Дипломная работа. Паруко вкр (1). Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая
Скачать 288.89 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ Кафедра татаристики и культуроведения Направление: 44.03.01 – Педагогическое образование Профиль: Музыка (на базе профессионального образования) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Студент 4 курса Группы 10.2-815 «___» __________2022 г. _______________ Н.Е.Парукова Научный руководитель: канд. пед. н., доцент «___» __________2022 г. ________________ И.Ф.Камалова Заведующий кафедрой канд. фил. н., доцент «___» __________2022 г. ________________ Л.Р.Мухаметзянова Казань – 2022 Содержание
Введение Актуальность исследования. В условиях современной социокультурной ситуации, характерными чертами которой являются прагматизм, вышедшие на первый план экономические интересы, кризис духовности, потеря нравственных ориентиров, особым приоритетом школы должна стать забота о духовном развитии детей.Это подчеркивается как в Концепции художественного образования в Российской Федерации до 2025 года, так и в требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Огромные возможности искусства, в том числе музыкального, в воспитании и обучении подрастающего поколения известны. Но меняющиеся условия функционирования музыки, интенсивное развитие технических средств музыкального воздействия, происходящие изменения в сознании современного слушателя требуют дальнейшего изучения воспитательных аспектов, формирующих музыкальную культуру слушателей. Нельзя не отметить, что из внимания музыкального школьного образования выпадают и остаются пущенными на самотек важнейшие процессы, происходящие в сфере взаимодействия детей с музыкой. Роль музыкального искусства сегодня неоднозначна. С одной стороны, оно глубоко интегрировано в духовную жизнь человека, возросли его социальные функции. Для большинства людей слушание музыки является одним из основных источников художественно-эстетической информации. С другой стороны, теле- и радиоэфир, обилие звуковых технических средств превратили музыкальное искусство в привычный звуковой фон жизни. Зачастую музыка сомнительного художественного качества оказывается навязанной ребенку независимо от его выбора. Музыкальное воспитание и образование – одно из звеньев общей системы воспитания детей, обращенное к духовно-нравственному, эстетическому миру ученика, и его личностному развитию, поэтому его воспитательные возможности очень велики. На сегодняшний день общее образование имеет широкие возможности для развития музыкально-слушательской культуры детей. Слушание музыки – это любимый вид деятельности на уроках музыки у большинства учащихся. Учащиеся на уроках музыки слушают и анализируют как традиционную, классическую музыку так и соответствующий интересам детей музыкальный репертуар различных современных направлений. Важно чтобы музыкальный материал был художественно ценным, разнообразным по характеру, носил воспитательный характер, соответствовал возрасту детей их возрастным особенностям Главной задачей педагога является научить учащихся вслушиваться в музыкальный материал, уметь анализировать, что требует особых усилий и знаний в области музыки, педагогики, психологии. А также умения применять разнообразные педагогические подходы. В данном аспекте важно решение вопроса пересмотра методик, программ, пособий процесса развития культуры слушателя, как способности к духовному личностному обогащению посредством воспринимаемой музыки. Степень изученности проблемы исследования. Проблема музыкального воспитания подрастающего поколения достаточно исследована в философии, психологии, педагогике, музыкальной педагогике и других науках. Музыкальное воспитание было предметом изучения многих философов прошлого, таких как: Авиценна, Аристотель, Гегель, Гельвеций, Пифагор, Платон, Конфуций, считавшие, что общение с музыкой, элементарное музицирование и танец благотворно действуют на все психические и мыслительные процессы человека, обогащают внутренний мир, создают полифонию воспринимаемой действительности, побуждают к самопознанию и самовыражению, формируют фантазию и способности к творчеству, экспериментированию, импровизации. Проблема духовно-эстетического развития личности представлена в трудах философов и культурологов современности: Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.М. Розин, Г.М. Цыпин. Проблема влияния музыкального искусства на воспитание детей и ее роли во всестороннем и гармоничном развитии анализировалось в трудах таких педагогов как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, В.Н. Шацкая и др. В психологии вопросами музыкального воспитания занимались такие известные ученые, как Л.Л. Бочкарев, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев. Научное осмысление вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки берет свое начало в российской педагогике в трудах Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского и др. Большой вклад в развитие методики формирования музыкально-слушательской культуры его влияние на развитие ребенка внесли такие педагоги, как О.А. Апраксина, В.В. Бахтин, Л.А. Безбородова и др. Рассмотрение особенностей психофизиологического развития детей в процессе музыкально-слушательской культуры раскрываются в трудах П.П. Блонского, Г.А. Кураева, А.Н. Леонтьева и др. Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности, избранной нами темы, проблемы развития музыкально-слушательской культуры на уроках музыки у младших школьников не уделяется должного внимания. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о данной проблеме. Таким образом, существуют противоречия между имеющимися традиционными методами и формами музыкального образования, и необходимостью поиска современных подходов к развитию музыкально- слушательской культуры на уроках музыки у младших школьников, значительным и недостаточным использованием в процессе развития музыкально-слушательской культуры. Данные противоречия на теоретико-практическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические и практические аспекты, особенности, методики развития интереса у детей младшего школьного возраста в процессе развития музыкально-слушательской культуры на уроках музыки. Решение данной проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки». Объект исследования: музыкально-слушательская культура младших школьников. Предмет исследования: развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки будет более эффективным, если будут соблюдены следующие условия: 1) будет рассмотрена сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура»; 2) будут проанализированы учебные программы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников. 3) будут рассмотрены особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки; 4) будет теоретически обоснована и экспериментально апробирована программа развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Исходя из цели, предмета и объекта и сследования, определены следующие задачи: рассмотреть сущностно-содержательную характеристику основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура»; проанализировать учебные программы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников; 3) выявить особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки; 4) теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Методологической основой исследования явились труды древних философов (Авиценна, Аристотель, Платон) о значении музыки в развитии личности человека; педагогические идеи гуманизации образования (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.); исследования известных ученых психологов, по проблеме музыкального воспитания личности (Л.Л. Бочкарев, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев); педагогические концепции профессионального музыкального образования (О.А. Апраксина, В.В. Бахтин, Л.А. Безбородова и др.). Методы исследования: в процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические: анализ научной литературы пo проблеме исследования, сравнение, синтез, обобщение, конкретизация; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы. Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Никиты Кайманова» г. Набережные Челны Этапы проведения исследования: Подготовительный этап (2020-2021 г.): проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования. Этап организации и проведения исследования (2021-2022г.г.): изучение процесса развития музыкально-слушательской-культуры младших школьников на уроках музыки, осуществление экспериментальной работы. Этап завершения исследования (2022 г.): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, оформление исследования. Научная новизна результатов исследования. В выпускной квалификационной работе представлена авторская программа развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Теоретическая значимость результатов исследования: теоретически углублены представления о развитии музыкально-слушательской культуры младших школьников; выявлены особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки; представлен анализ образовательных программ по развитию музыкально-слушательской культуры по учебному предмету «Музыка». Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут найти применение в деятельности учителей музыки общеобразовательных школ, преподавателей учреждений дополнительного образования детей, студентов музыкальных факультетов вузов и ссузов педагогической и социально-культурной направленности. Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура» Современный этап развития общества характеризуется потребностью в гармонически развитых личностях, которые относятся к уровню образования человека. Главная роль в достижении всестороннего развития личности принадлежит общеобразовательной школе [23, с.3]. Перед общеобразовательной школой, где систематически и планомерно осуществляется массовое духовно-нравственное, эстетическое воспитание, в числе других поставлена задача – дать всем детям возможность развивать и удовлетворять свои эстетические потребности, посильно проявлять себя в искусстве [44, с.5].Особое место в данном процессе занимает преподавание и изучение музыкального искусства. В педагогической литературе констатируется, что музыкально-эстетическая деятельность, эффективно способствуют решению важных задач развития личности, формированию общих способностей школьника, становлению его индивидуальности [15, с.25]. Урок музыки в общеобразовательной школе - это, прежде всего, предмет эстетической направленности, который даёт возможность детям достаточно полно прикоснуться к искусству, духовному наследию, нравственному эталону, образу жизни всего человечества. Согласно требованиям ФГОС в урок музыки включены следующие виды деятельности: -хоровая деятельность -обучение младших школьников игре на детских музыкальных инструментах -музыкально-ритмические движения -освоение музыкальной грамоты -музыкально- слушательская деятельность В контексте нашего исследования отметим особую роль музыкально-слушательской деятельности на уроке музыки, благодаря которой обеспечивается понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира и т.д. [22, с.4]. Музыкально-слушательская деятельность - одна из доступных музыкальных деятельностей школьников, система позволяющая музыкально воспитать молодое поколение, что и отмечено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, структурированные по ключевым задачам общего образования представлены предметные результаты изучения предметной области «Музыка». Изучение данной предметной области должно обеспечить: 1. Формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; 2. Развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; 3. Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 4. Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; 5. Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; 6. Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса [57]. Изучение вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки ведет свою историю в российской педагогике с научно-педагогических исканий Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева. Духовное развитие – такова была одна из ведущих идей, побудивших Б.Л. Яворского ввести в 1906 г. в Московской Народной консерватории новую дисциплину под названием «Слушание музыки». Воспитывая у своих учеников интуитивное и аналитическое слышание, автор своей целью ставил формирование у неподготовленных в музыкальном плане учащихся культуры чувств и культуры мышления с тем, чтобы дети могли непосредственно воспринимать музыкальную речь [59]. Большое значение слушанию музыки придавал Б.В. Асафьев, разработка методологических основ музыкального воспитания которым совпала по времени с реорганизацией массовой школы после октября 1917 года. Отталкиваясь от посылки активности познающего сознания, Б.В. Асафьев выдвинул требование организовать активное постижение (наблюдение) музыки школьниками в процессе ее слушания. Ученый пояснял: «Услышать – значит приучить слух к усвоению музыки как процесса интонирования, слышать мысль композитора и возможности ее раскрытия, осознавать и разделять вместе с другими различные эмоциональные состояния и оттенки душевности и человечности» [9, с.138]. Идея Асафьева о музыке как искусстве интонируемого смысла и сейчас является одним из исходных положений музыкального образования школьников. Согласно теории музыкального образования, главной задачей слушательской деятельности является формирование музыкально-слушательской культуры учащихся. Музыкально-слушательская культура является степенью совершенства музыкального вкуса, достигнутая в процессе музыкального восприятия. Ключевой смысл понимания «музыкально-слушательская культура» закреплен, в первую очередь, в слове «культура». Осмысления понятия культуры человека в культурологии осуществляется в его соотношении с пониманиями «положительные ценности» и «общечеловеческая культура». Для определения понятия «культура» обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова Согласно определению данного словаря «культура» -это совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе [48, с.432]. Немецкий философ Г.Риккерт считает, что «…культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности» [32, с.108]. Известный педагог Н.Бордовская понятие культура трактует как один из видов образования человека. «В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры - обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры» [13, с.264]. Из всего вышеизложенного становится, очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Культура в целом представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: статическом и динамическом. Культурная статика предполагает изучение распространения культуры в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это синхронный подход к изучению культуры. В рамках культурной статики культуру классифицируют на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура. В рамках рассмотрения сущностно-содержательной характеристики ключевого понятия исследования музыкально-слушательская культура необходимо остановиться на осмыслении понятия художественная культура. Художественная культура – область духовной культуры, которая непосредственно связана с художественным творчеством, художественным восприятием. Согласно психологу А.Н. Малюкову, музыкально-слушательская культура является частью художественной культуры школьника [35, с.12]. Рассмотрение данного аспекта важно для нашего исследования, в связи, с чем необходимо перейти к рассмотрению понятия музыкально-слушательская культура. Анализ различных литературных источников показал необходимость различать три понятия, которые нередко отождествляются: «слушательская культура», «культура восприятия» и «культура слушания». Вводя категорию «культура восприятия», А.Г.Костюк подчеркнул, что это прежде всего перцептивная культура, «структурно-функциональная организация музыкального восприятия, обусловливающая качество декодировки музыкально-эстетической информации» [28, с.347]. Исходя из этого, культуру восприятия можно считать одним из факторов музыкально-слушательской культуры личности. Культуру слушания следует понимать иначе. Ю.Б. Алиев поясняет, что это умение сосредоточиться и психологически подготовиться к восприятию музыки, наличие навыков произвольного внимания, способность отделить в процессе слушания главное от второстепенного, существенное от несущественного [5, с.2]. Понятие музыкально-слушательской культуры достаточно распространено в музыкально-педагогической среде. Однако вопросы, относящиеся к данной категории, рассматриваются, как правило, не специально, а в рамках различных близких ей проблем и аспектов. Таких аспектов можно выделить несколько. В области искусствоведения не раз поднимались проблемы воспитания культуры слушательской аудитории [12, с.39], изучались типы отношения слушателя к музыке [4, с.40], исследовались вкусовые предпочтения и слушательские интересы различных слоев общества, разных возрастных групп [55]. Опосредованно к проблемам музыкально-слушательской культуры детей и молодежи, к изучению роли музыкального искусства в среде детей и юношества, исследованию влияния массовой музыкальной культуры на личностное становление подрастающего поколения обращались культурологи, исследователи различных субкультур [7, с.30]. Богатый экспериментальный материал накоплен музыкальной психолого-педагогической наукой относительно различных сторон музыкально-слушательской культуры личности: музыкального восприятия, музыкального мышления, художественного вкуса, музыкальных потребностей, разработаны подходы к исследованию и формированию музыкальной и художественной культуры личности [28, с.300]. Педагог в области музыкального образования Досанова К.К. утвержадала, что понятие «музыкально-слушательская культура» является более объемной категорией и как личностное образование, в свою очередь, представляет собой неотъемлемую часть или своего рода «срез» музыкальной культуры личности, складывающейся из эмоционального отношения к музыкальному искусству, музыкально-эстетических идеалов, музыкальных знаний, интереса к музыке, музыкального вкуса, избирательного отношения к разнообразным музыкальным явлениям, из творческих навыков, способностей понимать, чувствовать, переживать музыку [23, с.93]. Обращаясь к проблеме собственно музыкально-слущательской культуры школьников, отметим, что несмотря на широкое употребление данного понятия, в современной педагогической литературе не определена его устойчивая трактовка. Представления авторов о данной категории различны. Так, для Э.Б. Абдуллина, который подчеркивает, что данное личностное качество должно обеспечить ребенку возможность сильного эмоционального отклика на звучащую музыку и возможность ее понимания, слушательская культура представляет собойсовокупность нескольких компонентов: 1) потребностей, учащихся в слушательской деятельности; 2) накопленного опыта общения с высокохудожественными образцами народной, классической отечественной и зарубежной музыки; 3) умений эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний о музыкальных стилях, жанрах, формах и т.д. [1,с. 2]. Доктор педагогический наук Л.А. Безбородова, исследуя развитие музыкально-слушательской культуры школьников, определила ее как «уровень музыкального восприятия, обеспечивающий приближение к верному истолкованию идейно-художественного замысла, воплощенного в музыкальных образах сочинения» [11, с.15]. В содержании (структура) музыкально-слушательской культуры школьника автор выделила опыт восприятия музыки, качественными показателями которого являются глубина и целенаправленность, музыкально-эстетические суждения и их доказательность, остроту музыкально-слуховой наблюдательности, способность к оценке музыки, интерес к самостоятельной музыкальной деятельности. Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в каком бы контексте авторы не упоминали об указанном личностном образовании, они едины в одном: развитие музыкально-слушательской культуры школьников является одной из главнейших задач современного музыкального образования, от ее решения зависит не только музыкально-эстетическое, но и личностное развитие школьника. Л.Г. Дмитриева подчеркивает, что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы, и от сформированности музыкально-слушательской культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет [22, с.12]. По мнению Л.В. Школяр и ее соавторов, музыкально-слушательская культура школьников должна послужить в качестве предуготовленности детей к философскому осмыслению отраженных в искусстве явлений жизни, к присвоению возвышенного содержания музыкального искусства [52, с.25]. Историческое рассмотрение проблем слушания музыки, изучение методологических подходов к художественно-эстетическому развитию школьников, к исследованию содержания музыкальной и художественной культуры личности, теоретические выводы ученых явились определяющими в анализе сущностной характеристики музыкально-слушательской культуры младших школьников в рамках настоящего исследования и позволили нам определить музыкально-слушательскую культуру школьников как интегративное качество личности, проявляющееся в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в условиях учебной и досуговой деятельности. Такое понимание музыкально-слушательской культуры напрямую работает на достижение общей цели музыкального образования в школе. Сказанное опосредует направленность процесса формирования музыкально-слушательской культуры младших школьников не столько на выработку узкопредметных знаний и умений, необходимых ребенку в слушательской музыкальной деятельности, сколько на становление духовного мира школьника, на развитие ценностно-смысловых структур личности ребенка через эмоционально-интеллектуальное общение с музыкой. |