Фуга – это форма полифонических произведений, при которой тема, представляющая яркую и выразительную мелодию, проводится поочередно во всех голосах. Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное изображение (в обратной последовательности) – не только обогащают ее звучание, но придают ей интеллектуальный, философский смысл. Своеобразная философия фуги, как одного из самых сложных по образу и технике музыкальных жанров, привлекала к ней многих композиторов, чье творчество отмечено глубиной философских исканий. Фуга порой привлекала и тех, кто пытался в другие виды художественного творчества внести идею музыки, музыкальности, кто с этой целью старался пластическими средствами выразить свои представления о музыкальных жанрах».

Учитель: Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих и многих композиторов. Высшие ее образцы одновременно являются высшими образцами музыки вообще: в фуге способны найти выражение самые глубокие мысли, самые благородные мысли, самые благородные чувства, на которые способен человек. Не случайно И. С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих музыкальных замыслов воплотил именно в фуге – то монументальной, то лирической, то строгой, то шутливой, – такой же многоликой и многообразной, как и сама музыка.

Учитель: Предлагаю вам прослушать фугу, определить характер и количество голосов.

(Слушание, ответы детей.)

Учитель: Фуга начинается с темы, которая повторяется четыре раза. Как и фуга, она носит спокойный, повествовательный характер. Прослушайте ее на инструменте, обратив внимание на графическую запись.

(Слушание, вокализация.)

Учитель: Прослушаем фугу еще раз. Попытайтесь, напевая эту тему, услышать течение маленького ручейка, как позже к нему присоединяется второй, третий, четвертый. И уже не отдельные ручьи, а полноводная река устремляется вперед к морю, где слышится голос могучего, свободного человека, которого воспевал в своей музыке Иоганн Себастьян Бах.

(Слушание.)

Учитель: Какой же музыкальный инструмент может исполнить это великое произведение?

Ученик: Конечно, только великий инструмент – орган.

Учитель: А что вы можете рассказать о нем?

Ученик: Орган называют инструментом – оркестром. С лицевой стороны органа мы видим множество труб, некоторые из них огромного размера. Самые длинные – несколько метров, короткие – несколько сантиметров. Благодаря этому орган может издавать как низкие, так и высокие звуки. Всю переднюю часть органа, которая называется органным проспектом, в старину украшали тонкой резьбой. Музыкант-исполнитель сидит за кафедрой управления.
Зал для органа – будто постамент:
Торжественно застыв, на возвышенье
Стоит не музыкальный инструмент –
Архитектурное сооруженье.
Труб серебристых вертикальный строй –
Как башенок старинных очертанье.
И кажется порой – перед тобой
Звучащее готическое зданье.
Учитель: Бах действительно был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека. Примером шутливого произведения может послужить небольшая песня, которую мы разучивали на прошлых уроках. Как она называется?

Ученик: Песня называется «Музыканты».

(Исполнение песни каноном.)

Учитель: Назовите еще пример шутливого музыкального произведения Баха?

Ученик: Пьеса из сюиты для струнных инструментов с флейтой, которую Бах назвал «Шутка».

Учитель: Прослушаем и определим характер этого музыкального произведения.

(Слушание, ответы детей.)

Учитель: Что объединяет эти произведения?

Ученик: В этих произведениях Бах выразил разные чувства людей – от радости, беззаботности до печали, философских размышлений.

Реприза

Учитель: Мы с вами убедились, как многогранна музыка И. С. Баха.

Ученик: Она и серьезна, и драматична, и шутлива, и трагична.

Учитель: Но у всех его произведений есть характерные черты. Какие?

Ученик:

  • полифония, непрерывность развития;

  • почти все исполняются на органе;

  • возвышенная, духовная;

  • выражает человеческие чувства;

  • положительное, преобразующее действие на человека.

Учитель: Вернемся к началу урока. Выберите один из предложенных на доске эпиграфов. Объясните свой выбор.

(Ответы детей.)

Учитель: Подумайте, как можно сформулировать тему нашего урока.

(Ответы детей, формулирование темы урока.)

Учитель: Какая песня гармонично вписывается в заключение нашего урока?

Ученик: Песня «Ты – человек».

  1. Работа по теме урока.

Вокально-хоровая работа.

Исполнение песни «Ты – человек», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.)

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание.


Урок 25

Тема: Философия фуги.

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

  • И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание).

  • (пение).

  • В. А. Моцарт. Dona nobis pacem (пение).

  • Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).

  • Во поле берёза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве (пение).

  • В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).


Тема: Микалоюс Константинас Чюрлёнис – автор музыкальной живописи.

Цели:

  1. Знакомство с М.К.Чюрлёнисом – композитором и художником начала 20-го века.

  2. Развитие образного мышления обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.

Задачи:

  1. Знакомство с биографией композитора и художника.

  2. Рассказ о картинах.

  3. Знакомство с фортепианными произведениями.

  4. Эскизы учащихся, как результат интегрированного урока.

Оборудование урока:

  1. Портрет М.К.Чюрлёниса. (Приложение 1)

  2. Цветные репродукции картин в формате А4. (Приложение 2)

  3. Исполнение фортепианных произведений М.К.Чюрлёниса: «Музыкальный момент» фа-диез-минор, «Прелюдия» си-мажор. (Приложение 3)

  4. Симфоническая поэма «Море» (CD-диск).

Формы работы:

  1. Групповая работа по картинам.

  2. Музыкальные произведения к картинам.

Базисные понятия:

- Полифония – многоголосие;
- Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса;
- соната жанр инструментальной музыки;
- скерцо – дословный перевод – «шутка»;
- фуга – полифоническое произведение, основанное на теме; тема изменяется каждый  раз при проведении в другом голосе.

Ход урока


1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок – знакомство с литовским композитором и художником Микалоюсом Константинасом Чюрлёнисом. Начало двадцатого века характеризуется новым направлением в искусстве – импрессионизмом. Назовите представителей этого направления в живописи и музыке. (Художники: Клод Моне, Эдуард Мане, И.Э.Грабарь, С.А.Коровин; основоположник музыкального импрессионизма - Клод Дебюсси; русские композиторы - А.Н.Скрябин, А.К.Глазунов.)

Творчество Чюрлёниса нельзя отнести только к импрессионизму, в его музыке и картинах сочетаются элементы импрессионизма, экспрессионизма и символизма. Творчество М.К.Чюрлёниса развивалось главным образом в период с 1904 по 1909 год.

В своем творчестве художник осуществлял мечту о единении искусств (идея «синтеза искусств»). Лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Об этом говорят и названия картин: «Соната Солнца», «Соната Моря», «Фуга».

2. Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед- школьник).

- Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы  прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом  в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно  музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.

Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.

В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях.

Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны.

В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.

Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет.

После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги.

3. Работа по картинам.

- Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.

Картина «Соната моря».

Вопросы:

  1. Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» - «Аллегро»?

  2. Что вы можете сказать о деталях картины?

Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.

Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте».

Вопросы:

  1. Каково ваше впечатление о картине?

  2. Что вы можете сказать о деталях картины?

Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.

 Третья картина «Сонаты моря» - «Финал».

Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.

Задание:

Послушайте «Музыкальный момент» фа-диез-минор М.К.Чюрлёниса.

Вопрос:

  1. Какая из трех картин «Сонаты моря» близка по характеру этому музыкальному произведению?

«Музыкальный момент» - полифоническая пьеса; причем о каждом голосе можно говорить как о целом музыкальном пласте со своими подголосками, со своим динамическим развитием. А гармоничное сочетание голосов дает великолепный звуковой объем всего произведения.

Картина «Соната Солнца».

Как жанр инструментальной музыки, картина состоит из четырех частей:

1 – Аллегро. Определение быстрого темпа в музыке.
2 – Анданте. Одно из определений спокойного темпа в музыке.
3 – Скерцо.
4 – Финал. Кульминация, заключение, итог.

На первой картине «Аллегро» хаотичное изображение множества солнц создает ощущение быстрого движения. Все солнца разной величины. Будто из тумана освещают они изображения ворот, как вход в неведомые миры, как приглашение посетить и увидеть далекое, таинственное. Эта картина подтверждает те слова, какими Чюрлёнис охарактеризовал свое творчество: «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну».

Вторая картина «Сонаты Солнца» - «Анданте» - полная противоположность первой.

Широкие, мощные солнечные лучи заполняют собой все пространство. Своим ярким, теплым светом они согревают землю. На земле, согретой солнцем, рождается жизнь. Вся картина наполнена теплотой, светом, покоем.

Третья картина «Сонаты Солнца» - «Скерцо».

Вопрос:

  1. Какие приемы художник использует для передачи легкости, невесомости, шутливости в картине?

Легкость, изящество передает художник фантастическим изображением всего, что мы видим. Картина написана прозрачными пастельными красками. Воздушные, почти прозрачные мосты на переднем плане обрамляют картину, создавая, таким образом, объемность изображения (мы видим мосты и вдали). Мерцание разноцветных бабочек чередуется с прелестными цветами, манящими нас вдаль. Все изображенное на картине стремится вверх, к солнцу.

Четвертая картина «Сонаты Солнца» - «Финал». Совершив круговорот, жизнь снова угасает в грозном, опутанном паутиной финале. Но блики солнца соединяют все собой, они отчетливо видны на краях колокола. Символ солнца на самом колоколе является стержнем не только этих картин, но и всего творчества М. К.Чюрлёниса – художника и композитора. Колокол на картине – как апофеоз художественного цикла «Соната Солнца».

Задание:

Прослушайте «Прелюдию» си-мажор М.К.Чюрлёниса.

Вопрос:

  1. Какой из картин «Сонаты Солнца» пьеса близка по характеру?

Напевная, светлая по характеру восходящая мелодия повторятся, постепенно развиваясь из одноголосного проведения в аккордовое звучание. Яркая по динамике кульминация «Прелюдии» плавно переходит в умиротворенную, прозрачную каденцию (заключение).

Триптих «Рекс» - картина, состоящая из трех частей.

На первой картине мы видим статую на постаменте в безбрежном водном пространстве. Океан или море? Скорее всего – океан. Водное пространство настолько огромное, что практически не видно линии горизонта.

На второй картине изображён верх постамента и пальцы статуи. Под постаментом – корабль, мачта которого не достаёт до постамента. Начинаешь понимать, насколько велика статуя.

Третья картина – сам корабль с верхушкой мачты. Невольно понимаешь, что статуя не только велика, она огромна.

Человеческий мозг обладает удивительной способностью – он думает даже тогда, когда мы не хотим думать. Три картины, они не представляют художественной ценности каждая в отдельности, это не шедевр. То есть, она не лишена смысла, но взгляд невольно сканирует три картины, и через две-три минуты созерцания мы не воспринимаем их порознь, а видим их как единое целое. Появляется ощущение огромности океана, в котором даже такая гигантская, чудовищная по размерам статуя - маленькое пятнышко на первой картине.

Картина «Рекс» - одна из первых попыток Чюрлёниса как применение системного мышления в живописи.

Фуга - многоголосное произведение, основанное на музыкальной теме. Первое проведение темы – одноголосно (в любом голосе). Далее с некоторыми изменениями она звучит во втором, в третьем, в четвёртом голосах. Изменяться тема может в интонации, в динамическом развитии, в штрихах.

Картина «Фуга».

На картине М.К.Чюрлёниса мы видим полное соответствие начальному построению фуги. Первое проведение темы – одноголосное в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона). В теме – отдельные яркие элементы (аллегорическое изображение в виде ёлочек) и контрастные и штрихи – солнечные маленькие кружочки на высоких подставках. Ёлочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке). Дальше художник не даёт зеркального отображения темы, значит, тема изменяется. Ёлочки изменили свой цвет (динамические оттенки) и смещены в сравнении с первым изображением. Меняется амплитуда колебаний, её кульминационные моменты.

В следующем проведении темы автор не даёт её полного изображения, но видна резкая смена цвета (динамическое нагнетание), отдельные отголоски темы (тени) с вдруг появляющимися яркими элементами (чёткое изображение ёлочек). Близкое расположение ёлочек говорит о приближающейся кульминации.

И как итог – кульминация фуги – яркое проведение темы в низком регистре (тёмный, насыщенный цвет).

Насыщенность красок (от светлого к тёмному) и переход от светлых тонов к тёмным, а также блики точек на тёмном фоне соответствуют богатству развития музыки в момент кульминации.

Заключение.

Синтез искусств (музыка и живопись) в творчестве М.К.Чюрлёниса подчеркивает в своем стихотворении литовская поэтесса Соломея Нерис и составляет единство музыки, живописи и поэзии:

Весна, весна! В садах поет сирень,
Звенит река, сияет майский день,
Река небес - так глубока,
А ветер гонит облака!
Весна, весна! В ветвях берез лесных
Струится сок побегов молодых –
То кровь моя – и ветра взлет
Дыханьем воли обдает,
Там белой тучкой пробежит,
Там в листьях ивы задрожит,
Там птицею вспорхнет лесной
Твоя свобода, край родной!
Колокола мне в сотый раз
О счастье, о любви поют…
Встречай меня, родной приют!

(«Весна», перевод М.Замаховской)

Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки.

Задание: Послушайте симфоническую поэму «Море», сделайте эскизы художественных образов, которые возникнут у вас при прослушивании произведения (CD- диск).

Домашнее задание

- Нарисовать рисунки по итогам интегрированного урока. (Примеры рисунков, Приложение 4)

Урок 26

Тема: Фактура. Какой бывает музыкальная фактура.

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание).

С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание).

Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание).

Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение).

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошёл прогресс (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Работа по теме урока.

Давайте поговорим о фактуре музыкальных произведений.
Что означает этот термин? В Интернете нашёл такое определение:
ФАКТУРА (лат. factura — обработка, от facio — делаю) — совокупность средств музыкального изложения, образующая технический склад произведения, его музыкальную ткань. В отличие от формы, под Фактурой разумеются одновременно (по вертикали) развертывающиеся компоненты произведения. Иногда вместо термина Фактура употребляются выражения: склад, строение, сложение, изложение. Элементами Фактуры являются мелодия, бас, аккорды, фигурация, отдельные голоса, орнаментика, выдержанные звуки и др. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами (например, гомофония, полифония), выразительными и техническими возможностями инструментов и голосов. Основные формы Фактуры — музыкальные склады: монодический (одноголосный), полифонический, подголосочный, аккордовый, гомофонический; чаще всего применяются смешанные виды этих складов.

Возникли следующие вопросы:
1. Можно ли кратко определить фактуру как характер зависимости интегрального звучания произведения от времени?
2. Фактур бесконечное или конечное множество?
3. Существует ли сомножество благозвучных фактур, признанных в музыкальной практике и наоборот, «запрещённых», т.е. неблагозвучных фактур?
4. Есть ли соответствие между жанром (стилем) произведения и его фактурой?
5. Могут ли два произведения иметь одинаковые фактуры?
6. Может ли быть фактура предметом изобретения (творческой находки) музыканта и распространяется ли на неё авторское право?
ФАКТУРА это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается -- мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура -- это словно бы "вертикальный разрез" звучащего пласта.

В гитарной практике, в основном, мы встречаемся с тремя элементами фактуры:

1. Мелодия
2. Гармоническое заполнение
3. Бас

Мелодия - главный элемент фактуры. В песнях именно мелодия поётся голосом, и по мелодии мы отличаем одно произведение от другого. В нотах она обозначается штилями вверх, потому что как правило, она находится выше других элементов фактуры. Но нередки случаи, когда мелодия проводится в среднем голосе или даже в басу. Тогда штили могут быть направлены вниз.

Бас - второй по значимости после мелодии элемент фактуры. Бас можно назвать второй мелодией, которая проходит в нижнем регистре, часто этот элемент называют также "басовой линией".  Бас - это фундамент произведения, его опора. Именно бас обозначает ритмическую пульсацию, смену гармоний. Басовые ноты, как правило, находятся на сильных долях такта, они являются  опорными точками, на которых держатся остальные элементы фактуры. Басовые ноты также могут быть и на слабых долях такта, в том случае когда они входят в состав басовой линии, басовой мелодии. В любом случае басовая линия всегда хорошо различима на слух.

Гармоническое заполнение это третий по значимости элемент фактуры после мелодии и баса. Роль гармонических нот в заполнении пространства между басом и мелодией по вертикали, а также ритмического заполнения по горизонтали. Гармонические ноты создают глубину, объём, полноту звучания фактуры. Как правило, они находятся на слабых долях такта и представляют собой ноты, входящие в состав текущего аккорда.

При игре произведения, при его разборе, очень важно знать роль каждой ноты в фактуре. Только через осознание многослойности музыкальной ткани можно достичь эффекта объёмного звучания, эффекта игры нескольких инструментов на одном.

Музыкальная ткань. Фактура.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта