Аннерс История Европейского права. Институт европы шведская королевская академия наук
Скачать 2.19 Mb.
|
Существует еще один фактор, который настолько же очевиден, как и приведенные выше, - это близкое родство между скандинавскими и немецким языками. Поскольку устное и написанное слово являются рабочим инструментом юриста, такое языковое родство означало, что правоведам Северных стран было относительно просто использовать германский метод юриспруденции понятий "считать при помощи понятий". Правовые понятия в Германии и Северных странах с языковой точки зрения были одинаковы из-за общего либо германского, либо латинского корней; немецкая научная аргументация в юриспруденции понятий могла тогда быть легко перенесена на правовую аргументацию с помощью какого-нибудь из скандинавских языков. Наконец, естественной важной причиной влияния Германии были также очень высокий уровень и весьма богатые 382 ресурсы немецкого правоведения. Поскольку юриспруденция понятий, как и другие научные методы, имеет отрицательные стороны, то в данном случае нельзя не увидеть не только недостаточный контакт с социальной действительностью, но и ее очевидные заслуги. Она дисциплинировала юридическую мысль, где требования ясности и прочности предпосылок и логической строгой последовательности в аргументации были исключительно высоки и где крупные древнеримские юристы были по праву возвращены к жизни в качестве примеров. Мастера юридической разработки понятий достигли наивысшего искусства в построении системы понятий со структурной последовательностью, которая и сегодня может восприниматься с эстетическим наслаждением благодаря гармонии и ясности основных идей системы. 13. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР История европейского права в Новое время делает наглядными, в частности, глубокое различие между англо-саксонскими правовыми областями, с одной стороны, и конти-нентально-европейскими, с другой. На последние сильный отпечаток наложило большое значение римского права в качестве источника имущественного права, а также правоведение и законодательство как важнейшие методы создания правовых положений. Конечно, в этом отношении существуют большие различия между Восточной и Западной Европой. Главная страна Восточной Европы - Россия начала воспринимать западноевропейское право только в XVIII в., и этот процесс еще в начале XIX в. не преобразовал решающим образом все еще неразвитый российский правовой порядок. На англо-саксонское право никогда не оказывало аналогичное воздействие римское имущественное право, хотя оно и имело некоторое значение в качестве образца и авторитета. Особая для Англии процессуальная техника с ее системой прецедентов, которую развивали суды, вплоть до конца XIX в. оставляла Англию и США почти полностью в стороне от высокоразвитого правоведения и законодательной техники континентальных стран Европы. То, что англо-саксонское право все же достигло достаточно высокого уровня юридической техники для успешного овладения правовой проблематикой западного индустриального общества, показывает возможность достижения эффективных результатов при помощи различных типов юридической техники. Как показано выше, значение римского права для развития континентально-европейского права было очень велико. Поэтому вероятно, что в грядущем формировании общеевро- 383 пейского права в качестве следствия происходящей ныне европейской интеграции римское право сыграет важную роль основы стремления к большей правовой однородности. В таком случае мы можем пережить новый период его вынужденного восприятия, напоминающий тот, когда римское право в толковании и обработке консилиаторов распространялось в Германии, Франции и Италии. Для сложного процесса восприятия римского права в Европе характерно, что его использование и распространение по-прежнему происходили главным образом благодаря его авторитету, а не из-за потребности в использовании его имущественных положений. Таким образом, в первом случае причины надо искать прежде всего в плоскости истории идей, как при первом восприятии глоссаторами в Италии в XII в., так и возрождении римского права в Германии в XIX в. сторонниками пандект-ного права. Во втором случае следует искать объяснения прежде всего в процессах экономического и социального развития, вызвавших потребность в положениях римского'права как в Германии, Италии и Франции времен Позднего средневековья, так и позднее в Северных странах. Между тем взгляд на историческое развитие восприятия римского права в сравнении с развитием положений отечественного права различных стран показывает, что каким бы большим техническое превосходство римского права обычно ни было, на европейском континенте имелись области, где с помощью отечественной юридической техники создавались подобные действовавшие правовые системы, находившиеся на высоком конструктивном уровне. Типичные тому примеры - гражданское право крупнейших торговых городов Северной Европы в XIII и XIV вв. Средневековое ггнзейское право обозначает, таким образом, высшую точку конструктивных характеристик германского права; во многих областях оно было равноценно римскому, в некоторых - лучше, например, там, где это касалось правовых институтов, которые лежали в основе кредитования под недвижимое имущество. Влияние традиций римского права сказалось не только на положениях имущественного права, но и на самих методах создания новых положений. Ведущая роль правоведения с XII по XIX вв. в правовой жизни континентальной Европы является плодом традиций крупнейших римских юристов времен античности. Это были Дигесты, а именно отобранный в Corpus Juris Civilis и обработанный результат римского правоведения, который стал важнейшим источником средневекового возрождения римского права. Средневековые правоведы считали себя носителями традиций Юлиана и Павла, Папиниана и Ульпиана. Так поступали и их последователи вплоть до XIX в. Это объясняет удивительное для нашего времени обстоятельство, что фон Савиньи и его ученики могли воспринимать именно правоведов в качестве носи- 384 ' телей "der Voiksgeisf. Совершенно особым способом они считали себя посредниками и толкователями античной правовой цивилизации и тем самым необходимых культурных ценностей. Тонкая ирония истории заключена в том обстоятельстве, что немецкие сторонники римского права в XIX в. из-за слабого знания истории римского права в корне неправильно судили о его заслугах. Они воспринимали в качестве сознательной (или инстинктивной) системы то, что на самом деле было гениальной аналитической казуистикой. Между тем благодаря этому взгляду на римское право удалось его связать с примененным первоначально Вольфом эвклидовым геометрическим способом располагать правовые положения в иерархически выстроенной целостности с взаимным подчинением понятий и правовых тезисов. Этот способ расположения правовых тезисов и понятий был в принципе аналогичен примененному естествоиспытателями для классификации реальной жизни. Ка«с известно, вершины в этой научной классификации достиг Линней. При сравнении пандектного права XIX в. с системой Линнея легче понять способ действия метода пандектного права - юриспруденции понятий. (На всякий еллучай я напоминаю о том, что, согласно применяемой здесь терминологии, правовой позитивизм был теорией о свойстве права как части действительности, в то время как пандектное право было выстроенным в систему материалом главным образом из положений римского права.) При исследовании цветка по системе флоры Линнея можно (с надеждой) решить задачу его классификации так, что он может быть поставлен на свое правильное место в системе Линнея. Если правильно расположить цветок, можно делать о нем выводы, которые основаны на содержании самой системы. Аналогично обстоит дело с техникой юриспруденции понятий. Правовой случай или правовой акт, правовые последствия которого надо узнать, помещается на правильное месте в системе. При таком раскладе ответ будет получен из самой системы, ибо появляется возможность узнать решение правового случая и соответственно запрашиваемые правовые последствия. Возьмем типичный случай (согласно юриспруденции понятий первой половины XIX в.): может ли батрак, получивший пощечину от своего хозяина, заявить на него в суд. Ответ: нет! Тот, кто нанес пощечину - хозяин. В права хозяина входит нанесение слугам легких телесных наказаний. То, что это можно воспринимать как социальную несправедливость или бесчеловечность, не относится к делу. Обсуждение этого случая ненаучно! При таких юридических методах было естественно, что юристы (в ограниченных областях своего труда) все больше 385 рассматривали себя в качестве специалистов, стоящих над политической и социальной борьбой. Особенно это относилось к правоведам. Только во второй половине XIX в. правоведов стали больше воспринимать в качестве специалистов. Они продолжали вносить большой новый вклад, например, в области коммерческого и уголовного права. Но в той сфере, где они издавна проявляли себя в наибольшей степени, а именно в гражданском праве, они нацелились главным образом на помощь законодателям и судам в систематизации и толковании "действующего права". Вероятно, это стало неизбежным следствием превращения правового позитивизма в господствующую правовую идеологию. Известный немецкий правовой позитивист выразил свою позицию так: "Три исправляющих слова законодателя и вся библиотека становится макулатурой". С таким настроем большинства правоведов стало естественным игнорирование главных политических задач общества при работе в качестве помощников законодателей над завершением законодательства как инструмента управления. Тем самым представители общественных наук, науки о государстве, политической экономии и социологии выдвинулись на передний план в качестве вдохновляющих сил в реформаторской работе; такая тенденция была заметна с XVIII в. Естественно, это имело свои преимущества. Со второй половины XIX в. европейское правоведение внесло огромный вклад в сферу юридической техники. В сотрудничестве со специалистами по методике законодательства, а также с судьями и управленцами законодательство и толкование прецедентов достигли такой степени утонченности, что правовой порядок приобрел неизвестную доселе степень точности формирования и толкования положений. Со своей стороны деятельность ученых-обществоведов расширяла и углубляла основы знаний для политических решений, определявших текстовое содержание законодательства. Однако значение общественных наук было ограниченным. Их представители были вполне в состоянии дать новые идеи и теории об отношениях в обществе, а также о поведении людей. Они могли также выдвигать требования реформ и обозначать принципы их проведения. Но они не были подготовлены к тому, чтобы предложить с помощью юридической техники решения тех бесчисленных проблем, которые возникли с их требованиями реформ. Поэтому поразительно было то, насколько мало внимания как либералы, так и социалисты уделяли главным правовым вопросам, которые стали актуальными, поскольку имели универсальный характер в условиях свободного рынка и соответственно государственного права собственности на средства производства. Представители правоведения, действовавшие на стороне либерал 386 алов - а таких совершенно естественно в буржуазном обще--" стве XIX в. было большинство, - как правило, упускали те проблемы социальной справедливости, которые были связаны со свободной конкуренцией в рамках рыночной экономики. Небольшое число имевшихся социалистических юристов вообще пренебрегало вопросами обеспечения баланса власти и конкретного влияния людей в социалистической системе. Известный социалистический правовед заявил, что XIX век - это потерянное столетие для правоведения. Весьма меткое замечание, но оно касалось и его идеологии. Если правоведение континентальной Европы XIX в. в вопросах конструктивной способности и социального реализма вряд ли оказалось на уровне наследства римской юриспруденции, средневековых каноников и легистов, а также крупных открытий представителей естественного права, то, напротив, законодательные методы быстро развивались и уточнялись. Этот большой прогресс европейских (а позднее и американских) юристов покоится на длительной исторической традиции. То большое преимущество относительно других народов мира в вопросах технической способности создать высокоразвитые законодательства, которое было достигнуто в странах с европейским правовым порядком, имеет свои корни в средневековой и даже античной правовой культуре. Например, когда в шведском Упландском законе говорилось о необходимости создания новых законов в результате изменений отношений в обществе, то это было выражением (при посредничестве церкви) взгляда на право, который восходил к эллинистическому пониманию характера права. Аля народов со слаборазвитой центральной государственной властью право было чем-то таким, что не могло быть создано заново, а что имелось и наследовалось в неизменном виде от поколения к поколению. Первоначальное узаконение новых правовых положений было в ранних античных развитых культурах волей Бога, в позднейшем развитии оно было секуляризовано до уровня воли князя или народа. С подобным исходным пунктом - законодательная воля -/ законодательство могло стать методом преобразования общества, ибо законы становились инструментом управления. Но еще в средние века этот инструмент был очень несовершенен, поскольку в большой степени он опирался на казуистическую технику. Только благодаря доктрине и крупным кодификациям естественного права была создана правовая система в форме общих принципов, а также общих и специальных понятий, находящихся в определенном подчинении друг к другу. Труды представителей естественного права и прежде всего Гроция, Пуфендорфа и Вольфа, а также основанные на их методах кодификации, начиная от ALR, Code Civil и ABG и кончая BGB и ZRG, являются исключительными 387 достижениями в истории человеческоей правовой культуры. Заслуга этого принадлежит обученным в университетах специалистам-юристам. Имеются серьезные достижения и в других правовых порядках, на которые наложило отпечаток европейское право. Эти достижения также принадлежат тем же специалистам. Благодаря их высокоразвитым способностям в юридической технике и был создан тот существующий сейчас небывало широкий, специализированный и точный правовой порядок, без которого немыслима высокоразвитая технологическая цивилизация. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Авгу" Октавиан 48, SO, 52-S4,67, 69, 80, 102, 104, Ш, 374 Августин 109, 176, 217, 230, 297 Аверроэс 153 Аврелиан 67 Аврелий 148-150 Агамемнон 45 Адриан 81, 83, 111 Азо 162, 193 Аквилий 89 Аквин Томас 37 Аквинский Фома 153, 214, 218, 297 Аккурсий 162, 163, 168, 180 Аларих II 128 Александр Великий 31, 34, 48, 50 Александр II 184, 357, 358, 360 Алексей Михайлович царь 253 Альфред Великий 194 Альчиати Андрей 179 Альциат 181 Амир Карл 304 Антигона 46 Антонин Пий 75, 112 Аристотель 36-39,44,45,47,50, 70, 152-154, 160, 219 Ататюрк Кемаль 322 Атаулф 127 Аттила 126 Аэций 126 Байер Людовик 155, 157 Беккариа 236-238, 242, 256, 313, 339 Бентам Иеремий 260, 285, 313, 318, 376,389 Берк Эдмунд 289 Биндинг Карл 333, 379 Бисмарк 354, 355, 376 Бишоф 330 Блондель Давид 183 Блэкстоун Уильям 261, 263, 368 Бомануа 192 Бонифаций VIII 184 Брут 230 Брэктон 259, 260, 265, 266 Буде Гильом 179 Булгар 155 Вашингтон Джордж 60, 230 Веспасиан 52 Вильгельм I 354, 355, 379 Виндшейд Бернхард 311, 319 Виттория 218 Вольтер 176, 216, 236, 237, 242, 256, 264 Вольф Христиан 226, 227, 261, 296, 302, 318, 387 Гай 75, 112, 113, 115, 119, 131, 147, 206 Галилей 226 Гегель 333, 379 Геласий 184, 185 Генрих I 194 Генрих II 194-196, 201 Гете 297, 342, 379 Гиппий 151 Гирке Огто 312, 313, 356 Глэнвил 201 Гоббс 219, 220, 226, 264, 268 389 Гораций 54 Грациан 183, 186 Григорий IX 153 Гримми Якоб 303 Гроций Гуго 37,153, 218, 222-226, 237, 263, 280, 301, 387 Густав I 267 Густав III 216, 244, 267, 268 Густав IV 268 Д'Аламбер 216 Дарвин Чарльз 288 Декарт 226, 227 Демосфен 40, 109 Дидро 216 Дизраэли 310, 354 Диккенс Чарльз 285 Диоклетиан 53, 67, 68 Домициан 67 Доротей 119 Еврипид 222 Екатерина II (Великая) 215, 230, 256, 257, 267, 358 Зенон 50 Иван Великий 255 Иван Грозный 254 Иннокентий III 184,187 Иннокентий IV 188 Иоанн XXII 155,157 Ирнерий 160,162,163 Йель 372 Йозеф II (Иосиф II) Австрийский 216, 230, 242 Йеринг Рудольф 305, 306, 311, 312 Калигула 67 Кальвин 218, 297 Кант Эммануил 297, 333, 379 Каракалла Антониниан 65 Карл Великий 130, 140, 176,177,186 Карл V 236, 264, 336 Карл XI 175, 255, 256 Карл XII 268 Карпеада 22S Касас Лас 154 ... Кассий 230 ч Каталина 109 ■£ Катон 374 Клавдий 52 Клейн Франс 344, 345 Клитемнестра 45 Кнут Могучий 194 Кольбер 343 Константин Великий 115, 117, 127, 183 Конт Огюст 307 Креонт 46, 47 Кристина 215, 338 Кристодзер 256 Кук Эдвард 259, 260 Лафайет 230 Лейбниц 218, 244 Ленин 284 Лео Мудрый 122 Леопольд I Австрийский 244 Ливии 223 Линней 385 Лист Франс 335 Лиутпренд 130 Лойола Игнатий 285 Локк Джон 219-221, 264, 266, 285 Ломброзо 334, 335 Лонгдел Кристофер 372 Людовик XIV 246, 343 Лютер 109, 218 Максимилиан 193 Марк Аврелий 51, 75,112 Марк Антоний 67, 109 390 Маркс Карл 282-284, 313 Марсилий Падуанский 154,155, 157, 219 Мартин 162,166 Маурер Конрад 304 Медичи 143 Менгер Антон 312-314, 351 Милль Джон Стюарт 285, 286, 376 Миттер Майер 379 Модестин Герений 112,115 Монтескье Шарль Луи 109, 154, 231, 232, 256, 264, 2%, 323 Моисей 31, 32 Наполеон Бонапарт 230, 357 Наполеон III 310, 354 Нибур 113 Николай I 357-360 Оккам Уильям 155-157 Осирис 23 Остин Джон 308 Орест 45 Павл Юлий 112, 115, 117,128 Папиниан Эмилий 112,115, 384 Пейн Томас 285 Перикл 40 Петр I (Великий) 174, 240, 254-258, 358 Петрарка 109 Пистойя Синус де 170 Платон 40, 109,160 Плацентин 162 Плиний 160 Полибий 51 Полиник 46 Помпеи Великий 52,109 Помпоний 119 Поэтилий 103 Прудон 287 Пуфендорф 218, 226, 237, 238, 263, 265, 275, 387 Пухта Георг Фридрих 300, 303 Рабле Франсуа 180 Репгов Эйке 191 Рикардо Давид 285 Рихерт Юхан Габриэль 379 Робеспьер 221 Роттердамский Эразм 109 Руссо Жан Жак 155, 220, 221, 284 Сабин Мазурий Ш, 118 Савиньи Фридрих Карл 298-301, 303, 305, 319, 379, 384 Сассоферрато Бартоло де 170-172 Сенека 151, 223, 374 Септимий Север 54 Сивильский Исидор 183 Сильвестр I 183 Смит Адам 285, 376 Солон 4МЗ, 73, 206 Софокл 46 Спенсер Герберт 285 Спиноза 226 Столыпин П. 364 Суарес 218 Суворов АА. 359 Сулла 63 Талейран 374 Тацит 12, 223 Тегнер Эсайас 382 Теофил 119 Тиберий 111 Тибо 299, 379 Томазий Христиан 223, 227 Траян 111 Трибониан 117, 180 Убалдис Балдус де 171 Ульпиан Домиций 68-70, 112,117-119, 180,192, 384 391 Фейербах 238, 298, 333, 379 Феодосии 115, 116, 131 Филангери 237, 238 Филд Дэвид Дадли 369 ■ Филипп 34 Филипп II 109 Фитцжеберт Энтони 202 Флавий Иосиф 223 Флорентин 118 Фон Савиньи Фридрих Карл 298- 301, 303, 305, 319, 379, 384 Франс Анатоль 314 Фридрих I (Барбаросса) 152, 162 Фридрих II 216, 237, 243, 244 Фугер 143 Фукидид 223 Хаммурапи 205 Хойслер Андреас 304 Хоуард Джон 339 Хрисипп 50 Хубер Еуген 321 Хуго 162 Цезарь Гай Юлий 52, 56, 57, 61, 63, 65, 67, 109, 230, 374 Цельс 119 Цинциннат 60, 230, 374 Цицерон Марк Туллий 108-110, 374 Шиллер 379 Эдип 46 Эдуард III 156 Эмилий 112 Энгельс Фридрих 283 Эпиктет 51 Эсхил 45, 47 Этиокл 46 Юлиан Сальвий 81, 121, 206, 384 Юлий Павл 131, 384 Юстиниан 55, 68, 99, 104, 113, 116, 120, 121, 140, 159, 180, 198, 300, 302, 306, 317, 320, 342 Якоб 162, 179 Якоб I 215 Яков II 264, 266 Яков Кайяки 120 Н п ' {*!*• > |