Альманах. Игры на уроках ИЯ. Альманах. Информационнодиагностический кабинет. Игры на уроках иностранного языка в начальной школе
Скачать 361.5 Kb.
|
«Что лишнее?» Цель игры: развитие умения обобщать, классифицировать, повторение лексики/грамматики.Ход игры: Игра проводится с карточками. Учитель помещает на доску/ на пол или пишет на доске группами карточки (по 3-4) со словами. Дети по очереди называют карточку, которая не подходит в ту или иную группу, а учитель её убирает. Затем каждая из групп называется одним обобщающим словом. (Для усложнения задания игру можно проводить без карточек – устно). Более сложным вариантом могут быть задания на группировку по какому-либо грамматическому признаку. Например: 1) Cow – horse – window – pig? Что лишнее? - The window - лишнее. Cow – horse – pig – домашние животные. 2) schreibe – rechne – malst – spiele. Что лишнее? Malst – лишнее. Schreibe – rechne – spiele – глаголы в 1 лице, ед. числе. *** «Найди пару». Цель игры: развитие мышления, воображения, умения согласовывать предметы с признаками.Ход игры: Игру можно проводить как с карточками, так и без них. В первом случае учитель помещает на доску карточку, а дети подбирают соответствующую пару. Можно играть в командах, (кто быстрее подберёт все пары). Например:
«Do you see?/Siehst du/ Видишь ли ты?». Цель игры: Отработка общих вопросов и кратких форм ответа, закрепление знаний лексических единиц по определённой тематике, развитие памяти, внимания.Ход игры: Игра проводится на доске либо на полу. Водящий (либо учитель) помещает на доску изображение предмета (например, по теме "мебель" - стол) и задаёт вопрос: "Do you see a table?/Siehst du einen Tisch?“ Остальные дети отвечают, глядя на доску: "Yes, I do. (I see a table)?/Ja, ich sehe. (Ich sehe einen Tisch). Водящий задаёт следующий вопрос, не помещая изображение предмета на доску: "Do you see a chair?/Siehst du einen Stuhl?" Дети опять отвечают хором: "No, I don’t. (I don’t see a chair)/Nein, ich sehe nicht. (Ich sehe keinen Stuhl).". Водящий рядом с имеющимся изображением стола помещает изображение стула и задаёт вопросы: "Do you see a table?/Siehst du einen Tisch?" Дети отвечают: "Yes, I do.(I see a table)/Ja, ich sehe einen Tisch". "Do you see a chair?/Siehst du einen Stuhl?" Дети отвечают: "Yes, I do.(I see a chair)/Ja, ich sehe einen Stuhl". Далее водящий опять, не помещая изображение предмета на доску, задаёт вопрос: "Do you see a sofa?/Siehst du ein Sofa?" Дети отвечают глядя на доску: "No, I don’t. (I don’t see a sofa)/Nein, ich sehe kein Sofa". По этой схеме игра продолжается до тех пор, пока на доске не появятся изображения 5-6 предметов. Затем её можно начать заново, выбрав нового водящего. Игра может проводиться по любой лексической теме. *** «Рассказ/История». Цель игры: развитие памяти, фантазии, повторение лексики.Ход игры: Используются все слова на определённый звук. Из них составляется рассказ. Когда в истории встречается слово на звук – его показывают детям на карточке, и они называют его хором. |
du? | Spielt |
er? | Rechnest |
Spielt. | er |
rechne. | Ich |
***
«Какие слова вы знаете?» Цель игры: повторение лексики, развитие памяти, внимания.
Ход игры: Учитель называет звук/ букву и показывает детям, сколько слов они должны вспомнить. Затем учитель задаёт вопрос: "Какие слова с этой буквой/звуком вы знаете?", а дети вспоминают и называют слова на заданный звук/ букву.
(Игру можно проводить по командам).
***
«Любопытный, грустный, весёлый». Цель игры: Отработка общих вопросов, положительной/отрицательной форм ответа, используя любой лексико-грамматический материал.
Ход игры: Для более интересного проведения этой игры нужны изображения человечков. Любопытный задаёт вопросы, весёлый всегда даёт положительный ответ, грустный всё отрицает. Можно использовать грамматические схемы, помогающие ученикам правильно построить предложения. Учащиеся делятся на три команды, и таким образом отрабатывается лексико-грамматический материал. Затем команды меняются ролями.
? – Is Bu
? Is Buratino funny? Is he angry?
+, . +, Yes, he is. He is funny .
- , not . - , No, he isn’t. He is not angry.
***
"Кубики". Цель игры: повторение лексики, развитие произносительных навыков, памяти, внимания.
Ход игры: Игра проводится с кубиками. На каждой стороне кубика слово на определённый звук/букву. Дети, кидая кубик, называют выпадающие слова.
(Можно играть по командам, используя два/три кубика.)
Игры, применяемые во время проведения физкультминутки.
***
Данные игры помогают снять умственное напряжение у детей, так как ученики младшего школьного возраста очень подвержены утомляемости. Во время таких игр дети не только повторяют и закрепляют известный материал, но им также даётся возможность немножко подвигаться, развивается координация движений, внимание, память, снимается закомплексованность. В подвижных играх можно применять мяч, фишки, кубики, игрушки; их можно проводить, разложив наглядные пособия на полу или расположившись (полу)кругом. Однако, данные игры не могут заменить систематической учёбы и интенсивной тренировки; учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно.
«Дорожка со словами». Цель игры: повторение лексики, развитие внимания, памяти, снятие напряжения.
Ход игры: На ковре раскладываются карточки друг за другом, с небольшими промежутками. Ребёнок идёт по "дорожке", называя все слова.
***
«Круг». Цель игры: Повторение лексики по определённым темам, числительных, снятие напряжения.
Ход игры: Дети усаживаются в круг, и перед каждым из них кладётся карточка со словом (одежда/ еда). Один из детей становится водящим и под счёт "one, two, three" идёт по кругу. На последний счёт (можно заранее договориться, как долго будут считать) водящий останавливается и задаёт вопрос игроку, который находится ближе всего к нему: "What are you wearing?"/ "What do you like?" Играющий называет свою карточку: "I am wearing my …."/"I like…." И сам становится водящим.
***
« Поменяйся!» Цель игры: автоматизация лексических единиц, развитие памяти, снятие напряжения.
Ход игры: Дети усаживаются в круг, и перед каждым из них кладётся карточка со словом (одежда/ еда). Учитель предлагает детям назвать свои карточки: "What are you wearing?" и дети по кругу – по очереди отвечают на вопрос. Затем учитель называет игроков по парам и предлагает им поменяться местами: "Lena and Dima, change your places! Sergey and Sveta, change your places!" После этого учитель снова предлагает детям назвать свои карточки.
***
"Цветные буквы/звуки». Цель игры: повторение цветов, развитие произносительных навыков, снятие напряжения.
Ход игры: На простыне/ватмане рисуют звуки/ буквы разными цветами, раскладывают на полу. Учитель даёт команду: "Найди жёлтый!", ребёнок встаёт на букву указанного цвета и называет её.
Для усложнения задания, кроме буквы ребёнок может называть слова, (можно взять определённую тематику) которые с неё начинаются.
***
«Противоположности». Цель игры: повторение лексики, развитие памяти, внимания, снятие напряжения.
Ход игры: Учитель называет слово, (можно использовать мяч), а дети отвечают противоположным по значению.
(Можно играть по командам: одна команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению).
Например:
Big –small | Thick/ fat – thin |
Brave – cowardly | Clean – dirty |
Strong – weak | Wet – dry |
Fast – slow | Hard – soft |
Beautiful - ugly | High – low |
Long – short | Low – loud |
Young – old | Furry – bald |
New – old | Happy – sad |
Smooth – rough | Hungry – full |
Good – bad | |
«Придумай быстрее слово». Цель игры: развитие внимания, памяти, повторение лексики, снятие напряжения.
Ход игры: Водящий называет букву и кидает мяч играющему. Тот должен назвать любое слово на эту букву. Можно использовать перевод.
Возможен вариант, когда мяч передаётся по кругу из рук в руки и водящим становится каждый играющий. Здесь важна быстрота реакции; нужно заранее договориться, как долго можно держать в руках мяч. Например: можно сосчитать до трёх, чтобы у ученика, к которому попал мяч, было время подумать.
***
«Правда или неправда?/ Съедобное/несъедобное». Цель игры: развитие памяти, внимания, быстроты реакции, снятие напряжения.
Ход игры: Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: «Правда или неправда?/Съедобное/несъедобное? Игрок ловит мяч и отвечает положительно или не ловит мяч и даёт отрицательный ответ. Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку. Ученик, который ошибся, поймав, например, «несъедобное», выбывает из игры.
Например:
Yellow lemon | Pink pig |
Orange bear | Brown monkey |
White snow | Red crocodile |
Purple mouse | Green grapes |
Gray elephant | Purple cucumber |
Blue apple | Black sun |
***
«It smells like.../Запахи». Цель игры: повторение лексики, снятие напряжения.
Ход игры: Игра проводится по командам. Необходимо заполнить пластмассовые коробочки из-под фотоплёнки следующими запахами (в коробочку можно вложить ватный тампон, пропитанный запахом):
Лук - onion | Кофе - coffee grounds | Мята - peppermint extract |
Ваниль - vanilla extract | Духи - perfume | Ластик/ резинка - rubber |
Уксус - vinegar | Банан - banana chunk | Перец - pepper |
Корица - cinnamon | Лимон - lemon oil | Чеснок – garlic |
Участники команд по одному пытаются угадать запах. Выигрывает команда, назвавшая большее количество запахов.
***
«Board race/Гонки на доске». Цель игры: Повторение лексики, развитие двигательной активности, снятие напряжения.
Ход игры: На доску прикрепить карточки в ряд. Детей разделить на две команды. Водящий называет одну из карточек, прикреплённых на доске. Первые два ребёнка из каждой команды подбегают к доске и дотрагиваются до карточки. Если карточка показана верно, то команда получает очко.
***
«Встань по порядку». Цель игры: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, временных представлений.
Ход игры: ученики получают карточки с названиями дней недели/времён года/месяцев/числительные. По хлопку учителя ученики выстраиваются в одну линию по порядку следования дней недели друг за другом.
***
«Назови действие». Цель игры: развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности, развитие координации движений.
Ход игры: ученик показывает перед классом какое-либо движение (имитирует танец, написание буквы, ходьбу и т.п.). Остальные учащиеся должны назвать глагол, обозначающий это движение.
***
«Разложи/расставь по местам». Цель игры: Развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности, развитие координации движений, повторение лексики.
Ход игры: Учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых известны ученикам. Вызвавшийся участвовать в игре ученик внимательно следит за раскладыванием предметов. Затем ему завязывают глаза, и он начинает собирать предметы в порядке, который ему предлагают ученики. Если ученик не может сориентироваться, другие могут уточнить, где находится предмет.
P-s: Take the doll! (The doll is in the corner).
P: I take the doll.
***
«Motion/Движение». Цель игры: тренировка произносительных навыков трёх форм глаголов.
Ход игры: Произносятся три формы глагола: do – did – done. На слове «do» дети касаются руками головы, на слове «did» - плеч, на слове «done» - бедра. Это мотивирует детей к изучению столь нудных, казалось бы слов.
***
«Crouching game». Цель игры: снятие напряжения, развитие внимания.
Ход игры: Поставить детей в две-три линии (в зависимости от количества детей, линий может быть и четыре-пять). Каждой команде даётся определённая карточка/ слово/название животного/цвета. Учитель произносит в хаотичном порядке слова, и если это слово одной из команд – эта команда должна присесть. Когда же слова не принадлежит ни одной из команд – они остаются стоять. Выигрывает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
Ролевые игры.
Ролевые игры, игры в сказку с распределением ролей пользуются неизменным успехом у детей. Под игрой в сказку подразумевается разучивание сценок, в которых героями бывают поочерёдно все дети. Таким образом, достигается прочное усвоение лексики через содержание пьесы, и в конце обучения любой ребёнок может играть любую роль. С большим удовольствием дети представляют животных из сказок, сами могут придумывать новые ситуации и новые диалоги, уточняя характер животного и их возможные действия (зайчики у детей непременно хорошие, они любят детей и играют с ними; волк всегда злой и рассказывает о том, что он сделал плохого или собирается сделать и т.д.) Нельзя забывать, что сказочные звери в представлении детей живут и действуют как люди.
Нужно отметить, что большое место в системе обучения в начальной школе может занимать игра в куклы. Используя эту игру, закрепляются знания лексики и моделей по многим темам.
Кукла-маска:
Кукла, особенно кукла-зверюшка, имеет ясно выраженный характер, подходящий, например, для обучения диалогу-волеизъявлению. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение приказа. Капризная кукла ничего не хочет делать и на любое утверждение: « Ты должен...» отвечает отказом: «Нет, я не хочу...». Так происходит тренировка употребления модальных глаголов.
Кукла – знак ситуации:
Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создаёт стимул к диалогу-расспросу: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ходишь ли ты в школу? Как ты учишься?» и т. д. За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле.
Кукла – партнёр, адресат речи:
«Мы взрослые, а куклы наши дети. Объясните вашим детям, как надо переходить улицу, как дойти до школы. Скажите им, чтобы они тепло оделись, потому что сегодня холодно и ветрено. Если при обычной парной работе такого рода половине группы отводится роль слушающих (часто пассивная), то с помощью куклы-партнёра индивидуальное время говорения учащихся увеличивается вдвое.
Кукла – третье лицо, предмет разговора:
Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и так далее. Расскажите соседу обо всём, что умеет делать ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла. Чья кукла умеет делать больше?
С куклой можно пойти в магазин, чтобы купить ей одежду, её можно повести к врачу. Дети обставляют мебелью кукольный уголок, одевают куклу, накрывают на стол и кормят их, идут с ними гулять, укладывают кукол спать, читая им на ночь стихи. Они устраивают день рождения куклы, принимают гостей. Сопровождая все действия рассказом на иностранном языке и разговаривая за кукол, дети совершенствуют приобретённые навыки и умения устной речи.
Итак, кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом, коммуникативной направленности урока.
Очень помогает активизировать речь ребёнка работа с «живыми картинками». Этот вид работы даёт значительную мобильность изображения, а следовательно, позволяет повторить большое количество слов за небольшой промежуток времени. Работа над живыми проходит в виде игры. Двое-трое детей по заданию учителя производят одно действие за другим. Все действия производятся без слов. Учитель задаёт детям-зрителям вопросы по живой картинке, дети отвечают. Учитель проверяет понимание произведённых действий и, соответственно, знание определённой лексики. Дети всегда внимательно следят за действиями и стараются ответить на все вопросы. Каждая картинка вызывает живой интерес.
Если дети допускают в ответах ошибки, сценку можно повторить. Смена «актёров» воспринимается как новая картинка, повторение вопросов не утомляет детей.
Приложения:
В данный раздел входят фольклорные игры, стихи, рифмовки, считалки, помогающие детям лучше запомнить лексико-грамматический материал, модели языка, правила чтения. Использование на уроках рифмовок позволяет прочно запомнить основные грамматические модели и использовать их в повседневной практике. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес и изучению иностранного языка.