Главная страница

пример. Игровые технологии как средство совершенствования речевого развития младших школьников


Скачать 0.74 Mb.
НазваниеИгровые технологии как средство совершенствования речевого развития младших школьников
Дата14.07.2022
Размер0.74 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлапример.rtf
ТипДокументы
#630981
страница9 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Фрагмент урока русского языка № 3.


Тема: Текст. Заголовок

Цель:отрабатывать умение выделять общий смысл, который объединяет предложения в текст; познакомить с заголовком;

Задачи– учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста;

– развивать речь, внимание, память через упражнения закрепительного характера и дидактическую игру; – способствовать повышению интереса к

уроку путем использования дидактической игры; – воспитывать чувство товарищества, сплоченности, бережное отношение к животным через анализ текста упражнения.

Этап урока – актуализация знаний.

Игровая технология – «Твердый - мягкий».

Цель игровой технологии- создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков. Учащиеся делятся на две команды, и каждая из них придумывает себе название. Команда №1 встает, если учитель прочитает слово с твердым знаком, если он читает слово с мягким знаком, встает команда №2.

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т. п.

Для данной игры класс разделился на две команды, команда «Камень» и команда «Вата», в которой верность и точность ответа зависела от знаний каждого участника. В зависимости от того, насколько правильно отвечает каждый член команды, ей присуждаются очки. Работа команды зависит от ее сплоченности.

Таким образом, класс активируется весь, учитель видит, насколько учащиеся усвоили данный материал, кто делает больше ошибок, кто меньше, с кем необходимо поработать. Задачей учащихся является правильно уловить интонацию, и понять какой знак, твердый или мягкий нужно писать в данном случае. Проведение игры позволяет максимально развивать память учащихся, именно поэтому им необходимо вспомнить правила, с помощью которых они распознают правописание того или иного знака, также игра позволяет довести навык написания в этих словах твердого и мягкого знаков до автоматизма, так как эти слова учитель читает, они не написаны на доске. В данном случае учащимся необходимо быстро вспомнить правило. Игра способствует развитию особого чутья к русскому языку, формированию навыка орфографически грамотного письма. Игра проводится после написания диктанта на одном из предыдущих уроков, где данное правило проходило, учащиеся допустили в нем достаточно большое количество ошибок, они путают написание твердого и мягкого знаков. Поэтому игра здесь позволяет еще и сделать работу над ошибками. Такая игра повышает интерес к русскому языку. Учащиеся не боятся допустить ошибку, ведь если она допущена, школьник имеет право тут же ее исправить. Игра позволяет видеть мнение каждого. С интересом и увлечением учащиеся прислушиваются к каждому слову учителя, стараясь не упустить нечего важного в произношении данных слов, максимально сосредоточено внимание учащихся. Помимо внимания, развиваются такие психические процесс, как: мышление, память, причем здесь успешно развивается именно слуховая память, звуковое восприятие слова, в младшем школьном возрасте это очень важно, например, для написания диктантов, предложений, слов под диктовку.

Анализ фрагмента урока.


Для данной игры использовались наглядные средства: маленькое дерево и макет большого дерева со словообразовательными частями, которые могут помочь ребятам образовать новые слова. Когда у учащихся получается новое слово, учитель убирает его схему и присоединяет к стволу дерева ветку с готовым словом, таким образом, выходит новое дерево. Это привлекает внимание учащихся, им интересен сам процесс игры, т. к. образовывая новые слова, они вносят изменения в рисунок на доске, сами его создают.

Задачей учащихся было образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Причем некоторые части слова были уже даны в готовом виде, другие учащиеся должны были подобрать сами, что осложняло их работу, но в тоже время давало им возможность получить больше новых слов, например, от слова шум, при помощи приставки и суффикса можно образовать следующие слова: пошуметь, зашуметь, нашуметь и т. д. Учащимся не дана конкретная приставка, и поэтому они могут выбрать любую из них. У другой же команды в буквенной записи слова «зверь» при образовании нового слова буква мягкий знак исчезает. Ребятам необходимо было верно выполнить запись данных слов. Группа экспертов – третья команда выполняла задачу контроля, она выражала свое мнение по поводу того, верно ли образовано слово, и называли способ его образования. В этой команде разместились сильные ученики, игра позволила им реализовать свои возможности и повторить ранее изученный материал, довольно сложный по своему содержанию. Таким образом, эти ребята учились высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя различные доводы и аргументы.

Слабым ребятам игра также помогла реализовать свои возможности, в каких-то случаях проявить свои творческие способности.

В игре были задействованы все учащиеся. Им был интересен процесс игры. Ребята остались удовлетворены своей работой, проявляли активность.

Игра позволила также увидеть, насколько третьеклассники ориентируются в довольно сложном материале, насколько они им владеют. Ведь чтобы образовать новые слова, им необходимо было вспомнить значимые части слова. Игра способствовала развитию памяти, мышления, творческого воображения; сплочению коллектива, образованию в классе дружеской, рабочей атмосферы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта