Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальный материал урока

  • Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока.

  • «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен» (слушание)

  • «Гроза. Буря» Из Симфонии №6 Л.Бетховена. Фрагмент. (слушание)

  • В музыке приняты два базовых обозначения громкости

  • Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом

  • - Как, по-вашему, обозначается звучание «тихи-тихо»

  • Луна печалилась. Смычками в забытьи Водили ангелы. Из трепетной груди Виол в тиши цветов рождался плач горючий

  • Вокально-хоровая работа.

  • Итог урока. Что нового вы сегодня узнали на уроке- Что же такое музыкальная динамика Домашнее задание.

  • Урок 31 Тема: Тонкая палитра оттенков. Цели урока

  • Возможно передать сто динамических градаций, помещающихся между пределами, которые я называю: ещё не звук и уже не звук.

  • Постепенные изменения

  • Обозначение сфорцандо

  • Музыкальные термины, связанные с динамикой

  • Домашнее задание. Урок 32

  • I четверть Урок 1 Тема Музыка души Цели урока Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека


    Скачать 1.4 Mb.
    НазваниеI четверть Урок 1 Тема Музыка души Цели урока Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека
    Дата20.09.2022
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmuzyka_6_klass.doc
    ТипУрок
    #687378
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема: Динамика. Громкость и тишина в музыке.

    Цели урока:

    • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

    • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

    Музыкальный материал урока:

    • Л. Бетховен. Симфония № 6. IVчасть. «Гроза. Буря» (слушание).

    • К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание).

    • О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание).

    • И. Брамс. Ночной костёр (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева (пение).

    • М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).

    Дополнительный материал:

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока.

    3. Работа по теме урока.

    Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

    - Проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

    - Что мы можем сказать о музыке?

    - Имеет ли музыка развитие или она неподвижна?

    - Музыка плавно течёт или бурлит и бьёт ключом?

    - Что происходит в этом произведении?

    (музыка появляется из тишины, набирает максимальную силу и мгновенно угасает, звучание набирает силу и теряет её)

    - Как называется изменение силы (громкости) музыкального звучания? (динамика)

    - Назовите основные обозначения динамики

    (форте (forte), пиано (piano), а также крещендо (crescendo) и диминуэндо diminuendo); т.е. нарастание или спад (ослабление) динамики соответственно)
    - Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

    Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.

    Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики (силы звучания).

    Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».

    Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

    «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»

    (слушание)

    Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.

    На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии №6 Л.Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.

    Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (литавры), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.

    «Гроза. Буря» Из Симфонии №6 Л.Бетховена. Фрагмент.

    (слушание)

    Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением в оркестре; гроза удаляется – и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.

    Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются.

    - С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление? (минор уступает место мажору)

    - Что происходит с динамикой? (ослабевает)

    - Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?
    Динамика – одно из самых ярких выразительных средств музыки.

    Не только в музыке, но в поэзии, в прозе, и в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос. Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем характер человека по особенностям звучания его речи.

    - Как влияет на слушателя тихий голос собеседника?

    - Как громкий?

    - Для передачи какой информации используется динамический оттенок «пиано»?

    - Какие жизненные ситуации заставляют нас переходить на «пиано»?

    Подберите, пожалуйста, музыкальное подтверждение вашим словам («Лакримоза» Моцарта»).

    - В каких случаях мы в речи можем позволить себе «форте»?

    - Когда

    Это относится не только к речи, но и к музыке.

    Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости.

    Выдающийся российский пианист и педагог Г.Нейгауз часто повторял своим ученикам: «нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f ) с Фёдором Фёдоровичем (ff ).

    В музыке приняты два базовых обозначения громкости:

    • (фо́рте, итал. forte) — громко,

    • (пиа́но, итал. piano) — тихо.

    Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

    • (меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко,

    • (меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.

    - Как, по-вашему, обозначается звучание «тихи-тихо»?

    • (форти́ссимо, итал. fortissimo) — очень громко,

    • (пиани́ссимо, итал. pianissimo) — очень тихо.

    В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.

    - Почему известный педагог так строго следил за соблюдением изменений динамических оттенков?

    Обратимся к пьесе «Лунный свет» К.Дебюсси.

    - Можем ли мы по названию пьесы определить основные динамические оттенки произведения? (пиано)

    Эпиграфом к прослушиванию станут строки из стихотворения С.Маллармэ «Явление»:

    Луна печалилась. Смычками в забытьи

    Водили ангелы. Из трепетной груди

    Виол в тиши цветов рождался плач горючий

    То белых, как туман, то голубых созвучий.

    Задание: проследите за изменением силы звучания в пьесе.

    Пьеса «Лунный свет» К.Дебюсси (слушание)

    Краски, звуки, ароматы, звучащий свет – это мерцание передаётся в музыке Дебюсси как будто на грани мыслимых возможностей.

    - Какая картина предстала перед вами при прослушивании?

    Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ этой музыки.

    Слушая «Лунный свет» испытываешь впечатление полной зримости лунного света, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

    Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, сотканную из нежных динамических оттенков.

    - Каких, по-вашему?

    - Только ли пиано присутствует в пьесе?

    На протяжении всей пьесы господствует «p», но оно постоянно то уходит, то возвращается к «pp» и даже «ppp».

    Это едва уловимое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.

    (например, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонииfffff)
    - Определите, пожалуйста, динамические оттенки представленных картин, аргументируйте ответы.

    - Соотнесите картины и музыкальные произведения, которые сегодня прозвучали на уроке. Определите динамический оттенок получившихся пар.

    - Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?

    - Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы из Симфонии №6 Л.Бетховена?

    - Каким музыкальным термином, обозначающий динамику, можно охарактеризовать фрагмент «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен»?

    - Как схематично передать динамику этого произведения?

    - Какие динамические оттенки использовал К.Дебюсси для передачи тихого очарования лунной ночи?

    Вокально-хоровая работа.

    • И. Брамс. Ночной костёр (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева (пение).

    • М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).




    1. Итог урока.

    Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    - Что же такое музыкальная динамика?


    1. Домашнее задание.

    Выучить текст песен наизусть.

    Урок 31

    Тема: Тонкая палитра оттенков.

    Цели урока:

    • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

    • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

    Музыкальный материал урока:

    • Л. Бетховен. Симфония № 6. IVчасть. «Гроза. Буря» (слушание).

    • К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание).

    • О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание).

    • И. Брамс. Ночной костёр (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева (пение).

    • М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).

    Дополнительный материал:

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока.

    Тема урока: Тонкая палитра оттенков.

    1. Работа по теме урока.

    Запись на доске:

    Возможно передать сто динамических градаций, помещающихся между пределами, которые я называю: ещё не звук и уже не звук.

    Генрих Нейхауз

    Музыка — искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы. Ее структура так же закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. Теория музыки, учение о гармонии, контрапункте и анализ формы занимаются раскрытием этих закономерностей, закономерностей, создаваемых великими композиторами в согласии с природой, историей и развитием человечества.

    Исполнители не анализируют, не разлагают музыку, они ее воссоздают в ее органическом единстве, в целостности и конкретности ее материального звучания. Из этих простых, известнейших положений пианист должен сделать все нужные, напрашивающиеся сами собой выводы,— и очень часто он их не делает.

    Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком. Казалось бы, ничего более очевидного нет. И, однако, очень часто забота о технике в узком смысле, то есть беглости бравуре, вытесняет или ставит на второй план у учеников важнейшую заботу о звуке.

    • Какова роль нюансов в динамике музыкального произведения? Постарайся связать свой ответ со словами Г. Нейхауза, которые являются эпиграфом к нашему уроку.

    Постепенные изменения

    Crescendo, Diminuendo

    Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креще́ндо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo), или декреше́ндо (decrescendo) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

    «Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.

    Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко — немного), poco a poco (рус. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито — внезапно) и т. п.

    Обозначение сфорцандо

    Резкие изменения

    Сфорца́ндо (итал. sforzando) или сфорца́то (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando) и обозначается rinf., rf или rfz.

    Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

    Акцент

    Акцент (итал. accento) — выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения[2]. При письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

    Музыкальные термины, связанные с динамикой

    al niente — буквально «до ничего», до тишины

    calando — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.

    crescendo — усиливая

    decrescendo или diminuendo — снижая громкость

    marcato — подчёркивая каждую ноту

    morendo — замирая (затихая и замедляя темп)

    perdendo или perdendosi — теряя силу, сникая

    più — более

    poco — немного

    poco a poco — мало-помалу, постепенно

    sotto voce — вполголоса

    subito — внезапно

    История

    Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.

    По учебнику стр. 131 – 138.

    • Л. Бетховен. Симфония № 6. IVчасть. «Гроза. Буря» (слушание).


    Дети отвечают на вопрос учителя: «Какое явление природы изображает музыка?»
    Общими усилиями учеников и учителя описываем прослушанную сцену грозы: хмурится небо, начинается разгул стихии, усиливается ветер, слышны удары грома, видны молнии, гроза постепенно затихает.
    Перед прослушиванием пьесы К. Дебюсси звучат строки из стихотворения С. Малларли «Явление»

    Луна печалилась. В цветочной тишине

    Водили ангелы по умершей струне,

    И скрипки плакали под грустными перстами

    Слезами белыми в лазури над цветами.
    Эти поэтические строки могут быть отнесены к музыке К.Дебюсси - удивительного композитора – выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, свет и тень, мерцание - передается в музыке тонко и зримо.


    • К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» (слушание).


    По прослушивании дети пробуют описать картину лунной ночи, сияние лунного света, делятся впечатлениями воздействия музыки на чувства, возникающие в душе, и высказывают мысли о волшебстве и таинственности лунной ночи, увиденной и услышанной в пьесе.
    Как восхитительно и гармонично звучат голоса живой природы! Природа всегда искренна и чиста с нами, мы слышим и созерцаем ее, мы переживаем ее красоту, ее ритмы могут менять наше настроение, мы можем печалиться и радоваться, восхищаться и успокаиваться и, желая выразить высшую прелесть природного мира, говорим: «Музыка природы»
    И сегодня мы с вами, ребята, услышим природу в музыке! И это будет также интересно и волнующе, как и почувствовать живое дыхание природных стихий.


    • О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание).


    Дети описывают лес, в котором пробуждается утро, пытаются назвать птиц по голосам.

    Вокально-хоровая работа.

    • И. Брамс. Ночной костёр (на основе «Венгерского танца» № 1). Обработка Ю. Алиева (пение).

    • М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).




    1. Итог урока.

    Природа и человек не разделимы, вся жизнь человека тесно связана с природой, и искусство музыки тесно связано с миром чувств человека, с прекрасным миром природы, и поэтому красота музыки вдохновляется красотой природы и учит нас любить и беречь природу.

    1. Домашнее задание.


    Урок 32

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта