эндо инструментация и лечение. Слаква А. - Инструменты моделирования в Blender v2.93. Инструменты моделирования вBlenderВерсия 5 (Blender 93)Автор Артем Слаква
Скачать 6.86 Mb.
|
Заметка: Попробуйте расположить 3D-курсор в месте, отличном от центра оси координат, выбрать его в качестве точки 145 вращения, и вращать/масштабировать несколько объектов одновременно как с включенной опцией Locations, так и без нее. Parents Позволяет производить манипуляции с родительским объектом, при этом никак не воздействуя на дочерние. В режиме редактирования доступны следующие опции: Correct Face Attributes Опция позволяет регулировать UV и цвета вершин при перемещении элементов меша. Дополнительная опция Keep Connected позволяет сохранять связь со смежными элементами при перемещении активных. Mirror Очень простая опция, позволяющая отражать производимые вами изменения по всем трем осям. Гораздо предпочтительнее вместо данной опции использовать модификатор Mirror, так как, помимо ограниченных возможностей, она еще и не всегда корректно работает с несимметричными объектами. Topology Mirror Данная опция становится доступной после активации опции Mirror, и позволяет частично избавиться от той проблемы, когда несимметричный объект отражается некорректно по выбранной оси при редактировании. При активации данной опции, помимо положения конкретной вершины, также учитываются ее связи с соседними. Лучше всего эта опция проявляет себя с высокодетализированными объектами. При работе с кубом вы не заметите никаких изменений после ее активации. Auto Merge Включение данной опции позволяет объединять перемещаемые вершины с другими вершинами, которые находятся на определенном расстоянии от перемещаемых. Данное расстояние устанавливается параметром Threshold. Опция Split Edges & Faces позволяет создавать связь между вершинами и ребрами, тем самым избегая наложения одной геометрии на другую. При этом существующие ребра и грани разделяются в соответсвии с новой геометрией. 146 Рис. 12.4: Меню View. Workspace В этом меню производится настройка рабочего пространства. Вы можете установить режим по умолчанию для выбранного рабочего пространства, а также список активированных аддонов для него. View View В данном меню содержатся опции, позволяющие управлять камерой вида, а также камерами, с помощью которых будет производиться рендеринг изображения. Focal Lens Регулирует фокусное расстояние камеры вида. На виде из камеры (NumPad 0) данная опция недоступна. Clip Strat/End Позволяет установить диапазон видимости камеры вида. Не стоит устанавливать слишком большой диапазон, так как это может привести к появлению различных «артефактов» при рендеринге объектов. При работе с большими объектами увеличивайте параметр Start. При работе с маленькими — уменьшайте параметр End. Стоит отметить, что данная проблема присуща всем приложениям OpenGL/DirectX, а не только Blender. Use Local Camera Позволяет установить активную камеру для данного окна 3D- вида (камера указывается в поле Local Camera). По умолчанию используется камера, установленная на вкладке сцены. Render Region Позволяет производить рендеринг лишь в указанной границе (Ctrl + B). На виде из камеры (NumPad 0) данная опция недоступна. 147 Lock to Object Позволяет привязать вид к выбранному объекту. На виде из камеры (NumPad 0) данная опция недоступна. Lock to 3D Cursor Позволяет привязать вид к 3D-курсору. На виде из камеры (NumPad 0) данная опция недоступна. Lock Camera to View На виде из камеры позволяет привязать камеру к текущему виду. Перемещая камеру вида по сцене, вы будете точно так же перемещать и камеру (объект Camera). 3D Cursor В данном меню задаются точные координаты и угол вращения 3D- курсора. Collections Панель «Коллекции» отображает список коллекций и может использоваться для управления видимостью коллекций в окне 3D- вида. Коллекции можно скрыть в окне 3D-вида, щелкнув значок глаза. Если коллекция содержит объекты, слева от ее названия будет располагаться кружок. Если коллекция пуста, слева от имени коллекции ничего не будет. Нажав непосредственно на имена коллекций, вы изолируете коллекцию, тем самым скрыв все остальные коллекции и показывая прямых родителей и все дочерние элементы выбранной коллекции. Annotations В данном меню производится управление аннотациями, созданными с помощью инструмента Annotate. 148 Рис. 13.1: Панель инструментов в объектном режиме. Toolbar (Панель инструментов) Содержимое панели инструментов изменяется в зависимости от режима работы и типа выделенного объекта. Объектный режим В объектном режиме вне зависимости от типа выделенного объекта (меш или кривая) содержимое панели будет идентично. Select Инструмент выделения или перемещения. Select Box Позволяет выделять объекты прямоугольной рамкой. Select Circle Позволяет выделять объекты кистью (круговое выделение). Select Lasso Позволяет выделять объекты с помощью лассо (произвольная форма выделения). Cursor Изменяет местоположение 3D-курсора. Surface Project Позволяет проецировать 3D-курсор на объекты в сцене. Orientation Позволяет задать способ ориентации курсора при позиционировании. None Никак не изменяет ориентацию курсора. View Выравнивает курсор относительно текущего вида. Transform Выравнивает курсор в соответствии с текущей ориентацией (Transform Orientation). 149 Geometry Выравнивает курсор относительно нормалей объектов, на которые он проецируется. Move Позволяет перемещать объекты. Rotate Позволяет вращать объекты. Scale Позволяет масштабировать объекты. Scale Cage Позволяет масштабировать объекты изменяя размер их ограничительной рамки. Transform Позволяет перемещать, вращать и масштабировать объекты. Drag Action Задает поведение инструмента при перемещении зажатой ЛКМ за пределами Gizmo (параметр None также перемещает объект, как и Move). Annotate Позволяет создавать аннотации в окне 3D-вида. Measure Позволяет измерять длины и углы с помощью линейки в окне 3D-вида. Все доступные способы измерения доступны в статус баре во время работы с данным инструментом. Primitive Add Позволяет создавать 5 типов примитивов в два клика. Depth Позволяет определить плоскость в которой будут создаваться объекты. Orientation Позволяет изменить ориентацию курсора и тем самым место расположения нового объекта. 150 Рис. 13.2: Панель Snap to Позволяет использовать привязку к геометрии или использовать стандартные настройки привязки. ... Содержит дополнительные опции позволяющие выбрать ось курсора (Axis), центр масштабирования (Origin) и соотношение сторон создаваемого объекта (Aspect). Режим редактирования меш-объекта Extrude Инструменты экструдирования уже были рассмотрены в главе посвященной меню граней. Здесь же коротко освежим все пункты и рассмотрим новый его режим - Extrude to Cursor. Extrude Region Экструдирует выделенные грани. Extrude Manifold Экструдируя автоматически разделяет и удаляет смежные грани при выдавливании внутрь. Extrude Along Normal Экструдирует выделенные грани вдоль их собственных нормалей. Extrude Individual Экструдирует выделенные грани вдоль их собственных нормалей независимо друг от друга. Extrude to Cursor Экструдирует выделенные грани в направлении 3D-курсора. 151 инструментов в режиме редактирования. Рис. 13.3: Исходное выделение; Extrude Faces; Extrude Faces Along Normal; Extrude Individual Faces. Inset Faces Инструмент Inset Faces очень похож на инструмент Extrude, но, в отличие от последнего, имеет большое количество дополнительных функций. Boundary Определяет, будет ли граница грани выдавливаться к центру грани. Рис. 13.4: Исходное выделение; опция Boundary включена; опция Boundary выключена. Offset Even Масштабирует смещение для придания более равномерной толщины. 152 Рис. 13.5: Исходное выделение; опция Offset Even включена; опция Offset Even выключена. Offset Relative Масштабирует смещение на основе окружающей геометрии. Рис. 13.6: Исходное выделение; опция Offset Relative включена; опция Offset Relative выключена. Edge Rail Перемещает грани вдоль существующих ребер. Рис. 13.7: Исходное выделение; опция Edge Rail включена; опция Edge Rail выключена. Thickness Задает размер вставляемой грани. Depth Позволяет поднять или опустить вставляемую грань. Удерживайте Ctrl после нажатия клавиши I для регулировки данного параметра. 153 Рис. 13.8: Исходное выделение; Depth: 0.02; Depth: -0.02. Outset Выдавливает грани наружу, а не внутрь. Рис. 13.9: Исходное выделение; опция Outset включена; опция Outset выключена. Select Outer Выделяет грани, созданные с помощью инструмента Inset Faces. Рис. 13.10: Исходное выделение; опция Select Outer включена; опция Select Outer выключена. 154 Individual Позволяет выдавливать соседствующие грани индивидуально. Рис. 13.11: Исходное выделение; опция Individual включена; опция Individual выключена. Interpolate Позволяет интерполировать выделенные грани, например, подгонять UV-развертку в соответствии с работой инструмента Inset Faces. Bevel Инструмент Bevel может быть использован для создания фасок и закругления краев объекта. В реальной жизни не существует идеально острых предметов. Даже лезвие ножа имеет скругленный край. Это особенно важно учитывать при создании чего-либо фотореалистичного. Без гладких краев объекта ваш рендер будет выглядеть нереалистично, вне зависимости от материалов и освещения. Инструмент Bevel работает только с ребрами объекта. При этом неважно, выделяли вы вершины или грани, он все равно распознает ребра и создаст фаску в их местоположении. Так происходит до тех пор, пока вы не отметите пункт Vertex only. Тогда разделение будет происходить в местах вершин. Заметка: Фаска создается только на тех ребрах, которые соединяют лишь две грани (non-manifold). На вершины данное ограничение не распространяется. Width Type Позволяет выбрать один из 4 типов контроля размера фаски: Offset Расстояние нового ребра от исходного. 155 Width Ширина поверхности скоса. Depth Расстояние от первоначального ребра до скоса грани. Percent Процент от длины соседних ребер. Width Задает размер фаски в соответствии с выбранным типом. Данный параметр регулируется с помощью мышки до применения инструмента. После этого его можно настроить на панели инструментов или во всплывающем окне. Segments Задает количество сегментов для скругления углов. При добавлении инструмента данный параметр можно контролировать колесиком мышки. Profile Позволяет контролировать форму фаски, в диапазоне от 0.150 до 1, при наличии 2-х и более сегментов. Значение меньше 0.25 создает вогнутые скосы, 0.25 — прямые, 0.5 — круговые, и 1 — возвращает исходную форму. Рис. 13.12: Исходное выделение; Profile: 0.15; Profile: 0.25; Profile: 0.5; Profile: 1. Vertex Only Создает фаску исключительно на вершинах объекта. 156 Рис. 13.13: Исходное выделение; Vertex Only. Clamp Overlap Позволяет предотвратить пересечение геометрии при установке больших значений скоса. Loop Slide Позволяет избежать перекосов ребер при создании фаски. Mark Seam Позволяет сохранить швы при работе с данным инструментом. Mark Sharp Позволяет сохранить метку острых ребер при работе с данным инструментом. Material Позволяет назначить материал для новых граней, созданных с помощью данного инструмента. Значение по умолчанию (-1) наследует материал от ближайшей грани. В противном случае число является индексом слота материала, который будет использоваться для всех новых граней. Harden Normals Если этот параметр включен, нормали новых граней будут скорректированы для соответствия окружающим граням, при этом нормали окружающих граней не будут затронуты. Это сохранит окружающие грани плоскими (если они были таковыми ранее), а грани фаски будут плавно переходить в них. Чтобы этот эффект работал, необходимо включить пользовательские нормали (Auto Smooth). Для удобства использования этого инструмента, опция Auto 157 Smooth будет включена автоматически, если она не была активирована до этого. Face Strength Mode Этот режим можно использовать в сочетании с модификатором Weighted Normals (с включенной опцией «Face Influence»). None Не устанавливает силу для граней. New Устанавливает силу для новых граней вдоль ребер в значение Medium, а для граней вдоль новых ребер в вершинах в значение Weak. Affected В дополнение к тому, что было сделано в режиме New, также устанавливает силу в значение Strong для прилегающих граней. All В дополнение к тому, что было сделано в режиме Affected, также устанавливает силу в значение Strong для всех оставшихся граней. Outer/Inner Miter Устанавливает шаблон для «внешних митров» (тех, у которых угол на гранях между двумя скошенными краями больше 180 градусов) и «внутренних митров» (угол меньше 180 градусов). Sharp Значение по умолчанию (стандартная фаска). Patch Заменяет внешнюю вершину митры на 3 вершины и использует там patch-паттерн. Отдельный параметр Spread указывает на то, как далеко отодвинуть вершины от их исходного положения. Arc Заменяет вершины митры на 2 вершины, соединенные дугой. Отдельный параметр Spread указывает на то, как далеко отодвинуть вершины от их исходного положения. 158 Рис. 13.14: Результат работы различных типов митр. Spread Значение, используемое для разделения дополнительных вершин на внешние и внутренние митры. Loop Cut Ранее в данной книге уже говорилось о том, что данный инструмент является одним из наиболее часто используемых. Он позволяет разделять все грани, образующие так называемую петлю (loop) с помощью ребер. Работа с данным инструментом состоит из двух шагов. Сначала вы указываете курсором мышки область, в которой необходимо создать петлю. После щелчка мышки вы можете отрегулировать положение разреза с помощью все той же мышки. И уже после применения инструмента можно произвести точную настройку с применением опций на панели инструментов. Number of Cuts Количество создаваемых разрезов (можно регулировать с помощью колесика мышки, до применения инструмента). Smoothness По умолчанию новые ребра создаются в той же плоскости, в которой находятся оригинальные грани. С помощью данной опции вы можете сместить их местоположение, на основе одного из выбранных типов спада (можно регулировать с помощью клавиши Alt + Scroll, до применения инструмента). 159 Рис. 13.15: Smoothness: 0; Smoothness: 0.5; Smoothness: -0.5. Falloff Тип спада для опции Smoothness. Factor Регулирует положение созданных ребер. Even Заставляет ребра повторять форму смежных ребер. Flipped При использовании режима Even меняет направление ребер (начинают повторять форму противоположных ребер). Рис. 13.16: Исходный разрез; Even; Even + Flipped. Clamp Позволяет включить привязку скольжения к плоскости грани, в которой ребро находится в данный момент. Correct UVs Изменяет UV-развертку в соответствии с произведенными трансформациями. Offset Edge Loop Cut Данный инструмент позволяет разделять грани, с помощью ребер, по обе 160 стороны от выделенного ребра. Имеет такие же опции, как и инструмент Loop Cut, за исключением одной — Cap Endpoint. С помощью данной опции можно объединить созданные ребра в замкнутую петлю. Рис. 13.17: Исходное выделение; Factor: 0.5; Factor: 0.5 + Cap Endpoint. Knife С помощью данного инструмента вы можете изменять геометрию на вашем объекте в том месте, где вам это необходимо. После использования этого инструмента вы не найдете никаких опций на панели свойств. Зато во время работы с ним, все они будут отображаться в заголовке окна 3D-вида. Рассмотрим каждую из них: С помощью ЛКМ указывается начало и конец разреза. Двойной клик ЛКМ заканчивает создание текущего разреза (но не использования инструмента Нож). Клавиша E позволяет перейти к созданию нового разреза. Удерживание клавиши Ctrl позволяет привязать «Нож» к центру ребра. По умолчанию «Нож» привязывается к вершинам и ребрам объекта. Удерживание клавиши Shift отключает данную привязку. Клавиша C позволяет создавать разрезы с шагом в 45°. Клавиша Z позволяет разрезать меш насквозь. Завершить создание разреза можно клавишей Enter или Пробел. Отменить клавишами ESC или ПКМ. 161 Рис. 13.18: Результат работы инструмента Knife. Заметка: Если вам нужно создать разрез строго под углом 35°, то перед использованием инструмента Knife, просто поверните ваш объект на 10° и используйте Нож с ограничением угла в 45°. Bisect С помощью инструмента Bisect можно легко и точно разрезать меш на две части или отрезать его часть. Есть три важных отличия этого инструмента от инструмента Нож: Вы можете точно позиционировать плоскость разреза на панели инструментов. Разрез может удалить геометрию с одной из сторон (либо с обеих одновременно). Отверстия, созданные с помощью данного инструмента, можно сразу же закрыть, создав грань в месте разреза (почти всегда это многоугольник). После выбора данного инструмента просто проведите линию с зажатой ЛКМ, и тем самым укажите место создания разреза на объекте. После этого появятся опции данного инструмента, с помощью которых можно точно расположить разрез на объекте. Опции Plane Point и Plane Normal позволяют точно позиционировать разрез на объекте. Опции Clear Inner и Clear Outer удаляют часть меша впереди или позади плоскости разреза. Опция Fill заполняет образовавшийся в таком случае разрез гранью (многоугольник). Параметр Axis Threshold задает диапазон, при превышении которого плоскость разреза будет привязываться к ближайшим вершинам разрезаемого меша. |