Главная страница
Навигация по странице:

  • Вид урока

  • Приложение 8 (продолжение)

  • Дидактический материал :- презентация- проектор, экран, компьютер, колонки, фортепиано.Приложение 8 (продолжение)

  • 1 этап. Организационный момент.

  • Приложение 8 (продолжение) 2 этап. Мотивация

  • 3 этап. Актуализация знаний.

  • Приложение 8 (продолжение

  • 4 этап. Целеполагание и планирование

  • «Открытие» нового знания. Изучение, объяснение нового материала.

  • Приложение 8 (продолжение) Слушание. (Анализ)

  • Задачи

  • 6 этап. Рефлексия и оценивание

  • 8 этап. Домашнее задание

  • Приложение 9 Индивидуальная карта обучающегося для определения уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков (ЭГ) на контрольном этапе ОЭР

  • Дипломная работа. Паруко вкр (1). Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая


    Скачать 288.89 Kb.
    НазваниеИнститут филологии и межкультурной коммуникации высшая школа национальной культуры и образования имени габдуллы тукая
    АнкорДипломная работа
    Дата29.01.2023
    Размер288.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПаруко вкр (1).docx
    ТипРеферат
    #910180
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Тема: В гостях у сказки. Балет С. Прокофьева «Золушка».

    Тип урока: Комбинированный

    Раздел: «В музыкальном театре»

    Цель урока: Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, через знакомство с балетом С.С. Прокофьева «Золушка».

    Вид урока: урок-путешествие

    Планируемые образовательные результаты:

    1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

    - уметь давать определение понятиям либретто, увертюра, балет;

    - перечислить не менее 3-х театров мира

    - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.

    2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

    регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

    коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

    познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;

    - узнавать характерные черты жанра «балет»;

    Приложение 8 (продолжение)

    - наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

    - извлекать информацию и делать логические выводы;

    - ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

    3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

    - проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

    - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

    - уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.

    Словарь урока:

    Балет - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.

    Либретто - небольшая книжечка с кратким изложением сюжета оперы, балета.

    Увертюра – это инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опера, балет, оперетта).

    Методы:

    - творческий метод

    - метод междисциплинарных взаимодействий

    - метод художественного, нравственно--эстетического познания произведений искусства;

    -метод импровизации

    Дидактический материал:

    - презентация

    - проектор, экран, компьютер, колонки, фортепиано.

    Приложение 8 (продолжение)

    - листы самооценки (в виде феи, оценивание проходит на всех этапах урока), словарь эстетических эмоций, дополнительные карточки с информацией, волшебные палочки (для дирижирования), пригласительные билеты (с терминами урока), либретто, разноцветные ноты (оценки), текст песни «Добрый жук», портрет С.С. Прокофьева, картины фрагментов балета. Картинки с изображением Золушки.

    1 этап. Организационный момент.

    У.- Доброе утро, дамы и господа! Я очень рада нашей встрече. Вижу у вас прекрасное расположение духа, и вы все готовы завоевывать новые музыкальные вершины! Поприветствуем же друг друга музыкально (распевка «Добрый день» ) Присаживайтесь.

    А сейчас проверьте все ли у вас на месте? Обратите внимание, у каждого из вас на столе имеется словарик эстетических эмоций, которым вы можете пользоваться в течение урока, у некоторых из вас дополнительные карточки, а та же перед вами, волшебные палочки и фея (оценочный лист), с которой вы еще встретитесь. Следите за своей работой на уроке и за каждый правильный ответ заполняйте список желаний феи плюсиками, или галочками.

    А теперь сделайте глубокий вдох, выдох и повторяйте за мной:

    -На уроке мы будем внимательны!

    -Мы открыты для всего нового!

    - Нам все по плечу!- Замечательно! Улыбнемся друг другу!

    Приложение 8 (продолжение)

    2 этап. Мотивация

    Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир музыки. Путешествуя, мы не только узнаем много нового, но сможем открыть в себе дар композиторов, вы сочините свое музыкальное произведения!

    Итак, чтобы определить, куда нам придется отправиться, отгадайте мои загадки.

    1.Взмахнёт волшебник палочкой, и музыка звучит.

    Палочка застынет и весь оркестр молчит.

    Палочка волшебная оркестром управляет,

    А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)

    2. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.

    И город, и деревня, ты угадал, наверно:

    Чтоб слышались овации

    Что нужно? (декорации)

    2. Это что за представленье, людям всем на удивленье?

    Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

    Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями! (опера)

    3. Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

    То такое представленье называется… (Балет)

    У. – Ребята, на экране вы видите слова-отгадки. Скажите, пожалуйста, а где мы можем столкнуться со всем тем, что было в загадках. Подберите общее слово, объединяющее все эти слова. (Театр)

    У.- Правильно! Я думаю, вы догадались, что отправимся мы, именно, в театр.

    3 этап. Актуализация знаний.

    У.- Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.

    Сейчас на экране вы видите лучшие театры и в один из них, мы сегодня отправимся.

    Скажите, пожалуйста, а что нам нужно для того, чтобы попасть в театр?

    - Билет

    У.- Верно. А вы хотите получить билет? Для этого вы должны определить, что, же сейчас идет в театре, это будет темой нашего путешествия. Внимательно

    Приложение 8 (продолжение)

    послушайте отрывок и ответьте на мои вопросы, ответы - это ключики темы путешествия. (ключевые слова из ответов, записываю на доске).

    Отрывок:

    Когда часы стали бить полночь, она поднялась с места и убежала быстрее лани. Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. Принц бережно поднял ее и приказал расспросить привратников, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видал.

    У.- Ребята, а кто-нибудь знает имя этой принцессы?

    - Золушка!

    У.- А к какому литературному жанру относится история о Золушке?

    - Сказка

    У.- Верно, а кто написал эту чудесную сказку, нам расскажет… (Карточка 1)

    4 этап. Целеполагание и планирование

    У.- Ребята, на основе этой сказки композитором С.С Прокофьевым было написано музыкальное произведение. В жанре, которого все мысли и чувства героев выражаются при помощи танца, что же это?

    - Балет

    У.- Дополнительные сведения о балете нам поведает… (Карточка 2)

    У.- В 1944 году, в годы войны, появляется музыка балета «Золушка». В этой чудесной сказке, воспевается добро, любовь, верность, красота, такая музыка была нужна людям не меньше, чем героическая музыка, она вдохновляла солдат на подвиги. Музыка Прокофьева вдохнула новую жизнь в образ Золушки. А мы с вами определили тему сегодняшнего урока. Обратите внимание на ключевые слова: В гостях у сказки. Балет С. Прокофьева «Золушка».

    Приложение 8 (продолжение)

    У.- Молодцы, получите пригласительные билеты! Билеты тоже не совсем простые, заглянем внутрь. Теперь, с билетами мы смело можем пройти в фойе,

    оглянитесь, что вы видите? (открываю доску на ней портреты, фрагменты из сказки)

    - Портрет известных композиторов, писателей. (Среди них Прокофьев, Шарль Перро). А еще картины, на которых Золушка.

    У.- Какие цвета использовал художник, чтобы изобразить золушку? Как хорошо художник с помощью красок и форм передал образ этой милой девушки. Интересно, а можно ли с помощью музыки создать разные образы?

    - Да!

    У.- А хотите узнать, как?

    -Да!

    «Открытие» нового знания. Изучение, объяснение нового материала.

    У.- Итак, мы в театре, и чтобы уверенно чувствовать себя, нам нужно поближе ознакомиться с тем, что нам предстоит посмотреть и послушать в нем. А смотреть и слушать мы будем что?

    - Балет «Золушка»

    У.- Ребят, пока мы в фойе предлагаю приобрести небольшую книжечку с кратким изложением сюжета балета. Она называется - либретто (раздаю, во время этого вспоминаем краткое содержание)

    У.- Теперь проходим в зрительный зал, усаживаемся в удобное бархатное кресло. Чувствуете запах сцены? Аромат театра – один из самых волшебных в мире. Давайте сделаем вдох (гимнастика дыхательная). Все зрители уселись поудобнее. Давайте попытаемся представить, какой нам нарисовал Золушку композитор. Звучит вступление к балету «Золушка»

    Приложение 8 (продолжение)

    Слушание.

    (Анализ) предлагаю обратиться к средствам музыкальной выразительности в виде цветика-семицветика и к словарю эстетических эмоций.

    У.- Какой была мелодия?

    - Мелодия была очень хрупкой, нежной, грустной.

    У.- Как она двигалась?

    - Плавно.

    У.- Какие чувства испытывала Золушка в этом фрагменте?

    - Печаль, грусть, обиду.

    У.- Прокофьев назвал начальную тему вступления – темой обиженной Золушки. В каком ладу эта музыка?

    - Сначала звучит минор, затем – мажор.

    У.- Как вы думаете, почему композитор использовал два лада, сначала минор, а потом мажор?

    - Золушка не могла долго обижаться.

    У.- Какая динамика использовалась в музыке?

    – Пиано (тихо). Ритм был ровный, это говорит о том, что Золушка спокойная.

    Повторное слушание.

    У.- Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем отрывок вступления к балету С.С. Прокофьева «Золушка». Но перед нами будет стоять задача: попробовать себя в качестве дирижёра, у каждого из вас на столе лежит волшебная палочка, которой вы будете показывать изменения в музыке. (Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задание).

    У.- Молодцы ребята, вы очень точно показали динамические оттенки, ритм, у нас получилось красивое вступление к балету. А для чего композитор создает вступление и что такое увертюра, нам расскажет ….(Карточка 3)

    Приложение 8 (продолжение)

    У.- Слушатель понимает по настроению и характеру музыки будущий ход событий. А если обратиться к нашему вступлению, как вы думаете, легка ли будет судьба Золушки?

    - Нет, музыка вступления тревожная. Золушке придется нелегко.

    У.- Звенит звонок Антракт! Находясь под впечатление от прослушанного произведения, мы не спешим в буфет, а пытаемся создать другой образ Золушки. Вы помните, какое чудо произошло с ней? Она попала на бал к принцу. Кто ей помог попасть на бал?

    - Фея!

    У.- Верно! А вы не забываете про своих феи? Когда прозвенит звонок, она может осуществить и ваше желание, так что не забывайте заполнять список желаний феи.

    Показ песни «Добрый жук»

    Вокально-хоровая работа:

    Задачи: плавность голосоведения, четкая дикция, активное дыхание

    Методы и приемы: показ педагога, разучивание песни по фразам, проговаривание текста без музыки вне ритма, в ритме, использование дирижерского жеста, в работе над дыханием, словесное указание на неразрывность фраз.

    У.- И вот снова звучит третий звонок.

    6 этап. Рефлексия и оценивание

    У.- Давайте попытаемся подвести итог урока.

    - Кто подарил театру, замечательный балет «Золушка»?

    - С помощью чего композитор нарисовал нам образ Золушки?

    - Достигли ли мы намеченных целей?

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Что на уроке вам понравилось больше всего?

    Приложение 8 (продолжение)

    А теперь обратимся к вашим феям и посмотрим чье желание, получить хорошие оценки, исполнится? Поменяйтесь с соседом по парте своими феями, подсчитайте баллы друг друга и поставьте друг другу оценки. Самые активные получают красную нотку и оценку 5, тек кто отвечал чуть меньше- оранжевую,

    это оценка 4, желтая нотка достается тем, кто очень старался, но ответов было недостаточно, на следующий урок она будет вашим помощником в получении хорошей оценки. В самом начале урока, я вам сказала, что сегодня мы почувствуем себя в роли композиторов. Те, кто получил красные и оранжевые нотки, распределите их на нотоносце в любом порядке. (нотоносец подготовлен заранее) Теперь самое время обратиться к тому, что мы насочиняли. (играю мелодию урока) Молодцы, ребята, из вас вышли отличные композиторы!

    8 этап. Домашнее задание:

    - Нарисовать Золушку на балу;

    - Подготовить правила театрального этикета;

    - Прочитать либретто.

    Коль спектакль завершился –

    Слышно «Браво!», комплименты;

    А артистам, в благодарность,

    Дарим мы… аплодисменты

    Подарим друг другу аплодисменты!

    А вот этот звонок повествует нам об окончании спектакля

    Наше путешествие в театр окончено! Благодарю за внимание, до новых встреч!

    Приложение 9

    Индивидуальная карта обучающегося

    для определения уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков (ЭГ) на контрольном этапе ОЭР



    ФИ уч-ся

    Критерии оценки








    «М»

    «Э»

    «П»


    «О»

    «Д»


    Общий балл

    Уровень

    1

    Трофимова Анна Станиславовна

    «5»

    «5»

    «4»

    «5»

    «4»

    «5»

    высокий

    2

    Табаков Валерий Филиппович

    «4»

    «5»

    «4»

    «4»

    «4»

    «4»

    средний

    3

    Илларионов Тимофей Сергеевич

    «5»

    «5»

    «5»

    «5»

    «4»

    «5»

    высокий

    4

    Яковлева Надежда Ростиславовна

    «4»

    «4»

    «4»

    «4»

    «3»

    «4»

    средний

    5


    Спиваковский Георгий Родионович

    «5»

    «5»

    «5»

    «5»

    «5»

    «5»

    высокий

    6

    Холопов Федор Андреевич

    «5»

    «5»

    «4»

    «5»

    «4»

    «5»

    высокий

    7

    Каблукова Людмила Олеговна

    «4»

    «5»

    «5»

    «4»

    «5»

    «5»

    высокий

    8

    Боярских Анатолий Ярославович

    «5»

    «4»

    «5»

    «5»

    «4»

    «5»

    высокий

    9

    Левченко Лев Даниилович

    «5»

    «4»

    «3»

    «4»

    «5»

    «4»

    средний

    10

    Батагов Вадим Владимирович

    «5»

    «4»

    «5»

    «5»

    «4»

    «4»

    высокий

    11

    Царевский Юрий Тарасович

    4

    4

    5

    5

    4

    4

    средний

    12

    Бойченко Галина Викторовна

    «5»

    «5»

    «5»

    «5»

    «5»

    «5»

    высокий

    13

    Ермолаев Вячеслав Евгеньевич

    «4»

    «3»

    «4»

    «3»

    «4»

    «4»

    средний

    14

    Костюкова Татьяна Ивановна

    «5»

    «5»

    «4»

    «4»

    «5»

    «4»

    высокий

    15

    Шпак Елена Антоновна

    «5»

    «5»

    «5»

    «5»

    «4»

    «5»

    высокий

    16

    Шадрина Анна Станиславовна

    «4»

    «4»

    «3»



    «4»

    «4»

    средний
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта