Дипломная работа. Паруко вкр (1). Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая
Скачать 288.89 Kb.
|
Контрольный этап Цель контрольного эксперимента заключалась в выявлении уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков ЭГ после организации формирующего этапа эксперимента. Диагностическая методика осуществления итогового среза была аналогична той, которая была применена для получения исходных данных на констатирующем этапе эксперимента, что позволило считать полученные результаты достоверными и обоснованными. Результаты срезов, проведенных в экспериментальной группе, и их сопоставление с контрольной группой позволило констатировать, что формирующий этап эксперимента способствовал пробуждению интереса к музыке, формированию духовных потребности человека, развитию умения чувствовать, понимать, любить и оценивать произведения музыкального искусства, развитию музыкального вкуса. В экспериментальной группе уровень музыкально-слушателськой культуры младших школьников повысился, в контрольной группе наблюдались не значительные изменения по отдельным показателям. Таким образом, анализ опытно-экспериментальной работы доказал эффективность реализации программы по развитию музыкально-слушательской культуры, содействующих успешной организации развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки, а так же реализации программы. Сравнительный анализ контрольного и констатирующего этапов эксперимента представлен в приложении 9, в таблице 5 и на рисунке 4, из которой виден существенный прогресс в ЭГ. Таблица 5 - Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов ОЭР в ЭГ и КГ
Рисунок 4 -Диаграмма уровня развития музыкально- слушательской культуры младших школьников в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах ОЭР В связи с этим, проведенный нами экспериммент подтвердил тот факт, что реализация программы по развтию музыкально-слушательской культуры младших школьников является эффективным. Данные полученные на каждом этапе экспериментальной работы, отражают определенную тенденцию к повышению уровня развития музыкально-слушательской культуры, входящих в экспериментальную группу. У большинства участников ЭГ проявилось в следующих показателях: - проявление духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке; - заинтересованность в творческом процессе; - стремление к получению новой информации; - глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения; - способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки; - умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям; - потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней; - активизация внимания; - умение откликаться на творческую деятельность. Сравнивая данные, полученные на констатирующем и контрольно-оценочном этапах опытно-эксперимнтальной работы, можно сделать вывод, что учащиеся имеют более высокие результаты уровня развития музыкально-слушателськой культуры. Это позволяет говорить о результативности разработанной программы . Установлено, что развитие музыкально- слушательской культуры является важной задачей, и большая роль в ее решении заключается в соблюдении всех этапов музыкально-слушательской культуры , использовании всех способов изучения. В процессе реализации у школьников повысился уровень развития музыкально-слушательской культуры, что позволяет говорить о ее результативности. Выводы по главе 2 Во второй главе выпускной квалификационной работы расскрыто содержание опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки направлена на организацию во 2-м классе общеобразовательной школы учебно-воспитательного процесса. Разработана на основе программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). Отличительной особенностью данной программы по развитию музыкально-слушатеской культуры младших школьников, важное место занимает развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников. Цель опытно-экспериментальной работы состояла в реализации авторской программыразвития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. В опытно-экспериментальной работе принимало участие32 школьника из числа вторых классов, 16 обучающихся из 2А класса - экспериментальная группа (ЭГ) и 16 обучающихся 2Б класса - контрольная группа (КГ). В ходе эксперимента мы использовали диагностическую методику педагога исследователя Н.С. Ломакиной в виде анкеты и вопросов викторины (в форме теста) «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников». У большинства участников ЭГ проявилось в следующих показателях: - проявление духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке; - заинтересованность в творческом процессе; - стремление к получению новой информации; - глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения; - способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки; - умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям; - потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней; - активизация внимания; - умение откликаться на творческую деятельность. Сравнивая данные, полученные на констатирующем и контрольно-оценочном этапах опытно-эксперимнтальной работы, можно сделать вывод, что учащиеся имеют более высокие результаты уровня развития музыкально-слушателськой культуры. Это позволяет говорить о результативности разработанной программы . ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной выпускной квалификационной работе, посвященной теме «Использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения исполнительских навыков в классе скрипки» рассмотрены теоретические аспекты развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки; проведена опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки и обобщены ее результаты. При рассмотрении понятия «музыкально-слушательская культура» нами была поставлена цель уточнения структуры, содержания и определения понятия. Осмыслена сущность понятий «культура», «художественная культура», «культура слушания», «культура восприятия» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающие раскрыть сущность основного понятия исследования. Были проанализированы учебные программы по музыке, в ходе которых выяснилось, что все вышеописанные учебные программы отчасти направлены на равитие музыкально-слушательской культуры. В рамках рассмотрения развития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки, рассмотрены психофизические особенности и познавательные возможности Одной из проблем музыкального образования младших школьников является развитие слушательской компетенции, которая представляет собой культуру «слушания музыки», то есть эмоционально-рефлексивного отклика (душевной отзывчивости) на музыкальное искусство. В ходе изучения психолого-педагогической литературы в области музыкального образования, мы сделали вывод, что музыкально-слушательская культура подразделяется наследующие компоненты: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный. Цель опытно-экспериментальной работы состояла в реализации авторской программыразвития музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки. Программа по развитию музыкально-слушательской культуры младших школьников на уроках музыки направлена на организацию во 2-м классе общеобразовательной школы учебно-воспитательного процесса. Разработана на основе программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на использование учебника «Музыка. 2 класс» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). В ходе эксперимента мы использовали диагностическую методику педагога исследователя Н.С. Ломакиной в виде анкеты и вопросов викторины (в форме теста) «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников». У большинства участников ЭГ проявилось в следующих показателях: - проявление духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке; - заинтересованность в творческом процессе; - стремление к получению новой информации; - глубокое переживание эмоционально-целостного наполнения произведения; - способность к творческому осмыслению, анализированию воспринимаемой музыки; - умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям; - потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней; - активизация внимания; - умение откликаться на творческую деятельность. Сравнивая данные, полученные на констатирующем и контрольно-оценочном этапах опытно-эксперимнтальной работы, можно сделать вывод, что учащиеся имеют более высокие результаты уровня развития музыкально-слушателськой культуры. Это позволяет говорить о результативности разработанной программы . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Музыка, 2006. – 336 с. Адорно Т.В. Введение в социологию музык и: 12 теорет. лекций / Т.В. Адорно. – М.: Астрель, 2012. - 178 с. Алеев В.В. Музыка. 1-4 классы: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2007. - 90 с. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Владос, 2000. – 336 с. Арнхейм P. Новые очерк и по психологи и искусств а: / Р. Арнхейм.– М.: Прометей, 2014. - 352 с. Архипова М.В. Структурная организация слушания музыки в работе с младшими школьниками: к проблеме оптимизации урока музыки в начальной школе: дисс. кандид. пед. наук: 13.00.02 / М.В. Архипова Мария Владиславовна. – М.: Моск. гор. пед. ун-т, 2011. - 142 с. Бахтин В.В. Формирование музыкальной культуры школьников: культурологический аспект: Учебно-методическое пособие / В.В. Бахтин, Л.В. Гордеева, Т.К. Решетникова. – Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2014. - 162 с. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Академия, 2002. - 416 с. Бернстайн Л. Музыка – всем / Л. Бернст айн. – М.: Советский композитор, 1978. - 258 с. Бонфельд М.Ш. Введен ие в музыкозн ан ие: учебное пособие для вузов / М.Ш. Бонфельд. – М.: Владос, 2018. - 224 с.в БордовскаяН.В. Педагогика / Н.Бордовская, А.Реан. - СПб: Питер: 2006. - 304 с. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В.Гончарова, Ю.С. Богачинская. – М.: Академия, 2012. – 256 с. Досанова К.К. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами музыкального фольклора / К.К. Досанова // Вестник КазНУ, сер. Педагогические науки. - 2004. - № 1. - С. 108 - 111. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления / Д.Б. Кабалевский. - Воронеж: Музыка, 2016. - 188 с. Каган М.С. Философия культуры / М.С. К аган. – СПб.: Петрополис, 2016. - 414 с. Кирнарская Д.Б. Психология музыкальной деятельности: учебник для вузов / Д.Б. Кирнарская.- М.: Академия, 2016.-368 с. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия / А.Г. Костюк. – Росто-на-Дону: Фен икс, 2016. – 347 с. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 кл.: Метод. пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2004. - 206 с. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический Проект, 2000. - 624 с. Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с. 22. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у младших школьников/ А.Н. Малюков. – М.: Прометей, 2016. -144 с. 23. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский. – Смоленск: Русич, 2015. - 199 с. 24. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методик а его разит ия / В.М. Суслова. – М.: Владос, 2015. – 114 с. 25. Тарасов Г.С. Музыкальная потребность, музыкальные способнос и, музыкальное восприятие / Г.С. Т арасов. - Смоленск: Русич, 2016. – 45 с. 26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – СПб.: Питер, 2015. - 335 с. 27. Терентьева Н.А. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / Н.А. Терентьева. – М.: Просвещение, 2004. - 78 с. 28. Цыпин Г.В. Психология музыкальной деятельности: учеб. пособие для студ. муз. ф ак. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Цыпин . – М.: Академия, 2016. - 368 с. 29. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Л. В. Школяр. - Москва: Академия, 2001. - 232 с. 30. Шостакович Д.Д. Музыка и время. Заметки композитора /Д.Д. Шостакович – М.: Музыка, 1976. - Вып. 10. - С. 5 - 16. Интернет ресурсы 31. Безбородова Л.А. Музыкально-познавательные задания как средство формирования слушательской культурыобразовательно-просветительское издание [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. nsportal.ru (Дата обращения 25.10.2020). 32. Ломакина Н.С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pedpraktika/ru (Дата обращения 20.01.2021). 33. Медушевский В.В. О содержании понятия « адекватное восприятие» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. musicportal.ru (Дата обращения 20.10.2020). 34. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ( а основе изменений, внесенных Федер альным з ак он ом от 26.07.2019 N 232-ФЗ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. fgos.ru (Дата обращения 20.01.2021). 35. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. obr.ru (Дата обращения 04.10.2020). 36. Исаевич Д.А. Основные методы развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в ДМШ и ДШИ [Электронный ресурс]/ Д. А. Исаевич – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/604453/(Дата обращения 28.01.2021). 37. Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами музыки [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://дипкур.рф/?p=4382 (Дата обращения 15.03.2021). 38. История музыкального образования: [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part2-7.php (Дата обращения 30.01.2021). 39. Роль и место наглядности в обучении математике в средней школе: [Элетронный ресурс]–Режим доступа:http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00125357_0.html (Дата обращения 20.01.2021). 40. Реализация принципа наглядности:[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola / obshchepedagogicheskietekhnologii / 2013 / 04/23 / realizatsiya-printsipa-naglyadnosti (Дата обращения 20.04.2021). 41. Средства наглядности для младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a2ac78a4c53b88521216c37 _0.html (Дата обращения 17.01.2022). 42. Мотивация учебной деятельности младших школьников с разным уровнем обучаемости [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://odiplom.ru/psihologiya/motivaciya-uchebnoi-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-s-raznym-urovnem-obuchaemosti 43. Чураева В. И. Особенность прояления познавательной мотивации на уроках музыки [Электронный ресурс]/ В. И. Чураева – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/09/03/osobennost-proyavleniya-poznavatelnoy-motivatsii-na-urokakh-muzyki 47.Самойлова С. В. Реализация принципа наглядности в процессе обучения детей [Электронный ресурс]/ С. В. Самойлова – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/04/23/realizatsiya-printsipa-naglyadnosti ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Анкета (опрос) для обучающихся на основе методики исследователя Н.С. Ломакиной «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников» Дорогой ученик, ты давно общаешься с музыкой, слушаешь ее на школьных уроках, включаешь дома. Для нас важно твое мнение и знание о ней. Предлагаем ответить на следующие вопросы: Какие виды искусства Вас привлекают (нужное подчеркнуть): музыка, литература, изобразительное искусство, кино, театр, другое? Чаще всего Вы в свободное время: а) читаете художественную литературу; б) слушаете любимую музыку; в) смотрите кино; е) рисуете; ж) заняты чем-либо другим 3. Как часто Вы слушаете музыку (нужное подчеркнуть): часто, иногда, никогда. 4. Приобретаете ли Вы для себя аудиокассеты или CD-диски с музыкальными записями (нужное подчеркнуть): часто, иногда, никогда. 5. Играете ли Вы дома на каком-либо музыкальном инструменте? 6. Обсуждаете ли Вы с друзьями музыкальные произведения, песни или видеоклипы известных музыкантов (певцов или групп) (нужное подчеркнуть): часто, иногда, никогда. 7. Если бы Вы были профессиональным музыкантом, в каком направлении Вы бы работали (нужное подчеркните): эстрада, поп-музыка, рок-музыка, хип-хоп, джаз, мюзикл, классика, бардовская песня, народная музыка, другое. Поясните - почему? 8. Вы пойдете на концерт любимых музыкантов затем, чтобы: а) приятно провести время, отдохнуть; б) получить информацию, которая Вас интересует; в) послушать профессионально исполняемую музыку; г) услышать популярные песни; д) «окунуться» в яркий мир «звезд»; е) не хотите отставать от моды в мире музыки; ж) ваш вариант ответа 9. Ищите ли Вы дополнительную информацию о заинтересовавшем Вас музыкальном произведении, композиторе, исполнителе (нужное подчеркнуть): часто, иногда, никогда. 10. Случалось, ли Вам применять знания, полученные на уроках музыки в собственных интересах? (если да - поясните, в каких случаях) 11. Посещаете ли Вы оперные спектакли или концерты классической музыки? Если да, напишите, что Вы уже посетители Приложение 2 Диагностическое задание №1 для обучающихся на основе методики исследователя Н.С. Ломакиной «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников» 1. Передайте свои впечатления от прослушанного музыкального фрагмента (Д.Д. Шостакович «Романс» к к/фильму «Овод»). Начните свои рассуждения с ответа на вопрос: «Как звучала музыка?». 2. Прослушав музыкальное произведение (Прелюдия № 4 Ф. Шопена), определите, какие чувства выражены в нем? 3. Прослушав фрагмент музыкального произведения (экспозиция Симфонии № 40 В.А. Моцарта), подумайте, в какое эмоциональное состояние оно способно повергнуть слушателя? Опишите словами смену настроений в произведении. 4. Прослушав произведение (Адажио g-moll Т. Альбинони), постарайтесь прочувствовать, какую эмоциональную оценку воспринимаемому миру дает автор в своем произведении. Выразите ее при помощи следующих знаков: + (положительно), - (отрицательно). Поясните свой ответ. 5. Передайте музыку в красках (К. Сен-Санс «Лебедь»). 6. Выберите из предложенного Вам музыкального материала те произведения, которые могли бы звучать на концерте ко Дню Матери (необходимы произведения, которые могут выразить чувство материнской любви либо, наоборот, любви к маме). 7. Предложите свою программу музыкальных композиций для ежегодной школьной дискотеки 2 классов. 8. Назовите одно-два музыкальных произведения, которые смело можно отнести к разряду высокохудожественных. Приложение 3 Тест - опросник для обучающихся на основе методики исследователя Н.С. Ломакиной «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников» 1. Назови 4 известных тебе композиторов 2. Назови 4 известных тебе музыкальных произведения 3. Назови 4 музыкальных жанра 4. Переведи слово «полифония»: 5.В чем отличие мажора и минора? Каково их выразительное значение в музыке? 6. Что ты отнесешь к элементам музыкального языка? (нужное подчеркнуть): мелодия, мажор, звукоряд, диез, интонация, гармония, метроном, регистр, ступень. Приложение 4 Музыкальная викторина: «Угадай, что звучит!» для обучающихся на основе методики исследователя Н.С. Ломакиной «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников» М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» П.И. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» К. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей» H.A. Римский-Корсаков «Полет шмеля» Г. Свиридов «Вальс» из Музыкальных иллюстраций к повести A.C. Пушкина «Метель» Ф. Шуберт «Ave Maria» 8. А. Вивальди «Весна» из «Четырех времен года», I часть Приложение 5 Анкета для обучающихся на основе методики исследователя Н.С. Ломакиной «Определение уровня музыкально-слушательской культуры младших школьников» 1. Назовите Ваши любимые произведения в области музыки: 2. Вы включаете дома музыку для того, чтобы: а) отвлечься, отдохнуть; б) чтобы стало веселее; в) еще раз внимательно вслушаться в любимую музыку, заново ее пережить; г) не любите, когда в квартире тишина; д) другое 3. Представьте, что Вы - выдающийся музыкант (певец, композитор, пианист, гитарист...). Своей основной задачей Вы бы считали: а) делиться собственными мыслями и переживаниями; б) развлекать слушателей; в) делать людей благороднее, чище; г) давать слушателям возможность отвлечься от повседневных проблем; д) нести свою жизненную позицию; е) другое 4. Вы - ди-джей на радио. Музыка, которую вы будете давать в эфир, должна быть: а) популярной, модной; б) легкой, развлекательной; в) должна нравиться лично Вам; г) должна быть такой, которая заставит слушателей на время задуматься; д) какой-либо другой 5. На кого из современных музыкантов, деятелей музыкальной культуры и искусства или музыкантов прошлого Вам хотелось бы ориентироваться в Вашей жизни? Чьему стилю жизни Вам хотелось бы следовать? 6. Какое музыкальное произведение или песню Вы обязательно посоветовали бы послушать своему младшему брату, сестре? Почему именно это? 7. Что Вы цените в любимом исполнителе или музыканте: а) его имидж (стиль одежды, прическу, манеру поведения); б) профессионализм; в) творческий подход к делу; г) идеи, взгляды на жизнь, которые он несет со сцены; д) что-либо другое 8. Какое из произведений, по Вашему мнению, написано для развлечения: а) «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского; б) «Лебединое озеро» П.И. Чайковского; в) современная хип-хоп музыка. Приложение 6 Индивидуальная карта обучающегося для определения уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков (ЭГ) на констатирующем этапе ОЭР
Приложение 7 Индивидуальная карта обучающегося для определения уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков (КГ) на констатирующем этапе ОЭР
Приложение 8 Методическая разработка урока музыки во 2 классе |