Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Отцовская власть

  • Содержание отцовской власти.

  • Прекращение отцовской власти

  • 27.Понятие и признаки вещного права. Виды вещных прав.

  • 28. Понятие и признаки обязательственного права. Виды обязательственных прав.

  • 29. Понятие и виды вещей.

  • ответы по римскому праву. И предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права


    Скачать 496.5 Kb.
    НазваниеИ предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права
    Анкорответы по римскому праву.doc
    Дата27.05.2017
    Размер496.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по римскому праву.doc
    ТипДокументы
    #8095
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    24. Брак с мужней властью, способы его заключения, личные и имущественные отношения супругов.

    В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке. Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris.

    Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

    Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. В браке cum manu, в котором юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод мог иметь место только по инициативе мужа и был, в сущности, "отторжением" жены от мужа.

    Став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, manus mariti (или власти его paterfammas, если муж лицо alieni iuris), которая в принципе не отличается от patria potestas отца над детьми. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу (in mancipium). Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все, что ей принадлежало до брака, если она была persona sui iuris, становится в момент заключения брака достоянием мужа.

    Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она является наследницей мужа - heres sua, одна, если у него нет законного потомства, на равных началах с детьми, если они есть. Понятно, что она - агнатка всех агнатов мужа, и, следовательно, наследует в соответствующих случаях и после них.

    Однако обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старшей семьи, из агнатов, оставшихся после вступления ее в брак ее когнатами. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену. Имущественные отношения между супругами при разных видах брака были различны. В случае брака «cum manu» все имущество жены поступало в полную собственность мужа. Это имущество не возвращалось жене даже после развода.





    25. Брак без мужней власти. Личные и имущественные отношения супругов

    Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности.

    Жена оставалась подвластной прежнему домовладыке (например, отцу) или была самостоятельным лицом. Брак sine manu рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществлявших над ними patria potestas.

    Заключение брака sine manu было актом неформальным. Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов (divortium), но и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены (repudium). Брак sine manu не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему sua heres своего paterfamilias, по-прежнему агнатка своих старых агнатов.

    Если до вступления в брак sine manu жена была persona sui iuris, она остается persona sui iuris и после вступления в брак. Понятно, что и имущество, принадлежавшее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает во время брака, принадлежит ей одной. Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами (для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного от другого). Впрочем, в начале III в. н.э. было постановлено, что, если даритель умер, не потребовав дара обратно, то donatio convalescit, т.е. дарение становится.

    С течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов начинает однако смягчаться как в личных, так и в имущественных их отношениях. Было признано, что супруги не вправе предъявлять один к другому инфамирующие иски, что в случаях имущественной ответственности одного супруга перед другим он пользуется beneficium competentiae, т.е. правом отвечать только в пределах имеющихся у него средств. Претор стал давать мужу интердикт для истребования к себе жены и отказывать в таком же иске отцу, когда тот пытался истребовать свою дочь, состоявшую в браке sine manu.

    Так постепенно сложилось некоторое общее положение о личных отношениях супругов: муж должен охранять жену: defendi uxores a viris... aequum est, жена обязана почитать мужа, reverentia quae maritis exhibenda est. При браке «sine manu» имущество супругов оставалось раздельным

    Имущество, принадлежавшее женщине до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом.

    26. Отцовская власть

    Отцовская власть устанавливалась прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных) браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него. Под отцовскую власть дети попадали тремя путями:

    1. Через рождение в законном браке. В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж.

    2. Через узаконение. Узаконение — установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

    Существовало несколько путей (способов) узаконения: 1. Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; 2. Путем последующего брака родителей; 3. Путем издания специального императорского указа. 4. Через усыновление.

    Усыновление — установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio).

    Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, ад опция — для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя. Можно выделить общие необходимые условия усыновления: 1. Усыновлять мог, как правило, мужчина; 2. Усыновитель должен быть persona sui iuris 3. Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше.Узаконенные и усыновленные дети полностью приравниваются по правовому статусу к детям, рожденным в браке: получают правовой статус и имя своего узаконителя, усыновителя, право взаимного наследования, разделяют его социальное и общественное положение. На них распространяется отцовская власть.

    Содержание отцовской власти. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей:

    1. Право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;

    2. Право оставить новорожденного безнадзорным;

    3. Право-обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми. Ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;

    4. Продать сына или дочь в рабство;

    5. Право на виндикационный иск в отношении удерживающих его детей. С течением времени столь суровая власть смягчилась. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям. В имущественных отношениях родителя и детей также нераздельно господствовал отец. Единым и нераздельным собственником семейного имущества был домовладыка. Имущество, приобретенное детьми, автоматически становилось собственностью отца. При этом имущественная зависимость детей не ослабевала с их возрастом. Дети были лицами чужого права, не могли от своего имени совершать гражданско-правовые сделки, быть собственниками имущества и в этом приближались к положению рабов. Для ведения хозяйства они наделялись определенным имуществом отца — пекулием. Следует подчеркнуть, что пекулий — имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. Пекулиарные отношения отца и сына во многом похожи на отношения по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же дополнительные иски, какие давались из сделок рабов. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. В случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отец при этом не потребовал пекулий, то последний считается подаренным сыну. Между тем имущественный патриархат постепенно ограничивается. Ослабление и дифференциация власти отца — результат изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, индивидуализации частной собственности, развития торговли. Эти факторы обусловили необходимость некоторой имущественной независимости взрослых членов семьи. Прекращение отцовской власти могло произойти в результате:

    а) смерти отца или детей;

    б) освобождения из-под отцовской власти.

    Фактически отцовская власть была пожизненной даже в развитом римском праве. Достижение сыном совершеннолетия, основание собственного дома, семьи и хозяйства не прекращали отцовской власти и даже не ослабляли ее. Лишь достижение сыном высокого общественного положения (должности консула, префекта, магистра) освобождало от отцовской власти, которая как право одностороннее могла быть и прекращена в одностороннем порядке — волею отца. Отец своим волеизъявлением мог освободить сына из-под своей власти, что получило название эмансипации.

    В результате эмансипации сын становился лицом своего права, приобретал полную правоспособность и хозяйственную самостоятельность, хотя утрачивал наследственные права в своей бывшей семье. Последнее ограничение вскоре отпало. И все же полностью власть отца не прекращалась и после эмансипации. Он сохранял за собою право пользования половиной имущества сына.
    27.Понятие и признаки вещного права. Виды вещных прав.
    Сов-ть принципов, институтов и норм, регулирующих отн-я по поводу принадлежности имущества, а также определяющих порядок владения, пользования и распоряжения им-вом, устанавливающих способы защиты, принято именовать вещьным правом.

    В римской юр науке не существовало специальной дефиниции для обозначения данной подотрасли. Однако некоторые подходы, применяемые при регулировании вещных правоотношений сформировались ещё в римский период.

    В часности признавался особый характер защиты вещных прав. В этом смысле вещное право противопоставлялось обязательственному, которое отличалось относительным характером. Объектом ВП были вещи.

    Рп признавало несколько разновидностей вещных правепреимущественно, к числу кт относилось право владения, право соб-ти, а также права на чужие вещи. Из прав на вещи раньше всех оформилось право владения за кт стоит право соб-ти. И то и другое понималось юристами-классиками как непосредственное господство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства. Когда же вещь не принадлежала самому заинтересованному лицу, но он притязал на пользование вещью принадлежавшей другому лицу, то возникали права на чужую вещь.

    Владение - фактическое обладание вещью, сопряжённое с намерением относиться к ней как к своей, извлекая из неё различные полезные св-ва.

    Собственности - такое вещное право, которое гарантировало его обладателю наиболее полное господство над вещью.

    28. Понятие и признаки обязательственного права. Виды обязательственных прав.

    Римское обязательственное право являлось частью имущественного права. Вплоть до постклассического периода оно не имело собственного определения, разбирались отдельные обязательства, но не отрасль права в целом.

    Обязательство - это правоотношение, в силу которого определенный субъект (должник) должен исполнить определенные действия имущественного характера («dare, facere, praestare» - «дать, сделать, предоставить») в пользу другого субъекта (кредитора). Кредитор в свою очередь имеет право требовать от должника такого исполнения, в противном случае к должнику будут применены определенные санкции.

    Основания возникновения обязательств:

    1) договорные обязательства возникали из договора (контракта), т. е. законодательно признанного и одобренного соглашения между сторонами, заключенного по доброй воле (born fidae);

    2) деликтные обязательства возникали вследствие деликта (правонарушения), т. е. незаконного акта, повлекшего за собой возникновение обязательства.

    С течением времени было замечено, что существуют и защищаются как обязательства, соглашения и деликты по основаниям, которые не были ранее юридически закреплены. Возникли еще две категории:

    3) как бы договорные обязательства {quasi ex contmctu – из квази-договоров) возникали в случае заключения контракта, который не существовал ранее и не подпадал по содержанию ни под один известный договор. В этом случае применяли договор, который был наиболее похожим на заключенный и обязательство считалось как бы договорным.

    4) как бы деликтные обязательства {quasi exdelicto - из квази-деликтов) были аналогичны как бы договорным обязательствам и возникали вследствие не предусмотренных и не подпадавших ни под один вид деликтов (правонарушений).

    Термин obligatio - «обязательство», объединяющий указанные категории, появляется в источниках только в конце III в. н. э.

    29. Понятие и виды вещей.
    Вещь - осязаемая часть живой и неживой природы.

    1. Вещи манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res пес mancipi).

    Манципируемые - это вещи, которыми могли владеть и чей правовой оборот мог совершаться только путем манципации (т.е. только римскими гражданами).

    Неманципируемые - все остальные вещи хозяйственного оборота, которые могли отчуждаться путем простого вручения приобретателю и не требовали торжественных формальностей.

    2. Вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (res immobiles)

    Движимые - это вещи которые могут изменять свое положение в пространстве, могли, двигаться сами (животные, рабы), или могли приводиться в движение другими (мебель, домашняя утварь).

    Недвижимые - это вещи которые не могут изменять свое положение в пространстве без сохранения целостности. Это такие вещи как дома, строения, земельные участки, недра земли.

    3. Вещи индивидуально-определенные (res species) и определяемые родовыми признаками (res genus).

    Родовые - это вещи имеющие общий род и не имеющие индивидуальности. Такие вещи определялись числом, мерой и весом.

    Индивидуально-определенные вещи противопоставляются родовым. Это вещи уникальные по своей природе, их нельзя заменить.

    4. Вещи потребляемые и непотребляемые.

    Потребляемые вещи материально уничтожались при первом их использовании (деньги). Непотребляемые вещи не изнашивались от употребления (драгоценный камень).

    5. Вещи телесные, или материальные (res corporales) и бестелесные, нематериальные (res incorporates). Телесные вещи это сами вещи, существующие физически, а бестелесные - это права на телесные вещи.

    6. Вещи делимые (res divisibiles) и неделимые (res indMsibiles). Делимые - это вещи, которые и после своего разделения не меняли рода и ценности. Неделимые вещи после разделения теряли ценность и не могли более выполнять функции целой вещи.

    7. Вещи простые и сложные. Простые вещи представляют собой единое целое, однородное тело, которое не может распасться на части (камень, раб). Сложные состоят из соединений разных вещей.

    8. Вещи главные (principale) и принадлежност и (acessorium).

    Главные вещи самостоятельно участвуют в обороте. Принадлежности следуют судьбе главной вещи.

    9. Плодоносящие вещи (res fiyctiferae) и плоды (fructus).

    Плодоносящие вещи способны производить плоды органически или в результате человеческого труда, не изменяя своего назначения.

    10. Вещи в обороте (res in commerdo) и вне оборота (resextra commercium). Вещи в обороте могли участвовать в правовом обороте (мена, купля-продажа и др.) и являлись объектами частной собственности. Вещи вне оборота не могут участвовать в обороте по своим естественным признакам.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта