Главная страница
Навигация по странице:

  • Выводы по главе 1

  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

  • -метод игры


  • Дипломная работа. Паруко вкр (1). Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая


    Скачать 288.89 Kb.
    НазваниеИнститут филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая
    АнкорДипломная работа
    Дата29.01.2023
    Размер288.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПаруко вкр (1).docx
    ТипРеферат
    #910180
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    -  позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других? каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.

    Как известно, универсальных методов не существует. Рассмотренные выше методы обучения не только тесно связаны, они обогащают и дополняют друг друга. Каждый из них на определенном этапе обучения, согласно нашей позиции, становится ведущим, однако применение того или иного метода на одном этапе процесса организации развития музыкально-слушательской культуры младших школьников не отменяет его последующего применения, а подразумевает его использование во взаимосвязи с другими. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в данный конкретной педагогической ситуация может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов, в том числе: целей и задачи воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания и специфики учебного предмета, мастерства педагога.
    Выводы по главе 1

    В первой главе выпускной квалификационной работы «Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки» расмотрена сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования «музыкально-слушательская культура», проанализированы учебные программы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников, рассмотрены особенности развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыкии получены следующие результаты:

    Одной изпроблем музыкального образования является развитие музыкально-слушательской культуры, которая представляет собой интегративное качество личности, проявляющееся в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в условиях учебной и досуговой деятельности.

    При рассмотрении понятия «музыкально-слушательская культура» нами была поставлена цель уточнения структуры, содержания и определения понятия. Осмыслена сущность понятий «культура», «художественная культура», «культура слушания», «культура восприятия» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающие раскрыть сущность основного понятия исследования.

    Развитие музыкально-слушательской культуры на уроке музыки происходит в собственно музыкальной деятельности. В процессе музыкально-слушательской деятельности у школьников развивается эмоциональная отзывчивость, воображение, музыкальный слух, память. В процессе музыкально-слушательской деятельности на уроках музыки, наряду с музыкальными навыками, развиваются все виды универсальной учебной деятельности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    Были проанализированы учебные программы по музыке, в ходе которых выяснилось, что все вышеописанные учебные программы отчасти направлены на равитие музыкально-слушательской культуры.

    В рамках рассмотрения развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки, рассмотрены психофизические особенности и познавательные возможности

    Наряду с активным развитием таких психологических особенностей, таких как память, воображение, мышление и т.д., происходит развитие творческих способностей ребенка, в том числе, музыкальных. Развитие и совершенствование основных, специальных музыкальных способностей, происходит в данном возрасте в первую очередь на уроках музыки в школе

    Одной из проблем музыкального образования младших школьников является развитие слушательской компетенции, которая представляет собой культуру «слушания музыки», то есть эмоционально-рефлексивного отклика (душевной отзывчивости) на музыкальное искусство.

    В ходе изучения психолого-педагогической литературы в области музыкального образования, мы сделали вывод, что музыкально-слушательская культура подразделяется наследующие компоненты: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.

    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

    2.1 Разработка программы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки
    В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы музыкального образования детей, способствующие развитию музыкальной культуры ребенка

    Одним из главенствующих видов деятельности в процессе урока музыки является музыкальное слушание, которое по праву считают популярным видом музыкальной деятельности, способствующий многогранному, полноценному развитию музыкальных способностей учащегося.

    Пояснительная записка

    Музыкально-слушательская деятельность занимает важное место в системе образования. Слушание развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает музыкальный кругозор, служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей. Во время обучения, дети знакомятся с лучшими образцами современной музыкальной культуры, образцами народного музыкального творчества произведений композиторов-классиков, народной музыки, образцами патриотических песен учатся понимать и анализировать музыку.

    Программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки направлена на организацию во 2-м классе общеобразовательной школы учебно-воспитательного процесса. Разработана на основе программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).

    Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать нетрадиционные формы уроков: лектории, концерты, театральные представления, творческие проекты, экскурсии в музеи, выставки, театры, концертные залы и т.д.

    Отличительной особенностью данной программы по развитию музыкально-слушатеской культуры младших школьников, важное место занимает развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников.

    Методологической основой программы являются современные концепции в области музыкального образования младших школьников на уроках музыки, формирования музыкально-слушательской культуры, возрастной психофизиологии.

    Программа по учебному предмету «Музыка», разработана для учащихся 2 класса. Занятия по предмету «Музыка » проходят 1 раз в неделю по 45 минут.

    Актуальность программы.В процессе обучения необходимо создать музыкально-педагогическую среду, благодаря которой стала бы возможной максимальная комплексная активизация мотивационного, эмоционального, познавательно- интелектуального, оценочного и деятельностного компонентов музыкально-слушательской культуры детей в их взаимосвязи, инициируя своеобразный «духовный диалог» между учащимися, учителем имузыкой.

    Каждый из уроков должен представлять собой постепенное увеличение уровня сложности учебного материала и доли самостоятельности младших школьников в их учебной деятельности. Мы стремились к тому, чтобы в ходе обучения наблюдалось преобладание творческого компонента в работе учащихся и учителя.

    Основной целью представленной программы является развитие музыкально-слушательской культуры как неотъемлемой части духовной культуры младших школьников.

    Задачи:

    - развитие основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

    - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

    - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

    - освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

    - овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации.

    - глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения;

    - осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;

    - умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям;

    - использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

    - стремление к получению новой информации;

    - способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки;

    - потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;

    - развитие художественного вкуса и общей культуры личности;

    Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

    - словесный (объяснение, беседа, рассказ);

    - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

    - практический (воспроизводящие и творческие упражнения,);

    - творческий метод - используется в данной программе как важнейший

    - метод эмоциональной драматургии (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

    - метод междисциплинарных взаимодействий;

    - метод проблемного обучения;

    -метод смыслового видения;

    -метод жизненных ассоциаций;

    -метод отождествления;

    -метод импровизации;

    -метод художественного движения;

    -метод музыкальный театр; 

    -метод пластическое интонирование; 

    - метод художественного, нравственно-­эстетического познания произведений искусства;

    -метод музицирования

    -метод моделирования художественно-творческого процесса;

    -метод интонационно-стилевого постижения музыки;

    -метод образного видения;

    - метод игры;

    -метода смыслового видения;

    -метод семантической «картины» стиля/рода;

    -метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения;

    -метод музыкального «алфавита значений»;

    -метод наведения;

    -метод перспективы и ретроспективы;

    -метод музыкального обобщения;

    -метод проектов;

    -зрительный метод;

    -метод сравнения;

    В ходе проведения уроков необходимо, на наш взгляд, соблюдать следующие принципы:

    - целесообразности,

    - целостности,

    - структурности,

    - иерархичности,

    - динамичности,

    - открытости.

    Форма проведения учебных занятий

    Обучение осуществляется путем проведения уроков музыки.

    Срок реализации учебного предмета

    При реализации авторской программы, продолжительность учебных занятий на один год обучения составляет (34 ч).

    Материально-техническое обеспечение:

    - ноутбук, проектор,

    - интерактивная доска;

    - интернет-ресурсы.

    Рассмотрев составляющие факторы по созданию программы развития музыкально-слушательской культуры школьников, мы представили содержание учебно-тематического планирования.

    Учебно-тематическое планирование





    п/п


    Раздел


    Темы урока


    Основные виды учебной деятельности


    Музыкальный репертуар

    Используемые методы на уроках музыки


    Дидактический материал

    1

    Россия- родина мать



    Россия-родина моя

    Мелодия как средство музыкальной выразительности.

    Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки.

    Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.


    М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке».

    -метод междисциплинарных взаимодействий

    -метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения

    -творческий метод

    - метод игры

    Портрет М. Мусоргского, презентация по теме урока, музыкальный центр.

    2

    Здравствуй, Родина моя!

    Моя Россия.

    Куплетная форма. Запев. Припев.

    Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него, воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово,

    пластическое интонирование


    Г. Струве «Моя Россия»,

    Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!».

    -метод музицирования

    -метод «пластическое интонирование»


    Загадки о родном крае

    Иллюстрации к музыкальным произведениям.

    3




    Символы России (герб, флаг, гимн).

    Рассказывать о значимых культурно-исторических объектах своего края.

    Знать представление о символах Родины (гимн, герб и флаг), их значении в жизни жителей России, понимать содержание гимна, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.

    Узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради, анализировать стихотворения о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке. 

    Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность идеятельность своих сверстников.



    Гимн России.

     Патриотическая песня М.Глинка

    -метод наведения

    - метод музицирования

    -метод музыкальных размышлений

    - метод сравнения

    - творческий метод
    - метод музыкального обобщения

    Видеофрагмент «История России», альбомные листы для творческого задания «Символика моей страны», стихотворения о Родине.

    4

    День полных событий

    День, полный событий.

    Музыкальные инструменты (фортепиано).

    Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.Раскрытие внутреннего мира, через музыкальные интонации и образы, знакомство с элементами музыкальной грамоты. Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

     Узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков.


    С.Прокофьев «Детская музыка»,

    П.И.Чайковского

    «Детская музыка».

    -метод эмоциональной драматургии

    - метод игры

    -метод жизненных ассоциаций,

    -метод интонационно-стилевого постижения музыки

    -метод слушания музыки»

    - метод музыкального обобщения

    Загадка об инструменте фортепиано.

    Презентация «История возникновения инструмента фортепиано»

    5

    Природа и музыка.

    Прогулка.

    Знакомство с творчеством русских композиторов – классиков. Выразительные возможности музыки в изображении образов родной природы.  Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности музыки.

    сопоставляя их объекты.

    Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и природы.


    Утро-вечер С.Прокофьев

    Прогулка С.Прокофьев,

    Прогулка М.Мусоргский

     

    -метод жизненных ассоциаций

    -зрительный метод

    - метод моделирования художественно-творческого процесса

    -метод игры


    презентация по теме урока,

    Видеофрагмент по теме урока, музыкальный центр


    6

    Танцы, танцы, танцы.

    Умение определять основные музыкальные жанры (танцы),

    Развивать умение сравнивать различные по характеру произведения, выделять в них средства музыкальной выразительности, наблюдать за музыкальным развитием на основе сходства и различия муз. интонаций и образов.

    Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

    «Камаринская», «Вальс», «Полька»

    П.Чайковский

    «Тарантелла» С.Прокофьев



    - урок путешествие

    -метод музыкального обобщения

    -метод художественного движения

    -метод игры

    презентация по теме урока,

    видеофрагмент «Танцы»


    7

    Эти разные танцы, танцы, танцы.

    Расширить знания о танцах разных народов, их особенностях и характере музыки, конкретизировать слуховые представления о танцевальной музыке, музыкальных инструментах разных народов.

    Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

    произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского


    -словесный

    -наглядный

    -метод импровизации 

    - метод эмоциональной драматургии

    -творческий метод

    презентация по теме урока, музыкальный центр


    8

    Эти разные марши.

    Звучащие картины.

    1. Основные музыкальные жанры: марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт. Расширенные представления о маршах, их стилистических особенностях и различиях. Соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов.Формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку).

    2. Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.

    3. Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки.

    «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский

    «Ходит месяц над лугами», «Марш», «Шествие кузнечиков» С.Прокофьев

    словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности

    -метод импровизации

    -метод музыкального обобщения



    Рассказ – фантазия«Что можно увидеть, слушая музыку?». Презентация по теме урока

    9

    Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

    Знакомство с музыкальными и речевыми интонациями на примере музыки П.Чайковского, С. Прокофьева и др.

    Находить сходства и различия в прослушанных на уроке муз.произведениях, определять их жанр, музыкальную интонацию, передавать настроение музыки в пении.

    Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства,

    Развивать интерес к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слу-шаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой де-стельности.


    «Нянина сказка»,

    «Мама» П.Чайковский

    «Сказочка» С.Прокофьев

    «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов

    -метод сравнения

    -метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения

    -зрительный метод

    Презентация по теме урока, альбомные листы для творческого задания «Портрет мамы»

    10




    Обобщающий урок


    Закрепить полученные знания и умения по предмету. Продемонстрировать желание заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности.

    Владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. Воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны., оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников.

    Песни, изучаемые в 1 четверти


    -творческий метод

    -музыкальный концерт

    Презентация по теме урока.

    11

    О России петь – что стремиться в храм

    Великий колокольный звон.

    Звучащие картины.


    Знакомство с красотой и величием русской духовной музыки, её значением в жизни русского человека.

    Познакомится с историей колоколов на Руси, их значением в жизни русского человека, познакомится с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки с жизнью и другими видами искусства. Устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки. Развивать навык устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов


    «Великий колокольный звон» М.Мусоргский (видео – фрагмент оперы «Борис Годунов»), «Праздничный трезвон» Ростовские звоны.


    -метод междисциплинарных взаимодействий

    -метод наведения

    -метод музыкальных размышлений

    -метод художественного движения

    • фотографии храмов, церквей и колоколен России

    • репродукция картины Левитана «Вечерний звон»

    • фото «Катание на тройке»,

    • колокольчики.




    12

    Святые земли русской. Князь А.Невский.

    Сергий Радонежский.


    Знакомство с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение.

    Демонстрировать личностно – окрашенное образное восприятие музыки, исполнять вокальные произведения в сопровождении и без музыки, понимать строение муз. произведения. Понимать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы. Приобретать умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

    Кантата С. Прокофьева

    «А. Невский»

    Песня об А. Невском

    Вставайте, люди русские!

    Народные пес-нопения о С. Радонежском

    -метод образного видения линии музыкального произведения

    -метод музыкального обобщения

    -словесный метод

    Картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский»

    Презентация по теме урока

    13

    Утренняя молитва.

    В церкви.


    Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

    Знакомство с духовной музыкой в творчестве русских композиторов – классиков.

    Дать представление о молитве, как о душевном откровении человека, обращении его к Богу, определять и сравнивать различные средства музыкальной выразительности, закреплять знания об динамических оттенках: пиано, диминуэндо, крещендо, кода, кантилена. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать слух, память, внимание.


    П.И. Чайковский

    «Детский альбом»

    «Утренняя молитва» и «В церкви»

    -метод наведения

    -метод проблемного обучения

    -групповая работа


    Видеофрагмент «Молитва в музыкальном искусстве»

    Тест по теме урока. Раздаточный материал: листы бумаги.

    14

    С Рождеством Христовым

    Знакомство с историческими и музыкальными традициями православного праздника.

    Развитие музыкальных способностей, формирование интереса к исполнению музыки духовной направленности. Познавать разнообразные явления (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоционально откликаться на музыку духовного содержания. Выполнять задания творческого характера

    «Рождественское чудо», Добрый тебе вечер» народные песнопения, «Рождественская песенка» П.Синявского

    Исполнять рождественские песни.

    -метод музыкального «алфавита значений»

    -метод смыслового видения

    -метод отождествления

    Стихи о Рождестве, презентация по теме урока.


    15



    Музыка на Новогоднем празднике

    Формирование в учащихся эмоциональной – осознанности музыки на новогоднюю тематику.Формирование знаний о Новогодних праздниках и их особенностях. Развитие слуховых представлений через песни-хороводы. Развитие ритмических, динамических особенностейРазвитие культуры образной речи, умение следить за развитием музыкальной мысли.Отработать навыки музыкального и художественного вкуса. Воспитывать у младших школьников интерес к традициям родного края



    «Что такое новый год?» Ю.Чичков «Новогодний хоровод» Т.Попатенко,

    «В лесу родилась ёлочка» Р. Бекман, игра - драматизация.

    «Новогодние игрушки»

    -метод пластическое интонирование” - метод игры.

    -метод

    -музыкального обобщения

    видеоролик «Веселый праздник» «Новый год»,

    бумажные елочки, таблица «Как может звучать музыка»

    16

    Обобщающий урок. Урок контроля и коррекции знаний.

    Закрепить полученные знания и умения по предмету. Продемонстрировать желание заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности.

    Развитие способности самовыражения обучающихся через музыкально – творческую деятельность

    Обогащать «музыкальный багаж» обучающихся. углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.


    Музыкальный репертуар, изучаемый во II четверти.

    -творческий метод

    -музыкальный концерт

    Презентация по теме урока
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта