Главная страница
Навигация по странице:

  • Правовое положение колонов.

  • Правовое положение вольноотпущенников.

  • Виды юридических лиц, правовые признаки юридических лиц. Порядок образования и прекращения деятельности.

  • 22. Родство и семья в Древнем Риме: понятие и значение. Узаконение и усыновление

  • 1.1. Агнатское родство.

  • 1.2. Когнатское родство.

  • 23. Римский брак и его виды. Условия вступления в брак. Способы прекращения брака.

  • ответы по римскому праву. И предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права


    Скачать 496.5 Kb.
    НазваниеИ предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права
    Анкорответы по римскому праву.doc
    Дата27.05.2017
    Размер496.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по римскому праву.doc
    ТипДокументы
    #8095
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Правовое положение рабов.

    Основным способом установления рабства был:

    1) плен, захват чужеземца в войне с го-ом, к которому он принадлежал.

    2) рождение от матери-рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери

    3) свободный путём самозаклада за долги. Продажа за границу

    4) обр в рабство лица, приговорённого к см казни или к бессрочной каторге.

    Нет никаких публ прав, нет и публ об-тей: служит в римских войсках им недоступна, налогов они не платят, т.к они не признаются лицами.

    Частное право: раб – вещь – не имеет никаких прав

    Рабы с т.з права не имели семьи, т.к не явл субъектами, рабы не имели им-ва.

    Нередко господин выделял рабу опр земельный участок, скот, даже др рабов и предоставлял рабу вести самостоятельную хоз деят-ть. Часть прибыли хозяину. Порой рабы выкупали т.о себя из рабства. Поскольку хоз-ая деят-ть велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юр принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.


    1. Правовое положение колонов.


    Это свободные люди, не лишённые правоспособности, но прикреплённые к земле, они были вынуждены арендовать земли у крупных землевладельцев и кормиться за счет возделывания этих земельных участков.

    Основания возникновения юридического положения колона: а) рождение от родителей 1 из кт колон; б) если свободный человек поселялся в кач-ве колона на чужой земле; в) проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны; г) трудоспособные лица, изоблечённые землевладельцем в занятии нищенством.

    Прекращение колоната: приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка и возведение колона в епископский сан.

    Колоны не имели права покидать землю до погашения долгов по аренде.


    1. Правовое положение вольноотпущенников.


    Вольноотпущенники (iibertinij - это рабы, освобожденные своим господином.

    В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпустившего на волю: раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретая права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на преторский эдикт, приравнивался к латину.

    Libertini ограничивались в следующих правах:

    1) публичные права: до Юстиниана вольноотпущенник не мог служить в римских войсках, быть сенатором, магистратом;

    начиная с I в. н. э. не имел права участвовать в народных собраниях;

    2) частные права: ограничения касались возможности заключать брак со свободнорожденным, до Юстиниана это было невозможно;

    3) вольноотпущенник оставался морально «должным» бывшему патрону, который имел право:

    - на obsequim, почтительность вольноотпущенника в отношении патрона;

    - на орегае, выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую); Это часто приводило к эксплуатации вольноотпущенников бывшими хозяевами;

    - на bona, т. е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника.

    1. Виды юридических лиц, правовые признаки юридических лиц. Порядок образования и прекращения деятельности.


    Римские юристы не выделяли понятие юридического лица как особого субъекта. Именно индивидуальные субъекты (физические лица) играли главную роль в праве. Даже такого названия как «юридическое лицо» не существовало.

    Однако, существовали объединения, которые можно отнести к юридическим лицам.

    1) государственная казна (aemrium populi romani). Отношения, связанные с казной, регулировались публичным правом.

    В классический период кроме государственной казны возникает личная казна императора. Она считалась частным имуществом принцепса, а потому на нее распространялось также частное право.

    2) муниципии (municipii) - это бывшие самостоятельные государства, вошедшие в состав римского государства в качестве автономных единиц. Их имущественные отношения с другими лицами регулировались нормами частного права, а в силу преторского эдикта получили возможность выступать в суде в качестве истцов и ответчиков через посредство специальных представителей.

    3) корпорации (un/versftas, collegia) существовали в Риме с древнейших времен. Однако, уже в законах XII таблиц упоминались частные корпорации религиозного характера (collegia sodalida), профессиональные объединения ремесленников и др. но все они действовали вместо лица (personae vice) или вместо отдельных лиц. (privatorum toco). Объединения, создаваемые частными лицами не нуждались в предварительном разрешении со стороны государства.

    В период монархии был издан специальный закон о коллегиях, по которому они должны были возникать только с разрешения сената и санкции императора.

    Не признавалось, что организация может иметь имущество, оно всегда привязывалось к членам корпорации и было неделимым только на период ее существования. В случае прекращения корпорации имущество делилось между последним составом ее членов. Дела юридического лица вели избиравшиеся для этой цели (на основании устава) физические лица, но они не считались «органами юридического лица».

    Юридическое лицо прекращало свою деятельность, (1) по решению своих участников, (2) при сокращении числа меньше 3 (3) при запрещении государством корпораций соответствующего вида или конкретной корпорации, (4) при достижении цели своей деятельности.

    22. Родство и семья в Древнем Риме: понятие и значение. Узаконение и усыновление

    Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак (iustum matrimonium) мог основать римскую семью. Семья — это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства — pater familias (патерфамилиас). В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы.

    Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Это объединение основывалось не на кровной связи (ее в ту пору еще не знали), а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены (примаки), а также все другие лица. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris). К первым относились домовладыки, ко вторым — остальные члены семьи, так называемые подвластные.

    Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.

    1.1. Агнатское родство. Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Когда вошло в обычай усыновление, для которого существовало немало причин (нужда в рабочих руках, родовая связь и вытекающая из нее обязанность перед осиротевшим родичем, племянником; отсутствие кровных сыновей, могущих нести заупокойные обязанности, о чем следовало беспокоиться при жизни, и пр.), наряду с детьми "натуральными" появились дети усыновленные. И те и другие получили равные права на имущество семьи и равные права на его наследование. Все они стали называться агнатами, что значит "родственник по отцу". Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками. Затем к ним причислили всех тех, кто в свое время, при жизни ближайшего предка, находился под его властью, всех, кто жил под одной крышей с патриархом, прежде всего братьев патерфамилиас (живших своими семьями). Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти).

    Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки. Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого — родственниками по прямой линии. Степень агнатского родства определялась числом рождений образующих родство (сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени). Степень родства по боковой линии исчислялась количеством рождений от одного родственника до общего предка плюс число рождений от общего предка до второго родственника. Например, родные братья и сестры — агнаты второй степени по боковой линии, поскольку их разделяет по одному рождению от общего предка; дядя и племянник — агнаты третьей степени по боковой линии, так как дядя с отцом племянника — агнаты второй степени плюс племянник — третье рождение. После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.

    1.2. Когнатское родство. Глубокая зависимость подвластных от домовладыки заметно стесняет гражданский оборот. Никто не желал заключать сделку с подвластным, по которой все полученное поступало в собственность домовладыки, а тот по сделке ни к чему не обязывался. Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами. Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую. Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии — прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т.д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую пинию (дети, внуки, правнуки). Родственники, которые произошли от одного общего предка, являются родственниками по боковой линии. Степень родства по крови определяется в соответствии с теми же правилами. Родство одного лица мы всегда устанавливаем по отношению какого-либо другого конкретного лица. Родственники жены, с одной стороны, и родственники мужа, с другой, являются между собой свояками. Братья и сестры, которые имеют общего отца и общую мать, называются полнородными братьями и сестрами. Братья и сестры, которые имеют общую мать и разных отцов, называются единоутробными. Если же у них общий отец, но разные матери, то они — единокровные. Те и другие называются неполнородными братьями и сестрами. Если же у них разные отцы и разные матери, то они не состоят в кровном родстве и называются сводными. Определение линии и степени родства имеет важное значение для установления прав на наследство, поскольку в наследственном праве действует принцип: более близкая степень родства отстраняет от наследства последующую степень.Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью. Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день. Узаконение — установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько путей (способов) узаконения: 1. Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; 2. Путем последующего брака родителей; 3. Путем издания специального императорского указа. 4. Через усыновление.

    Усыновление — установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция — для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя. Можно выделить общие необходимые условия усыновления: 1. Усыновлять мог, как правило, мужчина; 2. Усыновитель должен быть persona sui iuris 3. Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше. Узаконенные и усыновленные дети полностью приравниваются по правовому статусу к детям, рожденным в браке: получают правовой статус и имя своего узаконителя, усыновителя, право взаимного наследования, разделяют его социальное и общественное положение. На них распространяется отцовская власть.
    23. Римский брак и его виды. Условия вступления в брак. Способы прекращения брака.

    Брак - это моногамный союз одного мужчины с одной женщиной на длительное время, основанный на правовых условиях, и подразумевающий совместное проживание.

    Будущие супруги должны были обладать: (1) status libertatis, (2) ius connubii, т. е. право заключать законный брак. Таким правом обладали римские граждане, исконные латины, (3) способность выполнить естественные цели брака (физическая состоятельность), (4) достижение 14 лет для мужчин и 12 лет для женщин, (5) отсутствие другого брака, (6) намерение супругов жить в браке, (7) взаимное согласие будущих супругов (8) заключение брака надлежащим способом.

    Римское право знало несколько способов заключения законного брачного союза:

    1) coemptio - купля жены путем совершения определенного ритуала, считается древнейшим способом заключения брака по соглашению сторон;

    2) confarreatio - религиозная форма заключение брака. Она применялась высшими слоями римского общества (патрициями);

    3) usus - наиболее простое заключение брака, состоящее в том, что женатыми считались мужчина и женщина живущие вместе в доме мужа. Женщина, вышедшая замуж посредством usus находится под властью мужа только один год, и может освободиться из этого брака и раньше, для этого нужно провести три дня вне дома мужа.

    Существовали также формы сожительства (не наказываемые по закону):

    4) конкубинат (естественный брак) - сожительство между лицами разных сословий, которым законом запрещено вступать в законный брак (подразумевалось, что они вступили бы в брак, если бы не этот запрет);

    5) contubemuim - союз раба и рабыни.

    Римский брак прекращался по нескольким основаниям:

    1) смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены, мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж;

    2) capitus deminutio maxima, media и minima;

    3) назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана;

    4) воля pater familias в браке, в котором женщина осталась под властью своего отца;

    5) развод.

    В древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (dNortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков usus. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

    Формами развода являлись - объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек), письменное соглашение, фактическое прекращение совместного проживания.

    Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта