Дипломная работа. Паруко вкр (1). Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая
Скачать 288.89 Kb.
|
Материально-технические условия реализации программы Реализация программы требует обеспечения: -Дидактический раздаточный материал; - Игровые разработки по музыкальной тематике; -Музыкальный центр; - Интерактивная доска; - Мультимедийный компьютер; - Аудиозаписи и видеозаписи по музыкальной тематике; Расходные материалы: –бумага; – цветные фломастеры; – цветные мелки; Примерный репертуарный список: М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» Г.Струве «Моя Россия», Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!». Гимн России. С.Прокофьев «Детская музыка» П.И.Чайковского «Детская музыка». С.Прокофьев «Детская музыка М.П.Мусоргский «Прогулка». С.Прокофьев «Детская музыка», П.И.Чайковский«Детский альбом». С.Прокофьев «Детская музыка», П.И.Чайковский «Детский альбом». П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». П.И.Чайковский«Нянина сказка», С. Прокофьев«Сказочка». М.Мусоргский «Борис Годунов»,примеры колокольных звонов. С.Прокофьев «Александр Невский». Напев «О, преславного чудесе». П.И.Чайковский «Детский альбом». Рождественские песни.Песни о Новом годе. Исполнение песен по выбору учащихся. Русская народная песня «Светит месяц». П.И.Чайковский«Детский альбом», С.Прокофьев «Детская музыка» Песни-заклички «Едет масленица», «Солнышко, выгляни», ёхор. Песни-заклички«Едет масленица», «Солнышко, выгляни», ёхор. Марши,«Песня-спор» Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят», С.Прокофьев «Золушка». С.Прокофьев «Золушка». Песнь Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки. Увертюра, финал из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки. С.Прокофьев «Петя и волк». М.Мусоргский «Картинки с выставки». Моцарт «Симфония №40». Бах «Менуэт». М.Глинка «Попутная песня», Г.В.Свиридов «Тройка». Д.Кабалевский «Карусель». Д.Кабалевский «Карусель». Г.В.Свиридов «Весна», «Осень» Музыка В.А.Моцарта, М.И.Глинки. Учебно-методическая литература: 1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с. 2. Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. – М., 1978. 3. Алексеева Л.Н. Музыкально-живописный альбом для учащихся нач. классов / Л.Н.Алексеева. – М.: Просвещение, 2001. – 48 с. ил. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. 5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл. М.: Просвещение, 2015 6. Критская Е.Д. Пособие для учителя/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011 Системная организация работы на уроках музыки по реализации авторской программы позволит наполнить занятия яркими эмоциям и красками,обогатит познавательныйпроцесс детей, будет способствовать эффективному развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников. 2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки Процесс формирования любого навыка в музыкальной деятельности является целенаправленным действием. Эффективность его развития предпола- гает грамотную педагогическую диагностику на разных этапах обучения – она помогает преподавателю своевременно выявить сложности, с которыми сталкивается ученик, чтобы скорректировать траекторию его обучения. Как подчеркивает В.П. Анисимов «диагностика необходима для того, чтобы педа- гог мог научно обосновать реальное состояние качества у воспитанника и направить свою профессиональную деятельность на организацию помощи». В ходе педагогической диагностики, соблюдая необходимые научные критерии, преподаватель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, тестирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов, обобщает полученные результаты с целью поиска эффективных методов обучения. Все эти диагностические процедуры очень актуальны не только для развития музыкально-исполнительских навыков, но и для развития слушательской культуры школьников, в том числе младших школьников. Педагогическая диагностика способна обеспечить учителя необходимыми «инструментами»для измерения уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников. Проведенный нами теоретический анализ по исследуемой проблеме убедил нас в её актуальности и необходимости проведения опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Цель опытно-экспериментальной работы состояла в реализации авторской программыразвития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Задачи опытно-экспериментальной работы: Определить диагностические методикивыявления уровня сформированностии музыкально-слушательской культуры младших школьников. Определить критерии, показатели оценки уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников. 3) Выявить эффективностьпрограммы развития музыкально-слушательской культуры младших школьников. 4) Определить достоверность результатов исследования. В опытно-экспериментальной работе принимало участие32 школьника из числа вторых классов, 16 обучающихся из 2А класса - экспериментальная группа (ЭГ) и 16 обучающихся 2Б класса - контрольная группа (КГ). В ходе эксперимента мы использовали диагностическую методику педагога исследователя Н.С. Ломакиной в виде анкеты и вопросов викторины (в форме теста) «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников». Согласно выбранной диагностической методики мы использовали критерии, показатели оценки (таблица 1) по системе педагога Н.С. Ломакиной, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне развития музыкально-слушательской культуры младших школьников, которые изменялись под влиянием определенных условий. Таблица1. Критерии и показатели оценкиуровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников
Данные критериии обусловили выделение трех уровней развития музыкально-слушательской культуры младших школьников. Высокий уровень проявляет устойчивый характер коммуникативных, художественно-эстетических и духовно-нравственных потребностей обращения к музыке, преобладание устойчивых установок в виде художественных впечатлений от восприятия музыки, проявление устойчивой эмоциональной отзывчивости, индивидуального выражения непосредственных впечатлений при восприятии музыки, способностью входить в созданную автором психологическую ситуацию, глубоко переживать музыкальные произведения; способность к творческому осмыслению, анализирование воспринимаемой музыки с точки зрения заключенного в ней смысла, наличием необходимого комплекса музыкальных знаний для полноценного общения с музыкальным искусством; умение давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям, выявлять качества музыки, характеризующие ее как художественную ценность; личной заинтересованностью и самостоятельностью в приобретении и использовании знаний и умений в учебной и досуговой слушательской музыкальной деятельности. Средний уровень характеризуется относительно стабильными проявлениями духовно-нравственных, художественно-эстетических и коммуникативных потребностей и мотивов школьников, наличием положительной установки на восприятие музыки, ориентированием школьника на большинство из указанных выше ценностных приоритетов в области музыкального искусства, наличием эмоциональной отзывчивости на музыку, относительной стабильностью стимулируемых эмоционально- эстетических переживаний, стремлением к творческой активности при осмыслении музыки, к выражению собственного отношения к музыке; наличием определенного объема знаний в области музыкального искусства, фрагментарным применением полученных знаний и умений в собственной слушательской музыкальной деятельности; наличием способности различать «глубокое» и «поверхностное», «позитивное» и «негативное», «высокохудожественное» и «низкопробное» в музыке, фрагментарными проявлениями способности к аргументированной музыкальной оценке, фрагментарным стремлением к самостоятельному приобретению новых музыкальных знаний в учебной и досуговой деятельности. Низкий уровень предполагает почти полное отсутствие у младшего школьника развитие музыкально-слушательской культуры, наличие устойчивых мотивов и потребностей школьника в области музыки, наличие устойчивой установки «развлекающегося слушателя, преобладание таких ценностных ориентаций в области музыки, как развлечение, престиж, модность, внешняя эффектность, эпатаж и др.; отсутствие способности к внутреннему ее переживанию; размышления о музыке поверхностны, ученика характеризует неумение вникать в смысловое содержание произведения, формировать свое отношение к произведению; наличие лишь некоторых знаний о музыке либо их отсутствие, неумение выделить художественные достоинства музыкального произведения, музыка оценивается школьником преимущественно по критериям популярности, полученные музыкальные знания остаются невостребованными в собственной деятельности. В ходе эксперимента была определена шкала оценок от «2» до «5» в соответствии с дифференциацией результатов на высокий, средний и низкий уровни: Таблица 2. Для оценки развития музыкально-слушательской культуры младших школьников, нами была разработана шкала оценок. Шкала оценок
Каждому участнику эксперимента выставлялась оценка по пяти критериям уровня музыкально-слушательской культуры, выводился общий средний балл для каждого испытуемого, исчислялся общий средний балл для каждой группы. Распределение оценок каждого школьника и каждой группы, согласно избранной нами четырех балльной шкале, происходит следующим образом: Таблица 3. Распределение оценок согласно четырех балльной шкале
В процессе эксперимента уровни, показатели и критерии выявлялись в ходе опроса учащихся и по результатам проведенной викторины с обучающимися. Диагностика осуществлялась с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей. Опытно-экспериментальная работа была реализована в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Констатирующий этап Целью констатирующего этапа эксперимента явилось установление начального уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. Изучение исходного уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников в себя анкетирование (интервью) с обучающимися и проведение викторины среди детей (приложение 1, 2,3,4,5,6). Результаты обработки исходных данных экспериментальной и контрольной групп представлены в приложении 6,7. Дети с высоким уровнем раазвития музыкально-слушательской культуры характеризуется устойчивыми проявлениями коммуникативных, художественно-эстетических и духовно-нравственных потребностей, наличием устойчивой установки на ожидание художественных впечатлений от восприятия музыки, проявлениями яркого индивидуального выражения непосредственных впечатлений при восприятии музыки; способностью к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки; умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям. Количество детей с высоким уровнем показателей в ЭГ составило 45 %, в КГ-42%. Дети со средним уровнем характеризуется относительно стабильными проявлениями художественно-эстетических и коммуникативных потребностей; наличием положительной установки на восприятие музыки, относительной стабильностью стимулируемых эмоционально-эстетических переживаний; фрагментарным применением полученных знаний и умений в собственной слушательской музыкальной деятельности; фрагментарными проявлениями способности к аргументированной музыкальной оценке. Количество детей со средним уровнем показателей в ЭГ составило 45 %, в КГ-50 %. Дети с низким уровнем характеризуются наличием устойчивых развлекательных и престижно-конформистских мотивов и потребностей школьника в области музыки, преобладанием таких ценностных ориентаций в области музыки, как развлечение; размышления о музыке поверхностны; неумение выделить художественные достоинства музыкального произведения. Количество детей с низким уровнем показателей в ЭГ составило 10 %, в КГ-8 %. Таблица 5 - Сводные результаты констатирующего этапа в ЭГ и КГ в процентном соотношении
Рисунок 2 - Диаграмма результатов исследования уровня развития музыкально-слушательской культуры младших школьников ЭГ на констатирующем этапе ОЭР Рисунок 3 - Диаграмма результатов исследования уровня развития музыкально- слушательской культуры младших школьников КГ на констатирующем этапе Таким образом, на констатирующем этапе уровень развития музыкально-слушательской культуры неоднороден. Большинство обучающихся обладают средним уровнем. Исходя из этого, считается необходимым организовать целенаправленную работу по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Формирующий этап Результаты констатирующего этапа послужили основанием организовать формирующий этап опытно-экспериментальной работы, основной целью которого явилось повышение уровня развития музыкально-слушательской культуры по всем показателям и компонентам. Для организации формирующего эксперимента была исползована авторская программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников. Программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки направлена на организацию во 2-м классе общеобразовательной школы учебно-воспитательного процесса. Разработана на основе программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). Основным направлением формирующего эксперимента явилась организация в общеобразовательной школе, ориентированного на приближение как можно большего числа школьников экспериментальной группы к высокому уровню развития музыкально-слушательской культуры. Обучение осуществлялось в естественных условиях путем проведения уроков музыки. В ходе экспериментального обучения мы старались создавать такую музыкально-педагогическую среду, благодаря которой стала бы возможной максимальная комплексная активизация мотивационного, эмоционального, познавательно-интеллектуального, оценочного и деятельностного компонентов музыкально-слушательской культуры младших школьников в их взаимосвязи, инициируя своеобразный «духовный диалог» между учащимися, учителем и музыкой. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать нетрадиционные формы уроков: лектории, концерты, театральные представления, творческие проекты, экскурсии в музеи, выставки, театры, концертные залы и т.д. Основной целью представленной программы является развитие музыкально-слушательской культуры как неотъемлемой части духовной культуры младших школьников. Отличительной особенностью данной программы по развитию музыкально-слушатеской культуры младших школьников, важное место занимает развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников. |